Пользователь
0,0
рейтинг
25 июля 2014 в 17:16

Управление → В погоне за любимым делом или как я оказался в Бельгии из песочницы

У каждого из нас есть свои мечты, цели, увлечения (и есть работа). Иногда все эти вещи совпадают, иногда сосуществуют, и иногда и вовсе расходятся. Мне очень повезло и, по сути, я смог объединить их и найти работу своей мечты, которая прекрасно сочетала в себе мечты и увлечения.

Этот пост навеян двумя сегодняшними хабрастатьями, а именно «Как я уехал работать айтишником в Лондон» и «Про любовь к языкам программирования», ведь именно любовь к языку программирования, в сочетании с двумя моими главными увлечениями, забросили меня в неофициальную столицу Евросоюза.

Введение


С детства меня интересовали две вещи: авиация и вычислительная техника.

Начнем с небольшой автобиографии, мой отец — военный летчик, все детство я провел в военных городках, засыпая и просыпаясь под рев реактивных двигателей, еще будучи учеником первый раз выпрыгнул из исправного вертолета с куском материи, собственноручно уложенной в ранец и именуемой парашют Д-1-5у. Это не прошло бесследно и авиацию я полюбил всей душой, поэтому сомнений в выборе профессии не было. Получив высшее авиационное инженерное образование, я даже полетал немного в качестве бортового авиационного техника корабля («кораблем» в ВВС называется самолет массой больше 40 тонн), но при этом не забрасывал и второе увлечение: во время обучения в институте был раскопан диск с Mandrake, изучено кнопкотыкание в Borland C++ Builder для написания лабораторных работ (программированием я это не могу назвать), а в качестве дипломной работы была спроектирована «система подавления влияния турбулентности атмосферы на экипаж самолета» на основе нейросетей с генетическим алгоритмом обучения, во как!

А мне летать охота


Но генералом ВВС мне не суждено было стать — судьба распорядилась иначе, и я покинул ряды Вооруженных Сил. Дальше была карьера Linux-инженера в различных российских и международных компаниях, но всегда тянуло к самолетам, проводились часы под глиссадой ближайших аэропортов, в симуляторах и на авиафорумах, командировки я любил только из-за перелетов, и всегда возил с собой «правильный» GPS навигатор, который имел режим «Полет» чтобы следить за сменой эшелонов и воздушных трасс.

Конечно, я постоянно мониторил вакансии и возможные пути развития в авиации гражданской. Техник самолета — да, но компьютеры там на уровне «загорелась лампа Л — поменяй блок Б», зато зимой и летом на бетоне, да и за переучивание надо было просить денег, а впадать в кабалу к работодателю ну очень не хотелось, самоучки не принимаются, нужны сертификаты, да и зарплата заставляла плакать за отечественную авиационную отрасль. Из интересного была, например, вакансия инженера на тренажер в «S7 Training», но на тот момент у меня не было ни прав, ни машины, да и зарплату они предлагали не очень высокую за посменную работу в 50 км от дома платили меньше, чем админу парочки серверов.

В какой-то момент меня осенило — но ведь программное обеспечение для авиации тоже пишут и делают обычные люди, не Боги же горшки обжигают, а какой самый «авиационный» язык программирования? Правильно, Ада! Аду я к тому времени уже худо-бедно знал — сосед по квартире расхваливал мне этот «прекрасный язык без переполнений буфера» и постепенно я стал втягиваться в сообщество (да, сообщество есть, в том числе и в России),

На пути к своей цели


Встала следующая задача — найти список потенциальных работодателей, их требований и, по-возможности, «засветиться» в этих кругах.
Поиск даже потенциальных работодателей в России результатов не дал, фирмы, занимающиеся разработкой ПО в этой сфере, вроде, есть, но они или не ведут набор, или в требованиях «эксперт С(++)», а то и вовсе веселее ASM, зато мир зарубежный показал, что не все так плохо: EADS, Boeing, несколько французских около-airbus-овских компаний вполне себе используют Ada в разработке и даже периодически появляются вакансии; ну, в общем, с десяток компаний набиралось (на весь мир!). Возникла одна проблема — из России они брать не хотели (и, как будет видно дальше, дело вовсе не в визовых заморочках). И тут пришло решение столь популярное в последнее время — пора валить.

Эмиграция


Поиск путей возможной эммиграции не занял много времени — одна известная красношапочная компания согласилась предоставить мне старый ржавый трактор, ибо люди в саппорте, пусть и третьей линии нужны всегда. Нет, это не было так просто и гладко, но все-таки особой сложности тоже не представляло. Три собеседования по телефону — Job Offer — 3 месяца бумажной работы и в паспорта вклеены визы тип D (долгосрочные), процесс эмиграции в Чехию расписан на просторах интернета весьма подробно, не буду тут останавливаться. Весь скарб распродан, остатки сложены в любимый Prius и в ночь на 25 декабря (с тонким расчетом на добрых таможенников, которым будет неинтересна машина, заваленная скарбом от спинок передних сидений и до крышки багажника, и отсутствие очередей в Рождество), наша семья из двух человек направилась по направлению к государственной границе Роосийской Федерации.

Засветка


Следующим шагом, как вы помните, было «засветиться» в «адских» кругах, и, заодно, подучить язык. Так как на тот момент я использовал Fedora Linux как основной дистрибутив, логичным было создать среду разработки для этого дистрибутива, запакетировать библитеки, поправить ошибки и прочая рутинно-бюрократическая работа, ну и попутно пописывая что-нибудь для себя и помогая другим. В Debian Linux, к слову, эту же работу выполняет Ludovic Brenta — мой нынешний коллега (но я не знал, где он работает до момента подписания контракта).

Меня заметили


Ну и наконец, наступил тот долгожданный момент: получаю сообщение в Linkedin от рекрутера одной из консалтинговых компаний: «Ищется Junior Software Engineer для работы у одного нашего клиента в области Air Traffic Control Management в Брюссель». Три телефонных собеседования:

  • Собственно HR, общие вопросы
  • Менеджер проекта со стороны консалтинговой компании — Java/C++ программист — вопросы по паттернам, проблемам паралельного программирования и краткий экскурс в то, как вести себя на интервью
  • (Как оказалось) Нынешний тимлид. Вопросы про построение сложных, распределенных систем, вопросы про проблемы работы с памятью (тут все просто — Филип — один из ключевых разработчиков valgrind), про bind, connect, SQL, find/grep/sed и т.п… Больше всего поразил вопрос: «сколько строк кода Вы написали?», я вот даже сейчас, спустя два месяца работы, не помню сколько строк кода я написал на этом конкретном проекте.
  • Веб-тестирование на наличие встроенного в мозг компиллятора языка знание языка Ada. Тут я немного схитрил — в тесте при нажатии на кнопку Ctrl автоматически ставилась «двойка» (для того, чтобы не копировали текст и не проверяли как поведет себя компилятор)… Пользователи Linux, уже догадались в чем была хитрость, правда? Тем не менее не все тесты можно было тупо скопировать и проверить, а набрать надо было не менее 80% правильных ответов и я уже подумал, что на этом мои собеседования закочились
  • Очное собеседование, совпавшее по времени с моим выступлением на FOSDEM на тему «Ada in Fedora Linux» (презентацию можно найти на SlideShare, само выступление должно быть где-то на просторах Интернета). Задачки «написать код на листке бумаги»: «Find and Replace», «вращение внешней границы матрицы», расчет времени, затрачивамой на набор высоты в различных условиях атмосферы и какие-то еще… В общем 6 часов адских (вот тут даже не знаю от какого корня Ад или Ада) мук после перелета и 14 часов на ногах. И провокационный вопрос про частую смену работы…


Первым вопросом был, конечно, «Ваше гражданство?», ибо мое «интернациональное» резюме сбивало всех с толку, ответ «Россия» их сначала расстроил, но во время второго собеседования прозвучало что-то вроде: «Мы узнали, разрешение на работу будет делаться 2 месяца, виза Вам не нужна, это нас устраивает», моего товарища, у которого в резюме стояло «Россия» не стали даже собеседовать, причин я не знаю, увы. Ну и стоит упомянуть, что work permit был готов раньше, чем закончился мой срок «отработки» в Чехии,
И вот он — долгожданный Job Offer! C 1-го мая я — программист в команде по разработке Enhanced Tactical Flow Management System в компании Eurocontrol. (Ну на самом деле, не в самом Евроконтроль, так как вся разработка отдана на субконтракт). Система действительно сложная и отвечает за Flow and Capacity Management над всей территорией единого воздушного пространства стран-членов:

image

Насчитывает больше 2 миллионов строк кода, при этом пережила несколько кардинальных изменений за свою почти более чем 20-ти летнюю историю (и это не предел, ибо отдельные компоненты были написаны в 1986 году), в ходе которых были решены весьма интересные проблемы масштабируемости, надежности и еще раз надежности, но об этом в следующих выпусках!

Вот так можно не рассуждать об любимых и «рабочих» языках программирования, а сделать из любимого рабочий, каким бы экзотическим или вымершим он не казался. И да, мечты сбываются не только в рекламе газового гиганта, стоит приложить только чуточку усилий, разбавленных толикой везения.
Pavel Zhukov @gryberg
карма
30,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Управление

Комментарии (26)

  • –61
    Иронично, но эпоха «вализма» может совпасть с эпохой репатириации. Если санкции окажутся эффективными, то это устранит конкуренцию с Запада и создаст большй технологический рынок. Тогда уже валить нужно будет в Россию.

    Мне представляется картинка, где крутой янки тыкает дубиной спящего в берлоге русского медведя и с гордым лицом не догадывается о последствиях.
    • +22
      Было же. Никто что В СССР не валил.

      Откуда вообще в голове такая идиотская мысль, как отсутствие конкуренция это хорошо? Это же чушь по определению.
      • –4
        Есть сферы, для которых рынок и конкуренция естественны: к примеру, сфера услуг, производства и сбыта товаров массового потребления, наконец, IT. Но есть и те, для которых преимущественно противопоказаны: крупная промышленность, добыча ресурсов и большая часть наукоемких отраслей.
        • +4
          Хм, чем вредна конкуренция в тяжелой промышленности и добыче ресурсов? Очередной пинок для развития. Или тяжелой промышленности и добыче ресурсов развитие не нужно?

          Про наукоемкие отрасли и вовсе не понял. В чем проблема, например, конкуренции в космосе? Несколько компаний пытаются добиться как можно более дешевого способа доставки груза на орбиту — чем не радость? Куда печальнее ситуация, когда на рынке один-единственный монополист и чихать он хотел на инвестиции во что-либо и изменение чего-либо.

          Я никак не могу взять в толк, чем плоха конкуренция для тяжелой промышленности, добычи ресурсов или наукоемких отраслей. Если не затруднит — объясните, пожалуйста.
          • –3
            Естественные монополии, ознакомьтесь с понятием.
            • +1
              Не уходите, пожалуйста от ответа. На пальцах объясните, чем плоха конкуренция для тяжелой промышленности, добычи ресурсов или наукоемких отраслей.

              Кстати, ни тяжелая промышленность, ни добыча ресурсов, ни наукоемкие отрасли не являются естественными монополиями и потому к чему вы о них упомянули — непонятно.
    • +1
      Если санкции окажутся действительно эффективными, то это обрушит экономику России за пару месяцев.
      • 0
        И за одно нанесет ощутимый удар по тем, кто их принимал.
        • +1
          Разница в том, что «ощутимый удар» Европа перенесет спокойно, а вот Россия не найдет средств, чтобы платить пенсии, зарплаты учителям и врачам.
    • +12
      Если так случится — я буду только рад, но, думается мне, технологический рывок вызывается не такими методами. Северная корея далеко не рванула, а Южная часть полуострова неплохо развивается без всякой изоляции.
      • –12
        Однако будь то Южная Корея, будь то Китай или Япония, прекрасно понимают, что есть сферы экономики и производства (в первую очередь — высокотехнологичного и наукоемкого), в которых нужна автаркия, и где государственные интересы должны превалировать над интересами олигархата представителей крупного бизнеса.
    • +27
      пожалуйста, избавьте хотя бы хабр от этого дерьма
    • +2
      Простите, какой технологический рынок? Ориентированный на каких потребителей? Просто я что-то недопонял? Или вы опять про «шандарахнем ядреной бомбой и все будет наше»?
    • +1
      Инновации есть люди + капитал + логистика.

      Ни одну из этих проблем не решает закрытие границ. Да, критические вещи государство всегда будет оплачивать по любой цене — но гражданские безделушки в этот список точно не входят.
    • +6
      «Вализм» создают не люди, которые хотят себе лучшей жизни и готовы ради этого работать. В любом обществе всегда есть такие. «Вализм» создают глупые руководители стран, когда не создают внутри страны условий для развития людей.

      Есть такие вот мечтатели, которых жизнь ничему не учит. Говорят:

      − Ах, как было бы хорошо, чтобы все были равны. Давайте отберем все у богатых, и все сразу станут равны!

      Потом всегда наступает голод, гражданская война, разруха. Ничего из этой мечты не получилось, но вместо того, чтобы намотать на ус, они предлагают другие нереализуемые мечты:

      − Ах, как было бы хорошо, чтобы волки не ели оленей. Давайте расстреляем всех волков из пулеметов с вертолетов!
      − Ах, как было бы хорошо, чтобы зарплаты выросли вдвое. Давайте напечатаем вдвое больше денег и всем раздадим!
      − Ах, как было бы хорошо, чтобы не учились люди плохому. Давайте сожжем все книги!
      − Ах, как было бы хорошо, чтобы в интернете не было порнографии. Давайте закроем весь интернет!
      • 0
        Вы пересказываете «Скотный двор» Оруэлла…
        • +1
          Это не я пересказываю «Скотный двор». Это руководство стран, которые идут по пути популизма, бесконечно разыгрывают его.
    • 0
      Вы хотите сказать, что все, что создается России — это неконкурентоспособное вещество? Зачем же тогда возвращаться в закрытую страну, где есть только неконкурентоспособные продукты.
  • +2
    А можно по подробнее про пермит? Чешский пермит катит для Бельгии?
    Или работодатель все таки спонсировал рабочую визу?
    • +6
      Давайте разделим документы:
      1) Виза или разрешение на пребывание (visa, residence permit) дает Вам право пребывать на территории страны, которая выдала разрешение или на территории стран Шенгенского соглашения сроком не более 90 дней в любые полгода, для более длительного пребывания необходимо получать соответствующий документ на новом месте. В случае пересечения «внешних» границ шенгена выдается виза тип D сроком 90 или 180 дней (в зависимости от страны) со сроком рассмотрения до 120 дней.
      2) Разрешение на работу (Work permit) дает право работать на территории страны, его выдавшей. Есть еще разные цветные карты, мы их не касаемся сейчас, на хабре была статья.

      Так как разрешение на долгосрочное пребывание в шенгене у меня было, «визу» получать не надо было до переезда. Разрешение на работу нужно в любом случае. Разрешение на работу выдается после анализа рынка труда и если не найдется специалистов внутри ЕС. В исключительных случаях может выдаваться без анализа рынка (для совсем уж экзотических профессий, вроде программистов ATM, ядерных физиков и прочих космонавтов).

      Если есть необходимость — могу расписать тонкости переезда «извне» в ЕС и перемещения внутри шенгена. Если первая тропка более-менее протоптана, то во втором случае, как показывает практика, даже не все агенства по реаллокации знают, что делать и чем руководствоваться.
      • +4
        Про переезд из одной страны ЕС в другую было бы интересно почитать, заранее благодарю.
  • +1
    Да, было бы здорово. Я постоянно слышу про «если не найдется кандидатов в ЕС» но на практике кроме очень крупных контор или банков никто, кажется не заморачивается.
    Особенно интересует какие именно IT специалисты привлекаются из третьих стран
  • +8
    Жаль, что эмигрируя, вы забыли фотоаппарат.
    • +4
      да, разбавить картинками было бы неплохо, но пост получился интересным и без оных
  • 0
    Интересует вот какой момент, вы написали «наша семья из двух человек». Т.е. на тот момент вы были женаты? И, например, после получения рабочей визы — вашей жене тоже разрешили остаться?
    • 0
      Да, жена была на 8-м месяце беременности на момент переезда в Бельгию, если бы ей не разрешили — я бы тоже уехал.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.