Pull to refresh

Цифровой износ — старое явление на новый лад

Reading time6 min
Views13K


Четверть века назад цифровые технологии пришли к простым потребителям. До того момента у нас, простых потребителей, были бумажные книги, виниловые пластинки, магнитофонные ленты и кино-фотоплёнка. Все это богатство изнашивалось при использовании, искажалось при копировании и попросту портилось от времени при хранении. Конечно же, по хорошему, нужно было иметь негативы и мастер-ленты для хранения и первые копии для использования, но конечные потребители мало следовали этим правилам.

И когда к нам пришли персональные компьютеры с цифровыми технологиями, это было чудом — книги, фотографии, песни и фильмы, всё это не портилось ни при хранении, ни при воспроизведении, ни при копировании. На горизонте появилась цифровая вечность. Появилась, помахала ручкой и пропала.

О том, что цифровые технологии победили, но у победы оказался странный вкус, можно говорить долго. Сейчас я затрону только вопрос фотографий.

Зачем это всё


В течении последних 14 лет я изучаю историю техники. В этом своём занятии я использую не только архивные документы и бумажные книги, но так же и цифровые документы. Это сканы и фотографии с личных страничек, местных интернет-форумов, сайтов библиотек и газет, и даже с сайтов-помоек со «смешными картинками» (куда грузится всё что не попадя).

Для работы с этим контентным адом, мне пришлось выработать рефлексы, разработать методики, а так же формализовать и описать возникающие у меня на пути проблемы.

Потому, что если проблема описана и хорошо задокументирована, то это уже не проблема, а просто особенность работы.

Явление героя


Явление, о котором я хочу поговорить, широко известно и много обсуждается, но, как это ни странно, не имеет устоявшегося названия и чётко очерченых границ.

Это точно не «деградации данных» (data degradation) — она является следствием случайных технических сбоев при хранении. И это явление не тождественно «дефекту поколений» (generation loss) — он иллюстрирует некоторые технические аспекты процесса, но не описывает и не объясняет организационную сторону проблемы.

Поэтому, я придумал термин «цифровой износ» (ещё раз проверил, прямо перед публикацией — ни Гугл, ни Яндекс этого словосочетания не находят). В данном случае, под «износом» я понимаю тоже самое что и в случае с износом в физическом мире — потеря потребительских свойств в процессе эксплуатации. И, как и в случае с техникой, цифровой износ зависит от условий и режимов эксплуатации. Спокойная езда автомобиля по ровной дороге приводит к одному уровню износа, гоняние по колдобинам, да ещё с перегрузом — к другому.

Цифровой износ в начале цифровой революции


Как я уже говорил, в начале цифровой революции, цифровые фотографии были перспективней аналоговых — они не выцветали и не искажались при копировании. Однако, очень быстро оказалось, что цифровые фотографии лишь в теории могут вечно сохраняться и копироваться без ущерба для качества. А всё из-за них — условий эксплуатации.

А условия тогда были очень жёсткими.

Диски имели маленький объём, а доступ в интернет — маленькую скорость. К тому же, и то и другое было ыдорогим. Это было суровое время. Мы выживали как могли.

Мы уменьшали картинки в размерах



Мы экспериментировали с форматами



И всё равно, это не помогало. Потому как наши почтовые ящики были мизерными, а наши сайты имели меньше места чем требует хранение одного raw-файл современного цифрового фотоаппарата.
— 10 Мб дискового пространства (без учета log-файлов),
— использование любого домена,
— предустановленные CGI-скрипты,
— 1 реальный почтовый ящик,
— виртуальный почтовый сервер на Вашем домене с неограниченным числом EMail
адресов,
— доступ и обновление по FTP,
— статистика доступа к серверу.

1.3.1 Установка виртуального сервера… бесплатно
1.3.2 Ежемесячная плата...........................7 у.е./мес
при единовременной оплате 6 месяцев...............40 у.е.
при единовременной оплате 1 год...................70 у.е.
1.3.3 Дополнительное дисковое пространство........1 у.е./мес за каждые 10 Мб

(реальный тарифный план на хостинг из 2002 года, и у.е. и зарплаты тогда были не то что сейчас)

Экономическая и организационная реальность интернета была такой жёсткой, что теоретически неповреждаемые_при_копировании картинки, в реальности, убивались в хлам при их эксплуатации.

Мир после цифровой победы


И вот, прошли десятилетия, интернет стал широким, диски — огромными, и стоит всё это сущие копейки. Сейчас нет нужды экономить байты, а большинство людей даже не задумывается над такими вопросами. Люди просто фотографируют и сразу же заливают фотографию в интернет, без какого-либо редактирования.

Казалось бы, наступило то самое цифровое будущее, в котором картинки живут вечно и не искажаются в процессе их копирования.

Увы, но нет.

Самыми распространёнными вариантами использования картинок в интернет, в настоящее время, являются:

  • заливка в социальную сеть
  • заливка на фотохостинг
  • заливка на интернет-форум
  • пересылка в мессенджере
  • заливка на собственный сайт

(варианты указаны в произвольном порядке)

И ни один из этих вариантов, включая заливку на собственный веб-сайт, не является гарантированно неискажающим.

Оказалось, что одновременно с ростом размеров диском и квот хостингов, выросло и количество цифровых картинок. И процесс борьбы за каждый байт, на самом деле, не исчез, а переместился с вашего компьютера на сервера интернет-сервисов. И в дело идут всё те же две операции — изменение размера картинки и игра её форматом.

И вот вам простая, но очень наглядная иллюстрация.

Я взял на Википедии файл с изображением известной картины вырезал из ней кусок под пропорции «4 на 3», изменил размер до 2000 пикселей в ширину и сохранил в jpg-файл размером 804 килобайта.



С данной картинкой я сделал то, что делают большинство пользователей интернета — залил в соцсеть (в данном случае, Facebook).

А потом скачал и получил jpg-файл размером 602 килобайта, при тех же 2000 пикселей ширины и 1500 пикселей высоты.



Вы, конечно же, скажете что знаете про то что бывает когда используют формат jpg, что это тот самый «дефект поколений» (generation loss) и что невооружённым взглядом разницу между картинками заметить невозможно.

Ну так я вооружился и с помощью графического редакторы получил «разницу» между картинками (PaintShop Pro в этом случае делает вычитание цветов по каждому цвету и берёт модуль). В результате, я получил картинку, которую невозможно отличить от сплошной чёрной заливки.

Но только неворужённым взглядом. Вооружённый же взгляд сказал, что в картинке более 9 тысяч цветов. Более 9 тысяч оттенков серого, визуально неотличимых от чёрного. Всего 9 тысяч, на картинку размером в 3 миллиона пикселей. Казалось бы, беспокоиться не о чем — искажения минимальны.

Вот этот момент я решил узнать у скольких пикселей цвет точно совпал, и для этого заменил чистый чёрный цвет (#000000) на чистый белый (#FFFFFF). Результат вы уже видели в начале этой статьи — белых пикселей очень мало. Написанный мной скрипт подсчитал число пикселей в исходной картинке, цвет которых точно совпадает с соответствующими пикселями на картинке прошедшей Facebook.

Их оказалось ровно 37385, то есть — 1.2% от общего числа пикселей.

98.8% пикселей оказались искажены в результате одной лишь итерации «закачать в соцсеть».

Новое слово на букву «И»


Тут вы спросите, чем же меня не устроил существующий термин «дефект поколений» (generation loss).

А не устроил он меня тем, что описывает лишь один технический аспект (условно говоря, аналог «истирания» в механике), но не указывает на всё явление целиком.

А явление это состоит в том, что дефолтным методом использования картинок в интернете, в настоящее время, является отправка их в сервисы, которые совершают над ними действия ведущие к искажению.

И это не только повторное сжатие, это ещё и изменение размера (например, как у мессенджера Facebook), и даже наложение логотипа (как у многих интернет-форумов, блогоплатформ и вебсайтов).

При этом, пользователи интернета мало заботятся о том, чтобы найти как можно более качественный вариант (в идеале — оригинал), а просто повторно используют первые попавшие им в соцсетях и поисковиках картинки. Картинки, которые раз за разом проходят процедуру пережатия, уменьшения или увеличения пиксельного размера, а также многократного наложения логотипов.

Для массового потребителя, на первое место выходит сам факт переотправки картинки и быстрота, с которой он осуществлён, а вопрос качества им просто игнорируется.

То есть, имеют место быть изменения, которые появляются не по причине наличия у пользователя такого желания, а просто в результате жизненного цикла цифрового изображения. И, учитывая технологическую и социальную реальность современного интернета, эти изменения вносятся неизбежно и прогнозируемо.

Именно поэтому я называю это явление «цифровым износом» — оно возникает в результате эксплуатации.

* * *

Конечно же, существуют профессионалы и технические решения, которые позволяют хранить и передавать файлы без искажений. Надо просто использовать специально настроенные компьютеры и протоколы передачи файлов.

А, с другой стороны, если иметь правильно оборудованное помещение и аккуратно обращаться с бумажными носителями, то их можно хранить и использовать очень долго и практически без потерь.

Я не хочу сказать, что не изменилось совсем ничего. Конечно же изменилось и, особенно, для профессионалов. При правильной эксплуатации, цифровые объекты действительно можно считать вечными, в то время как аналоговые подвержены разрушению, даже при самом идеальном хранении.

Но тот режим эксплуатации цифровых объектов, который использует массовый потребитель в условиях современных интернет сервисов, сходен с тем режимом эксплуатации который массовый потребитель применял к тем же магнитофонным записям и фотографиям.

И такой режим ведёт к возникновению «цифрового износа», который хоть и не является полным аналогом механического износа, но играет ту же роль в жизненном цикле цифровых объектов, которую механический износ играет в жизненном цикле объектов материальных.

И что теперь? (послесловие)


Основной целью создания концепции «цифрового износа» является не запугивание читателей или стенания «мы все умрём», а выработка рефлексов и методов для жизни и деятельности в условиях существования этого явления.

И понимание того, как и по каким законам цифровые объекты живут и распространяются в интернете, уже не раз позволяло мне найти менее изношенную версию заинтересовавшей меня картинки.
Only registered users can participate in poll. Log in, please.
Ищете ли Вы более качественную версию картинки перед тем как запостить в соцсети?
27.74% Да, всегда81
28.08% Скорее да82
13.7% Скорее нет40
3.08% Нет, никогда9
19.86% Не заморачиваюсь этим вопросом58
7.53% Вообще не понял о чём речь22
292 users voted. 41 users abstained.
Tags:
Hubs:
+3
Comments32

Articles

Change theme settings