7 февраля в 11:44

Что такое UX/UI дизайн на самом деле? из песочницы

Очень много недопонимания в среде дизайнеров и разработчиков. Также много глупых вопросов, связанных с UX и UI у новичков. Часто просто из-за того, что люди не знают сути понятия UX/UI и, не зная о чем говорят, называют вещи не своими именами.

Я хочу раз и навсегда поставить точку и простым понятным языком объяснить, что значит «UX/UI дизайн».

UX/UI дизайн на примере точильных камней

Нажимаете ли вы кнопки на арифмометре, крутите рукоятку точильного камня или делаете свайп по экрану смартфона — все это интерфейсы, с помощью которых вы взаимодействуете с механизмами. При этом интерфейс совсем не обязательно должен быть цифровым. Просто само слово «интерфейс» было заимствовано из английского совсем недавно и докатилось до нас в только цифровую эпоху.

Цель UI/UX дизайнера — довести пользователя до какой-то логической точки в интерфейсе. Сделать так, чтобы пользователь достиг своей цели.

Что такое UX/UI, прямым текстом

(в этом разделе будут банальные фразы)

UX — это User Experience (дословно: «опыт пользователя»). То есть это то, какой опыт/впечатление получает пользователь от работы с вашим интерфейсом. Удается ли ему достичь цели и на сколько просто или сложно это сделать.

А UI — это User Interface (дословно «пользовательский интерфейс») — то, как выглядит интерфейс и то, какие физические характеристики приобретает. Определяет, какого цвета будет ваше «изделие», удобно ли будет человеку попадать пальцем в кнопочки, читабельным ли будет текст и тому подобное…

UX/UI дизайн — это проектирование любых пользовательских интерфейсов в которых удобство использования так же важно как и внешний вид.

Что такое UX и UI дизайн, другими словами


Прямая обязанность UX/UI дизайнера — это, например, «продать» товар или услугу через интерфейс. Именно на основе работы UX/UI дизайнера пользователь принимает решение: «Быть или не быть?» Нравится или не нравится. Купить или не купить.

На самом деле цели дизайнера могут быть разными. Не обязательно что-то «продавать». Но я специально не хочу использовать слишком абстрактные фразы, чтобы этот текст был понятен новичкам; чтобы стиль изложения не превратился в хрестоматию по языку программирования образца 90х годов.

UX/UI дизайн не относится только к смартфонам и веб-сайтам. Более того, профессия UX/UI дизайнера существовала с незапамятных времен. Просто раньше она так не называлась. Точнее, раньше она вообще никак не называлась, а была частью других профессий.

Вот первый пример: когда Вильгельм Шиккард в 1623 году изобретал арифмометр, он уже был UX/UI дизайнером.

Арифмометр Шиккарда

Потому что именно он придумывал, какие тумблеры и в какой последовательности должен крутить человек, чтобы получить результат вычислений. И он же придумывал, в каком логическом порядке они будут располагаться. Да и вообще придумывал, как все эти ручки будут выглядеть. Он создал интерфейс для взаимодействия с машиной.

Ещё один более древний и примитивный пример — точильный камень (колесо). Уже даже в раннем средневековье было много разновидностей и механизмов такого колеса:

  • его можно было крутить рукояткой вручную
  • колесо мог крутить другой человек
  • или его можно было раскручивать даже без рук, нажимая педаль ногой
  • и другие...

Всё это были разные типы интерфейсов.

UX/UI дизайн на примере точильных камней

Так вот, когда изобретатель очередного точильного камня думал:

  • будет ли он сидеть и сам нажимать педаль
  • или он упростит механизм, но приставит раба который будет раскручивать колесо рукой,

то в тот момент он был UX дизайнером.

А тот человек, который думал, какой величины будет камень, какого цвета выбрать дерево для подставки и чем скрепить деревянные жерди (гвоздями или кожаными жгутами?) и какой длины будет ручка, был UI дизайнером.

И тот способ, каким бы вы затачивали меч — назывался бы интерфейс.

Разница между UX и UI в том, что UX дизайнер планирует то, как вы будете взаимодействовать с интерфейсом и какие шаги вам нужно предпринять, чтобы сделать что-то. А UI дизайнер придумывает, как каждый из этих шагов будет выглядеть. Как видите из примеров выше, UX и UI так тесно связаны, что иногда грань между понятиями смывается. Поэтому и UX, и UI обычно занимается один дизайнер и его профессия пишется через /.

В последнее время популяризация профессии UX/UI дизайнера связана скорее с развитием цифровых технологий. А вот именно тот «бум» (когда мы стали видеть термин «UX/UI» в каждом втором объявлении о работе) связан с самим названием, которое кто-то придумал совсем недавно.

UI/UX дизайн — это сейчас одна из самых востребованных профессий в цифровой индустрии. Сколько времени она будет востребована зависит от развития этой отрасли. И, судя по всему, она только набирает обороты.

UX и UI — это не тренды. Технологи развиваются. Спрос на сайты растёт. Цифровые приложения появляются как грибы. А инструменты дизайна и разработки упрощаются настолько, что уже практически любой человек без знания программирования может «на коленке» сделать сайт-визитку. Вот только этот сайт должен как-то выглядеть. И не просто как абстрактный каркас из текста и кнопок. Тут программистам и нужна помощь UX/UI дизайнера.

Разделение на веб-дизайнеров и UX/UI дизайнеров появилось с развитием интернета. Со временем понадобились более узкие специалисты, которые делали бы интерфейсы именно для веб-сайтов.
Да, UI/UX дизайн — это более широкое и емкое понятие чем веб-дизайн.

P.S. Некоторые люди пишут UI/UX, но я предпочитаю писать UX/UI. И это только потому, что в рабочем процессе сначала делается UX, а потом UI. Но это не важно — пишите как хотите. Главное не путать этот порядок во время самого рабочего процесса. Потому что многие начинающие дизайнеры начинают сначала придумывать какие классные кнопки и фишки будут в их интерфейсе. Но не думают о том, как вообще пользователь будет переходить от одного шага к другому.
Алексей Сегодин @Aleksei_Segodin
карма
5,0
рейтинг 0,0
Арт-директор и дизайнер (очень) широкого профиля
Самое читаемое Дизайн

Комментарии (25)

  • 0
    Очевидно же, что аналогия с точильным камнем неверная. Изначально было функциональное требование — точильный камень должен быть мобильным, чтобы обслуживать большее количество желающих заточить ножи/ножницы. А у большого точильного камня было требование способность точить большие кромки — мечи/косы и тп Так что это инженерное решение, которое не имеет отношения к дизайну.
    • 0
      Я перефразирую ваш комментарий, чтобы было понятнее:
      Очевидно же, что аналогия с сайтом неверная. Изначально было функциональное требование — сайт должен быть универсальным, чтобы обслуживать большее количество желающих купить ножи/ножницы. А у большого сайта было требование способность продавать большие инструменты — мечи/косы и тп Так что это инженерное решение, которое не имеет отношения к дизайну.

      Мобильное приложение — это тоже своего рода инженерное решение.
      Дизайн и инжиниринг — не взаимоисключающие понятия. Наоброт, почти к любому инженерному изделию прикладывает руку дизайнер.

      Наверное, следующая статья будет о том, что такое дизайн. Давно хотел её написать.
      • 0
        Нет, у избретателя точильного камня было две разных проблемы — как точить что-то маленькое и как точить что-то большое. У него не было других вариантов для решения этих проблем — потому что всё упиралось в размер точильного камня. А вот делать привод ножным или ручным — это и есть функциональный дизайн.
        • 0
          Если так посудить, то это не функциональный дизайн, а опять инженерное решение. Раньше перед инженером задача была ускорить заточку большим инструментов (сделали круглый камень и раб крутит ручку), а теперь стоит задача удешевить работу (избавиться от лишнего рта). И тут появляется ножной привод, теперь нужен только один рабочий.

          И если так судить, то дизайнеру в этом мире нет места. Или, быть может, хороший дизайнер это и есть инженер?

          P.S.
          Говоря про хорошего дизайнера, я имею ввиду именно проектировщика системы, который решает определенную задачу, а не художника-оформителя, который лишь выбирает в какой цвет покрасить станок.
          • 0
            Говоря про хорошего дизайнера, я имею ввиду именно проектировщика системы, который решает определенную задачу, а не художника-оформителя, который лишь выбирает в какой цвет покрасить станок.

            brusher, вы абсолютно правы. Потому что дизайн (очередное заимствованное слово) переводится как «проектирование». В самом широком смысле этого слова.
          • 0
            Да нет же. Один человек просто не в состоянии одновременно точить и раскручивать большой камень, поэтому возникла необходимость в доп рабочей силе. Вот если бы камень раскручивался не руками раба, а, например, он бы бежал по велодорожке — это был бы, действительно, другой человеческий интерфейс.
          • 0
            Согласен. В английком языке design имеет более широкое значение, чем у нас.
      • 0
        Наверное, следующая статья будет о том, что такое дизайн. Давно хотел её написать.

        Если это не сарказм, а реальное намерение, то напишите, пожалуйста! )
        Мне интересно )
  • 0
    Какое отношение UX имеет к дизайну?
    • 0
      UX, сам по себе — никакого.
      UX дизайн — прямое.
      • 0
        Какое отношение UX-дизайн имеет к дизайну?
        • 0
          Design — конструирование. Конструировать — создавать, строить конструкцию чего-либо, составлять, располагать, представлять в той или иной форме.

          UX — Опыт пользователя включает все эмоции, убеждения, предпочтения, ощущения, физические и психологические реакции пользователя, поведение и достижения, которые возникают до, во время и после использования системы.

          UX Design — проектировать, создавать конструкцию на основе опыта пользователей, их эмоций и предпочтений.
          • 0
            Так почему Вы используете слово «дизайн» вместо «конструировать» и «проектировать» в переводе?
            • 0
              Если вопрос о том, почему я использую это слово в статье, то я просто объясняю термин. Если бы я написал: «Что такое UX/UI проектирование на самом деле», то его наверное не пришлось бы объяснять. Но при этом обязательно нашлись бы те, кто спросил бы:
              — А что же тогда такое UX/UI дизайн?
              :)
              • 0
                Ок ))
  • 0
    Разделение на веб-дизайнеров и UX/UI дизайнеров появилось с развитием интернета. Со временем понадобились более узкие специалисты, которые делали бы интерфейсы именно для веб-сайтов.
    Да, UI/UX дизайн — это более широкое и емкое понятие чем веб-дизайн.

    А чем тогда занимается веб-дизайнер?
    • 0
      Дизайном веб-сайтов :)
      UX/UI дизайнер — это более широкое понятие. UX/UI дизайн не ограничен только сайтами. Это может быть дизайн панели управления ксерокса или приборной панели в самолете. Что угодно. Это же всё интерфейсы. А веб — это только веб. Веб-дизайнер (подразумевается UX/UI для веба) занимается только вебом. Потому он более узкий специалист.
      • 0
        То есть если дизайнер указывает, что он UX/UI дизайнер, то следует уточнить какой отрасли он имеет в виду?
        С веб-дизайнером понятно )
        • 0
          Да, желательно уточнить отрасль.
          Конечно, в случае если вы разрабатываете дизайн приборной панели в самолетах, то скорее всего человек которому вы это говорите уже знает о чем речь и термин UX/UI вообще не обязателен.

          Но если взять более приземленный пример, то у разработчиков игр есть свои UX и UI дизайнеры. А в вебе — свои. И в каждой отрасли есть свои специфические нюансы.

          Но общие принципы разработки интерфейса у всех одинаковые.
          • 0
            Спасибо )
            Но общие принципы разработки интерфейса у всех одинаковые.

            Интересно ))
  • 0
    А UI — это User Interface (дословно «пользовательский интерфейс») — то, как выглядит интерфейс и то, какие физические характеристики приобретает. Определяет, какого цвета будет ваше «изделие», удобно ли будет человеку попадать пальцем в кнопочки, читабельным ли будет текст и тому подобное..


    после этого абзаца второй раз усомнился в компетенции автора и перестал читать. Мне кажется, что у вас нет опыта в продуктовой разработке или работы над проектами, которые не ограничивались созданием страниц под малый бизнес. В опровержение моего мнения, буду рад увидеть ссылку на портфолио.
  • 0
    Хорошая статья — понятно и лаконично
  • +1
    UX — это где в машине расположен руль
    UI — это как выглядит руль
    Плохой UX-когда руль в багажнике
    Плохой UI-когда на руле хромовое покрытие. Особенно плохо в солнечные дни.
    Смесь плохого UX и UI — когда руль брутального внедорожника выполнен в виде розового фалоиммитатора.
    Просто же все.
  • +1
    «В последнее время популяризация профессии UX/UI дизайнера связана скорее с развитием цифровых технологий. А вот именно тот «бум» (когда мы стали видеть термин «UX/UI» в каждом втором объявлении о работе) связан с самим названием, которое кто-то придумал совсем недавно.»

    Первое официальное употребление термина UX относят к 1993 году, когда в Apple пришел Дональд Норман на должность UX Architect. Он и придумал название должности, а чуть ранее — сам термин User Experience.

    Термин был связан с разработками компьютерных интерфейсов и по мысли Нормана должен был отражать тот факт, что кроме чисто функциональных исследований — как пользователю удобнее будет работать, нужно прогнозировать и пытаться улучшить эмоциональный фон взаимодействия пользователя с интерфейсом.

    Термин пошел гулять по миру из эппловских недр, и известные высказывания Джобса о том что пользователю должно быть не просто удобно работать, пользователь должен хотеть работать с эппловскими устройствами — это всё из той же оперы.

    Тем не менее, термин получил широкоe хождения в народе только после феноменального успеха айфонов.
    Видимо, причастные к индустрии начали разбираться, благодаря кому появилась хреновина, вынесшая с рынка конкурентов и стало очевидным, что инновационный интерфейс был в первую очередь заслугой перцев, которые назывались специалистами по UX.
    После этого компании стали массово создавать UX-команды и днем с огнем искать тех, кто реально может.

Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.