Пользователь
0,0
рейтинг
17 марта 2009 в 15:43

Маркетинг → СМИ 21-го века. Часть 1. Алмаз новостей перевод

Месяц назад в группе Онлайновая журналистика (Online Journalism Facebook Group) я спросил читателей, о каких сторонах эксперимента по обратному редактированию (bottom-up editing) они хотели бы узнать больше. Megan T назвала «Пересмотр процесса создания газеты».
После массы поисков, формулировок и черновиков у меня получилось несколько моделей, касающихся производства новостей, их сбора, интерактивности и новостей как бизнеса. Ниже я привожу первую из них. Это – смешанная модель, её можно применить для прессы и эфирных СМИ, кроме того в неё включена онлайновая составляющая.

image
Пунктиром на схеме обозначены те стадии, на которых обязательно требуется участие читателей.

Краеугольные камни медиа


Онлайновое СМИ оперирует в своей работe двумя взаимодополняющими и взаимопротиворечащими факторами: скоростью и качеством. (Имеется ввиду извечная дилемма новостного СМИ: опубликовать новость быстрее, не тратя времени на проверку фактов, или опубликовать её проверенную, со множеством деталей, но с опозданием. — прим. переводчика.)
Новые технологии позволяют распространять новости быстрее чем прежние средства коммуникации – радио и телевидение. Вспомним о мобильной связи и электронной почте. Вспомним о блогах, обновляемых с мобильных телефонов, вспомним про Twitter.
Одновременно неограниченное пространство и время всемирной паутины, природа гипертекста, возможность увязывать всё воедино увеличивают их потенциал к более качественному широкому и глубокому описанию реальности, чем это делают бывшие короли контекста и анализа – газеты и журналы. Вспомним, как использовали Википедию во время урагана Катрина. Вспомним местные (hyperlocal) сайты (см. например, Chicagocrime.org).

Приводимая ниже производственная цепочка описывает, как большая новость может обрабатываться в редакции смешанной модели, извлекая плюсы и скорости, и качества.

  1. Молния. Как только журналист или редактор узнаёт о каком-то событии, редакция выдаёт короткое сообщение-молнию. Например, с мобильного телефона, Blackberry или через ноутбук с беспроводным доступом в интернет. Те, кто подписан на рассылку по электронной почте или SMS, следящие за вашим статусом на Twitter и Facebook, узнают новость мгновенно. Полноценную новость вы еще не опубликовали, но вы уже показали, что вы в курсе! Такая практика покажет читателям, что вы были первыми, что это ваша новость, она поможет повысить вашу профессиональную репутацию. Ну а если это не сенсация, молнии о небольших событиях добавят вашему СМИ немного живого шарма (по типу статуса на Twitter'е). Это нравится читателям.
  2. Набросок. Такой формат ещё не годится для печати или выхода в эфир, но прекрасно подходит для блога. В поддержку только что вышедшей молнии укажите в наброске первые имена, места, детали и обозначившиеся источники. Обновляйте набросок по мере поступления новых деталей. Задача наброска – удержать на сайте тех, кто клюнул на молнию. Но кроме того он помогает распространить новость по блогосфере, привлекая внимание новых читателей и помогая вам попадать в топы поисковиков. В идеале набросок также привлечет комментаторов и свидетелей, которые начнут добавлять свои детали, указывать на ошибки, а то и предлагать свои заголовки. Частое обновление наброска поможет вам оставаться в топе выдачи Google News, который ранжирует материалы в сюжете по времени обновления, а не по времени публикации.
  3. Статья / Выпуск. В отличие от онлайновых СМИ, лавирующих между скоростью и качеством, традиционные печатные и эфирные СМИ имеют преимущество в своей статичности и физических ограничениях самого канала. За что их любят люди, это за то, что в статье из 300 слов или трехминутном репортаже они выдают полный слепок события. По сравнению с неограниченными ресурсами интернета, здесь очень важную роль играет редактор, определяющий, что пускать в эфир или ставить на полосу. На этом этапе набросок превращается в полноценный материал, который может быть опубликован на сайте, напечатан, пущен в эфир, или всё это вместе взятое. Расписание выхода в печать или эфир определяется согласно практике конкретного СМИ.
  4. Контекст / Подборка. Возвращаемся онлайн, здесь мы не ограничены размером листа бумаги и временем эфира. Так что быстрее выдавайте максимум информации по теме. Сейчас нам нужно ответить на вопросы, сколько раз это происходило раньше? где посмотреть предыдущие статьи по этой теме? где мне найти дополнительную информацию об этом человеке или организации? куда обратиться за помощью? Самая главная роль здесь принадлежит гиперссылкам. Ставьте ссылки на всё, что поможет читателям – на архив ваших собственных публикаций и на чужие сайты. В печатной и эфирной версиях вы тоже даёте контекст, но надо обязательно указать, что на вашем сайте есть ещё больше материалов по этой теме.
  5. Анализ / Оценка. После репортажа приходит время анализа. Онлайновое издание может начать сбор самых первых комментариев блогосферы, в том числе и коментариев оставленных на собственном форуме издания. Но особенно нужно обратить внимание на реакцию участников событий и тех, кого оно коснулось. Многие оставят запись о своих впечатлениях в личном блоге, ну а для организации дискуссии лучше использовать подкаст. Пока идёт сбор и оценка такого сырого материала, печатные и эфирные СМИ могут использовать его для обновления своих выпусков.
  6. Интерактивность. Интерактивность требует подготовки и затрат, но при этом позволяет задействовать и информировать пользователя так, как не может больше никто. Кроме того, она помогает создавать маловостребованные ресурсы согласно теории длинного хвоста, которые обеспечивают повторные визиты на сайт в долгосрочной перспективе. Подготовка интерактивных flash-приложений займёт несколько дней, но позволит совместить гипертекст, видео, аудио, анимацию и базы данных. На форуме можно организовать площадку для обмена опытом или советами людей, переживших какое-то событие. Вики могут сделать то же самое, но более эффективно. Чаты в реальном времени помогут читателям напрямую обратиться к журналистам, ньюсмейкерам, свидетелям, экспертам.
  7. Удобство. Последний этап должен быть автоматическим. Пользователь должен иметь возможность настроить информацию под себя. В простейшем случае нужно дать ему возможность подписаться по электронной почте, RSS, SMS получать извещения об обновлении данной темы, новых комментариях и т.п. Более продвинутые сервисы могут предлагать рекомендации других пользователей (типа «Прочитавшие эту статью также прочитали: ...») или продукты на основе баз данных (например, выборки информации по разным признакам и их комбинациям). Здесь завершается процесс производства, который на данном этапе объединяет метки пользователей, позволяет скачивать данные для использования за пределами сайта и т.п.


Практический пример применения данной модели


Рассмотрим типичный случай создания новости: публичная персона делает противоречивое заявление. Как это будет выглядеть на практике?
  1. Молния. Публикуете: «Депутат Сидоров: Хватит долбаных учёных». Делаете ссылку на набросок.
  2. Набросок. Дайте первое описание ситуации, немного деталей, пусть читатели обсуждают и перепечатывают в блогах, делая ссылки. Следя за ними, выясняем, что Сидоров закончил филологический факультет. Журналисты тут же бросаются искать официального подтверждения, чтобы потом на его основе написать статью.
  3. Статья / Выпуск. Берём пару комментариев из блога, добавляем их в наше видение произошедшего и печатаем эту статью в газете.
  4. Контекст / Подборка. Собираем лучшие ссылки из комментариев, даём полную расшифровку речи депутата, собираем аудио-записи, видео с телефона. Делаем метку «Сидоров и долбаные учёные» и помечаем ею все эти материалы, клик по этой метке приводит читателя на страницу, где собраны все материалы по данной теме.
  5. Анализ / Оценка. Одному особенно отличившемуся блоггеру предлагаем написать статью для печати в газете. Приглашаем на беседу учёного-филолога и депутата Сидорова, они обсуждают правомерность использования термина «долбаный», суть претензий депутата к таким учёным, причины побудившие его к высказыванию и т.п. Запись беседы выходит в виде подкаста.
  6. Интерактивность. Посетителям нашего сайта предлагаем написать их собственное видение ситуации, особенно тех, кто по мнению Сидорова подпадает под определение долбаного учёного. Таким образом мы получаем объективное видение ситуации из первых рук.
  7. Удобство. Создаём на сайте специальный RSS-фид или список рассылки, который извещает об обновлении материалов, помеченных меткой «Сидоров и долбаные учёные».


Алмаз новостей


Эту модель можно схематически представить в качестве альтернативы известной модели «перевёрнутой пирамиды».

Точно так же, как когда-то перевёрнутая пирамида частично была обусловлена использованием в новостной индустрии телеграфа и доминированием идей науки и эмпириокритицизма, алмаз новостей пытается отразить переход от журналистики XIX века (журналистики законченого продукта, статейной) к журналистике XX века – журналистике процесса, в которой продукт постоянно обновляется и дополняется, всегда оставаясь незаконченным. Более того, алмаз должен явно продемонстрировать недостатки и устарелость пирамиды. Ну а поскольку сам он представляет незаконченный процесс, то и его модель нельзя считать окончательной.
image
(Изображение стадий на схеме не отражает их значимости в модели, они расположены таким образом только для облегчения восприятия.)

Пол Бредшоу (Paul Bradshaw)
17 сентября 2007 года.

От переводчика:
Статья переведена с личного разрешения автора. По его просьбе указываю адрес статьи непосредственно в тексте: http://onlinejournalismblog.com/2007/09/17/a-model-for-the-21st-century-newsroom-pt1-the-news-diamond/
Надеюсь, администрация Хабра примет во внимание просьбу автора и простит мне вынужденное нарушение формата.

Другие части этой статьи:
Часть 2. Распределённая журналистика.
Часть 3. Шесть вопросов после.
Часть 4. Распространение контента в новой медиа-среде.
Часть 5. Как делать деньги на журналистике? Модели бизнеса для новых медиа.
Часть 6. Новые журналисты для новых информационных потоков.
Перевод: Paul Bradshaw
msalomatin @msalomatin
карма
106,2
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Маркетинг

Комментарии (10)

  • +3
    отлично, одна из интереснейших статей на хабре за последний месяц. Спасибо.
    Я писал и недавно почти защитил (каюсь еще не до конца) диссертацию по модели СМИ 21 века, частично это там и раскрывал, оказалось не я один так думаю :) надо будет дополнить и переписать кое какие главы.
    • 0
      Коллега, благодарю за комментарий. Я переведу и опубликую здесь все 6(?) частей этой большой статьи. Вторая часть будет в этом блоге вероятно уже сегодня днем.
      Кстати, если владеете английским, рекомендую пройти по ссылке и почитать комментарии на сайте-оригинале. Там местами проскальзывают альтернативные, не менее интересные теоретические выкладки.

      PS И плюс в карму от меня. :)
      • 0
        Отлично, буду ждать дальше статей.

        Кстати, я бы сказал, что не только изменения в балансировке, по сути, между качеством и скоростью. Но и то что у вас в последнем пункте (удобство), можно рассматривать как добавление нового измерения в модель сми (векторную) — так как в цифровом виде от формата (представления) много чего зависит, и есть возможность создания «метапотока» (по сути, то что тут контекст/подборка).

        ПС. эх даже взгрустнул, надо было продолжать работу в этом направлении активнее :) очень хорошая и тема, мою работу даже недоделанную очень высоко оценили
        • 0
          Согласен, жаль только, что игра с балансировкой и форматами оправдывает себя финансово только в высокой конкурентной среде и при больших аудиториях. Технически реализуется довольно сложно, требует ресурсов, которые должны окупаться. Но спрос на такие вещи уже есть, недаром израильский стартап sundaysky.com/ недавно сумел выдержать очередной раунд инвестиций. А суть их услуги в том, что их робот в автономном режиме собирает контент любого рода (текст на любом языке, графика) и превращает в видео. То есть вместо чтения длинной ленты новостей вы можете предложить своему читателю видео-выпуск. Согласитесь, удобно? На западе люди уже готовы платить за это.
          Правда, и сервис дорогой. Я поинтересовался, мне ответили что для начального уровня цена 5000$/месяц.
  • 0
    Спасибо вам. Уже появились идеи как улучшить свой проект. Жду продолжения.
  • 0
    «Онлайновое СМИ оперирует в своей работае» — исправьте что ли :)
    интересно было прочитать :)
    • 0
      Исправил, спасибо за подсказку.
  • 0
    Сейчас звенья описанной цепочки в том или ином виде реализованы разными службами: информационными агентствами, ежедневными газетами, аналитическими еженедельниками и т.п. Не все могут позволить себе объединить всё это в одной структуре.
  • 0
    Большое спасибо за перевод. Всегда было интересно почитать, как работают всякие Engadget, Gizmodo, Wired и так далее изнутри. Такие статьи особенно способствуют упорядочиванию собственных мыслей.
  • 0
    А вот это, должно быть во всех учебниках журфаков.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.