Лицензирование музыки для инди-разработчиков

http://gamasutra.com/blogs/CatherineLevesque/20130314/188552/How_to_license_music_the_indie_way.php
  • Перевод
image

Когда я начала думать над созданием игры Bollywood Wannabe, одной из первых проблем была музыка. Мне нужны были песни, которые в сочетании с соответствующей графикой и геймплеем воссоздавали бы ощущения от просмотра болливудских фильмов. Музыку при разработке игр часто игнорируют, но в музыкальной игре (rhythm game) плохих композиций быть не может. Большинство песен в Bollywood Wannabe лицензировано — редкий случай для инди-игры. Мне задали кучу вопросов по этой теме, поэтому я написала небольшую инструкцию по лицензированию музыки для инди-разработчиков.

Зачем лицензировать музыку?


Сегодня инди-разработчики имеют множество разных вариантов. На многих сайтах продаются треки по лицензии без отчислений, есть даже бесплатная музыка разнообразных стилей. Кроме того, есть множество композиторов, готовых писать оригинальную музыку за небольшую цену. Но иногда этого недостаточно. Если вам нужны очень специфические песни или саундтрек, который выделит вашу игру на фоне остальных, то для вас подойдёт лицензирование.

Для Bollywood Wannabe мне нужна была очень специфическая музыка. После долгих поисков мне удалось найти для игры две песни с лицензией без отчислений (royalty free). Но мне нужно было десять. Я не знала ни одного композитора, способного написать остальные, и даже если бы и нашла его, это было бы слишком дорого. Оптимальнее всего оказалось найти уже выпущенные песни и убедить их авторов продать мне лицензию.

Поиск песен


Первый шаг на вашем пути к лицензированной музыке — поиск подходящих песен. Скорее всего, популярные песни, которые слышны по радио/телевидению/Интерету, вам будут финансово недоступны. Крупные звукозаписывающие компании обычно запрашивают огромные суммы с оплатой вперёд, что могут позволить себе немногие инди-разработчики. Лучше всего искать инди-исполнителей или мелкие студии, и благодаря Интернету, сегодня это сделать как никогда просто.

Первая остановка — музыкальный онлайн-магазин, например, ITunes или CD Baby. В них продаётся множество композиций инди-исполнителей в разных стилях, а на веб-сайтах есть удобные функции поиска. Поищите и прослушайте ознакомительные фрагменты и сохраните понравившиеся. Ещё один отличный способ — поиск в видео YouTube. Многие исполнители выпускают видео и записи концертов. Также можно поискать в более специализированных онлайн-магазинах. Мне было довольно просто найти несколько индийских магазинов, продающих музыку в подходящем для Bollywood Wannabe стиле.

Ещё один хороший источник информации — специализированные веб-сайты. Ищите сайты, посвящённые понравившемуся вам стилю музыки: фан-сайты, онлайн-радио, новостные сайты, блоги и форумы. Одним из лучших источников для меня стал сайт, посвящённый музыке в стиле «бхангра» и публиковавший информацию о песнях и видео, выпущенных популярными исполнителями бхангра. Благодаря этому сайту я нашла половину песен для Bollywood Wannabe.

Поиск контактов


Мы обнаружили песню, которую хотим лицензировать. Следующий шаг — найти того, с кем нужно договориться о лицензировании. В большинстве онлайн-магазинов есть очень мало информации об авторах песен, но, по крайней мере, удаётся найти их имена и/или названия студий, которым принадлежат права. С помощью этой информации можно найти официальный сайт этого исполнителя/студии. Это может быть сложнее, чем кажется. Запросы в Гугле часто выдают ссылки на новостные статьи, интервью и видео, и только потом официальные веб-сайты, если они вообще существуют. В названиях маленьких студий часто используются обычные слова. Поиск по таким словам приводит к куче ссылок на никак не связанные с этими студиями сайты. Если вам не удаётся найти официальную страницу, то попробуйте поискать страницу на Facebook. В разделе «Информация» (About) обычно есть ссылка на официальный сайт или контактная информация.

Как с ними связаться


Теперь, когда мы знаем, с кем нужно связаться, настало время отправить просьбу о лицензировании. Сообщение должно быть кратким, чётким и профессиональным. Чтобы правообладатель не принял его за спам, перед отправкой вычитайте его. После прочтения вашего первого письма владелец прав должен понимать:

  • Чего вы хотите
  • Кто вы
  • Какую игру вы делаете
  • Как ему поступить дальше, если он заинтересовался

Первая строка письма должна объяснять, почему вы с ним связались. Расскажите, что вы хотите лицензировать композицию для игры и напишите название композиции. Добавьте строчку о том, что если владелец заинтересовался, вы можете отправить ему официальное предложение. Чтобы сделка выглядела привлекательнее, ему нужно дать понять, что от него требуется совсем мало усилий.

Если вы уже хорошо известный разработчик, то можете рассказать немного о себе и своей студии. Добавьте ссылки на свой веб-сайт и предыдущие игры. Если вы не выпустили ещё ни одной игры, то красивый веб-сайт и адрес электронной почты (не бесплатный) поможет вам выглядеть профессиональнее.

Следующий этап — описание игры. Не вдавайтесь в подробности, опишите в нескольких предложениях тип создаваемой игры и её сюжет. Расскажите, как композиция будет использоваться в игре и о том, будет ли она доступна конечному пользователю как отдельный файл. Нужно особо оговорить, что вы не намереваетесь ни коим образом изменять композицию и не позволите это делать игроку. Подумайте об аспектах игры, которые будут привлекательны для правообладателя, и упомяните их. Например, если он пишет детские песни, то упомяните насколько семейная это игра. При общении с исполнителями песен для Bollywood Wannabe я всегда сообщала, что игра будет о команде неизвестных артистов, пытающихся снять болливудский фильм. Если у вас есть блог разработчика или проект на Kickstarter, можно тоже их упомянуть.

image

Подготовка договора


Некоторые инди-исполнители могут использовать собственные договоры, но большинство будет ждать, что их подготовите вы. Поэтому неплохо будет перед отправкой письма заранее написать договор. В договоре должны быть указаны следующие моменты:

  • Ваши имя и адрес
  • Имя и адрес правообладателя
  • Эксклюзивным ли будет использование
  • Территория действия лицензии
  • Срок действия лицензии
  • Название композиции
  • Описание всех допустимых вариантов использования композиции
  • Владелец прав на композицию и условия его упоминания
  • Оплата и лицензионные отчисления
  • Подпись и даты

При написании договора не стоит забывать о следующих аспектах:

  • Эксклюзивное использование песни будет стоить гораздо дороже, так что подумайте дважды.
  • Исполнитель должен сохранять все права на композицию и при необходимости упомянут. Если вы хотите иметь право на копирование композиции, готовьтесь заплатить за это.
  • Опишите все допустимые варианты использования композиции. Будете ли вы её распространять как часть саундтрека игры? Будете использовать её для рекламы игры или в трейлере? Собираетесь ли использовать её в бесплатном демо? Будете ли вы её каким-то образом изменять?

Лучше всего будет нанять для написания договора юриста. Но если вы не хотите этого делать и не хотите писать договор «с нуля», то скачайте бесплатный шаблон и подправьте под свои требования. Можете также прочитать эту отличную статью про договоры о звуке в играх.

Переговоры


Если владелец прав на копирование согласен на ваши условия, то на этом работа закончена. Вы оба можете подписать договор и отправить друг другу копию факсом/электронной или бумажной почтой. Однако не забывайте, что большинство захочет изменить условия. Некоторые исполнители захотят получить вместо разовую оплату, а не отчисления в процентах. Другие попросят оплату вперёд или больший процент от доходов. Третьи просто захотят заменить в договоре слово или сильнее защитить свои права.

Оцените каждое из предложений и если вы согласны, то отправьте новый, изменённый договор. Если вы не согласны с требованиями правообладателей, то напишите вежливое письмо, объясняющее вашу позицию и сделайте встречное предложение. Оставайтесь профессионалом, не жалуйтесь и разыгрывайте карту «я бедный инди-разработчик».

image

История Bollywood Wannabe


Нет ничего лучше примера из жизни, так что я расскажу о своём опыте с Bollywood Wannabe. Сначала я хотела найти композитора, который хочет писать музыку для Болливуда и готов работать за низкую оплату ради получения опыта. К сожалению, у меня не было никаких контактов в этой индустрии и я не знала, где их искать. К тому же я не жила в Индии и рядом не было индийского сообщества. Я искала форум или онлайн-сообщество композиторов, но не нашла ничего полезного. Единственные композиторы, которых я смогла найти, были профессионалами, недостижимыми для моего бюджета, или любителями с очевидными музыкальными проблемами. У меня не хватило бы денег на найм профессионала и не было контактов и знаний, чтобы найти талантливого любителя. Настало время плана Б.

Тогда я поняла, что единственный способ получить подходящую для игры музыку — лицензирование музыки инди-исполнителей. При этом у меня возникла пара проблем:

  • Хоть раньше я и работала в игровой индустрии, это была моя первая игра в качестве инди-разработчика.
  • Я была тем самым «бедным инди-разработчиком» и у меня не было денег на большой аванс или оплату.
  • Я мало знала о Болливуде и индийской музыке в целом, поэтому не представляла, где искать индийских инди-исполнителей.
  • У меня не было контактов в мире музыки, а также опыта в лицензировании.
  • Мне нужна была аутентичная индийская музыка, предпочтительно с текстами на хинди или панджаби, но я не знала этих языков. Это было особенно проблематично, потому что мне нужны были песни, которые хотя бы условно вписывались в сюжет игры.

Поиск хороших песен был первым испытанием. Вскоре я нашла CD Baby и сайт, специализирующийся на музыке бхангра, на котором можно было искать новые релизы. Найдя несколько понравившихся песен, я столкнулась с ещё одной проблемой: мне были непонятны тексты. Хоть я и осознавала, что скорее всего не удастся найти песни, полностью описывающие сюжет игры, я хотела, чтобы текст хотя бы немного соответствовал теме уровня. К тому же мне хотелось избежать спорных текстов. Это стало проблемой, потому что большинство понравившихся песен было на панджаби, а я не знала этого языка. Иногда песни сопровождались описаниями, но у большинства их не было. Google translate тоже не помог, потому что в его списке языков не было панджаби. В итоге я нашла онлайн-словарь, с помощью которого смогла перевести достаточно слов, чтобы понять песню, по крайней мере, когда у меня был текст. Иногда у меня было только название песни и несколько слов, которые я уже могла различать. На большинство песен были сняты видео и в них частично использовались английские слова, поэтому я более-менее могла понять общий смысл.

Следующей проблемой стал поиск контактов правообладателей. Выше я писала, как их найти, но я не осознавала, насколько сложным будет этот шаг. Иногда на поиск нужной информации уходил час-два. Минимум дважды приходилось отказываться от песни, потому что я так и не могла найти способа связаться с владельцем. Наконец, найдя контакты, я писала короткие сообщения, а потом долго ждала ответа. Я отправила не меньше пяти писем разным исполнителям, пока наконец один из них не решил, что это возможно стоит его времени. К сожалению, быстро стала очевидна нехватка моего опыта. У меня не было готового договора и я не знала, что предложить и с чего начать. Я решила быть честной, и это оказалось ошибкой: ответа я так и не дождалась. Отправив примерно десять писем, я изменила формулировки и с каждым письмом выглядела всё более профессиональной. Наконец мне удалось найти небольшую компанию, которая заинтересовалась в сделке и подписала мой первый договор. Позже я создала собственный шаблон договора и упоминала в первом письме, что у меня уже готово официальное предложение. Это небольшое изменение удвоило количество ответов.

Это был очень долгий процесс — чтобы найти десять песен к игре, мне понадобилось почти два года. Конечно, мои запросы были очень специфическими и много времени я в первую очередь потратила на поиск песен. Однако всё равно, лицензирование песни, начиная с первой версии договора до подписанного контракта, обычно занимало около месяца. Но в конце концов работа себя оправдала. Мне не удалось бы найти и купить музыку для Bollywood Wannabe никаким другим способом.

Выводы


В целом процесс лицензирования довольно прост, но я могу дать несколько советов инди-разработчикам, которые хотят пойти по этому пути.

Во-первых, будьте терпеливы. Исполнитель может ответить вам через одну-две недели. Не забывайте, все они тоже инди, у них нет секретарей и помощников в ведении бизнеса. Если они на гастролях, а такое часто бывает, то, возможно, вашему письму придётся подождать их возвращения домой. После начала диалога ждите долгих переговоров и обсуждений.

Во-вторых, не ожидайте, что все будут принимать ваши условия. Примерно половина исполнителей так и не отвечает. Если вы не получили от исполнителя ответа через две недели, то можно с уверенностью сказать, что предложение его не заинтересовало. Половина из ответивших не будет заинтересована, потому что они поймут, что не смогут получить достаточно большой авансовый платёж. Если вы не можете заплатить заранее, то просто напишите об этом.

И последнее: уделите достаточно времени поиску нужных композиций. Лицензирование композиций для инди-игры — несложный процесс, но он может быть долгим. Если вашей игре нужен оригинальный и уникальный саундтрек, то стоит пойти этим путём.

[Прим. пер.: мне показалась интересной эта статья, потому что в ней рассказывается о не очень часто обсуждаемом аспекте разработки игр. Если у вас были подобные истории, пожалуйста, расскажите о них в комментариях.]
Поделиться публикацией
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама
Комментарии 22
  • +1
    Спасибо! Очень интересно! Есть вопрос к сообществу: а как быть с электронной музыкой, например, из старых 64 битных сцен? Можно ли использовать?
    • 0
      Извините, не 64 битных, а т.н. 64к demo :)
      • 0
        Тут бывают интересные подводные камни, тк музыка может быть не оригинальной, а адаптацией какого-нибудь хита, как это часто бывало на ZX и Amiga, и предъяву вы можете словить не от CJ-я, а от «право управителя» оригинала…
        • 0
          По умолчанию все релизы на демосцене выложены в свободный доступ для некоммерческого использования (об этом можно прочитать на демосценерских ресурсах типа scene.org, modland.com и pouet.net). Авторы трекерной музыки иногда пишут в файлах «если вам нужна музыка для игр, свяжитесь со мной по следующему адресу».
          Финский музыкант Skaven из группы Future Crew специально переделывал пару своих трекерных произведений для игр для PopCap Studios, а для Uplink отдал без изменений одну старую композицию, уже использованную в демо.
          Лично ко мне часто обращались за разрешением использовать мою трекерную музыку, обычно приходилось немного (иногда много) подправлять треки для игры. Это стоило небольших денег.
          Бесплатно брать любую музыку из демо в свой игровой проект (даже некоммерческий) рискованно: а что если автор уже эксклюзивно лицензировал этот трек другим разработчикам? Например, в моей демосценерской дискографии (более 200 композиций) осталось может быть всего пяток треков, не лицензированных для игр. На все остальные уже выданы лицензии.
        • 0
          Думаю, алгоритм такой же — ищите авторов и спрашивайте об условиях, если они явным образом не лежат где-то рядом с демо.
          • 0

            Возможно, что в этом случае контакты совсем протухли и проще написать новую, похожую.

          • +3
            Я как автор стоковой музыки, был бы рад сотрудничеству с инди и на мой взгляд самый выгодный способ найти музыку «за недорого» это мы:)) Но вот так случилось, что огромный кусок саунддизайна в гейм индустрии отхватили еще более низкоуровнивые «композиторы», хотя стоки тоже та еще помойка, но уровень там сейчас выше. И через стопицот уже закрепившихся авторов, очень сложно найти выходы на инди студии. Такой вот пост грусти-печали:)
            • 0
              А как тогда низкоуровневые композиторы находят работу? Или их просто много?
              • 0
                Ну например ищут инди, которые ещё больше инди, чем инди-студии.
                • +1
                  Так исторически вышло, что лет 12-15 назад у нас в стране выросло поколение диджеев, именно мастеров писать клубную музыку или делать «миксы», многие из них решили начать зарабатывать на этом, часть ушла в «битмейкинг», часть на завод, а часть поняла что можно шлепать музыку для растущего инди. И как то не очень это все звучит, слабовато, ну в основном по той причине что это сообщество варится в собственном соку, индидевелоперов устраивает(многих) сотрудничество с уже известными авторами, да и портфолио в этой сфере играет важную роль. Последние несколько лет(около 5-6) в стране появляется вторая волна писак, со стоков, но что бы начать писать на стоки нужно потерпеть, т.к. там планка стоит выше, её тащат забугорные авторы и приходится ей соответствовать.
                  П.с. Среди бывших диджеев есть замечательные композиторы:) Я лишь говорю о определенной прослойке странной музыки засевшей в инди, слишком она самобытна и увы слабоватая по нынешним меркам:)
              • 0
                Мои 5 копеек:
                https://licensing.jamendo.com/en/catalog/genres/rock — нужна Large Licence — 99 евров (дороговато)
                https://audiojungle.net — тут музыки дешевле

                Плюс этих сайтов — не надо списываться, готовить договор и тп, просто отсортировал по жанрам, послушал, выбрал и купил.
                • +2
                  Я, как работяга с джангла могу поспорить над простотой. Во первых, музыка которую мы там пилим ориентирована на ютуб блогеров, что вносит определенные моменты в структуру. Эта структура не шибко удобная для игроделов.
                  Второй момент это лицензии, а если точней, то они дорогие)) Для использования в игре не хватит регулярной лицензии заа 20 баксов. Именно поэтому я говорю о том что проще сотрудничать с авторами лично, в частности с того же джангла.
                • 0
                  Я очень рад наткнуться в свое время на www.melodyloops.com
                  По цене получаетя очень здорово. Там покупаются закачки, например за 25$ можно купить 3 закачки (это ~8,3$ за один трек), если брать больше пакет, то будет ещё выгоднее (я в свое время брал 25 закачек со скидкой).

                  В конечном итоге получаем возможность без проблем использовать их в своих инди-играх, причем дается возможность даже редактировать треки (расширить-уменьшить длину). Никаких доплат за 1000-10000 и т.д. копий, а ограничения всего 4 и то нас они никак не касаются.

                  Я уже молчу о том, как там удобно построен поиск музыки (можно взять понравившийся трек и тебе высветит тонны похожих на основании тэгов). В общем, надеюсь кому-то будет полезным ресурс.
                  • 0
                    А можно поподробнее, какой тип лицензии у покупаемых треков? Можно и их использовать в коммерческих проектах?
                    • 0
                      После покупки закачек (например купил за 25$ три закачки) и непосредственной покупки трека (при покупке просто снимается кол-во доступных закачек), ты в профиле получаешь полный доступ к треку и лицензию на него (End-User License Agreement (он же EULA)), заключается она между тобой и автором трека (автоматически после покупки), её можно скачать и использовать в случае если вдруг кто-то запросит наличие лицензии.

                      Треки можно использовать в коммерческих проектах (видео, игры, презентации, какие-то обучающие материалы, даже телевидение и радио точки, что угодно). Из ограничений только следующее:
                      — Нельзя перепродавать музыку или заниматься издательством приобретенной на сайте музыки
                      — Купленную музыку нельзя использовать вместе с другой музыкой (например своей) ЧТОБЫ потом создать отдельную музыкальную композицию и повесить на неё отдельные копирайты (мол вот я тут взял купил трек, добавил в него свой битрейт на фон, теперь это моя музыка, так нельзя)
                      — Нельзя использовать в коммерческих проектах, где основная цель — проигрывание музыки (если честно, сложно представить что это за проект такой, который тупо проигрывает музыку), в общем, к нам это так же не относится
                      — Нельзя продавать треки третьим лицам (типа сделал игру, решил продать её вместе с купленными треками, пусть он её дорабатывает, так нельзя)

                      Как-то так, на сайте можно почитать полное лицензионное соглашение.
                  • +1

                    есть еще сервисы автогенерации типа
                    https://www.jukedeck.com/make/track-generator/essential


                    • приемлимое качество
                    • понятные для непрофессионалов настройки
                    • никаких лицензий и пр.
                    • бесплатно или копейки
                    • 0
                      Интересно. А какие ещё подобные сервисы вам попадались?
                    • 0
                      Красивая визуально игра по трейлеру, но…

                      1. При попытке нажать «Buy now» или «Demo» на сайте вижу 404 ошибку.
                      2. При попытке сходить проголосовать на steam greenlight — куча сообщений датированных 2016 годом, на которые нет ответа от разработчика.
                      3. При поиске в гуггле на первой странице нет ни одной живой ссылки, дающей возможность скачать/купить и поиграть.

                      Такое ощущение, что вам плевать и на свою игру, и на заинтересованных в ней. Не очень приятный опыт. Я честно пытался сходить больше чем по одной ссылке и хоть как-то ознакомиться, потратил 10 минут. Ничего не вышло.
                    • 0
                      Создавать музыку — дело не простое. Но не так страшен черт, как его малюют. Если для необходимого проекта потребуется только синтетическая музыка, все относительно просто. А если живая, то дело усложняется в разы.
                      • 0
                        Сегодня 95% музыки, даже живой — синтетическая) Только очень ограниченное кол-во людей может писать живую музыку, все заменил NI kontakt. И дело не в лени или не удобстве, есть причины обьективные, к примеру я гитарист с образованием, но не пишу гитару живьем почти никогда т.к. дорого, долго не выгодно и самое главное результат получается не шибко хуже, он зачастую практически не отличим при должной сноровке. Необходимость в записи живой гитары(именно необходимость возникает не чаще 1-2 раз в месяц. Про оркестры я вообще молчу...)
                        П, с. синтетическая музыка дело сложное, крутые эмбиенты писать надо уметь. К сожалению из за этого подхода, на мой взгляд, индигейм такой слабый:( Видел 5-7 пр-тов сольных, т.е. от моделей и музыки до кода. Не впечатляет от слова совсем:(
                        • 0
                          Я наоборот гитару всегда стараюсь писать живьём. Уж что-что, а гитару-то можно – это ж не скрипка ;) Хотя, и скрипку (ведущую) по возможности пишу живую. Может, это и дороже, но сразу поднимает звучание на иной уровень.

                      Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.