Пользователь
0,0
рейтинг
6 января в 13:42

Маркетинг → О стартапах начистоту из песочницы

При наличии энтузиазма вы можете достичь всего. Энтузиазм – это блеск ваших глаз, стремительность походки, крепость рукопожатия, непреодолимый прилив энергии и воли для претворения в жизнь ваших идей. Энтузиасты – это борцы. Энтузиазм – краеугольный камень всего прогресса! Только с ним возможен успех. Без него у вас есть только возможности.
Генри Форд

Я уже давно хотел поделиться с аудиторией хабра своими мыслями и накопленным опытом, который я получил через слёзы, бессонные ночи и седые волосы.

Я не стал вставлять сюда картинку для привлечения внимания, это испортило бы текст, как повествование. Итак, начнём:

Вместо вступления

Связать свою жизнь с программированием я решил ещё в 10 классе, и не будем лукавить или обманывать сами себя, да, только ради денег. Как раз тогда, начал взлетать Вконтакте, Facebook, Google. И тогда ужа зародилась мысль — я хочу стать не поваром, не архитектором, не музыкантом, а бизнесменом, основателем супер компании.

Эх, насколько же я тогда был дураком. Я ещё своими школьными мозгами до конца не понимал, что на земле 8 миллиардов человек, а Пашка Дуров и Марк Цукенберг, и Сережка Брин — одни. 3 человека на 8 миллиардов… для людей знакомых с теорией вероятности и статистикой, будет не проблемой рассчитать что шанс, что вы станете 4-ым из этой шайки намного ниже, чем шанс того, что на одном из ваших перелетов по маршруту Москва-Санкт-Петербург у самолёта откажет гидравлика (это 100% падение, без гидравлики посадить пока никому не удалось).

35 экзаменов в университете и 42 зачёта дали мне необходимую базу и умения, в перерывах между учёбой я программировал, жестко и страшно, не спал ночами и плохо питался. Меня настолько сильно увлекло это занятие, что я стал терять связь с реальностью. Но не будем вдаваться в подробности моего лечения в психоневрологическом диспансере… это история для отдельной публикации.

И вот, закончив университет, я как обычный и стандартный человек, пошел устраиваться на работу.

Однажды, когда я сидел в бизнес-центре и ожидал, когда меня позовут на собеседование, чтобы в очередной раз заставить меня реализовывать на листочке 2-3 дерево на Си, ко мне опять вернулась эта мысль — надо создать свою компанию, чтобы я просил реализовать мне 2-3 дерево на ASM, а не сидел здесь и не унижался перед какими-то незнакомыми людьми.

Через 5-6 собеседований мне предложили вакансию за 60 тысяч рублей в одной из компаний города. Ну что же, я обрадовался. И начал работать. Я вставал в 6-40 утра, выезжал на электричке, толпился в автобусе и 10 минут шел пешком, приходил на работу и писал код. Примерно в 16-00 я уже не понимал, кто я, где я, зачем я здесь и что я тут вообще делаю. Через 2 дня я пришел и написал заявление об уходе. Директор пригласил меня к себе и предложил увеличить мой оклад до 75 тысяч, но через 15 минут я навсегда покинул двери компании с трудовой книжкой в руках.

С тех пор я понял, работа — не моё. Так начался мой закат как стартапера (кто читал Ницще поймут).

Хакатоны

Несколько раз я участвовал в хакатонах. Думаю, что это отличный опыт для любого стартапера, вы приходите с идеей, реализуете её, управляете процессом разработки. Учитесь разделять обязанности, делегировать полномочия и на лету принимать важные решения.

Именно на хакатонах я понял основную проблему, которая преследует любого, кто решил начать своё дело — команда. Именно от людей зависит успех любого начинания. Не будем брать в примеры уникальных по своей природе энтузиастов днями и ночами напролёт пишущих код в полном одиночестве. Результаты их труда в конечном итоге нужны только им и дальше их компьютера они не уходят. Это очень хороший миф, что вы сможете сделать что-то один. Нет, не сможете.

Главное — это команда. Вам нужны не просто люди, вам нужны люди, которые будут делать, которые будут писать код в праздники, во время сессии, по ночам, при температуре, при ознобе и кашле.

Самый ценный и самый дорогой ресурс — это люди. Если у вас есть люди — у вас на 80% есть компания.

На одном из хакатонов, мне повстречалась одна команда, это были настоящие профессионалы, но мне запомнился один — капитан. Это был человек, который внушал уверенность, поговорив с ним 15 минут — я уже понял, эти ребята — возьмут главный приз. Чёткое понимание, что они делают, зачем и для чего. Грамотное и умелое разделение обязанностей и быстрое принятие правильных решений. К сожалению я потерял с ними связь, но думаю, что эти ребята уже находятся не в России и делают в калифорнийском гараже что-то, что возможно в ближайшие 2-3 года произведет фурор в области ИТ.

Первый проект

Не буду подробно рассказывать о первом проекте, да и о следующем пожалуй тоже не стану. Это общая статья и не реклама приложений и платформ и выходит за рамки моего рассказа.

Не будут приводить статистику, чтобы вы дочитали до конца и не закрыли эту статью, но пока скажем так, успех и деньги также далеки от меня, как Земля до ближайшей к Солнцу звезды — Проксимы-Центавры.

За 2 года моих поисков и изысканий в области бизнеса, продвижения и стартапов и общения с теми, кто уже добился каких-либо значимых результатов я привожу далее:

Проблема денег

Часто я слышу такой хороший миф, что нужны деньги. Нужны инвесторы, нужны ангелы, нужны вливания огромных сумм.

Это работает и деньги действительно нужны, если вы собираетесь открыть ферму по разведению жирафов. Да, вам нужны загоны, нужны корма, нужны витамины для жирафов, нужен как минимум жираф-самец и как минимум жираф-самка. Один жираф стоит — 300 тысяч евро. Согласитесь, купить пару жирафов на собственные сбережения — весьма трудно.

Но, мы же создаём ит-компанию. Нам не нужен жираф, нам нужен компьютер, пачка чипсов и гараж на окраине Москвы с хорошим интернетом. Всё.

Согласитесь, что можно написать собственный Google сидя в гараже и арендовав на Amazon сервер за 5 тысяч с 12 ядрами на борту и он будет работать. Необходимость денег на первых порах — самый большой миф и мировой обман, сдерживающий нас и заставляющий сомневаться в своих возможностях.

Но есть один пункт, где деньги нужны — это РЕКЛАМА.

Продвижение

О, это самый интересный и самый волнующий раздел. Если у вас уже есть прототип — работающий, шикарный продукт, который должен «порвать мир». Надо что-бы люди о нём узнали.

Что же нужно делать, чтобы о нём узнали?
Правильно — рекламировать. А как рекламировать? Конечно же вливать сотни тысяч долларов на раскрутку в топовых площадках, в топовых группах социальных сетей и в роликах на youtube. Нет, это основная ошибка.

Возьмите себя в пример. В сети есть такие уникальные и интересные продукты, как например сеть Вконтакте, сеть Facebook, приложение BlaBlaCar. Да даже такой ресурс, как хабрахабр… Вы когда-нибудь видели рекламу о них по телевизору? А рекламу в группах в социальной сети? Видели ли вы буклеты или объявления в метро, где красовалась бы надпись «Вконтакте — заходи и найди своих друзей». Нет, потому что, вы узнали о ней от своих друзей, знакомых, наткнулись случайно.

Важно понять, вы можете подтолкнуть раскрутку вашей платформы, приложения или сайта парой ненавязчивых статей или постов в 2-3 пабликах. Но ваша идея должна производить пресловутый «Вау эффект».

Недавно появилась такое приложение как «Перископ», я услышал о нём от друга. И я в течении 4 часов следил за жизнью «афроамериканца» в криминальном районе Комптона (это гангстерский район Лос-Анджелеса). И что вы думаете? Я сразу написал 10 своим лучшим друзьям, чтобы они скачали это приложение и тоже посмеялись над тем, как этот толстый парень бродит о округу и продаёт гашиш, снимая всё это на камеру и транслируя в приложение.

Это называется классной идеей, она цепляет, заставляет вас раскручивать её, она действует как секта, раскручивая себя сама. Вы лишь подталкиваете её, дальше она живёт своей жизнью.

И когда мне говорят, что один человек влил в раскрутку своего приложения приличную сумму и получил 10 тысяч скачиваний и теперь рвёт на себе волосы. Я отвечаю ему, что идея полная ерунда. Она не произвела «Вау эффект» и утонула среди миллионов таких же бесполезных и бессмысленных творений.

Идея

Как я уже выше упоминал, идея — это краеугольный камень успеха. Это ваше всё. Если у вас нет идеи — у вас нет ничего. Часто встречаю на форумах и в всяческих ресурсах такой текст «Идея ничто, это ерунда, поделись с нами». Это пишут специально. Не верьте таким советчикам.

Идея стоит огромных денег. В мире тысячи и миллионы человек, которые смогут вам написать второй Вконтакте, второй Фейсбук и второй Яндекс, в небезызвестной Индии есть тысячи желающих написать вам что угодно за смешные тысячу долларов.

Поэтому, берегите свою идею как зеницу ока, не делитесь с ней даже со своими друзьями, близкими или подругами.

В мире есть много людей, возможно даже в вашем окружении, которые без тени сомнения в тайне от вас реализуют идею и запустят её раньше вас и далеко не факт, что вы сможете развернуться, даже если ваша реализация лучше. Выигрывает тот, кто раньше персек финиш, а не тот, кто показал лучшее мастерство бега и показал большую ширину шага или пробежал в теплой шубе и валенках. Кто первый успел — тот и выиграл.

Подведение итогов

Что нужно, чтобы создать супер компанию?
  • Люди (команда)
  • Отличнейшая идея
  • Знания
  • Стальные нервы
  • Невероятное везение
  • Удача
  • Вы должны быть отличным психологом


Команда, идея. Вот главное. Вперед. Пришло время действовать. Стареющим Дурову и Брину пора уйти на покой, время их славы уже прошло, пришло время обновить учебники истории и списки Forbs. И кто знает, может эту статью читает тот, кто будет вызывать зависть у половины земного шара уже через пару лет. Удачи.
Станислав Елисеев @Mugik
карма
0,0
рейтинг 0,0
Пользователь
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Маркетинг

Комментарии (25)

  • +1
    Про рекламу в соцсетях и офлайн не соглашусь.

    В свое время очень много в офлайн было рекламы яндекса и одноклассников(про вконтакте точно не скажу, но будаю что было) и постеров в метро. А рекламы BlaBlaCar в соцсетях полно
    • 0
      Что и говорить — Google тоже рекламировался на улице.
  • +1
    Рекламу фэйсбука постоянно вижу в adwords. Одноклассники много лет назад проплатили рекламу на новогоднем «огоньке» по телевизору, там звёзды эстрады логинились и искали друзей. Бигборды с рекламой яндекса пару лет назад точно видел.
  • 0
    (это 100% падение, без гидравлики посадить пока никому не удалось)

    FYI — en.wikipedia.org/wiki/2003_Baghdad_DHL_attempted_shootdown_incident
    :)
    • 0
      Я так и знал!
    • +1
      И более того, при отказе гидравлических насосов из самолета вручную выдвигают пропеллер, который набегающим потоком обеспечивает давление в гидравлике. Ее полный отказ крайне маловероятен, и может быть связан только с механическим повреждением гидравлических трубок от нескольких контуров сразу. lx-photos.livejournal.com/231701.html
  • +3
    В целом, соглашусь со многим. Особенно в части команды. Но есть еще несколько важных факторов.

    1. В команде должен быть «продажник». Не маркетолог, а именно продажник, который еще на уровне идеи сможет походить, по предлагать продукт, запустит тестовые кампании чтобы привести людей на сайт. В общем, получит обратную связь. Такой человек должен четко понимать что такое каналы продаж, воронка продаж, понимать, где искать клиента, уметь пачками «штамповать» презентации для инвесторов, постоянно ошиваться в разных фондах и пр.

    2. Должна быть четкая специализация. Есть две крайности.
    2.1. «Давайте побрейнсторим». И технаря начинают привлекать к обсуждению вопросов: какие еще каналы продаж не проверили? правильно ли такое-то УТП? А стоит ли рискнуть и потратить в супертексты по 100 баксов за текст? А у человека в голове утечки памяти, демоны падают, шардирование пора бы сделать. В итоге мучаются все, ресурсы тратятся бессмыслено, раздражение нарастает.
    2.2. Непринятие в расчет позиции технического члена команды. В рамках маркетинга возможно придумать массу самых разных вариантов развития событий. И все эти идеи будут падать на технаря со словами «да что там кодить, тебе на 20 минут работы». Аргументы вида «это чрезмерно усложнит архитектуру», «это будет велосипед, про котрый мы не вспомним через месяц» не работает. В итоге, в результате хаотичной разработки, отсутствия документирования софт превращается в неразвиваемое и неподдерживаемое нечто, что продать нельзя. А ведь красиво работает то, что технические просто и красиво сделано.

    3. Нужно четко понимать, что в итоге «продается». От этого зависит многое.
    3.1. Продается «команда». Тогда необходимо понимать, насколько долго люди вместе, насколько четко они специализируются, насколько они влияют друг на друга (см. п.2). При этом технически важен доведенный до рынка продукт, но не его качество.
    3.2. Продается «идея». Ну… в теории возможно, на практике, на мой взгляд, нет.
    3.3. Продается «продукт». Тоже сомнительно. Если маленький продукт покупает большая компания — выгоднее его переписать на основе корпоративных практик.
    3.4. Продаются «клиенты». Это уже стадия, когда стартап запущен и пошли живые клиенты. Тут важна исключительно динамика их набора. А значит, см. п.1

    К сожалению, мои наблюдения показывают, что стратегии 3.2 и 3.3 лежат в основе проектов в подавляющем большинстве случаев. Пришла идея — а давайте на коленке быстро соберем ее и проверим? А дальше поддержка, продажи и реклама (согласен тут с копистартером) становятся теми моментами, которые гробят ее.

    Очень интересно было бы узнать у топикстартера — к каким категориям относились его проекты.
    • 0
      На ваш взгляд стратегии 3.2 и 3.3 не работают? Просто в начале абзаца написано «К сожалению».
      • +1
        Да. Нечетко выразил мысль. Действительно, стратегии 3.2 и 3.3 на мой взгляд, не работают. Сразу оговорюсь, что под «идеей» я понимаю ситуацию в виде «slideware», то есть когда продукта нет, или он существует в виде прототипа. Иначе он переходит в стратегию 3.4.

        Итак, допустим есть идея, и необходимо найти инвестиции под ее реализацию. И здесь возникает масса вопросов:
        1. Инвестору приносят идей по 10 в день. Почему он должен поверить именно «вашей»?
        2. Идея может выстрелит, может и нет. Нужно пробовать. Дешевле загрузить свой отдел разработчиков, чем платить разовую сумму за ее покупку.
        3. А может, есть более простые заменители? geektimes.ru/post/268802
        Ну и так далее.

        Я видел Ваше сообщение ниже, что важна не идея, а идея + реализация (продукт). В полной мере, наверное, не соглашусь. Как только продукт готов — то вопрос инвестора «а вдруг не взлетит», тут же смениться на «а сколько набрали клиентов за 3 месяца с момента старта?». И это очень опасный вопрос который может похоронить любой, просто суперский продукт.

        Что касается стратегии 3.3 — то посмотрите на Кинопоиск. Его купили, и Яндекс «сел» за его полную переработку. То есть в случае Кинопоиска как раз покупались «клиенты», а не «продукт».

        В целом, мне кажется, искать наиболее эффективный выход из стартапа возможен в два момента времени:
        1. Узкий интервал от момента «есть что показать» до момента «старта». То есть показать продукт. Минусы — у инвестора нет понимания эффективности продукта, много не вложит.
        2. Спустя 4-6 месяцев после старта, если есть положительная динамика (именно динамика, не их число) набора клиентов с бесспорным трендом. Здесь уже цены, по понятным причинам — выше.

        Надеюсь, пояснил. :)
        • 0
          У меня сложилось следующее мнение, исходя из наблюдений за всей этой тусовкой стартапов. Есть две стороны, каждая из которых хочет выиграть. С одной стороны инвесторы и фонды, с другой стартапы.
          У инвестора желание вложить деньги и получить в итоге 5-10 кратную прибыль. У стартапа, соответственно привлечь деньги на развитие и масштабирование, с последующей прибылью для его основателя.
          У каждого фонда и стартапа своя стратегия как этого добиться.
          1. Кто то пытается продавать идею, накидав несколько слайдов и подготовив питч. Есть примеры, когда это удается. В основном это посевные инвестиции. Суммы относительно небольшие, чисто чтобы посмотреть выстрелит или нет.
          2. Уже есть продукт и есть клиенты, которые генерят прибыль, то в этом случае инвестор уже входит как совладелец бизнеса. Соответственно суммы выше.

          Все остальное между двумя этими вариантами, суммы соответственно тоже.

          Немаловажный фактор это текущая позиция инвестора (фонда). Есть понятие жизненного цикла инвестиций т.е. когда идут посевные инвестиции, а когда идет изъятие активов из стартапов.
          Ну и еще есть всякие яркие личности, которые основывают стартапы, получают под них деньги, потом их закрывают и все по новой.

          Вывод: если хочешь изменить мир, привлекай инвесторов как можно позже. Если нет идей, как с помощью денег инвестора увеличить бизнес минимум в 10 раз, то венчурные инвестиции не для тебя. Если хочешь привлечь инвестора, либо сам учись, либо привлекай качественного продажника.
          • 0
            Посевные слишком малы, чтобы сделать что-то серьезное. Скорее, это некий шаг одобрения и стимулирования, чтобы руки не опускать. :)

            А с выводом согласен на 100%. С каждым словом.
    • 0
      >> Не маркетолог, а именно продажник, который еще на уровне идеи сможет походить, по предлагать продукт, запустит тестовые кампании чтобы привести людей на сайт.

      Проблема в том, что на уровне идеи продавать еще нечего. Он конечно может пособирать обратную связь, и многие скажут — да, это клево, мы БЫ купили! Но когда окрыленные обратной связью, год клепавшие ночами продукт основатели реально выходят на рынок — оказывается что между «готовы» и «купили» — пропасть.

      Другая крайность, если продажник очень энергичный, он продаст до того как что-то будет готово. И вы поедете к реально готовому клиенту впаривать воздух и под разными предлогами выпрашивать неделю-другую на «доработки под Вашу задачу».

      PS: Это не критика, это личный опыт.
      • 0
        Согласен. Проходили. Я несколько раз продавал продукты, которых еще не было… Потом всеми правдами и неправдами пытались закончить проект.
        Сейчас склоняюсь, что модель freemium может быть выходом. К примеру взять Wordpress. Платформа бесплатна, код открыт. Продаются платные плагины, дизайнерские темы, реклама на wp.com, техподдержка для VIP клиентов
        • 0
          А вот здесь не соглашусь. У нас был обратный опыт. Взяли знакомого продажника (очень хорошоего, коммуникабельного). Дали ему презентацию, детально рассказали идею. И отправили его в три торговых центра. По одному я с ним ходил, было интересно. Задачи были следующие:
          1. Понять, сколько продавцов скажут, что им идея нравится, и поможет в их деле.
          2. Попробовать получить контакты владельцев торговых точек. Продавцы их неохотно дают, но могут
          3. Через неделю повторить, выйти на владельцев, поговорить.

          Фактически, по 3 торговым центрам был проведен полноценный бизнес-процесс продаж. Было важно, сколько заявок мы соберем, плюс впечатления продажника. В итоге, на основе его оценок было решено направление не развивать.

          В тоже время, продажа продукта в трех торговых центрах в Москве, ну никак не повлияла бы на рынок и наше восприятие в глазах клиентах. В тоже время, такой подход позволил сэкономить кучу денег, и времени.
  • +1
    Кину свои пять копеек.
    1. Идея, которая увлечет команду, по большей части не совпадает с идеей, которая понравится публике, а также с идеей, которая способна принести реальную прибыль. Поэтому у стартапера должно быть три идеи. Впрочем, когда стартап рванул, начинает рулить бабло, и остается, таким образом, только одна идея. Команду же придется набирать заново.
    2. Ребята, которые выглядят как «те, кто знает что им нужно», уже собрали финансирование и скорее всего уехали из России, но никто из них (хорошо, как минимум руководитель) и не думал развивать дело дальше. Ибо идея, которая нравится инвесторам — это не та, что создаст реальный оборот.
  • 0
    Невероятное везение
    Удача

    Это разное?
    • 0
      Везение это наверно, когда с тебя постоянно всё как с гуся вода. Пришел на экзамен — достал самый легкий билет. Весь день шёл дождь, стоит тебе выйти дождь прекращается и тому подобное. То есть постоянно всё выходит как надо.

      Удача — это скорее что-то что бывает 1 раз. Выигрыш в лотерее или всё в таком духе.
  • +4
    Про команду, стальные нервы и психологию — всё верно, а вот на счёт Идеи — абсолютное заблуждение. Мы живём в мире, где одна и та же идея продукта/сервиса/сайта приходит множеству команд по всему миру в одно и то же время, и побеждает не тот, кто придумал, а тот, кто сделал это понятно, полезно и доступно для своих пользователей. Попыток всегда много, победитель обычно один.

    Только исполнение имеет значение, то как вы сделали свою идею, а не то, как вы её придумали. Никто не сможет «украсть» идею и сделать её быстрее и лучше вашего, это вы можете делать её плохо и медленно. И если вы всё делаете правильно и ваша идея продукта попала в потребность и решает её наилучшим образом, то случится описанная история с Перископом и виральным распространением. Если сделаете плохо, а это самый частый случай, то никакой маркетинг не поможет.

    «Idea is King, but execution is King Kong!»
  • 0
    По поводу идеи не соглашусь. Взять тот же Перископ. Что не было до него никаких стриминговых продуктов? Выстрелила идея после всеобщего увлечения селфи палками и твиттером. Просто логичный следующий шаг в нужное время. Взять сам твиттер. Сколько времени они были в минусе и нафиг некому не нужны? Года два если не ошибаюсь.
    Без идеи, конечно. никуда. Важно сочетание фактора времени и идеи, плюс ее реализация, которая без команды невозможна. Вот в этом и есть везение и удача :)
    • 0
      Перископ идея очевидная. Но тут другая история все же. Посомтрите профиль в LinkedIn Кейвон Бейкпура — основателя. В активе еще один стартап, плюс работа в какой-то компании, связанной с видео. Как результат — весной 2014 года стартап привлек инвестиции в размере 1,5 млн долларов от нескольких частных лиц и фондов, включая Google Ventures.

      Но причины этого скорее всего не в том, что инвесторы увидели суперидею. Мои наблюдения за работой фондов в долине говорят мне, что в таких случаях действуют просто личные связи, то есть… см. стратегию 3.1 в моем комментарии выше. :) А 1,5 млн. для создания онлайн-сервиса по их меркам это ооочень много.
  • +2
    Выше упомянули что идея почти ничего не стоит — соглашусь. Вы сами пишите что в мире 8млрд. человек. Было бы крайне эгоцентрично считать, что эта идея пришла в голову только вам.

    Далее, что касается первенства. По моим наблюдениям пионеры никогда не срывают банк. Вдумайтесь: никогда! Google не был первым поисковиком, Facebook не был первой соцсетью, Генри Форд не придумал автомобиль и даже, вопреки расхожему мнению, не первым внедрил конвейерную сборку!
    Весь фокус в том, чтобы превратить инновационный (но уже доказавший жизнеспособность!) продукт в хорошо отлаженную и отточенную машину по удовлетворению чьих-то массовых потребностей самым удобным способом и с максимальной экономической эффективностью. А это проще всего сделать, проанализировав ошибки и недостатки пионеров.
    Не нужно быть первым, нужно быть лучшим!
    • 0
      Не могу не согласиться. Пионеры почти всегда проигрывают, если только это не узкая ниша, в которой они успели выстроить барьер, который другим экономически бессмысленно пытаться преодолеть. Но «проигрывают» – это не обязательно плохо. Они могут успеть сорвать банк на продаже компании.
  • 0
    В мире тысячи и миллионы человек, которые смогут вам написать второй Вконтакте, второй Фейсбук и второй Яндекс, в небезызвестной Индии есть тысячи желающих написать вам что угодно за смешные тысячу долларов.


    Ну это от лукавого.
  • 0
    Как раз тогда, начал взлетать Вконтакте, Facebook, Google

    Если вы действительно были свидетелем взлета этих компаний, то как то лихо смешали всю хронологию.
    Там целые «эры» выделять можно.
  • 0
    А я таки видел рекламу VKontakte по телевизору.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.