Pull to refresh

Советы основателя. Александр Оникиенко, CEO TakeItTaxi

Reading time 4 min
Views 5.5K
image

«Советы основателя» в очередной раз знакомят читателей «Мегамозга» со звёздами IT-рынка, основателями и управляющими собственного бизнеса.

Как признаётся сам Александр, за последние 8 лет он учится вести бизнес на собственных пробах и ошибках, экспериментируя с самыми различными видами деятельности, от аренды и проката «Зорбов» до интернет-магазинов различной направленности. Последние 3 года Александр занимается рынком такси во главе «TakeItTaxi» — стартапа, о котором мы уже рассказывали.

Мы попросили Александра — управляющего директора компании, поделиться с аудиторией «Мегамозга» собственными советами, сформулированными в ходе приобретения столь ценного, личного, опыта.

Первый совет, который для меня имеет особенную актуальность и я считаю, что данный совет в принципе актуален для любого «стартапера»: «Всегда проверяйте профессиональные навыки людей и партнёров, с которыми вы совместно развиваете бизнес». В том числе необходимо проверять и собственных подрядчиков, причём достаточно детально.

За 3 года работы мы множество раз попадали в ситуацию, когда даже с грамотным техническим заданием получаемый результат работы плох, поэтому я обращаю внимание именно на данный пункт.

Как с данной проблемой мы работаем в Take It? Собираем отзывы, просим дать рекомендации и хотим, чтобы человек работающий с нами, общался на одном языке: теми же словами и понятиями. Тогда всё хорошо и с человеком можно работать.

Если итоговые цели расходятся — вы вряд ли придёте к хорошему результату, а для постановки целей обе стороны должны хорошо понимать друг друга.

Это касается даже абсолютных мелочей, вроде типографии, с которой вы работаете. Мы, допустим, делаем визитки — и ищем человека, который заинтересован в работе с вами и воспринимает вас, как «хорошего клиента». Потому что для одной типографии клиент с тиражом в 10 000 — это «никто», и в таком случае на вас неохотно обращают внимание.

Не нужно работать с теми, кто не хочет работать с вами. Первое и самое важное. И проверяйте навыки и умения.

Вы всегда должны понимать, что никому не интересно помогать вашему бизнесу на 100%. Это достаточно очевидная вещь: "Каждый сам за себя", и в бизнесе, и в жизни. И только в рамках одной команды людям может быть интересно растить бизнес и делать свою работу максимально хорошо, надеясь исключительно на себя.

Часто же мы наблюдаем ситуацию, когда «стартаперы» надеются на инвесторов, бизнес-партнёров или даже клиентов. На почту take It каждый день приходит миллион офферов — и эти люди занимаются таким же бизнесом, как и мы, и делают это ради денег. Не нужно себя обманывать и думать, что кто-то вам поможет безвозмездно. Не забывайте об этом и совершайте разумный выбор, самые важные решения всегда должны приниматься только внутри команды.

Энтузиазм и мотивация — это те вещи, на которых я долгое время пытался строить бизнес. Спустя время и опыт я пришёл к выводу, что это не работает — работает только дисциплина. Если мы знаем, что в неделю должно быть 5-6 встреч, в такие-то дни и в оговорённое время — они должны случиться. Даже в рамках креативного процесса, такого как брейн-шторм, когда нужно что-то придумать (например, концепцию рекламной кампании или дизайн какой-то части продукта), лучше заниматься этим регулярно. Мы не переносим такие вещи: вдохновение — это хорошо, но работать необходимо системно. Когда процесс выстроен таким образом — системным, то тогда и результат более предсказуем. Креативные процессы с этой точки зрения ничем не отличаются от процессов рутинных, цикличных, запланированных и предсказуемых.

Секрет успеха — это вставать каждый день и делать своё дело. Даже когда упираешься в стену — результата можно добиться обойдя или сломав стену. Единственное, что я видел, работающее как «плацебо» в любом бизнесе — это упорство. Каждый день делать одни и те же действия, даже в ситуации, когда результат кажется неочевидным или отсутствующим. Только такое знание приведёт вас к пониманию того, что необходимо изменить для того, чтобы результат всё-таки был, или улучшился.

«Повороты назад» не работают. Необходимо быть системным и идти вперёд.

Последние 3-4 года я читаю про «вау-эффект». На прошлом месте работы мы были подписаны на книги издательства, название которого я не буду упоминать, и к нам приходили модные книжки по маркетингу, каждый месяц. Начинался про эффекты, маркетинговые стратегии и так далее… и считаю, что это чушь и в стартапе, то есть в молодом бизнесе, это не работает.

Сейчас у нас одна цель — понять потребность клиента и хорошо «закрывать» эту потребность. После того, как мы сделаем это хорошо, можно больше продавать, масштабировать бизнес и думать о «вирусном маркетинге». Но начинать с конца просто бессмысленно. Coca-Cola таким заниматься может, а те, кто только вышел на рынок — нет. Пока вы малый или средний бизнес, думать нужно об одном — как делать ещё лучше то, что вы делаете. Не обращайте внимание на «маркетинговые инновации».

Часто, в том числе и у меня, бывают сомнения. Мы читаем про то, что и где сделал Убер до нас, и руки опускаются сами собой: «Правильно ли мы всё делаем?»

В такие моменты я заставляю себя задуматься над тем, что хорошего я лично привношу в мир, в котором существую. В бизнес. Людям, меня окружающим. Если так думать, то большинство сомнений проходят тут же — ты приходишь в коллектив, работаешь вместе с ним над качественным продуктом, которому будет рад твой клиент. Если вы живёте так же — имеет смысл делать то, что вы делаете.

Начинающим предпринимателям: «Мы получаем то, в чём нуждаемся тогда, когда готовы это получить». Я много лет бегал с презентациями по фондам, венчурам, бизнес-ангелам и так далее, пытался привлечь 2-3-4 миллиона долларов на проект. Однако, объективно, проект не был готов к таким деньгам. Сейчас в Take It мы, получая подобные предложения, понимаем, что мы можем их переварить. А на старте, скорее всего, никто этого не сможет.

Когда ты готов ко всему и к чему угодно — тогда всё и происходит, бизнес получает деньги и скорость развития, клиента. Конечно, не по мановению волшебной палочки, а потому, что это возможно.
Tags:
Hubs:
+13
Comments 1
Comments Comments 1

Articles