Pull to refresh

Не все можно купить: разработчик игр Ubisoft пытается избежать насильственного поглощения со стороны Vivendi

Reading time 4 min
Views 14K
image
Источники: Bloomberg и Ubisoft

Ubisoft за несколько лет превратилась из маленькой семейной компании во Франции в глобального игрока на рынке компьютерных игр. В Ubisoft трудится 10 000 человек. Компания открыла студии почти в 20 странах мира.

Однако недавно главе Ubisoft Иву Гиймо позвонил французский промышленник, миллиардер и председатель медиагруппы Vivendi Винсент Боллоре. «Он сказал, что нам надо поговорить о потенциальной синергии», вспоминает Гиймо.

Через два часа после состоявшегося разговора Гиймо узнал, что Vivendi купила 6,6% Ubisoft. Это было не предложение обсудить потенциальные возможности партнерства, а демонстрация намерения Vivendi поглотить Ubisoft – хочет она того или нет.

Сейчас Гиймо опасается, что Vivendi поглотит Ubisoft по частям, последовательно выкупая доли у акционеров. На сегодняшний день Vivendi уже приобрела 15% акций компании, передает Financial Times.

Культура Vivendi чужда бизнесу Ubisoft и поставит крест на творчестве, уверен Гиймо. Президент Sony Computer Entertainment Europe Джим Райан описывает Гиймо как справедливого, но жесткого человека, с которым трудно иметь дело. Но 90% доходов Ubisoft обеспечивают зарубежные рынки. А это лучшее свидетельство успеха Гиймо.

Ubisoft – третий по величине в мире производитель компьютерных игр. В числе культовых – Assassin’s Creed, Prince of Persia, Rainbow Six, Ghost Recon, Splinter Cell и другие. Ubisoft разрабатывает игры и для персональных компьютеров, и для мобильных устройств, и для игровых приставок. В 2011 году компания создала киностудию Ubisoft Motion Pictures для выпуска фильмов по играм.

Vivendi – крупнейшая французская медиагруппа. Ей принадлежит всемирно известный музыкальный холдинг Universal Music Group, крупные пакеты акций второго по величине французского мобильного оператора SFR, сотового оператора Maroc Telecom, а также сеть кабельного телевидения Canal+.

По стоимости компании несопоставимы: капитализация Ubisoft – 2,2 миллиарда евро, а Vivendi – 24,1 миллиарда евро.

Недавно компания стала крупнейшим акционером Telecom Italia, скупив 20% ее акций. В числе ее приобретений – 26,7% в компании Gameloft, также заметном игроке в мировой индустрии видеоигр, аффилированной с Ubisoft.

2 сентября французский медиаконгломерат Vivendi увеличил долю в видеохостинге Dailymotion, принадлежащем телекоммуникационной Orange, до 90%, купив 10% в материнской компании.

По данным источников Les Echos, Vivendi приобрела 10% акций Orange за чуть более чем 27 миллионов евро. В июне прошлого года французский конгломерат купил 80% акций телекоммуникационной компании за 217 миллионов евро. Теперь Vivendi владеет 90% акций Orange и косвенно 90% акций ее «дочки» Dailymotion.

Разница между играми и кино становится все меньше, признает Гиймо: «Индустрия видеоигр умеет создавать мифические миры, а Голливуд – создавать истории».

В распоряжении Vivendi около 2 миллиардов евро наличными, которые компания получила от продажи активов в последние два года. У нее есть опыт работы в индустрии игр – Vivendi владеет контрольным пакетом акций калифорнийской компании по производству видеоигр Activision Blizzard.

Глава Vivendi Винсент Боллоре имеет репутацию хитрого и безжалостного бизнесмена, который умеет создавать акционерный капитал. Но Гиймо планирует переиграть Боллоре и сохранить независимость семейной компании.

Братья Гиймо создали Ubisoft в 1986 году. Начав с продаж игр других производителей, Ubisoft быстро выросла: в течение нескольких лет она вышла на рынки Великобритании, Германии и даже США. Позднее компания начала собственное производство игр – первая из них называлась Zombie.

За 2011–2015 годы акции компании выросли в 4 раза. Стремительный рост прекратился после того, как Vivendi заинтересовалась бизнесом компании. Недавно Гиймо объявил о том, что прерывает традицию ежегодного выпуска новой серии игры Assassin’s Creed и после разочаровывающих результатов последней серии намерен пересмотреть условия франшизы.

С Vivendi Гиймо не хочет иметь никаких дел: «Если мы захотим снять кино для международного рынка, мы будем вести переговоры с Fox, Warner или Sony Pictures. Они специалисты в этой отрасли. И мы не будем говорить с Canal+».

«У Vivendi совершенно другой способ вести бизнес, который вы никогда не увидите в Великобритании, США и даже азиатских странах, – объясняет Гиймо. – Если вы хотите приобрести компанию, вы сначала проведете переговоры с ней и потом купите ее. Вы не просто приходите и забираете всю ее систему».

«Многие компании практикуют стиль управления по принципу «больших боссов», которые требуют слепого исполнения приказов, но мы работаем в творческой индустрии, а творчество опирается на то, что позволяет людям рисковать, чтобы они могли добиться выдающихся результатов, – говорит он. – Если нашей компанией начнет управлять группа, которая не понимает отрасль, а просто хочет контролировать бизнес, это быстро убьет творчество».

В ближайшие дни Гиймо собирается представить акционерам среднесрочный план развития. Акционеры обсудят его коллективно. На решение о дальнейшем развитии компании (в том числе о возможной продаже) не смогут напрямую повлиять ни Гиймо, ни Боллоре.

Однако ясно, что доверие основных акционеров к Гиймо, как к основателю компании и давнему партнеру, сыграет свою роль.

«В индустрии видеоигр успеха добиваются те компании, которые способны быстро принимать решения, и на это не способны, как правило, те, кто является частью больших групп», резюмирует Гиймо.

По прогнозам компании Newzoo, стоимость рынка видеоигр вырастет с $91,5 миллиарда в 2015 году до $107 миллиардов в 2017 году. Средний американец будет тратить на компьютерные игры 28,3 минуты в день в 2018 году против 23,2 минут в 2013 году.
Tags:
Hubs:
+15
Comments 22
Comments Comments 22

Articles