Пользователь
0,0
рейтинг
21 февраля 2015 в 16:43

Маркетинг → Мир стремительно становится «on-demand»



Сразу три свежих новости свидетельствуют об одной и той же тенденции. Во-первых, в Барселоне Uber начал доставлять еду: уже существующая система теперь используется еще и для ситуации «запусти приложение, выбери что-то из ассортимента ресторанов-партнеров, и водитель Uber привезет тебе это через 10 минут». Во-вторых, Amazon теперь предлагает жителям Манхэттена доставку определенных товаров в течение одного часа. В-третьих, стартап Washio, предоставляющий в нескольких американских городах «стирку на заказ» (к клиенту приезжают, забирают его грязную одежду, позже возвращают чистой и поглаженной), ввел ускоренный режим Washio Now: раньше требовалось заблаговременно записываться на конкретное время, а теперь можно нажать кнопку «приезжайте», и машина прибудет в течение часа.

Все это говорит о следующем: модель «хочу это здесь и сейчас», ранее действовавшая для такси и пиццы, стремительно распространяется на другие области. Business Insider, определив в прошлом году on-demand economy как «экономическую активность технологических компаний, отвечающую на потребительские запросы немедленным предоставлением товаров и услуг», обещал ей большое будущее — и его прогноз сбывается на глазах.

Приведенные примеры — далеко не единственное, что в мире уже можно быстро получать к своей входной двери. Есть замена массовым и предсказуемым вещам (Instacart предлагает не ходить за продуктами самому, кто купит все за тебя и привезет), а есть куда более неожиданное: Glamsquad предлагает срочно вызвать на дом стилиста (если кому-то надо прихорошиться к торжественному вечеру и нет времени отправиться в салон красоты, это может быть спасением). Не все подобные сервисы отрабатывают в течение часа (Zeel предлагает массажиста на дом «в день заказа», а Handy — «мужей на час» на следующий день), но все стремятся к сокращению сроков.

Наконец, самое показательное — появился сервис Bringg, призванный любому «бизнесу с доставкой» предоставлять соответствующий инструментарий (позволяющий, например, показывать клиенту на карте перемещение исполнителя его заказа). Это нагляднее всего показывает, что речь не об отдельных успешных проектах, а новой индустрии.

Сейчас зона действия большинства таких сервисов обычно ограничивается несколькими американскими городами — в первую очередь, Сан-Франциско, где стартаперы Долины и создают подобные проекты, и сами же охотно ими пользуются. Означает ли это, что весь рынок ограничен узкой прослойкой «технарей», а массовому потребителю такое неинтересно? Нет, скорее это означает, что история сейчас только начинается: главный ее представитель Uber тоже сначала пользовался популярностью в Долине, а теперь работает в 53 странах для самой разной аудитории.

Актуальность

Почему это все возникло только сейчас, если «продукты с доставкой» могли бы радовать людей и десятилетия назад? У этого есть и технологические, и социальные причины.

Мобильные устройства приучили пользователя к тому, что он больше не привязан к домашнему компьютеру или рабочим часам, виртуальное стало доступным в любое время и в любом месте. И когда различные сервисы, оперирующие с реальным миром, завели приложения для тех же устройств, пользователю захотелось получать от них такую же скорость, простоту и универсальность.

Смартфоны позволили человеку легко сообщать свое местоположение — а с помощью сервисов вроде Foursquare приучили его делать это по любому поводу. Рассказывать всему миру, где именно ты находишься, стало привычным делом — а в этом случае проще становится сообщать о том же какому-либо сервису.

Смартфоны также позволили таким сервисам вместо собственного штата исполнителей легко прибегать к услугам фрилансеров, которые просто открывают приложение и видят заказы пользователей (благодаря этому взлетел Uber, о чем я недавно писал на Мегамозге). Поскольку исполнители в таких сервисах постоянно перемещаются по городу, существовавшие ранее компьютерные аналоги им не подходили.

Наконец, из-за логистики технологическая часть здесь гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд: это ситуация, когда точки заказов на карте вспыхивают в произвольных местах в произвольное время, и необходимо моментально реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию. На разработку алгоритмизированного прокладывания маршрутов, позволившего Washio сократить время выполнения заказа до часа, у компании ушло полгода. Показателен также опыт UPS, появившихся задолго до on-demand-бума, но сталкивающихся с той же проблемой оптимизации маршрутов: их программа Orion выбирает лучшие варианты из числа с 198 нулями.

Перспективы

Хотя некоторые предостерегают о «пузыре», как всегда бывает в подобных случаях, будущее здесь выглядит очень оптимистичным: резкий рост популярности подкреплен соответствующей доходностью. Если другие стартапы могут при громадной аудитории не представлять, как ее монетизировать, то у представителей on-demand economy с первым же пользователем появляется живой денежный поток (хотя здесь и возможна низкая маржинальность из-за высокой конкуренции).

Сложнее следующий вопрос: что это все значит для России, ждет ли волна on-demand economy нас, и стоит ли российским стартаперам срочно делать такие сервисы? И здесь есть опасения: например, в России куда сильнее распространены платежи наличными, а сервисам с фрилансерами-исполнителями подходит оплата с карточки (чтобы все транзакции проходили через сервис, так что исполнитель с потребителем не могли его обмануть, договорившись напрямую).

Но для российских стартаперов есть и свои преимущества. В то время как Instagram един для всего мира, российские пользователи охотно в нем сидят, и отдельный «российский Instagram» им не требуется, в случае с on-demand все иначе. Поскольку такие сервисы не могут запуститься сразу во всем мире, они подключают регионы поочередно, и до России очередь явно дойдет нескоро — так что сейчас можно успеть сделать аналог уже успешного в США сервиса и завоевать российский рынок до прихода конкурента.

А кроме того, отдельных примеров on-demand или близких к этому явлений в России уже сейчас становится все больше. Uber запустился в Москве с Петербургом и оказался востребованным. К давно существующему YouDo, предлагающему заказчикам и исполнителям бытовых поручений находить друг друга, недавно добавился «Яндекс.Мастер». А сеть гипермаркетов «Окей» на днях запустила интернет-магазин — очевидно, придя к выводу, что достаточное количество российских покупателей дозрело до отказа от традиционной модели похода за продуктами и хочет выбирать их на экране. Все это говорит о том, что предпосылки для on-demand бума есть и у нас.
Константин Рукин @jjoker
карма
10,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Маркетинг

Комментарии (8)

  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      Мне кажется, связь между образом жизни и скоростью доставки будет минимальна. Если это геймер, который проводит всё свободное время в игре, его жизнь не сильно изменится, если что-то доставят быстрее. Для человека, который не живёт в компьютере, это сэкономит время. Ему не придётся, к примеру, ехать в аптеку, если срочно понадобилось какое-то лекарство, ему его доставят за 10 минут.
  • +5
    Даю идею на миллион — туалет on demand. Вы, значит, идете по незнакомой улице в незнакомом городе и вдруг вам приспичило. Вы открываете приложение в телефоне, нажимаете крупную красную кнопку и через 2 минуты из-за угла выезжает машина с кабинкой.
    • +3
      Есть подобный сервис уже :)
      Только там вы ищете ближайшую локацию, где люди согласны «зашерить» свою уборную за $5-10
    • +1
      Нажимаете крупную красную кнопку и приложение делает поиск в Гугл картах по запросу кафе/ресторан/столовая.
      • 0
        По запросу «ближайший Макдональдс».
        • +1
          А зачем себя ограничивать? И чем Вам туалеты в Макдональдсах больше нравятся, чем в других заведениях? А вообще в Европе Макдаках я чаще встречал платные туалеты, чем в других заведениях. Вы как хотите, но я предпочитаю заходить в самые крутые рестораны. =)
  • +1
    чтобы все транзакции проходили через сервис, так что исполнитель с потребителем не могли его обмануть, договорившись напрямую

    Это не проблема по сути. Поскольку исполнитель в любом случае получает заказы через приложение, он может оплачивать некую фиксированную стоимость каждого принятого заказа, либо просто подписываться и платить абонентскую плату. Я работал в такси, в котором еще до появления Убера была подобная технология, и там водители еженедельно через терминалы просто оплачивали свои аккаунты. Многих даже никогда не видели в офисе после приема на работу.

    Вообще, развитие on-demand чем-то напоминает ситуацию в конце 19 — начале 20 вв. Когда первые этажи домов были почти повсеместно отданы под малый бизнес, и большинство сервисов, от парикмахерских до магазинов оказывались в шаговой доступности.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.