Пользователь
1,6
рейтинг
19 января в 15:28

Маркетинг → Компания от А до Я: Mail.ru Group



Представляем вашему вниманию новую постоянную рубрику на «Мегамозге»: «Компания от А до Я».

Каждая публикация будет представлять собой набор фактов из истории одной российской IT-компании. Начнём мы, естественно, с самых больших и старых организаций, обросших значительным количеством интриг, историй и дат/чисел.

Первой в списке идёт Mail.ru Group, по множественным причинам: тут и значение компании для всего Рунета, и не самая белая и чистая репутация, большое количество малоизвестных подробностей, а также наиболее яркие личности российского, в том числе олигархического, бизнеса.

А – Асечка (ICQ)


Легендарный бесплатный мессенджер, созданный израильскими друзьями Ариком Варди, Яиром Голдфингер, Сефи Вигисером и Амноном Амиром 15 ноября 1996 года. Лавинообразно захватил мир и так же быстро умер, будучи куплен сначала в 1998 (тогда) безоговорочным гигантом AOL за $407 миллионов и повторно в 2010 году DST, принадлежащим Алишеру Усманову, за $187 миллионов. Войдя в состав Mail.ru Group после реорганизации продолжает своё затяжное существование в виде Агента Mail.ru, хотя и развивается и претерпевает множество изменений, уже не вызывая, впрочем, у пользователей былых чувств. Совсем недавно компания начала предпринимать активные попытки реанимации ICQ, привлекла к её рекламе звёзд российского ТВ, таких как Павел Воля.

Б – Блоги@Mail.Ru


Проект, к моменту закрытия занимавший 3-е место по популярности среди блоговых платформ в Рунете и 2-е среди микроблогов (после Твиттера).

Наравне с ЖЖ, именно данный сервис рассказал россиянам о том, что такое «блог» и кто такие «блогеры», не стесняясь использовать т.н. «звёздные блоги», которые вели деятели культуры, бизнеса и политики.

В – Вконтакте


Творение Павла Дурова, пристанище всех подростков – Вконтакте, изначально позиционировал себя как социальная сеть студентов и выпускников ВУЗов и быстро превратился в многомиллиардный бизнес, сыгравший злую шутку со своим создателем, который был вынужден мигрировать из России, согласно его заявлениям, из-за опасений за собственную жизнь. В результате множественных поглощений в настоящее время полностью принадлежит Mail.ru Group и с 2014 года находится под управлением Бориса Добродеева (сына руководителя ВГТРК). Вся история этой социальной сети сопровождается формальными и неформальными скандалами и драмами разных уровней, вовлекая людей вплоть до Алишера Усманова.

Г – Геймдев


Игры – отдельная статья интереса и доходов сегодняшнего Mail.ru. Началось всё с поглощения компании «IT Territory» Игоря Мацанюка, выпускавшего браузерную «Территорию», к настоящему же моменту представляет из себя целый портал и платформу для публикации и продвижения игр всех жанров, от сетевых до standalone.

Д – Дмитрий Гришин


Дмитрий Гришин, родившийся 15 октября 1978 года неподалёку от военного полигона «Капустин Яр», чем он объясняет свой интерес к робототехнике, начал свою карьеру программиста в 20 лет (1998 г.). Стремительное развитие карьеры началось с руководства разработкой интернет-аукциона Molotok.ru в NetBridge Services. После объединения активов Юрия Мильнера с «Порт.ру» в 2001 году Гришин стал главой сервисного центра объединенной компании, а в конце года — техническим директором компании. В 2003 году Гришин стал генеральным директором Mail.Ru. При нем компания начала не только активно расти, но и портить свою репутацию, попадая в разного рода истории вроде принудительной смены стартовой страницы в браузере пользователя на mail.ru и др. В Википедии Гришину приписывают роль визионера компании, определившего наиболее перспективные направления развития Mail.ru Group — коммуникационные сервисы и онлайн-игры, однако на рынке многие уверены, что он был исполнителем — визионерствовал и напрявлял в нужные русла его патрон и учитель Юрий Мильнер. В 2010 Гришин возглавил Mail.ru Group после разделения российских и иностранных активов, в 2012 году сменил Юрия Мильнера на посту главы совета директоров.

Е – Е-коммерс


Товары@Mail.ru, работающие по модели агрегатора, не единственный e-commerce сервис компании. Помимо него у компании есть сервисы Путешествия, Работа и Недвижимость.

Ж – Жадность


Этим словом интернет-пользователи довольно часто характеризуют деятельность компании в негативном ключе, акцентируя внимание на кажущийся всем очевидным девиз компании: «зарабатывать буквально на всем, что шевелится». На одном только Хабре можно найти десятки кейсов негативных историй пользователей.

З – Знакомства


Компания владеет 30% Мамбы и своим собственный сервисом Знакомства@Mail.ru, МойМир также принадлежит Mail.ru – в этой социальной сети, согласно данным компании, женская аудитория превышает мужскую.

И – Игры


Игровой раздел, посвящённый компьютерным играм, появился на портале Mail.Ru 23 мая 2006 года. В нём публиковалась информация, посвящённая игровому миру: новости, рецензии, скриншоты новых игр, видеообзоры. Портал был реализован совместно с компанией IT Territory (см. Игорь Мацанюк) и «геймдев».

К – Алексей Кривенков


Алексей Кривенков, пожалуй, один из наименее известных людей, приложивших руку к созданию и DataArt, и Port.ru и, в первую очередь, почтового сервиса Mail.ru. На Geektimes есть интервью с ним, где в краткой форме Алексей описывает все основные этапы становления компаний и свой собственный путь в каждой из них. Купил у друзей почтовый домен Mail.ru за 500 долларов, а в итоге отойдя от управления компанией продал долю Юрию Мильнеру, который начал консолидацию активов именно с пакета акций Кривенкова.

… в какой-то момент мы решили, что располагая отличным движком, вполне можем создать в России сервис, представляющий бесплатную почту всем. В придачу, нашим хорошим друзьям принадлежал домен mail.ru. Для нас тогда это был никакой не бизнес – просто прикольная штука.

Л – Легкомыслие


За, грубо говоря, 15 лет существования Mail.ru далеко не единожды, и скорее всего даже не 10 раз начинала, мягко говоря, совершать явно непродуманные поступки, что, впрочем, не помешало ей поглотить практически всех наиболее крупных игроков российского интернета начала нулевых.

М – Mail.ru


Построение и объединение компании, впоследствии – ребрендинг и трансформация из DST/Port.ru/NetBridge.ru будут происходит вокруг именно этого имени, запланированные с самого начала этого процесса, начавшегося в 2001 г. Причин может быть несколько, но, пожалуй наиболее реальная – это наибольшая посещаемость и узнаваемость.

Н – Нетбридж.ру


Этап на пути к современному Mail.ru, NetBridge.ru был основан в 1999 Юрием Мильнером, прочитавшим в Morgan Stanley о состояниях и перспективах технологического рынка как компания, призванная копировать успешные бизнес-модели западных сервисов. Первые инвесторы: Григорий Фингер, Юрий Мильнер и фонд New Century Holdings, компания начала быстро создавать проекты и поначалу Юрий Мильнер даже предлагал руководителю компании CompTek Аркадию Воложу заниматься бизнесом совместно, но в 2000 году столкнулась с проблемами на фоне кризиса доткомов, недоверия к технологичным проектам в Интернете и была вынуждена сокращать штат. В 2001 году между Порт.ру и Нетбридж.ру было принято соглашение о слиянии, планы составляли Мильнер, Голанд и Сергей Шестаков, компания активно сокращала сотрудников и убивала убыточные проекты, провела реорганизацию и стала окупаемой, а также начала предоставлять сервисы с именами вида «Сервис@Mail.ru».

О – Одноклассники


Еще один легендарный проект, в котором зарегистрированы все родители, седьмой по посещаемости сайт в РФ, 67-й в мире, создан, по одной версии, летом 2005 года, по другой – 4 марта 2006 г. Создатель – Альберт Михайлович Попков, сейчас проживающий в Лондоне, начинал его как хобби, но успел увидеть перспективу – в 2008 году он, основные акционеры и партнёры, продали контрольный пакет акций компании фонду DST, позже преобразованному в Mail.ru Group, не раскрывая сумму сделки.

П – Порт.ру


Выделившая в 1998 году из DataArt, основанной Евгением Голандом, Дмитрием Кривенковым и Дмитрием Андриановым, чьим основным активом была почтовая служба Mail.ru, в 2000 году установившая немыслимый по тем временам рекорд – 1 млн. зарегистрированных пользователей, «Порт.ру» представляет собой целую веху на пути к современной Mail.ru.
Одной из основных целей Port.ru называлась реализация модели матричного интернет-портала на базе многочисленных сервисов – фактически сегодняшняя главная страница всех сервисов компании, окончательный контроль над которой был получен DST в середине нулевых. А в 2000-м, на фоне кризиса доткомов, из-за которого инвесторы отвернулись от компании, а сооснователи начали выходить, NetBridge стал основным партнёром Port.ru

Р – Репутация


Скажем так, что если бы не всевидящий Алишер Усманов и хитрый, но прозорливый Юрий Мильнер, Mail.ru Group бы не состоялась в принципе.
Это корпорация, у которой есть отдельные и интересные проекты, степень «яркости» которых обратно пропорциональна степени интегрированности в материнскую компанию, в общем – всё как у всех гигантов.

С – Слияния и поглощения


Именно так компания и пришла к текущему моменту – длительно и методично скупая на рынке всё, что более-менее представляет интерес.

Т – Иван Таврин


38-летний отечественный медиаменеждер, успевший создать и поработать во множестве медиакомпаний России, в 2009 году вместе с Алишером Усмановым консолидировал общие активы в «ЮТВ-холдинге», в 2012 году стал генеральным директором «Мегафона». В 2014 году выкупил долю Павла Дурова во «Вконтакте» в ходе акционерного конфликта, впоследствии долю перекупила Mail.ru Group

У – Алишер Усманов


Основной владелец «Металлоинвеста», сделавший своё состояние в металлургии, опробовал инвестиции в интернете в нулевых, начав с электронной биржи металлов и продолжив покупками издательских домов «Коммерсант» и «Секрет Фирмы», вместе с Gazeta.ru. В 2008 году, на пике ипотечного кризиса и проблем технологических компаний начал активные поглощения на русском рынке, став совладельцем SUP и фонда DST. В 2009 году финансировал DST при покупки акций Facebook, Zynga и Groupon. После реорганизации DST и Mail.ru Group владеет почти половиной фонда и контрольным пакетом компании, объединяющей российские интернет-активы. В середине октября 2015 сделал еще одну громкую инвестицию – совместно с «ЮТВ Холдингом» (см. Иван Таврин) вложил $100 млн. в киберспортивную организацию Virtus.pro, представляющие геймерские коллективы во многих «дисциплинах».

Ф – Футубра


Сервис микроблогов а-ля Твиттер, который родился и умер в рамках одного года – 2012.

Х – Хостинг


По словам вице-президента и технического директора Mail.Ru Владимира Габриеляна, у портала имеется восемь центров обработки данных, количество серверов составляет 9000 единиц. В техническом департаменте Mail.Ru работает более семисот специалистов.

По информации, размещённой в блоге компании, на декабрь 2013 года для работы почтового сервиса использовалось 2,5 тыс. серверов общим объёмом памяти 12,5 ПБайт. За 15 лет работы было зарегистрировано 400 млн. электронных адресов.

Ч – Чересчур


Перебарщивать Mail.ru тоже умеет, как и любая компания с деньгами, особенно хороши большие праздники и сувенирная продукция (на любой вкус), в качестве примера можно лишь привести постройку нового офиса компании, в котором и каток, и промышленный альпинист лезущий по стенке на торжественном открытии.

Щ – Илья Щербович


40-летний инвестиционный менеджер из Владимира, успевший поработать в Сбербанке и Deutsche Bank’е, в 2013 году выкупил доли Вячеслава Мирилашвили и Льва Левиева во «Вконтакте» (48% компании), начал активную борьбу с Павлом Дуровым, в результате которой последний был вынужден продать долю в компании и покинуть её. Спустя год пакет был выкуплен Mail.ru Group за $1,47 млрд.

Ш – Илья Широков


Создатель «Моего Круга», купленного «Яндексом» в 2007 году, Илья проработал в компании полгода и уехал в Стэнфорд, где и познакомился с Юрием Мильнером. В 2010-м возглавил «Одноклассники», от управления которыми отошёл Попков, в 2014 году покинул компанию.

Э – Электронная почта


Mail.ru изначально – простой сервис регистрации собственных почтовых доменов и получения к ним доступа по POP3, стал «ядром» вокруг которого Евгений Голанд совместно с Юрием Мильнером выстраивали компанию, поглощая с начала нулевых годов множество самых разнообразных сервисов, от интернет-магазинов до социальных и тематических/информационных проектов. К его созданию приложили руку Кривенков, Андрианов и Шутов. Внесён в российскую книгу рекордов Гиннеса как первый сайт с миллионом зарегистрированных пользователей в Рунете.

Ю – Юрий Мильнер


Почти что легендарная личность, инвестор и венчурный капиталист, «прокси» владельца «Металлоинвеста» и основного акционера Mail.ru Алишера Усманова, фактически ответственнен за текущее состояние компании, начав выстраивать её в далеком 1998-м году. Слившись с Port.ru в 2001-м году объединённая компания начала своё существование, продолжающееся до сих пор. По образованию Юрий Мильнер – физик, однако начал заниматься бизнесом и инвестициями после поступления в Уортонскую школу бизнеса по его же словам из-за «разочарования в себе как в физике». В 2009 совместно с Алишером Усмановым организовал DST, который первым из российских фондов вложился в проекты, которые после ипотечного кризиса 2008 года с трудом привлекали средства: отечественные «Одноклассники» и «Вконтакте», «Мамба» и в игровые компании, а чуть позже – Facebook, Zynga и Groupon. В паре с Роном Конуэйем вложился в выпускников инкубатора Y Combinator (39 проектов по $150 000 каждый), чем заработал себе международную репутацию. Последний громкий шаг – поиск внеземных цивилизаций совместно со Стивеном Хокингом.

Я – Яндекс


Попытки купить долю в «Яндексе» или сделаться партнёрами компании предпринимались не единожды – в 2001 году Мильнер предлагал Воложу то ли слияние, то ли партнёрство, а чуть позже была и попытка за счет средств Алишера Усманова купить 10% компании. Ни то, ни другое не удалось, и теперь у нас есть две независимые и крупные компании – одна другой краше.
@megamozg
карма
31,7
рейтинг 1,6
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Маркетинг

Комментарии (28)

  • +4
    А — Амиго
    Б — Беспредел
    В — Выбешивае
    Г — Амиго
    • +3
      А — Алишер Усманов
      В — Алишер Усманов
      Д — Юрий Мильнер
      Н — Юрий Мильнер
      Р — Алишер Усманов и Юрий Мильнер
      У — Алишер Усманов
      Ш — Юрий Мильнер
      Э — Юрий Мильнер
      Ю — Юрий Мильнер
      Я — Алишер Усманов

      И правда,
      Ч — Чересчур.
  • +4
    C — Спутник
  • +4
    А — Амиго
  • +6
    Ж — Mail.ru
  • +8
    Г — Маркетинг Mail.Ru

    Пихать куда не надо инсталлятор своей вирусни — любомое занятие Mail.Ru
    • 0
      За последние пару лет, мне ни разу не попадался инсталятор вирусни от Mail.Ru, но вот зато Яндекс лезет во все щели…
      • 0
        У яндекса, ЕМНИП, закрыт проект Яндекс.Бара и прочего. Теперь ставится только практически безвредный Я.Браузер (и то, когда я увидел его в инсталляторе какой-то софтины, все галочки были сняты по умолчанию)
  • 0
    Осечка вышла с асечкой.
  • +1
    Удивительно, но даже порядок букв перепутан. Или это сделано намеренно?
  • +2
    Ш — ширпотреб
    • 0
      Вы знаете истинное значения слова «ширпотреб» и откуда оно пошло?
      Поэтому к ширпотребу можно отнести всё:
      iphone
      яндекс
      гугл
      mail ру
      и т.д. и т.п.
      • 0
        Ширпотреб – товары и услуги широкого потребительского спроса. Особенно мило это сложносоставное слово звучало в позднем СССР.
      • 0
        Не вижу никаких противоречий с моим комментарием :)
        • 0
          Их и нет :)
  • +4
    Вот вроде бы все хорошо: читаешь про огромную компанию, проводящую десятки интересных мероприятий (в том числе по Big Data и AI), основавшую качественную открытую платформу лекций «ТехноПарк», активно развивающую IT в СНГ, и имеющую в основателях, признанного миром, венчурного капиталиста, но тот шлейф, который тянется за Mail.Ru, их продуктами и отношению к пользователю, неизгладим. Увы
  • +3
    Тут шутники кругом, кто поплоще юморнет?
    • +1
      Ага, и все в вконтакте сидят.
      • 0
        Это уж не заслуга богомерзкой Mail.ru
        • 0
          Как раз сейчас это заслуга
          богомерзкой Mail.ru
          если бы ресурс работал через пень колоду, то и пользователей не было бы.
          • +1
            Учитывая что за последний год количество «падений» «ВКонтакте» выросло в разы и стало нормой, что какая-то часть функционала постоянно чинится, а также учитывая как далеко ушел Facebook за это время с их Facebook AI, Social Graph и аннонсированным личным помощником в Messanger, то легко догадаться, что «ВКонтакте» вошел в затяжное пике и сейчас пиарится куда больше, чем есть реальных достижений.
            • 0
              В смысле в разы? Во сколько раз?
              Проверил тикеты в ТП за 2014-2015 гг. по серьезным проблемам с vk.com

              George Lobushkin lobushkin 10 мин.10 минут назад San Francisco, CA
              ВКонтакте недоступен из-за разрыва кабеля между нашими дата-центрами. Выясняем причины и поднимаем сайт по резервной схеме.
              4-5 августа 2015

              George Lobushkin ‏ lobushkin
              Наблюдаем некоторые технические проблемы с доступом к ВКонтакте. Спешно чиним.

              10 января 2014.

              По теме затяжного пике — Вы о чем вообще?
          • 0
            Сервис хорошо сделан — в один день разрушить можно только целенаправленно, но звоночки возникают (от падений и саппорта до Цензурити).
  • 0
    некоторое количество ссылок в тексте сделало бы статью более информативной
    • 0
      Тут такое дело, что либо всё снабжать ссылками, либо делать их минимум. Мы выбрали второй вариант, но формат будет развиваться – посмотрим, поэкспериментируем в следующие разы.
  • +1
    Ну если б «Mail.ru» ещё и «Яндекс» зохавал, совсем беда была бы б…
  • 0
    Ожидал увидеть в списке Х — Хабрахабр как элемент истории данного холдинга. Но, увы, не увидел.
    • 0
      Хабрахабр к Mail.ru Group относился косвенно и недолго. Как элемент истории – возможно, но незначительный с точки зрения общей картины Мейла.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.