Почему плохо быть отличником

Я отличница. Конечно, не совсем та, которая со сложенными ручками, пятёркой по поведению и отглаженным воротничком. Но золотая медаль, олимпиады, красные дипломы в количестве трёх штук и прочая атрибутика «школьного» успеха налицо. Вот уже 11 лет я работаю в бизнесе — всё это время в ИТ: инженером по тестированию, инженером VoIP, коммерсом. Хорошо работаю, почти не придраться. Всё на «пять», часто с плюсом. И у меня, как у любой отличницы, много историй про одноклассниц, которые в 33 года и замужем, и на последних «мерсах», и со своим делом. «Харэ ныть, пора разобраться, какого, собственно, так происходит?» — в один из дней эта мысль плотно засела в голове. И вот он, разбор полётов — для нас, отличников, для будущего поколения и для родителей, которые «тянут» своих детей от пятёрки к пятёрке.



Школьное время чудесное


Как правило, история начинается со школы. Именно в ней мы знакомимся с системой оценки своих усилий по пятибалльной шкале. И именно в ней начинаются ожидания родных, близких, знакомых и учителей и разделение на двоечников, троечников, хорошистов и отличников. Первые социальные касты, первые социальные роли, привилегии и т.д. Итак, школьник проявил себя как старательный и способный ученик и попал в список потенциальных отличников. Пока это младшеклассник Вася или милая второклассница Ирочка, но проблемы уже тут как тут. Механизм запущен.

  • К успешному и смышлёному школьнику повышаются требования, теперь он безоговорочно должен понимать материал. Любой неуспех осуждается и критикуется.
  • Постепенно ребёнок (подросток) начинает бояться ошибок и ищет пути их избежать. В лучшем случае он начинает зубрить материал без особого осмысления, а в худшем — начинает избегать сложных заданий и задач, чтобы на них не споткнуться.
  • Нередко учителя вводят ограничения из разряда: «всем на 5 надо упражнение 562, а отличникам — два со звёздочкой». При этом нередко (что врать — в 99% случаев) учителя не заморачиваются объяснить углублённый материал, а валят это на родителей и репетиторов (как так Вася не решил задачу с **, срочно подтягивать!).
  • Школьникам-отличникам не остаётся ничего, кроме как учиться: ржавеют и становятся маленькими коньки, заброшен спорт, забыты друзья. Летом — толстый список книг и куча «хвостов» и подготовки к новому учебному году. Рвутся социальные связи, человек отрывается от общества в самый неподходящий период становления личности.
  • Некоторые отличники приспосабливаются и начинают выпрашивать оценки, объясняя, что вот только этой пятёрки не хватает — остальные все на месте. Понятно, что с этой точки начинается ещё и падение качества знаний.
  • Завышенные требования всех сторон учебного процесса ввергают школьника в непрерывный стресс, с которым никто и не думает бороться. Появляются ранние депрессии, психологические и нервные расстройства, обостряется хроника, снижается иммунитет. Школьник, особенно старшеклассник, может просто заболеть.

В моём случае произошёл страшный срыв. В 8-9 классе слетели катушки, и я стала учиться гораздо хуже, скандалить, срывать уроки, драться и игнорировать всё то, что не нравилось: историю, литературу и прочие зарубежки и эстетики (да-да, я, «технарь», волею территориальной близости попала в самую гуманитарную гимназию города). Родители как могли исправляли ситуацию, пока не началась очередная серия олимпиад — по русскому, литературе, физике, биологии были первые места на районном уровне и призовые на областном и всероссийском. И никто не задался вопросом, как это так: за контрольную тройка, а на олимпиаде — первое место? А ответ был найден совсем недавно — на контрольной было страшно, а на олимпиаде — нет. Поэтому и появлялись на двойных листочках калории, не переведённые в джоули, лабораторные с глупыми описками, не исключённые посторонние корни уравнений и т.д.

Институт


Нет, не университет, не академия, не вуз, а именно «поступаем в институт» — конечно же, по желанию родителей и потому что «быть юристом» и «быть экономистом» — это круто. К предыдущим проблемам добавляются новые, вузовские, связанные со взрослой жизнью и уже с работой.

Студент-отличник часто не может работать и получать практический опыт, потому что очень трудно найти баланс между работой и блестящей учёбой. В итоге на первом же собеседовании опыт работы и коммуникативность среднего студента легко бьют пафосный красный диплом. Но, кстати, не всегда. Например, у меня в регионе нередко всплывает вакансия одного крупного пищевого завода с обязательным требованием золотой медали и красного диплома. Всплывает с завидной частотой — видимо, не сильно отличники учёбы справляются с молочными реками. Но в целом компании, особенно в ИТ-сфере, хотят видеть опыт, навыки и конкретные умения.

Поскольку, увы, в вузах пока превалируют преподаватели старой формации, рецепт завоевания отличных оценок сводится к зазубриванию и усвоению теории. В моей практике особо прекрасными были теория Java и теория С++ на дополнительном высшем. Угадайте, кто из группы на них пишет? Никто. Соответственно, почти всё время уходит не на то, чтобы освоить и применить на практике, а на то, чтобы отшпарить материал и понравиться преподавателю. Особо изощрённая клиника — наличие учебника или методички авторства вашего преподавателя. Например, у меня на первом высшем в 2006 году маркетинг преподавался по методичке 1997 года. Так что неудивительно, что в России с этим делом настолько хреново.

Чтобы заслужить повышенную стипендию, студент не только учится, но и начинает заниматься всей внеучебной деятельностью в вузе подряд, тратя ещё больше времени. Но, кстати, это не так плохо — часть коммуникативных навыков и социальных связей удаётся восстановить.

Вы можете меня расстрелять, но я убеждена, что вуз — не то место, где надо класть жизнь на красный диплом. Тут так: либо получается, либо лучше сочетать с практикой и иметь опыт. Более того, на практические дрожжи теория ровнее ложится — поэтому ищите стажировку, ментора, прикипайте к ним, высматривайте и осознавайте, что же вам нужно из теории, а какая экономическая теория, социология и история могут потесниться в пользу реально применимых знаний.

Работа, мы с тобой на всю жизнь


И вот начинается работа, где взрощенный и вызревший за предыдущие 15-17 лет синдром отличника расцветает во всей своей клинической картине и принимает форму не милого старания, а патологии. Работодатель, взявший на работу выпускника со средним баллом 5.0, через некоторое время обнаруживает кошмарные и неожиданные метаморфозы.

Отличник тратит на работу гораздо больше времени, поскольку стремится сделать идеально (в его понимании) всю работу, теряет чувство приоритета и в итоге закапывается в мелочах. Например, может два дня составлять поздравительное письмо для клиентов, забыв при этом про прямые обязанности продвигать или продавать.

Отличник не готов терпеть какую-либо критику — и это не от того, что он считает себя непогрешимым гением, а от того, что не уверен в себе и болезненно воспринимает критику как укор и крах своего идеального мира. Реагируя на критику остро негативно, он получает проблемы в отношениях с руководством и коллегами, карьера начинает стопориться. И вот вчерашний ещё отличник с розовыми щеками становится хмурым и загнанным работником.

Отличник вновь решает избегать ошибок и отказывается от сложной работы, двигаясь по пути наименьшего сопротивления и отказываясь от ценных для опыта решений.

Наконец, отличник начинает рваться и постигать рабочие вопросы семимильными шагами, стремится к росту и, с одной стороны, становится врагом коллегам, с другой, выгорает от постоянной напряжённой работы на пять с плюсом.
Мой опыт. В компании, куда я устроилась работать инженером по тестированию, была отличная практика — обучение + менторство. В наставники мне попался блестящий практик, а начальницей была такая же отличница. Мне удалось быстро увидеть разницу и понять, что быть крутым профи гораздо лучше, чем филигранно оформлять минорные баги в Багизилле. И тогда удалось преодолеть главное — перестать превращать обучение в запись в тетради определений транка, плана нумерации, периметра, радиуса, NAT и схем звонков. Надо было брать и смотреть глазами, что это такое, как реплицируется БД, как падает стенд, как капризничает ОКС-7 и жутко настраивается Cisco — совсем не так, как в красочной презентации. Завершив обучение раньше положенного, я прекрасно въехала в работу и стала учиться воевать с разработчиками и быть профессионалом. Это был крутой, ценный опыт.
Но если вы сейчас решили, что отличник = неудачник, то вы глубоко не правы. Мы пока наблюдали за ним, а что там с теми, кто учился не очень? Я не раз наблюдала, как люди пишут «малако» и «ришенее», не знают, что такое Сенатская площадь и легко путают факториал с фракталом, но при этом занимают руководящие посты, являются менеджерами проекта только за счёт того, что они научились выживать и достигать  результат с помощью лести, подмазок и выкручивания. Они уверены в себе и готовы двигаться вперёд, не сильно заморачиваясь о навыках — хотя бы потому что они знают, что хорошими специалистами им не быть, а значит нужно подняться, окружить себя такими же слабыми ребятами и худо-бедно вести дела. Они не боятся. А отличник? Он боится ошибиться и демонстрирует свою успешность, чтобы хоть как-то выжить в корпоративном мире. Разумеется, коллеги послабее стремятся его устранить.  
Тремя годами позже, когда я стала руководить отделом, у меня была подчинённая, женщина 38 лет, круглая отличница, которая постоянно говорила о своих школе и вузе. Она работала «от сих до сих» и боялась креативить, потому что «так нельзя, так не бывает». Однажды она написала рассылку для иностранных коллег — сухую и чертовски выверенную. Перфекционизм в чистом виде. Я похвалила её стиль и язык, отметила серьёзность и глубину. Через 40 минут она принесла 4 варианта такого же текста, креативных и ещё более крутых. Ей просто нужно было, чтобы в неё поверили и дали ей знак, что она молодец. С тех пор это была лучшая из коллег.
Конечно, вся ситуация обозначена слишком выпукло, и есть много достойных ребят среди всех — прежде всего, потому что большинство понимают, что все вокруг люди и нужно делать хорошо то, на что ты способен. Я знаю вчерашних троечников и хорошистов, а сегодня блистательных рестораторов, строителей, инженеров, программистов, руководителей и знаю вчерашних отличников, а сегодня продавцов в Эльдорадо и в KFC. И знаю тех, кто пронёс своё до конца: отличная учёба, кандидатская, блестящая работа, докторская.

Но в целом хочется, чтобы на учёбу не убивались жизни, чтобы за ней не терялись социальные связи и дружеские отношения. А работодателей, особенно первых у выпускников, я хочу попросить об адаптации. Из вчерашних отличников вырастают блестящие сотрудники, если суметь их интегрировать в бизнес правильно. Вот несколько секретов обращения с такими ребятами.

  • Расставлять приоритеты и рассказывать, какие задачи важнее, а какие могут быть рассмотрены как вспомогательные.
  • Пояснить, что в работе не столь важны вылизанные таблички и код ёлочкой (важен! всегда соблюдайте code style!), сколько важен достижимый и нужный результат.  
  • Рассказать о принципах работы бизнеса, об отсутствии необходимости теоретизировать всё вокруг и аккуратно записывать в тетрадку всё подряд.
  • Хвалить за достижения и критиковать, поясняя, что критика — это не ругань, а обучение, освоение нового опыта и новых знаний.
  • Заботиться о социализации сотрудника, обращать внимание на его позиционирование в коллективе, стремиться сделать его не обособленной белой вороной, а частью дружной и приветливой команды.
  • Показывать, что есть жизнь за рамками ГОСТов и СНиПов, что можно развивать мысль и предлагать новое, не бояться создавать что-то такое, что уже завтра станет новым эталоном. Мозги-то на это есть, но, как говорил герой «Зимнего вечера в Гаграх», куражу не хватает.

Конечно, и без этих простых правил умный человек осваивается и понимает и дружелюбные, и враждебные моменты, включается в работу и начинает пахать на зависть всем. Но это огромное, колоссальное время. Кстати, огромный плюс отличников в том, что они легко и умело учатся, многие любят учиться и самостоятельно продолжают своё непрерывное образование. Грамотный работодатель обязательно найдёт способ обернуть это в свою пользу. Главное, не отвернуться, а протянуть руку.
Поделиться публикацией
AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

Подробнее
Реклама
Комментарии 467
  • +15
    Какая странная статья… Все о себе, но обобщение на всех отличников. Ну я отличник, красный диплом (два :)), к.ф.м.н., работаю в IT около 20 лет, вполне успешен. В школе вообще было просто, решал сам по два варианта на контрольных ;), никто не заставлял. В лицее, куда сам пошел, было тяжеловато, 200-300 задач на лето (привет школа №13), но тоже справился без срывов. В универе тоже легко было, также как и многим моим одноклассникам.
    А теперь по тезисам: критику терплю и обдумываю, ибо сам имею право критиковать, легких задач не ищу, делаю их быстро. Думаю как и 99.9% настоящих отличников — мы привыкли работать, работа нам в радость и поэтому нам легко.
    Поставил бы статье минус, да кармы не хватает, вредная статья, демотивирующая. Не слушайте ее, работайте над собой и все у вас будет хорошо. Особенно если вы отличник/отличница!
    • +23
      Какой странный комментарий с простым призывом работать над собой. А как работать? А как преодолевать проблемы? Почему вы решили, что 99% отличников привыкли работать? А если они тянутые? А если работа ещё со школы задолбала и человек выдыхается? Напишите свою историю успеха подробнее — вероятно, она кого-то вдохновит, а не будет демотиватором.
      • +10
        Я вот имел счастье быть в рассаднике настоящих отличников — тянутые ушли примерно за полгода учебы :), так что знаю, что кто учится на отлично — тот в первую очередь работяга, каких поискать, а потом уже талант и все такое. Преодоление проблем? Да учеба это не проблема, все равно что сказать тяжелоатлету, что гиря потяжелее — это проблема, которую надо преодолеть. Развивать мозг надо. Задали три задачи — реши четыре и т.п.
        Выгорел — значит не твое, ищи свой путь. Если работа задолбала — менять работу, это же очевидно. Успеха можно добиться, только занимаясь любимым, без дураков, делом.
        Писать свою историю не буду, скромен безмерно да и sapienti sat.
        • +7
          У вас странное понятие отличник. Я получил золотую медаль в школе и красный диплом, выигрывал областные олимпиады по программированию, участвовал в международных, но никогда не был трудягой, обо мне никогда нельзя было сказать «ботаник».
          Мое личное мнение если ты «ботанишь» (заучиваешь по сто раз, где-то не понимая сути и т.д.), то тебе будет тяжелее в будущем. Да, такой человек может стать офигенным специалистом, но чаще всего он мыслит слишком узко. С другой стороны очень часто можно встретить двоечников, которые мыслят нестандартно. И пусть они не понимают что такое интеграл, зато понимают как продвигать бизнес и т.п. И таки да, быть отличником не гарант успеха, хорошо бы это понимали бы все родители, которые заставляют корпеть над учебниками по 12 часов в день своих детей.
          • +1
            Я не говорил, что всякий отличник — ботан :), видели бы вы наши фото на выпуске. Средняя школа она потому и средняя, что особо напрягаться там не приходится, тем более по 12 часов в день. И вообще, я против именно основной мысли статьи, что в заголовке «отличник — плохо». Вот вам было плохо быть отличником?
            • +1

              Тут я согласен, само по себе быть отличником — хорошо. В любом случае это бонус при прочих равных

              • +1
                Если автор пишет о честных отличниках, вполне конкретной проблеме — замедлении темпов роста, несмотря на успехи в обучении, то налицо эффект Даннинга-Крюгера. Уверенность в себе более востребованна. И зачастую получается так, что сначала давал списывать в школе, делал диплом кому-то в институте, а потом еще и работать на него будешь.
            • 0

              Полность с вами согласен, и да не отличник (языки подвели) но пили, гуляли, прогуливали, при этом где-то лежит стопка дипломов с олимпиад с 9 по 11 ( в т.ч. экономика и география помимо мат/физ/информатики). Никогда небыл трудягой как это понимается для школьника, никогда правда (кроме прописей в младшей школе) и не требовали с меня ничего, просто в детстве меня "заинтересовали".
              Так что не понимаю почему многие считают отличников — трудягами, кто-то возможно но далеко не все.

            • +12

              Ошибка выжившего, почти хрестоматийный пример

            • +3
              Задали три задачи — реши четыре и т.п.

              Повезло вам в жизни. Нам задавали 5 задач. Лучшие из нас решали две. И далеко не все лучшие стали академиками. По-моему, только Трещ (Дмитрий Трещёв). Кстати, привет ему. Судьба прочих 75% отличников не столь завидна, если не трагична.
              • 0
                Нам задавали 80 задач. Естественно все это заканчивалось переписыванием из решебника.
                • –1
                  На мех-мате задавали страницами. Решебниками не пользовались, их еще не было.
                  • 0
                    Антидемидович?
                    • 0
                      Сканави и его решебники :) Тогда я узнал что такое маркетинг. Так как сам задачник стоил копейки, а решебник к каждой главе отдельно — по цене любого полноценного учебника :)
              • 0
                Есть тянутые отличники? Это как?
                • +5
                  Дочка директрисы
                  • 0
                    та ладно вам. «тянутые» отличники без бэкграунда старших — это самые перспективные люди. Это люди, которые сами понимают по жизни, кому польстить, кому помочь, на кого покласть. С деньгами/связями/незаурядным_умом легко добиться успеха, вы попробуйте пробейтесь локтями)))
                    • +1
                      Согласен полностью:)
                      Это просто пример для комментатора выше, когда отличник знает меньше, чем отражают оценки. Яркий пример:)

                      Собственно сами учителя подлизывая этим ученикам подлизывают и директору.
                      Круговорот лизания в природе.
                      • 0
                        пардон, я походу немного веткой ошибся)) тред тот, только не вам адресовано)
                  • +3
                    Дети чиновников, дети учителей, подлизы со стандартными способностями, дети родителей, которые подмазывают.
                    • +3
                      Есть ещё один вариант. Акселераты, которые рано демонстрируют умственные способности выше среднего, и которых потом начинают тянуть на медаль и закрывают глаза на мелкие косяки (школе это тоже таки надо).
                      Проблема только в том, что это не обязательно люди умнее остальных, это просто перекос в развитии. Кто-то растёт быстрее остальных, кто-то умнеет, но в итоге все приходят к относительно одинаковому результату.
                      Я сам таким был, когда в 3 года читать научился. И класса до 9-10 я на медаль тянул, потом начали тянуть меня, когда меня груз ответственности уже задолбал настолько, что я начал учить только то, что интересно (ну как учить… я просто разобрался в том, в чём хотел, на пару лет вперёд, и забил на всё остальное, уча уроки «на от…бись»). В результате многие «настоящие» отличники медаль не получили, потому что их довольно-таки ограниченное количество, а прошлые мои заслуги никто не отменял. Классический случай, когда «зачётка работает на тебя».
                      Потом был ВУЗ, который уже выбирал сам и который закончил в среднем на «хорошо». Там были отличники покруче школьных, у которых по курсу «ОС» теория от зубов отскакивала, а переустановить винду сами себе не могли.
                      • +1
                        А что, дети чиновников/учителей не могут быть настоящими, «нетянутыми» отличниками?
                        • +3
                          Конечно, могут. Это просто наиболее распространённые тянутых. Например, у нас в классе тянули девочку, которую растила бабушка. Просто потому, что с каждой тройкой была истерика до обмороков, скорой, тошноты… Никому не нужны были эти неприятности, а разбираться в причинах в наших школах не привыкли — психолог ещё с утра выпивала боевые 100 грамм и нифига не умела рассказать и помочь, кроме мерзких бесед о сексуальном воспитании.
                          • 0

                            О таких вы можете до выпускного класса и не узнать чьи они дети, а вот с другими раньше была проблема, количество медалек га школу ограниченно а в каждой параллели есть 1-2 детей важных родителей.

                            • +1
                              Еще как могут. Если твой родитель — это заинтересованный преподаватель, то учиться в разы сложнее. Моя мать была моим классным руководителем и учителем математики, и я не по наслышке знаю, что значит, когда твой преподаватель над тобой издевается :) Тем не менее, учиться мне всегда было просто, забавно было на всех уроках решать в два-три раза больше задач, чем остальные, а затем пререкаться с учителями, потому что любил спать на уроках.
                          • +1
                            Да, есть тянутые. Когда учился в школе, была у нас в классе отличница. Если при ответе допускала ошибки, то ей просто не ставили отметку, чтобы не портить статистику.
                            И моя история. Невзлюбила меня математичка, уж не знаю почему. Гнобила на каждом шагу. Самое смешное было в том, что контрольные работы у меня списывали несколько учеников, им ставили 3 или 4. А мне — твёрдую двойку со словами «как всегда твёрдая двойка, но нам их ставить запрещают, поэтому тройка с минусом». Вот такие вот пирожки.
                            Наконец перешёл в 8 класс, новый преподаватель… Интересно, как это «Твёрдый двоечник» в одночесье стал непререкаемым отличником? Не бывает такого, либо базовые знания есть и усвоены, либо нет.
                            Так что тянули и вверх, и вниз. А вот когда мои дети пошли в школу, то искренне удивлялся, чему их там учили. Чему только не учили, но ни капли классического образования. Ларчик открывался просто — в классе было очень много детей, которые даже русский язык знали через пень-колоду, какие уж тут занятия и задания домашние.
                            Тянули уже целыми классами, а про отличников и не думали, вытянуть бы хоть на троечку.
                            • +1
                              Старая институтская истина: «Сначала ты работаешь на зачетку, потом зачетка работает на тебя.»
                              • +4
                                Или другая институтская истина: «Сначала ты работаешь на зачётку, а потом нигде».
                            • +9
                              У вас какая-то «плакательная» статья да еще и без выводов.
                              • +4
                                Тут видно гендерное различие в создании статей. Мужчины выносят на обсуждение проблему и предлагают свой вариант ее решения, женщины приносят проблему и просят ее решить.
                                • 0
                                  Может быть, но лично я просто не понял чего хотел добиться автор написанием данной статьи.
                                  • +12
                                    Ошибаетесь. Когда женщины заявляют о проблеме, решение ее им нафиг не нужно. Это просто повод получить сопереживание.
                                    • +4
                                      Очень мудрое замечание. Сразу видно наличие жизненного опыта и что Вы женаты. И возможно не один раз))
                                      • 0
                                        Ну женатым быть необязательно, достаточно просто работать тех. поддержкой в женском коллективе
                                      • +1
                                        Классика: It's not about the nail.
                                      • 0
                                        На самом деле гендерное различие очень важно. В английских школах до сих пор практикуется раздельное обучение, и в мужских школах учителя-мужчины. Это лохам впаривают идеи о равенстве полов, толерантности и прочем.
                                        Уверен что «женское» воспитание, начиная с детского сада, оказывает очень негативное влияние на психику детей. Только тема эта не обсуждается и никаких действий не предпринимается.
                                      • +2
                                        Почему без выводов? Выводы даны (названы шестью секретами) — если взяли отличника на работу, запаситесь для него памперсами и носовыми платками чтобы не травмировать его нежную душу суровым реалом. Он еще не совсем готов к самостоятельной жизни.
                                        • 0
                                          Это справедливо для любого молодого сотрудника. Психологи до сих пор так и не определились когда эта «зрелость» наступает, в 27 или 100. Я постоянно встречаю людей совершающих элементарные ошибки принятия решений и в 50 и в 60 лет, и это не затворники из лесных скитов, а обычные горожане, поэтому фактор недостаточной социализации тут отсутствует как класс.
                                      • +9
                                        Кстати, да. Я хоть не отличник — в последнем классе сорвался, стал пить, курить и материться — но симптомы практически совпадают. Так вот… Никакой привычки упорно трудиться нет и в помине! На фоне остальных учеников я был настолько выше, что в конце концов мне стало лень делать больше. Зачем работать час, если потратив 5 минут я все равно буду лучше всех? Как итог — привычка к наскоку, лень, постоянные откладывания дел на последнюю минуту. Универ довольно жестоко разбил радужные представления о себе любимом, но уже сформировавшуюся личность изменить почти невозможно.
                                        • 0

                                          "Уже сформировавшаяся личность" выпускника школы? Спасибо, поржал!
                                          И, нет, вы не отличник. Скорее, ленивый начинающий рационалист. Я сам такой, просто прошёл немного дальше не остановившись на глупой максиме, — "уже сформировавшуюся личность изменить почти невозможно". Можно, и не так уж сложно. Вы говорите последний класс и "уже сформировавшаяся личность"? Мне стало лень делать домашку классе в 6-ом. А первый раз меня из вуза выгнали с определением "неспособен к математике" :). После чего, через какое-то время я поступил на математический факультет другого вуза :). Не, история не настолько голливудская и я закончил его не с красным дипломом — мне это было не интересно. Примерно до середины четвёртого курса. Тогда так сложилось, что повышенная стипендия оказалась мне не лишней (в дополнение к двум параллельным работам) и последние полтора курса закончились "пятёрками" — это было несложно при рациональном подходе, просто пришлось действительно забросить лень и потрудиться почти так, как это делали отличники. Но и даже тут я был вовсе не каким-то уникумом; сокурсник, всю дорогу бывший одним из самых оболдуев, за 5-й курс пересдал все необходимые предметы и получил красный диплом. И, да, не купил — это математический факультет ведущего вуза города, а не какой-нибудь заочный экономический сельзозфилиала — именно пересдал всё по-честному. А вы говорите, — "уже сформировавшуюся личность изменить почти невозможно". Да легко! Куда легче, чем бросить курить (хотя и это я тоже сделал). :)

                                          • +1
                                            А что мешает выпускнику школы быть сформировавшейся личностью?
                                            17-18 лет — это дофига. Македонский в 20 лет на царствие взошел.
                                            Это я к тому, что в 18 лет в основном еще не сформировавшиеся не потому, что биология не позволяет, а потому что социум такой. Если социум нормальный — вполне уже можно получить полноценного взрослого человека к этому времени.
                                            • +2

                                              Боюсь, что нравы и порядки социума времён Александра Македонского по вкусу пришлись бы далеко не всем читателям Хабра.

                                              • 0
                                                Раньше средняя продолжительность жизни была около 30ти лет. А стала около 70ти. Надо это учитывать. 20 сейчас и 20 раньше, как в Одессе говорят, две большие разницы.
                                                • 0
                                                  Биологически никакой разницы нет. То что ребенку позволяют быть ребенком — не означает что он не может быть взрослым. По факту, у нас есть и дети старики, которые остаются людьми с детской психологией и в 40 лет. Социум позволяет.
                                                  Это совершенно не мешает стать полноценной личностью в 18 лет.
                                                  • –2
                                                    Человек формируется под влиянием общества, как правило, чем общество хуже, тем быстрее он формируется.В Германии в 26-28 ты еще зеленый и молодой специалист, а возможно все еще учишься.
                                                    • +2
                                                      Чем сложнее проблемы перед человеком ставит жизнь, тем быстрее он формируется. С хуже лучше это слабо связано. Хорошее общество может и должно ставить перед личностью сложные задачи.
                                                      • 0
                                                        «Игра Эндера» вспомнилась
                                                • 0
                                                  А что мешает выпускнику школы быть сформировавшейся личностью?

                                                  Что мешает — не знаю, но, как правило, личности эти очень сильно далеки от сформировавшихся. Впрочем, немного поразмыслил, получается, чем примитивнее и менее образована личность, тем больше у неё шансов называться сформировавшейся. Прикольно получается.
                                                  На самом деле, тут больше неудачная формулировка. Претензия больше не к тому сформировавшаяся личность или нет, а к тому, что изменить её якобы невозможно.


                                                  17-18 лет — это дофига. Македонский в 20 лет на царствие взошел.

                                                  Плохой пример. За последующие более 2-х тысяч лет повторить деяния ни у кого более не получилось :). Да и вопрос ещё, был ли Македонский к тому времени сформировавшейся личностью :). Вон, Аркадий Гайдар, другой пример, который в подобных случаях приводят, в 17 лет полком командовал и так покомандовал, что в Хакассии до сих пор лучше вслух его не поминать, а сам он свои тогдашние зверства до конца дней добрыми детскими книжками замаливал...


                                                  потому что социум такой. Если социум нормальный

                                                  Любопытно применение понятия нормальности социума к отпрыску царской фамилии двух с почти половиной тысячелетней давности :).


                                                  не потому, что биология не позволяет

                                                  Биология, в смысле способности к размножению, безусловно, позволяет. А вот психика созревает, как правило, позже. А то, что возраст признания полной дееспособности повысился со времён Искандера, так это от усложнения мира и возрастания ответственности.

                                                • –1
                                                  Ты случайно не из авиационного вылетел?
                                                • 0
                                                  «Привычка трудиться» это оксюморон, никто не трудится потому что привык. Люди чем то занимаются не по привычке, а по довольно сложному клубку мотивов, часто непонятных им самим. Это я к тому что нельзя шашкой сплеча — «это вот так, и вот так, и все такие». Заявляю ответственно, как обладатель пары дипломов по психологии.
                                                  • 0
                                                    В разное время у меня были три случайных знакомства (случайно встретились и больше не встречались): со школьным учителем физкультуры (бывшим успешным спортсменом), с начальником отдела кадров (бывший военный) и с вахтером (бывший кладовщик). Все трое по здоровью оказались на пенсии сильно раньше обычного. Все говорили, что их ЗП — копейки. На вопрос: зачем тогда работать? Отвечали: дома скучно сидеть. Может это и есть «привычка трудиться»?
                                                    • 0
                                                      Нет, это ответ-отписка, реальные мотивы были скрыты. Человек который занимается работой которая ему не нужна, имеет психологическую нагрузку сравнимую как если бы он сидел в тюрьме. Нельзя выработать привычку сидеть в тюрьме. Никто так себя обижать не будет. На самом деле теоретически можно, но такое должно привести к повреждению психики.
                                                      • 0
                                                        это ответ-отписка
                                                        Почему ответ? Вопрос был задан не мне. Я, что называется включился в разговор — прошу извинить.
                                                        реальные мотивы были скрыты
                                                        Что такое реальные мотивы? Это то, что думает психоаналитик и что оказывается полной неожиданностью для пациента? ;)
                                                        Человек который занимается работой которая ему не нужна
                                                        Почему не нужна? Ему м.б. не нужна низкая ЗП, но работа для него что-то похожее на развлечение. + к тому она дисциплинирует и помогает сохранять привычный режим, обеспечивает общение, возможность чувствовать свою нужность.
                                                        психологическую нагрузку сравнимую как если бы он сидел в тюрьме
                                                        Большая разница: из тюрьмы уйти по собственному желанию можно только сбежав, а с работы можно в любой момент уволиться по собственному. Думаю, что психологически это принципиально.
                                                        Нельзя выработать привычку сидеть в тюрьме
                                                        Бездомный бродяга, герой О.Генри привык садиться в тюрьму на зимовку.
                                                        • 0
                                                          Почему ответ? Вопрос был задан не мне. Я, что называется включился в разговор — прошу извинить.

                                                          Вы не поняли, ответ-отписка это ответ который дает человек когда не желает развивать тему.

                                                          Что такое реальные мотивы? Это то, что думает психоаналитик и что оказывается полной неожиданностью для пациента? ;)

                                                          Нет это просто реальные причины о которых человек не желает сообщать встречным поперечным, и вместо этого применяет ответ-отписку :)

                                                          Большая разница: из тюрьмы уйти по собственному желанию можно только сбежав, а с работы можно в любой момент уволиться по собственному. Думаю, что психологически это принципиально.

                                                          Принципиально, но совсем не по теме. Я имел в виду общий ущерб для психики, а не частности которые вы расписали.

                                                          Бездомный бродяга, герой О.Генри привык садиться в тюрьму на зимовку.
                                                          Не в курсе этого произведения, но если анализировать только вашу строчку текста, речь не о привычке, а о полезном жизненном сценарии. Я здесь допустил очень размытый контекст.
                                                          Нельзя выработать привычку сидеть в тюрьме
                                                          Это про невозможность привыкания к страданиям, и конечно же я имел в виду абстрактную тюрьму. В реальном мире конечно же есть настолько социально дизадаптивные люди что попадание их в тюрьму где тепло, кормят и есть где спать, для них заметное улучшение уровня жизни.
                                                          • 0
                                                            Нет это просто реальные причины о которых человек не желает сообщать встречным поперечным, и вместо этого применяет ответ-отписку
                                                            У меня сложилось иное впечатление об этих разговорах. Если, нпр., разговор происходит в курилке, и встречный- поперечный задал неприятный вопрос, то собеседник дает ответ-отписку и со словами «мне пора» уходит. В моем случае собеседники с удовольствием развивали предоложенную тему не торопясь уходить.

                                                            Известны разные психотипы. Так Обломову чужда любая работа, и Манилов у Гоголя только мечтает о мосте через пруд, и чтобы там бабы мочеными яблоками торговали. Подобный человек с удовольствием весь день пролежит на диване, но если предложить ему работу «лежать на диване» он откажется. Есть противоположные люди: им в тягость и даже страшно ничего не делать, худшее для них — это придумывать себе занятие. Здесь уместно вспомнить пословицу: привычка — вторая натура.
                                                • 0
                                                  Verovir, да, на самом деле существует «проблема умных людей», и она хорошо проявляется в гибких методологиях разработки. Инстинктивно умные люди используют свое время неэффективно, и это естественно. Кент Бек в своей книге «Extreme Programming Explained» показывает как с помощью нехитрых методик сделать умных людей эффективными разработчиками и максимально эффективно использовать их умственные способности.
                                                  • 0
                                                    то, о чем Вы говорите, не относится к отличникам. Это свойство характера, помноженное на родителей. Могут быть такие же тянутые из последних сил троешники. Или неудачники в футболе и бальных танцах. Психологические проблемы преодолеваются размышлениями и возможно работой с психологом. А не призывами начать пахать на радость всем. Т.е. в вашем тексте я следов преодоления не вижу. Плохо быть отличником, но пахать на радость всем все равно остается лозунгом. Жить на радость себе. Можно даже не пахать, если пахота не приносит радости.
                                                    • 0
                                                      А если они тянутые?
                                                      значит они не отличники, фальшивые отличники, «хорошисты» и они требуют другой статьи. Вроде очевидно…
                                                      • +1
                                                        Вероника, Ваша проблема не в том, что вы отличник, а в том, что у вас были типичные т.н. «токсичные родители». Которые заставляли вас учиться ради оценок (а не ради знаний), которые отправили вас учиться в гуманитарную школу, которые отправили вас учиться в вуз по неинтересной вам специальности, и т.д. Обобщать это на всех отличников несколько опрометчиво.
                                                        • +1
                                                          PS: перечитал комментарий — хочу извиниться за покровительственный тон. Просто проблема очень знакомая мне лично, мы с женой оба отличники, мне учёба всегда была в радость, а у неё — почти один в один как у Вас. Почитайте книгу Форвард Сьюзен — «Токсичные родители». Думаю, будет интересно.
                                                      • +1
                                                        Я не увидел всё о себе, а вот обобщение точное — с моими одноклассниками тот же кризис произошёл.
                                                        • +2
                                                          Статья про то, как трудно устроиться в жизни людям, которые не осилили и улетели с траектории в научную элиту и вместо этого попали в отсев и обычную жизнь. Грустная судьба, особенно учитывая, что таких людей на много больше, чем тех, у кого получилось, и всем им нельзя признаваться ни себе ни людям.
                                                        • +10
                                                          > я убеждена, что вуз — не то место, где надо класть жизнь на красный диплом.

                                                          В наше время говорили так: лучше закончить институт с красным лицом и синим дипломом, чем наоборот.
                                                          • +5
                                                            Отличник, красный диплом, хорошо работал, стал управленцем, в параллель открыл свой бизнес.

                                                            Естественно, на старте я сидел пилил какой-то код и прочее, а мои «работающие» коллеги уже что-то мутили, но по итогу интеллект берет свое, и ты делаешь что-то крутое, а они так и копошатся на своем уровне.

                                                            Ну и так знаю, много отличников, которые сейчас работают в хороших фирмах получают столько, сколько «средние» предприниматели не получают. Так что все спорно.
                                                            • +5
                                                              Бывают отличники умные, а бывают упорные, и далеко не всегда эти два множества пересекаются.
                                                              • +3
                                                                ну и троишники не все строят бизнес, точнее большинство не строит.
                                                                • 0
                                                                  Где-то читал про то, что более высокий IQ является препятствием в бизнесе.
                                                                  Очень многие люди, считаемые гениями, в школе вообще были двоечниками.
                                                                  • 0

                                                                    Скорее к началу ведения бизнеса, т.к. выживает 1 из n и больше знающий не идёт на риск.

                                                              • +1
                                                                В какой сфере бизнес?
                                                              • +5
                                                                Хочу добавить, что последнее время отличником быть хорошо, если у него есть планы обучения за границей по стипендии. На мой взгляд, один из самых простых и эффективных способов миграции, плюс уникальный и полезный опыт.

                                                                Оценки и вся научная деятельность имеют огромную роль при поступлении, и самое важное, что потом изменить свои результаты почти невозможно.

                                                                Главное, проинформировать отличника о наличии подобных программ (в идеале до окончания школы). Очень много людей вообще не в курсе о подобных возможностях, либо не в курсе на сколько это доступно.

                                                                Если же никуда не выезжать, то фармить хорошие оценки в школе/универе считаю пустой тратой времени.
                                                                Опыт работы и коммуникативные навыки отбрасывают «отличника» вообще без каких либо шансов.

                                                                Тем более в нашей системе образования, быть отличником это не тоже самое, что быть умным. Это конкретная целенаправленная трата времени на то, чтобы быть отличником. Это же время можно потратить на новый опыт / изучение нового.
                                                                • +1
                                                                  Как минимум, нужно закончить университет. Я хотел его бросить на 3м курсе и пойти работать. Слава богу, что дотерпел! Без вышки, просто на просто, не приняли бы документы на рабочую визу в Европе.
                                                                  • +1
                                                                    Разница-то как раз в том, что не надо заканчивать универ! Надо ехать учиться за границу.

                                                                    А так, у меня точно такая же история, что и у Вас. Универ обеспечил выезд.
                                                                    • 0

                                                                      А как же 10 лет опыта в отрасли приравнивается к диплому?

                                                                      • +1
                                                                        Проще — пока молодой. Пока 10 лет будешь нарабатывать, там и жена, ипотека, дети могут появиться…
                                                                        Можно как я — диплом бакалавра, магистра + 1 год стажа программистом в Росссии и уже в Европе с контрактом веб-девелопера =)
                                                                        • 0
                                                                          Ну это зависит. У меня относительно проверяемый опыт с 15-16 лет, как раз к 25-26 вместо 23 можно было бы пойти переезжать.
                                                                          • 0
                                                                            Согласитесь, по учёбе проще. В крайнем случае, можно и купить этот диплом или как-то договориться. И как вообще этот опыт проверяется? Записями в трудовой? А если неофициально приходилось работать?
                                                                            • 0
                                                                              Смотря какая учёба, третий курс фупма Физтеха за три года работы считать можно :) А работать-то всё равно придётся, опыт нарабатывать.

                                                                              Зарубежные товарищи ничего не знают про трудовые, насколько я могу судить. Проверяется так, что вы даёте контакты ваших прошлых начальников, клиентов и тому подобного, и они некоторым из них пишут. Если неофициально приходилось — не проблема, можно прям так им и написать, поймут.
                                                                      • 0
                                                                        Понимаю! Я бросил все таки на третьем и пошел работать, но потом доучился через пять лет как раз из-за маячившей рабочей визы )
                                                                      • +2
                                                                        А можете сказать, что за «планы обучения за границей по стипендии»? Просто для меня это понятие достаточно размытое, но судя по названию, актуальное. А ещё лучше, где про это почитать.
                                                                        • +2
                                                                          Стипендий очень большое количество, ровно как и сайтов где их можно ловить. Есть программы на все уровни (от школьников до докторов).

                                                                          Почитать об условиях можно в каждой конкретной программе, на первом этапе зачастую это анкета под программу, диплом/аттестат, определенная специальность, выписки оценок, сертификат на знание яыка, рекомендации, резюме, эссе.
                                                                          Дальше может быть интервью/тестирование

                                                                          grantist.com
                                                                          studyqa.com
                                                                          diem.studway.com.ua
                                                                          unistudy.org.ua

                                                                          Отдельно отмечу стипендии от Erasmus:
                                                                          eacea.ec.europa.eu/erasmus-plus/library/emjmd-catalogue_en
                                                                          • +1
                                                                            А насколько это актуально тем, кто уже закончил/заканчивает магистратуру российского университета? Причём с невозможностью прервать обучение в ней по особым причинам.
                                                                            Просто, пока после беглого просмотра многие программы требуют быть студентом и прервать обучение на время стажировки.
                                                                            • 0
                                                                              Вас интересуют конкретно стажировки? Во многих подходят и недавние выпускники.

                                                                              Если программы обучения требуют быть текущим студентом, значит это краткосрочная программа без получения степени.
                                                                              • 0
                                                                                Нет, необязательно стажировки. Просто рассматриваю какой из вариантов миграции мне больше подходит после учёбы в магистратуре.
                                                                                • 0
                                                                                  Тогда любой, если этому не противоречат условия программы.

                                                                                  К примеру, на многие бакалаврские программы можно поступить только если Вы свежий выпускник из школы. А на некоторые такого требования нет.

                                                                                  На магистратуру таких требований обычно нету, поэтому Вы можете рассматривать по большей части аспирантуру, магистратуру и стажировки.
                                                                        • 0
                                                                          Российский нюанс в том что успех в карьере на 99% определяется родственными связями в кругах власти. Посмотрите на карьеры детей чиновников, не хочу даже упоминать их фамилии.
                                                                          • –1
                                                                            То есть если я и мои знакомые имеют успех в карьере, то у нас есть неизвестный нам родственник среди чиновников?
                                                                            • 0
                                                                              Буш, Джордж Уокер
                                                                              Трамп, Иванка
                                                                          • +8
                                                                            Отличник — понятие растяжимое. Кто-то становится отличником благодаря усердию и прилежанию, кто-то благодаря способностям. Во взрослой жизни страдают и срываются, как правило, люди из первой группы.
                                                                            • 0
                                                                              Совершенно верно.
                                                                              • +1
                                                                                >Во взрослой жизни страдают и срываются, как правило, люди из первой группы.

                                                                                Спорно. Усердие и прилежание первой группы прекрасно продолжают работать даже если они не выбиваются в звезды.
                                                                                А вот реально способных которые не смогли реализовать потенциал по той или иной причине, но знают о нем, могут накрывать жесточайшие депрессии и срывы… Когда-то ты был звездой — побеждал на олимпиадах и был лучшим на курсе, а потом оказался неудачником по-жизни — это психологически очень тяжело, и выбраться из этого очень не просто!
                                                                              • +3
                                                                                Я сейчас учусь в 9 классе. Раньше был отличником, сейчас забил на все гуманитарные предметы. Стало гораздо больше свободного времени, которое я посвящаю программированию и другим техническим предметам. Считаю это правильным решением.
                                                                                • 0
                                                                                  Приветствую вашу позицию! Когда я забивала на гуманитарные предметы (в рамках разумного), я получала самое эффективное развитие в учёбе и самые приятные итоги на олимпиадах. Плюс родители-инженеры занимались математикой и физикой дома. Думаю, если бы я решилась «подвести всех» и отказаться от медали в пользу профильных для моих интересов предметов, карьера сложилась бы успешнее.
                                                                                  • +3
                                                                                    Навыки писательства можно оттачивать на Хабре, кстати
                                                                                    • +8
                                                                                      Как Вам сказать… Я тоже где-то в таком же возрасте поступил примерно так же. А вот сейчас думаю, что это было не верное решение. Да, фокусировка на технических предметах даёт возможность быстро поднять уровень в том же программировании, найти хорошую работу. Но, как потом оказывается, работа программиста, особенно с повышением уровня и опыта, всё чаще включает в себя «soft skills» — психологию, умению хорошо говорить и грамотно писать, понимание людей, мотивов их поступков и т.д. Ты можешь блестяще написать какой-то код, но из-за недопонимания в команде вдруг окажется, что он уже кем-то написан раньше или другая задача более приоритетна и ты, по сути, подвёл людей, потратив время зря. Что уж говорить о роли тимлида или менеджера проекта — там роль «гуманитарных» навыков ещё важнее.

                                                                                      Чтение книг, изучение иностранных языков, да и даже всякие там предметы типа истории и культуры — на самом деле не так бесполезны, как кажется.
                                                                                      • +2
                                                                                        О, да. Я в молодости тоже думала, что у меня аллергия на все эти гуманитарные штуки. Ближе к 30 переклинило, получаю гуманитарное образование. Кстати, я тоже почти отличник, но кажется, мне просто нравится учиться.
                                                                                        • +1
                                                                                          Проблема в том, что именно нужные гумманитарные навыки школьные предметы абсолютно не развивают, изучать надо работы практических психологов, вот тогда будет толк.
                                                                                          • 0
                                                                                            Конечно, с чего бы развивать эти самые soft skills у всех подряд? Кто тогда будет улицы мести да автобусы водить? Свободных учат покорять, рабов учат покоряться.
                                                                                            • 0
                                                                                              Кто тогда будет улицы мести да автобусы водить?

                                                                                              Роботы?
                                                                                              • 0
                                                                                                Дворник-человек дешевле робота.
                                                                                                • 0
                                                                                                  Пока да.
                                                                                                  • 0
                                                                                                    И перспектив что он станет дешевле пока 0 целых хрен десятых, глядя на то, как робот-пылесос «убирается» в квартире.
                                                                                                    • 0
                                                                                                      *уборочная техника.
                                                                                                      Один оператор и «робот» заменяет пару десятков дворников. Не во всех задачах, но в самых массовых и сложных.

                                                                                                      Дальше можно дискутировать по поводу что роботы не могут вытеснить многие специальности полностью. Или вообще оспорить необходимость уборок таких больших площадей чтобы по ним другие авто ездили (после изобретения компьютера люди научились решать такие задачи которых не было до изобретения компьютера) или еще про что-то, но это сильно офтоп.
                                                                                                      • 0

                                                                                                        А потом выпадает много снега, и вы 2 дня не можете выехать со двора, а раньше из под вашей припаркованной во дворе машины снег выгребали (из личного опыта)

                                                                                                        • 0

                                                                                                          Ну это просто недостаток планирования на форс-мажорные ситуации. Или недостаток финансирования. Это не имеет отношения к замене людей на роботов — такая ситуация вполне может случиться в обоих вариантах.

                                                                                          • 0
                                                                                            Как вам сказать… В школе я тоже подзабил на гуманитарные предметы (трояк по истории, в приёмной комиссии Физтеха вместе посмеялись, литература — по конспектам прошлого года). И сейчас soft skills тоже не хватает.

                                                                                            Но только вот, с одной стороны, если бы я в школе ботал ту же историю или литературу, то soft skills оно бы едва ли во мне развило. Отчасти потому, что, как рядом пишут, школьные предметы это не совсем развивают, отчасти потому, что на неподготовленную почву оно плохо ложится. С другой стороны, это значило, что я бы медленнее рос как программист, с соответствующим влиянием на мои текущие возможности. И, может, soft skills уже были бы не так важны, но по другой, куда более грустной причине.

                                                                                            Да и тимлидом или PM'ом быть не хочется.
                                                                                            • +1
                                                                                              Полностью согласен.

                                                                                              Рискну даже сказать чуть более категорично – плох тот «технарь», в котором нет хоть немного «гуманитария» (равно как и наоборот). Только симбиоз этих двух, на первый взгляд взаимоисключающих, «начал» – и даёт в итоге действительно настоящего и всесторонне развитого специалиста.
                                                                                              Это даже не говоря о том, что подобное всестороннее развитие очень сильно помогает в жизни вообще, а не только в профессиональной карьере…
                                                                                            • +11
                                                                                              Это неосторожное решение. В человеке все должно быть прекрасно — это раз. А если без Антона Павловича, то был в супер-интернате фмш эксперимент, подобный вашему. Всех гениев физиков освободили в старших классах от литературы. На выходе, через 3 года никто из гениев не мог понять формулировки задачи и грамотно изложить решение.
                                                                                              • +3
                                                                                                Тут есть один нюанс. В школах в гуманитарных дисциплинах иногда наблюдается подход «есть мое мнение и неправильное» со стороны учителей. Слишком большая концентрация подобного подхода, на мой взгляд, легко убьет способность решать задачи вообще. И тогда уже не будет проблемы, как грамотно изложить решение. Нет решения, нет и проблемы.

                                                                                                А с тем, что читать, обдумывать прочитанное, аргументированно говорить на различные темы необходимо я совершенно согласен. Как и согласен, что правильно поставленные гуманитарные дисциплины эти навыки хорошо тренируют.

                                                                                                Так что, Doooge, не надо бросаться из крайности в крайность. Правильный баланс где-то посередине. А без умения понимать прочитанное, понимать задачи и уметь объяснять решение любой профессионал будет мало востребован.
                                                                                                • 0
                                                                                                  Это в каком супер-интернате ФМШ 3 года готовят? Все известные мне СУНЦы двухгодичные и всегда были такими.
                                                                                                • –2
                                                                                                  Меня и ряд моих знакомых эффективно освободили от литературы. Через 3 года на выходе все успешно всё понимали.
                                                                                                  • 0
                                                                                                    Субъективная оценка ваших публикаций — 3/5 (изложение/содержание). Зря вас освободили от литературы.

                                                                                                    Вдруг вы стали бы великим филологом/лингвистом/Нобелевским лауреатом?
                                                                                                    • –2
                                                                                                      На мой взгляд, 3/5 лучше, чем 4/4. В конце концов, можно нанять специально обученного человека, у которого оно распределено как 5/3, и суммарно такими двумя специально обученными людьми получить что-то близкое к 5/5. Из двух 4/4 получить 5/5 куда сложнее.

                                                                                                      «Вдруг» неконструктивно, на самом деле. Меня и от танцев освободили (родители пытались в детстве запихнуть, но против этого мне удалось выстоять), там тоже много интересных вдругов могло получиться. И от занятий айкидо тоже. Вот о чём я действительно жалею — что в детстве-юношестве и на младших курсах уделял математике чуть меньше внимания, чем мог бы, она адски красивая, и я эту красоту не понимал, не видел до поры до времени.

                                                                                                      Почитать какую-нибудь критику изложения, кстати, было бы чертовски любопытно.
                                                                                                      • +1
                                                                                                        Не лезь советчик к игрокам, не то получишь по зубам (с) Швейк


                                                                                                        Тем не менее, рискну советом. А вдруг сработает? Все будут довольны, как апельсины.
                                                                                                        У вас наверняка есть любимая книга/автор. Перед тем, как начать писать статью, начитайтесь до отвала любимыми сюжетами. Непроизвольно начнете копировать. Может получится не только полезно, но и красиво. Но это на любителя. Процесс творчества может убить практическую цель)

                                                                                                        • –3
                                                                                                          А вы не угадали. Художественных любимых книг, считайте, нет, я разучился читать худлит (сильно после освобождения от всяких литератур, если это важно). Ну, я привык, что всё очень чётко и по делу: лемма, доказательство, теорема, доказательство, ремарка, пара примеров с объяснением. Упражнения.

                                                                                                          Когда по фразе я не могу явственно понять, зачем она тут, мне становится очень некомфортно, поэтому читать худлит я разучился.

                                                                                                          А ещё в значимой доле произведений есть любовная линия, что меня отдельно печалит.
                                                                                                          • 0
                                                                                                            Хоббит, или Туда и Обратно. Никакой вообще любовной линии. Даже женщин нет. Кроме Белладонны Тук… Читается взахлеб. Кстати, автор — математик.
                                                                                                            • +3
                                                                                                              > Кстати, автор — математик.
                                                                                                              Вроде бы лингвистом был всегда, что конечно же делает его произведения только лучше.
                                                                                                              • 0
                                                                                                                Тысяча чертей! Вы правы!
                                                                                                                Хотя для меня лингвист->криптограф->математик — синонимы.
                                                                                                                • 0
                                                                                                                  Кстати, языкознание на фоне программирования заходит как родное.
                                                                                                                  • +2
                                                                                                                    У меня была идея написать пьесу, все герои которой выражаются исключительно словами из меню IDE и операторов JS. Идея умерла, когда какой-то подлец русифицировал редактор.
                                                                                                              • 0
                                                                                                                Заснул на второй странице. В 13 лет, ещё до всяких освобождений от литератур, если это важно.

                                                                                                                Вот Пелевин в 13-14 хорошо зашёл, да.
                                                                                                        • 0
                                                                                                          Если не секрет, а Вы целеноправленно после прочтения комментария перечитали статьи 0xd34df00d? :)

                                                                                                          Или это совпадение, и Вы просто читали их ранее?
                                                                                                          • 0
                                                                                                            Целе->направленно. Уникальная возможность сразу посмотреть результат многолетнего эксперимента))
                                                                                                    • +2
                                                                                                      Ну и напрасно. Английский язык гарантированно пригодится. В современном мире, а в особенности в современном техническом мире — куда Вы так стремитесь — без английского языка абсолютно никак. Русский язык и литература — тоже отнюдь не лишние предметы. Отточенное красноречие даст Вам приличное преимущество в очень многих жизненных ситуациях.
                                                                                                      • +2
                                                                                                        Мне иногда хочется отнести английский к техническим предметам, лишь для того, чтобы программисты и прочие техники его лучше учили. А то сейчас или английский, или физика с программированием.
                                                                                                        • 0

                                                                                                          Потому что языки и логика не совсем рядом возможно ;)

                                                                                                        • +1
                                                                                                          В среднестатистической российской школе английский вообще никакой. Полезнее будет его изучать по чтению документации, ПО с английским интерфейсом и условиям задач ACM — практика показывает, что этого вполне достаточно, чтобы потом начать общаться на английском языке на профессиональные темы. Ну а дальше — общение улучшает навык.
                                                                                                          • 0
                                                                                                            Или даже игры. У нас в школе один парень имел огромный словарный запас, на русский переводил любой школьный текст сходу, правда грамматика была так себе.
                                                                                                        • 0
                                                                                                          Я сейчас учусь в 9 классе… забил на все гуманитарные предметы. Стало гораздо больше свободного времени, которое я посвящаю программированию и другим техническим предметам. Считаю это правильным решением

                                                                                                          Тоже так сделал, и в результате… завалил вступительный экзамен по русскому языку в ВУЗ :(
                                                                                                          (кое-как еле сдал через год)


                                                                                                          PS правда, на историю не забивал, просто, потому что было интересно. :)

                                                                                                          • +1
                                                                                                            Раньше был отличником, сейчас забил на все гуманитарные предметы.

                                                                                                            Зря. Ты не будешь хорошим специалистом, если
                                                                                                            а) не сможешь грамотно объяснять своё мнение, как устно, так и письменно, и
                                                                                                            б) не будешь владеть английским языком.
                                                                                                            • +1
                                                                                                              Будьте осторожнее с таким подходом…
                                                                                                              Если вы себе представляете работу технарем как бесконечное решение bleeding-edge задач, то вы глубоко заблуждаетесь — вам ПРИДЕТСЯ писать доки, делать презентации, писать тексты фич и отдельных задач, помогать джунам и многое, многое другое. Иными словами, в любой работе огромное(!) количество рутины, от которой вы никуда не денетесь.
                                                                                                              А если вздумаете быть ИП, то добавится еще веселья с налогами, договорами и прочим.

                                                                                                              Если не можете справиться с рутиной в 9 классе, то, расстрою вас, в будущем сильно проще не станет. И, кстати, ошибки станут стоить вам намного дороже.
                                                                                                              • 0
                                                                                                                Вообще — случаи всякие бывают. Например: часть рутины бывает разумно отдать на аут-сорс или нанятому сотруднику. И, лучше, так и сделать. Не стоит делать из человека оркестр, мне думается. Совсем, конечно, не избавиться. Но существенно уменьшить её можно и нужно. По своему опыту так сказать :)
                                                                                                              • 0
                                                                                                                Я, как отец девочки-отличницы чуть младше вашего, не могу согласиться с вашим решением. Безусловно расставлять приоритеты крайне важно. Но правильно-ли вы их расставили? Это очень сложный вопрос. Лично я своей дочери посоветовал особое внимание уделить точным дисциплинам и языкам. На мой взгляд это тот минимум, к которому нужно стремиться каждому технарю. Остальные дисциплины то же важны. Но важны в том смысле, что их нужно учить, но не прилагая излишних усилий. Это тот резерв, из которого можно черпать время и силы. Но именно забить- это уже лишнее.

                                                                                                                Можно-ли быть хорошим программистом не зная языков или психологии? Напрашивается ответ- да. Но это не совсем верно. Что бы быть хорошим в этом случае нужно быть как минимум гениальным программистом. Дело в том, что в современном мире мы вынуждены себя продавать. И что бы вас продавал _кто-то_ как хорошего программиста вы должны просто лучиться гениальностью. Без самопрезентации о вас просто никто не узнает. В том числе и ваш первый работодатель. А именно для этого вам и понадобится та самая литература, история и все остальное на что вы забили в свое время.

                                                                                                                И чем дальше, тем важнее будут становиться те самые «ненужные» дисциплины. Но наверстывать будет уже поздно.

                                                                                                                • 0
                                                                                                                  Можно-ли быть хорошим программистом не зная языков или психологии? Напрашивается ответ- да. Но это не совсем верно. Что бы быть хорошим в этом случае нужно быть как минимум гениальным программистом. Дело в том, что в современном мире мы вынуждены себя продавать.

                                                                                                                  Вы, кажется, ставите знак то ли равенства, то ли импликации между хорошестью программиста и его умением себя продавать. В то же время некоторым людям вполне может быть норм, если они будут просто хорошо знать своё дело, пусть, возможно, недополучая какую-то сумму из-за неэффективной самопродажи.

                                                                                                                  Без самопрезентации о вас просто никто не узнает. В том числе и ваш первый работодатель.

                                                                                                                  Я совсем не гениальный, я просто много кода писал и пишу. Меня на курсе знали, как человека-наркомана, в комнату в общаге к которому можно зайти в любое время, и он будет сидеть и писать код. В вузовском бассейне, где я отрабатывал пропуски по физкультуре, ко мне как-то раз подплыл какой-то совсем неизвестный мне чувак и спросил «О, ты $username? У меня к тебе как раз вопрос по бусту есть…»

                                                                                                                  И примерно поэтому я получил свою первую относительно полноценную и не совсем шабашную работу.

                                                                                                                  И чем дальше, тем важнее будут становиться те самые «ненужные» дисциплины. Но наверстывать будет уже поздно.

                                                                                                                  Если бы сейчас захотелось идти в тимлиды-ПМы, то да, пожалуй. Но, увы, не хочется.