Pull to refresh

Обзор базовых возможностей ES6

Reading time 9 min
Views 118K
Original author: Adrian Mejia

JavaScript сильно изменился за последние годы. Вот 12 новых возможностей, которые можно начать использовать уже сегодня!


История


Новые добавления в язык называются ECMAScript 6. Или ES6 или ES2015+.


С момента появления в 1995, JavaScript развивался медленно. Новые возможности добавлялись каждые несколько лет. ECMAScript появился в 1997, его целью было направить развитие JavaScript в нужное русло. Выходили новые версии – ES3, ES5, ES6 и так далее.



Как видите, между версиями ES3, ES5 и ES6 есть пропуски длиной в 10 и 6 лет. Новая модель – делать маленькие изменения каждый год. Вместо того, чтобы накопить огромное количество изменений и выпустить их все за раз, как это было с ES6.


Browsers Support


Все современные браузеры и среды исполнения уже поддерживают ES6!



Chrome, MS Edge, Firefox, Safari, Node и многие другие системы имеют встроенную поддержку большинства возможностей JavaScript ES6. Так что, все из этого пособия можно использовать прямо сейчас.


Поехали!


Главные возможности ES6


Все сниппеты можно вставлять в консоль браузера и запускать.


Block scope variables


В ES6 мы перешли от var к let/const.


Что не так с var?


Проблема var в том, что переменная "протекает" в другие блоки кода, такие как циклы for или блоки условий if:


ES5
var x = 'outer';
function test(inner) {
  if (inner) {
    var x = 'inner'; // scope whole function
    return x;
  }
  return x; // gets redefined on line 4
}

test(false); // undefined 
test(true); // inner

В строке test(false) можно ожидать возврат outer, но нет, мы получаем undefined. Почему?


Потому что даже не смотря на то, что блок if не выполняется, на 4й строке происходит переопределение var x как undefined.


ES6 спешит на помощь:


ES6
let x = 'outer';
function test(inner) {
  if (inner) {
    let x = 'inner';
    return x;
  }
  return x; // gets result from line 1 as expected
}

test(false); // outer
test(true); // inner

Изменив var на let мы откорректировали поведение. Если блок if не вызывается, то переменная x не переопределяется.


IIFE (immediately invoked function expression)


Давайте сначала рассмотрим пример:


ES5
{
  var private = 1;
}

console.log(private); // 1

Как видите, private протекает наружу. Нужно использовать IIFE (immediately-invoked function expression):


ES5
(function(){
  var private2 = 1;
})();

console.log(private2); // Uncaught ReferenceError

Если взглянуть на jQuery/lodash или любые другие проекты с открытым исходным кодом, то можно заметить, что там IIFE используется для содержания глобальной среды в чистоте. А глобальные штуки определяются со специальными символами вроде _$ или jQuery.


В ES6 не нужно использовать IIFE, достаточно использовать блоки и let:


ES6
{
  let private3 = 1;
}

console.log(private3); // Uncaught ReferenceError

Const


Можно также использовать const если переменная не должна изменяться.


Итог:


  • забудьте var, используйте let и const.
  • Используйте const для всех референсов; не используйте var.
  • Если референсы нужно переопределять, используйте let вместо const.

Template Literals


Не нужно больше делать вложенную конкатенацию, можно использовать шаблоны. Посмотрите:


ES5
var first = 'Adrian';
var last = 'Mejia';
console.log('Your name is ' + first + ' ' + last + '.');

С помощью бэктика () и интерполяции строк ${}` можно сделать так:


ES6
const first = 'Adrian';
const last = 'Mejia';
console.log(`Your name is ${first} ${last}.`);

Multi-line strings


Не нужно больше конкатенировать строки с + \n:


ES5
var template = '<li *ngFor="let todo of todos" [ngClass]="{completed: todo.isDone}" >\n' +
'  <div class="view">\n' +
'    <input class="toggle" type="checkbox" [checked]="todo.isDone">\n' +
'    <label></label>\n' +
'    <button class="destroy"></button>\n' +
'  </div>\n' +
'  <input class="edit" value="">\n' +
'</li>';
console.log(template);

В ES6 можно снова использовать бэктики:


ES6
const template = `<li *ngFor="let todo of todos" [ngClass]="{completed: todo.isDone}" >
  <div class="view">
    <input class="toggle" type="checkbox" [checked]="todo.isDone">
    <label></label>
    <button class="destroy"></button>
  </div>
  <input class="edit" value="">
</li>`;
console.log(template);

Оба блока кода генерируют одинаковый результат


Destructuring Assignment


ES6 destructing – полезная и лаконичная штука. Посмотрите на примеры:


Получение элемента из массива


ES5
var array = [1, 2, 3, 4];

var first = array[0];
var third = array[2];

console.log(first, third); // 1 3

То же самое:


ES6
const array = [1, 2, 3, 4];

const [first, ,third] = array;

console.log(first, third); // 1 3

Обмен значениями


ES5
var a = 1;
var b = 2;

var tmp = a;
a = b;
b = tmp;

console.log(a, b); // 2 1

То же самое:


ES6
let a = 1;
let b = 2;

[a, b] = [b, a];

console.log(a, b); // 2 1

Деструктуризация нескольких возвращаемых значений


ES5
function margin() {
  var left=1, right=2, top=3, bottom=4;
  return { left: left, right: right, top: top, bottom: bottom };
}

var data = margin();
var left = data.left;
var bottom = data.bottom;

console.log(left, bottom); // 1 4

В строке 3 можно вернуть в виде массива:


return [left, right, top, bottom];

но вызывающему коду придется знать о порядке данных.


var left = data[0];
var bottom = data[3];

С ES6 вызывающий выбирает только нужные данные (строка 6):


ES6
function margin() {
  const left=1, right=2, top=3, bottom=4;
  return { left, right, top, bottom };
}

const { left, bottom } = margin();

console.log(left, bottom); // 1 4

Заметка: В строке 3 содержатся другие возможности ES6. Можно сократить { left: left } до  { left }. Смотрите, насколько это лаконичнее по сравнению с версией ES5. Круто же?


Деструктуризация и сопоставление параметров


ES5
var user = {firstName: 'Adrian', lastName: 'Mejia'};

function getFullName(user) {
  var firstName = user.firstName;
  var lastName = user.lastName;

  return firstName + ' ' + lastName;
}

console.log(getFullName(user)); // Adrian Mejia

То же самое (но короче):


ES6
const user = {firstName: 'Adrian', lastName: 'Mejia'};

function getFullName({ firstName, lastName }) {
  return `${firstName} ${lastName}`;
}

console.log(getFullName(user)); // Adrian Mejia

Глубокое сопоставление


ES5
function settings() {
  return { display: { color: 'red' }, keyboard: { layout: 'querty'} };
}

var tmp = settings();
var displayColor = tmp.display.color;
var keyboardLayout = tmp.keyboard.layout;

console.log(displayColor, keyboardLayout); // red querty

То же самое (но короче):


ES6
function settings() {
  return { display: { color: 'red' }, keyboard: { layout: 'querty'} };
}

const { display: { color: displayColor }, keyboard: { layout: keyboardLayout }} = settings();

console.log(displayColor, keyboardLayout); // red querty

Это также называют деструктуризацией объекта (object destructing).


Как видите, деструктуризация может быть очень полезной и может подталкивать к улучшению стиля кодирования.


Советы:


  • Используйте деструктуризацию для получения элементов из массива и для обмена значениями. Не нужно делать временные референсы – сэкономите время.
  • Не используйте деструктуризацию массива для нескольких возвращаемых значений, вместо этого используйте деструктуризацию объекта.

Классы и объекты


В ECMAScript 6 мы перешли от “функций-конструкторов” к “классам” .


Каждый объект в JavaScript имеет прототип, который является другим объектом. Все объекты в JavaScript наследуют методы и свойства от своего прототипа.

В ES5 объектно-ориентированное программирование достигалось с помощью функций-конструкторов. Они создавали объекты следующим образом:


ES5
var Animal = (function () {
  function MyConstructor(name) {
    this.name = name;
  }
  MyConstructor.prototype.speak = function speak() {
    console.log(this.name + ' makes a noise.');
  };
  return MyConstructor;
})();

var animal = new Animal('animal');
animal.speak(); // animal makes a noise.

В ES6 есть новый синтаксический сахар. Можно сделать то же самое с меньшим кодом и с использованием ключевых слов class и construсtor. Также заметьте, как четко определяются методы: construсtor.prototype.speak = function () vs speak():


ES6
class Animal {
  constructor(name) {
    this.name = name;
  }
  speak() {
    console.log(this.name + ' makes a noise.');
  }
}

const animal = new Animal('animal');
animal.speak(); // animal makes a noise.

Оба стиля (ES5/6) дают одинаковый результат.


Советы:


  • Всегда используйте синтаксис class и не изменяйте prototype напрямую. Код будет лаконичнее и его будет легче понять.
  • Избегайте создания пустого конструктора. У классов есть конструктор по умолчанию если не задать собственный.

Наследование


Давайте продолжим предыдущий пример с классом Animal. Допустим, нам нужен новый класс Lion.


В ES5 придется немного поработать с прототипным наследованием.


ES5
var Lion = (function () {
  function MyConstructor(name){
    Animal.call(this, name);
  }

  // prototypal inheritance
  MyConstructor.prototype = Object.create(Animal.prototype);
  MyConstructor.prototype.constructor = Animal;

  MyConstructor.prototype.speak = function speak() {
    Animal.prototype.speak.call(this);
    console.log(this.name + ' roars ');
  };
  return MyConstructor;
})();

var lion = new Lion('Simba');
lion.speak(); // Simba makes a noise.
// Simba roars.

Не будем вдаваться в детали, но заметьте несколько деталей:


  • Строка 3, напрямую вызываем конструкторAnimal с параметрами.
  • Строки 7-8, назначаем прототип Lion прототипом класса Animal.
  • Строка 11, вызываем метод speak из родительского класса Animal.

В ES6 есть новые ключевые слова extends и super.


ES6
class Lion extends Animal {
  speak() {
    super.speak();
    console.log(this.name + ' roars ');
  }
}

const lion = new Lion('Simba');
lion.speak(); // Simba makes a noise.
// Simba roars.

Посмотрите, насколько лучше выглядит код на ES6 по сравнению с ES5. И они делают одно и то же! Win!


Совет:


  • Используйте встроенный способ наследования – extends.

Нативные промисы


Переходим от callback hell к промисам (promises)


ES5
function printAfterTimeout(string, timeout, done){
  setTimeout(function(){
    done(string);
  }, timeout);
}

printAfterTimeout('Hello ', 2e3, function(result){
  console.log(result);

  // nested callback
  printAfterTimeout(result + 'Reader', 2e3, function(result){
    console.log(result);
  });
});

Одна функция принимает callback чтобы запустить его после завершения. Нам нужно запустить ее дважды, одну за другой. Поэтому приходится вызывать printAfterTimeout во второй раз в коллбеке.


Все становится совсем плохо когда нужно добавить третий или четвертый коллбек. Давайте посмотрим, что можно сделать с промисами:


ES6
function printAfterTimeout(string, timeout){
  return new Promise((resolve, reject) => {
    setTimeout(function(){
      resolve(string);
    }, timeout);
  });
}

printAfterTimeout('Hello ', 2e3).then((result) => {
  console.log(result);
  return printAfterTimeout(result + 'Reader', 2e3);

}).then((result) => {
  console.log(result);
});

С помощью then можно обойтись без вложенных функций.


Стрелочные функции


В ES5 обычные определения функций не исчезли, но был добавлен новый формат – стрелочные функции.


В ES5 есть проблемы с this:


ES5
var _this = this; // need to hold a reference

$('.btn').click(function(event){
  _this.sendData(); // reference outer this
});

$('.input').on('change',function(event){
  this.sendData(); // reference outer this
}.bind(this)); // bind to outer this

Нужно использовать временный this чтобы ссылаться на него внутри функции или использовать bind. В ES6 можно просто использовать стрелочную функцию!


ES6
// this will reference the outer one
$('.btn').click((event) =>  this.sendData());

// implicit returns
const ids = [291, 288, 984];
const messages = ids.map(value => `ID is ${value}`);

For…of


От for переходим к forEach а потом к for...of:


ES5
// for
var array = ['a', 'b', 'c', 'd'];
for (var i = 0; i < array.length; i++) {
  var element = array[i];
  console.log(element);
}

// forEach
array.forEach(function (element) {
  console.log(element);
});

ES6 for…of позволяет использовать итераторы


ES6
// for ...of
const array = ['a', 'b', 'c', 'd'];
for (const element of array) {
    console.log(element);
}

Параметры по умолчанию


От проверки параметров переходим к параметрам по умолчанию. Вы делали что-нибудь такое раньше?


ES5
function point(x, y, isFlag){
  x = x || 0;
  y = y || -1;
  isFlag = isFlag || true;
  console.log(x,y, isFlag);
}

point(0, 0) // 0 -1 true 
point(0, 0, false) // 0 -1 true 
point(1) // 1 -1 true
point() // 0 -1 true

Скорее всего да. Это распространенный паттерн проверки наличия значения переменной. Но тут есть некоторые проблемы:


  • Строка 8, передаем 0, 0 получаем 0, -1
  • Строка 9, передаем false, но получаем true.

Если параметр по умолчанию это булева переменная или если задать значение 0, то ничего не получится. Почему? Расскажу после этого примера с ES6 ;)


В ES6 все получается лучше с меньшим количеством кода:


ES6
function point(x = 0, y = -1, isFlag = true){
  console.log(x,y, isFlag);
}

point(0, 0) // 0 0 true
point(0, 0, false) // 0 0 false
point(1) // 1 -1 true
point() // 0 -1 true

Получаем ожидаемый результат. Пример в ES5 не работал. Нужно проверять на undefined так как falsenullundefined и 0 – это все falsy-значения. С числами можно так:


ES5
function point(x, y, isFlag){
  x = x || 0;
  y = typeof(y) === 'undefined' ? -1 : y;
  isFlag = typeof(isFlag) === 'undefined' ? true : isFlag;
  console.log(x,y, isFlag);
}

point(0, 0) // 0 0 true
point(0, 0, false) // 0 0 false
point(1) // 1 -1 true
point() // 0 -1 true

С проверкой на undefined все работает как нужно.


Rest-параметры


От аргументов к rest-параметрам и операции spread.


В ES5 работать с переменным количеством аргументов неудобно.


ES5
function printf(format) {
  var params = [].slice.call(arguments, 1);
  console.log('params: ', params);
  console.log('format: ', format);
}

printf('%s %d %.2f', 'adrian', 321, Math.PI);

С rest  ... все намного проще.


ES6
function printf(format, ...params) {
  console.log('params: ', params);
  console.log('format: ', format);
}

printf('%s %d %.2f', 'adrian', 321, Math.PI);

Операция Spread


Переходим от apply() к spread. Опять же, ... спешит на помощь:


Помните: мы используем apply() чтобы превратить массив в список аргументов. например, Math.max() принимает список параметров, но если у нас есть массив, то можно использовать apply.

ES5
Math.max.apply(Math, [2,100,1,6,43]) // 100

В ES6 используем spread:


ES6
Math.max(...[2,100,1,6,43]) // 100

Мы также перешли от concat к spread'у:


ES5
var array1 = [2,100,1,6,43];
var array2 = ['a', 'b', 'c', 'd'];
var array3 = [false, true, null, undefined];

console.log(array1.concat(array2, array3));

В ES6:


ES6
const array1 = [2,100,1,6,43];
const array2 = ['a', 'b', 'c', 'd'];
const array3 = [false, true, null, undefined];

console.log([...array1, ...array2, ...array3]);

Заключение


JavaScript сильно изменился. Эта статья покрывает только базовые возможности, о которых должен знать каждый разработчик.

Tags:
Hubs:
+31
Comments 41
Comments Comments 41

Articles