Pull to refresh

К чему может привести закрытие крупнейших новостных агрегаторов в России: комментарии экспертов и участников рынка

Reading time6 min
Views5.5K
Предложение депутатов по введению особого правового режима для «новостных агрегаторов» (интернет-ресурсов, которые собирают, обрабатывают и распространяют информацию) было воспринято критически. Законопроект обязывает новостные агрегаторы «проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации». За публикацию недостоверной информации предусмотрено внесудебное «принятие мер по пресечению распространения недостоверной информации» по жалобе уполномоченных органов.

Доля иностранного капитала в сервисе не должна превышать 20%. За отказ удалить недостоверную информацию по требованию Роскомнадзора новостной агрегатор будет обязан выплатить штраф до 5 миллионов рублей (для юридических лиц). О том, что такой проект внесен в Госдуму для рассмотрения, стало известно вчера, 25 февраля.

Эксперты считают, что законопроект ставит под угрозу работу новостных сервисов. Среди них – «Яндекс.Новости», Google News, «Рамблер.Новости» и другие агрегаторы новостей. Из-за этого издания могут потерять в среднем 25% трафика.

«Если законопроект предполагает возложить на новостные агрегаторы обязанности СМИ в полном объеме, сервис «Яндекс.Новости» в текущем виде существовать не сможет», говорила вчера «Коммерсанту» представитель «Яндекса» Ася Мелкумова. По ее словам, «Яндекс.Новости» ежедневно обеспечивают сайтам СМИ 6,5 миллиона просмотров. Опрошенные «Ведомостями» представители СМИ признали, что большую часть трафика получают именно от этого агрегатора.

Google News – полностью автоматизированный сервис, который, как и «Яндекс.Новости», работает без какого-либо редакторского участия. «Список новостей формируется исключительно алгоритмами, которые учитывают совокупный интерес СМИ к той или иной теме. Агрегатор дает только ссылки на новости, переводя читателей на страницы соответствующих ресурсов», отметил представитель компании.

В прошлом году переходы с «Яндекс.Новостей» обеспечили проектам «Коммерсанта» около 25% посетителей, около 5-7% пришлось на Google News и 2-3% – на новости Mail.ru, рассказал председатель совета директоров ИД «Коммерсантъ» Владимир Желонкин.

Сайты изданий «Комсомольской правды», по словам гендиректора Владимира Сунгоркина, получают около 20-25% трафика с агрегаторов: примерно 15-20% трафика идет с «Яндекс.Новостей», 3-5% – с Google News, с другими агрегаторами КП не сотрудничает.

Сайт Vedomosti.ru получает от агрегаторов примерно столько же трафика. «Нельзя говорить, что при закрытии агрегаторов трафик резко упадет и не восстановится — пользователь найдет другой путь. Другое дело, что агрегаторы – это удобная точка входа для читателей, и нам не хотелось бы ее терять», отмечает шеф-редактор сайта.

У госагентства МИА «Россия сегодня» доля новостных агрегаторов составила в январе примерно 50% от общего объема трафика, говорит представитель агентства.

Сайты журналов Maxim и Elle всего около 1% трафика получают от новостных агрегаторов, говорит директор по цифровым проектам MAXIM/ELLE Даниль Хасаншин: «Мы не занимаемся написанием и рерайтом актуальных новостей, поэтому доля новостного трафика у нас невелика. Мы иногда попадаем в агрегаторы, например с эксклюзивными трейлерами, и тогда собираем 20 000-30 000 переходов».

«Доля трафика «Ленты.ру» от «Яндекс.Новостей» составляет около 10% от общего трафика, доля Mail.ru незначительна, а доля Google в объемах поступающего трафика на наши ресурсы больше, чем от «Яндекс.Новостей», рассказывает представитель Rambler & Co Софья Иванова.

На новостные агрегаторы на сайте «Дождя» приходится около 25-30% трафика, из них подавляющее большинство – с «Яндекс.Новостей». «Если агрегаторы отключат, мы неизбежно и значительно просядем и по просмотрам, и по уникальным посетителям», отметил представитель телеканала.

По текущему проекту главный вопрос в том, что такое «проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации», говорит гендиректор агрегатора новостей СМИ2 Павел Власов-Мрдуляш.

«В целом, если законодатели считают, что регулировать этот сегмент медиарынка необходимо, то вполне можно найти внятный способ сделать это корректно – но для этого, полагаю, следует привлечь профильное министерство и представителей ведущих проектов в данной нише», считает Власов-Мрдуляш.

Алексей Амётов, основатель Look At Me:
У нас доля трафика из новостных агрегатов небольшая так как наши новости в основном это лайфстайл, а не новости политики или экономики. К этому законопроекту, тем не менее, я отношусь резко негативно. Он ещё более ухудшает ситуацию с медиа в России, негативно повлияет на развитие индустрии. Если этот закон примут в текущем виде, то это будет очень серьезным ударом и по индустрии медиа, и по Интернет компаниям в России.

Илья Красильщик, издатель «Медузы»:
Доля трафика из агрегаторов у нас ничтожна, но мы не показатель — мы иностранное СМИ, «Яндекс» же иностранные СМИ уже давно загоняет в специальный загончик, который почти никто не видит. Трафик из Гугла больше, но все равно цифры, как правило, несерьезные. Mail.ru на трафик тоже практически не влияет. С другими агрегаторами мы не работаем. Но опять же это не показатель — для зарегистрированных в России СМИ трафик из «Яндекс.Новостей» критически важен.

Что касается законопроекта, то это очередной топорный документ, который придумали люди, которые ничего не понимают в предмете, но хотят еще чего-нибудь отрегулировать — потому что больше ничего не умеют. Интернет развивался в России без участия государства — и это главная причина, почему до вмешательства государства у него все было хорошо. Теперь индустрию разрушают — просто по дурости. Ну удачи им в этом.

Константин Панфилов, главный редактор VC.ru:
На новостные агрегаторы [у нас] не приходится почти ничего. Бывают взрывы, когда новость попадает в топ «Яндекса» или Медиаметрикс, но эффект, понятно, непостоянен.

Последствия принятия законопроекта я пока не оцениваю никак — его ещё не приняли, последствий нет. В текущем виде описанные там ограничения нежизнеспособны, тот же «Яндекс» в своем заявлении хорошо описал это.

Николай Кононов, главный редактор издания «Секрет Фирмы», сообщил «Мегамозгу», что на новостные агрегаторы приходится незначительная доля трафика сайта. «Самое ужасное последствие может быть таким: крупнейшие агрегаторы (вроде «Яндекс.Новостей») закрываются, и читатели теряют привычку сопоставлять взгляд на одну и ту же новость из разных источников, критически оценивать информацию», отметил он.

Издатель Roem, Юрий Синодов:
Доля трафика Roem.ru приходящего с новостных агрегаторов — средняя по рынку, около 10%. Долю всех участников рынка можно посчитать по этим отчётам: www.liveinternet.ru/stat/ru/media/index.html?slice=n_y;period=month — больше всего трафика раздаёт „Яндекс“, в четыре раза меньше Mail.ru.

Если законопроект будет принят в текущем виде, я думаю, что агрегаторы, в первую очередь „Яндекс“, встроят свои новости в выдачу, а не будут делать на базе имеющихся у них данных обособленный сервис.
Но я думаю, что в текущем виде у законопроекта нет шансов быть принятым, он выглядит слишком сырым. Насколько его „доготовят“ в процессе движения по Госдуме (и будут ли его вообще „готовить“) вопрос к GR-сотрудникам интернет-компаний.

Никита Лихачёв, главный редактор TJournal.ru:
Посмотрел статистику «Яндекс.Метрики» для TJ за последний квартал, там доля переходов по ссылкам с сайтов равняется 4,9%, причём «Яндекс.Новости» в них — это всего 0,55% от трафика. Очень редко бывает такое, что трафик оттуда идёт серьёзный: «Яндекс.Новости» гораздо больше любят новости от государственных агентств и более старых новостных сайтов, непрозрачно работают и иногда случаются ошибки. У всех остальных агрегаторов процент ещё ниже.

Лично я не думаю, что законопроект будет принят в текущем виде или по крайней мере будет работать так, как написано в документе. Новостной агрегатор с 6,5 миллионами материалов в день невозможно заставить проверять всю информацию, а если его закрыть, гигантскую часть трафика потеряют сами госСМИ.

Более реальный исход этой инициативы (она тянется с 2014 года, тогда её не приняли) — наделение Роскомнадзора правом обрабатывать жалобы на распространение недостоверных сведений и требовать от агрегаторов удалять ссылки на такие материалы. Это работает так же, как закон о «праве на забвение», только касается не поисковиков, а агрегаторов. Перспектива такая: официальные лица опровергают новость — её удаляют из агрегаторов. Проблема в том, что оппозиционные СМИ, насколько мне известно, и так несильно накачиваются трафиком из новостных агрегаторов, и тут нечего переживать. Для этого обычно используются соцсети — а они под текущий законопроект тоже попадают.

Слова Дмитрия Навоши, директора и совладельца Sports.ru:
У нас и в вебе доля заходов с новостных агрегаторов не слишком высокая, меньше 15%. А большинство сессий уже совершаются пользователями наших приложений www.sports.ru/docs/apps где агрегаторы вообще ни при чем. То есть прямого вреда лично нам, казалось бы, и нет.

Но законопроект, очевидно, идиотский, который уже такой по счету. Он направлен на дальнейшее ограничение свободного доступа к информации жителей России – государство хочет и в интернете иметь что-то максимально близкое к монополии, установленной им на телевидении. Направлен он и на выдавливание независимых игроков с российского рынка – и плевать, что часть из них, вроде того же Яндекса, вполне себе гордость страны.

Последствия для российского интернета? Думаю, только усилятся те, которые мы видели за последние годы запретов и законодательного безумия. Связанные с Россией проекты продолжат терять капитализацию и людей. Эти люди и деньги просто перетекут на развитие каких-то более вменяемых рынков.
Tags:
Hubs:
Total votes 12: ↑11 and ↓1+10
Comments9

Articles