Pull to refresh
53.05
СЕРВЕР МОЛЛ
Серверное и сетевое оборудование

План «Б»: открывать кафе или идти в программисты?

Reading time9 min
Views34K

image alt text


Последние годы в профессиональных сообществах наблюдается вялотекущая депрессия касаемо будущего профессии системного администратора. Регулярно встречаются мысли о том, что местных специалистов вытеснят облачные провайдеры и аутсорсеры. Но с первых упоминаний облачных систем прошло уже лет 5, вакансии администраторов все также появляются, а на форумах продолжают общение на профессиональные темы.


И все же, отношения бизнеса и IT изменились. В этой статье хочу поделиться некоторыми наблюдениями и выводами из собственного опыта. Возможно, кому-то это поможет в общении с руководством небольшой компании, а другому подкинет пару мыслей о дальнейшем карьерном пути.


Спойлер о том, почему вообще появилась эта статья, а я взялся рассуждать на тему карьеры в IT.

Около 8 лет я посвятил системному администрированию Windows-среды, особенно плотно занимался Exchange. В этом качестве успел поработать как в маленьких компаниях из 6-70 человек, так и в относительно крупных предприятиях на 500 хостов. Довелось как участвовать в крупных инфраструктурных проектах компаний-интеграторов, так и продавать серверное железо и мониторы. Пробовал себя в роли руководителя IT-отдела и presale-инженера в зарубежной софтверной компании.


В общем, собрал собственный сад граблей разной степени твердости и опробовал некоторые советы "карьеристов" на практике. Сейчас по роду деятельности приходится плотно общаться с бизнесменами и предпринимателями, что позволило взглянуть на ситуацию в IT с другой стороны баррикад.


В тексте не будет тонких психологических советов из сферы HR, не будет сферических коней в вакууме – только собственный опыт и рассуждения о месте IT-специалиста в современном бизнесе. Присоединяйтесь в комментариях, если вам тоже есть чем поделиться.


Штатные и внештатные специалисты


Как вы думаете, почему аутсорсинговые компании оказываются ближе и понятнее руководству вашей организации, чем собственные специалисты? Если отбросить эффект "человека в форме", то представители подрядчика говорят на понятном директору языке и наглядно показывают, где и как будет происходить экономия. То есть, они рассказывают о преимуществах для бизнеса, а не о тенденциях развития виртуализации.


Вообще, эти преимущества вряд ли склонят директора к закрытию собственного IT-отдела. Сократить людей не так просто и процесс может съесть всю экономию. Но перспективные проекты вполне могут отдать сторонним подрядчикам, а вы просто потеряете контроль над некоторыми элементами инфраструктуры. Новую CRM вполне может внедрить некто извне с использованием облачных технологий. Дальнейшую поддержку, скорее всего, отдадут ему, ведь кто откажется от возможности регулярно получать деньги и дальше?


image alt text


Однажды ездил на обновление Microsoft Exchange в один крупный петербургский банк. Технический директор заодно попросил разобраться с отваливающимися на его компьютере сетевыми папками, сославшись на некомпетентность местного персонала. Как выяснилось, человек просто игнорировал политики собственной компании и сидел с локальной учетной записью, используя для доступа к доменным ресурсам сохраненный и уже не актуальный пароль. Разумеется, местные специалисты обращали его внимание на корень проблемы, но мнение человека извне почему-то было оценено выше.

Для менее цивилизованных компаний отказ от собственного подразделения IT тоже маловероятен, даже если технически это легче провернуть и "серая" зарплата позволяет сократить человека практически без потерь. Дело в том, что пропадет ощущение контроля над ситуацией и с подрядчиком придется общаться в рамках бумажных договоренностей, оплачивая любые отступления. В случае с собственным персоналом можно банально зайти в кабинет, “раздать приоритеты” и добавить обязанностей совершенно бесплатно. Неприятно, но подтверждение этим словам многие читатели наверняка найдут в своем прошлом опыте.


Например, в одной маленькой солодовенной компании из 60 человек руководитель IT-отдела не только выполнял свою работу и внедрял новое, но и администрировал сеть в загородном доме владельца, решал проблемы с его телефоном и помогал друзьям бизнесмена с компьютерами. Очевидно, что подрядчика так в оборот не возьмешь.

Итого: вряд ли аутсорсинг в ближайшем будущем полностью заменит подразделения IT в малых и крупных компаниях, но потеснить с новыми проектами в состоянии.


Облачные альтернативы


Еще одна модная тенденция, суть которой уже размыта настолько, что облаками называют даже банальную ферму терминальных серверов. Тем не менее, настоящие облачные технологии за последние годы шагнули далеко вперед благодаря усилиям крупных игроков в профессиональных нишах.


Например, традиционно прохладно к облакам относятся крупные российские компании с массой сложных и запутанных систем. Но за последние годы появилась масса специализированных облаков, которые решают ресурсоемкие задачи:


  • Unity Cloud позволяет компаниям-разработчикам отказаться от собственного сервера сборки и фермы тестирования. Вместо этого программистам выдаются аккаунты в облаке, где и происходит магия. Между тем, поддержка собственной build-фермы обычно предполагает привлечение соответствующего специалиста;


  • С сервисами renderRocket и Autodesk A360 не обязательно собирать стойку с мощными серверами для рендеринга 3D-анимации и изображений. Даже рабочие инструменты дизайнеров доступны по подписке, что дешевле;


  • Одна из популярных CRM систем, SalesForce, делает ставку на облачные веб-сервисы, для которых не нужно устанавливать клиентские приложения и нанимать администратора. Более того, у них есть армия консультантов по внедрению и изменению бизнес-процессов.

Для большинства бизнес-процессов уже можно подобрать внешнюю услугу. Эта услуга с высокой вероятностью будет дешевле, и с ней в комплекте идет техническая поддержка.


Одно время работал в компании, разрабатывающей специализированное ПО для сотовых операторов. У них была система сборки и контроля версий Starteam, которую поддерживал отдельный администратор. В сущности, теперь его можно заменить облачной сборкой, для работы с которой не требуется глубоких административных навыков и знания серверного железа.

image alt text


Для малых компаний ситуация еще любопытнее, так как для них существует масса бесплатных или очень дешевых приложений для решения ежедневных задач: почта и календари-контакты от Google, задачи и совместная работа в Trello, офис и продажи от Zoho. Все это не требует услуг высококвалифицированного ИТ-специалиста, достаточно того, кто может установить Windows на ноутбук и подключить его к сети.


Был на собеседовании в питерской компании, которая разрабатывает ПО для розничных торговых сетей. У них в свое время сократили человека, отвечавшего за Active Directory и Exchange, так как почтовая система от Microsoft была заменена на корпоративный Gmail. Облачную почту, календарь и документы настроил лично технический директор, а второй администратор покрывал остатки физической инфраструктуры и бухгалтерию. Знаете, как мне объяснили переход с всемогущего Exchange на Gmail? Сказали, что последний работает стабильно, не требует больших административных познаний и отлично фильтрует спам. Остальное для них было вторично.

Особняком стоят организации с жесткими требованиями к географическому размещению своих данных и наличию сертификатов ФСТЭК. Пожалуй, для них облачное будущее в ближайшие годы вряд ли настанет, хотя провайдеры с необходимыми "галочками" в описании уже есть.


Итого: не стоит относиться к облакам лишь как к модной бесполезной идее. Технологии уже развились настолько, что их реально использовать в серьезной работе. В дальнейшем они будут становиться доступнее, так как основная масса вложений за первые годы уже отбита и ценовую политику можно ослабить. Для узких специалистов это совершенно точно означает меньше рабочих мест на предприятии, но больше вакансий у провайдеров услуг.


Кто виноват ясно, но что делать?


Стоит подготовиться к тому, что экономия и новые тенденции рано или поздно навестят вашего руководителя и сделают ему заманчивое предложение. Но можно проявить инициативу и предложить нововведения на более удобных вам условиях. Не зря ведь тренеры по переговорам рекомендуют не дожидаться предложения, а озвучивать его самостоятельно для получения наиболее выгодных условий.


В следующий раз, когда соберетесь обосновывать счет на апгрейд железа, предложите вариант сэкономить на менее критичных приложениях и перенести их в облако. Если стоимость такого облака на ближайшие 3 года (средний цикл апгрейда железа) будет ниже стоимости новых серверов, то это уже будет весомым аргументом. К тому же, бизнесмены любят платить по счетам с максимальной отсрочкой, так как деньги со временем дешевеют. А старое железо можно не просто списать, а с выгодой для бюджета продать профильной компании вроде Сервер Молл.


Первоначальный счет — стоимость вашего варианта + сумма за проданное старое оборудование = столько денег вы только что сэкономили бизнесу


Не нужно скромничать, обязательно подчеркивайте такие заслуги. Это создаст вам имидж технического консультанта, а не просто увлекающегося железом компьютерщика. Значит, с вами можно советоваться и вы вряд ли будете тратить деньги компании из желания попробовать более дорогое железо или технологии.


Когда-то разрабатывал новую схему резервного копирования для своей компании. До этого там использовалась дисковая полка, а в планах была защита от небольших катастроф и «маски шоу». Изначально для этого планировалось организовать небольшую дополнительную серверную в соседнем здании, протянуть туда оптику и переносить дубликаты резервных копий. Но предложенный вариант из ленточной библиотеки и перевозки кассет в банковскую ячейку оказался заметно дешевле. Компания получила гарантированную сохранность критичных данных в любом случае и за меньшие деньги (не нужна аренда помещения и протяжка оптики, которые могут не помочь при выездной проверке). Я же добавил к резюме работу с ленточными библиотеками HP корпоративного класса и популярный в те годы продукт от Symantec.

К слову о «масках», есть любопытная история про серверную в Газели. Не знаю, насколько история правдива, но какие только варианты смекалка не порождает.

Облака приведены как пример не просто так. Как и любая модная тенденция, технология на слуху и о ней, так или иначе, ваш руководитель слышал. Значительно проще продать то, с чем собеседник внутренне согласен и что ему знакомо. Если облака не подходят – предложите другое ПО или иной бренд с выгодными условиями приобретения. Фирма выиграет в деньгах, а вы добавите в резюме новые серверные приложения и бренды. К тому же, больший вес на собеседованиях имеют как раз проекты миграции или переезда с одной системы на другую.


Полезно быть в курсе основной деятельности бизнеса и знать о применяемых для этого инструментах. Если компания погрязла в таблицах Excel и ведет учет клиентов в почте, то самое время предложить CRM-систему и продемонстрировать следующие преимущества:


  • Экономия времени на обработку каждого потенциального клиента;


  • Возможность помнить обо всех этапах общения с клиентом, что минимизирует процент упущенных сделок;


  • Масса отчетов для руководителя, которые позволят держать руку на пульсе продаж и финансовых потоков. Руководители любят отчеты.

И вот вы уже полезный технический консультант по бизнесу, а не просто "компьютерщик" с непонятным языком. То есть, сочетаете в себе преимущества штатного специалиста и деловых людей из аутсорсинговых компаний. К тому же, вы уже предложили многое из того, о чем они будут рассказывать. Облака, экономия? Так у нас все это уже есть, в прошлом году внедрили.


План Б


Когда-то услышал любопытную мысль о том, что любому специалисту раз в 4 – 5 лет необходимо менять профиль деятельности. Это нужно, чтобы не застаиваться в зоне комфорта и не начать ненавидеть все связанное с IT. Для себя я когда-то нашел выход в изучении мобильной разработки и написании текстов об облаках. Первое на некоторое время стало хобби и привело к богатому миру Android, а второе вытеснило основную работу и стало источником дохода не следующую "пятилетку".


Кроме того, самую высокую концентрацию любопытных проектов по части IT-инфраструктуры я встречал лишь в интеграторах и провайдерах. Если вам не интересно в рутинной поддержке серверных систем, то подумайте о работе там. Ничего сверхъестественного от кандидатов в подобных компаниях не требуют, важен в первую очередь энтузиазм и голова на плечах. Кроме того, это отличный плацдарм для дальнейшего развития карьеры в крупный Enterprise. Треть моих бывших коллег из системного интегратора сейчас работают в компаниях масштаба Яндекс, SAP, Аэрофлот, Газпром Нефть. По крайней мере, так говорит LinkedIn.


image alt text


Вам уже успели посоветовать идти в программисты? С этой отраслью вполне может случиться то же самое, что произошло с экономистами и юристами, которые сейчас работают где попало и кем попало. Пока ситуацию спасает высокая потребность в кадрах, так как новые технологичные стартапы появляются ежедневно, если не ежечасно. Даже если не думать о перспективах рынка, профессия программиста хороша тем, что допускает работу на заказчика в любой точке страны или мира. Фриланс – отличная мера от непростой финансовой ситуации в стране.


Если раньше администрирование неплохо оплачивалось и имело низкий входной порог, то теперь все стало наоборот. Студентов технических ВУЗов выпускается много, все они хотят подработать и с чего-то начать. По части соотношения усилий к доходам интересно выглядит работа тестировщика. Можно практически без опыта устроиться на стартовые позиции и получить вполне рыночный оклад.


Одно время увлекся смарт-часами Pebble, которые были в те годы доступны только по предварительному заказу. И настолько это затянуло, что изучил язык C и написал несколько приложений для часов разной степени сложности. К слову, Pebble предлагает удобную облачную IDE с подробной и наглядной документацией. На мой взгляд, они вложились в SDK не хуже, чем Apple в свою платформу для разработчиков.

Кто же знал, что спустя 3 года мне доведется поработать на импортного заказчика с Upwork именно по проекту с Pebble. Сильно много денег я не заработал, но это были самые увлекательные две недели за последние годы.

В поисках новых путей развития карьеры вы можете найти занятие на следующие пару-тройку лет. Не упускайте шанс попробовать даже то, что требует времени и не сулит мгновенного дохода.


Удивительно, что человек ленится потратить несколько лет на собственное дело, но не ленится десятилетиями ходить по утрам на работу. Фраза не моя, но очень способствует выходу из зоны комфорта, чего и вам желаю.


PS. Открывать кафе тоже думал, только coffee-to-go теперь на каждом углу есть, а для более крупного проекта морально не созрел еще. Как сказал один товарищ, "у нас в Екатеринбурге кофе разве что из утюгов не разливают".

Tags:
Hubs:
+27
Comments65

Articles

Information

Website
servermall.ru
Registered
Founded
Employees
101–200 employees
Location
Россия