284,0
рейтинг
11 января в 16:10

Управление → ФНС: после перевода контрольно-кассовой техники в онлайн-режим расходы бизнеса сократятся на 40–50%

Правительство внесло в Госдуму законопроект о передаче фискальной информации с контрольно-кассовой техники (ККТ) в режиме онлайн. Бизнес должен будет в обязательном порядке перейти на ККТ с такой функцией передачи данных до 1 июля 2017 года. Для вновь регистрируемой ККТ требования законопроекта должны вступить в силу с 1 января 2017 года.

С 1 апреля 2016 года можно будет добровольно начать регистрировать в налоговых органах ККТ, снабженную модемом и фискальным накопителем. Обязательными онлайн-кассы станут с 1 июля 2017 года.

В порядке эксперимента технология уже опробована в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. Тестирование с участием таких торговых сетей, как «Азбука вкуса», «М.Видео», «Перекресток», «Метро Кэш энд Кэрри», длилось с августа 2014 по февраль 2015 года.

Целями запуска системы правительство называет снижение теневого оборота наличности и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

При передаче информации в режиме онлайн покупатели могут получить электронный чек, легальность и точность которого можно будет оперативно проверить с помощью мобильного приложения, а при возникновении претензий — пожаловаться в ФНС.

Технически новация реализуется заменой ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная) фискальным накопителем (чипом) в случае традиционной ККТ или использованием мобильных устройств с приложением для работы с банком. По данным ФНС, новая технология реализована на 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 46 миллионов чеков на сумму 34 миллиарда рублей.

Опасения по поводу возможного роста затрат малого бизнеса высказывали Минэкономики и Агентство стратегических инициатив. Ведь малые предприятия до этого вообще могли обходиться без ККТ. Но с 1 января 2018 года налогообложение на вмененный доход будет упразднено, а использующие ее предприниматели должны будут перейти на патентное налогообложение.

ФНС утверждает, что расходы бизнеса сократятся на 40–50% за счет ликвидации необходимости заключения договоров с центрами технического обслуживания кассовой техники. Что касается спецрежимов, то, согласно законопроекту, они смогут использовать особый фискальный накопитель — стоить он будет дороже, но менять его надо будет не раз в 13 месяцев (как обычный), а раз в три года.

Кроме того, малый бизнес сможет экономить, используя в составе ККТ планшеты и мобильные телефоны. По оценке чиновников ФНС, расходы на кассовый аппарат со встроенным фискальным накопителем составят от 20 тысяч рублей на три года. Кассовый аппарат можно будет зарегистрировать, не приходя в налоговую инспекцию, — через сайт ФНС.

«Точно легче будет производителям кассовых аппаратов — они получат гарантированный объемный сбыт своей продукции. Возможно (но только в условиях устойчивого экономического положения), неплохо было бы и для торговых сетей, особенно если бы они получили налоговые вычеты на приобретение новых кассовых аппаратов. Ну и совсем хорошо, если бы каким-то образом к базе данных, полученной в результате внедрения новой системы, получили доступ сами торговые сети. Это позволило бы им четче оценить ситуацию на рынке, динамику спроса. Постепенный уход от бумажной отчетности — объективная реальность, но насколько она полезна для государства и компаний, будет понятно позднее», считает сопредседатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев.

«Мы подключались к этой программе в тестовом режиме, но ощутить что-то положительное или отрицательное не успели. В целом считаю внедрение этой идеи делом хорошим. Лекарство — продукт социально значимый, и контроль за его реализацией должен быть существенным. Пострадают от этого только те, кто привык работать мимо кассы», предполагает генеральный директор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов.

«Это тема не новая, уже год проходит эксперимент, в котором участвуют и рестораторы. Мы общались с ними и не услышали пока ничего плохого, ничего хорошего. С точки зрения затрат на кассовые аппараты и некоторых сопутствующих расходов нет ничего критичного. Проблема может возникнуть разве что только у маленьких предприятий. Что даст это для предпринимателя — непонятно. Например, есть проблема порчи товара, и пока сложно сказать, как будет проходить его списание. Мы даже с коллегами это еще и не обсуждали», говорит президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.

«Коммерсант» приводит данные о штрафах, предусмотренных за нарушение новых требований:
Штрафы за применение ККТ, не соответствующей новым требованиям, и нарушения условий ее регистрации и применения составят для граждан 1,5 тысячи рублей, для должностных лиц — до 2 тысяч рублей, для юрлиц — 7 тысяч рублей.

Ненаправление покупателю кассового чека в электронной форме грозит должностным лицам штрафом уже 2 тысяч рублей, юрлицам — 10 тысяч рублей. Нарушение же оператором законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с использованием наличных или электронных средств платежа повлечет для должностных лиц штраф от 40 тысяч до 50 тысяч рублей, для юрлиц — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.
Семен Гринштейн @semen_grinshtein
карма
30,0
рейтинг 284,0
Редактор
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Управление

Комментарии (32)

  • 0
    Снижение расходов за счёт отмены обязательного договора с центрами тех. обслуживания это хорошо. Но куда бежать, когда что то сломается? И кто будет менять эти самые накопители? И по моему, за передачу данных тоже будут брать деньги.
    • 0
      Ремонтировать в тех же центрах тех обслуживания?
      Когда работали с кассой, помню, приходил раз в цесяц какой то парень, которому платили деньги за пару взмахов кисточкой, и это было обязательно.
  • +5
    Всем придется купить или модернизировать кассовые аппараты. Всем придется заключить договоры с центрами обработки данных. Для выдачи электронных чеков покупателям, предпринимателям нужно будет заплатить за организацию системы передачи либо за услуги компаний, которые будут предоставлять эти электронные чеки на сайте по реквизитам на бумажном чеке. Какое уж там сокращение расходов…
    • 0
      Электронные чеки по хорошему должны предоставляться на едином государственном сайте + доступ через api для сторонних клиентов. С точки зрения пользователя это идеальная система — все расходы будут видны в едином приложении.
      • +2
        Спасибо, но не надо. Обойдемся как-нибудь и без тотального контроля государством за расходами населения.
  • +3
    А говорили вроде, что там какие-то сложности есть с внедрением. Но посмотрим на практику.

    С одной стороны нововведение кажется очень полезным и современным. Отправление информации в центр обработки данных, в прекрасной теории, должно было нас избавить от множества лишних вопросов. Но отмеченные моменты в статье вновь вызывают скорее опасение. Если мы отправляем данные online, то для чего нужен фискальный регистратор, вообще? Что это за дублирование опять. Стало быть ЦТО все равно необходимы. Они как и прежде будут менять фискальный регистратор и клеить свои наклеечки. И каждый год будут брать деньги. Какой в этом смысл не понятно.

    смогут использовать особый фискальный накопитель — стоить он будет дороже, но менять его надо будет не раз в 13 месяцев (как обычный), а раз в три года.


    А ничего, что этот срок в 13 месяцев изначально достаточно искусственно зафиксирован? У большинства малых организаций НИКОГДА не случится переполнения фискального регистратора из-за ничтожно-малого количества операций. Дороже это видимо должно стоить, чтобы заводы не потеряли своих доходов.

    Как раз в декабре менял ЭКЛЗ — 8000 руб. Сколько будет стоить новый-модный? При этом по прежнему многим организациям придется нести расходы по большому количеству касс. А ведь с помощью интернета можно было бы просто убрать эти расходы.

    Еще крайне важный момент — вывод старой кассовой техники. Придется идти в налоговую, снимать с регистрации. Покупать новое оборудование.

    И если я правильно понимаю, то этот вариант может оказаться временным как раз. Постепенно законодательство и все процессы подготовят к полному переходу на интернет-операции. И мы вновь будет платить за этот переход. Почему бы сразу не сделать все нормально?

    И последнее. Интернет, фискальники. Сделали бы уже что-нибудь с Журналом Кассира-операциониста, а? Убрали бы уже этот пережиток эпохи динозавров от слова «совсем». Хоть этим порадовали бы.

    В итоге: по прежнему нужно кормить завод по производству фискальных счетчиков и ЦТО. К этому плюсом добавляем слив данных онлайн и «агентов» в виде клиентов, которые будут следить за магазинами. Кстати, а куда чеки-то слать нужно будет и как доказывать, что они были получены/отправлены?

    Короче, опять расстроили только, а казалось, что хоть в этом-то вопросе получится «Вау».
    • +1
      >куда чеки-то слать нужно будет и как доказывать, что они были получены/отправлены?

      Варианта 2, первый: берем у клиента email вбиваем в кассовый аппарат (да аппарат видимо должен быть продвинутый для этого), аппарат отправляет чек по мылу, второй: на чеке печатается адрес сайта и что то типа логин-пароля, клиент заходит на сайт вводит свое мыло и отправляет себе чек (да кто то будет хорошо зарабатывать на обслуживании таких сайтов)
      • 0
        По email потом придется сложно доказывать, что чек покупатель получил. Тем более, что у нас вроде как нет еще закона, который обязывает абсолютно всех иметь свою электронную почту. Многие ее и не имеют. Сервис, который будет за чеками следить, тоже должен обладать неким кредитом доверия со стороны правительства. В итоге получается, что чеки можно только одним адекватным способом, видимо, запустить — портал Госуслуги. Чтобы те, кто его использует, могли посмотреть такие операции. Но при этом и сами покупатели попадут под лупу пристального надзора. Будет четко видно кто, что и в каком объеме потребляет. Если получится построить подобную связь для какого-либо покупателя, то боюсь нас ждет еще большее веселье.
    • 0
      Вроде говорили о том что можно будет заменить кассовый аппарат планшетом и принимать оплату картой без выдачи фискального чека на бумажном носителе.
      В статье тоже упоминаются планшеты, но нет никаких подробностей.
      • 0
        Было бы очень круто. Но скорее всего тут немного о другом. Посмотрим как дело пойдет.
  • +2
    Как мило. Наши уважаемые депутаты именно так и предлагали: стоит баба Маня и диктует свой емейл кассиру. Вы представляете, что получится из этого?
    p.s. Я сейчас работаю в рознице, и лучше ничего не буду говорить про ЕГАИС — гениальный проект по отмыву бабосов.
    • 0
      Особенно мило это будет смотреться в супермаркете, где очередь стоит из 10-20 человек.
      • 0
        А я о чём???
    • –1
      Данную проблему легко можно решить запретив оплату без карточки. Связать карточку и пользователя не так сложно.
      • +2
        Если бы это было возможно, поверьте, давно бы уже сделали. Это однозначный путь к полному контролю финансов населения.
      • +1
        Шутите?
        Меня на этом фоне веселят агитационные плакаты «Принимать карточки — это закон!». Поправьте меня, но единственное платежное средство, от приема которого розничная торговая точка не вправе отказаться — это наличная национальная валюта. Все остальное — опции.
        Я не против карт как таковых, но до маразма в виде запрета наличных на розничные покупки доходить тоже не стоит…
        • +3
          Закон № 112-ФЗ от 05.05.2014
          Если магазин не микропредпритие — обязан принимать карты.
          • +2
            Дожили :(
            За ссылочку спасибо, не знал
            • –1
              Что плохого в том, чтобы везде принимали карточки? С карточками меньше мороки, сдачи никогда не нужно, искать банкомат тоже не понадобиться, к тому же карточка личная и при потере/краже может быть восстановлена без проблем на следующий день в отличие от денег.
              • 0
                В карточках нет ничего плохого, в целом. Но удобство использования их достаточно ограничено до сих пор. Принимают их не везде далеко. Процесс платежа сложный и не вызывающий абсолютного доверия. Возможно все окончательно изменят различные мобильные приложения, которые дают значительный прорыв в контроле денег и операциях между частниками.

                Магазины же платят серьезные комиссии за операции с картами. И это тоже не сильно способствует развитию приема карт. Где можно взять наличкой, магазин лучше возьмет наличкой.
                • 0
                  Если обязать принимать карточки везде, то удобство с точки зрения пользователя значительно повышается. И что сложного в процессе платежа? Посмотрел сумму к оплате на терминале, поднес карточку, в случае большой суммы ввел пароль, получил sms о платеже. Все просто и очевидно.
                  • 0
                    Я пока еще не видел как работает NFC в этом вопросе, но обычная операция происходит так в неком магазине:
                    — даешь карточку кассиру
                    — он вставляет ее в терминал и ждет проведения операции.
                    — сама операция может занять очень продолжительное время и затянуться до нескольких минут
                    — в случае обрыва связи или еще какой-то странной ошибки, тебя просят ввести все данные снова. Толком не отражаешь сколько операций произошло

                    А в кафе вообще забирают карту (читать как «кошелек со всеми деньгами») и уносят куда-то. Что они там с ней делают — большой вопрос. Может списывают все данные?

                    Поэтому процесс выглядит для обывателя достаточно опасно и непонятно. Добавим к этому то, что SMS-оповещения получают далеко не все владельцы карт. И информацию в СМИ о том, как воруют деньги с карточек.

                    Поэтому процесс нужно модернизировать и сильно упрощать.

                    Модель «поднес карточку, ввел код» — выглядит уже неплохо… Но тоже проблематична, так как не ты определяешь сколько денег отдаешь. Кассир может ошибиться в вводе, например, а ты и не в курсе. И время на проведение операции не отменяет. Хорошим вариантом был бы запрос на мобильное устройство —

                    Магазин ООО «Артима» запрашивает оплату в размере 20500 руб.

                    Приобретаемый товар:
                    — ванна акриловая Тритон Кэт — 16500 руб.
                    — экран для ванны Тритон Кэт — 4000 руб.

                    Перевести 20500 руб?

                    ДА/ НЕТ


                    Ты сам все проверяешь и жмешь «Да, перевести 20500 руб». Можно добавить ввод кода. Операция должна происходить мгновенно при этом.
                    • 0
                      В кафе вы вправе (и должны) присутствовать при проведении платежа. В приличных местах приносят мобильные терминалы, в забегаловках просто идете вместе с официантом к стационарному терминалу. Да, неудобно, но зато безопасно.

                      Ну и здесь же отвечу на еще один комментарий. Я не против карточек. Они прекрасны (без иронии). Но чтобы _отменить_ наличные расчеты полностью — надо поднять безналичные на заоблачные высоты. Которых у нас пока нет.
                      • 0
                        Конечно можно. Можно и CVV заклеить. Просто это все вызывает напряжение. Когда ты даешь 5000 рублей, то все крайне очевидно, в отличии от карточек.

                        Хотя, стоит отметить, я тоже люблю карточки. Я отражаю какие опасности есть, слежу за надежностью, не ввожу данные куда попало. И я крайне люблю белый бизнес и прозрачность финансов. Но меня волнует общая практика использования населением. Поэтому я пытаюсь скорее рассуждать за менее подкованное население.
                    • 0
                      На любом более-менее приличном терминале выводиться сумма к оплате, можно зайти в ближайшим макдональдс и посмотреть на терминал самообслуживания.
                      Если у вас в кафе уносят карточку то это категорически неправильно. Они должны приносить к вам терминал.

                      Да и карточек с бесконтактной оплатой как и терминалов уже завались. Просто на многих терминалах никак не указано, что они поддерживают бесконтактную оплату, а кассиры об этом даже не догадываются.
                      • 0
                        Экран терминала видно далеко не во всех магазинах. Тебе точно дают/показывают терминал в руки только в случае ввода ПИН-кода. А гениальный интерфейс терминалов при этом не позволяет уточнить стоимость. Поэтому проверка происходит часто по факту уже — по отбитому чеку или SMS.

                        А то, что «неправильно», так кого это волнует? Такова практика :).
                        • 0
                          Я просто прошу терминал и сам прикладываю карточку, чтобы кассир не пыталась ее вставить. Одновременно можно посмотреть и сумму платежа.
                    • 0
                      Если у вас в кафе уносят карточку то это категорически неправильно. Они должны приносить к вам терминал.

                      Это не просто неправильно, это категарически запрещено правилами МПС.
                      • 0
                        Запрещено, но на практике это норма. А вы что делаете в этом случае? Требуете принести терминал?
                        • 0
                          Уже года 3 не сталкивался с таким. Всегда приносят терминал.
                          Опять же, если карта требует пин-код, то другого варианта и нет.
  • +2
    > расходы бизнеса сократятся на 40–50%
    > Точно легче будет производителям кассовых аппаратов — они получат гарантированный объемный сбыт своей продукции.
    Ясно. Понятно. Круто, охренительно.
    ЭКЛЗ 2.0, кассы вновь поголовно. С новой фенечкой кассы станут стоить тысяч за тридцать.
    Привет, малый бизнес, тебя снова любят.
  • 0
    Свежо предание, да верится с трудом. Сейчас по-прежнему дешевле съездить с флешкой и бумажками сдать отчетность, чем оформлять ее в электронном виде. Хотя и тут о предпринимателях позаботились — вынужденных поездок станет больше.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.