Pull to refresh

Десять вопросов Мартену Микосу

Reading time 6 min
Views 701
Original author: Guy Kawasaki
Интервью Гая Кавасаки с генеральным директором MySQL AB Мартеном Микосом.
Мартен Микос стал генеральным директором MySQL AB в 2001 году. Под его руководством компания выросла из стартапа во вторую по величине компанию, выпускающую продукты с открытым кодом, и наиболее быстрорастущего поставщика баз данных. До прихода в MySQL Микос занимал руководящие посты в различных компаниях в своей родной Финляндии. Он выпускник Хельсинского технологического университета, магистр технической физики.

Интервью взято 24 августа 2006 года.
Как вы делаете деньги на продукте с открытым кодом?
Мы начали не с делания денег. Мы начали с создания сообщества пользователей. Обширное сообщество пользователей и разработчиков MySQL — вот что движет нашим бизнесом.
Мы продаём решение для предприятий тем компаниям, которым нужна масштабируемость, и которые не могут позволить себе сбои в работе. Это решение включает в себя сертифицированные двоичные файлы, обновления, автоматизированные сервисы администрирования баз данных, круглосуточную техническую поддержку и т.п. Вы платите за уровень сервиса и число серверов. Никаких сложных схем оплаты. Компании, покупающие программное обеспечение, устали от сложных ценовых моделей (за ядро, за процессор, за устройство питания, за одного пользователя, за что угодно, что взбредёт поставщику в голову), которые всё ещё в ходу.
В MySQL мы ЛЮБИМ пользователей, которые не платят нам никаких денег. Они — наши евангелисты. Никакой маркетинг не сделал бы для нас того, что делает увлечённый пользователь MySQL, рассказывающий о MySQL своим друзьям и коллегам. Наш успех основан на этих миллионах евангелистов по всему свету. Конечно, они также помогают нам развивать продукт и исправлять ошибки.
Даже тогда, когда кто-то сообщает нам, что он ненавидит MySQL, это обычно тоже помогает нам, поскольку жалобы содержат полезные предложения по усовершенствованию.
Какие изменения произошли в open source — сообществе, с тех пор, как вы решили «строить компанию» вокруг MySQL?
Интересно, что MySQL всегда был компанией. Когда Монти и Давид (Михаэль «Монти» Видениус и Давид Аксмарк — прим.перев.) основали её, они с самого начала сочетали приверженность открытому исходному коду и коммерческому успеху. Они не выстраивали сами бизнес, но задали ему направление.
Поэтому мы всегда старались совместить лучшие стороны бизнес-подхода с преимуществами бесплатных программ с открытым кодом. Случалось, что мы уклонялись в ту или иную сторону, и тогда нам приходилось корректировать курс.
Очень многие сторонники открытого кода вдохновлены тем, что мы делаем на этом деньги. Они гордятся тем, что открытый код проникает в корпоративный мир.
Вы конкурируете с Oracle, или у вас с ними разные клиенты?
Большинство новых компаний и новых проектов в существующих компаниях выбирают инфраструктуру с открытым кодом, например, LAMP. Мы не наблюдаем здесь конкуренции.
Мы концентрируемся на новых приложениях и сервисах, которые строятся в онлайне: Веб 2.0, SaaS (программное обеспечение как веб-сервис), and SOA (сервисно-ориентированная архитектура), а также на новые формы хранилищ данных и бизнес-приложений. Нашим пользователям нужны надёжность, производительность, масштабируемость и лёгкость развёртывания. Им не нужны сложные системы, требующие дней и недель на настройку и запуск, а также последующих затрат на сопровождение.
Вот почему YouTube, Craigslist, Flickr, Habbo Hotel, LiveJournal, Technorati, Second Life, Trulia, FeedBurner и Right Now все являются нашими клиентами, а не клиентами Oracle. Мы полагаем, что выбранный нами рынок является самым быстрорастущим сегментом на рынке СУБД.
Какая база данных на MySQL самая большая?
Это всё равно, что спросить, какой самый большой Ferrari! Надо смотреть на производительность и масштабируемость. У Omniture (занимаются веб-аналитикой — прим.перев.) свыше 250 миллиардов транзакций в квартал на MySQL-серверах. Google использует MySQL для AdSense и AdWords. Среди других значительных установок — Wikipedia, Travelocity, Weather.com. Есть базы данных, содержащие сотни гигабайт. Некоторые сайты используют сотни серверов, даже тысячи.
Где MySQL используется самым необычным образом?
Хотел бы я знать! MySQL использовался на находившемся на Земле сервере, осуществлявшем поддержку марсохода. Специальные эффекты во «Властелине колец» были созданы с использованием MySQL. На MySQL работает Hot or Not (сайт знакомств — прим.перев.). Даже Oracle FAQ построен на MySQL.
Каково наиболее “критически важное” использование MySQL?
Я надеюсь, что мои слова не прозвучат как мегаломания, но настолько значительная часть онлайнового мира работает сегодня на MySQL, что трудно выделить кого-то одного. У Google и Yahoo на MySQL работают критически важные приложения. Nokia и Alcatel строят на MySQL сети мобильной телефонии. MySQL использовался в системах, предназначенных для работы в условиях чрезвычайных ситуаций, например, во время цунами в Юго-Восточной Азии и урагана Катрина.
Как компания контролирует то, что происходит с её продуктом, в условиях, когда программирование и тестрование осуществляет open source — сообщество?
Все успешные продукты с открытым кодом управляются достаточно небольшими группами разработчиков, вовлечённых в проект на протяжении длительного времени. Так происходит с Apache, Linux, JBoss и другими. То же самое справедливо и для MySQL, но в нашем случае бóльшая часть разработчиков являются сотрудниками MySQL. Эта группа принимает ключевые решения. При этом мы очень внимательно прислушиваемся ко всему сообществу, потому что если сообщество не будет удовлетворено, то появятся альтернативные версии продукта, или же пользователи перейдут на другие базы данных.
Не сдерживает ли сообщество инновации? Одно дело — отлаживать существующий продукт, совсем другое — проектировать новый.
Напротив, я думаю, что встроенный в философию открытого кода принцип соучастия — это превосходный инновационный метод. Он не ограничивается программным обеспечением — посмотрите на Википедию. (Или на Хабарахабр :) — прим.перев.). Просто так случилось, что именно разработчики программного обеспечения первыми применили его в современном мире.
Тот простой факт, что всё, созданное вами, открыто для самого пристального изучения всем и каждому, — это сильнейший стимул для создания хорошего продукта с самого начала. Меритократия, принятая в open source — сообществе ведёт к быстрым и при этом лучшим инновациям. Это как эволюция по Дарвину, когда с течением времени возникают лучшие решения.
Посмотрите на лидирующую на рынке СУБД компанию. У них 50 тысяч оплачиваемых сотрудников, которые напряжённо работают, чтобы поддерживать продукт конкурентоспособным. У нас — 50 тысяч скачиваний в день. Это значит, что 50 тысяч человек каждый день начинают возиться с нашим продуктом. У этих людей возникают идеи, предложения, похвалы, жалобы, и хотя не каждый из них шлёт нам ежедневно письма, интересные соображения прокладывают себе дорогу и попадают к нашей команде. Вот почему проект с открытым кодом является более инновационным и движется быстрее, чем закрытый проект.
Кто исправляет большую часть ошибок?
Наша команда. На самом деле вы можете сами посмотреть на статистику. Список ошибок и работающих над ними людей открыт для всеобщего сведения. Ошибки исправляют также и наши коммерческие партнёры, и пользователи. Я хочу надеяться, что когда-нибудь они будут исправлять больше ошибок, чем мы. Дело ещё и в том, что требуется время на изучение организации этого процесса.
Не менее важно, чем исправление ошибок, сообщение о них с указанием достаточных подробностей. Поскольку наш код открыт, пользователи присылают очень детальные сообщения об ошибках, вплоть до указания места, где ошибка может находиться. Значение этого для нас трудно переоценить. Вот пример очень полезного отчёта об ошибках, присланного пользователем. (Везде наши люди! И приславший отчёт, и пытающаяся воспроизвести ошибку сотрудница MySQL — русские. — Прим.перев.)
Если MySQL прекратит своё существование, как организация, продолжится ли жизнь MySQL, как продукта?
Программы существуют гораздо дольше породивших их компаний. В прошлом пользователи должны были в таких случаях требовать предоставления исходного кода, но теперь, при наличии открытого кода, пользователи не привязаны к поставщику или платформе.
Исходный код MySQL лицензирован по GPL, так что любой может создать альтернативную версию или подхватить у нас факел. Альтернативные версии появляются очень-очень редко, но это хороший способ контроля над поставщиком. Если вдруг MySQL начнёт развивать продукт в неправильном направлении и он перестанет быть конкурентоспособным, сообщество примет управление на себя.
Что случится, если потерпит крах закрытая компания? Я думаю, что со стороны пользователей оказывается всё большее давление на производителей, побуждающее последних переходить на открытый код. Взгляните на Solaris. Поэтому я полагаю, что все СУБД в конечном счёте будут переведены на открытый код.
Что не даёт вам спать ночью?
Я опасаюсь, что мы попадёмся в ловушку собственного успеха и забудем о необходимости постоянно меняться. В нашей компании настолько сильная и специфическая культура, что иногда, даже не осознав как следует проблему, мы просто говорим «это не наш путь», и таким образом упускаем открывающиеся новые возможности.
Меня беспокоят патенты на программное обеспечение. Это большая ошибка со стороны общества — считать, что патенты окажутся столь же благоприятны для программного обеспечения, как для обычных товаров. Патенты на программы душат инновации, и когда-нибудь мы можем ввязаться из-за этого в очень неприятный конфликт.
Но меня не волнуют нынешние гориллы рынка СУБД, если вы имели в виду это. Они предпринимают самые разные действия: нулевые цены, покупка open source — компаний, ещё большая привязка к себе пользователей, но всё это не работает. Я верю, что с течением времени на любом рынке торжествует рациональность.
Кроме того, я не сплю по ночам, поскольку должен проводить телеконференции между Европой и Азией!
Tags:
Hubs:
+24
Comments 5
Comments Comments 5

Articles