Как преподнести учащимся курсовой/дипломный проект или строим «башню» со второго этажа

    Перед преподавателем стоит задача не только «начитать материал», но и заинтересовать учащихся. Личная заинтересованность, как правило, лучший двигатель и допинг, которые позволяют погрузиться в предмет, читать статьи и книги, а не только Википедию по диагонали, проходить дополнительные курсы и сдавать квалификационные экзамены.

    Как «зажечь» интерес? Как подобрать материал и преподнести его, помочь увидеть перспективность исследуемой темы и востребованность знаний? Курсовой/дипломный проект, на мой взгляд, сложнее в плане поддержания заинтересованности, по сравнению с освоением курса лекций, т.к. требует усилий. Выбирая тему студент, часто в силу разных причин, ориентируется на минимизацию усилий, воспринимая курсовую/диплом как «что-то ненужное/для галочки/неизбежное зло», а не на повышение своего уровня реальных знаний.

    Противоречия


    Преподаватель зажат, как минимум, между:

    • оставаться в рамках учебной программы;
    • знания и подготовка учащегося и преподавателя (да, именно обоих) должны быть достаточными;
    • ограничение времени.

    При этом список «хотелок» очень длинный: и чтобы было интересно+модно+современно, и темы не повторялись слишком часто, и практическая применимость результатов в народном хозяйстве и т.д.

    Всё это учесть практически невозможно, приходится идти на некоторые уловки и компромиссы.

    Подготовка или от ограничений к бантикам


    Ограничения существуют объективно, поэтому отталкиваться необходимо от них. Учитывая уровень подготовки учащихся (которые могут сильно колебаться в зависимости от специальности, курса, конкретной группы), учебную программу и сроки подготовки/сдачи, выбираем основную учебную задачу (схема и примеры далее). Это будущий второй этаж «башни».

    Не логично начинать строить что-то со второго этажа, но это позволит сохранить наглядность изложения.

    Достраиваем «башню» вниз. Когда важный этап выбора основной задачи выполнен, не сложно подобрать простые [под]задачи, которые составят первый этаж. Фундаментом, как можно догадаться, являются уже имеющиеся у студента знания.

    Достраиваем «башню» вверх. Ключевой момент, после выбора задачи, построить [наглядную и не сильно притянутую за уши] проекцию учебной задачи на некую бизнес-функцию. Переход должен быть органичным и понятным и для аудитории и для самого преподавателя. Здесь помогут, прежде всего, практический опыт применения знаний в работе и кругозор. Под это отдадим весь третий этаж «башни». Четвертый этаж можно назвать научно-популярным, здесь будет обобщение отдельной бизнес-функции до крупной бизнес-задачи, где необходимо показать развитие и масштабирование, переход от частного решения к чему-то большому. Пятый этаж ещё более популярный и описательный, его особенность — привязка построенной на предыдущем этапе бизнес-задачи к реальным событиям/компаниям, которые [скорее всего] используют схожие бизнес-задачи. Функция этого уровня — якорь, «приземляющий» бизнес-задачу, демонстрирующий её реальную востребованность и, что не менее важно, успешность.

    Отмечу, что верхняя часть «башни» — четвертый и пятый этажи — удобно использовать как вводную сразу для серии задач за счет проекций.

    Получаем «башню»:
    5 Подборка актуальных компаний, которые [скорее всего] используют схожие бизнес-задачи
    4 Обобщение отдельной бизнес-функции до крупной бизнес-задачи
    3 Проекция на бизнес-функцию
    2 Основная учебная задача
    1 Набор простых задач
    0 фундамент [предполагаемые] знания учащегося

    Презентация или от бизнес-горизонта к математике


    Презентация тем курсовых/дипломных проектов идет по «башне» сверху вниз. Для краткости сразу смотрим на таблицу:
    5 Бизнес-задача с примерами востребованности на рынке
    4 Декомпозиция бизнес-задачи, она разбивается на отдельные простые бизнес-функции, как правило доступные одному специалисту/разработчику
    3 Формализация [с необходимым упрощением] бизнес-функции как переход к учебному/изучаемому материалу
    2 Получение формализованной задачи (и ограничений для неё)
    1 Декомпозиция задачи в набор простых [под]задач

    Внимание аудитории концентрируется на первом и пятом этажах «башни». Поэтому необходимо подчеркнуть, что изюминка в решении формализованной задачи, которое превращает набор простых задачи в комплекс и пробуждает синергетический эффект. Это, фактически, обратный прыжок с первого этажа «башни» на второй.

    В рамках презентации желательно добиться эффекта, чтобы учебная задача воспринималась как линза, преломляющая уже имеющиеся знания, направленные простыми задачами, в бизнес-приложения. Построить такую линзу — вот что такое предлагаемый проект!

    Примеры


    В примерах несколько презентаций, очень кратко, т.к. их цель, прежде всего, наглядная демонстрация метода. Не сложно сделать обратный переход и восстановить порядок построение презентации с постановки основной задачи (второго этажа).

    администрирование - BGP Anycast
    5 На рынке востребована услуга защиты/мониторинга/очистки DNS-трафика. Примером этому [не сочтите за рекламу] могут быть такие известные сервисы как Яндекс.DNS, SkyDNS, Rejector.ru
    4 Мониторинг необходимо осуществлять «на лету», используя различные системы фильтрации — пользовательские списки, собственные списки и классификации, выявлять аномальную активность (dns-tunneling, перебор имен в поисках C&C-серверов).
    3 Для обеспечения отказоустойчивости системы и высокой скорости работы, необходимо сделать систему распределенной, но так, чтобы скрыть детали реализации от пользователей
    2 BGP Anycast


    оптимизация - DNS
    5 На рынке востребована услуга защиты/мониторинга/очистки DNS-трафика. Примером этому [не сочтите за рекламу] могут быть такие известные сервисы как Яндекс.DNS, SkyDNS, Rejector.ru
    4 Мониторинг необходимо осуществлять «на лету», используя различные системы фильтрации — пользовательские списки, собственные списки и классификации, выявлять аномальную активность (dns-tunneling, перебор имен в поисках C&C-серверов).
    3 Составить всеобъемлющие black/white списки невозможно, необходимы эвристические методы. Например, комбинация нескольких простых методов, при том что каждый из них по отдельности не дает надежного ответа.
    2 Для характеристик доменов (дата создания, владелец, схожесть с доменом из белых списков и т.д.) необходимо ввести метрики/признаки и весовые коэффициенты, которые влияют на интегральную оценку домена. Весовые коэффициенты надо выбрать чтобы… а это уже оптимизационная задача


    программирование - антивирусы
    5 Вопросы антивирусной защиты не теряют актуальности, борьба щита и меча не прекращается ни на час. Примером этому [не сочтите за рекламу] могут быть такие известные компании как DrWeb, Kaspersy и т.д. их вирлабы работают в круглосуточном режиме.
    4 В вирлабы ежедневно поступают сотни тысяч образцов, значительную часть из которых составляют скрипты. Для ручного анализа всех образцов заведомо не хватит ресурсов, необходима автоматизация.
    3 Обфускация один из самых распространенных методов. Хорошо бы ещё до анализа разделить поток поступающих скриптов на некоторые группы/классы, чтобы [попытаться] распространить вывод о вредоносности одного файла из группы на всю группу.
    2 Абстрактное синтаксическое дерево. Построение и сравнение.


    Вместо заключения


    Конструктивные предложения и критика приветствуются. Попробуйте построить такую «башню» по вашей курсовой/диплому, могла бы такая презентация вас лучше мотивировать?

    UPD


    Продолжение Как «башня» превращается в «пирамиду» — на примере темы анализа и фильтрации DNS
    Поделиться публикацией
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 38
    • +6
      Это так правильно и мило. Было бы это ещё и правдой.
      Рассказывает преподаватель, собрала девочка манипулятор — руку. Описала графиками и табличками её полезность, обозначила где применять, цель и для кого. Но главное собрала, запрограммировала и всё работает. Еле выпросила тройку на дипломе.
      Другая с моего потока, на cms натянула дизайн созданного в редакторе, модулями статейник и форум. Заполнила текстом. Оценка отлично. Таких примеров очень много, просто привел со своего потока АСУ.
      Вывод. В дипломе главное оформить его по правилам, нравиться и быть понятным для преподавателей и побольше подписей от всяких заводов и организаций. Это плохо, но уж как есть…
      • +2
        Не надо жаловаться, все в ваших руках — сделайте процесс обучения лучше — станьте преподом! Хотя бы по совместительству.
        Если вам нравится то чему учитесь или чем занимаетесь — помогите другим! А если не нравится, то всегда кто-то будет виноват.
        • 0
          Кулибиных, к превеликому сожалению, у нас никогда не почитали.
          • 0
            У автора то «рассказывает преподаватель», то «другая с моего потока», всё в кучу и вырвано из контекста.
            • 0
              но мысль то мы все равно поняли
              • 0
                Похоже каждый понял по-своему.
                • 0
                  … ну да, у каждого же свои тараканы
              • 0
                то «рассказывает преподаватель», то «другая с моего потока»

                Просто путаница получилась. Преподаватель с кафедры АСУ рассказал мне случай про манипулятор, чтобы я не работал над сложными в понимании темами диплома. Это его дипломница с манипулятором. И с cms, отчасти, этот преподаватель принимал.
                сделайте процесс обучения лучше — станьте преподом!

                Нет я был репетитором одной девушки, я её научил, но мне крайне не понравилось. Дело не в качестве учебного процесса, дело в том, что в теории студент должен по Вашему плану диплом писать, а на практике, мои советы будут совсем не лишними. Это плохо, но как сделать лучше я не знаю.
            • +1
              Эта ситуация ещё и от учебного заведения может сильно зависеть. В некоторых не настолько суровые правила оформления, например, если текст диплома остаётся только в организации, где он защищался ибо NDA/гриф/другое…
              А вывод, в принципе, верен. Не умея оформить результат исследований (даже отрицательный, это ведь тоже результат) невозможно получить положительный эффект (хорошую оценку, или финансирование на дальнейшие исследования). А оформление это и есть правильное оформление и понятное представление результатов.
              • 0

                Тут главное не перебарщивать и требовать понятность, аккуратность а не мелочно придираться.
                (а ещё нужно показывать студентам и аспирантам инструменты для автоматизации оформления; готовые оттестированные на практике шаблоны примеры и образцы для типовых задач иметь и давать им (хотя бы шаблоны документов с настроенными стилями должны иметься); можно даже на основании типичных вопросов завести свой FAQ и вики).

              • +1
                А преподаватель рассказал, почему же такой умнице поставили тройку? Не по правилам оформила дипломный проект или пришла на защиту в шортах?
                С вашим выводом согласен, тут и от комиссии очень много зависит, и от умения защищаться, некоторые преподаватели могут специально валить учащегося, чтобы свои выступающие, которых они курируют, лучше смотрелись на фоне заваленных.

                Помню, как на моей защите заместитель декана, раскритиковав проект, который я делал для вуза, в конце добавила, что само разработанное ПО я не приложил (хотя это не так). А вот председатель комиссии сказал, что ему проект понравился, и я если вот сейчас программу отдам, то оценят на отлично…
                За 10 часов до начала защиты, когда я уже лежал в постели и собирался засыпать, мне пришла в голову мысль, что не лишним было бы скинуть все материалы по проекту на флешку и положить в карман пиджака, что я, к счастью, сразу же и осуществил, чтобы спалось спокойнее.
                • 0
                  А преподаватель рассказал, почему же такой умнице поставили тройку?

                  Потому, что АСУ должен планировать и диаграммы рисовать. А реализация — это удел конструкторов, идите на кафедру кибернетики и там защищайтесь. Многие дипломы АСУ практической реализации не имеют и нигде реально не используются. Вот поголовно все сайты и БД для предприятий разрабатывают.
                  И вот цели и задачи манипулятора, собранного на столе были обычными. То ли дело сайт, там перспективы развития и возможности миллионной аудитории. Теоретически.
                  • –1
                    Тупой формализм! А препад — козёл!

                    PS Слышал историю про препада, который девушкам принципиально выше тройки не ставил.
                    • –1
                      Idot не «препод», а комиссия. Мой посыл не оценка качества обучения и не обсуждение формализма при оценке диплома. Скорее, я отмечаю, что советы в статье хорошие, но мало влияющие на сдачу.
              • –2
                заинтересовать учащихся

                ой, не смешите.

                • +2
                  Стоя за кафедрой, я вижу функции и задачи преподавателя именно так.
                  • 0

                    Возможно, Вы один из тех преподавателей, которые следует этому правилу. Но основному большинству, к сожалению, наплевать. Они прочитали курс и на этом их задача окончена.

                    • +1
                      Как студенты относятся к преподавателю, так и преподаватель к студентам )
                      Всё взаимно.
                    • +2
                      Развлекать, заинтересовывать, etc — это работа артиста, аниматора, клоуна и т. п.

                      Увы, общество потребления превратило преподавателя из компетентного представителя отрасли в менеджера по продаже образовательного контента.

                      -Учебник же читать не интересно, давайте говорящую голову наймем:
                      -Нет, не этого мужика в очках и свитере (д ф-м.н, профессор), нам нужна миловидная девушка.
                      -Нет, не эта без косметики и со сложным лицом (к ф-м.н, училась у профессора выше), ее неинтересно слушать.
                      -Во, пусть читает нам матан эта в купальнике (образование среднее, размер груди 3), ништяк же будет!

                      Преподаватель — это главным образом, пример той культурной среды, в которой окажется выпускник. В профессиональной среде массово интересных вещей — чем глубже, тем меньше.

                      Взгляните недавнюю фрустрацию одного из наших коллег по цеху — совершенная пустышка, информационный мусор, натянутый на инфоповод (про день программиста) привлекла больше внимания, чем статья о занудном программировании занудного компьютера весом около тонны — и это совершенно закономерно и правильно.

                      Авторский пассаж о том что и у студента и у руководителя (да, у обоих) должно быть достаточно знаний для выполнения работы — это профессиональное самоунижение.

                      У хорошего преподавателя дипломник берет тему, которую не знает и изучает в процессе.
                      У отличного преподавателя тему поднимают оба, изначально зная о ней только общие слова.

                      Подача только интересного материала да, заинтересует массы, они даже поржут. Но. Те единичные экземпляры, которым нужны глубокие знания, скажут, что преподаватель — никуда не годный. А это как раз те люди, которые могли бы пополнить отрасль.

                      Итого, основная задача — привлечение в отрасль способных людей — преподавателем не решена.

                      Зато всем весело.
                      • 0
                        Развлекать, заинтересовывать, etc — это работа артиста, аниматора, клоуна и т. п.

                        Был у нас профессор, так на его лекции было просто интересно ходить, хотя курс он читал отнюдь не развлекательный и интересный, а сухой и чисто теоретический.
                        Материал необходимо уметь преподносить, заинтересовывая слушателя
                        • +1
                          Слушатель дал подписку о том, что он заинтересован в этом материале. Когда заявление подавал на данную специальность.

                          Либо он своим поступлением отнял место по конкурсу у кого-то, кто более заинтересован, либо он обкрадывает своих родителей, кормильцев, спонсора, быть может, даже себя, на круглую сумму ежегодно.

                          Очень жаль, это мало кто осознает.
                          • –2
                            Когда заявление подавал на данную специальность

                            Т.е. когда я подавал заявление я дал подписку о том что заинтересован в изучении материалов по:
                            • истории
                            • философии
                            • политологии
                            • и др.

                            ???
                            Ну ни разу я не был в них заинтересован. Технические дисциплины да, но эти нет.
                            Хотя на некоторых предметах было и интересно достаточно преподнесены знания для студентов.
                            • +1
                              Да. Вы заинтересованы в получении ВЫСШЕГО (напоминаю) профессионального образования. Это значит, в первую очередь, всесторонне развитую личность, которая в состоянии и в политологии разобраться, и роутер поднять, и об Эпикуре вспомнить в уместной обстановке.

                              Хотите изучать только технические дисциплины — для вас открыты двери ПТУ. Ничего лишнего, только станки и мастерские.
                              • 0
                                для вас открыты двери ПТУ

                                у вас какое то слишком поверхностное знание того какие дисциплины изучаются в ПТУ, если вы думаете что там только технические дисциплины присутствуют.

                                Вы заинтересованы в получении ВЫСШЕГО (напоминаю) профессионального образования

                                Да образование получает ВЫСШЕЕ, но в большинстве своем далеко не профессиональное образование.
                                Я бы смело бы увеличил соотношение технических/гуманитарных в пропорции 90/10. Кому надо больше гуманитарных пусть идут в гуманитарные вузы
                                • +1
                                  Слушатель дал подписку о том, что он заинтересован в этом материале. Когда заявление подавал на данную специальность.

                                  Всё также не очень гладко. То есть в теории так оно и есть — студент поступил на специальность, заранее известны предметы, которые он будет изучать. Не хотите учить философию на уровне зачёта, обучаясь по специальности программиста — не ходите в этот ВУЗ. Но на практике студет идёт в ВУЗ прежде всего чтобы получить диплом. Диплом как бумажка лично студенту задаром не нужен, но его требуют некоторые работодатели при трудоустройстве. При этом имеется ужасный факт, диплом кибернетика никак не характеризует человека как специалиста по созданию и программированию роботов. То есть если студент сам, вопреки общей программы обучения изучал как программировать и создавать роботов — то толк со специалиста будет. Иначе нет.
                                  Решение данной проблемы очевидно, но невозможно. Надо как-то убедить работодателей, что выпускники ВУЗа — это учёные в НИИ. А все остальные специальности должны обучаться в ПТУ. От менеджеров до инженеров.
                                  Но сделать это невозможно, да и ПТУ могут не потянуть вот так сразу. По этой причине курсы девушки в лифчике дают больше практических знаний, чем седой профессор с верой в альтруизм и прочие няшки. Это плохо, но как сделать лучше я не знаю.
                                  • 0
                                    Диплом подразумевает наличие теоретической базы. Что плюс, потому что вспомнить то что подзабыл — легче и быстрее, чем учить с нуля.
                        • +1
                          Вы очень больную тему затронули. С одной стороны вы правы. Но с другой нет, т.к. мир меняется, а вы пытаетесь удержаться в той, прежней картине мира. Прежняя картина мира хороша. Но мир постоянно меняется, такова суть эволюции, свойство живых систем. И, печально, что не все изменения к лучшему. Приходится подстраиваться.
                          Увы, общество потребления превратило преподавателя из компетентного представителя отрасли в менеджера по продаже образовательного контента.… Развлекать, заинтересовывать, etc — это работа артиста, аниматора, клоуна и т. п.
                          Лет пятнадцать назад переживал по этому поводу. Долго и серьезно переживал. Вылечился глядя на действительно прокаченных лекторов. Есть золотая середина между развлечением и образованием. Для TED это скорее развлечение, а лекторы старой школы МФТИ — образование. Так в МФТИ и студенты, и лекторы отборные.

                          Подача только интересного материала да, заинтересует массы, они даже поржут.
                          Смех, как и любая другая эмоция, хороший закрепитель для долгой памяти.

                          Ваши измышления опираются на «авторитет преподавателя», который должен быть. Но как можно уважать преподавателя в обществе потребления, который на заработанные копейки даже одеться толком не может? C'est La Vie. За каждым энтузиастом скрывается спонсор.

                          Другая причина потери авторитета еще более банальна — Интернет, легкая доступность информации. Зачем читать книгу, слушать этого «препода», когда в сети всё есть. Жаль только поздно студент осознает, что в сети ОЧЕНЬ МНОГО ВСЕГО и на поиски требуется море времени и было бы полезнее просто «построить индексы» в своей голове, внимательно слушая преподавателя и делая домашки.
                          • –2
                            Жаль только поздно студент осознает, что в сети ОЧЕНЬ МНОГО ВСЕГО и на поиски требуется море времени и было бы полезнее просто «построить индексы» в своей голове, внимательно слушая преподавателя и делая домашки

                            Дать знания где эти самые индексы, также должна быть одной из задач хорошего преподавателя
                            • +1
                              Хмм… Это в школе все так просто. Вот вам задачка:
                              Подскажите мне ссылку на индекс по курсу «Технологии программирования»?
                              И как этот индекс повлияет на навыки студентов при самостоятельном ознакомлении?
                              • 0
                                Когда я учился ссылок, кроме написанных мелом на доске, не было никаких.
                                Их давал преподаватель, при этом он данный материал отфильтровывал для нас.
                                И всегда указывал что является основополагающим, а что можно факультативно, для общей ерундиции, так сказать, изучить.
                          • 0
                            Еще интересный факт:
                            Любое позвоночное (в том числе человек или собака) вырабатывает устойчивый рефлекс через 12..15 повторений. Но если собака понимает зачем ей это, обучение происходит за пару повторов. Всё что вы называете «клоунадой» направлено как раз на включение в сознание слушателей цели курса.
                            • 0
                              Устраняем манипулирование фактами срочно. Я это «клоунадой» не называл. Ваша интерпретация моих слов пусть в дальнейшем остается при вас.

                              Сообщить о целях курса нужно в трех местах — вводная лекция, актуализация перед каждым занятием и заключение после занятия. Это те три места, где допускается бодрая развлекаловка. Но вот тащить это в сам процесс, пихать котиков на слайд с уравнением Навье-Стокса, — извините, мы не в цирке.

                              С одной стороны вы правы. Но с другой нет,
                              — это трюизм. Очевидно, что в такой дискуссии нет и не может быть правильного ответа. Употребление вами трюизмов вместе с манипулированием фактами существенно ухудшило мое отношение к вам, как к собеседнику.

                              Но как можно уважать преподавателя в обществе потребления, который на заработанные копейки даже одеться толком не может?

                              Костюм Hugo Boss, вымазанный мелом, практически не отличается от изделия Биробиджанской швейной фабрики. Кроме знака валюты на ценнике. Поверьте, у доктора физмат наук есть Hugo Boss, и не один. А также у него есть здравый смысл (скорее, жена), который ему натурально запретит такие варианты эксплуатации гардероба.
                              • 0
                                Зачем же мелом? Гёринг носил белый костюм Hugo Boss с золотыми пуговицами.
                                • 0
                                  И тут он оказывается в аудитории с доской для маркеров. Нет в одежде совершенства.
                        • +1
                          Добавлю своих копеек.

                          А смысл вообще работать в таком случае? За смешное бабло (кандидат наук примерно 200 рублей в час)? Смотреть на унылые макушки уткнувшихся в свои ойфоны?

                          Если преподаватель сам не может втолковать студентам — нахрена надо его слушать, значит что-то пошло не так. Пора озадачиться сначала втолкованием «в куда можно применить полученные знания» и огласить ценник на рынке труда таких навыков.

                          Но опять же, приходят обычно 2 категории:
                          1. Предмет реально интересен и полезен студенту
                          2. Студент пришел отсидеть потому что родители заставили, так принято, от армии прячется, пойдёт работать в организованную преступность кредитным менеджером в какой-нить банк и ему ничего не надо.

                          Между категориями народ периодически мигрирует. Сильно зависит от всего, влоть до настроения за час до занятия.
                          Но если уж хоть как-то получилось, даже если первой категории 20% на выходе, это уже мотивация продолжать.
                        • +2
                          Спасибо, мне статья понравилась.
                          В частности, статья позволяет констатировать тот факт, что существуют преподаватели, небезразличные к студентам и учебному процессу.
                          • 0
                            преподаватели, небезразличные к студентам и учебному процессу

                            таковые всегда были, есть и будут, на их плечах все и держится
                          • 0
                            С позиции студента выскажу мысль, что все-таки очень многое зависит именно от мотивированности и стремления самого студента.

                            Нет такого преподавателя, предмет которого необходимо действительно ЗНАТЬ, что бы получить вожделенный зачет/тройку на экзамене. Говорю лично про свои университеты, окончил колледж при одном ВУЗов Казахстана (преподаватели поголовно ВУЗовские), сейчас обучаюсь в российском ВУЗе + рассказы знакомых студентов. Обе специальности — технические, электромеханик среднее профессиональное, сейчас — выпускник-радиотехник.

                            Т.е. если ты хочешь просто отсиживать — ты будешь просто отсиживать пары, не получая абсолютно никаких знаний, потом раш-тайм на сессии, за 2-3 дня какое-то понимание общих мыслей о сдаваемом предмете, зубрежка и, чудо, заветная 3, а в большинстве случаев 4-5 — твои.

                            При всем при этом преподаватели — довольно квалифицированные люди, это к.т.н., д.т.н и т.д. НО есть одно. В большинстве случаев это люди либо уже довольно возрастные (которым «надоело преподавать») либо наоборот — молодые ребята, не имеющие опыта преподавания (не говоря уже о попытках заинтересовать студентов) и не имеющие серьезной мотивации стараться сделать что-то сверх плана лекции и решения задачек на практике.

                            На весь университет есть несколько преподавателей, действительно любящих свое дело, считающих своей целью научить и рассказать. Именно они закладывают те знания в наши головы, на основе которых строится понимание остальных предметов, как не парадоксально.

                            О них говорят, их вспоминают даже после окончания университета, к ним приходят советоваться с интересными вопросами, возникающими на работе. Их любят и ценят, не смотря на то, что в свое время они требовали, валили, заставляли, заинтересовывали. Но их очень, очень мало. Слишком мало.

                            Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.