Как привести дела в порядок, если закончились силы



Три года назад я испытывал личностный кризис. Тогда произошел ряд событий и стало непонятно, что же главное, чего хочу и что делать дальше. В таком состоянии у человека не остается сил и энергии, чтобы придумать план решения трудностей, применить аварийную технику тайм-менеджмента и сделать шаг в правильном направлении.

Запас энергии ограничен, а в кризис или при профессиональном выгорании этот запас исчерпывается на дела и мысли. При этом, к кризису и выгоранию приводят не желаемые и вредные дела и мысли. Вот что я сделал:

Каждый вечер в течение недели я подробно записывал события дня. В обратном порядке — от вечера к утру, вплоть до мытья рук и ванны. Затем, к каждому событию добавил примечания об эмоциях, которые вызывает. Так, в течение семи дней я прояснил для себя: что люблю больше, а что мешает. Что делаю осознанно, а что на автомате — лишь бы миновать.

Получилось три разновидности дел:

  • Автоматические дела. До смешного: утром я не мог вспомнить, где вчера вечером припарковал машину. Не приятно было осознать себя биомассой.

  • Любимые дела, они наполняют энергией. Такие делаются на одном дыхании и с удовольствием. В то время я развертывал новую систему управления конфигурациями: составил план установки на сервера и клиенты, подготовил дистрибутивы, продумал изменения в конфигурациях, описал этапы внедрения и запускал продукт. Я понял, что счастлив, когда делаю пилотные проекты, приношу пользу процессам на предприятии и коллегам.

  • Вредные дела вызывают грусть и фрустрируют. Их неприятно делать, они кажутся чужими и надолго забирают хорошее настроение. Я осознал, что мне вредит общение с несколькими людьми — общение было вязким и расстраивало на целый день.

Правила


  1. Отбросить не жизненно необходимые дела. Я отбросил дела, которые вызывали негативные эмоции, пресек нежелательное общение с несколькими людьми, от которого надолго расстраивался.

  2. Завершить незаконченные дела и вернуть долги. Я составил перечень дел, которые давно откладывал. Часть из списка доделал. От пары обязательств отказался, так как понял, что дело не профильное — договорился о выходе из проекта, передал дела коллеге.

  3. Не начинать ни одного нового дела, пока отбрасываем ненужные и заканчиваем неоконченные дела. Как только я приступил к завершению дел из моего списка незавершенных, получил сразу несколько предложений об участии в новых проектах. Кто-то предлагал разобраться в конфигурации новой системы, кому-то срочно понадобился новый сайт. Но я помнил правила процесса и отклонил предложения. Уверен, это помогло в итоге сохранить остатки энергии и восстановить силы.

Несмотря на простоту процесса я сделал много открытий для себя, осознал, что именно делает счастливым и помогает двигаться к целям. Избавиться от ненужного стало легче: после прояснения мозг сам себя корректирует, уводит от вредного — мы так устроены.

Кризис пошел на спад, ведь сил стало больше и я тратил их на то, что вновь наполняло энергией. Так появились силы придумать первые шаги плана решения трудностей, применить аварийную технику тайм-менеджмента, об этапах которой расскажу в следующей статье.

Итак, если вы в похожей ситуации, попробуйте


  1. Неделю подробно писать события дня. Добавить к каждому событию примечания об эмоциях, которые испытывали, когда делали.
  2. Определить в событиях три группы: дела на автомате, любимые дела, вредные дела.
  3. В процессе следовать правилам: отбрасывать нежелательные дела, завершить незаконченные, не начинать новые.
Поделиться публикацией
Похожие публикации
AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

Подробнее
Реклама
Комментарии 31
  • +1
    Проверьте здоровье, вдруг у вас астения. Лишним не будет.
    • +3
      Астения — это симптом, позволяющий коммерческим клиникам в борьбе с СХУ зарабатывать экстраденьги, а государственным — футболить больных. Нужно искать причину.
      • 0
        Андрей, три года назад, нужно было с этим как то бороться. У меня получилось и в вводной статье, я описал как именно это сделал. Важно не только ЧТО, а КАК исправить. Ведь мы также поступаем и на работе, верно?
        • 0
          Я имел ввиду физические последствия для организма. Вы можете не знать о своих «подарках» тех срывов.
      • +1
        Отличная статья!
        Сам находился в похожей ситуации.
        Я думаю по 1-му пункту, не всегда получается пресечь нежелательное общение с несколькими людьми, особенно если это коллеги с которыми приходится иметь дело каждый день, в силу тех или иных обстоятельств не зависящих от тебя.
        • +1
          Спасибо за отзыв!
          Всегда можно сделать вред меньшим. Пересмотреть стиль общения, его продолжительность.

          Если станет понятно, что это приносит вред, вы, как минимум, начнете искать выход.
        • +1
          в очередной раз могу только порекомендовать завести хобби, никаким боком не касающееся компьютеров, программ и т.п. Желательно связанное с работой руками, чтобы мозг мог очистить переполненный стек :)
          • 0
            Верно. В статье я описал, что делать, если пока нет сил что-то глобально исправлять или менять кардинально жизненную ткань — ежедневные дела и пункты плана.
            • 0
              Хобби связаное с работой руками да, эт не важно, но осмелюсь порекомендовать еще научится, и ввести в привычку, делать массаж своей половинке. Очень интересная нагрузка на кисти, мышцы плечевого пояса, да и улучшает взаимопонимание, мож и надобность в психотерапевте отпадет. Так сказать физкультура с пользой.
              • 0

                Требует наличия половинки.

            • 0
              Что одному хорошо — другому и не поможет, да и вообще — лучше к профессионалу обратиться. Если внутренняя система «тормозит», от того, что «замусорена» битыми алгоритмами, которые перетянули на себя ресурсы — стоит обратиться к админу.
              Психотерапевт за это тугрики получает, он с этим работать учился — вот пусть и работает. Ведь обычный юзверь так наклацать может, что придется ОСь переустанавливать, А оно нам надо?
              • 0
                Интересная аллегория!
                Полностью согласен, что дело любит специалиста. Вместе с тем, не стоит ожидать от психолога волшебную таблетку. Нести ответственность за проблему и ее решение придется самому в любом случае. Специалист поможет разобрать нюансы и подобрать технику. По сути задача хорошей помощи — в трудную минуту подставить плечо. Но и также вовремя убрать его, чтобы научить стоять самостоятельно.
              • 0
                Знакомо.
                Мне вот старшие товарищи тоже говорили: у любого программиста должно быть хотя бы одно любимое занятие вообще не связанное с компьютерами (и т.д). Нужно хобби. Для себя примерно знаю, куда копать, но пока не добрался :)

                А так, похоже и у меня кризис: не понимаю, чего хочу, чего мне вообще надо, зачем мне это, куда двигаться дальше. На работе, которой отдал 4+ года, похоже, достиг некоторого потолка и это начинает давить. В то же время, до сих пор не понимаю, нравится ли мне, то что я делаю или нет. Очень много насущных вопросов и очень мало ответов.
                • 0
                  Разделяю с вами необходимость хобби! У меня всегда было хобби, но своей ошибкой считаю то, что оно тоже связано с Ай-ти. Получается, в моем случае, хобби просто было продолжением работы.
                  Сейчас я срастил бывшее хобби и и работу, так как не хочу отказываться от него и завел новые любимые занятия, совсем не связанных с техникой. Чувствую, что это питает мои силы насыщеннее.

                  Чтобы понять что нравится, а что нет, рекомендую подробнее изучить процесс, на который я тогда опирался.
                  А секрет его прохождения — сделать это легко, не напрягаясь. Уж слишком много у нас лишнего, которое и так давит, правда же?
                • 0
                  Вот третий совет нигде ещё не слышал. Спасибо.
                  Я так понял надо прийти к точке 0. Когда ты занят минимом дел, без которых нельзя обойтись. А затем только нагружать себя по новой.
                  • 0
                    Точно. Пока проводил такую инвентаризацию дел, именно это помогло не загрузиться лишним еще больше. Энергия всегда конечна и нельзя ее просто исчерпать. Нужно наполнятся и там, что будет питать.
                  • +2
                    У меня такоу чувство что на хабре эту статью воспримут с радостью, потому что работники интеллектуального труда — народ мнительный, и каждый спад натроения воспринимают как кризис личности.
                    • +1
                      Работники интеллектуального труда вместе с тем имеют опыт применения системного подхода в решении задач: понять задачу, составить план решения и сделать. Именно этими инструментами мы с вами и обмениваемся на Хабре, верно?

                      А спады настроения полезно анализировать и классифицировать, что бы к этому кризису не привело частыми повторениями этих спадов. Как в ИТ-практиках: повторяющийся инцидент — это уже проблема и методологии решения уже с применением других процессов.
                      • 0
                        Всё верно сказали. Желательно еще одтавать себе отчёт в том что спады — это неотъемлимая часть жизни. Не всё зависит от нас. Как вы правильно описали, дневник и примнение GTD методологий — отличный способ справиться со спадом. Можно, кстати, в этот список добавить полноценный отдых и физическую активность. Тоже здорово помогают.
                    • 0
                      0. Почаще проветривать. на хабре была хорошая статья по этому делу :)
                      • 0
                        В п.3 можно застрять навсегда
                        • 0
                          Этот пункт на время применения этого процесса.
                          • 0
                            Ну так с 3м пунктом и весь процесс затянется навсегда
                            • 0
                              Какая именно часть этого пункта затянет процесс на всегда? Поясните, пожалуйста.
                        • 0
                          Попробуйте одну неделю пожить жизнью предков- вставать с восходом в 4-6 утра, выходить на улицу -как бы обслуживая скотину, делать то же в обед и вечером. с заходом солнца не врубать свет, а топать в кровать. Мозг помнит еще эту комбинацию как «все нормально». За неделю силы появляются. Я в деревне осенью так 5 дней провел, утром на заре час ходу в лес и обратно, при этом весь остальной день у компа. Когда в город вернулся, как будто гири с ног сняли. Но хватило заряда в городе тоже дней на 10 )) Потом опять в час ночи спать и по новой…
                          • 0
                            Идея переключения внимания — кайфовая. Но такое переключение сильно влияет на ткань наших дел. К тому же, может оказаться, что как раз принесет отрицательный эффект, так как придется именно заставлять себя это делать. Это опять отток сил, поэтому и исчерпывается уже через десять дней, по вашему описанию.

                            Если же именно это и приносит энергию, то такой режим, может с некоторыми адаптациями, лучше встроить на постоянной основе. Тогда он будет питать силами постоянно.
                          • +1
                            Самое главное — не напрягаться.

                            Если вы начинаете чрезмерно напрягаться — что-то идет не так и стоит пересмотреть свои ела и планы до того, как все вышло из под контроля…

                            Я для этого, несколько лет назад, начал составлять годовой план — как основа для всего остального. И в конце каждого месяца планирую основные задачи на следующий + подбиваю итоги текущего…
                            • 0
                              Точно подмечено, Дмитрий!
                              Все самое важное для нас — дается легко и без напрягов. На то оно и родное дело, свое.

                              Чтобы не фрагментировать восприятие личного результата, я стал использовать принцип «Одно большое дело в год». Этот принцип пять лет назад сформулировал Стас Кулеш:
                              Суть его заключалась в том, что на каждый год планируется одно большое дело, а остальные помечаются тэгом «было бы неплохо». Опыт показывает, что невзирая на болтания, апатии, страдания, трудности и прочие составляющие человеческого бытия, на одно дело целеустремлённости хватает.
                            • 0
                              Друзья, в тему поста могу посоветовать замечательную книгу, которую для себя открыл:
                              «Эссенциализм» Грег МакКеон. Там как раз все про это.
                              • 0
                                Дмитрий, спасибо за совет!
                                Можно попросить пару тезисов из книги? Какую главную мысль почерпнули для себя после прочтения? О какой сущности речь именно у МакКеона?
                              • 0
                                Алексей, спасибо за наблюдения. Помните же наверняка фразу «Гениальность — это 99% труда и 1% таланта»? На мой взгляд, у жизни человека, хотя процесс этот невероятно сложный и содержит много субъективного, есть своя метрик: степень концентрации на воплощении своей мечты. Скажу больше: великие люди (чьи биографии и достижения вошли в историю) не обладали сверхспособностями, выносливостью, или высоким IQ (если только речь не об ученых). Их главная способность — это стремление к воплощению мечты («Мотивация — это мечта в рабочей одежде» Франклин), говоря простыми словами: люди горели мечтой, и шли к ее воплощению вопреки трудностям (в том числе хронофагам).

                                Позволю себе добавить свои 5 копеек. Продолжая мысль первого абзаца: мало понять свою мечту (переходящую в цель), нужен стабильный ритм ее достижения. А вот с ритмами интересно получается, опишу маленький фрагмент своих исследований. Без базового ритма никак, для продуктивной деятельности нужна какая-то основа, и для большинства людей этой основой является социальный ритм (учеба/работа).
                                Парадокс: эти активности съедают и структурируют наше время одновременно (извиняюсь за тавтологию). Вообще, в теме есть много нюансов, в частности:
                                1. Как у людей проходят выходные (когда социальный ритм «выключен»)? Тратим ли мы высвободившееся время на интересные проекты, саморазвитие, или структурированность времени резко падает (блуждание по торговым центрам, телевизор и пр.)?
                                2. Продолжение п1: если сократить рабочий день всем людям, или вовсе дать им минимальный обязательный доход (о котором все чаще говорят в связи с автоматизацией труда): люди действительно займутся творчеством и произойдет рассвет культуры и науки? Или… (вспомните свои выходные еще раз).

                                Есть иллюзия, что работа (и дорога до нее) — главная причина того, что нам не хватает времени сделать крутые вещи. Недавно (меньше месяца назад) я уволился с престижной высокооплачиваемой работы ведущим программистом в Москве, отклонив множество просто фантастических предложений из разных мест (релокации, огромные зарплаты и пр.). Они подумали, что я сошел с ума! Вместе с женой и маленьким ребенком мы просто уехали в джунгли Таиланда.
                                Сейчас я здесь, с одной стороны дома — пальмы и горы, с другой — берег океана. Я слышу прибой, у меня нет постоянной работы, и все календарное время — мое. Нет нужды ехать час на метро до офиса, проводить там (вне зависимости от загруженности и активности) целый день. Я свободен (на какое-то время небольших сбережений достаточно). Но это только календарное время. Реальное, живое, эффективное время, как ни парадоксально — уменьшилось. В Москве я просто сидел полночи, когда все спят, в тишине и одиночестве. Здесь природа и климат иные, в полночь уже сносит в сон, утром приходится вставать, а днем эффективность не такая высокая (ребенок, жара, бытовые вопросы и пр. — в общем реальные сложности с концентрацией). Возможно, нужен период адаптации, за который я должен полностью перестроить архитектуру своего времени — потом напишу, что из этого получилось. Но в принципе, интуитивно, я делаю примерно те же самые шаги:
                                1. Составил план исследований темы времени (ради чего и сделан этот жизненный поворот).
                                2. У моего ThinkPad T420 есть очень полезная кнопка выключения всех сетевых подключений. Помогает)
                                3. Но все равно пока не смог выявить причины провалов во времени. Иногда 1-2 часа просто исчезают. Да, трекать время (а значит его структурировать) — самое разумное, что тут скажешь, но как это делать, когда живешь с семьей?) В том смысле, что у детей свой, очень интересный, плотный поток времени, они развиваются на порядок быстрее нас, но их ритм с нашей точки зрения больше похож на хаос (хотя скорее всего, он имеет более сложную структуру).

                                Спасибо за внимание, будем дальше открывать загадки времени)

                                Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.