Опорный алгоритм в Excel по В. Ф. Шаталову

Педагог-новатор Виктор Федорович Шаталов в 70-х годах прошлого века разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом [1].


Опорным алгоритмом в Excel будем называть набор изображений и алгоритмов (формул), особым образом расположенных на Excel-листе, который помогает активизировать мышление обучающихся.



Приведу пример использования опорного алгоритм в Excel, например, при изучении алгоритма Диффи-Хелмана на занятии по криптографии.


Следуя методике Шаталова последовательность действий такова:


Первый этап. Образно-эмоциональное объяснение учителем материала. Также можно использовать просмотр видео-урока из Академии Хана по основам криптографии:



Второй этап. Сжатое изложение учебного материала с помощью Excel-алгоритма.


image

Рис. Опорный Excel-алгоритм Диффи-Хелмана


Расшифровка алгоритма:


Имеются два простых числа 13 и 7, которые знают Элис и Боб (и открыт для Ив).
Элис и Боб придумывают два числа — 3 и 10 соответственно.
Далее начинается обмен:
Элис отправляет 5 -> =ОСТАТ(F17^C6;F16)
Боб вычисляет общий ключ 12 -> =ОСТАТ(E5^H6;F16)
Боб отправляет 4 -> =ОСТАТ(F17^H6;F16)
Боб вычисляет общий ключ 12 -> =ОСТАТ(F7^C6;F16)
В итоге они имеют общий ключ 12, который не знает Ив.

Далее… закрепление материала, решение задач, использование программы CrypTool, обмен по сети между обучающимися зашифрованными сообщениями.


Подобные Excel-алгоритмы можно встретить в сети, например, Цезаря, Вижинера, Энигму, однако названия этой методике в педагогике не нашел.


Ссылки:


» https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаталов,_Виктор_Фёдорович
» https://ru.wikipedia.org/wiki/Протокол_Диффи_—_Хеллмана
Поделиться публикацией
Похожие публикации
AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

Подробнее
Реклама
Комментарии 5
  • +10
    Что это было?
    • +1
      Опорный конспект же. Правда, к нему ещё и лекция должна прилагаться для понимания…
    • +3
      Боюсь, после такой шоковой активации мышление обучающихся убежит в ужасе.
      • +1
        Я захожу на Хабр минусовать авторов или читать код. И что-то я не вижу здесь кода…
        • 0
          Есть же алгоритм, правда, походу там ошибка — два раза боб вычисляет общий ключ. А сама картинка без пояснения дешифровке не поддаётся — она настолько же банальна, насколько бесполезна. Ну и если это всё для новичков, тогда вопрос — почему остаток от возведения в степень это не мусор, а что-то даёт, я тоже могу шакой махать показывая как всё просто.

          Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.