Нацеленное скликивание рекламного бюджета в Я.Директ

    Рекламный бюджет, дело хитрое. То он есть, то его уже нет. И происходить это может не потому, что Ваше рекламное объявление, в поиске яндекса, действительно хорошо сработало и по нему перешло много заинтересованных клиентов, но и потому, что Ваши конкуренты решили потратить немного своих денег, чтобы Вы лишились своих.

    Законно ли? Возможно ли? Да, но обо всем по порядку.

    В конце статьи расскажу, почему не стоит заниматься такой деятельностью и чем это может быть чревато для вас.

    Когда понимаешь, что рекламный бюджет слился и дал нулевой результат


    С недавних пор стал замечать, что все больше и больше на сайт, по рекламе, начали переходить роботы. Они сидят на странице от 2 до 5 секунд, бывает что и по 10. Отказы увеличиваются, деньги за клик списываются, глубина просмотра уменьшается, поведенческие падают.

    Раньше думал, что это просто совпадение, никто нацеленно этим не занимается, кому вообще нужно заморачиваться. Но как же я был не прав.

    В один прекрасный момент, мне позвонил менеджер компании, которая занимается скликиванием рекламного бюджета в Я.Директ. Причем, по их словам, для этой цели они разработали специального робота, который полностью эмулирует поведение пользователя и не распознается яндексом как бот. Просматривает поиск, переходит по разным ссылкам, но основной задачей является переход именно по трем первым ссылкам рекламы, под строкой поиска. И если Вы являетесь клиентом этой компании, то адрес Вашего сайта заносят в белый список и по Вашим ссылкам никто не перейдет.

    Сначала я решил, что это очередные разводилы. Дай нам денег, мы уберем конкурентов и прочая лапша. Начал интересоваться данной компанией на форумах и непосредственно у самого Яндека.

    На форумах разумеется была масса непонятных отзывов и комментариев. Гневных, хвалебных и прочих, ничего стоящего внимания. Но вот ответ Яндекса меня озадачил.



    Получается, Яндекс прекрасно знает об этих ребятах. Но ничего кроме, «Мы стараемся, за ботов деньги не списываются, пусть себе существуют», предпринимать они не хотят. Да, ценник у этих ребят довольно существенный, в среднем 45-50 тысяч предоплата. Но ведь и людей, кто готов потратить такую сумму, тоже много. В некоторых нишах бизнеса, такая сумма тратиться на рекламу за пару недель, а то и дней.

    Еще немного порыскав по форумам, нашел несколько интересных отзывов и комментарии вроде как сотрудника Яндекса.



    Как оказалось проблема актуальна еще с 2015 года. Но похоже Яндекс так ничего значительного и не предпринимал. Компания существует по сей день, и похоже успешно.

    Что же касается рядовых пользователей, бюджеты которых могут пострадать. Соглашаться на услуги этих ребят или нет, дело Ваше. Но нужно помнить одну истину:

    Даже если Вы заплатили за скликивание конкурента, он так же может заплатить за скликивание Вашей рекламы. Никакие белые списки не смогут помочь. Ведь если в конечном итоге все будут сотрудничать, то кого им тогда скликивать?

    А как бороться с такими скликами?


    Стоит сразу понять важный момент:
    Ничто, на 100% не убережет Вас от клик фрода, слива бюджетов и прочих вещей.

    1. Первое, что пришло мне в голову, был Вебвизор Я.Метрики
      Самому отследить переходы и проанализировать поведение не так уж сложно, но затратно по времени, плюс к этому, нужно еще как то доказать Яндексу, что это действительно был бот, а не Вы сами хотите вернуть свой бюджет.
    2. Можно анализировать логи посещений, но это уже для тех, кто в этом хотя бы немного знает. Некоторые даже доступа к логам не имеют. Не говоря уже о том, чтобы уметь анализировать какие то там посещения. Опять таки, попробуйте доказать, что это реальные данные, а не Ваш хитрый ход.
    3. Не заказывать услуги у подобных компаний. Ведь, чтобы попасть в так называемый белый список. Вы должны предоставить адреса сайтов, по которым робот не должен переходить. И как знать, что этот белый список завтра не станет черным.

    Все же решил заказать конкурента?


    Тогда учитывай следующее:

    • Если переходы действительно осуществляются и определяются как реальные люди, а не боты, то бюджет конкуренту ты сольешь, тут сомнений нет. Но учитывал ли ты, что CTR конкурента может вырасти пропорционально кол-ву кликов?
    • Как мы знаем, чем выше CTR, тем дешевле клики в будущем. Ты можешь потратить свои деньги на попытку выбить рекламу конкурента, слив его бюджет. Поначалу у тебя возможно даже будет получаться, но когда у него цена за клик начнет падать, а твои затраты на ботов расти, потому что кликать придется больше, тогда то ты и поймешь, что потратил и бюджет и время зря.
    • Сумму, потраченную на скликивания, можно было бы вкинуть в свою рекламную компанию и получить неплохих клиентов. Но увы, ты отдал деньги непонятно кому, непонятно зачем, еще и конкурент стал тратить на рекламу меньше.
    • Возможно твои данные сохранились в системе, которой ты пользовался. И не исключено, что как только ты прекратишь платить, тебя попросят продолжить. И возможно, когда ты откажешься, то сам станешь жертвой склика, но уже бесплатного и проводить его будут боты, вынеся тебя из белого в черный список.
    Поделиться публикацией
    Ой, у вас баннер убежал!

    Ну, и что?
    Реклама
    Комментарии 52
    • +4
      Как мы знаем, чем выше CTR, тем дешевле клики в будущем. Ты можешь потратить свои деньги на попытку выбить рекламу конкурента, слив его бюджет. Поначалу у тебя возможно даже будет получаться, но когда у него цена за клик начнет падать, а твои затраты на ботов расти, потому что кликать придется больше, тогда то ты и поймешь, что потратил и бюджет и время зря.
      Возможно твои данные сохранились в системе, которой ты пользовался. И не исключено, что как только ты прекратишь платить, тебя попросят продолжить. И возможно, когда ты откажешься, то сам станешь жертвой склика, но уже бесплатного и проводить его будут боты, вынеся тебя из белого в черный список.


      Какие-то противоречивые тезисы. Почему бы тогда просто не заказать скликивание своей рекламной компании? :)

      Потратил немного денег, накрутил ctr, а дальше реальные посетители будут за копейки приходить. Мечта любого интернет-магазина, разве нет?
      • +1
        Так во втором скриншоте с перепиской оно и есть- человек спрашивает о том, связывался ли кто с компанией, уменьшающей цену клика в 5 раз за 10 минут.
      • –2
        Уже ведь было www.youtube.com/watch?v=1mEMO3TTtDY
        • –1
          1. Яндекс выдает капчу (например наши SEO шники постоянно сидят со свякими RDS барами и только и вводят капчи).
          2. Для обхода капчи нужны прокси. А Яндекс банит прокси по IP. Для парсинга Яндекса нужны приватные прокси (можно купить за 5$ — 1 IP). Дешевые общие не подойдут — очень много из них — забанены.
          3. Статистика по кликам Яндекс.Директа может измениться даже через неделю. Правда не намного — до 10 кликов в день на рекламную кампанию.
          4. На 30-60 т.р. можно сделать неплохую рекламную кампанию в Яндекс.Директе.
          Один большой минус — скликивание все же возможно.
          • +3
            1. Разгадать 1000 капч стоит 50 рублей. Среднее время распознавания капчи до 10 секунд. Это что аргумент?
            2. Белый прокси стоит дешевле, а если брать оптом еще дешевле. При этом никто не банит прокси, если не заниматься агрессивным парсингом. Уверен, что боты ведут себя очень аккуратно и практически как пользователи и никто их не банит.

            Поэтому эти два пункта вообще никак не защищают от скликивания.
            • +3
              Это при переходе по баннеру еще и капчу разгадывать? Еще один аргумент в пользу адблока!

              (нет, вы серьезно?)
              • 0
                Не знаю как в яндексе, но в гугле тебе не покажут результатов поиска до тех пор, пока не введешь капчу — если ip им покажется подозрительным.
                • 0
                  И в яндексе тоже. почему я и ушёл от яндекса.
              • 0
                Ставишь адблок — тебе противодействуют антиадблоком.
                Как вариант — тяжелую артиллерию подключать — Ad Nauseam, расширение которое само кликает по всей рекламе на странице, превращая превращая видимый рекламодателям профиль в кашу
              • 0
                Что мешает кликерам пользоваться зомби?
                Один черт чернуха — поймают, засудят.
                А зомбаки дешевле и имеют реальный профиль (жертва куда-то реально ходит) на фоне которого склики будет много сложнее опознать.
              • 0
                Так в даркнете можно притарить подобный софт. Конечно стоит не дешево, но как факт — тема реальная. Но многие берут по причине того, что можно скликивать рекламу на своих сайтах ( получая профит как вебмастер ) Контекст конечно тут не скрутить, а в остальном — легко
                • 0
                  Где-то мелькнуло слово «мошенники», а в посте про законность ни слова. Мошенничеством вроде не пахнет, а вот что-то другое пришить можно? В наружной рекламе аналогией было бы брать деньги за порчу стендов, чтобы конкурент на них разорился, то есть порча имущества. А тут?
                  • 0
                    По этому поводу у одной из подобных компаний описано так:
                    как известно, системы контекстной рекламы основаны на аукционе, в котором первые места занимают в лютой борьбе самые богатые и крупные компании, завышающие цену клика в «Яндекс.Директе» более той, которая реальна для других, закладывая туда в том числе и возможные склики. Такой аукцион включает в себя также возможность подставок, когда один конкурент специально увеличивает стоимость клика у другого в силу того, что реальная стоимость клика составляет не величину Вашей ставки, а ставку конкурента на позицию ниже плюс 1 цент!

                    Система в автоматизированном режиме во много раз умножает конечную цену клика конкурента, разбавляя реальные клики целевой аудитории симулированными кликами (click fraud), обходя все системы защиты, и делая тем самым обладателя такой системы вне конкуренции на аукционах контекстной рекламы в своей области бизнеса. Таким образом, система не наносит непосредственный материальный ущерб конкуренту, но побеждает его в «Яндекс.Директе» в рамках заложенного им бюджета. Яндекс утверждает, что цена клика в «Директе» от 1 цента, поэтому, если клиент вынужден делать ставку 20 у.е., то, получается, что 1 цент уходит за клик, а 19.99 у.е. за вытеснение конкурентов при каждом клике. Но в настоящее время во многих компаниях происходит переоценка контекстной рекламы, и теперь возможно оставить конкурентов далеко позади, делая ставку на систему (0.11 у.е./склик без всякого аукциона)! Это тоже ставка. Наш робот перераспределяет рекламный бюджет между «Яндекс.Директом» и системой, освобождая излишки бюджета, которые вынуждены расходовать участники контекстной рекламы, для посильной борьбы между собой, поэтому система является инструментом успешной борьбы на аукционах контекстной рекламы и не присваивает чужих средств!
                  • +8
                    Ои бедные нищасные…
                    Никого не жалко. Выбирал холодильник на Яндекс маркете, раз двадцать заходил на страницу товара, чтобы смотреть детали. Так яндекс с магазом обрадовались, вздули цену на 20% выше чем у остальных.
                    Если хотите навредить конкурентам — теребите страницы их товаров на яндексе, они подумают, что большой спрос и раскатают губу, автоматически подняв цены.
                    • +3
                      Точно могу сказать, что этим юлмарт и сайты по продаже билетов промышляли. Утром выбрал нужное — одна цена. Вечером решил купить — цена выросла. Зашел в режиме инкогнито (даже ip менять не нужно было) и цена снова «своя»:) ненавижу умников, которые так наживаются на клиентах.
                      Сейчас, кстати, если заказывать такси у двух гигантов, через минуту после первого поиска, цена увеличивается как правило.
                      • +4
                        Uber, кстати, ловили на том, что он завышает цену, если заряд батареи в смартфоне низкий. Расчёт на то, что человек в безвыходном положении: либо соглашайся на предложенные условия, либо скоро ничего заказать уже не сможешь.
                    • +4
                      На хабре столько статей критикующие и поиск яндекса, и директ и агрессивную рекламу их сервисов, и много всего другого. Искренне удивляюсь, что яндексом вообще кто-то еще пользуется.
                      • +1
                        А где тут критика Яндекса? Пара предложений про отнекивания от проблемы, да. Критики нет.
                        • –1
                          Я только картами и погодой пользуюсь. А он еще для чего-то годен?
                        • +8
                          Снимите уже пелену с глаз, Яндекс — ЗЛО!
                          Есть некая граница роста, переходя которую любая компания, становится абсолютным злом.
                          Есть совершенно объективные критерии такой трансформации — начиная от риторики тех.поддержки и заканчивая сращиванием с гос.аппаратом (в самом худшем его проявлении)

                          И будет это зло разрастаться, впитывать в себя умы молодых и перспективных кодеров, собирая их дешевыми пряниками по всей стране. И будет гнобить конкурентов, используя убогую судебную систему и продажный чиновничий аппарат.

                          И не может быть по другому, условия таковы…
                          • 0
                            нужен профсоюз пользователей, что бы можно было координировать it — протесты в интернете против всяких «яндексов» и прочего наглеющего шлака. Какой — нибудь интернет «навальный»/народный регулятор.
                          • +2

                            Яндекс, маркетологи, в новом интернете вам не будет места, вас бортанут, потому что без вас будет лучше.
                            Не удивлюсь что создатели "белых списков" и есть сотрудники яндекса.

                            • +2
                              А чего бы их бортовать, и тем более — кому?
                              • 0

                                Другой концепции дружище.

                                • 0

                                  У Яндекса посоветую спросить, не против ли он. Сдается мне, следят они внимательно и за другими концепциями, и за доходами своими.

                              • 0
                                А новый интернет это что такое? Чебурнет? Так там как раз у них конкуренции и не будет.
                              • +1
                                Банеры и даже контекстная реклама слегка устарели. Рулят обзоры от независимых экспертов и рекомендации от авторитетов (типа Гоблина и прочих).
                                • +7
                                  Конечно, рулят. Особенно когда обзоры заказаны и оплачены (Гоблин как раз отличный пример)
                                  • +2

                                    Все верно. Как правило когда решаешь что-то купить, то ищешь тесты и потом отзывы по товарам. И только потом начинает задалбывать контекстная реклама. НО её время уже ушло.

                                    • 0

                                      Контекстная реклама была в теме и не похоже, что когда-нибудь перестанет. Не будете же вы эксперта просить сделать обзор на ваш шиномонтаж в Строгино, и рассчитывать что кто-то к вам поедет из Выхино, почитав этот обзор?

                                      • 0

                                        Нет, но попросить какого-нибудь автомобильного обзорщика мельком сказать в видео, что он заезжал в ваш шиномонтаж и там было все на высшем уровне можно.

                                        • 0
                                          И сколько людей, кому вот сейчас вот здесь нужен шиномонтаж, это видео найдут?
                                          Ответ: ровно ноль.
                                          А контекст — отработает.
                                          • 0
                                            Найти помогут поисковики, индексирующие видео.
                                      • 0
                                        Независимые эксперты тоже кушать хотят, поэтому нет-нет, да и «обозреют» что-нибудь за денюжку…
                                        • 0
                                          По настоящему независимые эксперты могут быть только анонимными, а анонимным отзывам доверия нет. Поэтому замкнутый круг не разорвать.
                                        • +1
                                          Ух ты, несколько лет назад делали подобного робота, но только для продвижения сайта по поведенческим факторам.
                                          Т.е. программа ставилась у пользователя, который за это получал денежку. Когда комп какое-то время бездействовал, робот получал задание, запускал дефолтный броузер, вводил нужный поисковый запрос, искал в выдаче нужный сайт (он мог быть и на 100500 странице) переходил на него и там выполнял задание (полазить по сайту N времени, или заполнить форму и тд и тп).

                                          За счет использования компа пользователя, полностью решался вопрос с проксями, а капчи, которые иногда появлялись, разгадывались на антикапче. Более того, планировалось фильтрация по владельцу компа (мужчина, больше 30, интересуется автомобилями).
                                          Многое уже работало, помню в режиме тестирования, какой-то левый сайт поднимали в выдаче.

                                          Правда вскоре инвестор сказал, что все отменяется, полностью с нами расплатился и закрыл проект.
                                          • +3
                                            Крайней интересно было бы увидеть статью с оборота истории — со стороны Яндекса. Не просто процитированный уверенный ответ, что «у нас все ок, мы их фильтруем лучше, чем они работают», а именно реальные решения.

                                            После такого рода статей, скажем, кто-то ещё и подумает, тратить ли деньги на контекст. Хорошее аргументированное изложение, что делается для защиты от такого (причем именно работающее) было бы очень актуально, я думаю.
                                            • 0

                                              Вряд ли представители Яндекса захотят разглашать способы и методы борьбы с клик-фродом, т.к. этими данными смогут воспользоваться негодяи.

                                              • 0
                                                Так они уже все сказали. Всего два десятка коэффицентов и «самообучение».
                                                • 0
                                                  Ну для начала не два десятка, а больше двух сотен. И машинное обучение — это не то чтоб веткой носорога от вас отгонять, а вполне рабочий метод оценки и фильтрации большого объема трафика. Работа роботов миксуется с ручным трудом асессоров, которые следят за долгосрочными трендами, и разработчиков, которые перепроверяют каждый частный случай по жалобам.
                                              • +3
                                                Комментаторы ниже в целом отписались, что у нас можно и посмотреть отфильтрованные клики, и получать назад деньги в тех случаях, когда фильтры сработали не ДО, а после списания денег за клик. Попробую их немножко дополнить, раз интересна история со стороны Яндекса.

                                                Фрод и антифрод — это такая тема, про которую можно и полезно несколько раз в год поговорить (мы на самом деле уже много раз рассказывали, как внутри всё устроено. Без таких деталей, которые могут использовать мошенники, но всё же довольно подробно: www.shopolog.ru/metodichka/analytics/no-pasar-n-yandeks-dirrekt-o-tehnologiyah-fil-tracii-sklika например)
                                                Как и любой быстрый способ отъема денег у людей, кликфрод, по-моему, вечен — появился в тот же год, что и контекстная реклама, с ней и помрет. С точки зрения компаний, которые предлагают такую услугу, она работает — потому что всегда находятся новые люди, которые готовы платить, чтобы конкуренту стало хуже.
                                                Как на самом деле это работает — львиная доля склика фильтруется сразу, на подлёте. За это деньги не списываются, статистика не учитывается, а рекламодатель спит спокойно, вообще не подозревает о существовании всего ада, который ломится к нему в кампанию, но не может проломиться. По рунету гуляет разная статистика, но в среднем речь идет о каждом пятом клике.

                                                Дальше есть какое-то количество склика, который пролетел через онлайн-фильтрацию и успел повлиять на отчеты. Он фильтруется постфактум, поэтому рекламодатель может увидеть в отчете пометку об откате, вот такую: yadi.sk/i/nkWskm6Q3QYoCn (за неделю проскочил 701 клик, этот трафик признали недействительным, почистили из статистики, восстановили за него деньги на счетах). Дополнительно еще получает уведомление: yadi.sk/i/d8m7q_Hj3QYr7G
                                                На этом этапе проверки работает сложная конструкция, которая собирает кучу разных событий вокруг пользователя и строит граф его поведения. И находит тех самых «реальных людей» с аномальным поведением. Вот здесь не будет подробностей, по каким параметрам идет проверка. Но в реальности мы чаще сталкиваемся с пережатыми фильтрами на своей стороне, чем с новым непобедимым фродом.

                                                Значит ли это, что никак нельзя скликать себя или соседа? Не значит, фрод это действительно серьезная проблема интернета, которую нельзя взять и побороть — каждый день могут прийти новые умельцы с простым интересом сломать систему. Поэтому в Яндексе работают не только автоматические фильтры, но люди — отдельная команда, которая регулярно по жалобам поднимает всю статистику, анализирует долгосрочные тренды, аномалии в спросе и ищет причины. Если нашли новый фрод, запускают отдельную доработку по фильтрам, пересчитывают статистику и откатывают за него деньги. Если нашли другое объяснение росту кликов, объясняют.
                                                В целом как-то так — борьба в основном сводится к технологическим решениям, которые защищают бюджеты клиентов, и информированию.

                                                Переловить и физически поубивать этих людей мы, конечно, не можем (хотя иногда очень хочется). Но бороться, например, с помощью более активного распространения информации вполне. А если дядя Вася, который вам позвонил и предложил кого-то скликать за деньги, еще и притворяется сотрудником Яндекса, пришлите про него, пожалуйста, все подробности менеджеру или в саппорт — это уже вполне история, которую можно отдать юристам.

                                                Прошлым летом был очень смелый клиент, который скликивал сам себя. Прям обратился в платный сервис (один из тех, что громче всего орут о своей эффективности), выбрал стратегию и на небольшой бюджет начать закупать фродовый трафик. В итоге, довольный собой и нами, прислал отзыв, что все деньги и статистика ему откатились, с пруф скриншотами сервиса для фрода, статистики и писем Директа, где виден возврат на весь объем склика. :) Такие трюки не надо повторять дома, но вообще история, которая лично мне немного скрасила рабочие будни.
                                                • 0
                                                  Вот, это отличный ответ! Спасибо!

                                                  В статье и комментах проскакивает, что возврат денег не всегда происходит в объеме, который коррелирует с числом кликов, которые не принесли ничего — вы бы об этом написали. Ну и про долгую работу ТП тут тоже поминалось, это, конечно, не к вам, но в целом злободневно.
                                                  • 0
                                                    про разбирательства согласна. Тут есть пространство для ускорения, для более прозрачных ответов. К сожалению, в тех редких случаях, когда бюджет сначала потратился, а потом вернулся, это всё равно неприятно. Как и с любой историей, в которой у тебя что-то украли.

                                                    В своем ответе я в основном пыталась подчеркнуть не отсутствие проблемы (она действительно может произойти и с ней надо разбираться), а то, что шум вокруг сильно преувеличен благодаря регулярным рассылкам и звонкам от разных фродовых сервисов, каждый из которых утверждает, что уж он точно железно угробит твоего конкурента.

                                                    Это очень крутой и полезный тред, спасибо :)

                                              • 0
                                                Мне кажется, в посте идет речь о нежелании бороться с фродом, и использовании тактики затягивания времени и отписках вместо решения проблемы.
                                                • 0
                                                  Зачем бороться с тем, что приносит Яндексу прибыль?
                                                • +2
                                                  «Вот ты видишь суслика? Нет? А он есть...»

                                                  Хочу только отметить, что Яндекс не заинтересован «палить» свои методы защиты от кликфрода, так как это облегчит жизнь при последующем обходе защиты. Так что не ждите развернутых ответов про то, как оно работает.

                                                  Во-вторых. Очень много склика даже не попадает в статистику (про это пишет и сам Яндекс по ссылке про защиту). У меня был опыт работы с очень дорогими тематиками. Так вот в Adwords можно посмотреть процент склика (можно и в Яндексе, но кого это волнует? )) — он в таких нишах достигал 75-80%. То есть вот эта большая часть трафика — даже не попадала в отчет. Сразу. А то что осталось потом еще фильтровалось и расходы корректировались.

                                                  В связи с чем, думаю не очень правильно кричать, что антифрод не работает и т.д. и т.п.
                                                  • 0
                                                    Яндекс еще хоть как-то борется со скликиванием, и почти все деньги от скликивания нам возращал.

                                                    А вот в Гугл-эдвордс, вообще печаль.
                                                    В Гугле вообще руками разводят. Возращают какие-то крохи.

                                                    А если смотреть на ROI, в нескольких проектах, показатель яндекса совсем нулевой. Такое ощущение что он изжил себя. Или БМщики всё перебивают. С гуглом у нас по-лучше.
                                                    • 0

                                                      Не трачу деньги на кошелек, и вам не советую. Ибо контекст зло. Обзоры ещё возможно рулят.

                                                      • 0
                                                        Смею предположить, что вы не маркетолог и то, что разные люди находятся на разных этапах выбора продукта будет для вас открытием? (Спасибо, Кэп!).

                                                        Для разного этапа выбора — подходят разные инструменты. Дальше даю вам возможность додумать самостоятельно.
                                                      • 0
                                                        склик — это как наркотик. если заказать на 1 день, то толку никакого. А если длительно — ты подсел и тратишь тратишь тратишь.
                                                        Накрутка CTR тужа же — перестал накручивать, и всё вернулось на круги своя.
                                                        • 0
                                                          и всё вернулось на круги своя.

                                                          Скорее упадёт ниже, чем было.

                                                        Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                                        Самое читаемое