Пишем и собираем приложения для Android в linux консоли

image


В данной статье я покажу как можно собрать apk файл в Ubuntu используя лишь
утилиты командной строки.


Обычно для создания приложений для Adroid используется Android Studio. Но для сборки небольших программ можно обойтись командной строкой. Например, когда ресурсы компьютера ограничены и ваше приложение очень простое.


В качестве постоянной среды разработки это, возможно, не очень удобно, но если вам нужно
иногда собирать какие-нибудь мелкие утилиты — это в самый раз.


Введение


Разработка под Android не является основным направлением моей деятельности, я иногда делаю какие-то небольшие приложения для своих нужд.


Раньше я использовал QPython, но он достаточно тяжел и неудобен в работе. Поэтому я перешел к разработке нативных программ. Даже при поверхностном знании Java
это не составляет больших трудностей.


Данное руководство в большой степени базируется на этом документе: Building an Android App
from the Command Line
. Кому интересны подробности, обращайтесь к первоисточнику.


Похожая статья: Пишем, собираем и запускаем HelloWorld для Android в блокноте уже встречалась на этом ресурсе, но в ней было рассмотрена разработка в Windows.


Здесь же я рассмотрю, как можно собрать приложение в linux.


Железо


Тестирование проводилось на стареньком нетбуке с процессором Атом, 1Гб ОЗУ
и 8Гб SSD диска.


Операционная система


Я тестировал приложение на Ubuntu 17.04. Начиная с Ubunu 16.04 android-sdk можно установить через пакетный менеджер.


Загрузка SDK вручную

В принципе, тот же SDK можно
скачать с сайта.
Качать файл из раздела 'Get just the command line tools'
По сути это не сильно меняет процесс, но через пакетный менеджер все гораздо проще.
Разница будет лишь в путях и установке дополнительных пакетов "android-platform".


Установка пакетов


Итак, приступим к установке.


sudo apt install android-sdk

Будет установлено большое количество пакетов, включая Java.


Далее, в зависимости от требуемой версии Android, необходимо установить нужную
версию пакетов. Для lolipop 5.1 необходимо ставить:


sudo apt install google-android-platform-22-installer
sudo apt install google-android-build-tools-22-installer

Так же необходимо установить дополнительный пакет.


sudo apt install apksigner

Если вы планируете устанавливать apk-пакет через adb, то необходимо немного дополнительных настроек.


Настройка adb


С помощью lsusb найти подключенное устройство


# lsusb
....
Bus 001 Device 004: ID 1782:75b0 MyDevice
....

И создать файл с правилом:


sudo vi /etc/udev/rules.d/51-android.rules

В файл добавить одну строку:


SUBSYSTEM=="usb", ATTR{idVendor}=="1782", MODE="0666", GROUP="plugdev"

Здесь "1782" взято из вывода lsusb.


Перезапускаем сервис


sudo systemctl restart udev

После подключения через adb, на устройстве необходимо подтвердить соединение.


Теперь все готово к работе.


Постановка задачи


Приложение, которое будем собирать немного сложнее, чем 'Hello world'.


  • Требуется по нажатию кнопки взять строку из буфера обмена.
  • Вырезать подстроку
  • Записать подстроку обратно в буфер.
  • С помощь Toast вывести подстроку или сообщение об ошибке.

В общем-то все просто.


Я подготовил пример который возьмем за основу.


Создание подписи


Сначала создадим ключ для подписи файла:


keytool -genkeypair -keystore keystore.jks -alias androidkey \
      -validity 10000 -keyalg RSA -keysize 2048 \
      -storepass android -keypass android

Это нам пригодится позже.


Манифест


AndroidManifest.xml
<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
<manifest xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android"
          package="ru.kx13.extractvidid"
          versionCode="1"
          versionName="0.1">
    <uses-sdk android:minSdkVersion="22"/>
    <application android:label="EctractId" 
                                     android:icon="@drawable/icon" >
        <activity android:name=".MainActivity">
            <intent-filter>
                <action android:name="android.intent.action.MAIN"/>
                <category android:name="android.intent.category.LAUNCHER"/>
            </intent-filter>
        </activity>
    </application>
</manifest>

Здесь указываем имя приложения в атрибуте "android:label". Так же приложение будет использоваться свою иконку, она указана в атрибуте "android:icon". Сама иконка лежит в каталоге "res/drawable-mdpi" файл "icon.png". В качестве иконки можно взять любой небольшой png файл.


Layout


Файл с расположением элементов находится в каталоге "/res/layout/".


activity_main.xml
<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
<LinearLayout
    xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android"
    android:layout_width="match_parent"
    android:layout_height="match_parent"
    android:gravity="center"
    android:orientation="vertical">

    <TextView
        android:layout_width="wrap_content"
        android:layout_height="wrap_content"
        android:id="@+id/my_text"/>

      <Button
        android:id="@+id/button_id"
        android:layout_height="wrap_content"
        android:layout_width="wrap_content"
        android:text="Извлечь" />

</LinearLayout>

В него можно добавлять виджеты, если вы захотите расширить функционал.


Исходный код приложения


Исходный код приложения находится здесь "java/ru/kx13/extractvidid"


MainActivity.java
package ru.kx13.extractvidid;

import android.app.Activity;
import android.os.Bundle;
import android.widget.TextView;
import android.widget.Button;
import android.widget.Toast;
import android.view.View;
import android.content.ClipboardManager;
import android.content.ClipData;

public class MainActivity extends Activity {
  private static String extract(String s) {
    int start = s.indexOf("%3D");
    int end = s.indexOf("%26");
    if(start == -1 ||  end == -1) {
      return "error";
    }
    return s.substring(start + 3, end);
  }

  @Override
  protected void onCreate(Bundle savedInstanceState) {
    super.onCreate(savedInstanceState);
    setContentView(R.layout.activity_main);

    TextView text = (TextView)findViewById(R.id.my_text);
    text.setText("Извлечь  youtube video id");
    Button button = (Button) findViewById(R.id.button_id);
    button.setOnClickListener(new View.OnClickListener() {
      public void onClick(View v) {
        ClipboardManager myClipboard = (ClipboardManager) getSystemService(CLIPBOARD_SERVICE);
        ClipData abc = myClipboard.getPrimaryClip();
        ClipData.Item item = abc.getItemAt(0);
        String text = item.getText().toString();
        String video_id = MainActivity.extract(text);
        ClipData myClip = ClipData.newPlainText("text", video_id);
        myClipboard.setPrimaryClip(myClip);

        Toast toast = Toast.makeText(getApplicationContext(), 
            video_id, Toast.LENGTH_SHORT); 
        toast.show(); 
      }
    });
  }
}

Код весьма прост и примитивен, но этот шаблон можно использовать в других приложениях.


Скрипт для сборки


Я не стал использовать утилит сборки типа make или ant, т.к. весь код находится в одном файле и особых преимуществ это не даст. Поэтому это обычный shell скрипт:


build.sh
#!/bin/sh
SOURCE=ru/kx13/extractvidid
BASE=/usr/lib
SDK="${BASE}/android-sdk"
BUILD_TOOLS="${SDK}/build-tools/22.0.1"
PLATFORM="${SDK}/platforms/android-22"
mkdir -p build/gen build/obj build/apk
"${BUILD_TOOLS}/aapt" package -f -m -J build/gen/ -S res -M AndroidManifest.xml -I "${PLATFORM}/android.jar"
javac -source 1.7 -target 1.7 -bootclasspath "${JAVA_HOME}/jre/lib/rt.jar" \
         -classpath "${PLATFORM}/android.jar" -d build/obj \
         build/gen/${SOURCE}/R.java java/${SOURCE}/MainActivity.java
"${BUILD_TOOLS}/dx" --dex --output=build/apk/classes.dex build/obj/
"${BUILD_TOOLS}/aapt" package -f -M AndroidManifest.xml -S res/  -I "${PLATFORM}/android.jar" \
        -F build/Extractor.unsigned.apk build/apk/
"${BUILD_TOOLS}/zipalign" -f 4 build/Extractor.unsigned.apk build/Extractor.aligned.apk
apksigner sign --ks keystore.jks \
        --ks-key-alias androidkey --ks-pass pass:android \
              --key-pass pass:android --out build/Extractor.apk \
              build/Extractor.aligned.apk

Некоторые замечания по поводу путей.


  • По умолчанию, переменная BASE указывает на путь, в который пакетный менеджер сохраняет файлы. Если вы ставите SDK вручную, то путь надо будет изменить.
  • Если вы используете версию API отличную от 22, то вам надо подправить переменные BUILD_TOOLS и PLATFORM

Сборка и установка


Для сборки просто запустите


./build.sh

Если все настроено правильно никаких сообщений не будет выведено, а в каталоге "build" появится файл "Extractor.apk"


Теперь надо установить наше приложение


adb install -r build/Extractor.apk

Если все прошло нормально, на устройстве появится новое приложение. Можно запускать и пользоваться.


В общем случае можно перекинуть файл apk на устройство любым удобным способом.


Заключение


Как видно из статьи начать разработку в консоли совсем несложно.


Консольные утилиты позволяют разрабатывать программы при весьма небольших ресурсах.


Приятной разработки!

Метки:
Поделиться публикацией
Похожие публикации
Комментарии 11
  • 0

    И чем же это лучше, чем использование Gradle?

    • +1
      Ничем, но зато можно понять как работает вся кухня внутри.
      • 0

        Каким образом, если в статье нет ничего похожего на объяснение того, что происходит? Только набор действий без комментариев.

        • 0

          Если изучить ссылки, которые приведены во "Введении", то там найдете больше подробностей.
          Я специально их дал, чтобы не повторяться.


          Цель этой статьи показать, что собрать приложение для Android можно собрать используя лишь пакетный менеджер и любой редактор.

    • 0

      В том, что писать bash скрипты умеют многие, а умеющих с Gradle работать гораздо меньше.


      Я нашел статьи, где были просто набор команд. Их и применил. Для таких примитивных проектов gradle, даже make в общем-то не нужен.


      Если покажете статью, где то же самое делают с помощью gradle, мне будет интересно почитать.

    • 0
      Тоже писал подобное. Весь toolchain — 14Mb (вместе с libgdx 56Mb) это всё необходимое для сборки ничего и больше качать не надо.
      А gradle это минимум 2Гб оверхеда и медленная сборка. AndroidStudio это минимум 3Гб RAM но лучше больше, гиг триграм и других индексов.

      а тут слил с флешки 14Мб, распаковал, написал
      ./ma init-app myapp
      ./ma build myapp
      ./ma install myapp
      и оно на телефоне и сборка myapp занимает 2сек.

      если надо по классам поискать, то весь индекс по всему андройду занимает ~160кб.
      ./ma find-class Intent | grep android
      android.app.IntentService
      android.app.PendingIntent
      android.app.PendingIntent$CanceledException
      android.app.PendingIntent$OnFinished
      android.content.Intent
      android.content.IntentFilter
      android.content.IntentFilter$AuthorityEntry
      android.content.Intent$FilterComparison
      android.content.IntentFilter$MalformedMimeTypeException
      android.content.IntentSender
      android.content.IntentSender$OnFinished
      android.content.IntentSender$SendIntentException
      android.content.Intent$ShortcutIconResource
      android.content.pm.LabeledIntent
      android.provider.ContactsContract$Intents
      android.provider.ContactsContract$Intents$Insert
      android.provider.Contacts$Intents
      android.provider.Contacts$Intents$Insert
      android.provider.Contacts$Intents$UI
      android.speech.RecognizerIntent
      android.speech.RecognizerResultsIntent

      ./ma show-class android.content.Intent | grep put | grep double
      public android.content.Intent putExtra(java.lang.String, double);
      public android.content.Intent putExtra(java.lang.String, double[]);
  • 0
    Вот ещё вариант https://habrahabr.ru/post/210584/
    • 0

      Эта ссылка есть у меня во "Введении", по сути я переделал этот совет для Linux.

      • 0
        Упс, пропустил. Извиняюсь.
  • 0
    Как видно из статьи начать разработку в консоли совсем несложно.


    но зачем?) нормальную морду без UI не сделаешь (100500 сборок с правками хмл не для меня), а без UI только для себя любимого делать… Я затрудняюсь представить что мне нужно написать для себя без нормального UI, и что не может быть сделано через эмулятор баша…
  • 0
    но зачем?

    "Потомучто мы можем!" :)


    Я в начале стати написал, что этот способ не годится для сложной разработки.
    Но если вам надо сделать что-то простое или, например, собрать чужую программу, то почему бы и нет.
    Для этих целей IDE не надо, а gradle устанавливается по зависимостям, при установке SDK.


    Или как в моем случае, Android Studio на нетбук не влезет, а программу надо написать очень примитивную.


    Поэтому для ряда задач такой способ сорки имеет право на жизнь.


    что мне нужно написать для себя без нормального UI, и что не может быть сделано через эмулятор баша…

    Я намучался на андройде с эмулятором питона и SL4A и решил переписать тот же код на Java. Мне результат понравился.

Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.