Как необразованная молодежь становится образованной. Ответ университета

    Недавно здесь, на Хабре, появилась серия постов об особенностях ИТ-образования в разных учреждениях нашей страны. В одном из них был упомянут Московский Политех. От лица ИТ-факультета решили высказаться со своей стороны — ведь тема образования и взращивания новых кадров для ИТ-индустрии актуальна как никогда.

    С чего все началось


    Все началось 3,5 года назад, когда руководство вуза, тогда еще Университета машиностроения (МАМИ), в частности, главным образом в лице Андрея Николаенко, решило собрать новую команду для масштабного обновления образовательных программ и всей жизни университета. Изменения были сделаны немалые — студенты факультета информационных технологий обучаются по новым программам, сформированным экспертами из индустрии. Преподаватели у нас также из числа практиков — настоящие и бывшие руководители и сотрудники ведущих компаний ИТ-сектора. Это позволяет наполнить программы самыми прикладными предметами. Да и наличие в числе преподавательского состава людей из индустрии позволяет сотрудничать с компаниями, предоставляя студентам реальные проекты на реализацию. Студентам хорошо — они могут обкатать навыки, компаниям также отлично — получают практикантов и стажеров, свежие мозги. Уже скоро мы получим первые результаты нашей работы: летом следующего года мы ожидаем первых выпускников бакалавриата и участников масштабного применения новых подходов. Кстати, эти подходы мы сейчас уверенно применяем практически во всех программах ИТ-факультета. И хотя прошло еще недостаточно времени, чтобы без сомнений говорить об успехе наших студентов в профессиональной среде, мы в них не сомневаемся. Не сомневаемся до такой степени, что планируем устроить открытую защиту дипломных проектов, а также привлечь профессионалов оценить ребят, дать свою экспертную оценку. Это будет очень интересный опыт.

    Принципы работы ИТ факультета Московского Политеха


    Поскольку мы применяем в своей работе на ежедневной основе новые для нашей системы образования принципы, у нас уже есть понимание, какие плюсы мы видим и с какими сложностями сталкиваемся. Хотим поделиться и с вами.

    Летом 2014 года перед руководством ИТ-факультета стояла серьезная задача — необходимо было быстро принять решение, по каким программам и как учить ребят. Был выбор — использовать постепенное обновление программ или же действовать активно и масштабно, разрабатывая новые. Поскольку не первый день работаем в системе образования, понимали, что второй вариант чрезвычайно трудозатратен и рискован… Тем не менее выбрали его. Сейчас объясним, почему.

    На этом этапе был сформулирован основополагающий принцип, которым руководствуется вся команда развития факультета информационных технологий и по сей день: “Мы строим такой факультет, на который не стыдно будет пригласить наших детей, детей наших друзей”. Это то, что драйвит каждого из нас и не позволяет спокойно спать, если мы понимаем, что сделали не все, что могли.

    Концепция построения факультета


    При выборе концепции построения факультета мы руководствовались тремя базовыми факторами:

    Во-первых, у рынка труда в ИТ-сфере есть серьезные вопросы к старшекурсникам и выпускникам вузов по ИТ-специальностям. Именно поэтому большую роль в настоящее время играют программы дополнительного образования для студентов, которые реализуются силами различных ИТ-компаний.

    Во-вторых, мы понимаем, что нет большого смысла копировать модели университетов-брендов, которые строились и живут на основе многолетних традиций, научных коллективах и их трудах.
    В-третьих, нам было важно выпускать студентов с таким набором знаний, чтобы они могли начать работать сразу после выхода из стен университета. А еще лучше — начали применять навыки еще на этапе обучения.

    Размышляя над этими факторами, мы выбрали путь фокусирования на практико-ориентированных программах как в бакалавриате, так и в магистратуре. Эти программы должны были стать уникальными по содержанию в стране, а также разрабатываться и формироваться ведущими экспертами из индустрии. Таких экспертов в рамках вуза мы называем Руководителями образовательных программ (РОП).

    РОП в идеале является человеком из индустрии, который очень хорошо знает отрасль с точки зрения актуальных требований, знакомства с ключевыми экспертами, компаниями и технологиями. Он отвечает за то, какие дисциплины и в каком порядке будут изучать студенты, какие проекты выполнять, в каких компаниях проходить практику.Также он подбирает преподавателей и регулярно оценивает их работу.

    В настоящее время мы пришли к тому, что для эффективной реализации программы необходимо наличие двух руководителей образовательной программы — индустриального и академического. Просто потому, что индустриальные руководители образовательных программ — это люди, которые и сейчас работают в других компаниях, они держат руку на пульсе, участвуют в конференциях, создают свои продукты и развивают стартапы. Требования к академическому РОПу с точки зрения индустрии намного меньше, однако этот человек должен очень внимательно работать с документами и отзывчиво обрабатывать все запросы студентов и преподавателей. То есть это административная позиция, которая обеспечивает функционирование уже налаженной образовательной системы.

    Какие же базовые принципы наших образовательных программ?


    1. Каждый преподаватель прикладной дисциплины имеет активный опыт в той области, которую он преподает. В нашем понимании преподаватель, который вынужден вести дисциплину, где он не имеет реального опыта работы, может давать ее только на начальном теоретическом уровне (как правило, такие курсы начинаются со слова “Основы...”). Но мы же помним, что студентам нужны реальные и актуальные знания?
    2. Внутри каждого семестра студент делает индивидуально, либо в группах законченный IT-проект, задание для которого сформулировано бизнесом и адаптировано под его компетенции. При этом методички для выполнения проекта нет, но есть периодические встречи с куратором из вуза и индустрии для корректировки результатов.
    3. Формируем основные навыки по специальности в первые два года, вынося узкоспециализированные курсы на вторую половину обучения. Туда же переносим ряд экономических курсов. Так мы добиваемся двух вещей — все студенты, даже те, кто не смогут освоить высшую математику, имеют в руках навыки, которые позволят им при желании быстро найти работу на рынке труда. Вторая особенность — зная основы и особенности профессии, студенты лучше осваивают математику, экономику, так как они понимают, где и как эти знания могут пригодится.
    4. Выстраиваем параллельные траектории развития студентов — в научной, предпринимательской части, а также в части развития коммуникаций (SoftSkills).
    5. Практические дисциплины принимаем не по билетам, а через практико-ориентированный экзамен, задание для которых разрабатываем по методикам WorldSkills. В течение 1-3 дней студенты должны решить объемный практический кейс
    6. Обновление учебных модулей. Стараемся учить до формирования компетенции, а не просто провести дисциплину и забыть. Если мы понимаем, что не удалось научить каким-то навыкам за один семестр, мы принимаем решение увеличить “зачетные единицы”, как принято говорить в вузе, на данную дисциплину.

    А теперь о трудностях и особенностях…


    С какими трудностями мы сталкиваемся при реализации программы? Безусловно, нам чрезвычайно повезло с руководством университета, которые всегда помогали в части бюрократических вопросов, поэтому не хотелось бы ныть. Кто работает в сфере образования, понимает, с чем приходится сталкиваться, а те, кто не работает — не хотелось бы вас пугать :))

    Перечислим лишь несколько особенностей, над которыми мы постоянно работаем:

    1. Оплата труда преподавателя из индустрии — вписаться в бесчисленные требования законов крайне сложно.
    2. Работа с партнерами факультета для поиска преподавателей, учебных проектов, экспертизы программ.
    3. Формирование разных траекторий развития студентов (в научной, технической, предпринимательской части).
    4. Методическая поддержка при построении новых курсов.


    UPD. К сожалению, формат статьи не позволил углубится в подробности, но молчать не могли, очень хотелось поделиться своими подходами. Постараемся в будущем подготовить более конкретные материалы. Сейчас при желании вы можете найти группу факультета в ВК, где мы сообщаем о текущих делах.
    Поделиться публикацией
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 53
    • +3
      Пора делать тег «необразованная молодёжь».
      • +8
        Мне нравятся подобные IT-батлы. Прям ощущение серьезного дискуса, движухи вокруг проблемы.
        • +2
          +1. Но боюсь, дальше этого не уйдёт, а проблема так и останется :)
      • +4
        В целом, складывается впечатление, что вы действительно стараетесь идти в ногу со временем.

        “Мы строим такой факультет, на который не стыдно будет пригласить наших детей, детей наших друзей”
        жму вам руку, это замечательный и искренний подход.

        Также, интересно узнать:
        1. На основе каких критериев вы оцениваете и выбираете руководителя образовательных программ (РОП) от индустрии?
        2. Какие условия вы предлагаете РОП и преподавателям прикладных дисциплин для создания их заинтересованности в этой деятельности?
        3. Какова вероятность, что РОП не создаст программу, пригодную только в его сфере?
        • 0
          Спасибо!
          По вашим вопросам:
          1) Сложно назвать единые критерии, так как в каждом случае пока что своя история. Все попали в команду совершенно разными путями))) В первую очередь можно сказать, что все РОПы это люди, которым не все равно… Мы встречаемся с потенциальными кандидатами, рассказываем фронт работ, показываем ресурсы. Если человек соглашается (тут отсеивается большая часть, т.к. объем работ колоссальный), помогаем, направляем.
          2) Если коротко — стараемся оградить от бюрократической машины и отдавать индустриальному РОПу только содержательную часть. А с административной частью помогает академический РОП. Но, конечно же, такая пара есть пока что не на всех программах по объективным причинам…
          3) Тут не совсем поняла вопрос… Вы имеете в виду заточенность только под одну компанию на рынке с уникальными технологиями? В любом случае, содержание программы обсуждается с деканом, на экспертном совете. Если будет происходить что-то неадекватное, мы сможем среагировать :)
          • 0
            Благодарю за ответ!
            • 0
              Третий вопрос вполне разумен — может у компании какая-то устаревшая/неперспективная технология, и они хотят научить её студентов чтобы они только в этой компании и могли работать.
            • 0
              По п3. Если имеется в виду какая-то узкая научно-практическая проблема, то у нас есть механизм создания магистерский программ под конкретную «задачу». Когда компания и студенты изначально набираются под нее и в течение обучения занимаются определенной тематикой.
              • 0
                по п. 3 имел ввиду
                заточенность только под одну компанию на рынке
              • 0
                Едва ли они стараются идти в ногу со временем. Я уже писал комментарий на этот счет, оставлю здесь еще раз ссылку на него. Название изменилось, суть осталась. Мои друзья, с которыми я учился на бакалавриате и которые решили пойти в магистратуру, обучаются у тех же самых преподавателей и точно так же не получают никаких знаний по теме. Изменилось лишь название, суть осталась.

                P.S. Чтобы вы понимали, МГИУ вначале превратился в МАМИ, потом в Московский политех. 90% преподавателей осталось.
                • 0
                  P.S. Чтобы вы понимали, МГИУ вначале превратился в МАМИ, потом в Московский политех. 90% преподавателей осталось.

                  МГИУ никогда не превращался в МАМИ, это два разных ВУЗа, и "войти в состав" это совершенно не то же самое, что "превратиться". К тому же, МГИУ, насколько я успел прочитать, входил в состав уже Политеха, а не МАМИ.

                  • 0
                    Не вижу разницы, между «превратиться» и «войти в состав». Пары начали распределяться между двумя зданиями вузов (совершенно в разных концах Москвы), появились новые преподаватели, которых раньше не было.
                    А про Политех я точно не уверен, но вначале МАМИ поглотил МГИУ и еще несколько других вузов, потом просто изменил название. Ибо несколько некорректно будет называть такой огромный вуз автомобильным.
                    • 0

                      Помидор "превращается" в салат, или "входит в состав" салата? Или можно сказать и так и так, и это будет иметь один смысл?

                      • 0
                        Я бы не сказал, что в данном контексте МАМИ — это салат. Это просто такой же ингредиент для финального салата. Просто он, так сказать, основной ингредиент.
                        • +1
                          Относительно преподавателей МГИУ, МАМИ и других вузов, вошедших в МосПолитех… Мы не меняли существующие программы, а только запускали новые (с первого курса)… Например, МГИУ присоединили в 2015 году, поэтому все кто поступал ранее остались учиться по старым программам, силами тех же преподавателей. Кроме того, мы в силу ограниченности кадровых и методических ресурсов обновили (и продолжаем обновлять) не все программы сразу. В прошлом году из ~150 преподавателей у нас работало 50+ преподавателей-практиков из ИТ-индустрии…
                          • 0
                            Как же так, 33% преподавателей — практики из IT индустрии, а вот у моих друзей в группе их оказалось 0… На первое сентября нам тоже подобное говорили, как будет интересно, будут проекты, стартапы… А по факту? По факту учат физику :)
                            • +1

                              Уточните какой год набора и какая образовательная программа… Физику изучают на программах 'Интеграция и программирование в САПР' и 'Киберфизические системы'… Студенты этих программ входят в национальные сборные по профильным компетенциям Worldskills2017, уверенно победили в этом году на хакатоне Autodesk среди всех вузов, стали чемпионами по РобоКроссу и т.д.

                              • 0
                                Уточнять направление не буду, дабы никого не подставлять, а поступили они в этом году. Но могу вас заверить, что физика к этой деятельности вообще никакого отношения не имеет.
                                • +1

                                  Вы ничем не поставите студентов, если укажете на проблемы, которые там есть. Наоборот, если они все-таки есть (в чем я очень сомневаюсь), то мы их попробуем решить. Вы уверены, что ребята поступили к нам на факультет, а не в ВШМиП, например?

              • 0
                Вот только с реальностью все это мало дружит. А реально там вот такая:
                antijob.net/black_list/moskovskiy_gosudarstvennyy_industrialnyy_universitet2397319

                Ну и вопрос к автору: сколько преподавателей кафедры 36 МГИУ (Информационные системы и технологии) остались работать в МАМИ? И какие «крупные компании» они представляют?
                • +1

                  Ваши отзывы про МГИУ 2014 года. Да, я читал, что он был присоединён к Политеху, но это произошло в 2016 году.

                  • 0
                    Про текущую ситуацию, к сожалению, нет публичных ссылок. Но ситуация с подготовкой IT-специалистов в МГИУ стала очень плачевная. Вся linux-инфраструктура (а это в том числе и собственная система документооборота, бездисковые рабочие станции и тд) лежит в руинах. Большая часть адекватных преподавателей уволилась или была уволена. Но эта история очень долгая и наверное достойна отдельной статьи.
                    • 0

                      На всякий случай ещё раз уточню, что в статье пишут про Политех, а не МГИУ...

                      • 0
                        А в чем разница между Политехом и МГУ? Если все осталось то же самое, кроме названия? Даже если кто-то захочет что-то там кардинально изменить, уйдет не меньше 5-10 лет, пока эти изменения скажутся на образовательном процессе.
                        • 0
                          А в чем разница между Политехом и МГУ

                          Наверное, вы хотели написать "МГИУ", иначе совсем абсудно звучит.


                          Разница между Политехом и МГИУ — в том, что Политех это МАМИ, МГИУ, МГУП (и возможно я ещё кого-то не знаю, лень было википедию до конца читать). И судить по всему вузу на основании отзывов 2014 года на одно из учреждений, которое в него влилось — это по меньшей мере странно.

                          • +1
                            Конечно же МГИУ, опечатался.

                            Я не знаю про МГУП, но я учился вначале в МГИУ, потом в МАМИ (после объединения) и мне не нужно читать отзывы в интернете, потому что я лично убедился в качестве образования в этих вузах (мой развернутый комментарий). Я еще раз повторюсь, от того, что 3 или более третьесортных вуза объединились в один, совершенно ничего не изменится. Преподаватели как были плохими, совершенно не разбирающиеся в IT технологиях (по этому направлению учился я и учатся мои друзья магистры), так и остались таковыми. И работают они исключительно за зарплату, а не чтобы научить студентов чему-то.
                            • 0
                              я лично убедился в качестве образования в этих вузах (мой развернутый комментарий)

                              Вы убедились в качестве образования во всех трёх вузах сразу?


                              И работают они исключительно за зарплату

                              Мне очень сложно представить преподавателя, который работает за зарплату. Ну очень это невыгодно. Ну да ладно.


                              Ну и не совсем понятно — вы ожидали, что после объединения в один момент сменится учебная программа? Что всех преподавателей разгонят одномоментно и наймут новых? Ну это наивно как-то. В лучшем случае, можно ожидать, что первый курс пойдёт по какой-то новой программе и с новыми преподавателями. И то скорее через год-два. Это ж адовое количество людей и работы бюрократической машины.

                              • 0
                                Я убедился в качестве образования в двух вузах — МГИУ и МАМИ.
                                А про вторую часть вашего комментария я как раз таки написал выше — что пройдет несколько лет, пока там что-то наладится (если вообще наладится). Поэтому смысла поступать в этот вуз сейчас нет никакого (если только цель — получение бумажки, тогда да).
                                • 0

                                  Вы убедились в качестве образования МГИУ и МГИУ, насколько я понял — вы же шли по той же образовательной программе, что при поступлении? Естественно, что после вхождения в состав МАМИ в вашей учебной программе ничего не могло резко поменяться.


                                  Относительно того, имеет ли смысл поступать сейчас — я не знаю, со свечкой не стоял, но есть вероятность того, что с объединения прошло 3 года, и за это время программа и преподаватели первых курсов изменились. Просто хочу верить в хорошее.

                      • 0
                        Спасибо jehy, все верно — сейчас уже нет такого вуза МГИУ, поэтому не совсем корректно так говорить. Опять же не могу отвечать за всех, но мне кажется, что поддержка инфраструктуры (обслуживание и обновление) лежит на конкретных людях, а если они ушли…
                    • 0
                      Могу отвечать только за новые образовательные программы ИТ факультета, которые были созданы в 2014 году. Все студенты, кто поступил ранее, доучивались по старым программам силами прежних преподавателей (правда, также не могу сказать какие именно там были изменения).
                      По статистике преподавателей МГИУ также не могу подсказать, так как не обладаю этой информацией
                    • +1
                      Если у вас есть люди которые могут это сделать и которым не будут мешать учить на протяжении 5 лет и если это не просто замануха — отлично.

                      Выстраиваем параллельные траектории развития студентов — в предпринимательской части
                      Невозможно сделать предпринимателя.
                      Это как быть консультантом по бизнесу не имея своего бизнеса.

                      Выстраиваем параллельные траектории развития студентов в части развития коммуникаций (SoftSkills).
                      А есть у вас какой то roadmap для студентов по этой теме, почитать/посмотреть ролики?
                      Это вообще что и как планируете делать, курсы психологии или что?
                      • +1
                        Пока что держимся четвертый год, посмотрим как будут развиваться события :)
                        Спасибо!

                        По предпринимательству — имеется в виду, например, поддержка активных студентов с их стартапами, заявками на гранты, выступлениями с презентациями их бизнес-проектов. То есть именно для ребят, у которых есть свой проект.

                        По softskills. Встроенные в образовательную программу курсы по деловой коммуникации, публичным выступлениями и тп. Плюс приглашаем с мастер-классами разных профессиональных спикеров.
                        Сами события в группе ВК освещаем, но также планируем на сайт факультета перенести информацию.

                      • +2
                        Ничего не понятно. Так итого — чему вы учите? Покажите конкретную программу. Кто у вас эти самые загадочные РОПы из индустрии? Где можно посмотреть проекты ваших студентов?
                        Или то, что вы пишете пока только в теории и в формате «было бы круто, если бы ...»?
                        • 0
                          С образовательными программами и РОПами можно ознакомиться в разделе факультета mospolytech.ru/index.php?id=4594
                          Смотрите раздел «Образовательные программы». Там же находятся карты дисциплин — распределение по семестрам
                          • 0
                            Окей. Как минимум смотрится очень интересно.
                            Но огромная загадка почему вы пишете столько общих слов вместо простого:
                            «У нас среди руководителей образовательных программ экс топ-менеджер ЛК/Инфовотча/Акрониса, а среди дисциплин по специальности веб-разработки React, Angular, Unity и Xamarin». Вот чесслово это было бы заметно конкретнее и интереснее, чем лозунги про детей ваших друзей.
                            • +1
                              а среди дисциплин по специальности веб-разработки React, Angular, Unity и Xamarin
                              Аж передернуло, кто нибудь, откройте ПТУ/техникум, да учите там разработке, зачем в ВУЗ это.
                              • 0
                                Вы это мне?
                                • 0
                                  Это упрек не вам. Я по ссылке не нашел React, Angular, Unity и Xamarin.
                                  Есть вероятность, что через 5 лет, эти технологии могут быть устаревшими, зачем их учить в вузе…
                              • 0
                                Потому что хотели для начала именно про подход представить свое видение. Вижу, что конкретика вызвала интерес, по мере возможностей подготовим отдельные материалы по программам.
                          • 0
                            > Не сомневаемся до такой степени, что планируем устроить открытую защиту дипломных проектов, а также привлечь профессионалов оценить ребят, дать свою экспертную оценку.

                            пришёл бы, хотя в мск ехать ради этого накладно
                            • 0
                              Следите за нашими анонсами в группе ВК и АИ — приглашения будут именно там
                          • 0
                            Супер!
                            Теперь ждем статью с названием:

                            Как необразованная молодежь становиться образованной. Ответ чиновников.

                            На хабре есть люди из власти? Давайте напишем дружно в личку?

                            * * *

                            Вопрос к Политеху:
                            Как вы решаете проблему «подушного» финансирования? Ведь при каждом отчислении любой ВУЗ (в том числе и ваш) теряет деньги. Следовательно есть конфликт интересов между вами и, простите, «приспособленцами»
                            • 0
                              Для нас сейчас крайне важна репутация. Если студент не тянет, мы его отчисляем (есть 2 пересдачи). В любом случае, мы отвечаем за те программы, что организуем. И в них стараемся отвечать за результат.
                              • +2

                                Отчисляем действительно много. С 2014 года до выпускного курса дошло меньше половины… Но с каждым годом ситуация улучшается — к нам перестали приходить ребята, чтобы 'отсидеться', существенно вырос проходной балл, усилили методику и структуру программ… Конечно, не все идеально, но положительная динамика очень сильная

                              • +1

                                У нас как в больших ИТ-компаниях есть разработчики (Ропы, проектный офис деканата и т.д.), а есть 'Sales-службы', которые постоянно говорят, что #денегнетновыдержитесь, и что нельзя отчислять… Но наш секрет в том, что мы не боремся за часы и нагрузку, умноженную на количество студентов… Мы каждый год избирателей заново и подбираем такое количество преподавателей, которое соответствует численности групп. У нас даже появилась и текучка кадров, что редкость в вузах.

                              • 0
                                mdanshina, в классических вузах дико не хватает того, что стало нормой в МООС: краткого описания и плана для каждого курсах, желательно без регистрации без смс на официальном сайте вуза, для абитуриентов. Планируете это реализвать?
                                • 0
                                  Выше отвечала, продублирую.
                                  С образовательными программами и РОПами можно ознакомиться в разделе факультета mospolytech.ru/index.php?id=4594
                                  Смотрите раздел «Образовательные программы». Там же находятся карты дисциплин — распределение по семестрам.
                                  Стараемся по максимуму выкладывать информации, но пока что не на все хватает сил/времени.
                                  • 0
                                    Я имел в виду всех программ, а не только спецкурсов, в идеале skillwheel. Это помогает задуматься нужен ли предмет вообще, и в чем разница между студентами, которых один преподаватель выпускает, а другой ожидает принять (то самое «Вы это должны были раньше изучать»). Как писали в каком-то из обсуждений, сначала ты работаешь года три, а потом начинаешь жалеть, что на втором курсе невнимательно слушал нудного дядю, потому что не понимал, зачем его предмет.
                                    • 0
                                      Так по ссылке как раз описание программ с дисциплинами… Или вы имеете в виду содержание самих дисциплин?
                                      За ссылочку спасибо! Очень интересное представление :)
                                      • 0
                                        Именно самих дисциплин, с нарезкой по темам лекций. Посмотрите, как у закончившихся курсов на coursera сделано, полный комплект: дисциплина с содержательными пояснениями, лекции, к каждой лекции пояснение, конспект, видеозапись и вопросы для самопроверки.
                                • 0
                                  У меня возник вопрос связанный со вторым высшим образованием. Имея весьма успешный опыт работы программистом, мне хотелось бы получить хорошую техническую базу, которая есть у моих коллег, и диплом, который иногда становиться проблемой на собеседованиях в бюрократичных крупных компаниях. Во многих хороших технических ВУЗах просто нет второго высшего или заочного. Что бы вы посоветовали?
                                  P.S. Дополнять серию статей «Из маркетологов в программисты в N лет» я не буду))

                                  Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.