Pull to refresh

Собеседование в Booking.com (часть 2, заморская)

Reading time12 min
Views26K


В первой части моей истории про собеседование в Booking.com я рассказал лишь половину, а именно все, что касалось удаленного общения из Москвы. Я остановился на том, что получил письмо от рекрутера с заголовком, который гласил «Interview Invitation To Amsterdam!». Это значило, что скоро мне предстояла поездка в Нидерланды, чтобы лично встретиться с кем-то из компании и пообщаться с глазу на глаз.

Письмо


Если вы стараетесь следить за хронологией событий, то стоит упомянуть дату получения этого письма - 14 апреля. То есть прошло меньше месяца с момента первого звонка от них.

В письме говорилось, что я успешно справился с заданиями телефонного интервью и теперь компания хочет пригласить меня на так называемое Face-to-Face интервью, чтобы узнать друг друга получше и понять, смогу ли я вписаться в их динамический IT отдел. Помимо самого приглашения в письме были подробное описание процесса и чего мне стоит ожидать в ближайшее время.

Еще там было сказано, что для посещения Нидерландов мне нужна виза, а посему скоро со мной свяжется специальный человек и поможет оформить мне приглашение для посольства, чтобы мне было проще получить необходимый штамп в паспорте.

Под конец шла самая интересная часть, а именно информация о перелете. Москву от Амстердама отделят около 2000 километров — расстояние, которое явно на метро не проедешь. И для того, чтобы кандидат мог посетить Face-to-Face собеседование в Booking.com, ему необходим билет на самолет. К счастью, компания понимает, что раз уж она сама приглашает кандидата к себе, то необходимо позаботиться о том, чтобы его путешествие не нанесло вреда его бюджету. Иными словами, Booking.com полностью оплачивает перелет туда-обратно и проживание в Амстердаме.

Мне предложили несколько дней на выбор, когда мне было бы удобнее приехать к ним. Даты были выбраны с достаточным запасом, чтобы успеть оформить визу и прочие документы, если потребуется. Поэтому мой выбор был среди 22, 23 или 26 мая. Получается, что у меня в запасе было больше месяца, чтобы привести себя в форму и подготовиться еще лучше. Поразмыслив немного над календарем, я выбрал 23 мая.

Подготовка


Не буду долго рассказывать про процесс подготовки, поскольку он очень похож на подготовку в Москве. Чтобы не ограничивать себя лишь заданиями, выдуманными из головы, я увлекся олимпиадным программированием онлайн. В этом мне очень помог специальный сайт codeforces.ru. Это площадка, созданная моим знакомым Михаилом Мирзаяновым (MikeMirzayanov) из Саратовского Государственного Университета, на которой люди со всего света соревнуются между собой, решая алгоритмические задачи. Настоятельно рекомендую принять участие в хотя бы одном раунде, чтобы самостоятельно понять, что же это такое.

Помимо подготовки мозгов, я параллельно занимался оформлением документов. Спустя какое-то время после приглашения, мне на почту пришло сообщение от некой адвокатской конторы в Голландии. К нему прилагалось сопроводительное письмо для посольства, где объяснялось, что меня приглашают на собеседование и чтобы мне дали визу без особых проволочек. С этим письмом, а также со стандартным набором документов (всякие справки с работы, выписки из банка, анкета и т.п.), я обратился в визовый центр и уже через 4 дня в моем паспорте красовалась годовая шенгенская виза.

Последнее, что я сделал, это согласовал отпуск на работе, чтобы мое отсутствие было законным. Все документы были в порядке, и теперь оставалось только ждать.

Поездка


В отличие от других компаний, которые если и привозят кандидатов к себе за свой счет, то делают это на короткий период (день-два), Booking.com поступает совершенно иначе. Еще на этапе приглашения они сразу говорят, что хотят дать возможность своим кандидатам получше узнать Амстердам, город, в котором им предстоит жить и работать. Поэтому компания оплачивает до 4х ночей в гостинице, чтобы у всех было достаточно времени не только успокоиться и отдохнуть после перелета перед собеседованием, но и уже в спокойной обстановке после этого события побродить по городу, осмотреться, впитать в себя настроения, запахи и цвета. Я считаю, что это очень правильно и так должны поступать все компании, которые нанимают иностранных сотрудников. Переезд в другую страну — очень ответственный шаг, и человек должен понимать, что его ждет и понравится ли ему на новом месте. Конечно, даже четырех дней недостаточно в полной мере понять обстановку, но по крайней мере даст более полную информацию о месте.

Теперь вернемся к моей истории. Сразу после получения визы мне написали очередное письмо, где интересовались моими предпочтениями по датам поездки и деталям рейса на самолет. В итоге я решил поехать в Амстердам с 22 по 25 мая. Как раз получался один день до интервью и два дня после. Я выбрал в интернете подходящие мне рейсы, чтобы были не слишком ранними и не слишком поздними и отписался HR специалисту. Заказанные билеты и информация о гостинице пришла ко мне уже через два дня!

Несколько слов о том, что надо брать с собой в дорогу. Я нечасто езжу по командировкам, а все мои основные выезды заграницу были связаны с отпуском и длились недели по две. Поэтому когда едешь всего на 3-4 дня может быть трудно отказаться от привычки набивать полный чемодан вещей. Поэтому специально для этого случая я сходил в магазин и купил себе небольшой чемодан, который разрешено провозить в кабине. Во-первых, в этот чемодан не запихнешь много вещей, а значит не возьмешь лишнего. А во-вторых, путешествие налегке дает вам больше свободы: меньше вес и размер чемодана, что позволит вам прогуляться по городу пешком сразу сойдя с поезда из аэропорта, а не нестись сломя голову в отель, лишь бы избавиться от огромной ноши. Но даже несмотря на наличие маленького чемодана, я все равно взял больше вещей, чем было нужно. Оптимальный набор для меня таков: одежда для собеседования (брюки или джинсы, рубашка/футболка, носки, трусы, все чистое и неношеное), плюс дополнительно футболка, в которой ходить по городу, ну и трусы/носки, хотя бы по одному комплекту на два дня. С таким набором можно спокойно прожить 4 дня и выглядеть на отлично. Я же с собой привез еще несколько футболок, которые в итоге даже не надевал.

Еще одно замечание про поездку, а точнее про прилет в город. Мне повезло, и я знал человека, живущего в Амстердаме, который согласился встретить меня в аэропорту по прилете. Это оказалось очень кстати, поскольку аэропорт Амстердама огромен и заблудиться в нем — проще простого. Чего стоит тот факт, что он имеет четыре взлетно-посадочных полосы, до крайней из которых самолет, будучи уже готовым к взлету, едет от терминала 10-15 минут своим ходом. Подобное сопровождение мне очень помогло, потому что я сумел быстро сориентироваться во всех сложностях аэровокзала, нашел, где можно сесть на поезд до города.

Я не буду сейчас описывать свои первые ощущения от города и то, как я провел время вне стен офиса. Об этом я поговорю как-нибудь потом, а сейчас стоит уже перейти к главное теме — face-to-face собеседование в Booking.com.

Собеседование


Мне было назначено явиться на собеседование в пятницу, 23 мая, к 12 часам дня. Несмотря на то, что в предыдущий день я старался как мог не думать о предстоящем событии, в день Х нервы все равно были напряжены. Я сто раз проверил состояние своих вещей — нет ли на них пятен, все ли поглажено, ведь первое впечатление складывается о человеке по внешнему облику, а в мои планы не входило испортить все какой-нибудь нелепой мелочью. Время текло как густой кисель, неторопливо, словно вовсе не хотело, чтобы полдень когда-либо настал. По своей педантичности и пунктуальности, я проснулся в тот день рано, часов, наверное, в 8 или 9, чтобы у меня было достаточно времени на контрольную проверку себя. Даже несмотря на то, что отель находился в 200 метрах от офиса компании, я все равно вышел заранее, минут за 20, чтобы спокойно дойти, перевести дух и осмотреться.

В офис я пришел ровно к назначенному времени. Меня встретила с улыбкой девушка на ресепшене и попросила присесть, чтобы дождаться HR. Вместе со мной к этому же времени пришел еще один человек на собеседование. Он был из Украины, кажется из Львова. Я было подумал, что это будет двойное собеседование. Я где-то читал, что в некоторых компаниях практикуют подход, когда на одну позицию одновременно в одной комнате собеседуют сразу несколько людей, а потом выбирают лучшего из них. К счастью, Booking.com не относится к этим компаниям, и к этому парню пришла другая девушка из HR и увела в отдельную переговорку. Ко мне же спустилась та самая девушка, с которой я раньше общался по телефону и почте, и пригласила меня пройти в комнату, где мне предстояло провести практически половину дня.

Этап первый (HR)


Собеседование в Booking.com отличается от большинства российских компаний тем, что состоит не из одного, а из нескольких этапов, следующих друг за другом. Первый этап — это общение с HR. Пока все просто — вам еще раз рассказывают о компании, о доступных бонусах, об условиях работы ну и всякое такое. Просят рассказать немного о себе: почему хочу работать у них, что мне не нравится в текущей работе, готов ли переехать ну и всякое такое, не имеющее отношения к технической части, но все равно важное.

Этот этап — самое время в последний раз собраться с мыслями, успокоиться и настроиться на боевой лад. Мои мысли были одновременно и сосредоточенны на девушке и её вопросах, и рассыпались на кучу мелких мыслишек обо всем подряд (алгоритмы, языки программирования и прочее). Тут важно держать себя под контролем и не перенервничать, иначе мозг войдет в ступор и ничего хорошего не выйдет.

Разговор наш длился в течение минут 15. За это время девушка рассказала мне приблизительный план на сегодня. Примерное время — 3-4 часа на все. «Ого», подумал я. Мне трудно было представить, как я смогу выдержать все это время, поскольку раньше у меня не было собеседований дольше одного часа, да и то после них я был выжат как лимон.

Второй этап


Как только разговор с девушкой из HR закончился, в комнату зашли два человека. Началось основное представление — техническая часть.

Она состоит в основном из общения и решения различных задачек. Тематика и смысл их был примерно таким же, что и на телефонном интервью. Только теперь код задания надо было писать на листе бумаги. А это еще хуже, чем на компьютере, даже без IDE. Как говорится, что написано пером, не вырубишь и топором, поэтому надо быть предельно внимательным и аккуратным и не начинать писать, пока в голове не сформируется до конца понятная картинка решения. Обязательно перед тем, как отчитаться о готовности, проверяйте себя и свой код на критических точках. Например, что будет, если в программу ввести ноль (или что-то подобное)? А что если ввести заведомо недопустимое значение? А нет ли у вас лишнего цикла и все ли переменные заданы корректно? В общем подумайте о граничных условиях и основных наборах входных данных. Так вы покажете, что умеете не только писать код, но и тестировать его, что также немаловажно.

Главное, в процессе того, как вы думаете над задачей, не молчать. Даже если вы не просто пребываете в ступоре, а действительно придумываете алгоритм, продолжайте говорить вслух свои мысли. Так вы дадите понять собеседникам, что вы не просто так зависли, а имеете некое решение. Вдобавок, прежде чем начинать решать задачу, уделите пару минут обдумыванию условий. Наверняка там будут такие моменты, которые непонятны или спорны. В таком случае обязательно обсудите с собеседником, что он имел в виду и какие допущения возможны. Это опять же выставит вас в выгодном свете как человека с аналитическим складом ума, который не будет бросаться решать то, что ему непонятно.

Я помню, что со своей задачкой я справился довольно хорошо. Однако не сразу мне удалось достичь приемлемого решения. Сначала я написал какой-то алгоритм, который явно работал не самым лучшим образом. Я сразу это понимал, но посчитал, что плохой результат лучше, чем его отсутствие. Поэтому после того, как я показал код своим собеседникам, они высказали несколько замечаний и предложили поразмыслить еще. При этом стали задавать наводящие вопросы, которые помогли мне в итоге отыскать более изящное решение. Важно, что даже если вы поняли, как решить задачку, вам все равно надо её записать на бумагу, поэтому торопиться, опять же, не стоит. Также стоит помнить, что от вас ждут способности оценить сложность вашего алгоритма (в понятиях большого О), а также примерные объемы потребляемой памяти. Меня еще попросили сравнить, что лучше — медленный алгоритм, но не тратящий памяти, либо быстрый, но затратный. Я ответил, что это зависит от области применения и привел пару примеров.

Мои вопросы


Как и на этапе телефонного интервью, мне выделили время, чтобы я мог задать свои вопросы. Я решил узнать, откуда эти люди приехали в букинг и как они решились на переезд. Оказалось, что один из них был из Португалии, а второй из Канады. И если с Португалией примерно все понятно — Европа не такая большая и, уезжая в Голландию, ты все равно будешь недалеко от дома, то вот иммиграция из Канады — штука необычная. Но этот человек сказал мне довольно банальную, но очень правильную вещь: лучше переехать и понять, что тебе тут плохо, чем не переехать и потом всю жизнь думать, а что бы было, если… Поэтому он собрал свои вещи, продал все остальное, и вместе с женой перебрался в Европу и живет тут уже 4 года. Впоследствие при принятии решения о переезде я руководствовался именно этим подходом, потому что вернуться можно всегда, а вот уехать и узнать культуру другой страны может больше и не удастся.

Третий этап


Третий этап был по сути копией второго. Ко мне в комнату также пришли два человека, но уже другие. Один был из Мексики, а второй из Индии. Оба работали в компании больше года (что по меркам букинга — уже старожилы, поскольку компания очень быстро растет и набирает много новых людей). Они также задавали мне вопросы, но на этот раз более общего характера. Например, как бы я построил архитектуру некоего сервиса. Мне надо было рассказать об основных принципах работы, какие подсистемы бы я использовал, как бы организовал взаимодействие между ними и так далее. Причем все это оценивается не по каким-то формальным критериям, а скорее по тому, как человек вообще способен мыслить.

Общение между кандидатом и его собеседниками в букинге в принципе довольно расслабленное. То есть никто не пытается на тебя давить, унизить или показать твою никчемность, как это часто бывает в российских компаниях. Я бывал раньше на собеседованиях, которые длились всего час, но после них я выходил полностью утратившим силы и с чувством собственной убогости. А все потому, что общение было построено по принципу экзамена: вопрос — ответ, причем вопросы, зачастую, не имеющие отношения к непосредственной работе (какие-то внутренние тонкости языка и их реализации). В букинге же собеседование означает именно то, что морфологически подразумевает это слово — беседа. Это как если бы ты был в компании друзей или коллег и вы соревновались бы между собой в решении задачек. То есть да, ты понимаешь, что если ты не решишь, то не получишь работу, но в процессе это как-то теряется.

Им удается поддерживать это непринужденное настроение до самого конца. Как раз на третьем этапе собеседований я как-то обмолвился, что использовал Xamarin в одном из своих проектов. После этого мы еще минут 5-10 обсуждали его плюсы и минусы только потому, что мой собеседник родом из Мексики знает разработчика Xamarin лично и ему интересно мнение людей о продукте его товарища.

Четвертый этап (бизнес)


После двух технических интервью меня ждало еще одно, но уже на бизнес тематику. Как они любят говорить, бизнес Booking.com - бронировать отели, а вовсе не программировать. Поэтому им важно, чтобы разработчики, которых они принимают к себе на работу, понимали, как компания зарабатывает деньги. Это важно, потому что в букинге очень ценится дух предпринимательства у сотрудников. Каждый волен придумать новую фичу и реализовать её. Поэтому мы ищем людей, способных понимать нашу специфику работы и бизнеса в целом.

Поэтому на четвертом этапе со мной общался уже только один человек, который работает в компании менеджером продукта. Он не просил меня составлять алгоритмы. Он привел мне бизнес-кейс, в котором решалась типичная для букинга ситуация. И спросил меня, что бы я сделал. Случай был довольно необычный, и я так и не смог дать верного ответа. Я пытался предположить некие идеи, которые могли бы сработать, но все они не до конца подходили. Но несмотря на то, что ответа я так и не дал, я продемонстрировал ход своих мыслей, что важнее, чем просто результат.

Передышка


По окончании всех этапов, ко мне вернулась девушка рекрутер и сказала, чтобы я подождал немного в комнате. Через 5 минут к моему глубокому удивлению, ко мне зашел мой знакомый, с которым мы познакомились ранее на конференции Codefest (я выступал с докладом, а он организовывал) и который тоже работает в букинге с мая. Все потому, что я в самом начале упомянул, что отчасти по его наводке я тут оказался, и видимо таким образом мне решили сделать приятное. Мой друг показал мне офис, рассказал, как им тут работается и отвел в местный кафетерий, где можно перехватить вкусный кофе и что-то перекусить. Мы вместе провели примерно минут 15. Я успел перевести дух и успокоиться, ведь все сложное уже позади.

В это время люди, которые меня собеседовали, совещались вместе и принимали решение о моем найме…

Оффер


Почти каждое собеседование в Booking.com заканчивается заключительной беседой с HR. Раньше в компании было принято не говорить своего решения о найме кандидату в день его собеседования. Они брали время на обдумывание и сравнение кандидатов между собой. Однако сейчас решение выносится в тот же день, если вы подходите компании. Есть, правда, исключения, когда по тем или иным причинам финальное решение не может быть вынесено в тот же день. Поэтому если вы приедете к нам на собеседование и вам не скажут результат, это еще не повод отчаиваться :)

Я справился с заданиями достаточно хорошо, поэтому на последнем этапе собеседования девушка из HR вручила мне комплект документов, в котором был мой оффер. Оффер — это по сути формальный договор, согласно которому компания обязуется взять вас на работу. В нем также упоминается ваша будущая зарплата и прочие бонусы. Вы не обязаны тут же принимать этот оффер. Вам дают время на обдумывание, поскольку это довольно ответственный шаг. Я сразу попросил две недели на принятие решения и они не были против. Так что в Москву я возвращался тоже с полной головой мыслей, но уже на другую тему.

Заключение


Чего-то конкретного в заключение сказать не хочется. Если в целом, то процесс собеседования в букинг отлажен сейчас настолько, что кандидат получает максимум внимания и заботы, насколько это возможно. Я написал этот рассказ столь положительно не потому, что работаю в компании и обязан её хвалить. Просто это на самом деле был отличный опыт, который мне запомнится надолго.

Компания очень лояльно относится к своим сотрудникам, как действующим, так и будущим. Например, они вошли в мое положение, и даже после принятия мной оффера дали еще три месяца на переезд. Причем спокойно, без проблем. Мне кажется, что если бы я попросил отложить свой найм до 2015 года, они бы и на это согласились.

Ну и напоследок немного формальностей. Этой и предыдущей статьей я хотел рассказать лишь о своем опыте устройства в компанию и никоим образом не призываю вас увольняться и устраиваться сюда (даже если могло так показаться). Однако мы всегда активно ищем талантливых IT-людей. Если же вы все же захотите прийти к нам — пишите в личку, помогу советом и могу отдать ваше резюме напрямую в HR.

P.S. У меня сформировался небольшой FAQ по поводу работы тут, переезду и прочим штукам. Если интересно — присылайте мне в личку свой email и я вам его пришлю. Если вы в read-only, то пишите мне в Facebook (есть в профиле), там я тоже отвечаю.

P.P.S. Обе статьи (эта и первая) написаны мной еще в конце 2014 года, когда я только устроился в букинг. Сейчас, по прошествии полутора лет, процесс почти не изменился. Если вам хочется узнать подробности — пишите в личку.

P.P.P.S. Если вы хотите немного ускорить процесс найма, но лучше пишите мне в личку. Я могу передать резюме куда надо и его рассмотрят быстрее, чем через стандартную процедуру.

Если вы хотите узнать что-то еще, то оставляйте свои вопросы в комментариях, я обязательно отвечу.
Tags:
Hubs:
If this publication inspired you and you want to support the author, do not hesitate to click on the button
+22
Comments57

Articles

Change theme settings