Юрист в сфере интеллектуальной собственности и IT
0,0
рейтинг
29 декабря 2015 в 15:41

Маркетинг → Бизнес-идея на грани закона: пример того, почему стоит внимательнее относиться к юридической стороне проекта

В Рунете немало сервисов, предоставляющих владельцам сайтов услугу по идентификации профилей «В Контакте», которые относятся к посетителям сайта. В конечном счете, владелец стороннего сайта может получить информацию о тех пользователях, которые зашли на его сайт, будучи авторизованными в социальной сети «В Контакте».

Многим пользователям, однако, не нравится ситуация, когда после посещения очередного интернет-магазина от его менеджеров начинают приходить личные сообщения в ВК.
image
This image is licensed under the Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license. It is attributed to user Qwertyxp2000.

Возникает вопрос: законна ли вообще такая деятельность? Причем этим вопросом стоит задаться не только недовольному пользователю, но и владельцу сайта, который будет рассылать подобные сообщения, и, тем более, владельцу сервиса, который любезно предоставляет услугу по предоставлению ID посетителей социальной сети.

Среди тех сайтов, на которых предлагаются подобные услуги и с которыми удалось ознакомиться, нашлась пара ресурсов, где отдельно акцентировалось внимание на законности схемы работы сервиса. В обоих случаях аргументация по своему смыслу была похожей, приведу цитату с одного из сайтов (название системы удалено):
«Система Х определяет только пользователей, у которых открыты профили в социальной сети. Согласно Федерального Закона, эти данные классифицируются как ОБЩЕДОСТУПНЫЕ, поэтому юридических претензий
за их использование человек предъявить НЕ может. Наши коллеги получали письменное подтверждение этого факта в Роскомнадзоре».


Действительно, общедоступные персональные данные можно обрабатывать без согласия пользователя, которому они принадлежат (отсюда и «письменное подтверждение этого факта» в Роскомнадзоре — в его компетенцию входит защита персональных данных граждан). Однако с персональными данными, размещенными в ВК, ситуация тоже не так очевидна, как хотелось бы. Во-первых, профиль может быть защищен настройками приватности, значит, насчет уровня общего доступа к нему придется поверить на слово тому, кто передаст информацию о пользователе. Во-вторых, пользователь вправе отказаться от общедоступности его персональных данных в любое время и скрыть их: с этого момента персональные данные пользователя без его согласия нельзя обрабатывать никаким способом (нельзя даже хранить эти данные), но, на практике, вряд ли кто-то будет отслеживать изменение текущих настроек приватности профиля пользователя, который уже был идентифицирован системой.

В любом случае, владельцы сервиса допускают существенную логическую ошибку: исходя из того, что Федеральный закон «О персональных данных» не нарушен, делается вывод, что юридически обоснованных претензий со стороны пользователя возникнуть не может. При этом из виду упускается достаточно очевидная вещь: Федеральный закон «О персональных данных» далеко не единственный закон, которым следует руководствоваться в своей работе.

Так вот, рассматриваемая схема рассылки сообщений пользователям ВК вполне может привести к нарушению, например, Федерального закона «О рекламе», за что юридическому лицу положен штраф в 100-500 тыс. рублей за каждый случай нарушения. Ответственность, кстати, будет нести рекламораспространитель, то есть не тот, кто предоставляет услуги по идентификации пользователей ВК, а тот, кто ими пользуется и рассылает рекламу своим потенциальным клиентам. Хотя тот, кто предоставляет такие услуги понесет, как минимум, репутационные издержки, особенно если он ввел клиента в заблуждение по вопросу легальности такой деятельности.

В чем же именно может быть нарушение законодательства о рекламе?
Дело в том, что распространение рекламы через Интернет возможно лишь с предварительного согласия адресата. Доказать наличие такого согласия естественно придется тому, кто распространяет рекламу.
Закон не определяет конкретную форму согласия, но Высший Арбитражный Суд РФ в свое время сказал, что такое согласие должно позволить:
  • идентифицировать адресата;
  • подтвердить его волеизъявление.
С первым проблем возникнуть не должно: система, которой пользуется владелец сайта как раз и направлена на то, чтобы идентифицировать пользователей (верификация же проходит с помощью ВК, т.к. система определяет авторизованных пользователей, которые ввели логин/пароль).
Проблемы могут возникнуть при подтверждении волеизъявления пользователя.
Во-первых, многие сайты в принципе не озабочены получением такого рода согласия от пользователя.
Во-вторых, как показывает судебная практика, такое согласие должно быть осознанным и явным. То есть может оказаться недостаточным просто вставить новую строчку в Пользовательское соглашение сайта, т.к. суды по такого рода делам негативно относятся к ситуации, когда владелец сайта не может доказать факт ознакомления пользователя с такими правилами. Значит, нужно сделать так, чтобы пользователь не мог «пройти мимо» условия о даче согласия на получение сообщений рекламного характера. Для этих целей может служить, например:
  • всплывающее pop-up окно со ссылкой на согласие (или с его текстом), в том же окне должна быть оговорка о том, что начало использования сайта считается дачей пользователем соответствующего согласия;
  • соответствующая строчка с флажком на странице регистрации новой учетной записи, если согласие дается при регистрации (но помните, что согласие должно предшествовать рекламе, а не наоборот).

И не стоит забывать, что сайт должен функционировать таким образом, чтобы доказательства действий конкретного пользователя можно было бы «выгрузить» и показать суду, а, при необходимости, и эксперту, которому могут поручить проверку подлинности предоставленных данных или их расшифровку.

Но даже наличие согласия пользователя на рассылку рекламы не означает, что следует вовсе забыть о соблюдении законодательства о рекламе. Так, например, закон содержит запрет на автоматическую рассылку рекламных сообщений. В то же время ряд сервисов предлагает, помимо идентификации пользователя в ВК, также программные средства для создания шаблонов сообщений и их автоматической отправки пользователям. Как следствие, использование подобного функционала само по себе создает риск привлечения к административной ответственности.

В заключение хочется порекомендовать более внимательно относиться к юридической составляющей вашей работы: будь то расширение функционала уже существующего сервиса, создание нового или что-то еще. Всегда можно натолкнуться на ограничения, о которых вы не знали или которые вы упустили из виду.
Максим Али @Maxim_Ali
карма
1,0
рейтинг 0,0
Юрист в сфере интеллектуальной собственности и IT
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Маркетинг

Комментарии (5)

  • +1
    Так вот, рассматриваемая схема рассылки сообщений пользователям ВК вполне может привести к нарушению, например, Федерального закона «О рекламе»

    К сожалению, в сообщение достаточно добавить обращение по имени-отчеству и оно тут же перестанет быть рекламой.
    • 0
      Я бы не был столь категоричен.
      Если я правильно понимаю, Вы имеете в виду, что такое сообщение не будет признано адресованным «неопределенному кругу лиц», и по этому признаку не будет признано рекламой.

      Суды, к счастью (а для кого-то и к сожалению), не ограничиваются формальным пониманием персонализированности сообщения. Как показывает судебная практика, обращение по имени-отчеству не является панацеей от признания сообщения рекламой. Суд может противопоставить этому следующее: сообщение предназначено для привлечения внимания к товарам/услугам, оно содержит информацию обобщенного характера, оно может представлять интерес для неопределенного круга лиц.
      • 0
        В суд, к сожалению, из-за получения спама, никто не пойдет. А ФАС по формальному признаку («наличие обращения по имени-отчеству») в рассмотрении жалобы откажет.
  • +1
    А как получатели рекламных сообщений смогут доказать тот факт, что владельцы сайта обрабатывают его профиль в социальной сети.
    То есть как доказывается связь между заходом на сайт и отправкой рекламного сообщения?
    Только по наличию на сайте кода, собирающего данные?
    • 0
      Не обязательно. Зачастую пользователи соц.сетей задают отправителю сообщений закономерный вопрос о том, как же их смогли найти в социальной сети, а, в свою очередь, на этот вопрос они получают честный ответ. :-)

      При необходимости и желании можно продумать и применить альтернативные варианты доказывания. Например, зафиксировать получение несколькими пользователями сообщений от владельца одного и того же сайта, а также зафиксировать историю посещений интернет-страниц тех же пользователей. Кроме того, можно, например, получить судебный запрос на получение документов/информации у компании, предоставляющей услуги по идентификации пользователей (например, на получение списка клиентов).

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.