Музыка как стартап, или почему iTunes — зло

    Меня зовут Василий Густелёв, я один из авторов проекта «Музыка Невидимых Людей». Когда нашу музыку не взяли ни на один лейбл, мы создали свой собственный. Выпуская по десятку релизов в год, быстро начинаешь что-то понимать. Оказывается, музыкантам многому можно учиться у стартаперов, а релиз на iTunes — самое распоследнее, чем следует заниматься независимому артисту.


    Послушайте нашу музыку, пока читаете


    Вообще, если ты независимый музыкант, то размещение на iTunes будет стоить тебе денег. К примеру, на Tunecore цена размещения альбома составляет 30$ за первый год и 50$ за каждый последующий. Но при этом 100% прибыли музыкант забирает себе. Просто выложить свой каталожик сочинённого за долгие годы выходит весьма накладно.
    Поэтому, как только мы нашли людей, которые организовали нам публикацию за 30% роялти — мы сразу же открыли лейбл и всем своим знакомым музыкантам предложили вывалить в сеть содержимое архивов. Нехитрая математика подсказывает, что этот вариант выгодней, если доходы с альбома не превышают 160$ в год.

    Страшная тайна вот в чём: за четыре года работы лейбла с айтюнса мы лишь один раз вывели четыре тысячи рублей. В остальном релизы зарабатывают в пределах пятисот рублей в год. Площадки вроде Bandcamp дают значительно более серьёзные суммы! И, глядя на все эти отчёты, я хочу с уверенностью вам заявить: единственная польза от айтюнса для независимого музыканта — показывать в баре подружкам, что вы действительно музыкант. Назовём это репутационным моментом. Если девушки в барах и так доверяют вашему статусу как музыканта, лучше вообще не размещать музыку на iTunes.

    Давайте посмотрим на деятельность инди-группы, как на стартап. Вы выпускаете товар — музыкальные композиции. И некоторые из вас на основе этого товара оказывают услугу «живая музыкальная программа». Как же нам обеспечить постоянный рост продаж? Я уверен, что основной стратегией инди-музыканта должен быть сбор базы подписчиков. База подписчиков — это ключевой ресурс, и он является главным показателем успешности группы.

    Что такое база подписчиков? Это список любых контактов людей, которым нравится ваша музыка, и получив сообщение от вас, они его не выкинут в спам. Мы собираем следующую инфу: имя, телефон, емэйл, адрес в соц сетях и город.

    Как пользоваться базой подписчиков?
    Когда у вас выходит новая музыка — вы сообщаете это всей базе. Хорошо бы уметь проверять, что сообщение доставлено.
    Когда у вас анонсирован концерт — вы выбираете из базы подписчиков с нужного города и сообщаете им.
    Если у вас собрана хорошая коллекция контактов, вы сможете обеспечивать определенное количество продаж билетов, и орги будут обожать вас за это. В небольших клубах орги сами не имеют базы своих регулярных посетителей!

    Как собирать базу подписчиков в онлайне? Напишу наши идеи:
    1. Очевидный путь — это соц сети. Знакомимся через ЛС с людьми, которые вступили в ваш паблик/встречу или лайкали музыку, и если они идут на контакт — заносим в список.
    2. Даём скачивать музыку бесплатно, если оставляют свой email. На сайте bandcamp эта функциональность имеется по-умолчанию!
    3. Устраиваем онлайн конкурсы, в которых можно поучаствовать оставив свои контакты.

    Как собрать базу подписчиков в оффлайне?
    На самом деле, никто из моих знакомых музыкантов не собирает списки подписчиков в оффлайне, а только процеживают вступивших во встречи. Между тем, люди, которые подняли свою пятую точку с дивана и пришли к вам на концерт — это самая лояльная аудитория. Если им вкатил концерт, они ваши полностью. В первую очередь, именно они должны составлять основу вашей базы. Ищите способы собрать их контакты! Вот несколько идей:
    1. Просто раздавайте на входе анкету, в которой будут вопросы типа «какая песня больше понравилась», и конечно контактные данные. Потом не забудьте прислать им письмо с благодарностью!
    2. Давайте скидку на мерч если заполняют анкету
    3. Разыгрывайте призы среди тех, кто заполнил анкету
    4. Собирайте контакты под предлогом, что пришлете фотки с концерта
    5. Если записываете концерт, предлагайте оставить контакты желающим получить запись раньше всех

    Если вы сделали концерт и не собрали там новых подписчиков — я вообще не понимаю, зачем вы делали концерт.


    Почему айтюнс — зло?
    Потому что вы не знаете, кто слушает вашу музыку. Какие-то анонимные люди за полрубля послушали ваши треки, и от этого ни денег ни удовольствия. Очень сложно на айтюнсе попасть в какой-то плейлист или хит-парад, чтобы с вами познакомилась какая-то новая аудитория. Инди-музыка маловероятно попадёт в рекомендации. Вы лежите там на дальней полке, и вас будут слушать только те люди, которых вы направили туда сами. При этом, айтюнс кучу денег забирает себе!
    Теперь сравните с bandcamp: вы знаете почту каждого, кто скачал вашу музыку. Вы тут же получаете бабки с каждой продажи, и пропорция там весьма честна. И вы можете продавать мерч через ту же платформу.

    То же самое, кстати, я могу сказать про аудиозаписи вконтакте. Потрясающее количество людей слушает вашу музыку вконтакте, а вы об этом не знаете. Старайтесь до последнего не сливать музон вконтакте, иначе вы сами себе мешаете собирать контакт-лист!

    Бонус-трек: как принимать деньги на бендкемпе?
    Меня часто спрашивают, как принимать бабло на бендкемпе. Проблема в том, что бендкемп не принимает оплату в рублях, а на территории нашей страны запрещено продавать что-то в валюте. Paypal очень строго выполняет законы, и запрещает гражданам РФ продавать музыку за валюту. Выход очень прост: обмануть Paypal и сделать вид, что вы европейцы. В Европе гражданам можно продавать их музыку за любую валюту. Конкретно мы сделали так: наш партнёр живёт в Бельгии, у него там есть местная пластиковая карта, к которой он привязал Paypal. Именно этот аккаунт он привязал к Bandcamp. Иностранцы просто рассчитываются в валюте, а если покупку совершает русский, то никакого нарушения не происходит: он покупает как-бы из-за рубежа. Потом мы эти деньги как-нибудь переводим себе.
    Главная проблема в том, что у обычных русских людей не всегда есть paypal :( И ваши русские фанаты могут затрудниться купить вашу музыку. Обсудим это в следующий раз.

    Все наши альбомы можно скачивать бесплатно, указав емэйл: потому что база подписчиков ценней долларов. Здесь стоит вновь вернуться к аналогии со стартапами. Вспомните: множество стартапов типа дропбокса довольно долго давали свой сервис полностью бесплатно, пока не накопили миллионную базу подписчиков. Вы должны действовать точно также, друзья!

    Резюмирую: собирайте базу подписчиков, пользуйтесь bandcamp или подобными сервисами, айтюнс — зло.

    Творческих вам успехов!

    P.S. буквально завтра Музыка Невидимых Людей начинает запись нового альбома.
    Поделиться публикацией
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 30
    • –3
      Ошибки в тексте: использование обратного слеша и в «P.S.» не ставят знак вправо.
      • 0
        Исправил, спасибо!
      • 0
        Вроде и реклама, и тех. деталей минимум, и музыка не зацепила — но все равно плюсану. Просто за подход к анализу.
        • 0
          как и в стартапах, наши блоги интересней самого продукта ;)
        • +3
          >> Потрясающее количество людей слушает вашу музыку вконтакте, а вы об этом не знаете.
          Чаще всего те, кто реально слушают включают в свой плейлист. Можно делать поиск по собственным композициям и смотреть на чьё имя они записаны. Попросите какого-нибудь знакомого написать скрипт, который будет это парсить автоматически и получите изрядную прибавку к своей пользовательской базе и возможность приглашать на встречи всех, кто засветился таким образом.

          Например меня во вконтакте выцепили две группы, которые я к себе в лист добавлял «Нейромонах Феофан» и «Магиланово облако». Сейчас у меня нет времени, от слова совсем, но они регулярно кидаются в меня приглашениями и рано или поздно я пойду к ним на концерт.
          • +1
            Я был уверен, что Вконтакте показывает того, кто закачал трек в облако, а не тех, кто добавил себе на страницу? Если я не прав, срочно откройте мне глаза!

            Доселе я умел искать только тех, кто сделал себе запись на стене с нашими треками. Но с недавних пор и это сломалось (пример запроса, который раньше выдавал только нашу музыку, а теперь всякий шлак)
            • 0
              http://vk.cc/5hv6n6
              • +1
                По этому запросу мы видим именно людей, которые своими руками закачали mp3 в облако.
                Людей, которые добавили эту музыку себе в аудиозаписи, мы не видим (контрпример — https://vk.com/audios8123026 — этого человека в вашей поисковой выдаче нет, а наш трек у него есть)
                • 0
                  Упс. Извините, не посмотрел.
          • 0
            iTunes не такое уж и зло. Лебл не обязан налаживать сотрудничество с каждым магазином самостоятельно. Для этого есть дистрибьюторы. Да, они будут брать свой процент, но это терпимо на самом деле. Ведь будет сразу доступно множество платформ и сервисов. Без какой либо волокиты, дополнительной платы и т.п.
            • 0
              Наш лейбл работает с более, чем 100 музыкальными площадками, и это безусловно удобно для людей, которые уже полюбили музыку из нашего каталога, и хотят слушать её через удобное приложение. Но я хочу уметь общаться с этими людьми, сообщать им о концертах и новых релизах. В противном случае, я каждый релиз прохожу через муки поиска заинтересованных ушей.
              • 0
                Для меня одна из причин выбрать itunes(как пользователю) именно в том, что со мной никто лишний раз не связывается, не очень люблю рассылки(очень засоряют ящик). А по поводу получения информации о концертах любимых групп я использую твитер.
                • 0
                  Безусловно нельзя забывать об этике, и если пользователь не хочет, чтобы я его информировал — я этот выбор уважаю.

                  Твиттер в регионах работает очень плохо, никудышно.
            • 0
              Не понятно как не «сливать вк».
              1)Сливают же слушатели.
              2)Сливают потому что им там удобнее слушать. Ограничивать их это неуважение. Кто-то и вовсе предпочитает слушать локально и без сети.
              • +1
                1) Пусть сливают слушатели, их можно хотя бы найти и добавить в друзья. Хуже, когда музыкант заливает музыку сам и начинает по всем страничкам её раскидывать с картинками котиков. В этом случае, ты не знаешь, где тебя послушали, кто послушал, и вообще тщетны ли твои усилия.
                2) Мы закидываем вконтактик в последнюю очередь, когда основной медиа-план по релизу выполнен уже, и переходы на bandcamp схлынули.
              • +3
                Мне кажется, что независимому артисту нужно в первую очередь творить и работать над своим материалом.
                По-моему если музыканта в первую очередь беспокоит собирание базы подписчиков и поиск площадки, где выгоднее продавать свою музыку, то он так и останется независимым и неизвестным.
                • 0
                  В принципе, у нас так и есть: в коллективе десять человек, релизами занимаюсь я.

                  Это и есть менеджерская роль в музыкальной группе: делать релизы, устраивать прокаты на радио, выстраивать туры. Кто-то распределяет её между участниками, кто-то нанимает директора.
                • 0
                  Как более выгодную альтернативу tunecore, мы использовали www.imusiciandigital.com, раньше, правда, был ещё тариф с бесплатным размещением только на iTunes (комиссию не помню), сейчас его убрали.
                  • 0
                    Дело даже не в деньгах. Я утверждаю, что до тех пор, пока у вас нет базы несколько десятков тысяч контактов, вообще не стоит переживать о долларах.
                  • 0
                    Сейчас прибыль музыканту приносят живые выступления. Записи — не более чем инструмент продвижения этих самых выступлений. И итюнс здесь не виноват. Кроме того, ваша музыка рассчитана на русскоязычного слушателя — больших продаж в итюнс не стоит ждать. Главный смысл в итюнс скорее — чтобы трек можно было зашазамить.
                    • 0
                      Не соглашусь о доходе: наша группа принципиально не выступает, но денег с продажи мерча и дисков хватает. В прошлом году рискнули выйти на planeta.ru — и тоже достигли цели. Кроме того, масса российских электронных музыкантов вообще с дивана не встаёт, зарабатывая только продажами.
                      Плюсую, что смысл в айтюнсе — в возможности зашазамить трек, да монетизировать видео, в котором наш трек использовали.
                    • +1
                      Я вот пользуюсь Apple Music, и мне было бы гораздо удобнее, если б исполнители, которые мне интересны, были в iTunes. Иначе я с вероятностью 99% не буду заморачиваться, слушать из других источников и в итоге даже и забуду о тех, кого там нет. К тому же из плейлистов я часто нахожу кучу интересных мне исполнителей, часто малоизвестных, на которых бы иначе никогда бы и не наткнулся.
                      • 0
                        к сожалению, музыканту с этим сложно смириться. Со стриминга поступают в прямом смысле этого слова копейки. Поэтому просто выложить музыку везде и ждать, когда слушатели на неё наткнутся — дохлый номер.
                        • 0
                          Так вы же говорите про подписчиков. Иногда я нахожу таким образом группы, а потом подписываюсь в соцсетях и иду на концерт, например, так что это немаловажно, я считаю.
                      • 0
                        Из более или менее праздного интереса: а что, если добавить в сравнение Spotify (-подобные) сервисы? Я с удовольствием слушаю музыку на Спотифай, премиум-подписка, т.е. авторам что-то да капает. Или там тоже надо вложиться в размещение?

                        (не флуда ради, правда, интересно)
                        • 0
                          За одно прослушивание на Спотифай мы получаем от 1 до 5 копеек в зависимости от страны, где слушают (В Польше меньше, в Британии больше)
                          • 0
                            Негусто… Понятно, спасибо (плюсануть не могу — кармы не хватает, увы).
                        • +1
                          К сожалению, практика показывает, что либо музыка, либо «стартап» )
                          Независимому музыканту нормально зарабатывать на музыке (под этим я подразумеваю что-то хотя бы как-то заслуживающее внимания, а не заезженные мейнстримовые шаблоны) практически нереально — в лучшем случае копейки и необходимость тратить время на кучу не особо приятных вещей, которые необходимо делать в «стартапах». Короче, на работе работать все равно придется )
                          Да и вообще, если музыкант изначально ставит себе цель, отличную от непосредственно творчества и смещает акцент в сторону «заработать на музыке» — это изрядно попахивает.
                          Однако, прорекламировать себя на хабре и не словить минусов — это бесценно ;)
                          • 0
                            В нашем коллективе шестеро музыкантов зарабатывают только музыкой, но для этого играют в нескольких коллективах. И четыре человека работают на работе. Вот эти последние, кто на работе, и парятся за монеты :)
                          • 0
                            Проблема с доходом в iTunes у вас возникла по нескольким причинам:
                            1. Ваша музыка — на любителя. Не берусь оценивать качество, т.к. это субъективно, но то, что бОльшая часть аудитории Apple Music не оценит — это факт.
                            2. У меня нет статистики, но я подозреваю, что в СНГ все же не очень много подписчиков Apple Music. А за рубежом русскоязычной музыкой не интересуются. Насчет статистики могу ошибаться, конечно.
                            3. Это вы, в принципе, озвучивали — вас мало кто знает, поэтому в подборки вам не попасть на данном этапе.

                            Но не расстраивайтесь, не так давно (всего года 3 назад) тот же Нейромонах Феофан тоже был никому особо не известен, но его последний альбом недавно оказался в топе русского iTunes :)

                            Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.