Pull to refresh

По ту сторону онлайн-консультанта

Reading time 11 min
Views 48K
image

Все видели окошко онлайн-консультанта в интернет магазинах. Оно в каком-то смысле стало стандартом, к нему все привыкли. Оно может помогать, может раздражать, но мало кто знает, что происходит с обратной стороны фразы “Здравствуйте! Чем я могу Вам помочь?”


А с обратной стороны (во всяком случае, в моем офисе) происходит Лена!


Гость: Добрый день! Чем я могу Вам помочь?
Лена: Добрый день! Чем я могу Вам… Твою мать!

Лена — студентка, учится на филфаке, и одновременно пытается работать консультантом в моем интернет магазине нижнего белья. Почему пытается? Во многом потому, что она, естественно, не профессионал, во-вторых, потому что Лена, в каком-то смысле, является частью эксперимента по ответу на вопрос “Нужен ли вообще онлайн-консультант?”


Prehistory


Когда я решил всерьез заняться, извините, “трусами”, вопросы типа “повысить конверсию”, “увеличить upsale” и прочие “воронки продаж” вообще не стояли. Мне нужно было объяснить клиенту, что эта “элька” (размер L), идеально подойдет на его/её нежную ж… попку, будет упакована в красивую коробку и доставлена точно в срок.


Согласитесь, вопрос, “нужен ли онлайн-консультант для магазина белья?”, он, мягко говоря, не корректен. Объясняю: есть товары, при продаже которых в сети, без текстового общения вообще не обойтись. Почему? Потому что звонить стыдно, страшно, в лом. Примеры: белье, секс-товары всех мастей, лекарство от геморроя, мужские гигиенические прокладки (вы будете смеяться, но такие существуют!).


Первый онлайн-консультант на моем сайте появился по наследству: попросту мигрировал с готовым, но не работавшим на тот момент, интернет магазином, который я купил. Это был простенький живой чат, поставлявшийся в комплекте с CMS.


Так как на момент запуска бизнеса я был и директором, и грузчиком, и главным бухгалтером, то на редкие вопросы клиентов отвечать приходилось тоже мне. Первое что меня сразу же выбесило в дефолтном лайв-чате — это те маленькие удивительные открытия: “О! А мне написали сообщение 25 минут назад, почему я его не заметил?” или “Можно ли как-то автоматизировать ответы на вопросы. Нет? Совсем никак? Та блииин!”


Но время шло. Как-то сами собой у меня появились грузчики, продавцы, вечно пьющие кофе дизайнер и маркетолог, профессиональный логист и даже самый настоящий главный бухгалтер. И вот где-то между криком одного из продажников “Да мне надоело отвечать в этом чате!” и открытым письмом от маркетолога с фразой “Конверсия составляет чего-то там %”, я подумал: “А не взять ли мне консультанта?”


Так в жизни нашей маленькой компании появился островок тепла — Лена. На вопрос при собеседовании: “А вы когда-нибудь покупали белье в интернет-магазине?”, — Лена не стесняясь ответила: “Мама покупает”, — и потом добавила: “Мне…”, — и подумав еще немного прошептала: “В обычном магазине”. “Принята!”, — прокричал я, понимая, что на такую зарплату я лучше сотрудника не найду.


Мы не будем говорить о возрасте Лены (ведь женщин об этом не спрашивают), но как и в большинстве представителей современной молодежи в Лене полно энергии, идей и креатива (иногда асболютно безумного). Типичный гуманитарий, Лена может писать много, подробно и без ошибок. И самое главное, из любого места и с любого девайса. И это оказалось очень важно, потому что Лена (опять же, как типичный гуманитарий) сильно не в ладах со временем, постоянно опаздывает на работу и периодически отлучается на учебу.


В поиске оптимального лайв-чата (на дефолтный я как-то сразу особых надежд не возлагал), мы идём по длинному пути. Вернее, я иду позади, а впереди, спотыкаясь о все возможные баги, идет Лена. И весь этот тернистый путь усеян спонтанными: “Ой куда всё пропало”, “Опять нет подключения к серверу!” и “Куда делась эта тётенька с заказом на купальник, только что здесь была!?”


Все эти маленькие штуки, которые сведут вас с ума


Честно говоря, сервисы онлайн-консультантов примерно одинаковы по функционалу, и на первый взгляд кажутся братьями-близнецами. Но дьявол, как говорится, в деталях.


Старикам здесь не место


Лично моё мнение: лайв-чаты, которые появились более 5 лет назад, несут за собой гору различного мусора, который и выкинуть жалко, и поддерживать толком не получается. Такие инструменты, несмотря на свою известность на рынке, слишком громоздкие что ли. Если вы перейдете на форум технической поддержки того же Живосайта, где пользователи изо дня в день задают кучу вопросов, то поймете о чем я говорю. Без обид, Живосайт — классный сервис, я долго им пользовался. Но каждый раз что-то меняется, и танцор начинает путаться в своих собственных ногах.


Амнезия vs History


Лена: Добрый день! Чем я могу Вам помочь?
Гость: Здравствуйте, номер заказа *****, когда вы отправите посылку?
Лена: Татьяна, как мы и договорились ранее, отправка будет завтра в первой половине дня.
Гость: А вы могли бы сегодня отправить хоть что-то?
Лена: Татьяна, вы заказали купальник… вам срочно нужен верх или низ? :)
Гость: )))

Большинство лайв-чатов страдают серьезными проблемами с памятью, и не хранят история переписки гостя с оператором. У оператора эта переписка, как правило, хранится (правда, не факт, что она подтянется, при следующем диалоге). А вот у гостей каждое новое посещение — чистый лист. WhatsApp хранит переписку, Skype хранит переписку, даже Facebook хранит переписку, а многие именитые лайв-чаты не хранят. Каменный век какой-то.


Лена: Добрый день! Чем я могу Вам помочь?
Гость: Расскажите анекдот
Лена: Сергей Иванович, бельё подошло?
Гость: Как?! Вы меня помните )))

Мобильная версия сайта


Еще один популярный синдром “старичков” — чудовищно-огромный ярлык лайв-чата в мобильной версии сайта. И ладно бы просто огромный, он еще и тормозит при прокрутке экрана. Отключить или изменить его положение никакой возможности не представляется. При этом клиент не видит часть полезной инфомации. Мой совет, выбирая лайв-чат, попробуйте его со своего смартфона, узнаете много интересного.


И еще раз про скроллинг


Обязательно, слышите меня, обязательно проверяйте, хорошо ли работает скроллинг переписки, как в окошке пользователя, так и в админке. Не знаю, что они там с ним делают, но эта штука работает очень избирательно. “Гранаты противопехотные, осколочные. Дают осечки примерно 50 на 50”. Это уже не смешно: переписка ведется, чат ушел вверх, а вернуть его назад не получается. Вернее, получается, но не всегда. Оператор чуть подзабыл о чем шла речь (не мудрено при трех одновременных чатах), и уже приходится выкручивать, чтобы не прослыть идиотом.


Лена: Подскажите пожалуйста номер заказа
Гость: А где он?
Лена: Посмотрите в почте. Номер можно скопировать
Гость: www. redtube.com/********
Гость: ой
Гость: блин…
Пользователь покинул чат.

Работа вне офиса и сенсорный экран


Вы спросите, можно ли работать в онлайн-консультанте удаленно? Скажем так, Лена на айпаде мини умудряется одновременно отвечать на 4 чата, задавать вопросы логисту и общаться со своим парнем во вконтактике. Но оказалось, что далеко не все онлайн-консультанты позволяют адекватно работать на планшетах. У некоторых есть мобильные версии под iOS и Android, но они, как правило, обрезанные и не особо удобны. Оптимальный вариант, когда у админки есть мобильная веб-версия: там и функционал полноценный, и устанавливать ничего не нужно. Можно вести диалоги с клиентами хоть с планшета, хоть с телефона (что, собственно говоря, Лена и делает).


Мне было интересно, как Лене удается общаться одновременно с несколькими гостями? Секрет в быстрых фразах, которые можно настроить под себя. Она больше половины текста набивает из заготовок. Просто прокручивает окошко быстрых фраз и кликает на нужную. Это еще один плюс в работе оператора на сенсорном экране.


Обратите внимание, многие известные сервисы не позволяют работать на ПК и планшете одновременно, такая хитрая политика. При выборе онлайн-консультанта рекомендую проверять возможность полноценно работать админки на мобильных девайсах.


Разумная автоматизация. “Женщину вынули, автомат засунули”


Гость: Я передумал, можно я все же курьеру деньги передам
Лена: Конечно, просто, вы указали что оплатите банковской картой…
Гость: Да, но я с вами еще не работал, оплачу, а вы мне “до свидания”
Лена: До свидания, рады были помочь!
Гость: ????
Лена: Извините, это автоответ глючит )

Я заметил одну особенность: всплывающее окошко онлайн-консультанта не воспринимается, как предложение поговорить с живым человеком. Посудите сами: автоматическая заготовленная фраза приветствия, отфотошопленная аватарка оператора, застывшая в широченной улыбке, всё это больше похоже на заправку из Кин-дза-дза: “Женщину вынули, автомат засунули”.


Но Лена пошла дальше: она стала говорить с гостями, которые подолгу просматривали какой-нибудь товар. Вы правильно поняли, она первая начинала говорить с ними живым человеческим языком! Когда я поднял архивы диалогов, то в них попадались фразы типа: “Привет, упаковывать?”, “После стирки 100% не сядут”, “Офигенные” (это она о женских трусиках). При этом она некоторые фразы ставила на автомат. Реакция была разная. Кто-то тушевался, но кто-то и отвечал. Так или иначе, но результат такого подхода положительный.


Почему так происходит? У меня на этот счет небольшая теория созвучная с анекдотом про Ржевского “Могут и по морде съездить, но иногда дают”. Дело в том, что если человек долго мусолит один товар, он с большой вероятностью просто не может решиться на покупку: мышка летает по экрану, хаотично выделяется текст. С таким подходом велика вероятность, что сейчас гость просто уйдет на другой ресурс и не вернется. А если клиент всё равно с минуты на минуту уйдет, то любое действие, а особенно нестандартное, может подтолкнуть его к покупке.


Чем пользуемся мы?

(хвастовство и чванство, это можно не читать)
Назовите мне любой известный сервис лайв-чата и я минимум полчаса буду рассказывать о его достоинствах и недостатках. Мы перепробовали их все. Пока что остановились на более-менее новом Salesform, во многом потому, что у него есть возможность а-ля trade-in (бесплатное использование на период уже оплаченной подписки от конкурентов). Грубо говоря, мы ничего не потеряли в финансовом плане при переходе. Лена сама договорилась, и ребята из Сейлсформ всё бесплатно подключили. Как я уже говорил, рекомендую обращать внимание на новые сервисы, они и дешевле, и удобней, и не страдают “старческими” болезнями популярных онлайн-консультантов, некоторым из которых по 10 лет.

Лена: Уточните пожалуйста адрес доставки
Гость: Троицк* *) Троицк есть под Москвой и рядом с Челябинском
Лена: Какой город с вами рядом?
Гость: Так и я не в лесу живу! :)


Повышает ли конверсию онлайн-консультант?


Мне много раз задавали этот вопрос. Не знаю, откуда он вообще вылез в такой формулировке. Это равносильно фразе: “Помогает ли разводной ключ при ремонте сантехники?” Мой знакомый сантехник — Петрович (у него хватка, как у робокопа) почти всё делает руками. Я его как-то спросил: “Петрович, зачем тебе разводной ключ, если ты его не используешь?”, — на что сантехник ответил: “Использую. Ржавчину отбиваю”.

Живой чат — это, исключительно, инструмент, а не антибиотик, и сценариев его использования множество. К слову, те же Salesform используют формулировку “онлайн-консультант — инструмент захвата трафика”, а LiveTex говорят “инструмент омниканального обслуживания” (к своему стыду даже не знаю, что это значит).

Пробуем, тестируем и проверяем


Каюсь, я длительное время (скорее всего под влиянием моды) считал, что лайв-чат должен быть на главной странице и всплывать незамедлительно после входа на сайт. Как итог — конверсия просела. Я стал самостоятельно заходить на сайт каждый час и имитировать активность. После нескольких попыток выпрыгивающий консультант окончательно меня добил (бедные, бедные мои посетители).

В итоге, я его вообще снёс с главной. О чудо! Конверсия пошла вверх (вернее, почти вернулась к начальному значению). Тогда я выставил задержку активации онлайн-консультанта на 1 минуту. Конверсия немного подросла. Попробовал 2 минуты — упала. Знакомые подсказали вообще отключил таймер и выставить активацию лайв-чата только, если гость листает главную в самый низ. Получился максимальный рост конверсии!

“Забавно”, — сказал я, и выставил время активации онлайн-консультанта в товарах аж на 3 минуты. Логика простая: если гость залип на товаре дольше 3х минут, то ему с большой вероятностью есть о чем поговорить с консультантом.

Конверсия в среднем увеличилась. Я проверил конверсию по товарным группам, и обнаружил, что есть резкие перекосы. Сели с маркетологом анализировать, и вот что оказалось: просела конверсия по новым товарам. Почему? А потому что маркетолог влепил на новые товары по 8 детальных фотографий, да еще и видео-обзор закачал на 2.5 минуты. Клиенты, посмотрев фотографии, переходили к видео, и тут же всплывала улыбающаяся Лена с предложением помощи. Видео закрывалось или переставало проигрываться. Кому такое понравится?

Как видите, универсального сценария нет. Инструмент нужно использовать с умом. А к Петровичу я больше не обращаюсь, потому что трубы заменил на пластиковые.

Смотрим, анализируем и делаем выводы


Хороший онлайн-консультант — это отличный инструмент для сбора аналитики. Если вы думаете, что мне интересно какая операционная система самая популярная у клиентов или какое разрешение экрана у их ноутбуков — вы ошибаетесь. Мне интересно в чем их “боль”.

Лена: Добрый день! Чем я могу Вам помочь?
Гость: Боюсь, вы не согласитесь…


Пример. Знаете что мужчины больше всего портят показатель конверсии при продаже купальников? Вот как это происходит: у девушки день рождения летом, собираются на море, её молодой человек решает подарить хороший купальник. Заходит на сайт и сразу облом: “а как выбрать размер?” В лайв-чат обращаются единицы, потому что стыдно. Но даже два обращения на тысячу посетителей — это бесценная информация.

Однажды я анализировал чаты за 3 месяца по разделу купальников и понял, что мужики ничего не секут в размерах. Вообще. Полный ноль. Поэтому маркетолог добавила на все купальники закладку “Советы для мужчин”. И поперло. Мужики стали заказывать, а не тупо пялиться на картинки.

Гость: Подскажите пожалуйста данные курьера.
Лена: Извините, в каком смысле?
Гость: Режимный объект. Паспортные данные кем будет осуществляться доставка.
Лена: Без проблем. Доставка будет осуществляться в период 12.00-15.00 Оленем В.И. 45 00 1234567…
Гость: У вас доставка на оленях?!!!!


Еще пример. Мы долго занимались популярными брендами белья и нашими клиентами были в основном женщины, которые точно знали, какой размер им нужен. Часто работала схема: “Померяла в магазине, заказала в интернете”. Со временем мы стали подписывать контракты с новыми марками, даже оторвали один маленький эксклюзив. И тут в чат посыпались вопросы: “А если не подойдет?”

Все знают, что по закону белье возврату не подлежит. Это реальная проблема и причина многих конфликтов. Что мы сделали? В товары добавили кнопку “Что делать если не подошло?” При клике на неё возникает надпись: “Да, такое бывает, но что следует делать в этом случае вам подскажет наш онлайн-консультант” и открывается диалог с текстом: “Добрый день! Собираетесь приобрести белье, но сомневаетесь подойдет ли оно вам?”

В случае положительного ответа Лена кликает на заготовленную фразу: “Как вы знаете, по закону белье возврату не подлежит, но мы обещаем, что если размер вам не подойдет, то с удовольствием поменяем его на подходящий. Вас это устроит?” Естественно, многие соглашаются. Этот скрипт психологически подталкивал клиента к покупке, ведь он уже дважды сказал “Да”.

Лена: Добрый день! Чем я могу Вам помочь?
Гость: Денег займёте?
Лена: Переключаю на кредитного специалиста
Гость: ))))))))
Гость: Погодите, трусы можно взять в кредит?! 8-)


Маленькая история о мерянном белье
Честно скажу, возвратов не так много. Но оказалось, что мы упустили важный момент. Некоторые гости задавали логичный вопрос: “А куда вы деваете мерянное белье?”

Упс. Тут нужно внести ясность: весь неликвид, распакованный, юзаный (всякое бывает), бракованный товар мы всегда сбывали через знакомую точку на рынке. Но онлайн-клиентам этого не объяснишь. Есть люди весьма брезгливые, ведь речь идет о нижнем белье. И вот что мы придумали: создали на сайте новый раздел: “Товары с супер-скидкой” Там мы честно стали указывать: “товар в поврежденной упаковке”, “товар вернули, не подошел размер, коробка распакована, состояние идеальное”.

Мы вообще не думали, что кто-то будет покупать в этом разделе. Сейлы назвали его “лягушатник”. Но наша честность, очевидно, подкупила многих клиентов, которые хотели сэкономить. Началось настоящее паломничество, вызванное сарафанным радио. Знаете до чего дошло? Чтобы не было пустых полок пришлось выставлять новые товары, как неликвид.

Когда подписывали заключали эксклюзив с китайцами, с нас потребовали высокий оборот. И мы его сделали. Продали всю первую партию в “лягушатнике”, с пометкой “распаковано” за две недели. Самое главное — рынок не убили, ведь товар-то неликвидный, потому и цена низкая, а новый, само собой, дороже стоит (честно говоря, тут нужно упомянуть один маленький нюанс: чтобы соблюсти логику процесса, маркетолог заставила нас всем офисом 4 часа распаковать коробки на складе, чтобы товар выглядел немного поюзаным, вот чему учат креативщиков во всех этих модных ВУЗах).


Вывод такой: онлайн-консультант — бесценный кладезь информации для аналитики, с которым нужно уметь работать.

Постскриптум


Вначале я хотел написать краткую и сухую инструкцию по работе с онлайн-консультантом, но затем понял, что не смогу в двух словах передать всю полноту картины. Как невозможно без мата поставить во дворе детскую качельку, так нельзя без иронии и юмора рассказать о подводных камнях при работе с лайв-чатом.

Надеюсь моя история будет полезна тем, кто подумывает о своём магазинчике или мечтает увеличить продажи в уже существующем. Так или иначе, если у вас есть забавные истории, касающиеся онлайн-консультантов — пишите пожалуйста в комментарии, буду благодарен, они пополнят мою коллекцию.

Постпостскриптум
Лена, с Днем Рождения! Большое спасибо, что ты есть. Эта статья о тебе и для тебя!
Tags:
Hubs:
+87
Comments 101
Comments Comments 101

Articles