Pull to refresh

Лучший UX — совсем никакого UI

Reading time 7 min
Views 24K
Original author: Burke Holland
Сколько себя помню, я всегда был одержим интерфейсами пользователя (UI). Помню, как наслаждался красотой Compaq TabWorks, пока играл в «The Incredible Machine» и слушал «Tears For Fears—Greatest Hits» на семейном компьютере.


Не осуждайте меня — я слушал «Mad World» ещё задолго до выхода «Донни Дарко» и этого страшного кролика. Если вы не узнали ни одну из этих отсылок, то возможно это потому, что я очень стар. Как сказал Джордж Костанза, «Дело не в тебе, а во мне».

Это ещё одна древняя цитата, которую вы можете и не понять. Ну да ладно, давайте двигаться дальше.

По-настоящему я увлёкся UI, когда купил собственный компьютер. Я вступил в береговую охрану и сэкономил немного денег во время курса молодого бойца (когда нельзя было выходить в город из-за отжиманий и всего такого). Я хотел купить Chevy Cavalier (увы, но это не шутка), но мой отец предложил вместо этого потратить деньги на компьютер, поэтому я приобрёл в Office Depot собственный Compaq с Windows 98 в комплекте. Кроме того, Cavalier никак не купить за 800 баксов.

Windows 98


Я провёл кучу времени за изменением тем Windows 98. Я был заворожён тем, как могут накладываться друг на друга окна и как меняются иконки и шрифты, формы кнопок и цвета. Мне нравилось, как окна отбрасывали тень. Каждая новая тема была лучше предыдущей!


О, глубины моря! О, величественные рыбы! ДУХ ЗАХВАТЫВАЕТ.

Если бы я знал, с какими чудесами мне ещё предстоит встретиться. Если бы я только знал о Windows XP.

Windows XP


Существует ли любовь с первого взгляда? Нет, не будьте наивными. Любовь — это чрезвычайно сложная часть поведения человека, проявляющаяся только после длительной борьбы и терзаний.

«What is love? Baby don’t hurt me. Don’t hurt me. No more.»
—Haddaway, «What Is Love»

Но непостоянная и жестокая сестра любви — безумная страсть — существует и почти всегда возникает с первого взгляда. Я был полностью поглощён страстью к Windows XP.

Эти плавные изгибы меню «Пуск». Эти анимации меню. Я мог просто смотреть на них часами. И я так и поступал. Шокирующий факт — я не был особо популярен в обществе, поэтому у меня было достаточно свободного времени на странные занятия, например, на любование операционной системой.

Если помните, Windows XP имела чрезвычайно большие возможности настройки. Для практически любой части операционной системы можно было изменить скин или тему. Это породило множество сообщество хакеров UI и сторонних инструментов типа Window Blinds, созданного хорошими ребятами из Stardock. Да Stardock, мы тебя знаем. Север помнит.


Я влюблён в UI


Я могу долго рассказывать о моей длительной, скучной и немного пугающей одержимости UI. Довольно странно, что я не стал дизайнером или художником. Я могу создать достойный UI, но вы бы не стали нанимать меня для разработки дизайна сайта. А если бы стали, то вас бы звали «моя мама».


«Привет, Бёрк. Можно попросить тебя сделать веб-сайт для моего йога-клуба? Мне нужно несколько кнопок и не меньше трёх картинок».
Ой, спасибо, мама. Да, я смогу сделать три картинки.


Однако я могу собрать отличный UI, если у меня будут строительные кирпичики. За мою карьеру мне удалось поработать над несколькими отличными проектами UI, в том числе и над первой версией Kendo UI. Я люблю кнопки, раскрывающиеся списки и диалоговые окна с чрезмерной анимацией. И я могу собрать эти части в приложение, как Томас Кинкейд. Я сборщик UI.

Но как пользователя меня последние годы иногда тревожила одна и та же мысль: лучшее взаимодействие с пользователем (user experience) — это полное отсутствие интерфейса пользователя.

UI — необходимое зло


Единственная причина, по которой UI вообще существует — это то, что пользователям нужно взаимодействовать с системами. Интерфейс — это посредник. Он является абстрагированным слоем коммуникации и общение с ним заранее подготовлено. Пользователь и UI могут общаться, но только в пределах обозначенных границ интерфейса. И поэтому возникают такие ситуации когда ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ UX даёт сбои, как в том недавнем случае с ложным уведомлением жителей Гавайских островов о приближении баллистической ракеты.


Это экран, с которого в субботу запустили тревогу о приближающемся ракетном ударе. Оператор нажал на ссылку PACOM (CDW) State Only, а должен был нажать на ссылку DRILL — PACOM (CDW) State Only.

Мы должны прогнозировать, что будет думать и как будет реагировать пользователь, а все люди разные. Системы с хорошим дизайном могут приблизить нас к интуитивному пониманию. Я по-прежнему остаюсь фанатом скевоморфизма и «sorry not sorry». Если четырёхлетний ребёнок может взять iPad и разобраться в нём без инструкций, то это — признак гения UX.

То есть даже идеальный UI будет не совсем идеальным. Идеал — это полное отсутствие посредников, никакого слоя перевода. С исторической точки зрения это не было возможно, потому что мы не могли «разговаривать» с компьютерами.

Но теперь это возможно.

Обработка естественного языка


Обработка естественного языка (NLP) — это область компьютерных технологий, работающая с языковым взаимодействием между людьми и машинами. Самые известные примеры NLP — это Amazon Echo, Siri, Cortana и Google. Или «OK Google». Или как бы ни называлась эта штука.

Я абсолютно уверен, что способность общаться с AI через речь будет лучшим пользовательским взаимодействием, чем нажимание на кнопки. Чтобы изложить свои доводы, я представлю три примера того, как NLP может полностью заменить UI и в результате мы получим гораздо более качественный user experience.

Образец A: эй, Сири, напомни мне...


Siri — не блестящий пример «улучшенного UX», но одна задача, с которой она справляется достаточно хорошо, и которую я использую почти каждый день — это напоминания.

Гораздо удобнее с точки зрения user experience сказать «Эй, Сири, напомни мне написать письмо моей маме завтра в девять часов утра», чем заниматься вот этим…

GIF

  1. Открыть приложение
  2. Коснуться новой строки
  3. Ввести напоминалку
  4. Коснуться «i»
  5. Выбрать дату
  6. Коснуться «Done»

Как бы ни было красиво приложение Reminders, оно никогда не сравнится с UX простой устной команды Siri.

Тут нужно добавить исключение: «только когда это работает». Siri часто устраивает себе обеденный перерыв или обрывает меня на полуслове, создавая бессмысленные напоминания без даты выполнения. Когда NLP ошибается, она обычно ошибается СИЛЬНО. Это невероятно раздражает, как может подтвердить любой, пользовавшийся Siri.

Это простой пример, вы могли уже знать о нём или он вполне справедлимо может показаться не слишком впечатляющим; поэтому вот ещё один пример: автоматизация дома.

Образец B: автоматизация дома


В моём доме установлено несколько выключателей GE Z-Wave. Я соединил их все вместе с помощью Vera Controller. Если вы не сильно разбираетесь в автоматизации домов, то вам просто нужно знать, что выключатели соединяются с контроллером и контроллер предоставляет интерфейс для управления ими, что позволяет мне включать и выключать свет с помощью телефона.

Приложение Vera для управления освещением достаточно удобно. Оно неидеально, но её UX вполне достойный. Например, если мне нужно включить свет в офисе, то в приложении я совершу следующие действия:

GIF

Как я и сказал, «достаточно удобно». Не идеально. Просто хочу сказать, что бывает и хуже.

Если быть откровенным, то когда мне нужно включить или выключить свет, то я не хочу искать и приложение и запускать его в телефоне. Это не очень увлекательно. Я хочу включить свет прямо сейчас. Включение света через телефон — это шаг назад в юзабилити по сравнению с, ну, например, ВЫКЛЮЧАТЕЛЕМ СВЕТА!

Замечательно то, что я могу попросить заняться этим Echo.

Например, я могу сказать любому выключателю в моём доме…

«Алекса, включи/выключи свет в офисе»

Или в спальне, или в столовой, да где угодно. Vera имеет поддержку Alexa, которая позволяет Alexa непосредственно общаться с контроллером, и так как в Alexa используется NLP, мне не нужно произносить фразу точно, чтобы она сработала. Она просто работает.


Присутствует небольшая задержка между временем произнесения команды и реакцией на неё Alexa. Думаю, это задержка, нужная, чтобы передать данные на сервер, выполнить обработку, обратиться к моему контроллеру, выключить свет, снова выполнить обработку в облаке и вернуть данные ко мне домой.

Должен признаться, что иногда перед включением света проходит одна-две секунды. Да, я понимаю, технические причины, бла-бла-бла, но меня это не волнует. Я хочу, чтобы свет включился и включился прямо СЕЙЧАС. Like Veruca Salt.

Также у меня есть термостаты Nest, которыми можно управлять с помощью Echo и должен сказать, возможность регулировать термостат, не вылезая из кровати, очень удобна.

NLP не обязательно ограничивать произносимыми фразами. Оказывается, что взаимодействие с компьютерами через текст ВСЁ РАВНО лучше кнопок и ползунков.

Я покажу вам это на образце C.

Образец C: Digit


Digit — это интересный небольшой сервис, о котором я узнал из рекламы в Twitter. Мне всегда было любопытно, кто кликает на рекламу в Twitter и теперь у меня есть ответ.

Мне бы хотелось, чтобы больше людей узнало о Digit. Этот сервис позволяет экономить деньги, с помощью машинного обучения анализируя затраты в каждом месяце, чтобы вы не могли загнать себя в долги.

Самое примечательное в Digit — то, что пользователь не общается с ним через приложение. Всё выполняется через текст, и это мне нравится.

Digit присылает мне каждый день текстовые сообщения с изменениями моего банковского баланса. Вот как выглядит напоминание о моём текущем балансе:


Да, я замазал данные о состоянии моего счёта, чтобы вы не слишком печалились о моей жизни.

Если я хочу узнать, сколько денег сэкономил мне Digit, я просто спрашиваю, сколько у меня осталось накоплений. Но поскольку Digit тоже использует NLP, я могу спрашивать, как захочу. Я даже могу просто отправить «накопления» и система меня поймёт. Это очень похоже на общение с настоящим человеком.


Если мне нужно перевести часть денег в накопления, потому что я хочу купить ещё Lego, а моя жена говорит, что Lego — это «хочу», а не «надо», и что мы должны копить на «колледж» для детей, я могу просто попросить Digit перевести немного денег. И мне снова не нужно запоминать правильные фразы. Я могу общаться с Digit, пока не получу нужного результата. Даже если посредине транзакции я ошибусь, Digit справится с этим. В сущности, я просто заполняю с помощью текста форму без погружения в ад «заполнения форм».


Пообщавшись с Digit текстом какое-то время, теперь я хочу, чтобы у меня был текстовый интерфейс со всеми программами. Иногда это даже лучше, чем говорить вслух, особенно если вы находитесь в ситуации, когда не можете просто говорить что-то роботу, или вам лень говорить. У меня тоже такое бывает.

Мёртв ли тот UX, который мы знаем?


Нет, ни в коем случае. NLP — это не замена всем интерфейсам пользователя. Например, я не хочу писать камере, что нужно сделать фотографию. Или прокручивать ленту фотографий голосом. Однако это новый подход к дизайну интерфейса пользователя в эпоху, когда появился этот новый тип ввода.

Поэтому прежде чем начнёте создавать новую форму или корзину Интернет-магазина, спросите себя: нужен ли мне вообще этот UI? Существует большая вероятность, что благодаря NLP и AI/ML, можно обойтись без них.

Как начать разбираться с NLP


NLP гораздо проще в создании и разработке, чем можно подумать. С точки зрения инструментов разработки мы проделали длинный путь. Например, изучите возможности проекта LUIS from Azure, предоставляющего GUI-инструмент для создания и обучения NLP-моделей.

Он бесплатен и очень прост в работе.

Я записал видео о создании AI, который понимает, когда я прошу его выключить свет, подбирая состояние освещения и местоположение комнаты, исходя из нашего взаимодействия.

Tags:
Hubs:
If this publication inspired you and you want to support the author, do not hesitate to click on the button
+26
Comments 71
Comments Comments 71

Articles