О проблемах определения места нахождения абонента при его звонке на 112

    С прошлого года операторы мобильной связи предоставляют в систему-112 данные о месте нахождения абонента, позвонившего или отправившего SMS на номер 112. В Воронежской области это работает чуть более месяца — время, достаточное, чтобы столкнуться с основными проблемами реализации этого сервиса. А учитывая то, что сервис для операторов связи является глобальным, эти сложности в той или иной мере присутствуют во всех регионах страны.



    Под катом перечислены проблемы и наши предложения в Минкомсвязь по их устранению.

    Коротко об определении места нахождения абонента при его звонке на 112


    01.12.2016 года был подписан долгожданный приказ Минкомсвязи России №607, регламентирующий предоставление операторами связи координат и иной информации о позвонившем абоненте в систему-112. Срок выполнения был назначен на 1 мая 2017. Операторы реализовали это довольно быстро за счет централизации сервиса: у каждого оператора
    большой пятёрки
    Билайн, МТС, МегаФон, Теле2, Ростелеком
    на всю страну или на макрорегион отвечает единая, а не региональная, платформа, по аналогии с сервисом SMS. Системы-112 (у каждого региона она своя) зрели дольше. Фактически, даже сейчас не многие субъекты обеспечили прием такой информации от операторов связи. Мы реализовали это к декабрю 2017.

    Вкратце алгоритм таков. Со звонком абонента на 112 в заголовке SIP приходит идентификатор оператора связи, которому система-112 потом шлет запрос о месте нахождения позвонившего абонента. Информационная система оператора связи предоставляет в систему-112 координаты, указывая при этом их погрешность. Геоинформационная подсистема 112 визуализирует это на карте в виде круга или сектора.

    Типичный сектор

    Оператор 112 видит примерное место нахождения и использует это в работе. Кроме того, он в течение суток может повторно запросить координаты этого абонента и получит их.

    А теперь проблемы

    1. Не определена максимально допустимая погрешность


    Минкомсвязью определено многое, но не ограничена максимально допустимая погрешность определения места нахождения пользовательского оборудования при предоставлении таких данных оператором мобильной связи. Это приводит к тому, что расстояние между центром переданной оператором области предполагаемого нахождения абонента и его фактическим положением достигает 3,5 км в городе и 20 км в области. Определённо, 3,5 км – недопустимая погрешность в городе, где базовые станции расположены достаточно часто.

    Предположительно, такими погрешности могут быть определены как 500 м для города и 2 км за его пределами. При этом, европейским стандартом для службы 112 с 2003 года определена точность определения 150 м в городских зонах и 500 м в сельских районах, а американским – до 100 м в 80% случаев (источник).

    Необходимо учитывать, что погрешность, передаваемая оператором, должна рассматриваться во взаимосвязи с критерием «доля правильно определенных координат места нахождения». Т.е. если абонент не попал, то это нарушение 1-го критерия, и, если оператор превысил допустимую погрешность – тоже нарушение, но 2-го критерия.

    Предложение: Определить максимально допустимую погрешность определения места нахождения пользовательского оборудования, передаваемую оператором мобильной связи.

    2. Не определены критерии качества предоставленных координат


    Да и вообще, критерии качества предоставления оператором связи информации не определены. Это оставляет им массу лазеек. Например, можно предоставлять информацию через раз или давать наобум. Даже учитывая невыполнение п.1 (выше), операторы в совокупности дают правильное местоположение едва ли в 50% случаев.

    Предложение: ввести следующие критерии качества предоставления оператором связи информации о месте нахождения пользовательского оборудования при обращении абонента в систему-112:

    • Доля отказов в предоставлении информации от общего числа запросов в информационную систему оператора – не более 10%;
    • Доля попадания абонента в переданную оператором область – не менее 80%.

    3. Точность не достаточно высока


    Чтобы обеспечить 1 и 2 пункты операторам придется пересмотреть используемые технологии. В п. 24 Порядка являющегося приложением к тому самому приказу, регламентировано, что место нахождения абонентской станции определяется информационной системой оператора связи с точностью, технологически доступной оператору связи. По результатам эксплуатации в городе Воронеже, есть сомнения, что операторы используют технологии определения координат с использованием двух и более базовых станций. Наоборот, есть подозрения, что определение области нахождения абонента осуществляется с применением статистических методов, когда за таковую область выдается зона пикового трафика оператора в сегменте определенной базовой станции.

    Предложение: можно перечислить заведомо доступные операторам технологии с указанием территории их преимущественного применения (областной центр, слабозаселённые территории), но, возможно, принятие указанных в п.1 и п.2 критериев обеспечит выполнение этого пункта автоматически.

    4. Не точна формулировка о 24 часах


    В соответствии с п.27 Приказа «Оператором связи обеспечивается доступность информации о месте нахождения пользовательского оборудования (оконечного оборудования) и дополнительной информации для предоставления по запросу от ЦОВ-112 в течение не более 24 часов с момента обращения пользователя по номеру «112». В таком случае, если оператор предоставляет данные в течение 1 часа, то фактически он выполняет требование «не более 24 часов». Кроме того, не обозначено, какова актуальность передаваемых данных: на момент запроса или на момент приема первичного звонка.

    Предложение: оператором связи обеспечивать передачу актуального на момент запроса места нахождения пользовательского оборудования по запросу системы-112 строго в течение 24 часов с момента последнего обращения абонента в систему-112 посредством вызова или отправки SMS на телефон 112.

    5. Не передаются координаты при бессимочных звонках


    В приказе не определены требования к порядку предоставления данных о месте нахождения пользовательского оборудования, не оснащённого SIM-картой. А таких звонков достаточно много. В результате, операторы не предоставляют данных о месте нахождения такого оборудования. По их словам, это обусловлено отсутствием в информационных системах сведений об абонентских устройствах без SIM. А базовым методом предоставления информации в систему-112 является именно Pull — по запросу системы-112 в систему оператора связи.

    Предложение: Определить порядок предоставления операторами данных о месте нахождения пользовательского оборудования, не оснащённого SIM-картой.

    6. Не прояснен порядок использование мобильными операторами метода Push


    В п.28 Порядка (приложение к приказу) предусмотрена передача информации о месте нахождения абонента методом Push, когда координаты передаются сразу со звонком, однако операторы мобильной связи этого не делают. По их словам, использование метода Push операторами мобильной связи при передаче информации с поступившим звонком технически невозможна при текущей системе связи, поскольку в большинстве случаев стык операторов с Ростелекомом осуществлен не по SIP.

    Зачем это нужно нам? Это бы позволило передавать координаты с бессимочным звонком (см. предыдущий пункт).

    Предложение: Разъяснить порядок применения п.28 и иных требований по передаче информации методом Push к операторам мобильной связи.

    8. Не используются технологии GPS и ГЛОНАСС


    Приказом не регламентировано использование технологий GPS и ГЛОНАСС при определении места нахождения абонента, в то время, как данные технологии существенно улучшили бы качество определения места нахождения обратившегося абонента.

    Предложение: включить в требования по сертификации на территории РФ телефонных аппаратов, оснащенных GPS/ГЛОНАСС, автоматическое определение и отсылку координат при вызове 112.

    9. SMS нельзя отправить с номера 112


    Методическими рекомендациями по порядку и правилам построения и функционирования телекоммуникационной подсистемы системы-112 регламентируется использование при отправке SMS из системы-112 маршрутного номера вызова экстренных оперативных служб и подписи «System-112», однако это не позволяет абоненту написать ответное SMS на сообщение из системы-112. Сейчас вести диалог с абонентом, обратившемся в систему-112, предлагается так: абонент получает SMS от контрагента «System-112», а отвечать должен контрагенту «112». Это не удобно, особенно в экстренной для абонента ситуации. Хорошей практикой в этом отношении может послужить использование Сбербанком единого номера «900».

    Предложение: Организовать использование для отправки SMS из системы-112 трёхзначного номера «112», регламентировать порядок его предоставления операторами связи для регионального оператора системы-112

    Вывод


    Письмо с предложениями направили в Минкомсвязь, ждем приглашения к обсуждению. Это же направили в соседние регионы с просьбой обменяться информацией и поправить/поддержать. Пока ответа не получили. Может быть здесь уважаемое сообщество прокомментирует.

    Всем спасибо!

    И в любой непонятной ситуации звоните в 112!
    Поделиться публикацией
    Похожие публикации
    Ммм, длинные выходные!
    Самое время просмотреть заказы на Фрилансим.
    Мне повезёт!
    Реклама
    Комментарии 35
    • +3
      включить в требования по сертификации на территории РФ телефонных аппаратов, оснащенных GPS/ГЛОНАСС, автоматическое определение и отсылку координат при вызове 112.

      Где-то подобное есть вообще? Протоколами GSM и т. п. предусмотрено? Не грозит ли это резким сокращением официальных поставок телефонов в страну? Особенно телефонов производитель ОС которых сильно ограничивает конкуренцию в производстве аппаратов и/или модификации прошивок и пока сам не реализует ни один аппарат сертифицирован не будет.


      Да и в целом GPS/ГЛОНАСС определение координат дело не быстрое обычно, это телефон не будет отправлять СМС или совершать звонок пока не определит координаты?

      • +2

        Это да.
        Время реакции выключенной навигационной системы, особенно в условиях отсутствия доступа в интернет (холодный старт) может быть очень долгим. Если не повезет, и час можно просидеть. Поичем у подавляющего числа пользователей определение координат отключено, чтобы энергию не жрало.
        А в некоторых случаях вообще никаких координаь не будет (помещение, густой лес, кское-нибудь глубокое ущелье (которое можно встретить даже в городе).
        Так что даже если продавить дополнения в стандарт, и оно будет внедрено, толку не будет никакого.


        Логичнее выпустить приложение, которое автоматически сгенерирует СМС (или даже голосовой звонок) на 112 с координатами, а если координаты сразу недоступны, то сразу сообление без координат, а потом второе с координатами, чтобы пользователю только кнопку нажать, а оно пусть само думает.

        • 0
          ---у подавляющего числа пользователей определение координат отключено

          99% процентов владельцев телефонов даже не в курсе что это такое и уж тем более что это можно выключить. 1% с сайта habrahabr я в эту статистику не включаю.

          Доля потребления постоянно работающего GPS в телефоне < 1%. Зачем его отключать?
        • 0
          Сформулировано нами в общем и отправлено экспертам. Мало кто, кроме Минкомсвязи, обладает достаточной экспертизой в этом вопросе.
          • 0

            Как минимум, операторы обладают достаточными техническими знаниями для определения того возможно ли это в принципе на базе GSM без создания своего "форка" протоколов как для абонентских, так и для операторских устройств. Одно дело, если где-то в служебных полях GSM и ко имеется место куда можно добавить эту информацию малой кровью, по типу кастомных HTTP-заголовков, которые все устройства будут просто передавать как есть, кроме знающих об их назначении, и совсем другое, если формат строго задан и там и так каждый бит на счету.

          • 0
            Да, вот так и рождаются законы и приказы Минсвязи существенно увеличивающие стоимость услуг операторов для абонентов. Зато появится новый проект, за счет которого можно провести самопиар и немного заработать.
            Грустно.
            • 0
              И в чем здесь «существенное увеличение», позвольте поинтересоваться?
          • +1
            Такая опция должна оставаться опцией.

            Очень не хочется оказаться в ситуации, когда не можешь вызвать помощь из-за того, что смартфон принудительно включил GPS при звонке и доел этим аккумулятор.

            Кейс кажется редким, но на самом деле у многих акк находится в красной зоне из-за постоянного использования. Точнее его как раз перестают нагружать в красной зоне
            • +1
              Роман, доброго дня!
              Не обижайтесь, пожалуйста, но мне кажется — Вам стоит повнимательнее изучить основы построения сотовых систем связи, инфраструктурные ограничения существующего оборудования и т.д. И тогда многие из поставленных Вами вопросов отпадут сами собой. В идеальном мире требований приказов и инструкций на инфраструктуре однородного и современного оборудования все вышеперечисленное в Вашей статьей вполне реализуемо, но все не так просто в реальном мире.
              Еще раз — ничего личного и никаких претензий к самой статье.
              • +1
                Возможно Роман относится к той категории людей, которые оперируют целями «как должно быть», а не ответами «почему так сделать нельзя».
                Ведь и ракеты тоже когда-то в космос не летали, из Холмогор в Москву добирались 3 недели с рыбным обозом, а звонили только по кабелю и через телефонисток ;)
              • +1
                А требование информирования абонента о том, что его координаты повторно запрашиваются в течение этих 24 часов есть?
                А требование к наличию у абонента возможности отключения повторного определения и передачи координат после вызова есть?
                • –1
                  А требование информирования абонента о том, что его координаты повторно запрашиваются в течение этих 24 часов есть?

                  Нет. Согласия абонента на обработку его данных в случае обращения по телефону 112 не требуется. Запрос-ответ происходит без его информирования.
                  А требование к наличию у абонента возможности отключения повторного определения и передачи координат после вызова есть?

                  Нет. Думаю, такой избирательности от операторов связи добиться будет трудно
                  • 0
                    Нет. Думаю, такой избирательности от операторов связи добиться будет трудно

                    В чем избирательность? Послать PUSH запрос на телефон — ваши координаты хотят определить — разрешить?
                    • 0
                      Избирательность в смысле «по этому абоненту посылаем, а по этому нет».
                      И по Вашему предложению найдутся контраргументы. Например, человек потерял сознание, находится в аффекте… Хотя, повторный звонок — дело особое. Может, Вы и правы
                    • 0
                      Нет. Согласия абонента на обработку его данных в случае обращения по телефону 112 не требуется. Запрос-ответ происходит без его информирования.

                      Вот это и не правильно. И я не про согласие. Тут действительно его не нужно спрашивать, если только абонент явно после завершения звонка не послал какую-то команду, например СТОП на 112, для отключения возможности повторного!!! определения координат. И команду эту не надо обрабатывать мобильным оператором, ваша система должна не позволить больше запрашивать оператору координат абонента у ОПСОСа. Согласия не нужно, а вот информировать абонента, что служба 112 повторно!!! определяет его координаты необходимо. Что бы не было злоупотреблений со стороны операторов службы.
                  • +1
                    Здравые предложения.
                    • +1
                      Каким образом оператору определить местоположение абонента если в видимости абонента только 1 БС и та на удалении более 1 КМ? а это частый случай если мы говорим о пригороде/

                      Какой смысл писать то, что все равно никто делать не будет — передавать координаты с GPS — производители телефонов не будут делать кастомизацию под определенную страну.

                      А вообще — прочитав данный пост у меня сложилось мнение, что у автора есть желание что-то улучшить в связке Государство (экстренная помощь или предупреждение) — абонент оператора.

                      Если это так — настоятельно рекомендую договорится наконец-то уже с МЧС что бы на iPhone/Android приходили оповещения о ветре/морозе/любые другие которые захочет МСЧ не в виде SMS а по родному протоколу! Это бы улучшило оповещение во много раз.
                      • –2
                        --Какой смысл писать то, что все равно никто делать не будет — передавать координаты с GPS — производители телефонов не будут делать кастомизацию под определенную страну.

                        У нас в Канаде я вижу на сайте Rogers положение своего ребенка с точностью кресла в кафе.
                        • 0

                          Когда он набирает 911 на простой звонилке (не смартфоне)?

                          • 0
                            В наше время несмартфон — крайняя редкость. Или совсем бедные, или олд скул — им ничего не надо.

                            Про это на сайте есть предупреждение что точность телефона без gps не превысит 300 метров.
                          • 0
                            А какое отношение имеет ваша паранойа и нарушение границ частной жизни ребенка к содержанию данной статьи?

                            Вполне очевидно, что в вашем случае используется приложение на телефоне которое в свою очередь используен GPS+Wi-Fi геолокацию,
                            • 0
                              Прежде чем переходить на личности и обсуждать состояние моего здоровья следует все таки начать с внимательного чтения.

                              «на сайте Rogers» — Rogers — это коммуникационный провайдер, ни к каким апам на телефоне он доступа не имеет, как и я. То есть дело не в моей личности, а техническим возможностям коммукационного оборудования.
                              • 0
                                Покажите мне телеком оборудование которое на основе триангуляции определит координаты точнее чем 100м да и еще и indoor
                                • 0
                                  Вопрос задаетe так, будто я поставщик коммуникационного оборудования.

                                  Для этого не надо триангуляции. Точно знаю что Rogers использует оборудование Sandvine.
                                  Вполне возможно анализируют data трафик. Многие сервисы пересылают координаты.
                                  Я так понимают Эшелон-2 под это и делался.

                                  Здания у нас в большинстве своем картонные (даже многоэтажки), поэтому gps работает практически во всех зданиях.
                                  • +1
                                    Странное предположение, тк если считать, что sandvine DPI ищет по всему трафику что-то похожее на координаты — тогда это легко обманывается отправкой фейка, что резко ухудшит UX. А если предположить, что они смотрят на системные службы google/apple — так они не могут, там https, делаю ставку, что на конечном устройстве стоит приложение оператора которое и реализует слежку.
                                    • 0
                                      ----на конечном устройстве стоит приложение оператора

                                      Скорее всего так и есть если телефон покупался у этого оператора.
                                      Но также это работало для blackberry, для которого я устанавливал свежие прошивки прямо с сайта рима.
                        • +1
                          Триангуляции не существует — это миф. Её можно запилить, но только на самом девайсе в виде приложения и анализа сигнала вышек. Хотя проще ловить Wifi-сети и точность будет 10-50 метров.

                          Контроллер сети GSM видит последнюю вышку, где сидел абонент. Оператор знает GPS-координаты вышки и сектор, куда она светит. Грубо говоря, он передает координаты вышки и радиус действия в метрах. Если абонент не менял вышку некоторое время, оператор отправляет ему скрытую пустую смску, чтобы телефон очухался и если что подцепился к более близкой вышке с лучшим сигналом.

                          Ну а в остальном достаточно хорошая штука, по крайней мере удобно в экстренных ситуациях — не нужно описывать для оператора кто ты и где ты. Тем более звонок идет в местный КЦ.
                          • 0
                            >пользовательского оборудования, не оснащённого SIM-картой
                            Как это? Проведите ликбез, пожалуйста
                            • 0
                              Выньте SIM карту из телефона и вы получите «оборудование без SIM». Почти все устройства без SIM позволяют совершить «Экстренный вызов», набрав 112 в набирателе номеров.
                              • 0
                                На телефон 112 можно позвонить совсем без SIM-карты. Такие звонки, как правило, поступают от детей, которым дали «поиграть» телефон, либо из салонов связи «меня слышно? спасибо, до свиданья!»
                                Нас интересуют звонки другие. Когда у абонента есть SIM-карта ОператораХ, но уровня сигнала не достаточно, чтобы достучаться до «родной» вышки. В таком случае, единственный телефон, который он сможет набрать — это 112, поскольку звонок на 112 подхватит ближайшая вышка ЛЮБОГО оператора. Однако, этот любой ОператорY не идентифицирует устройство по чужой SIM-карте, и передаст нам длинный и ничего не значащий IMEI аппарата. Вот такие звонки мы называем «бессимочными».
                                За такими звонками могут быть реальные проблемы. Я в прошлом своем посте писал, как пьяный провалился в люк, где его оператор связи оказался не доступен. Нашли его, запустив по району машину с сиреной, а он ориентировал экипаж по звуку, типа «холодно-горячо». Позвонить он мог, повторюсь, только на 112. Определение координат в его случае не сработает.
                              • +1
                                Странная статья.
                                Для начала ссылка на голый 607 приказ в связке с обсуждением деталей просто не корректна.
                                Приказ согласуется и регистрируется в Минюсте, в такие документы по определению не включается техническая специфика. Для ее отражения существуют ведомственные документы. В контексте данной темы это например «Методические рекомендации по обеспечению предоставления операторами связи информации о месте нахождения пользовательского оборудования ...», выпущено уже несколько официальных версий этого документа. Есть и другие смежные документы, например методические рекомендации по построению, приказ о правилах применения средств связи и т.п.
                                Там тоже, так скажем, не все идеально, но надеюсь министерство в итоге выпустит версии устраняющие недостатки текущих документов.

                                По поводу изменений есть еще аспект — кто платит за банкет? Конечно регион может не интересоваться затратами операторов. Но и операторы не могут себе позволить делать для каждого региона индивидуальные условия. Т.е. если вы протолкнете какие-либо изменения, то все регионы должны будут найти деньги на доработку своих систем. Не знаю, похвалят ли вас в таком случае ваши коллеги. Текущее решение это не идеал, это скорее многосторонний компромисс.

                                Тем, кто беспокоиться о своем местоположении могу сказать, что сделано все возможное в текущих условиях для защиты приватности. Без вашего звонка/SMS операторы не должны отдавать ваши данные. Такой подход был общепринятым не всегда. У каждого гражданина есть выбор решать свои проблемы самостоятельно без раскрытия местоположения или обращаться за помощью с раскрытием.
                                • 0
                                  1. Странная статья написана с учетом указанных Вами документов. Ссылки не привел, чтобы не утяжелять повествование. А Вы обвиняете меня в некорректности потому, что нашли в этих двух методрекомендациях ответ хотя бы на один из приведенных вопросов? Или список литературы составлен не корректно?
                                  2. Министерство не выпустит версии, устраняющие недостатки, пока на эти недостатки ему не укажет тот, кто практически использует сервис.
                                  3. Операторы организовали общие платформы для всех регионов, им не придется применять индивидуальный подход. А доработок системы-112, на мой взгляд, не потребуются вообще, так что коллеги скажут спасибо. Когда внедрят этот сервис.
                                  • 0
                                    Если вести предметный разговор, то надо указывать, что именно мы обсуждаем. В данном случае 607 приказ или например конкретные версии конкретных документов. Без этого понимания те, кто в теме, Вас не поймут, а на помощь тех, кто не в теме, видимо не стоит рассчитывать. Все упомянутые документы разрабатывались долгое время, к ним были высказаны масса замечаний и предложений, в результате получилось то, что получилось. Как я написал выше «это скорее многосторонний компромисс».
                                    Список замечаний и предложений в Министерстве существует, и в нем довольно много пунктов. Поэтому выпуск исправленной версии скорее всего будет.
                                    Доработки для учета Ваших предложений необходимы. Например для полноценной работы со звонками без регистрации в сети оператора самым технически разумным решением является пересмотр требований к ID вызова, что потребует изменения протоколистики и соответственно ПО. Переход на метод PUSH как обязательный потребует существенных затрат.
                                    Кстати в Ваших замечаниях, на мой взгляд, есть и неточности. Например «Предложение: оператором связи обеспечивать передачу актуального на момент запроса места нахождения пользовательского оборудования» — актуальность должна обеспечиваться уже сейчас, для ЦОВ-112 есть два метода локации, они описаны не в приказе, а в методических рекомендациях.
                                    • 0
                                      Обсуждаем проблемы, которые возникли у пользователя (система-112) после опытной эксплуатации им сервиса, сделанного именно для него.
                                      В компромиссе не участвовали, про список не знаем.
                                      Основных мотива 3:
                                      1. Некоторые недостатки сводят на нет всю пользу (ошибка в определении в 20 км — это очень много)
                                      2. Зарубежная практика. У них были те же проблемы 15 лет назад, они же решили как-то.
                                      3. Раз в документе сказано «А», скажите и «Б». Ниписали, что должен быть PUSH, объясните как? (обратите внимание, мы просим именно РАЗЪЯСНИТЬ, а не перейти). Написали расплывчато про 24 часа — уточните, чтобы не было разногласий в трактовке (да, хоть верьте, хоть не верьте, но я звоню из дома, потом через час проверяю свое местоположение с работы — вуаля, таки я ещё дома!)
                                      • 0
                                        Ошибки «в 20 км» в какой модели ошибок? Ошибка порядка +-15 км для ряда случаев это единственный честный результат достижимый в реальных условиях. Другой вопрос, что если дается ошибка в виде круга, то это не красиво, давать сектор будет информативнее и честнее.
                                        Зарубежную практику в части 112 предметно прокомментировать не могу, но сравнивая цены и качество сотовых сетей в РФ и многих других странах, для себя я сделал вывод, что наши сети никак нельзя отнести к отстающим. Повысить точность определения координат можно, но это весьма существенные деньги, причем большей частью заплаченные зарубежным вендорам за лицензии. За чей счет?
                                        Push опционален, по согласию сторон, и в такой постановке сейчас практически не жизненен.
                                        Не вижу существенных замечаний в формулировке про срок. То, что 24 часа захардкожены в документ и не являются параметром конечно не аккуратненько.
                                        Если Вы проводите тесты используя явно запрос с пейджингом, то это косяк, который надо предъявлять оператору, обращение в министерство здесь излишне. Если вы запрашиваете данные из кеша, то вопрос в первую очередь к Вам самим.

                                Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.