Начинать программировать никогда не рано: взгляд девятилетнего

    На днях мне исполнилось 9 лет. Через неделю я пойду в третий класс. И в нем до сих пор нет информатики. Это большой недостаток школьной программы.



    Большинство моих сверстников, можно сказать, родились с мобильниками и планшетами в руках. Я видел, как едва научившиеся сидеть малыши водят пальчиками по картинкам в книжках и не понимают, почему они не двигаются. Наше поколение с первого дня попадает в мир высоких технологий, но почему-то информатика появляется только в пятом классе. Мы очень много теряем. Теряем время, когда можно и нужно знакомиться с компьютером и его возможностями. Пятый класс − это уже слишком поздно.

    Чем раньше человек начинает пользоваться компьютером, тем больше он может от него получить. Интернет открывает дверь в мир знаний. Учебники − ограничивают, интернет − освобождает. Я уверен, что гораздо больше пользы приносит не заучивание правил, а умение искать, отбирать и анализировать информацию.

    В возрасте пяти-шести лет, когда еще не было школы и домашних заданий, отнимающих массу времени, у меня была возможность самостоятельно осваивать разные операционные системы, текстовые и графические редакторы. У меня был свой аккаунт во ВКонтакте, я начинал снимать свои первые видео с помощью Bandicam, которые совсем скоро стал добавлять на Youtube и получать первые отклики (да, не всегда лестные, но я хотел делиться тем, что у меня получалось). Потом были первые программы на PHP Devel Studio. В принципе, многое понятно интуитивно, но хотелось пойти на профессиональные курсы. Которых, как оказалось, для детей и нет вовсе.


    Примеры игр и программ, которые я сделал в возрасте 6−8 лет

    Родители обзвонили массу мест, но нигде не хотели связываться с малолеткой. А это очень обидно. Я немного позанимался с репетитором. А когда пошел в первый класс, одно место, куда меня все-таки взяли, нашлось! На самом деле, туда тоже взяли не сразу. Пришлось пройти собеседование, рассказать и показать, что я уже умею. На эти курсы базовой подготовки брали минимум с 3−4 класса. Для меня сделали исключение, за что, конечно, спасибо.

    Через год у меня появилась возможность пойти на долгожданное программирование. Стал изучать C#. За одной партой с восьми- и девятиклассниками. Не все получается, но упорство и огромное желание помогают. Делаю не только то, что задают, но и стараюсь придумывать свои небольшие программы. Пишу коды для решения задачек по математике. Есть свой калькулятор, несколько игр, включая «Крестики-нолики». Ощущение того, что ты сделал это сам, ни с чем не сравнится!

    Но общество и система образования по-прежнему не видит потребности в том, чтобы преподавать информатику детям не по возрасту, а по стремлению. Недавно в очередном учебном центре сказали, что раньше 7-го класса не возьмут. Да вы что?! Компьютерными технологиями пронизана вся наша жизнь, а вы собираетесь только в 7-м классе рассказать о двоичной системе счисления и понятии алгоритма?

    Нет! Информатику и элементарное программирование (хотя бы на Scratch и Python) надо вплетать в школьную программу с самого первого класса. Это мотивирует к учебе, развивает воображение, делает учебный процесс разнообразнее и продуктивнее. В конце концов, я уверен, что в любом деле можно достичь большего успеха, если заняться им как можно раньше. Раньше, чем это делает большинство. Я слышал, что есть правило 10 000 часов. Оно гласит, что примерно столько нужно, чтобы достичь высокого уровня мастерства в каком-либо деле. Это много. А разве можно накопить столько часов практики, если начать слишком поздно?.. Совершенно очевидно, что прогресс связан именно с информационными технологиями. И для начала их освоения не должно быть никаких возрастных ограничений.

    Кстати, одно ограничение все-таки надо признать. Оно связано с математикой. Ее в программировании много… Но зато при освоении вместе с информатикой она перестает быть абстрактной наукой. Когда потребуется правильно расположить персонажа игры, быстро поймешь, как работать с осью координат. Когда надо будет написать программу, которая что-либо вычисляет, гораздо глубже разберешься в сути этих математических действий.

    Когда я задумал написать этот пост, мне попалась статья на Хабрахабр об ирландском преподавателе программирования Дж. Поле Гибсоне. Там есть такая цитата: «Я наблюдал 18- и 19-летних, с трудом усваивающих элементарные концепции программирования, которые я освоил в 12 лет, − вспоминает Гибсон, самостоятельно научившийся программировать на Sinclair ZX81. − Я осознал, что до сих пор не видел программирования в школьной программе, и подумал, что, может быть, одна из наших проблем состоит в том, что мы подходим к нему слишком поздно».

    Эврика! Со мной согласны и некоторые взрослые. Как знать, может быть, когда я подрасту, то открою курсы программирования для младших школьников и даже дошколят. И тогда перед ними раньше откроется мир практически безграничных возможностей информационных технологий, вход в который сейчас почему-то долго остается закрытым. Ну, класса до 7-го. Или хотя бы до 5-го.

    P. S. Это мой первый пост на Хабрахабр, так что не судите строго. Буду благодарен за советы и рекомендации. И поучаствуйте, пожалуйста, в опросе.
    Во сколько лет вы начали заниматься программированием?

    Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

    Поделиться публикацией
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 435
    • +21
      Мне сейчас 14 лет, разработкой интересовался уже давно, год-два назад всерьёз занялся этим. Начинал с Си. Так уж вышло, что мне попался перевод оригинального учебника (2-издание). Также, незадолго до этого, перешел на GNU/Linux, так что подготовка окружения проблемы не составила. Теперь пишу web-сервер на go, держу парочку репов на гитхабе.
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
        • +7
          Любопытство + Google => https://github.com/handicraftsman
            • +2
              Ну вебсервер там соответствующий. Не считая коментариев и printf'ов, там кода строк 50 наверное.
              Направление правильное, но чуть скромнее нужно быть. Инженерам заниматься самопиаром вредно, появляется странное ощущение собственной крутизны, а по факту — пока ничего нет.

              Лучше меньше читай хабр и рэддит, и больше программируй. Чем больше ошибок совершишь — тем лучше
              • 0

                Реддит я не то чтобы сверх люблю, а строк больше 50 в разы (ибо часть функционала библиотеки net/http была захардкожена, пришлось писать свой вариант с нуля)

            • +12
              Респект таким парням! В 14 лет я кое-как решал задачки на Turbo Pascal'е на местных олимпиадах по информатике. С другой стороны, тогда интернет был мало у кого, и был совсем не такой, как сейчас. Сейчас в тысячи раз проще найти нужную информацию, или пообщаться с кем-то, спросить совета, и это замечательно.
              • 0
                Блин, во вы даете! В 14 лет я воровал металл с завода, а сейчас занимаюсь версткой, программирование как то особо не дается. Не поздно ли мне вообще заниматься программированием, а остановится только на фронтенде сайтов?
                • +1
                  учиться никогда не поздно!
                  • +1
                    В зависимости от талантов, пускай уж лучше будет хорошим дизайнером, чем плохим программером.
              • 0
                В мои 14 интернет казался красивой сказкой
                • +1
                  Эх вспоминаю себя. В школьное время приходилось самому цикл изобретать на паскале из GoTo и If и за училок отлаживать программы. А если бы меня уже тогда отправили к хорошему преподу, был бы сейчас на совершенно другом уровне. Но к сожалени, к сожалению…

                  Родители! Отдавайте своих детей в кружки!!!
              • +25
                В 9 лет создавать программы такого уровня это очень здорово! Удачи тебе в этом ремесле и ни в коем случае не забрасывай его! :)
                • +5
                  Спасибо большое за поддержку!!!
                  • +57
                    В девять лет так складно и грамотно писать — вот что здорово! А уметь и учиться программировать — вообще замечательно!
                    • +10
                      Думаю, тут не обошлось без подсказок и поддержки родителей, не многим такие достаются.
                      Цени их, ТС!
                    • 0
                      Хм, я в 9 то же примерно такое делал на бейсике :D (шарпа тогда еще не было 99-2000е все же были, C слишком сложно для такого возраста)
                      Так что мне посоветовали ВБ. да и книг по нему тогда много было.
                    • +9
                      Мне 37, компьютер нам впервые показали в 10м классе. Сейчас у меня сыну 3 года, и я очень решительно настроен в отношении него. Он уже выучил весь алфавит. Уверенно пользуется мышью. И Scratch я планирую ему показать примерно в четыре.
                      • +5
                        А в 5 что будет?) C? Go? Vala?
                        • +34
                          VHDL. Нам нужны опенсорсные процессоры без вендорских закладок и прочего мусора.
                          • 0
                            GCC опенсорсен, Go тоже, Vala так вообще свободнее некуда.
                          • +1
                            HDL? Вот это класс!
                            • 0
                              А чем вам IMX6 не опенсорс? Там даже есть описание регистров кодека h264 (нигде не видел такой щедрости)
                              • 0
                                Учился на проектирование цифровых систем, изучал и даже в основном понимал VHDL (синтезируемое подмножество), любил делать всякие простые штуки на FPGA. Хотел найти работу в этой области, но все предложения сводились к верификации (а я хотел разрабатывать своё, а не искать ошибки в чужом). В итоге плюнул и уже 5 лет работаю со второй любимой технологией — С++.
                                Я к чему: VHDL — это хорошо, но как-то спрос на него слабоват.
                            • +3
                              Мне кажется, Вы все правильно делаете! Сыну, наверняка, будет интересно!
                              • +1
                                Совсем не факт. Зависит от характера и подхода.
                              • +30
                                Я надеюсь, сыну это нравится и вы не перегибаете палку. Меня научили читать в 5 лет, но толку от этого,.т.к. по настоящему читать начал в 8, правда сразу запоем. Ребенок в первую очередь должен быть счастлив. С программированием я столкнулся в 10 на сюборе, и решил стать программистом только потому, что не мог заставить Марио прыгать по баллистической траектории. Мне самому это было интересно. Занимайтесь с ребенком с конструктором — развивайте ему логическое мышление. Это по возрасту.
                                Сейчас я вижу вокруг столько примеров, когда родители заставляют детей заниматься чем нибудь не по возрасту и возможностям. И еще и хвалятся. Это просто ужасно. Любите своих детей, а не пытайтесь из них сделать прокаченную копию себя. Учите их думать и размышлять. Каждый должен сам выбирать свой путь.
                                • –1
                                  С вами немного не согласен; да, нужно быть в осознанном состоянии, чтобы понимать какие последствия будут от новых технологий учёных, инженеров, программистов и тд. Автор поднимает очень важную тему, это обучение малых детей с ранних лет, это необходимо в срочном порядке понимать и создавать новые образовательные программы, ибо человек может генерить гениальные идеи в возрасте 8-16 лет чуть позднее 17-19 лет и совсем реже уже от 20+ лет
                                  Вы посмотрите сколько подростков от 9,12,16 лет используя интернет и нужную информацию создают программы/игры публикуют на appstore и тем самым уже зарабатывают.
                                  Автор пишите ещё, дошколята будут на вас подписаны!
                                  • +3
                                    гениальные идеи в возрасте 8-16 лет чуть позднее 17-19 лет и совсем реже уже от 20+ лет

                                    Простите, мне кажется, Вы неправильно выбрали здесь эпитет. Т.к. «гениальные идеи» появлялись и реализовывались всё же людьми 20+. В физике таких примером множество. Эйнштейн, Тесла, Фарадей, Максвелл… Всем им было 20+.
                                    • 0
                                      Ну, Гаусс добился своего самого высокого достижения (по его мнению) в возрасте 18 лет. Так что в каждом правиле есть свои исключения.
                                      • +2
                                        Галуа начал интересоваться математикой в 16 лет, а в 20 уже погиб на дуэли.
                                      • 0
                                        вы в корне не понимаете, сейчас наоборот дела обстоят, с доступностью информации дети начинают творить уже СЕЙЧАС и я это вижу на многочисленных примерах, и если человеку уже за 20+ то 1 из 1 миллиарда дай бог выкатит что то для человечества, мы должны понимать, что человек это как сок, так вот выжимают этот сок(а выжимает его система) уже в раннем возрасте(а затем идёт спад сил), вообщем… Уже сейчас нужно вкладываться в детское образование, и отказываться от настоящего образования.
                                      • +16
                                        Что это за стремление вообще — непременно сделать из своего ребенка гения?
                                        Воспитать хорошего человека с развитым кругозором и самостоятельной точкой зрения, с устойчивой психикой — отлично.
                                        Познакомить с космосом, компьютерами, литературой — пожалуйста.

                                        Но почему все обязательно хотят вырастить гения любыми средствами, в т.ч. используя неподходящие по возрасту методы? И почему каждый первый кружок для детей обещает помочь вам в этом?
                                        Не понимаю. Это скорее ЧСВ родителя, чем забота о счастливом будущем ребенка.
                                        • –2
                                          Это мечта родителей, чтобы ребенок стал миллионером и обеспечил им достойную обеспеченную старость (а не жалкое прозябание на скудной пенсии).
                                          • +6
                                            Если это был сарказм, то ок :)
                                            Если нет, то запомните, ребенок ничего вам будет не должен как родителю, он вырастет и уйдет и может о вас не вспоминать, это его право. Ребёнок это не депозит, куда кладешь деньги чтобы потом проценты стричь. Ребенок это благотворительность. Всё, что будет в него вложено это будет его. Другой вопрос что воспитав хорошо его, и если он сам нормальный по себе, то он врядли забудет о вас.
                                            • +1
                                              очевидно же, что сарказм
                                              странно, что комментарий заминусили

                                              >ребенок ничего вам будет не должен как родителю, он вырастет и уйдет и может о вас не вспоминать, это его право. Ребёнок это не депозит, куда кладешь деньги чтобы потом проценты стричь. Ребенок это благотворительность. Всё, что будет в него вложено это будет его. Другой вопрос что воспитав хорошо его, и если он сам нормальный по себе, то он врядли забудет о вас.

                                              это понимаете Вы, это понимаю я, это понимает большинство сообщества Хабра, но в жизни встречал довольно много людей, которые думают как раз так, как написал автор комментария
                                              • 0
                                                Если нет, то запомните, ребенок ничего вам будет не должен как родителю

                                                По закону можно требовать алименты при нетрудоспособности в старости.
                                                • +1
                                                  >>> ребенок ничего вам будет не должен как родителю, он вырастет и уйдет и может о вас не вспоминать, это его право…
                                                  => Это всего лишь означает что родители вырастили муд@к@. Ребенок это не депозит куда кладешь деньги. Ребенок это будущее твоего рода, это лично твоя единственная связь с будущим. Потому что ты сдохешь и только твои потомки будут жить дальше. И у них есть перед тобой обязанность — позаботиться, в свою очередь о том, чтобы род не прервался. Это его ответственность, ребенка, он должен тебе это за то, что ты породил, воспитал и вырастил его. Никакая это не благотворительность. Мы воспитываем своих детей как можно более сильными для того, чтобы они побеждали в конкуренции с чужими детьми. Называйте вещи своими именами и не бросайтесь своими высокомерными «запомните».
                                                  • 0
                                                    Поддержу.
                                                    Тут весь вопрос что понимать под словом «должен».
                                                    Должен ли пионер уступать место в трамвае бабушке?
                                                    Должен ли ребёнок заботиться о своих престарелых родителях?
                                              • +2
                                                Гением сделать невозможно — они просто такими рождаются, с таким мозгом и такими способностями.
                                                • +2

                                                  Нет. Надо, чтобы у человека проявлялся интерес к предмету, чтобы он его изучал, чтобы он его ХОТЕЛ изучать. Только тогда он будет что-то делать хорошо.

                                                  • 0
                                                    Это никак не противоречит сказанному выше.
                                                  • –1
                                                    Любой здоровый ребенок может стать гением, если он будет развиваться. Если с ним заниматься. и развивать.
                                                    • +1
                                                      ну это видимо смотря что понимать под словом «гений». Многие (если не большинство) люди, внесшие значительный вклад в развитие науки/искусства и т.п., сделали это вопреки обстоятельствам, а не потому что с ними в детстве занимались.
                                                      много родителей занимаются и развивают своих детей, пытаясь вырастить гениев, однако удается не у всех
                                                      + выращенные подобным образом «гении» довольно часто во взрослой жизни становятся несчастными
                                                      • +3
                                                        Нет. Принципиально нет. Под гением мы здесь понимаем Моцартов, Бахов и Перельманов. Есть те, кто, образно выражаясь, «улетел на Луну, подпрыгнув с третьего раза». Речь идет о специфике морфологии мозга (поля Брока и прочее). Это нельзя развить, ибо достается случайно. Да, есть те, кто, например, достигал успехов, много работая, как, например, Маяковский (акцент на шагах, что видно по его ритмике), но Хлебников и другие это делали много лучше и не в пример проще и быстрее, ибо позволял мозг.
                                                        • 0
                                                          Сколько в жизни было выдающихся ученых, про которых никто не знал, а их трудами пользуемся? Все знают Энштейна, но все ли знают хотя бы 10 фамилий тех ученых, чьими трудами Эйнштейн вывел свою теорию? И эти труды были гениальны.
                                                          Сколько гениев было признано гениями ПОСЛЕ смерти.

                                                          Я не считаю что гении должны быть обязательно всемирно известны или создавшие нечто невообразимое.
                                                          Для этого нужна не только гениальность, но и востребованность в том деле, в котором ты гениален.

                                                          Много ли известно гениальных фигуристов? А много ли известно гениальных слаломцев? А ведь разница в том, что они делают — невелика.
                                                        • +2

                                                          К сожалению, не любой. Я думаю, здесь ситуация во многом похожа на спортивные достижения. Благодаря тренировкам можно стать намного сильнее и быстрее нетренированного человека, но невозможно стать, например, олимпийским чемпионом без генетической предрасположенности.


                                                          В науке и проще, и сложнее, можно сделать открытие случайно, не являясь лучшим из лучших, можно сильно двинуть область и за счет тяжкого многолетнего труда, не являясь, опять же, гением.


                                                          Но вот именно гениальные озарения, в любой области, к сожалению, недоступны середнячкам, я так считаю.

                                                        • 0
                                                          Можно получить травму мозга при жизни. Правда, скорее останется умственно отсталым, чем повредит «нужную» область.
                                                        • 0
                                                          Согласен с Вами. Хотя есть дети, которых ничего не интересует, и их надо как-то стимулировать. Его можно учить делать всё что угодно, программирование хорошее знание в наше время. Можно научить работать руками, менять краны или работать с деревом. Не суть. Гением его это не сделает, но даст полезный навык на всю жизнь, за что он потом может сказать спасибо.
                                                          Лично я знакомлю ребенка со всем, что он сам хочет знать, никогда не оставляю вопросы без ответов и не порю дичь. Если чего-то не знаю, то говорю ему я не знаю, но давай посмотрим в энциклопедии, открываем и читаем. Ребёнку очень нравится.
                                                          • +1
                                                            «Что это за стремление вообще — непременно сделать из своего ребенка гения?»

                                                            Вы неправы. Для развитого кругозора — нужно или постоянно быть с ребенком и все ему рассказывать, либо научить его читать, пользоваться гуглом, но при этом обучить его правильному и критическому восприятию информации.

                                                            Неподходящие по возрасту методы это как? Каждый человек индивидуален. Кому-то в 5 лет легко даются иностранные языки, кто-то в 11 уже ведет в поход армии. Вопрос в том, что если ребенку стало интересно что-то, то почему он везде встречает ограничения типа «подрастешь, тогда возьмем».
                                                            Ну а если таких детей, которые интересуются в малом возрасте становится много — есть спрос, появляютс и кружки.

                                                            В статье я встретил много моментов, которые сам видел в детстве, при этом за первые несколько лет, пока я интересовался компьютеров, я встретил максимум 2-3 живых взрослых, которые разбирались в них лучше, чем я. У меня даже не возникал вопрос что где-то могут быть курсы. А сейчас это есть, и есть инет.

                                                            Никакого ЧСВ, только поддержка, если ребенку самому интересно.
                                                            • +2
                                                              В школе учат не когда конкретный ребенок «готов», а когда большинство готово (иначе учителя поимеют рак мозга). До 8-го класса я учился в обычной школе. Но на некоторых уроках я сидел занимался ерундой и получал 5. Например по географии. Чего там циклоны, антициклоны, силы кориолиса… Но нет, один урок учим циклоны (ок, вопросов нет), второй ВЕСЬ антициклоны (да вы издеваетесь). Сидел все время с троечником на задней парте в точечки играл. (Его поднимут спросят — садись 2, меня — 5). Математика — аналогично, новая тема ок, но «практика» — издевательство, впервые стал прогуливать (и все равно 5 на контрольной, но родителям докладывали facepalm).

                                                              Правда доставлял похожий подход в изучении грамматики языков: вот правило и целый урок решать упражнения с ним (ну ясный перец, все легко вот же правило). Но при этом не использовать правила предыдущих уроков…

                                                              Не могут родители вырастить из рандомного ребенка гения, но могут вовремя подобрать индивидуальные занятия по способностям и стремлениям. А то пол года прогуливать математику вместо того чтобы пойти в мат. класс/школу. Или вообще пишут как сейчас модно «рассеянное внимание» — да конечно рассеянное, удержать внимание ребенка скучным соплежуйством невозможно.

                                                              P.S. Не говорю что я был такой недооцененный гений в школе, по истории у меня всегда было 2-3, хотя на нее я тратил больше всего времени. Я говорю что нужен более индивидуальный подход, и родители в этом сильно могут помочь. Конечно начинают они со своего любимого (программирования), но если у него это совсем не идет и проявляются способности в чем-то другом, то родители заметят, не дебилы (не все конечно, но последние отдельная история).
                                                              • 0
                                                                по истории у меня всегда было 2-3, хотя на нее я тратил больше всего времени
                                                                Да вообще. Что за хрень с этой историей? У меня была аналогичная проблема, процентов 60 времени от всех уроков занимала именно история, и я с трудом на 4 закрыл (и то мне завысили оценку, т.к. по остальным пятерки были). Объемы материала огромные, запомнить надо дофига. А на четвертной контрольной вообще жесть, надо как-то вспомнить материал за всю четверть! Я удивлялся одноклассникам, как блин некоторые умудряются её на 5 знать? Impossibru
                                                              • 0
                                                                Я писал в первом ответе для чего ребёнок гений. Но тут второй аспект вытекает и не нужно про него забывать, так это спад сил(мыслей и тд.). Просто получается так, что человек(в данном случае ребёнок в раннем возрасте) генерит идеи на полученных им данных, и тут вытекает вторая проблема которую нужно решать(с помощью терапий питания определённых минералов в виде таблеток) — чтобы человек генерил идеи всегда. Тогда и прогресс не будет стоять, а наоборот резко развиваться, что мы и видим, с доступностью информации люди начали творить раньше чем было скажем 150 лет назад, в принципе написал очевидную ситуацию.
                                                                • 0
                                                                  Человек генерирует идеи всегда. Я не знаю, кто первый придумал, что мозг к среднему возрасту скукоживается — ерунда это всё. Просто толковый человек обычно успевает проявить себя достаточно рано (именно потому, что он толковый, ему не надо 30 лет трудиться на результат). Но ситуация сейчас благоприятная для всех: продолжительность жизни (в т.ч. активной) растёт, технологии доступны людям любого возраста и т.п. И, кстати, конечно же, с возрастом появляются другие преимущества: где-то можно нагенерировать идей не имея особых знаний, а где-то нужно очень многое знать, чтобы хоть немного продвинуться вперёд.

                                                                  Я к чему это. Никто никому ничего не должен. Если ребёнку нравится делать что-то — пусть делает, но он (будь хоть трижды гений) не нанимался решать глобальные вопросы человечества. Пусть каждый развивается в удобном для себя ритме, и незачем его гнать насильно вперёд.
                                                            • +4
                                                              Как то услышал фразу «Воспитание детей — самое крутое RPG с не прямым контролем». Не важно какие скилы ты решил прокачивать у своего дитятка, оно вырастет не таким каким ты хочешь. И у прожженных «гуманитариев» есть дети «технари».
                                                              Задача родителей — это находить к чему, у ребенка, есть искра заинтересованности и следить чтоб она как минимум не погасла, а как максимум выросла в «костерок».
                                                              Хорошо, что у ребенка в дошкольном возрасте появилась тяга к «программированию», но если на месте «программирования», была тяга например к «авиамоделированию», или к «ботаники», ситуация не изменилась.
                                                              Я не против если бы информатика преподавалась с 1 класса, но выросло бы количество учебных часов. На данный момент многие родители и так считают нагрузку на школьников повышенной, а тут еще и информатика/ботаника/химия… Причем, большинством родителей, как это ни прискорбно, «узкие» предметы считаются излишеством: «Не было у нас всяких информатик и прекрасно жили»,«Ну и где тебе пригодится эта химия»,«Ты представляешь, детей в 5 классе проценты учить заставляют» и т.п. Так что единственный возможный путь — это самообразование, иногда с помощью репетиторов.
                                                              Автор цени своих родитель, они у тебя молодцы.
                                                              • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                • +1

                                                                  Категорически поддерживаю. У меня Джека Лондона за плечами не было и нет (ну не интересно), зато был Жюль Верн, Обручев и ещё кое-какая научная фантастика.


                                                                  Хочу высказаться против другого предмета: литературы. Этот, предмет, конечно, должен изучаться всеми, но, видимо, как-то по другому. Школьная литература испортила мой язык, я привык выражаться простынёй открытого текста, а оказалось, что в нашем мире нужна лаконичность и структурированный текст. Пришлось учиться на лету.

                                                                  • 0
                                                                    Потому что когда пишешь школьное сочинение ты обязан написать много текста, чтобы учительница смогла проверить пунктуацию, орфографию, и прочую грамматику.
                                                                    • 0
                                                                      Ха-ха. Сочинение еще цветочки. Как Вам диплом и рефераты в универе?
                                                                    • +1
                                                                      Школьная литература нужна для того, чтобы ты вырос и знал, что надо прочитать. К сожалению, большинство учителей литературы — идиоты, ни черта не понимающие в самой литературе, но это не проблема предмета.
                                                                      • 0
                                                                        К сожалению, ещё и школьная программа идиотская. Нам учительница так и говорила, что приходится читать всякую муть, ибо требует программа и экзамены, а когда обязательный экзамен по литературе отменили (в моей области вообще сплошные школьные эксперименты), сразу стало веселее.
                                                                        • 0
                                                                          Когда из школы выпускался я, это был первый год, когда обязательный экзамен по литературе ввели. Вот это была подстава. Хоть с предметом у меня особых проблем и не было, для экзамена надо было прочесть школьную программу, а меня на тот момент интересовала совсем другая литература. Пришлось выбирать форму экзамена «Защита реферата».
                                                                          • 0

                                                                            Первый год? Сочинение обязаловкой с покон веку писали. До самой эпохи ЕГЭ.

                                                                            • 0
                                                                              При чем здесь сочинение, если я про региональный устный экзамен по литературе.
                                                                    • 0
                                                                      Еще не все потеряно, внуков жди :)
                                                                      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                        • 0
                                                                          Это здорово. Хотя я скорее имел ввиду что оговоренное скорее через поколение случается :) Но шансы надо повышать уже в текущем, это правильный подход :)
                                                                    • +1
                                                                      А я написал первую программу где-то еще до шестого дня рождения. Толку в ней было мало, так, рисовала всякую лабуду на экране. Но суть-то не в этом. Потом спустя годы в школе информатика — чуть ли не лучший в классе интересно и легко всё. А потом уже подготовка к институту, паскаль — тут всё и завертелось по настоящему. Самостоятельно освоил делфи и пишу на нем и по сей день.
                                                                      • 0
                                                                        Так случилось, что я учился (1990-2001) в экспериментальном классе, где информатика была с первого класса (г. Мурманск 43шк). Сейчас конечно точно не вспомню последовательность обучения, но начинали точно с простых вещей, что такое клавиатура, мышка, кушали букавки babytype, рисовали в paint или какой то ранний его аналог.
                                                                        Далее шли алгоритмы, черепашка. Потом Кумир, фразу «если то иначе все» я помню до сих пор :D. qbasic, pascal. Также точно помню давались базовые знания по офису, интернету.
                                                                        Мне никогда не казалось это чем то сложным или не по возрасту.

                                                                        Судя по посту эксперимент, к сожалению, не прошел в общую школьную программу.
                                                                      • 0
                                                                        Младшему сыну сейчас 8 лет. Scratch тоже пытался показать ему в 4, но ему было не интересно, двигать спрайты. Интерес появился только в связке с arduino. На сколько я понял, дети воспринимают лучше то что можно «потрогать». То есть запускать двигатели и мигать светодиодами понятнее, чем виртуальные объекты. Но так как с началом школы нагрузка возросла, заниматься програмированием стали реже, и то только при желании, чтоб не отбить охоту.
                                                                      • +14
                                                                        Думаю, результаты опроса будут сильно смазаны из-за того, что персональные компьютеры появились в домах многих нынешних программистов гораздо позже, чем они пошли в школу.
                                                                        • +1
                                                                          Согласен с комментарием. Я вообще программировать начал с телефона. Жесть, правда? А когда появился ноутбук, за месяц научился тому, на что у некоторых уходят годы.
                                                                          • 0
                                                                            А когда я начал программировать в ПК был процессор на 1Мгц и 64Кб памяти и никаких дисков жестких. Что уж говорить о телефонах или ноутбуках ) Их не было тогда.
                                                                            • +1
                                                                              А я с калькулятора МК-85, вроде так назывался. Прекрасная была вещь в свое время.
                                                                            • +3
                                                                              В школах действительно очень мало информатики, но я считаю, что именно программированию учить не обязательно. Главное в программировании — алгоритмы, важно научиться думать как программист, а остальное приложится. Синтаксис, ООП и прочее должны быть профильно, на дополнительных занятиях или в институте.
                                                                              UPD: С веткой промахнулся)
                                                                              • 0
                                                                                Основам программирования нужно, чтобы человек мог попробовать всё по понемножку и оценить что ему нравится делать и что ему по силам.
                                                                                • +1
                                                                                  Классная идея. И то, что алгоритмы очень важны то же правда. Но это не работает. Вообще.

                                                                                  Мы можем запомнить только то, что востребовано. Все остальное вылетит как и не было. Поэтому учится писать программы нужно параллельно с другими дисциплинами. Ведь какая самая большая проблема при обучении программированию? Что писать? Разобрался с примерами в книжке. А дальше? А дальше вакуум. Нужен либо ментор, либо реальная необходимость как на работе. Но это доступно далеко не всем. К тому-же даже написание небольших программок даст реализацию и другим предметам. Той-же математике.

                                                                                  И еще о алгоритмах. Допустим мы прочитали про алгоритм сортировки слиянием. Он очень простой и наглядный. Его с легкостью можно объяснить любому ребенку, который знает про существование цифр и умеет их сравнивать. Идем дальше. Псевдокод. Уже не очень-то и понятно. Хотя мы все еще лихорадочно пытаемся удержать мысль в голове. Реализация. И вот тут оказывается, что мы не знаем с чего начать.

                                                                                  Т.е. мы пришли к ситуации когда мы «знаем», но при этом «не умеем». Как бы это ни было странно это вообще очень частая ситуация. Пример из другой области. Японцы в своих единоборствах часто используют такой бросок как «ирими наге». Посмотрите на youtube как просто и эффективно действуют мастера. Попросите вашего друга быть партнером и попробуйте повторить. Голову даю на отсечение. У вас ничего не получится. Это та самая ситуация «знаю, но не умею», которую можно буквально пощупать руками ;)
                                                                                  • 0
                                                                                    Я думаю алгоритмы имеются в виду не методы сортировки и обхода дерева, а аналитическое мышление способное составить алгоритм. Для этого даже некоторые игры подойдут (которые заставляют робота делать действия по заложенному алгоритму) или графическое программирование.
                                                                                    • –1
                                                                                      Здесь (на хабре) надо быть аккуратным с аналогиями.
                                                                                      Не все японцы занимаются единоборствами.
                                                                                      Ирими-наге — это бросок именно из в айкидо.
                                                                                      Эффективность айкидо сильно преувеличена.
                                                                                      Можно привести более очевидный пример из гимнастики с кучей сальто — «посмотрите как мастер легко это делает, а у вас это не получится..». Но в данном контексте такие аналогии неуместны — ИМХО.
                                                                                    • 0
                                                                                      Есть, я считаю, два типа программирования, не всегда связанных между собой:

                                                                                      1. Все, что можно связать со словами «быстро» и «низко», там, где нужно знать алгоритмы в общем и математику и ее разделы в целом: моделирование, расчеты, обработка данных и мультимедиа, видеокодеки, компьютерное зрение, криптография…

                                                                                      2. Использование готовых библиотек, которые написал кто-то другой. Можно делать серьезные приложения, не зная ничего, кроме программирования, вообще. Конечно, это ограничивает программиста, ведь даже если нужно будет что-то подправить в библиотеке, он либо не сразу разберется, либо не разберется вообще.

                                                                                      Я помню компонент шахмат для Delphi. Вот написал ты приложение, хочешь добавить туда шахматы, а знаний для реализации не хватает. Что делать? Не беда — берем компонент «шахматы», перетаскиваем на форму, и — оп! — у нас в программе появились шахматы.
                                                                                      • 0
                                                                                        мне кажется, если говорить про обучение, лучше совмещать эти типы.
                                                                                        Месяц — даём человеку задание, с кучей информацией
                                                                                        2Месяца — Выкидываем на природы, без интернета, ну с заданием и компьютером и спокойной тихой природой.
                                                                                        Пол года и уже выйдет не плохой программист, который не лазит в гугл при первой же проблеме, ну при этом может и искать информацию, да ещё и быстро обучаемый будет
                                                                                    • +1

                                                                                      Мне вот повезло, компьютер первый у меня появился когда мне было 4 года и был это, страшно подумать, 1991ый год. Конечно это был всего лишь клон синклера, который подключался к старому телевизору Радуга, и конечно первое время меня на нем интересовали только игрушки, но зато я достаточно быстро освоился с чтением русского и английского текста и через пару лет уже начал что-то из книжки по программированию на бейсике успешно делать.

                                                                                      • +1
                                                                                        Да, лет в 13 (2003) появился компьютер (вернее «вот тебе куча деталей, не знаем что с ними делать, разберись как-нибудь»), но ни интернета, ни книжек, ничего. А играть в три с половиной игрушки как-то не интересно. Открывал блокнотом каждый файл в системе, пробовал так менять бинарники (потом edit.com'ом реально патчил методом тыка экзешники), нашел среди этого html и методом тыка же научился какие-то странички ваять. Потом попалась книжка «программирование это просто», скопил 80 рублей и купил в Ховрино диск с вижуал бейсиком. Информации в книге катастрофически нехватало, поэтому опять же метод тыка + изучение каких-то примеров идущих вместе со студией. Не знал как выбрать подходящую книгу, поэтому купил несколько книг, смысл которых только сейчас понимаю (но уже неактуально).
                                                                                        В итоге около трёх тысячь часов упорства и энтузиазма ушли почти вникуда (тоже всякие калькуляторы, игрушки и вершина тогдашнего мастерства — удалённое управление с подобием ssh через мейл-ру агент). Потом ещё и убедили, что программистом мне не быть ибо домашки по алгебре не делаю. Но оказалось программирование преподают не только программистам, и тут-то обнаружился «скрытый талант» (на самом деле некоторые приобретённые и «забытые» навыки) и понеслась. Однако до сих пор нехватает образования, ибо дальнейшее образование было практически тем же методом ковыряния, проб и ошибок. С набиванием одних и тех же шишек снова и снова. В итоге сам приходил к каким-то правильным вещам, которые, как оказалось, уже давным давно описаны и вообще совершенно стандартный подход.
                                                                                        А дали бы мне тогда пару хороших книжек, а потом ещё пару (не говорю уже о программировании в школе и т.п.) и нынешний «уровень» был бы у меня уже к первому-второму курсам, а не к 26 годам.
                                                                                        • 0
                                                                                          У меня аналогичный подход к обучению только я рассматриваю то, что развитие проходит чуток дольше в пользу качества понимания и сейчас я гораздо качественно больше знаю, чем если бы сидел и делал по мануалам. Хотя у каждого свое восприятие и КПД может отличаться так что не берусь навязывать. А какие-то общие концепты мне всегда коллеги описывали на базовом уровне.
                                                                                          • 0
                                                                                            Не отрицаю, некоторые плюсы от всего этого имеются. Например, многие вещи радикально глубже понимаешь, когда не прочёл их в книжке и принял «вроде умные дяди написали, видимо так и надо», а дошел сам вынужденно, после чего прочёл в той-же книжке (или в чужом коде), всем нутром понимая каждое слово. Это касается как каких-то общих концепций или паттернов проектирования, так и более «конкретных» вещей. К примеру, я не прикасался к ассемблеру пока в порыве велосипедизма не сочинил свою архитектуру микропроцессора (можно сказать эзотерическую) с его эмулятором, после чего любой нормальный ассемблер более чем легко воспринимается и кажется совершенно естественным и даже прекрасным. Тоже стало и с управлением памятью: после того, как под тот-же велосипед захотелось как-то удобнее кодить пришлось соорудить некий язык, который был бы и достаточно удобен и гибок и не слишком сложен в компиляции под мой «процессор». Чуть позже оказалось, что получился очень близкий аналог C, что подтолкнуло к изучению последнего, оказавшегося в моих глазах прекрасным (ибо то, что раньше счёл бы за «странные сложности на пустом месте» на самом деле гениальное сочетание гибкости, удобства и производительности). Что-то подобное происходило и с кодстайлом, архитектурой, ООП, проектированием, и вообще подходом к разработке.
                                                                                            Но. Это всё можно сильно оптимизировать во времени, если строить учёбу по циклу: проблема => решение => проблема. То есть преподаватель показывает проблему. Студент придумывает для неё решение, или несколько. Далее сам находит возможные проблемы, порождаемые собственным решением (а которые не нашел подсказывает преподаватель), придумывает решения этих проблем или решение, лишенное их. Плюс периодически преподаватель дополняет задачу (это может быть и реальный проект), порождая новые проблемы и новые решения. И так пока грабли не начнут за версту чувствоваться. Как мне кажется, должно сработать (и как со всеми моими «изобретениями» оно наверняка давно существует и успешно применяется).
                                                                                            • 0
                                                                                              Вот в плане механики обучения других я уже очень много раз приходил к выводу, что то, как учился я абсолютно не подходит большинству моих знакомых, кому я пытался передать свои знания, так что в плане того как должна строиться учеба и как эффективно кого-то обучить я не компетентен. Ваш подход имеет право на жизнь, но то насколько он универсален мне весьма интересно, потому как честно, пример обучения 18-25 «с нуля» я не видел и как нужно показать-рассказать и заинтересовать. ИМХО с детьми было как-то проще, для них это все более интуитивно, да и по себе могу судить, что как-то проще все давалось, если у вас будет какой-то положительный опыт, маякните в личке, у меня очень много желающих среди друзей, но как их обучить ума не приложу.
                                                                                        • 0
                                                                                          Сначала нечаянно ответил на вопрос «когда я пошел на кружок программирования», а потом вспомнил про МК-61 и игру «Аэросани» на нём. Хотя сейчас уже очень сложно вспомнить, что я там пробовал писать самостоятельно.
                                                                                        • +11
                                                                                          В 9 лет написать статью, которая простым языком объяснит любому человеку необходимость в информатике в начальной школе. Обалдеть!

                                                                                          Тебе с текстом никто не помогал, т.к. тут правильные знаки препинания, правильно построение предложения?
                                                                                          • +8
                                                                                            Словарный запас для 9-летнего фантастический. И стиль уже сложившийся. Плюс ко всему, автор знает английский достаточно для выбора интересного ника.
                                                                                            • +18
                                                                                              С мыслями и текстом не помогали. Я много об этом думал и вот наконец решил написать. Но ошибки, конечно, мне проверили… Но, наверно, вы простите мне эту малость.
                                                                                              • +4
                                                                                                Пишите еще! Очень интересно смотреть на все это с вашей стороны
                                                                                              • +6
                                                                                                Да вы просто забыли себя в детстве:) В 9 лет мозг лучше соображает чем даже в 29 или тем более 39.
                                                                                                У меня в 9 лет компьютера не было, но это не мешало быть гиком — например изучать настольные игры и придумывать новые (а все это достаточно большие объемы текста и иллюстраций).
                                                                                                • 0
                                                                                                  Нууу, это какое-то совсем необоснованное утверждение. Я вспоминаю, каким был придурком в 39. Не говоря о 29. 19? Ой, не напоминайте! ;)
                                                                                                  Хотя, в 9-да. Даже раньше. Читать научился в 3, и в первом классе читал из под парты «науку и жизнь» пока у остальных ма-ма-мы-ла-ра-му ;)
                                                                                                  • 0
                                                                                                    Просто в 9лет, тебе не нужны были деньги, поэтому и фантазий было больше и креатива, а с возрастом это становилось дороже и дороже )
                                                                                                • +5
                                                                                                  Очень зрелый текст для 9-летнего мальчишки. Igor_geek, вы — папа?
                                                                                                  • +30
                                                                                                    Я — сын. А папа, к сожалению, совсем не разбирается в компьютерах…
                                                                                                    • +4
                                                                                                      Поразительно. И орфография, и пунктуация, и словоупотребление, и целостность изложения — всё на высоте. Я бы согласился, что 9 — это год обучения в школе (хотя это тоже очень круто!), а не возраст. Это я как папа 10-летнего мальчишки говорю.
                                                                                                      • +2
                                                                                                        Я как-бы вообще 7 класс закончил (читать комментарий в начале)
                                                                                                        • 0
                                                                                                          Вы промахнулись комментом :) Но раз уж мы тут уже беседуем… Мне было бы любопытно глянуть на ваш гитхаб. Покажете?
                                                                                                    • 0
                                                                                                      Знакомо
                                                                                                      • +7
                                                                                                        Скажу честно, верю с трудом. ;)
                                                                                                        Сам являюсь преподавателем и имею дело с разными возрастами детей, для вашего возраста слишком правильный текст.
                                                                                                        Хотя может быть я и не прав. Тогда вы уникум и возможно гений :)
                                                                                                        Епифановский Владислав стал призером Всеросса в 6 классе (Тверь 2004год).
                                                                                                        На счет того что бы давать программирование с раннего возраста, тут все индивидуально. На личном опыте из 30 человек желают сами максимум 2-3. Программирование это труд и не малый, тут необходимо большое желание и труд.
                                                                                                        Жаль что вы живете не в моем городе, с радостью бы с вами позанимался.
                                                                                                        • +1
                                                                                                          А у меня батя этим летом вел курс по основам электроники и программирования для детей. Ограничений в возрасте принципиально не делали. Так вот, он говорит, что самыми активными были ребята из начальной школы (2-3 классы, если не ошибаюсь). Они делали то, что ребята из 6-8 классов даже не понимали. Работали с ардуино и С. Мигали лампочками, пищали пищалкой. Но упор был именно на то, чтобы ребята реально понимали, что они делают. И на уровне кода и на уровне основ электроники. Анализ происходящего, работа над ошибками вида: «включили — не работает… давайте думать, что не так».

                                                                                                          Отец говорит, что никакой проблемы с возрастом тут нет. Я тоже считаю, что чем раньше — тем лучше. Мне в школе очень не хватало реальных проблем, а не унылой жвачки с никому не нужными решениями типовых задач.

                                                                                                          Про то что цепляет эта тема единиц — совершенно верно. Но зато если цепляет, то всерьез и надолго. Но разве это не предназначение школы — дать растущему человеку максимально широкий кругозор в надежде, что какая-то из тем его заинтересует? Ах да, у нас сейчас в школьных программах совсем другие приоритеты…

                                                                                                          P.S.: Я уже не раз просил отца написать о своем опыте на хабре, он все отнекивается. Наверное надо еще раз попробовать :)
                                                                                                        • +22
                                                                                                          У развитых детей есть одна серьезная опасность. Через нее проходят очень многие.

                                                                                                          Поступаешь в школу — уже несколько лет как умеешь и читать и считать, и первые классы ты практически отличник. В результате на школьную науку забиваешь, и к концу школы скатываешься в троечники. Поступив в институт, удивленно замечаешь, что вроде был же шарящим человеком, который не зазубривал а реально разбирался, но тут с трудом прошел вступительные, а на лекциях вообще начинаешь плавать.

                                                                                                          А все просто потому, что с первых классов, привыкаешь что ты все и так знаешь, и не так сильно уделяешь внимание школьному образованию. Но самоообразование не всегда покрывает весь курс школы, особенно те предметы, которые сходу не очень понравились.

                                                                                                          Желаю вам этой ошибки избежать, и если появляются неприятные, сложные и непонятные предметы — тщательно проанализировать что происходит. Может где-то пропустили базовое определение чего-то. Может преподаватель не понравился и инстинктивно начал избегать эту тему. И тогда развитие не остановится из-за какой-нить глупой ошибки ;)
                                                                                                          • 0

                                                                                                            Очень ценное напутствие!
                                                                                                            У меня в школе учительница по информатике оказалась абсолютно худшим в жизни учителем. Вот просто без альтернатив. Настолько умело прививать отвращение к предмету — это тоже своего рода "искусство".
                                                                                                            Брат (@yorko, он старше на год, учился в той же школе) оклемался на первых курсах физтеха. В итоге стал программистом, фокусируется на машинном обучении.
                                                                                                            Я до 23 лет жил со стойким убеждением, что "прогание — не мое". Когда брат показывал примеры полезных скриптовых решений моих учебных задач, поначалу все равно продирался к сути происходящего через некоторое отвращение.
                                                                                                            Не могу сказать, что я стал программистом. (Хотя и понятие слишком расплывчатое, наверное, так со многими радикально новыми явлениями было.) Но связка R-RStudio заменила мне весь привычный ранее рабочий процесс. И это великолепно!

                                                                                                            • 0
                                                                                                              Это личный опыт? Мой, как читающего с 3 лет, сильно другой. Никуда так и не скатился. Хотя и отличником не был — мне было скучно делать домашку, я ж ещё на уроке всё запомнил ;). В университете, разве что, на последнем курсе, когда нужна была повышенная стипендия пробовал на пятёрки всё сдавать. Легко, несмотря на многие годы балдапинания.
                                                                                                              Ну, и из одноклассников не наблюдал вашей мрачной картины. Те, кто в первом были «развитые» либо волокли уже на отличника, либо, кому как мне было неинтересно, были звёздами в «своих» предметах, а остальные сдавали «на отвалите» походя. А вот закоренелые троечники иногда «выстреливали». Впрочем, нечасто. Учителя тогда почти всегда, как ставили на человеке штамп, так придерживались его до конца. Выстреливали они в вузах.
                                                                                                              • 0
                                                                                                                Вот честно, не знаю ни одного троечника, который бы «выстрелил» в ВУЗе. А вот в обратную сторону, т.е. отличников и т.н. «медалистов», которые тупили и скатывались на тройки (не потому, что скучали, а потому, что не могли) даже на первых курсах — полно.
                                                                                                                • 0
                                                                                                                  Ну я, в школе имел кучу троек (четвёрок и пятёрок было меньше), а ВУЗ закончил с красным дипломом.
                                                                                                                  • 0
                                                                                                                    > Вот честно, не знаю ни одного троечника, который бы «выстрелил» в ВУЗе

                                                                                                                    Есть такие, я тому пример. Где-то до 8 класса в школе откровенно гонял балду. Ну неинтересно было в школе учиться, просто до тошноты! Потом пришло осознание, что единственный способ избежать армии — это поступить в институт (90-е годы, в то время учёба в ВУЗе с военной кафедрой гарантировала возможность избежать этой «почётной» обязанности) Вобщем, взялся за ум, пахал реально как папа Карло. В результате, если в аттестате о неполном среднем образовании у меня 2/3 «троек», то при окончании средней школы не хватило всего пары пятёрок до медали. ВУЗ окончил с красным дипломом.
                                                                                                                    Конечно, дело не только в такой «дубинке», в институте было
                                                                                                                    несравнимо интереснее, просто абсолютно другая атмосфера.
                                                                                                                    • –1
                                                                                                                      Ну да, части школьных учителей откровенно наплевать знаешь ли ты что-то или чему ты научишься, и эти суки любят снижать оценки за поведение и ставить двойки за поведение же! По одним и тем же предметам то одни тройки (не выше четвёрки), то одни пятёрки — в зависимости от учительницы учившей предмет!
                                                                                                                • 0
                                                                                                                  Именно то, что произошло со мной…
                                                                                                                  • 0
                                                                                                                    >А все просто потому, что с первых классов, привыкаешь что ты все и так знаешь…
                                                                                                                    Не только поэтому. Зачастую в учебном процессе идёт равнение на отстающих, и это работает как тормоз. Плюс, дети (ладно, многие взрослые тоже) не любят тех, кто выделяется — «ботаник» может легко оказаться внизу социальной иерархии.
                                                                                                                    • +1
                                                                                                                      Тех кто выделяется тем, что у детей ценится — очень любят. Например, самого сильного пацана в классе, которого даже впятером на руках повалить не смогли, и пацаны очень уважали, и девчонки на него гроздями вешались. Также все общим любимцем был лучший футболист в классе, который тоже ото всех выделялся. Просто, у ботаника — навыки, которые в том возрасте никак не ценятся, а с теми навыки что ценятся — у него часто совсем не очень.
                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        Ну как сказать, как ботаник, валящий всех на руках в школе, могу сказать, что за второе, конечно, будут уважать. Но ты останешься в их глазах просто сильным ботаником со всеми вытекающими.
                                                                                                                    • 0
                                                                                                                      В точку, сформулировали прямо мой печальный опыт. Отличник, олимпиады, после чего полное падение интереса к школе, в итоге почти полный пропуск девятого класса. Очнулся в колледже. Не повторяйте мой опыт…
                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        В дополнении к этому есть ещё синдром отличника.
                                                                                                                        Когда хочется делать только на пятёрку, потому что привык.
                                                                                                                        И если не на пятёрку, то уже и не надо, и руки опускаются и т.д.
                                                                                                                        Всё правильно, надо научиться упорно работать, чтобы не бросать на старте.
                                                                                                                  • +1
                                                                                                                    Понимаете… дело в том, что программированием заниматься никогда не поздно.
                                                                                                                    Но есть куча других прикольных вещей, где возраст имеет значение.

                                                                                                                    Музыка на пример, начать можно когда угодно, но моторика меняется. Спорт, в молодости все и заживает быстро, ну и не так ломается.
                                                                                                                    У профф спортсменов выход «на пенсию» в 35 лет. В кибер-спорте активный период где-то 5 лет (потом реакция уже не та).

                                                                                                                    Опять же при занятии музыкой равномерно развиваются обе половины мозга. Я больше чем уверен, что при занятии программированием это не так.

                                                                                                                    Ну и в общем… прямая дорога в неврологию.
                                                                                                                    • +1
                                                                                                                      Учитывая, что я мыслю «русским-псевдокодом», более чем понимаю
                                                                                                                      • –1
                                                                                                                        Не только. У нас вообще мало говорят о болячках сидячих людей. Это у более «физических» профессиях все переломы, растяжения и сотрясения видны сразу и хорошо диагностируются.
                                                                                                                        А вот если сидя криво за компом вы зажмете себе какой-нибудь нерв или еще что, то вы сначала будете лечиться сами, потом вас сначала будут лечить обезболивающими (ну голова болит), а поставят ли вам правильный диагноз вообще неизвестно.
                                                                                                                        Совершенно ненужно получать это в раннем возрасте :)
                                                                                                                      • +3
                                                                                                                        > «Музыка на пример, начать можно когда угодно...»
                                                                                                                        Уже в который раз замечаю, что многие, на этом ресурсе, абсолютно уверены в том, что правильно играть на музыкальном инструменте можно научится любому человеку. Это, мягко говоря, не так. Имею некоторое отношение к музыке, поэтому немного в этом разбираюсь. По поводу «моторики» согласен. Поймите, дорогие ИТ-шники, музыкальный слух по книжке не выучишь — он либо есть, либо отсутствует. И это, довольно легко, можно определить. Есть ли подобное явление в программировании или, скорее, в алгоритмистике — не знаю.
                                                                                                                        • +1
                                                                                                                          А еще есть разные степени музыкального слуха, и это встречается гораздо чаще, чем его полное отсутствие. Так вот слабый музыкальный слух отлично тренируется. Так что не все так страшно.
                                                                                                                          • 0
                                                                                                                            Ну смысл был ближе к вашему тексту, может плохо выразился. Я вот в музыкалку бегал в юности.
                                                                                                                            Научить-то можно и взрослого, но будете сидеть и по 5 минут думать как одновременно 3 кнопки на инструменте нажать. А ребенок просто нажмет. Про сложность произведений тактично умолчим )
                                                                                                                            Ну и да… не всех.
                                                                                                                            Хотя вот петь начинать во взрослом возрасте очень даже норм.
                                                                                                                            Но на скрипке даже в 18 я бы лично не стал )
                                                                                                                            • 0
                                                                                                                              Есть.
                                                                                                                              Кроме моторики рук-ног, есть еще целые области мозга, которые связаны с зрительным, слуховым и вестибулярным и понятийным аппаратом.
                                                                                                                              Чем старше становишься, тем меньше мозг будет адаптироваться к окружающему — так как он будет использовать уже приобретенный опыт для решения задач.
                                                                                                                              Поэтому крайне важно дать азы и музыки и логики и моторики (конструкторы, спорт) в самом раннем возрасте, чтобы мозг выделил место на обработку и решение таких задач прямым способом.
                                                                                                                              • 0
                                                                                                                                Уже в который раз замечаю, что многие, на этом ресурсе, абсолютно уверены в том, что правильно играть на музыкальном инструменте можно научится любому человеку.

                                                                                                                                Ну да, я вот уверен, что любой здоровый человек может научиться правильно играть на музыкальном инструменте.


                                                                                                                                Имею некоторое отношение к музыке, поэтому немного в этом разбираюсь.

                                                                                                                                Я тоже имею, "некоторое", ага. Достанем и сравним?


                                                                                                                                Поймите, дорогие ИТ-шники, музыкальный слух по книжке не выучишь — он либо есть, либо отсутствует. И это, довольно легко, можно определить.

                                                                                                                                Оу, правда? И как же?

                                                                                                                                • 0
                                                                                                                                  «Ну да, я вот уверен, что любой здоровый человек может научиться правильно играть на музыкальном инструменте.»

                                                                                                                                  Как человек с музыкальным образованием, я был в этом полностью уверен. Но выяснилось, что у людей часто действительно есть серьезные проблемы с музыкальным слухом. Люди не могут запомнить тон ноты, которая только что была проиграна. Люди с трудом понимают что ты хочешь от них, и быстро теряют интерес к попытке найти или воспроизвести нужную ноту.
                                                                                                                                  Такое впечатление, что та область мозга, которая связана с распознаванием тональности звука — либо отсутствует, либо слишком неразвита, и попытки ее развивать во взрослом возрасте приводят к быстрой усталости, человек сразу теряет мотивацию.

                                                                                                                                  Это представьте как человек подтягивается 5 раз, и ты его тренируешь чтобы он подтянулся 20 раз.
                                                                                                                                  А другой человек не может даже 5 секунд провисеть на турнике — руки соскальзывают. И все, приплыли. Даже до одного подтягивания нужны нечеловеческие усилия — промотивировать очень сложно.
                                                                                                                                  • 0

                                                                                                                                    Тут не то чтобы "промотивировать очень сложно", тут человек независимо от мотивации не подтянется.

                                                                                                                                    • 0
                                                                                                                                      Имел ввиду, что очень сложно промотивировать на подтягивание, если даже 1 раз не выходит — потому что ближайший видимый результат будет очень нескоро.

                                                                                                                                    • +1
                                                                                                                                      Но выяснилось, что у людей часто действительно есть серьезные проблемы с музыкальным слухом.

                                                                                                                                      "Есть проблемы" — не значит "нет музыкального слуха".


                                                                                                                                      Люди не могут запомнить тон ноты, которая только что была проиграна.

                                                                                                                                      Это не значит, что их нельзя этому научить.


                                                                                                                                      Люди с трудом понимают что ты хочешь от них, и быстро теряют интерес к попытке найти или воспроизвести нужную ноту. [...] человек сразу теряет мотивацию.

                                                                                                                                      Вопрос именно в интересе и в мотивации. "Сложно замотивировать" — совсем не то же самое "человек никогда не сможет".

                                                                                                                                      • 0
                                                                                                                                        Взрослого человека настолько сложно мотивировать к тому, что у него не выходит вообще, что в 99% случаев это практически тоже самое. И именно это и является основной причиной, почему взрослые редко начинают что-то новое, к чему у них «нет способностей».
                                                                                                                                        Если бы сходу получался бы хоть какой-то видимый результат — было бы проще.
                                                                                                                                        • 0

                                                                                                                                          Тем не менее, говорить людям, что у них нет способностей — это лучший способ отобрать у них мотивацию. А именно с этого вы и начали.

                                                                                                                                          • 0
                                                                                                                                            Простите, где я сказал что нужно говорить людям, что у них нет способностей?
                                                                                                                                            • 0

                                                                                                                                              Что нужно говорить — нигде. Но при этом вы сказали, что играть может научиться не каждый, и слух "либо есть, либо нет". Это эквивалентно "нет способностей — даже не старайся".

                                                                                                                                              • 0
                                                                                                                                                Могу возразить по-другому.
                                                                                                                                                Если совсем нет слуха — 99% это означает, что этого человека промотивировать его натренировать будет настолько проблематично, что проще забить и найти тех, кто сам хочет. Естественно я про взрослых.
                                                                                                                                                • 0

                                                                                                                                                  Если "совсем нет слуха" — научить человека нельзя. Но таких приблизительно 4% (для сравнения, дальтоников среди мужчин — 8%), и этих я как раз к "нормальным здоровым людям" не отношу (извините за шовинизм).


                                                                                                                                                  Со всеми остальными — вопрос исключительно желания.

                                                                                                                                                  • 0
                                                                                                                                                    и этих я как раз к "нормальным здоровым людям" не отношу (извините за шовинизм)

                                                                                                                                                    Так бы сразу и сказали. Не пришлось бы тогда 4 дня спорить об определении.

                                                                                                                                                    • 0

                                                                                                                                                      Да я что-то не вижу, чтобы со мной кто-то спорил об определении (что нормальности, что музыкального слуха).


                                                                                                                                                      Другое дело, что я не очень прав в оценке возможностей и этих людей тоже.

                                                                                                                                                      • 0

                                                                                                                                                        Вы были согласны, что существуют люди, которые не могут заниматься музыкой — но продолжали спорить, потому что не считали этих людей "нормальными".


                                                                                                                                                        Ваши оппоненты тоже были согласны — но продолжали спорить, потому что считали этих людей "нормальными".


                                                                                                                                                        Это и есть спор об определении — в данном случае, об определении нормальности.

                                                                                                                                                        • +1

                                                                                                                                                          Я подозреваю, что ситуация ровно обратная: большая часть тех людей, которых мои оппоненты считают "нормальными", но не способными заниматься музыкой, в моем понимании "нормальные" и способные заниматься музыкой.


                                                                                                                                                          (это подозрение, конечно же, не основано ни на чем, кроме статистики предыдущих разговоров на ту же тему)


                                                                                                                                                          В частности, у меня есть простое "правило большого пальца": если музыка вызывает у человека разные эмоции (то есть, он эмоционально реагирует на изменения в ней) — значит, у него есть музыкальный слух. Обратное, заметим, не обязательно (т.е. "не реагирует" — не значит "нет слуха"). Более того, любой человек, слушающий музыку для удовольствия, попадает в эту же категорию.

                                                                                                                                                    • 0
                                                                                                                                                      Если "совсем нет слуха" — научить человека нельзя. Но таких приблизительно 4%

                                                                                                                                                      Я, кстати, здесь не прав. Даже люди с наследственным нарушением тонального слуха вполне способы заниматься музыкой.


                                                                                                                                                      (так что в каком-то смысле, я сделал ту же ошибку, с которой спорил)

                                                                                                                                • +2
                                                                                                                                  ИМХО для приобретения основных знаний нужно изучать информатику с 3-4 класса. Причем обязательно параллельно с математикой, тк они неразрывно связаны. Без хорошей базы в математике, навряд-ли получится сделать что-нибудь хорошее в информатике.
                                                                                                                                  • +1
                                                                                                                                    Почему вы так считаете?