28 сентября 2016 в 16:30

Алексей Игошин (HomeApp) меняет правила игры на российском рынке недвижимости с помощью информационных технологий

Алексей Игошин смог решить не только собственный квартирный вопрос, но и начал помогать другим. Он основал интернет-сервис, работающий в интересах арендаторов и покупателей жилья. Этим, по его мнению, HomeApp принципиально отличается от других сервисов и офлайн-агентств недвижимости.

При разработке проекта Алексей ориентировался на прогрессивный опыт зарубежных коллег как в техническом плане, так и в вопросах выбора бизнес-модели.

За год команда разработала фронтенд, а также смогла реализовать непростые алгоритмы обработки больших массивов данных, в том числе алгоритмы искусственного интеллекта. Основатель проекта считает, что команда взяла хороший темп и «делает все правильно».


Мне рассказали, что вы – выпускники американского ВУЗа, которые вернулись в Россию с этим проектом. Вы начали делать HomeApp еще будучи на Западе? Или эта идея пришла к вам после того, как вы оказались в России и увидели какие-то проблемы в области недвижимости?

Идея появилась еще в Америке. Мы с Никитой (это сооснователь компании) учились в бизнес-школе BerkeleyHaas в Калифорнии. Там есть программа обмена, которая позволяет провести полгода в Колумбийском университете. Соответственно, мне нужно было переехать в Нью-Йорк и найти себе там квартиру на полгода. Я понял, что Нью-Йорк – это та же Москва с точки зрения поведения риэлторов и риэлторских услуг.


Никита Жилин — сооснователь компании HomeApp

Объекты мне показывала риэлтор, которая сразу стала «впаривать» какие-то безумные квартиры в районе Гарлема по неадекватным ценам. В итоге я нашел квартиру сам, потратив сумасшедшее количество времени и немало денег на гостиницу, но бегал сам и сам все организовывал.

В Москве я сталкивался ровно с тем же самым: часто риэлторы предлагают тебе непонятно что, просят за это много денег, нередко готовы обмануть. Да и рынок в целом нельзя назвать цивилизованным. Так, в бизнес-школу я улетал первым, а жена должна была поехать на два месяца позже. Мы достаточно быстро приняли решение уезжать, и сообщили об этом хозяину съемной квартиры. Собственник отреагировал неадекватно, выселял ее, нарушая все договоренности: жена звонила и плакала, удивлялась, как такое вообще возможно…

А как вы пришли к выводу, что эта проблема имеет решение, что именно вы можете ее решить?

На год раньше меня MBA Колумбийского университета закончил человек, который основал компанию Compass.
Сейчас оценка этой компании — ~$1 миллиард. В ней работает более 800 брокеров. Сервис запущен в 2013 году.
Я видел, как они стартовали и выходили на рынок Нью-Йорка, а сейчас бизнес оценивается в $1 миллиард. Мне очень понравилась их идея «развернуть» рынок недвижимости в сторону покупателя/арендатора, создать качественный сервис за счет технологий. Я увидел, как ребята разбили город на районы, и в каждом районе Нью-Йорка у них были свои эксперты, либо люди, которых они за счет данных сделали экспертами.

Мне эта проблематика близка еще и потому, что я всю жизнь занимался разными технологиями, в том числе data science. Я понял, что это была та идея, которую я хотел бы воплотить в жизнь. Мне также понравилась мысль о том, что за счет технологий можно изменить «грязноватый» рынок недвижимости Москвы, чтобы работать риэлторами стали другие люди.

Основная идея HomeApp – замена «плохих» людей хорошими данными?

Не совсем. Первое, что мы хотим сделать, – развернуть этот рынок лицом к человеку, который ищет квартиру, сделать идеальный customer-сервис. Сейчас есть много технологических продуктов для риэлторов, для собственников жилья, но нет сервисов, которые могут облегчить жизнь потенциальному арендатору или покупателю квартиры.

Вторая задача – резко повысить эффективность работы брокеров за счет технологии анализа данных. Ведь по сути любой агент недвижимости – информационный брокер: он знает лучшие предложения, знает спрос. Он не продает кирпичи, он владеет информацией.

В мире стало появляться все больше компаний, которые стремятся сделать брокеров в разы эффективнее. В Америке есть компания Redfin, которая каждый год закрывает в четыре-пять раз больше сделок (на одного брокера в среднем), чем их конкуренты.
Оборот Redfin составляет $50+ миллионов. В компании более 200 брокеров.
Хорошо. Давайте поговорим о вашем продукте. Вы запустили веб-сервис в Москве. И пока вы работаете только в одном городе?

Да, начать решили именно с Москвы.

Как эта ситуация выглядит сейчас? Есть какие-то люди, называющие себя риэлторами, которые хотят взять с меня 100% месячной стоимости аренды и водят меня по тем квартирам, которые они хотят сдать максимально быстро. Мои интересы здесь учитываются в последнюю очередь.

Я тоже живу в Москве и снимаю квартиру. Мне абсолютно понятны все возможные проблемы с этим связанные.

Итак, вы пришли на московский рынок, собрали какое-то первичное количество данных. Что изменилось в результате для человека, который ищет себе квартиру? Стало быстрее и проще? Только быстрее? Только проще? Дешевле? В какой степени? На какие метрики удовлетворенности потребителя вы ориентируетесь? На что вы ориентируете ваших инвесторов?


Метрик достаточно много. Мы, например, считаем NPS (Net Promoter Score) по тем людям, которые заключили с нами договор и которым мы помогли найти квартиру. NPS показывает, насколько люди готовы нас рекомендовать. Всех наших клиентов мы спрашиваем, насколько понравился сервис, просим оценить сервис от 0 до 10. Наш показатель на данный момент — 9 из 10.
Измерение индекса потребительской лояльности (NPS) включает в себя несколько шагов:

1. Потребителям предлагается ответить на вопрос «Какова вероятность того, что Вы порекомендуете компанию/товар/бренд своим друзьям/знакомым/коллегам?» по 10-балльной шкале, где 0 соответствует ответу «Ни в коем случае не буду рекомендовать», а 10 — «Обязательно порекомендую».
2. На основе полученных оценок все потребители разделяются на 3 группы: 9-10 баллов — сторонники (promoters) товара/бренда, 7-8 баллов — нейтральные потребители, 0-6 баллов — критики (detractors).
3. Непосредственно расчёт индекса NPS. NPS = доля сторонников — доля критиков.
Еще одна метрика – количество просмотров квартир, которое человек набирает до заключения договора с нами. В среднем по рынку ее значение составляет 4-5. У нас этот показатель находится в районе 2,5. Мы экономим человеку время. Клиенту сложно что-то понять по фотографиям, поэтому наша задача убрать из сферы поиска заведомо неподходящие ему квартиры.



Искусственный интеллект помогает вам в отсечении фальшивых или недостоверных объявлений? Это ваше ноу-хау, ваше основное конкурентное преимущество или это просто технология, позволяющая людям, работающим с клиентами, эффективнее выполнять свою деятельность?

С точки зрения данных, наша ценность не в том, что мы используем какие-то мегасложные алгоритмы или нейронные сети. Мы постоянно отстраиваем процессы и собираем данные. Например, как происходит исключение дублирующихся объявлений из списка: обрабатывают информацию не только алгоритмы, но и люди. Ведь мы находимся не в Нью-Йорке, где есть открытые публичные проверенные данные обо всех объектах недвижимости.

Нам остается только создавать эту базу самим. После каждого показа квартиры эксперт заносит данные о ней в нашу систему. Так мы постепенно узнаем, что риэлтор собственника постоянно опаздывает. Если появляется агент-мошенник, его телефон тоже остается в базе, и далее объявления с его контактами блокируются. Мы выстраиваем все процессы по кирпичикам, чтобы качество данных становилось все выше и выше.

Мы разбили Москву на одинаковые микрорайоны с точки зрения качества домов, удаленности от метро. Поэтому теперь мы на уровне данных понимаем, насколько квартира дороже или дешевле, чем в среднем по району. На этом основании можно сделать выводы о том, насколько быстро она «уйдет».

Но повторюсь, алгоритмы не выполняют 100% работы. Хотя бы 10% нужно отдать людям. И даже после этого иногда возникают ошибки. Например, нельзя сказать, то у нас вообще нет дублей. Они есть, но их ничтожно мало.

Как давно вы работаете на московском рынке? Грубо говоря, какова дата релиза вашего продукта?

Все то, о чем я рассказываю, нельзя построить за один день. Первую версию сайта мы сделали год назад. Мобильное приложение выпустили в сентябре.

Как вы начали этот проект? С инвесторскими деньгами? Со своими деньгами? Без денег?

Сначала, когда я еще учился в бизнес-школе, – без денег. Затем мы вложили свои средства. Ну а после этого мы привлекли около $500 000 инвестиций в seed раунде.

Ну и пока вы не пытаетесь активно привлекать средства на рынке?

Пока мы только начинаем общаться с фондами по этому поводу.

Вы уже вышли в плюс? Или в ноль? Как выглядит ваш бизнес сегодня, если бы вы рассказывали об этом аудитору, например? Сколько у вас клиентов? Какой оборот? Как вы оцениваете свою позицию на рынке Москвы?

Самые важные метрики сейчас – это NPS, как я уже говорил, скорость роста и количество сделок на одного эксперта по району.

И как меняется значение этой метрики во времени?

Быстро растет. Нам было важно разработать качественное приложение. Например, мы создали мессенджер, который позволяет более оперативно обслуживать наших клиентов. У брокера есть возможность параллельно вести большое количество людей.

Мы очень быстро научились отсматривать все варианты и подбирать квартиры для конкретного человека. Так, мы делаем своим экспертам «тепловую карту» квартир, которые клиент уже смотрел, чтобы не рекомендовать ему то, что он уже видел.

Рынок аренды и продажи квартир очень динамичный: хорошая квартира в Москве уходит за несколько часов. Поэтому оперативность для нас критична. В сентябре количество сделок на брокера составит 3-4. И это хороший результат.

Брокеры являются штатными сотрудниками вашей компании? Или это люди, которые и так занимаются недвижимостью, но дополнительно сотрудничают с вами?

Да, это наши штатные сотрудники, которые принципиально отличаются от обычных агентов. Это люди с высшим образованием, опытом, они хотят развиваться, учиться новому, анализировать то, что происходит на рынке. Первые сотрудники, которые к нам приходили на работу, были выпускниками МГУ, как ни странно. Так получилось, что почти половина наших экспертов сейчас – студенты либо выпускники московского университета.

То есть, это люди, которые не были в прошлом связаны с рынком аренды или недвижимости?

Не всегда, но у нас совсем другой принцип работы. Мы работаем в интересах клиентов, которые ищут квартиры. Обычные риэлторы работают в интересах собственников жилья. К тому же, наши услуги и стоят намного дешевле.

Что вы думаете по поводу ЦИАНа как лидера этого рынка? Что вы думаете по поводу стартапов, которые играют на одном поле с вами?

ЦИАН — очень хорошая компания, которая очень быстро совершенствуется. Мы с ними не совсем конкуренты, у нас нет цели обойти ЦИАН.

Безусловно, я смотрю на стартапы, которые появляются на российском рынке недвижимости. Но они все разные.

Есть, например, The Locals. У них другая миссия – они помогают людям найти квартиру без посредников. Мы же хотим создать посредника, который действительно нужен людям.

Понятно. У вас есть видение того, кем вы хотите стать...

Много у вас сотрудников в компании? С точки зрения юридической организации. Насколько активно вы расширяетесь, растете?

У нас сейчас работает 35 человек.



Отдел разработки находится тоже в Москве? У вас много разработчиков? И вообще, насколько трудозатратна разработка такого продукта?

У нас непростой технический продукт, крайне сложный frontend. Backend с точки зрения данных, аналитики разрабатывать так же непросто. К тому же многие вещи мы реализовываем первыми в России.

У нас ведь не один продукт, их много. За год мы хорошо продвинулись: создали веб-сайт, мобильное приложение, отстроили всю эту «махину», которая анализирует и отсеивает данные. Я не говорю, что мы пришли к какому-то космическому результату, но та скорость, с которой мы движемся, показывает, что мы делаем все правильно.
Григорий Гринштейн @semen_grinshtein
карма
25,0
рейтинг 65,8
Редактор
Самое читаемое Управление

Комментарии (21)

  • +1
    Сейчас полно вариантов за 25 тысяч, но вы намеренно ограничили нижней планкой 35 тысяч, зачем?
    В чём же отличие от риэлторов, если такая же комиссия в 35 тысяч?
    • +1
      На данный момент, при поиске квартиры арендатор в большинстве случаев платит комиссию риэлтору, причем часто просто за контакты собственника. Наша же цель — создать действительно нужного посредника. Мы ищем и подбираем квартиру, следим за всеми новыми вариантами на рынке и очень быстро уведомляем наших клиентов о действительно хороших вариантах, общаемся с агентами и собственниками, проверяем все документы, составляем оберегающий арендатора договор. По сути, экономим человеку огромное количество времени и нервов (часто поиск квартиры отнимает у людей по 1-2 часа времени ежедневно, и это на протяжении нескольких месяцев). Подобные услуги обычно оказывают элитные агентства недвижимости, которые за них берут существенно больше 35 тыс. Насколько человеку нужна эта услуга—его личный выбор.

      На тему планки: мы пока сфокусировались на сегменте квартир от 40 тыс рублей, так как именно в здесь наша услуга сейчас наиболее востребована. При снижении цены квартиры наша комиссия, действительно, уже приближается к 100% месячной аренды или превышает ее, и как следствие становится менее интересна.

      Для другого сегмента мы планируем вывести на рынок немного другой продукт в ближайшие время. Здесь мы видим большой спрос на квартиры “без посредников”, именно в этом направление сейчас активно работаем.
  • +12
    Хороший рекламный буллшит. Расскажите, чем ваш бизнес отличается, например, от авито?
    • +3
      Достаточно заметить сочетание «ИТ-технологии», чтобы детектор зашкалил.
    • 0
      Родственник — депутат?
    • +1
      У них есть кот.
      • 0
        Да, у нас действительно есть кот;) Причем довольно симпатичный, всем нравится;) И мы каждый день работаем над тем, чтобы сделать его не просто лучше, но и полезнее нашим клиентам. Вообще, чатботы, на мой взгляд, очень интересный и гибкий инструмент, если есть собственный мессенджер.
    • +1
      Авито (Домофонд), как и ЦИАН — доски объявлений, источник информации. На них люди находят телефоны риелтора или собственника и дальше делают все сами. Наша цель в другом — не просто помочь найти лучший вариант максимально быстро и с минимум затрат по времени, но и договориться с собственником, сделать все необходимые проверки и помочь человеку въехать в квартиру. В то время, как на Авито и других площадках объявлений, люди делают это сами. У нас нет цели их заменить. Наша цель—сэкономить людям время и нервы при поиске квартиры, защитить их будущие интересы проверив собственника, составив адекватный “белый” договор, который защищает интересы арендатора. Если немного перефразировать — мы делаем все, чтобы для нашего клиента рынок недвижимости Москвы стал абсолютно прозрачным, понятным и безопасным, а “та самая квартира” нашлась “сама”. Один наш клиент как то сказал, что поиск квартиры в Москве до нас был для него “второй работой” на многие недели поиска. Так вот — мы для людей делаем так, чтобы это не было второй работой, и не было вообще работой.
      И еще… Интересно то, что многие считают, что поиск квартиры на досках объявлений--абсолютно бесплатный. На самом деле большинство объявлений на площадках размещают агенты собственников, которым в результате арендатор и платит комиссию — прямо или косвенно.
  • +4
    Я б на вашем месте рекламному агентству, которые в заголовок поставило слова «меняет правила игры», денег бы не платил.
  • +4

    А это нормально, что редакторы постят откровенно проплаченные посты?

  • 0
    А где ответы на эти вопросы:
    Что изменилось в результате для человека, который ищет себе квартиру? Стало быстрее и проще? Только быстрее? Только проще? Дешевле? В какой степени?

    Чем этот сервис лучше существующих? Статья читется как: «Мы молодцы, мы лучшие,…, мы обрабатываем много данных ...»
    • 0
      Наша цель — развернуть рынок лицом к людям, которые ищут квартиру. Сделать его очень простым, понятным, безопасным. Сделать так, чтобы поиск квартиры перестал быть проблемой, которая отнимает кучу сил, времени и нервов.

      Я сам, всегда, когда искал квартиру раньше самостоятельно, две или три недели безвылазно сидел на досках объявлений, жалел о том, что не купил отдельную симкарту для обзвона циана, и выпадал из жизни на все это время. Ходил на просмотры квартиры, которые сильно отличались от фото, и пытался понять насколько собственник — собственник и зачем вообще нужен договор.

      Теперь все просто — Вам в чатике помогает эксперт по району, который отговорит о ненужных вариантов, не нужно звонить самому и каждый раз рассказывать, что есть собака и уговаривать риелторов, что собака — это ок, рассказывать чем ты занимаешься, и потом самому вести расписание просмотров, созваниваться с риелторами, чтобы перенести встречу (а потом отпрашиваться с работы для этого), постоянно мониторить доски объявлений и группы в FB и VK, чтобы оказаться первым на той квартире, которая нужна. На переговорах с собственником больше не надо доказывать, что ты — это ты, и получить профессиональную юридическую помощь, и быть уверенным в том что договор имеет юридическую силу и в случае чего ты не останешься один-на-один с неадекватным собственником. Мне кажется, это очень здорово.

      Резюме: Исходя из наших цифр, мы значительно быстрее, экономим очень много времени и сопоставимы по цене vs самостоятельный поиск. А еще, в разы дешевле аналогичной услуги от элитных агенств недвижимости, которые раньше были доступны только очень ограниченной прослойке людей. На мой взгляд, в Москве появился новый способ найти квартиру — очень простой и максимально удобный. Судя по нашей скорости роста, людям это нужно.

  • 0
    del
  • +5
    — Ну а после этого мы привлекли около $500 000 инвестиций в seed раунде.
    — У нас сейчас работает 35 человек.


    Вам осталось жить 6 месяцев, ну или до следующего «инвестора»
    • +1
      Вы читаете мои мысли :-)
  • +1
    35 человек должны принести прибыль по 1 миллиону чтобы вы вышли в ноль, учитывая кредит в 35 миллионов, по 3 заказа на человека в месяц по 35 тысяч. Итого где-то за год проходят те самые 35 миллона оборота, при доходности в 10 процентов, после выплаты зарплат, аренды и налогов, вам надо 10 лет, что бы вернуть уже взятые деньги и тут нет никаких расходов на развите. Вы реально ищете ещё в долг? «начинаем общаться с фондами по этому поводу»
    Думаю что ваш бизнес максимум обеспечит доходом в виде зарплат вас самих, в ближайшей перспективе, а денег инвесторы не увидят ещё очень долго.
  • +1
    На техническом сайте гольная реклама, без объяснений как это работает изнутри.
    -«Нейронные сети?»
    — «нет, наши менеджеры заносят в бд»…

    Ну елки палки…
    • 0
      А что бы Вы хотители бы узнать?

      Мы принципиально стараемся использовать максимально простые и понятные механизмы обработки данных, чтобы иметь возможность бэк-тестинга. Мы выстраиваем конвейер из простых операций по обработке данных, где иногда используются очень сложные математические алгоритмы, а где то принимают участие люди. Но конвейер сам по себе уже очень сложный и в нем очень много этапов, который приводят к результату.

      Я, вообще, не верю, что при текущем качестве публичных данных в России можно создать исключительно IT-шный сервис, который решит все проблемы рынка. Наша ценность в том, что мы можем не только постоянно и очень быстро интегрировать публичный данные, но и создавать собственные, потому что мы отвечаем за свои данные — мы сами ходим по квартирам, сами видим и понимаем город.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      Приходите к нам в гости — в живую будет интереснее. Адрес — Нижняя Сыромятническая 10, к8 офис 200.
  • –1
    Сделайте мне развидеть. Где на фильтре отбора вариантов у супер удобного сайта кнопка ОК? Эх, а ведь была попытка приобщится к супер технологиям. «Ури, где у него кнопка»?
    ЗЫ. А дизайнерам ничего не известно о контрастных цветах? Или светло голубые буквы на голубом фоне — для удобства ломания глаз?

Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.