Pull to refresh

Региональное Интернет-СМИ: Часть 3. Наполнение сайта новостями

Reading time11 min
Views9.9K
Рассказав в первых двух частях об общих вопросах и вопросах политики не без удовольствия перехожу к конкретике в работе СМИ. Извиняюсь за задержку с выходом этой части — было много дел, да и материал хотелось получше обдумать и сформулировать. Получилось много.

В этой части я расскажу о том, откуда берутся новости, что с ними может сделать редакция, какие темы и материалы наиболее интересны и не интересны читателям. Но начну я с другого.

Перед тем, как рассказывать о новостях, надо сказать пару слов о редакциях Интернет-СМИ. В комментариях к первой части мой коллега из Полтавы написал следующее:

К сожалению, за счет рекламы сайт до сих пор полностью не окупается, но думаю, что по мере развития сайт выйдет на уровень прибыльности.

Речь идет о сайте с 6 тысячами хостов в день, что не мало по региональных меркам, и тремя журналистами, что можно считать средним показателем. При этом сайт, судя по всему, интересный. Но не окупается…

Подходы есть разные, но пока что региональный рынок интернет-рекламы не способствует появлению проектов, несущих значительные затраты, поэтому если словосочетание «редакция газеты» ассоциируется у вас с Daily Bugle из «Человека-паука», мне придется вас разочаровать.

Начинать с офиса в центре города и большого штата журналистов, как минимум, рискованно. Я буду исходить из того, что начинающий медиа-менеджер не имеет возможности вкладывать в проект сколько бы то ни было значимые деньги. Призывать тратить миллион в год на региональный проект мне не позволяют ни совесть, ни опыт (т.к. мы сами идем по пути минимальных затрат).

Откуда берутся новости


Вы закончили приготовления и готовы начать наполнять сайт информацией. Где её взять?

Вот основные источники информации:
  1. Пресс-службы государственных и муниципальных учреждений.
  2. Пресс-службы политических партий.
  3. Пресс-службы коммерческих организаций.
  4. Другие местные Интернет-СМИ.
  5. Оффлайн-СМИ.
  6. Платные ленты информагентств.
  7. Местные форумы, блоги, группы в социальных сетях.
  8. Ваши корреспонденты.
Расскажу подробнее о каждом из них, а так же о том, что можно сделать с полученной информацией.

Пресс-службы государственных и муниципальных учреждений

Администрации района, города, области, местные управления МВД, ФСБ, ФСКН, ФСИН, ФНС, ФМС, МЧС и других. Это — основной информационный костяк (или балласт) большинства Интернет-СМИ. Запишите адреса сайтов всех управлений, департаментов, отделений. Их нужно посещать ежедневно, а некоторые несколько раз. Через какое-то время вы поймете, как работает та или иная пресс-служба: когда у нее обновления, какую информацию она публикует.

Пресс-релизы, как правило, можно просто копировать с указанием источника, но лучше хотя бы рерайтить. Во-первых, это важно для продвижения сайта (подробнее об этом в следующих частях, по ходу статьи буду просто ссылаться на «продвижение»), а во-вторых, часто они написаны настолько неудачно, что рерайт просто необходим. Своеобразно отчитывается о проделанной работе, например, наша местная прокуратура — сферический канцелярит в вакууме. Бывают и обратные случаи. Лично мне нравится, как работает пресс-служба регионального управления МВД. Их статьи почти всегда публикуются в исходном виде.

Некоторые пресс-службы публикуют статистическую информацию. Ее надо как-то обработать, осмыслить. Можно сделать инфографику. Если будет хорошо получаться, то это может стать одним из небольших козырей вашего СМИ.

Когда мы начинали, с информацией было хуже. Сейчас уже почти у всех структур есть сайты, на которых регулярно публикуется важная информация. Некоторые, правда, предпочитают электронную почту для общения со СМИ, но как только вас станут читать, и эти пресс-службы выйдут на контакт. На сколько мне известно, многие из пресс-служб отчитываются о работе именно по числу использования их материалов в СМИ.

Сюда же я бы отнес сайты судов. Суды работают с ГАС «Правосудие», в которой отражено движение всех дел и доступ к которой есть на сайтах. Обычно поиск расположен в разделе «Судебное делопроизводство». Новостей там искать не стоит, но в целом время от времени туда приходится заглядывать, чтобы прояснить тот или иной момент.

В качестве совета могу предложить группировать типовые криминальные новости в одну статью (но не всегда, об этом в следующих частях), а ежедневные сводки (например о числе пожаров) выносить куда-нибудь за основную новостную ленту.

Рерайтить, копипастить, либо высказывать мнение редакции относительно освещаемых событий — решать вам. Скорее всего будут ситуации, когда уместно каждое из этих действий.

Пресс-службы политических партий

Про политику в СМИ я писал в прошлых частях, потому здесь будет исключительно новостной аспект работы пресс-служб политических партий.

Интересных новостей там мало. Бывают различные заявления, которые рерайтить или копипастить неангажированному СМИ незачем. Можно написать статью о том, что политическая партия Х высказала недовольство чиновником Й, но в статье желательно рассказать о самом конфликте, либо сослаться на предыдущие статьи по этой теме. Можно попросить комментарий у чиновника Й.

В общей массе новостей эти занимают незначительную долю и достойные информационные поводы бывают редко. Большинство новостей политических партий — чистой воды болтовня, которая никому не интересна. Правда, о проводимых партиями митингах и других акциях стоит читать в первоисточнике. В освещении митингов есть свои особенности, главная из которых — подсчет количества участников.

Если вас не было на митинге, считайте по фотографиям. Фотографии от устроителей митинга могут быть такими, что посчитать что-то вряд не получится, поэтому ищите альтернативные фоторепортажи. По фотографиям определяете границы толпы, по карте считаете площадь, которую она занимает. Обычный советский лифт, на сколько я помню, имеет размеры чуть больше метра по каждой из сторон. Из-за стенок, которых никто не хочет касаться, можно считать его квадратным метром. Прикидываете, сколько человек при плотности как на митинге залезло бы в лифт. Так вы сможете грубо оценить количество митингующих.

Доверять организаторам я бы не советовал, равно как и их оппонентам. Правда где-то между этими цифрами. У нас, на сколько я могу судить, достаточно точно считает полиция, но как обстоят дела в вашем регионе я сказать не могу.

Пресс-службы коммерческих организаций

В большинстве своем — достаточно скучно, но все же и от них есть определенная польза. Во-первых, серьезные компании мониторят СМИ. Увидят про себя — обрадуются, возьмут ваше СМИ на карандаш. Во-вторых, бывают действительно важные новости, которые многих могут заинтересовать. Интересные акции интернет-провайдеров так же заслуживают внимания, ведь 100% вашей аудитории — пользователи Интернета.

О возможной коммерческой составляющей таких новостей я расскажу в части про доходы.

Другие местные Интернет-СМИ

Речь идет о ваших непосредственных конкурентах и информагентствах.

Технически, копировать новости у них можно, если это позволяет лицензия. Первые пару месяцев мы примерно так и делали, пока до нас не дошло, что все эти новости — копипаст с сайтов пресс-служб. Один или два раза у нас были конфликты из-за перепечаток, но это случалось из-за разгильдяйства и улаживалось удалением новости.

Другое дело, что претендовать на что-то, живя исключительно за счет копипаста, проблематично. Но тема других СМИ, как источников информации, шире, нежели простое копирование материалов.

Если речь идет о событии, которое освещали разные СМИ, нужно с этими репортажами ознакомиться, даже если вы сами там присутствовали. Мало ли что вы упустили.

Иногда на сайте коллег можно найти пропущенную новость из официального источника.

Рерайтить ли уникальные репортажи конкурентов, спрашивайте у совести и юриста.

Оффлайн-СМИ

С точки зрения новостей, печатные СМИ вам не интересны. Ценность для вас могут представлять репортажи и авторские статьи. Попробуйте наладить с газетами контакт на тех или иных условиях.

Ангажированные СМИ, скорее всего, с удовольствием дадут Вам право размещать их статьи, но нужно ли это вам? Это вопрос политический и об этом было в прошлой части.

Интереснее дела обстоят с телеканалами. Вменяемого качества видеосюжеты — то, что при производстве стоит значительных средств. Это одна из главных причин, по которым успешный региональный телеканал — исключение из правил. Я не знаю, как вам убедить телеканал сотрудничать, но если, как в нашем случае, он выкладывает сюжеты на ютуб, грех этим не пользоваться. К слову, по нашим наблюдениям, упоминание сайта в теленовостях практически не влияет на посещаемость.

С радиостанциями сотрудничество сводится к тому, что они используют ваш сайт как источник для своих новостных вставок, а взамен говорят в конце «новости предоставлены интернет-газетой ...». У нас опыта такого сотрудничества нет, но, как и любое другое не требующее затрат сотрудничество, оно достойно рассмотрения.

Местные форумы, блоги, группы в социальных сетях (далее всё — социальные сети)

Наиболее крупные ресурсы стоит регулярно просматривать. Это достаточно важный источник как информации, так и посещаемости, который может работать как бумеранг. Вы находите в социальной сети обсуждаемый повод, пишите статью, в социальной сети ставят ссылку на вашу статью, люди переходят по ссылке.

Социальные сети — альтернативный официальным источник информации. Безоговорочно доверять ему не стоит. Моральную ответственность перед читателями за размещенный материал несёте вы, и именно ваша репутация стоит на кону, особенно если отсылка идет к абстрактному «по материалам блогов». Речь, естественно, идет о непосредственном использовании социальных сетей как источника, а не о цитировании какого-то сообщения. Забавно смотрится СМИ, которое пишет «серьезную» статью, основываясь на домыслах с какого-нибудь форума.

Почти любое крупное событие, если его организуют вменяемые люди и планируется участие в нем молодежи, скорее всего, будет отражено на «ВКонтакте». Оттуда можно почерпнуть полезные сведения.

Платные ленты информагентств

Мне кажется, что в случае, если вы делаете с нуля региональное СМИ с небольшим бюджетом, то подобный источник — не ваш выбор, хотя кто знает. Мы с ними не работали, поэтому придумывать ничего не буду. Посоветую только не воровать у информагенств, потому что проверять на сколько они добрые лучше не стоит.

Ваши корреспонденты.

Одного хорошего журналиста, свободного от рутинных дел, вам, скорее всего, хватит, чтобы конкурировать с другими электронными СМИ. Если хотя бы раз в неделю у вас будет появляться интересный сюжет или качественная аналитика, это уже будет неплохим подспорьем в борьбе за аудиторию.

Как выбрать удачную тематику для репортажа я расскажу далее.

Тематика новостей


Общее правило — надо держать руку на пульсе местных событий. Можете попробовать даже сделать какую-нибудь фокус-группу из друзей, которые бы говорили что интересно, а что нет.

Исходя из нашего опыта расскажу о нескольких интересующих людей темах.

Местные интернет-новости

Как я уже упоминал, вся ваша аудитория будет состоять из интернет-пользователей. Это значит, что любое мало-мальски важное событие в региональном сегменте Интернета стоит осветить. Наибольший интерес читателей вызывают новости о судебных процессах, связанных с Интернетом, например, суд за распространение через торренты нелицензионной Windows.

Жизнь города

События из жизни города интересуют людей. Первый раз мы преодолели планку в тысячу хостов за сутки на День города. У нас был большой фоторепортаж о праздничном параде, а так же расписание официальных мероприятий.

Интересна людям информация о прожиточном минимуме, об изменениях в работе городского транспорта, ремонте дорог и, как ни странно, об образовании.

Митинги и акции — интересная тема, поэтому по возможности надо про них писать. Если акция гражданская (не митинг партии), то вашу статью будут обсуждать, т.е., как минимум, ссылку и N переходов вы получите.

Из жизни замечательных людей...

Значительный интерес вызывают новости про нарушение закона сотрудниками правоохранительных органов. Жизнь представителей власти, а именно их доходы, правонарушения, назначения и скандалы привлекают внимание не меньше. Следите за ежегодными декларациями о доходах чиновников.

Криминал

В криминальных новостях и сообщениях о ЧП важную роль играет подача. Если текст хороший, его будут с удовольствием читать, даже если само по себе происшествие копеечное.

ДТП

Не очень приятно подходить к происшествиям с точки зрения «популярно/непопулярно», но это одна из сторон журналистики.

Есть ряд факторов, которые влияют на читательский интерес к ДТП (в первый момент, пока еще не идет речь про уход от ответственности и т.п.):
  • Есть ли погибшие
  • Где произошло ДТП (центр города интересен, окраины — нет)
  • Особенности автомобиля (ДТП с участием «Ланоса» и «Девятки» — не интересно, дорогая иномарка или скорая помощь — интересно)
  • Пьяный за рулем
  • Женщина-водитель
  • Известные люди — участники аварии
  • Сотрудники правоохранительных органов — участники аварии
  • Парализовано ли движение
  • Есть ли фотографии с аварии
Вспомните ДТП, в котором погиб помощник Грефа. Из 9 пунктов там было семь, а то и восемь.

Спорт

Спортивные сюжеты, например матчи местной футбольной команды, освещать стоит, но эффект от этого будет только в случае качественных и интересных репортажей. В ином случае, фанаты и без вас узнают подробности матча и ваше скудное сообщение о нулевой ничьей мало кого заинтересует, хотя опубликовать его в любом случае стоит.

Желтизна

Популярны различные дурно пахнущие «сенсации», новости про маньяков, резонансные ДТП и прочий «конь-людоед». Вопросы формата и корректности затрагивать не буду, каждый сам для себя решает.

Возможно я что-то упустил, но когда вы начнете работать, то достаточно быстро разберетесь с тем, что интересно.

А вот, как мне кажется, наиболее скучные для читателей темы:
  • Заурядные бытовые преступления. «Гражданин А. в состоянии опьянения совершил кражу...» (более тяжелые преступления читателям интереснее, но дело упирается в подачу материала и желтизну)
  • Текущие новости сельского хозяйства. «30 новых тракторов получил колхоз...»
  • Текущие новости экономики. «На модернизацию предприятий области выделена субсидия из внебюджетных средств...»
  • Текущая деятельность власти. «Областная дума обсудила возможность принятия проекта эскиза образца бюджета на следующий год»


Но, учтите, делать интересные региональные новости — очень нетривиальная задача. Основная масса событий — это, как раз, бытовые преступления и тракторы для колхоза.

Медиа-файлы


С видеосюжетами всё сложно. Если не получилось договориться с каким-нибудь местным телеканалом (об этом я писал в Части 2), то, при ограниченном бюджете, про видео лучше забыть. Про фотографии забыть сложнее. Мы, первое время, не иллюстрировали новости фотографиями, но, затем, пришли к выводу, что без фотографий пользоваться сайтом неудобно.

Есть пять источников фотографий:
  • Поиск в Google/Яндекс.
  • Покупка в фотобанке.
  • Пресс-службы.
  • Источники свободных фотографий.
  • Свой фотоаппарат.

Поиск в Google/Яндекс

Это незаконно, поэтому лучше этого избегать. Если вы возьмете фото, сделанное фермером из Огайо, то, скорее всего, это вам никак не повредит. Зато авторы фотографий вашего населенного пункта живут не в далеком абстрактном интернете, а рядом с вами и, вполне вероятно, читают ваш ресурс. Может нехорошо получиться.

Покупка в фотобанке

Так делают серьезные СМИ в тех случаях, когда речь идет об абстрактном фото, либо о событии на котором представители СМИ не могут побывать. Главная проблема — это стоит денег, а у нас с вами лишних денег нет. К тому же, может получиться так, что недобросовестные владельцы фотобанка не удостоверились в авторстве фотографии. Иск могут предъявить вам.

Пресс-службы

Некоторые пресс-службы прилагают к своим новостям фотоматериалы, но так делают далеко не все. Применение у подобных фотографий очень узкое, ведь, как правило, это фото с конкретных событий и использовать их в дальнейшем не получится.

Источники свободных фотографий

В первую очередь — Википедия (по крайней мере у нас). Конечно, как и в фотобанках, там могут быть нелицензионные фотографии, но лично мне кажется, что риск этого небольшой. При использовании материалов из Википедии стоит обратить внимание, что большинство фотографий распространяются по лицензии Creative Commons, которая может предъявлять различные требования и их следует соблюдать.

Свой фотоаппарат

Для нас это основной источник фотографий. Конечно, часто одна и та же фотография используется неоднократно, но это вынужденная необходимость. Я постоянно ношу с собой мыльницу, на которую фотографирую всё подряд: полицейские автомобили, мусорные баки, такси, школы, интересные вывески, бродячих собак. Недавно напугал девушку, которая стояла у окна и, видимо, подумала, что я её фотографирую. Меня же интересовала заплесневевшая буханка хлеба, которая лежала на траве.

Иногда мы берем приличный фотоаппарат и устраиваем своеобразное фотопутешествие по городу. Все основные учреждения (администрации, вузы, управления и т.п.) и важные места города у нас есть и, как правило, не в одном экземпляре. Это очень упрощает работу. Очень приятно было наше фото на «Ленте.Ру».

Могу посоветовать запастись фотографиями денег в разных объемах и интерьерах (машины, конверты, карманы и т.д.). Очень нужные фотографии.

На этом, пожалуй, про новости закончим. Я вернусь к теме наполнения сайта в одной из следующих частей, где речь будет идти о дополнительных (необязательных) разделах интернет-газеты.

В следующей части я расскажу о том, как привлечь на сайт СМИ посетителей. Изначально планировал написать про доходы, но, во-первых, доходы без посетителей затруднительны, а во-вторых, есть несколько вещей, которые хотелось бы проверить перед тем, как о них писать ;) Следующие части, как и эту, быстро не обещаю, хочется сделать по максимуму.

Опубликованные части:
Часть 1. С чего начать
Часть 2. К чему надо быть готовым

Примерное содержание следующих частей:
Часть 4. Продвижение Интернет-газеты. Начало работы, развитие.
Часть 5. Доход Интернет-СМИ. Баннеры, статьи, цены, возможные клиенты.
Часть 6. Что можно приделать к Интернет-газете. Дополнения и т.д.
Tags:
Hubs:
+18
Comments27

Articles

Change theme settings