Pull to refresh

Информатика: чему учить в школе

Reading time 6 min
Views 22K

Способна ли школа давать систематичные знания, или хорошим специалистом можно стать только в вузе? Нужно ли учить в школе быстрой печати? Какой ЯП следует выбрать для уроков информатики? Попытавшись ответить на эти вопросы из темы, я понял, что в комментарий ответ не поместится.

1. Школа в принципе может давать «достаточно систематичные» знания — готовить специалистов. Если, конечно, в этом суждении мы противопоставляем школу вузу — понимаем под «школой» все учреждения среднего образования, в том числе всякие «лицеи», «гимназии», «колледжи». Хорошим же специалистом можно стать только на практике — невозможно приобрести достаточно навыков хорошего спеца «заочно», даже в «хорошем вузе».

2. В школе нужно учить не быстро печатать на ПК, а печатать вслепую, чтобы не тратить на клавиши внимание, психическую энергию. Скорость же здесь будет приобретаться позже — при работе с конкретными текстами. Ведь мы заранее не знаем даже, на каком языке выпускнику понадобится потом развивать эту скорость. От предметной области тоже очень много зависит: ум и пальцы заучивают не «буквы вообще», а конкретные наиболее частотные сочетания букв, слов, типичные обороты речи.


3. В школе не надо изучать никакой ЯП «достаточно систематично», а надо, при благоприятном случае, знакомить с несколькими. Знакомить с конца, с результата, грубо и по-дилетантски:

1) создали файл с расширением .html, написали в нём <script>..., даблкликнули по нему мышкой;
2) создали файл с расширением .c, написали в нём #include <stdio.h>..., написали в консоли gcc myprog.c ...;
3) открыли Excel, меню tools — macros — «начать запись»… Для школьников программирование — это магия, алхимия. Не надо их разочаровывать. Они должны каждый раз — и быстро — видеть: написал код — что-то сработало.


***


Сегодня государство в школьных стандартах акцентирует внимание на умении учиться. Но это вовсе не исключает приобретения каких-то базовых навыков и знаний. Выпускник должен твёрдо стоять на земле, знать, что хлеб не на деревьях растёт. Для этого уже в начальных классах ученики должны вырастить пшеницу из зерна, осенью сжать её и в итоге испечь хлеб. Ученики постарше должны сделать себе медные кружки с помощью чеканки, вылепить из глины свою голову, соткать шарфик какой-нибудь… Всё надо обязательно «потрогать руками». Потому что «уметь учиться» в условиях полной неопределённости гораздо сложнее. А некоторую определённость, уверенность даёт практика. Она же помогает выстроить в голове какие-то связи, общее представление о том, что в этом мире от чего зависит.

Все предметы стараются использовать похожие методики: на физике и химии мы ставим опыты и затем делаем проектные работы, основанные на полученных новых знаниях. На литературе ученик обязательно должен побыть не только читателем, но и писателем — сочинить стихи или небольшой рассказ (роман тоже можно). На биологии — разрезать лягушку посчитать кости своего скелета. На географии — никакой теории, пока ученик лично, путём ежедневных наблюдений не убедится, что осенью дни становятся короче.

На математике и информатике мы имеем дело с «тонкими материями», которые потрогать руками довольно сложно. Мы вынуждены учить теорию — что такое «информация», бит и код. Можно и здесь, конечно, извернуться и поставить опыт, показывающий отличие информационного взаимодействия от чисто материального. Но это почти что и всё.

К счастью, предмет называется «Информатика и ИКТ». Вот эта вторая часть — ИКТ — уже гораздо ближе к реальности. Она прямо-таки пронизывает нашу реальность в виде разнообразной компьютерной техники. И эту часть реальности тоже надо изучать — получать общее представление о том, как там всё работает, и получать некоторые полезные навыки. Охватить всё, конечно, нельзя, и мы изучаем только «обычный компьютер» или ноутбук — которые с высокой вероятностью встретятся выпускнику в будущей работе.

Изучаем программы, конечно, а не железо. По тому же частотному принципу начинаем с Word'а (Libreoffice Writer) — потому что он уже сейчас нужен ученику для оформления проекта или реферата. Начинать приходится с самого простого — отучать делать абзацные отступы табуляциями. Конечная сверхзадача — выработать стиль оформления, при котором документ выглядит одинаково в Word'е и в Writer'е.


***


Но всему этому предшествует изучение «слепой» печати. Предшествует не по времени, а по важности. Потому что и по времени тоже — научиться расставлять стили заголовков и собирать оглавление в Writer'е требует в десятки раз меньше времени, чем освоение слепого десятипальцевого метода. Меня удивляют многочисленные комментарии (на Хабре в том числе), в которых обсуждается сложность или скучность различных клавиатурных тренажёров. Так и хочется задать вопрос: «Иванов, ты коммунист?» (- и пулемёт застрочил с новой силой). Какой ещё вам, суровым хабро-парням, способным выживать при отрицательной карме, нужен тренажёр, кроме рисунка клавиатуры с номерами пальцев и самой клавиатуры с монитором?

Понятно что скучен не тренажёр, а скучно без конца набирать все эти «ва-ва» и «ло-ло». Придумайте себе пару фраз из букв среднего ряда:

дыра в подвал; пропала фара

— и повторяйте их терпеливо и ритмично (скорость не нужна!). На это даже восьмиклассники способны. Потом добавьте по одной букве из других рядов:

дрожала проволока в поле; а Лора продавала поролон; порода продолжала оплывать

И да, руки у всех разные — кому-то труднее даётся «мелкая моторика», кому-то легче. Тут важен настрой, вкус к хорошему стилю. Может быть, компьютер — совершенно не мой инструмент. Но если уж мне придётся многократно нажимать клавиши компьютера, я хочу делать это максимально комфортно и красиво — к этой мысли нужно приучать учеников. Стимул и самодисциплина — вот и весь «тренажёр». Если есть воля, можно учиться печатать, даже набирая собственные стихи, — такие ученики тоже бывают.

Так уходят практически все 35 часов информатики в год — на практическую работу с ПК. А в девятом классе надо ещё Excel добавить — для экзамена требуется, да и для души, в общем, тоже. А ещё надо организовать хранение своих документов — чтоб не грудой ярлыков на Рабочем столе. Наладить культуру резервного копирования, пользования электронной почтой… Может быть, хотя бы в 10-м классе уже можно будет начать программировать? Всё остальное ведь уже как бы изучено. Ага, вы думаете, придя после летних каникул, кто-то из учеников вспомнит, какие кнопки нажимать, чтобы создать электронный многоуровневый список? Совершенно спойкойно можно почти всё изучение начинать с начала.

Конечно, иногда всегда в классе находится один человек, который хочет «изучать программирование». Тогда всем остальным в класее приходится делать то же самое. И тогда мы выбираем ЯП по тому же принципу — важность практического применения, близость к реальности. Может быть, классический паскаль в вакууме и является наиболее близким к идеалу ЯП. Но в окружающей нас суровой реальности виртуальности нет места для идеала, в ней везде либо +-си, либо джава, либо питон. Либо bash/vbscript, если вы смотрите на мир глазами администратора. А на другом конце провода, где живут Википедия и Лурк, так вообще 95% PHP.

Начинать, я думаю, нужно с «пользовательского программирования», доступного всем. Мы изучили Excel — немного. Там часто приходится делать такую операцию: писать формулу, потом размножать её на весь столбец. Вы думаете, крутым программистом станет тот ученик, который первым подошёл к учителю и сказал: «Я слышал, есть тут у вас такой язык — си-плюс-плюс… Говорят, это очень круто. Нельзя ли его выучить?»? Я думаю, самым лучшим программистом станет тот, кто первым задумается: «Царское ли это дело — каждый раз руками копировать формулу в Excel на 1000 строк? Нельзя ли этот процесс как-то усовершенствовать, автоматизировать

Ведь конечная цель любого программирования — сделать какие-то рутинные действия более быстрыми и удобными. Или вообще поручить машине. В этом плане именно Excel (Calc) очень удобен своим «микро-программированием» в формулах — сразу видно, как можно упростить жизнь [и без того простому] пользователю. Только не надо давать ученику всё и сразу. Пусть сначала попробует в большой таблице руками посчитать количество учеников, выбравших сдавать географию в Северо-Западном округе. Потом можно объяснять, как работать с конструктором формул. Параллельно вспоминаем или изучаем все эти наши булевы таблицы И, ИЛИ, НЕ… И только потом можно попробовать написать макрос.

Следующая часть — это bash/vbs. Задачи самые простые, но частые. Например, создать в «Документах» папку, названную сегодняшним числом — и заодно понять, почему месяц в названии даты надо писать раньше дня. Или уменьшить размер картинки .png (или склеить две картинки в одну). Да что искать — даже создать пользователя линукс с помощью букв adduser на чёрном экране для школьника неслыханное колдунство.

Пока человек только учится (не в боевых условиях), один из главных методических принципов — не отвечать на незаданные вопросы. С этой точки зрения ученику совершенно не надо изучать идеальный ЯП. Пусть он на «плохом php» напишет свой бложек, померяет производительность и удивится: на что тратится вся эта память и процессорное время? И вот тогда знания о типизации и работе с памятью ученик начнёт впитывать, как губка воду. Это будет один ученик из ста.

Остальным желательно научиться хотя бы правильному стилю работы в Ворде и в файловой системе; научиться проверять орфографию в текстовом редакторе и в браузере. И здесь очень важна упоминаемая во многих темах о программировании рефлексия. Чатик не может на начальном уровне стимулировать «слепую» печать — скорее, он стимулирует печать быструю и неправильную. Но вот закрепить полученные знания с помощью форума или блога можно. Не просто форума, конечно, а чего-то вроде MediaWiki: куча заголовков для статей вида «Как переместить первый абзац в конец текста», «Как удалить номер страницы с Титульного листа (Libre Office)»; ученики должны писать инструкции; можно исправлять чужие (вклад каждого сохраняется).

Вся эта весёлая работа имеет смысл только параллельно с отработкой слепой печати. Потому что печать — самое слабое звено в работе начинающего пользователя ПК. Это же и тест на профпригодность. Не знаю, как насчёт гениальных программистов, но просто хорошим, по-моему, невозможно стать, разглядывая каждую клавишу перед нажатием.

Tags:
Hubs:
0
Comments 153
Comments Comments 153

Articles