Pull to refresh
0
Advapay
Готовые IT-решения для финансовой сферы

Почему выгодно создавать платежный бизнес в Европе

Reading time 5 min
Views 4.5K
image

По словам Максима Иванченко, Генерального директора Canopus IT, основателя проекта Advapay существует как минимум 4 основных причины, по которым имеет смысл создавать платежный бизнес в Европе.

1. Более совершенное законодательство;
2. Емкость рынка;
3. Существенно лучший инвестиционный климат;
4. «Глобализация». Поставим последнюю причину в кавычки, так как используемый термин в данном случае немного условный и требует разъяснения.

Теперь немного подробнее остановимся на каждой из причин.

Законодательство


Еще в 2009 году в ЕС заработала так называемая 64-я директива Европейского союза, регулирующая деятельность платежных операторов. До этого, в разных европейских странах существовали локальные законы, регулирующие деятельность подобного рода компаний. В частности, в Великобритании, существовал закон, регулирующий деятельность MSB.

Федеральный закон «О Национальной платежной системе» (161-ФЗ) был принят в июне 2011 года. Я лично встречал дословный перевод 64-й директивы на сайте ЦБ РФ практически сразу после ее принятия, т.е., где-то в году 2008 (принят закон был в 2007). Т.е. совершенно очевидно, что специалисты нашего ЦБ внимательно изучали данный законодательный акт.

Однако, если сравнить эти два законодательных акта – российский и европейский – становится абсолютно очевидно, что европейский закон и российский закон, с точки зрения возможностей, предоставляемых лицензированным платежным компаниям, просто несопоставимы!

У нас как говорится, урезали и ограничили все, что только возможно.

В конце прошлого года я встречался с одним уважаемым мною человеком, который имеет самое непосредственное отношение к разработке и принятию 161 ФЗ. На мой прямой вопрос, почему просто не взяли 64-ю директиву и не сделали на ее основе похожий закон для России, я получил такой же прямой ответ: хотели, но не позволило банковское лобби.

Справедливости ради, надо сказать о том, что и в ЕС в этом смысле не все так благостно. Банки весьма настороженно относятся к новы, зачастую более гибким и технологичным игрокам рынка платежных услуг. Правда регулятор не идет у банковского лобби на поводу. До конца 2018 года вступит в силу по всему Евросоюзу новая версия Платежной директивы – PSD-2, в которой будут существенно расширены возможности платежных компаний и отрегулированы их взаимоотношения с банками на юридическом уровне.

Емкость рынка платежных услуг


Второй названный мною фактор – емкость рынка платежных услуг. Несомненно, емкость европейского рынка не сопоставима не только с емкостью рынка РФ, но и других стран бывшего постсоветского пространства совокупно. И дело не только в населении. Размер экономики России, если не ошибаюсь, составляет около 7% от размера экономики объединенной Европы. А если принять во внимание уровень проникновения банковских и платежных технологий, уровень, если хотите, финансовой грамотности населения, то думаю это сравнение тоже будет явно не в пользу России и стран СНГ.

Вы мне может, конечно, возразить, что надо учитывать и более высокий уровень конкуренции. Да, с этим фактором трудно спорить. Но мне кажется, что в данном случае не стоит боятся конкуренции. Надо быть на пике современных технологий, привлекать лучших специалистов, консультантов, менеджеров. И создавать конкурентоспособный платежный бизнес, который будет востребован по всему миру.

Инвестиционный климат


По поводу инвестиционного климата думаю не стоит давать слишком подробные комментарии. Об этом и так сейчас достаточно много говорят и пишут. К сожалению, то что мы видим в нашей экономике и в частности, в банковско-финансовой сфере, думаю мало кого радует.

Разговоры о более низких, чем в Европе налогах, так же не выдерживают критики на мой взгляд. Дело ведь не в размере налогов, а в их структуре. Когда вы не можете отнести на себестоимость многие вещи, то не спасает даже плоская шкала со ставкой подоходного налога в 13%.

Массовый «отстрел» банков, так же не вселяет оптимизма.

Создание собственного платежного бизнеса в ЕС могло бы стать хорошей альтернативой или, как минимум, дополнительной возможностью для этих людей.

«Глобализация»


Наконец последний фактор, названный мною «глобализация». Попытаюсь объяснить, что я подразумеваю под этим термином в разрезе нашей с Вами темы разговора. Российский бизнес стремится все более интегрироваться в мировую экономику. Российские бенефициары покупают и регистрируют зарубежные компании, в том числе – в Европе. В ряде случаев, использование лицензированных платежных компаний для обслуживания трансграничных финансовых транзакций, представляется весьма эффективным. И мы имеем определенный опыт построения такого рода решений.

Еще один момент связан с тем, что во многих европейских странах существует достаточно многочисленная русскоговорящая диаспора, в том числе люди имеющие по-прежнему российское гражданство. Довольно много русских живет в Чехии, Германии, Великобритании и других европейских странах. А это значит, что этим людям можно предлагать платежные сервисы, ориентированные на трансграничные переводы Европа-Россия и в обратном направлении.

image

Приведу один достаточно интересный на мой взгляд пример, иллюстрирующий как такая система может работать. Правда, он связан не с Европой, а Арабскими Эмиратами. Примерно год назад к нам обратился предприниматель из Новосибирска, который уже несколько лет живет в Дубае вместе с семьей. Оказалось, что в ОАЕ достаточно большая русская диаспора. Часть людей живут там только часть времени. Люди покупают там недвижимость или арендуют жилье. В любом случае, для них возникает постоянно две проблемы: оплата коммунальных платежей в то время, когда они физически находятся за пределами Арабских Эмиратов и получение арендой платы от арендаторов, когда они сдают приобретенную недвижимость. Мы предложили достаточно простое решение: создать платежный сервис на базе лицензированной платежной компании, клиентами которой были бы с одной стороны физические лица, владельцы недвижимости и арендаторы, а с другой — юридические лица: управляющие и обслуживающие компании сферы ЖКХ. Подобное решение могло бы быть актуально для любой страны, где существует большой процент покупки недвижимости иностранными инвесторами: Испании, Болгарии, Кипра и др.

Преимущества платежного бизнеса в Европе для Российских клиентов


Для российских клиентов построение платежного бизнеса в Европе дает целый ряд преимуществ. Во-первых, это новый рынок, существенно более емкий, чем внутренний рынок России и стан СНГ. Во-вторых, это рынок с более четкими правилами игры и более совершенной законодательной базой.

Создание платежного бизнеса в Европе дает нашим клиентам в руки инструмент, позволяющий решать ряд новых задач, которые невозможно решить, используя только лишь российские компании, банки или РНКО. Или, по крайней мере, инструмент, позволяющий делать это более эффективно. Наконец есть ряд «нишевых» применений данных решений для различных отраслей платежных услуг, например, трансграничные переводы или оплата услуг в других странах.

Наш проект Advapay регулярно проводит деловые и образовательные мероприятия в сфере платежного бизнеса. Опыт проведения предыдущих конференций привёл нас к мысли поменять формат мероприятия.

28 и 29 октября в Эстонии мы проведем международный семинар RUNNING PAYMENT PROCESSING BUSINESS IN EUROPE 2016.

Мероприятие пройдет в формате клубного семинара и рассчитано на небольшое количество делегатов – около 50 человек. Особенностью такого формата является наличие панельных дискуссий в конце каждого блока выступлений. Таким образом, каждый участник сможет принять живое участие в обсуждении докладов спикеров, напрямую задать свои вопросы экспертам, обменяться мнениями с другими участниками.

Такой формат гарантирует максимальную вовлеченность каждого участника в процесс обсуждения, дает возможность выслушать разные точки зрения, обменяться контактами и просто провести время в приятной неформальной обстановке.

Основная аудитория мероприятия — это первые лица и топ-менеджеры российских и зарубежных компаний, представители банковского бизнеса и провайдеров платежных услуг (PSP).

Помимо деловой части, гостей ждет развлекательная программа и возможность продолжить общение в кулуарах.

В течение двух дней гости семинара будут проживать в спа-клубе Vihula Manor Country Club & Spa, расположенном посреди национального парка Лахемаа в 4 км от Балтийского моря и в часе езды от Таллина. Клуб расположен в роскошной усадьбе 16-го века, где можно не только провести деловое мероприятие, но и прекрасно отдохнуть.
Tags:
Hubs:
+8
Comments 6
Comments Comments 6

Articles

Information

Website
advapay.eu
Registered
Founded
Employees
51–100 employees
Location
Россия