Кто убил джуниора?

https://medium.com/@melissamcewen/who-killed-the-junior-developer-33e9da2dc58c
  • Перевод
Джуниоров много, вакансий не хватает



Несколько месяцев назад я сходила на мероприятие для женщин в IT. Там собралось много начинающих разработчиков, выпускников курсов программирования или учебных программ. Почти все говорили, что испытывают проблемы с поиском первой работы.

Лично мне повезло. Моей первой «настоящей» работой после колледжа в 2010 году стала должность «junior-разработчик приложений» в Колумбийском университете. В наше время сложно найти даже вакансию для джуниора. Люди, размещающие такие вакансии, завалены резюме. В то же время компании жалуются, что не могут найти хороших разработчиков уровня сеньора.

Но почему так происходит?

Я не совсем уверена в точной механике происходящего, потому что сама не управляю такой компанией. Но я знаю, что эти компании говорят мне: «Мы не хотим нанимать джуниоров, потому что не можем тратить время ведущих программистов на их обучение». Я видела ставки сеньоров, потому что я сама такая, и мои руководители проектов заставляли меня выделять время с целью бюджетирования. Я знаю, что ставки примерно $190-$300 в час. Вот почему компании считают, что нанимать новичков невыгодно.

Я в это не верю, потому что никакой сеньор не работает полный день по ставке $300 в час. Кроме того, стоны о чрезмерных расходах похожи на крокодиловы слёзы с учётом всего того времени, которое специалисты тратят впустую (по крайней мере, на мой взгляд) на совещания и тому подобное.

Но допустим, что компании снова начнут брать джуниоров в команды. Теперь у вас появится новая проблема, поскольку у сеньоров нет опыта работы с новичками — и вообще нет опыта обучения людей. Когда я впервые начала работать с джуниорами, то понятия не имела, как это делать. Я была потеряна и сбита с толку. Моя компания ничем не могла помочь: «Просто дай им какую-нибудь работу, чтобы они чему-то научились». Но в реальности этого недостаточно.

Я поискала какие-то справочные материалы на эту тему — и ничего не нашла. Если вам известны такие, то пожалуйста сообщите в комментариях. В конце концов я составила кое-как пригодную стратегию из фрагментов разных курсов и различных заданий.

Но безумие в том, как много пришлось мне узнать в процессе этого. Не думаю, что я когда-нибудь смогла бы разобраться на глубоком уровне в функциях JavaScript, если бы не пришлось их объяснить другому человеку. Некоторые из инструментов, которые я разработала для обучения, в итоге пригодились в реальных проектах.

Были времена, когда я испытывала разочарование. Особенно когда руководители проектов или другие менеджеры не понимали ситуации. Когда они не понимали, что я не могу сдавать работу в срок, потому что трачу время на обучение этих людей.

Я пытаюсь сказать, что вся экосистема разработки программного обеспечения нуждается в новичках для собственного благополучия. Их обучение имеет свою цену, но также несёт преимущества.

Если компания хочет снова нанимать джуниоров, я бы рекомендовала выделить время на разработку программы, которая поможет сеньорам и всем остальным, кто работает с джуниорами, эффективно освоить навыки наставников. А также учитывать суровую реальность.

Нужно понимать, что не все начинающие кодеры станут успешными программистами. Как к этому относиться? Вы будете винить их наставников? Или отслеживать развитие навыков и переводить тех, кто не очень справляется, на другие позиции, где они могут добиться успеха: например, в менеджеры проектов, инженеры поддержки продажи и другие позиции, не связанные с программированием, но где знание программного обеспечения является ценным.

И не все сеньоры становятся успешными наставниками. Есть много замечательных разработчиков, в которых просто нет такого таланта. Они должны иметь возможность отойти от этих обязанностей. Тех же, кто занимается наставничеством, нельзя наказывать. В одной команде я больше всех обучала новичка — и возникало чувство, что это считается как будто менее «настоящей» работой, чем у других сеньоров. Из-за этого впоследствии я неохотно брала на себя такую роль. Да, и я считаю, что отношение мужчин к женщинам тут тоже имеет значение: когда женщина берёт на себя такую роль, то со стороны часто похожа на эдакую заботливую мать-покровительницу. Это означает меньший престиж, а обычно чем меньше престиж — тем меньше зарплата.

Не могу не упомянуть некоторые другие экономические сложности, которые мешают джуниорам. Недавно я посетила мероприятие в одной компании, и они по сути сказали, что всю «лёгкую» работу отдают на аутсорсинг в другую страну. Раньше такую работу делали джуниоры. Потом есть автоматизация. Значительная часть работы, которую я лично делала в качестве джуниора, теперь автоматизирована.

Сейчас начинающим программистам сложно найти первую работу. Возможно, вам придётся делать то, что я действительно ненавижу рекомендовать, например, бесплатно работать над различными проектами. Если найдёте действительно отличный проект с открытым исходным кодом, который потом сможете указать в своём резюме. Я менее склонна рекомендовать бесплатно работать в «стартапе».

Кроме того, вам придется самому искать себе наставника. Лучше всего обучение при личных встречах, хотя я понимаю, что такой вариант не всем доступен. Поэтому можете попробовать закрытые тематические каналы в Slack и Discord. И это такой же отстой, как приглашение на свидание. Готовьтесь, что вам будут часто отказывать. Вам придётся работать на отстойных и полностью провальных проектах, потому что на бесплатных работников боятся возлагать большую ответственность. Как один джуниор сказал мне, он перестал ходить на наши митапы, потому что его проект провалился. Мне пришлось уговаривать его продолжать работу и браться за новые проекты, зная, что многие из них — отстойные и ничем хорошим не закончатся.

Со своей стороны, я с удовольствием помогаю ребятам на наших митапах и хотела бы поработать над разработкой более формальных программ наставничества в этих условиях.

Не уверена, что такое решение подходит для всех. Не уверена, можно ли назвать несбалансированными компании без джуниоров — или наоборот, они поступают грамотно. Реальность такова, что большинство разработчиков долго не остаются на одном месте — возможно, нет смысла сильно вкладываться в обучение кого-то? Или, может быть, представители индустрии должны спросить себя, почему люди продолжают прыгать с места на место? Может, потому что многие из них отстойные программисты, а может для многих это единственный способ повысить зарплату. Я могу или ждать глупого, бессмысленного ежегодного «обзора производительности», который поднимет мне ставку на 1%, или взять своё резюме, пойти на собеседование в другое место — и получить прибавку в 10% или больше.

Это не значит, что изъян в какой-то конкретной компании. Это изъян всей индустрии.
Поделиться публикацией
AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

Подробнее
Реклама
Комментарии 415
  • +32
    С одной стороны вроде все правильно и очень хорошо что хоть кто о думает о проблемах начинающих разработчиков.
    Но с другой как вспомню как нам приходилось начинать — ни интернета, ни путевой литературы, ни вменяемых наставников. Да что там интернет — доступ к современному компьютеру был большой проблемой. Так сразу кажется — да молодежи теперь только стоит захотеть и ты уже программист с такими возможностями какие 30 лет назад нам и не снились.
    ИМХО, конечно, и наверно это уже старость…
    • +10
      Да, то были прекрасные светлые времена))) Сейчас у джунов на уме только бабки и нежелание учиться… печаль
      • +2
        Ну собственно говоря, девушек заместили бабками и на этом всё.
        • +1
          Вспоминается анекдот про диалог двух дедушек, которые справляют большую нужду:
          — Никифор, а помнишь раньше когда срали — яйца до земли доставали?
          — Даааа, стопталась землюшка, стопталась…

          Нынешние джуны растут в принципиально другой информационной среде и, не побоюсь сказать, практически другой культурной парадигме. Будьте к ним добрее :)
        • +6
          Да, так и есть. До сих пор помню как методом «научного тыка» изучал басик на спектруме. Потом на толкучке приобрел пару книжек. Одна была по программированию игр на ассемблере а вторая была больше похожа на справочник по аппаратному устройству и командам процессора. Как же было их трудно читать не имея ни малейшего понятия почему все устроено так а не иначе и не имея никакой возможности у кого-либо спросить — тогда еще не было не то что интернета, а и сотовых еще не было. А преподаватели часто знали меньше учеников — что в школе что в кружке (там стояли БК со своим басиком И как тогда казалось спектрум их опережал намного по своей продуманности и простоте). Только только в страну потекли первые x86-совместимые компы которые мог себе разве что крупный бизнес позволить. И когда в итоге он появился у меня через пяток лет уже было проще понять как и почему оно работает. И да — это старость =)
          • 0
            А сейчас можно в качестве примера перенести этот опыт на, скажем, ракетостроение.
            Тоже практической информации почти нет, до всего нужно самостоятельно доходить ценой свободного времени, терпения соседей и прочности отцовского гаража. Зато раздолье в плане стандартизации — (почти) ничего ж не контролируется, мешай себе реактивы для топлива да следи только, чтоб ничего не сжечь (это я утрированно, уверен, что в реальности много сложнее). Зато лез через сорок уже ничего просто так не запустишь — везде правила, стандарты, обязательные к выполнению, если хочешь получить работу, да еще и небо закидано такими убердевайсами, на которые смотришь, и руки опускаются — до этого уровня надо ракетами заниматься с глубокого детства целенаправленно, а не пройдя пятилетний курс «Основы ракетоведения» в провинциальном педуниверситете.
          • +19
            Тогда была проблема найти информацию. Сейчас есть проблема не проще — отфильтровать информацию. Сложно начинать, когда тебе со всех сторон предлагают совершенно разные пути и никто не может объяснить, чем они отличаются. Я начинал программировать на спектруме (и это в 2000 году!) с одной книгой в руках и отлично вас понимаю. Но ещё я учусь программировать сейчас и считаю проблему поиска качественной информации не менее важной. Я находил фактические ошибки в самой рекомендуемой книге по изучению python, я вижу полнейшее безумие советов в каналах по JS и не вижу тенденций к улучшению. Неверные знания хуже их отсутствия. Поэтому наставник нужен как никогда.
            • 0
              Согласен! Сейчас трудно отфильтровать действительно ценную информацию от мусора.Помню времена, когда в школе стояли «Агаты» и по ним всего пару книг, которые шли в комплекте(по сей день где-то лежат на память). Еще сейчас все делается на фреймворках, изучить хотя бы несколько требует много времени, если заниматься этим самостоятельно. Плюс на изучение только ночи. Днем работа, вечером дети. Устроиться джуном — самый лучший вариант научиться. Учишься и получаешь деньги. Уже голова не болит где взять деньги и жена не терзает, что сидишь в компе занимаешься фигней по ее мнению
              • 0
                Я, кстати, тоже учился ещё на спектруме. Написал программу для решения уравнений методом дискриминанта. Тогда понял, что памяти впритык и начал изучать assembler.
                Сейчас конечно гораздо проще учиться, но этого недостаточно для того, чтобы сразу стать мидлом, вот в чём проблема. Опыт работы ничем не заменишь.
              • 0
                Раньше ничего не было, а сейчас слишком много всего и разобраться, что из этого важно, а что нет становится очень сложно, особенно когда нет опыта.
                • +1
                  Не согласен. Проблему избытка информации нужно решать систематизацией.
                  В первую очередь — изучить основы. Во вторую — выбрать для себя направление и методично двигаться по нему, но не забывать оглядываться по сторонам чтобы не оказаться чересчур узким специалистом. Лучше всего конечно делать это с помощью опытного наставника, но если его нет при желании можно справиться и самому.
                  • 0
                    Логично из фразы вытекает то, что опытных адекватных наставников сейчас навалом. да?
                    • 0
                      За относительно небольшие деньги да. В крупных городах по крайней мере. В интернете материала для изучения навалом.
                • +4

                  Раньше и в требованиях вакансий кучу узкоспецифичных фреймворков не указывали.

                  • 0
                    А если указывали, то перед этим думали, действительно ли такой фремворк нужен или хотя бы изредка используется. Сейчас в текст вакансии просто копируют из википедии все фреймворки, какие найдут, а пользоваться ими даже не собираются.

                    Но вообще, господа будущие джуниоры! Ну не надо приходить на собеседование, если вы не способны на основном языке написать код «открыть файл, пересортировать строчки, сохранить файл». Таких приходит больше половины.
                    • +2
                      Я сейчас тоже не смогу слёту написать код «открыть файл, пересортировать строчки, сохранить файл», потому что не делаю это каждый день
                      Вообще забыл, когда последний раз с файлами работал

                      Главное же знать принципы работы, уметь находить решения
                      А частности на собеседовании спрашивать — я думаю, это лишнее, их лучше перемещать в тестовое задание
                      • 0
                        Но вообще задач с файлами полно, особенно их много в университетских лабораторных. Про работу с файлами всегда пишут в книгах "<язык программирования> для начинающих".
                        Так что если человек понятия не имеет как работать с файлами то не понятно что он читал и что делал в университете.

                        В конце концов если он не помнит конкретных методов, то пусть продемонстрирует как их найти.
                        • 0
                          Покажете, как это из JS в браузере сделать? Без участия пользователя.
                          • –1

                            Вы, конечно, сейчас пытаетесь хитрить, но и там найдется винт с резьбой LocalStorage, sessionStorage, IndexedDB и т.д.

                            • 0

                              Это намого более высокоуровневое API, имеющее мало общего с обычной "работой с файлами".

                              • 0

                                Да. Это троллинг в ответ на троллинг. Господин выше выбрал заведомо невыполнимый кейс — записать в файл из js в браузере. Если бы он просто сказал js, ему бы указали на node.

                      • 0
                        Но с другой стороны никто особо и не требует знания какого-то конкретного фреймворка. Знаешь один — сработаемся.
                        • 0
                          Но с другой стороны никто особо и не требует знания какого-то конкретного фреймворка


                          Чушь. Сплошь и рядом ХРюша сверяет список ключевых слов в вакансии, кратком списке навыков и развернутом описании опыта в резюме.
                        • +1
                          А чего вы от джуниора ожидаете? К нам часто приходят джуны и мы их охотно берем. Главное увидеть, что человек хочет учится и готов думать башкой при выполнении задач.
                          А умение решать конкретные задачи — это всего лишь умение прочитать документацию или доступные варианты в интернете. Остальное приходит с опытом.
                          • 0
                            От джуна ожидаю способности написать Hello World. Без подсказок. (ну со справкой в зубах, конечно.) Приходит же явление, которое через раз на Power User не тянет. Я до ВУЗа умел больше, чем эти ребята — после.
                            • 0
                              Если не сложно, охарактеризуйте пожалуйста, как понять джуниор ли я.
                              Ежедневно пытаюсь впитывать пусть (не тонны то хотя бы на пол шишечки) информацию, но все равно при просмотре требований джуниора .NET к примеру, понимаю что там одних только фреймворков сколько, что у меня в школе предметов меньше было, так еще и помимо этого знание и SQL и HTML и CSS и еще много-много страшных слов.
                              • 0
                                Требования через раз пишут менеджеры (эффективные), которые сами не понимают в теме от слова совсем. Программисты от них отмахиваются общими фразами, а менеджеры эти фразы преобразуют в общие требования. Вот и получаются такие объявления.

                                Калькулятор написать, скомпилировать и запустить можете? Отлично, вперёд к работе! Через одного — не могут.
                                • 0
                                  > но все равно при просмотре требований джуниора

                                  Требования не важны. Важно, умете ли вы решать на практике конкретные задачи.
                                  • +3
                                    Я знаю очень хорошую, а потому очень правдивую шутку.
                                    Миддл может вытянуть проект один без «оркестра». Джуниор, соответственно, не может, а сениор — не будет.
                              • 0

                                С гуглом или без?

                              • +3
                                Ну не скажите, анекдот «Если бы водителей нанимали как программистов» я впервые прочитал лет 15 назад:
                                Вакансия: водитель.Требования: профессиональные навыки в управлении легковыми и грузовыми автомобилями, троллейбусами, трамваями, поездами метрополитена и фуникулёра, экскаваторами и бульдозерами, спецмашинами на гусеничном ходу, боевыми машинами пехоты и современными легкими/средними танками, находящимися на вооружении стран СНГ и НАТО. Навыки раллийного и экстремального вождения обязательны. Опыт управления болидами “Формулы 1″ — приветствуется. Знания и опыт ремонта поршневых и роторных двигателей, автоматических и ручных трансмиссий, систем зажигания, бортовых компьютеров, антиблокировочных систем, навигационных систем и автомобильных аудиосистем ведущих производителей. Опыт проведения кузовных и окрасочных работ — приветствуется. Претенденты должны иметь сертификаты Mercedes, BMW, General Motors, а также справки об участии в крупных международных соревнованиях не более, чем двухлетней давности.Зарплата: определяется по результатам собеседования.
                                Наверняка он появился бы и раньше, но рунет начал широко продвигаться только тогда.
                                • 0
                                  Описание вакансии, обязанности.
                                  IT: техническая поддержка компьютерного оборудования и программного обеспечения офиса в соответствии с ICT стандартами, принятыми в организации ( включая настройку/наладку оборудования, установку/удаление программ, резервное копирование данных, обновление антивирусных программ, настройку e-mail/интернет), обзор рынка и закупка необходимого оборудования, помощь/обучение пользователей компьютеров;
                                  Транспорт: организация транспортного обеспечения офиса, обслуживание а/м организации (включая техническое обслуживание, страхование, контроль расхода топлива и т.д.), функции водителя (при необходимости);
                                  Закупки: обзор рынка и осуществление местных закупок, ведение соответствующей документации.
                                  Помещения, ремонт и техническое обслуживание: поиск и отбор помещений для заключения договоров аренды (офис, квартиры, склад – по необходимости), участие в переговорах, поддержание всех арендуемых помещений в исправном состоянии, нести ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности и охраны труда.
                                  И это не анекдот, а цитата из вакансии пятилетней давности.
                                  • 0
                                    Неудачный пример. Всего лишь завхоз-эникейщик с водительскими правами.
                                    Высокой квалификации во всем почти не требуется. Только работы и ответственности навалили.
                                  • 0

                                    Честно говоря такое только в вакансиях на пост-советском пространстве видел. На зарубежных сайтах всё вполне цивильно.

                                • 0
                                  Вместе с возможностями появилось и больше требований, так что утопии как обычно нет
                                  • +3
                                    Только когда вы начинали, технологий было меньше. Меньше библиотек, фреймворков, языки имели меньше функциональности, паттернов и различного рода подходов к программированию. И они все появились только потому, что те кто начал раньше, раньше увидели что нужно улучшать.
                                    Современному же джуниору нужно знать все эти библиотеки, подходы, паттернов, фреймворки сразу.
                                    • +1
                                      Не 30 лет назад, скажем лет 10, тоже свои заморочки, если сейчас браузеры практически сравнялись, то тогда могло быть такое: в firefox все нормально, а в ie все не раскукошится. Разный синтаксис для верстки в различных браузерах. Скругленные углы картинками. Свои события и методы js для разных браузеров и их разных версий.
                                      • 0
                                        Да поддержка IE10-11 и сегодня головная боль. Кроссбраузерная верстка тоже имеет отличия (FF-Chrome). Да что там далеко ходить — я добавил alert с выводом служебной информации и пользователь прислал мне (внимание!) скриншот, потому что во всех браузерах можно выделить и скопировать содержимое alert'a, а в Yandex Browser'e — нет. Представьте себе поток, закодированный в base64, который вам скинули в виде скриншота. Умереть не встать.
                                        • 0
                                          Да поддержка IE10-11 и сегодня головная боль. Кроссбраузерная верстка тоже имеет отличия (FF-Chrome).

                                          Хорошо, что вы не застали верстку под IE6.

                                      • 0
                                        Но вообще-то всё было сложнее. Мы писали на си, где шаг влево, шаг в право это расстрел и всё что ты видишь это «segmentation fault». И у нас не было resharper`а который исправит твои мелкие ошибки в синтаксисе, автоматически подключит недостающие билиотеки. Компилятор, текстовый редактор и развлекайся как хочешь.
                                        • 0
                                          Дело не в том больше или меньше технологий, а в том как к ним вообще получить доступ.
                                          Представьте что у вас вообще нет ни домашнего компьютера, ни интернета, ни специальной литературы, а только обрывочные сведения из журналов и ТВ.
                                          Как думаете выросли бы у вас возможности претендовать на вакансии или нет?
                                          • 0
                                            Представьте что у вас вообще нет ни домашнего компьютера, ни интернета, ни специальной литературы, а только обрывочные сведения из журналов и ТВ.

                                            Согласен, 10 лет назад был именно в такой ситуации, чего то хотелось — но где инфу брать неясно, как что то делать — неясно. В таких условиях трудно что то делать. Только потом сначала телефон с интернетом появился (сказать честно — не сильно мне помог), а 6 лет назад, на втором курсе уже комп появился, с доступом к нормальному интернету, только тогда смог начать сначала навыки работы с ПК нарабатывать, потом уже пошло: линуксы как десктопная система, разные попытки программировать и т.д. Прогресс пошел только когда появился комп и интернет.
                                            • Согласен, 10 лет назад был именно в такой ситуации, чего то хотелось — но где инфу брать неясно, как что то делать — неясно.


                                              Не понял.
                                              Инфы полно уже с прошлого века (это почти 20 лет как).
                                              Интернет давно существует.
                                              • 0
                                                Интернет давно существует, доступ у всех к этому интернету — до сих пор не у всех есть.
                                                • 0
                                                  А мне тут понятно.
                                                  В России как раз 10 лет назад стал развиваться массовый доступ в интернет. Телефоны были сильно слабее и дороже.
                                                  А если в глухой провинции то все еще сложнее, особенно если некому подсказать и направить.
                                                  Но то теперь те кто целыми днями торчат в соцсетях в крутых смартфонах жалуются что не знают где взять нужную инфу. Они просто не знают что такое сидеть без информации.
                                                  • 0
                                                    Да, все именно так, маленький поселок в провинции, стоимость телефона даже просто с интернетом сравнима с месячной зп, про смартфоны и тем более компьютеры не говорю, так что позволить себе это мы не могли. Если сравнивать ситуации без ПК и с переизбытком информации (напомню — комп с интернетом у меня с 2012, не так уж давно чтобы кардинально объемы с тех пор увеличились) — я однозначно выбираю переизбыток информации.
                                                    • 0

                                                      В 2008-м? Похоже на байки бабушки Арины… Уже в сотовых сетях инет был и довольно доступный, а мопедно-дслный так и подавно даже в глухоманях. Не быстрый, конечно. Обычно в Зажопинсках на 64-128 кбит подключал Ростелеком (или что там было на него месте), но этого хватало для полноценной работы, чтения, переписки, чат-общения, просмотра понро и кино

                                                      • 0
                                                        Я там выше описывал что кроме теоретической возможности провести интернет — нужно еще иметь устройство позволяющее к нему подключаться)
                                                    • А мне тут понятно.
                                                      В России как раз 10 лет назад стал развиваться массовый доступ в интернет. Телефоны были сильно слабее и дороже.


                                                      В 2008 году?
                                                      Да ладно.

                                                      В 2004 еще поверю.
                                                      Я из глухой преглухой Сибири.
                                                      У нас еще в 1994 году появился интернет. Да медленный и дорогой. Но в принципе к году 2002 он был уже вполне доступен частному лицу при большом желании.
                                                      • 0
                                                        Большее желание нивелируется финансовой составляющей.
                                                        • Большее желание нивелируется финансовой составляющей.


                                                          Я тогда уже ребенка обеспечивал и квартиру снимал.
                                                          Тем не менее интернет у меня был.
                                                          • 0
                                                            А некоторые были с ребёнком и ожиданием зарплаты и обещаниями со своего.

                                                            PS. А телефон был или у милиционеров или у железнодорожников. Модема не было — некуда им звонить.
                                                            • А телефон был или у милиционеров или у железнодорожников.


                                                              Вы из 1950-х приехали?
                                                              У однокурссницы был интернет на спаренном с соседями телефоне — да. Они ругались что как не позвонишь там что то шипит. Она ругалась что как не выйдешь в интернет — связь рвется из-за соседей.
                                                              • 0
                                                                Вы точно из российской глубинки? Это там где в 2008 было на весь поселок из 2к человек в районе 50 ПК, и почти половина из них в школе? Там где только пару лет как стала сотовая связь в принципе доступна? (помню году в шестом было всего несколько мест где ловило) и т.п.?
                                                                • Вы точно из российской глубинки? Это там где в 2008 было на весь поселок из 2к человек в районе 50 ПК, и почти половина из них в школе?


                                                                  У нас федеральные трассы покрыли сотовой связью еще к 2006 году.
                                                                  Году к 2010 самая дальняя деревня уже была с интернетом.
                                                                  Да, до сих пор есть места, где плохо ловит интернет и даже телефон.
                                                                  Но в целом уже лет 10 как ноутбуком уже не удивишь и в самой глухой деревне.

                                                                  Если вы из горного района — это другое дело. Там проблемы и до сих пор во многих деревнях. Горы экранируют.
                                                                  • 0
                                                                    Да нет, центральная Россия. Даже представить не могу откуда такая разница. Интернет в деревне к слову был у нескольких человек. Но не у меня (семья скажем так… небогатая была), и у близких знакомых тоже не было.
                                                                    • Но не у меня (семья скажем так… небогатая была), и у близких знакомых тоже не было.


                                                                      Тут вряд ли деньги.
                                                                      Скорее — желание, приоритеты.

                                                                      Дело в том, что я-то вкусил интернета еще в ВУЗе и плотно на него подсел. Стал важнейшим приоритетом.

                                                                      И после этого уже даже когда было слишком дорого — все равно платил провайдеру.

                                                                      Это как автомобиль. Пока его нет у человека — он может считать, что автомобиль и не нужен. А как появляется, но потом исчезает (сломался, авария, нет денег) — уже его очень и очень хочется заполучить назад.

                                                                      • 0
                                                                        Вот только с ним познакомиться нужно еще) А если компьютер вживую только на уроке информатики видишь, да и там изучение ограничивается вордом и qbasic (дико понравился в то время) — то как то даже не представляешь себе каково оно. Ну и все таки позволить мы себе этого действительно не могли. Как то телевизор сломался — больше года без него жить пришлось, а уж компьютер…
                                                                        • Вот только с ним познакомиться нужно еще)


                                                                          Ну да. Об этом и речь.
                                                                          Как познакомился — так приоритет появился, родителей убедишь. В принципе им-то все равно чем детя тешилось — лишь бы не плакало.
                                                                        • 0
                                                                          Дело в том, что я-то вкусил интернета еще в ВУЗе и плотно на него подсел.

                                                                          Сложно было вкусить то, что показывали на старшем курсе один раз (ездили в Дом Учёных для этого). Но во всяких журналах компьютерных читали, на конференциях рассказывали о такой классной штуке. Идея гипертекста выглядела фантастической (хотя всякие хелпы со ссылками на другой раздел и были чуть ли не в NC3 и сами даже делали из го… подручных материалов).


                                                                          Скорее — желание, приоритеты.

                                                                          Приоритеты — пожрать или интернет, отличный выбор.

                                                                          • Приоритеты — пожрать или интернет, отличный выбор.


                                                                            Я допускаю что где то в отдельных местах был такой выбор.

                                                                            Но, повторяюсь, я, будучи молодым папашей с неработающей женой и живя на съемной квартире (это очень дорого было — 50% дохода на аренду квартиры) — тем не менее позволял себе интернет.

                                                                            Не самых быстрый тариф, но тем не менее.

                                                                            Хорош жаловаться на жизнь.

                                                                            Все в ваших руках.
                                                                            • 0
                                                                              В очень многих местах был такой выбор, а позволить себе интернет могли разве что в крупных или особенных городах, где не видели выплату зарплаты продукцией и думают что их исключительные условия были везде.

                                                                              > Хорош жаловаться на жизнь.

                                                                              Очень странно называть представление о реальном положении вещей жалобами, у меня-то как раз всё хорошо было, но я бывал не только в крупных городах и имел возможность сравнить очень разные условия. Далеко не везде они были такими прекрасными.
                                                                  • 0
                                                                    Чуть новее, но даже в начале 0х именно так и было. И это не глухая деревня, а узловая станция (именно потому у железнодорожников — сотовой связи нет и как-то оповестить об аварии надо).
                                                            • +1
                                                              Ваша глухая Сибирь случайно не в районе новосибирского Академгородка?
                                                              В моем глухом городке проводной телефон провести было проблемой.
                                                              Это теперь он даром не нужен, а тогда в 2002 году надо было подать заявление и ждать в очереди не известно сколько лет.
                                                              Впрочем, если среди близких родственников был директор городской АТС то вопрос решался за месяц-другой.
                                                              Но у меня со связями всегда было никак, так что до 2008 года интернетом пользовался только на работе и то примерно с 2000-го года.
                                                              А интернет в 1994 в преглухой Сибири… Шикарно вы там жили.
                                                              • Ваша глухая Сибирь случайно не в районе новосибирского Академгородка?


                                                                Даже вообще не в передовой по части ИТ Новосибирской области.
                                                            • 0
                                                              Да ладно?!
                                                              В 2008 году интернет в России был очень даже хорошо развит. Сайтов и информации уже было море. Тот же хабр уже как два года существовал к этому времени.
                                                              Даже модемы к этому времени уже исчезли.
                                                              А вот в 1998 да, интернет только развивался, модемы, диалапы…
                                                              • 0
                                                                В 2008 да, интернет уже довольно хорошо развился, но прежде всего в крупных городах.
                                                                Какой интернет мог быть в городке где проводной телефон был еще проблемой, а GPRS если был то тормозной, не стабильный и дорогой?
                                                                В общем кому как повезло, где то пусто, а где то густо.
                                                              • 0
                                                                что-то вы путаете, наверное всё-таки не 10, а 15 или 20 лет назад?
                                                                10 лет назад уже айфон и андроид были, GPRS, ADSL, радиомосты, не говоря уже про диалап
                                                                • 0
                                                                  Вы наверно все по столицам да по заграницам.
                                                                  Я же писал о удаленной провинции. В каком нибудь небольшом городке 10 лет назад с интернетом было гораздо хуже чем в крупных городах.
                                                                  А в некоторых и теперь проблемы.
                                                            • 0
                                                              А книги, что отменили? Лично я и в 95-м и в 2005-м большую часть информации о компьютерах и программировании получал из книг. Причем стоили они тогда гораздо дешевле чем сейчас. За счёт бОльших тиражей.
                                                              • 0
                                                                Ну да, была в библиотеке школьной пара книжек. Правда было одно но: без компьютера это было не так интересно.
                                                                • 0
                                                                  Дело даже не в том что не интересно, а в том что устарело уже на момент издания книги. Если и стоило изучать то чтобы хоть что то знать.
                                                                  • 0
                                                                    Ну, тут еще сыграли роль мои заблуждения, учитывая уровень информатизации моего поселка — я был в полной уверенности что спрос на программистов никакой (нужно человек по 500 в год, причем только вундеркинды какие то), и планировал этим заняться в будущем, как хобби, а поступать в медицинский, или, если не пройду, то на экономиста))
                                                                    • я был в полной уверенности что спрос на программистов никакой


                                                                      то есть вы выбираете профессию по спросу, а вовсе не потому что она вам нравится?
                                                                      • 0
                                                                        Не совсем так, вы пропустили пункт про то что их требовалось по моему мнению тогда человек 500 в год, куда уж мне, хорошисту у которого достижений разве что районные олимпиады по математике, информатике и физике, тягаться с призерами всероссийских олимпиад, краснодипломниками МГУ и т.д. Собственно поэтому «здраво» решил оставить это как хобби которому свободное от учебы и работы время посвящать, а идти работать в нужную сферу типа медицины и экономики. Впрочем даже с медициной не сложилось, не хватило моих 238 баллов по трем предметам для поступления на бесплатное, пришлось на экономиста идти. Для меня тогда программирование выглядело именно как rocket science, круто, интересно, но шансов попасть нет из за тупизны собственной и потому что берут лучших из лучших. Ну а когда понял реальный порог вхождения — было поздно уже что то менять, решил доучиваться на экономиста, благо 2 года всего с копейками оставалось, да и специальность называлась «Прикладная информатика в экономике»
                                                                    • 0
                                                                      Это Вы о 95-м или 2005-м годе???
                                                                      • 0
                                                                        Я о конце 80х и начале 90х
                                                                        • 0
                                                                          Тогда вообще не понятно. Тогда книги не устаревали о-очень долго. Например, Фигурнов издавался несколько раз с не очень большими изменениями. О Фаронове (книга по Турбо-Паскалю) вообще молчу…
                                                                          • 0
                                                                            Ну это у нас, в СНГ. На западе откуда все приходило гораздо динамичнее все развивалось.
                                                                            А Фигурнов это ведь про IBM PC, а про Apple, например, не помню литературы.
                                                                            • Ну это у нас, в СНГ. На западе откуда все приходило гораздо динамичнее все развивалось.


                                                                              Не-а.
                                                                              И у них раньше было нужно мало программистов.

                                                                              Скачок в этих технологиях, быстрая их смена и большая востребованность программистов — веяние сравнительно недавних времен.

                                                                              Разница с Западом только та, что там чуть-чуть раньше началась автоматизация, чуть чуть раньше появлись персональные компьютеры и пр.

                                                                              Взять ту же Delphi, наследницу Pascal, описанного Фигурновым.
                                                                              Delphi обеспечивала фирме Borland весьма устойчивое положение на рынке вплоть до границы веков. И MS ничего не могла противопоставить пока не переманила архитектора Pascal/Delphi из Borland. Это было в самом конце 20 века только.

                                                                              • 0
                                                                                Вы видимо каких то тепличных условиях вообще были.
                                                                                Наверно и книги и новые программы вам доставляли сразу как только они появлялись. Мне же приходилось ждать их годами.
                                                                                Дельфи когда я смог посмотреть он был уже то-ли 5й то-ли 6й.
                                                                                До интернета у меня доступа еще не было. Приходилось во всем разбираться методом тыка либо компилировать в голове какие то обрывочные сведения.
                                                                                • Вы видимо каких то тепличных условиях вообще были.

                                                                                  Сибирский город с населением около 65 000 человек на тот момент, когда я начал изучать ИТ в 1987 году. Железная дорога появилась в 1985 году. До того — только самолеты и вертолеты. Полная изоляция. Автомобильная дорога появилась только в этом веке.
                                                                                  Ближайший населенный пункт с более-менее адекватной инфраструктурой (где то 220 000 жителей) — в 330 км.

                                                                                  Приходилось во всем разбираться методом тыка либо компилировать в голове какие то обрывочные сведения.

                                                                                  Дает более глубокое понимание.

                                                                                  Это скорее плюс, если удается сохранить мотивацию.
                                                                                  Вам грех жаловаться.
                                                                                  • 0
                                                                                    Это в глухом сибирском городе у вас был класс с ДВК-2 и DEC или в вузе? Если уже в вузе то все равно вам повезло. У нас в вузе были доступны только чугунные терминалы ЕС ЭВМ и СМ-4 раз в неделю.
                                                                                    • Это в глухом сибирском городе у вас был класс с ДВК-2 и DEC или в вузе?


                                                                                      В ВУЗе в середине 199x уже были Apple и IBM PC.
                                                                                      И это уже было в сибирском городе покрупнее — 500 000 жителей.
                                                                              • 0
                                                                                Много ли компьютеров Apple было в 80-е — начале 90-х в СНГ? Считанные единицы. Если у Вас был, не могу даже сказать, повезло Вам или нет…
                                                                                • Много ли компьютеров Apple было в 80-е — начале 90-х в СНГ? Считанные единицы.


                                                                                  Два полных класса Агат-2 (совместимые с Apple II) в 1988 году в глухом сибирском городке в только одной нашей школе.
                                                                                  Полный класс Apple Macintosh в 1995 году в небольшом сибирском областном центре в ВУЗе
                                                                        • Дело даже не в том что не интересно, а в том что устарело уже на момент издания книги. Если и стоило изучать то чтобы хоть что то знать.


                                                                          Машина Тьюринга или Pascal — вполне себе актуальны. Даже книжка по Java из 1995 в 2005 году если не актуальна, то на 95% полезна.
                                                              • –1
                                                                30 лет назад и программирование было не как сейчас. 5 лет назад я спокойно писал приложения под андроил, а теперь открываю и не знаю с чего начать. Куча новых SDK, какой то Kotlin… О котором я 5 лет назад и не слышал и сомневаюсь, что он тогда и был.
                                                                • 0
                                                                  А при чем тут Kotlin? Это просто язык программирования, изучать его или игнорировать можно независимо от разработки под Android.
                                                                  • +1
                                                                    Я вообще никаких отличий в программировании под Андроид не вижу с тем что было 5 лет назад.
                                                                    Был Эклипс, стал Android Studio. Причем этого можно было и не заметить, потому что ведут они себя очень похоже.
                                                                    Даже уроки по написанию приложений 5 летней давности вполне спокойно делаются сейчас.
                                                                    Что у вас так сильно изменилось в программировании под Андроид?
                                                                    • 0
                                                                      27я версия API, не?
                                                                      • +2
                                                                        А что там особенного? Писал для себя под Android пару лет назад. Действительно интересно, что изменилось.
                                                                  • –2
                                                                    Да, но что нужно было учить?
                                                                    Бейсик? HTML?

                                                                    А сейчас даже не язык программирования, а сразу паттерны + CI + фреймворк
                                                                    • +2
                                                                      Что нужно было учить 15-20 лет назад? C++ с тогдашним STL, алгоритмы, межпроцессное взаимодействие, работу по сети, способы работы с динамическими библиотеками/модулями/оверлеями, системный API, всякая специфика типа DCOM/ActiveX/OLE или Qt. SQL, bash, MFC, азы криптографии, работа с последовательным портом — это всё могли спросить на собеседовании младшекурсника без опыта работы, претендующего на должность младшего программиста (в трудовой писали: «техник разработки ПО») лет 15-20 назад.
                                                                      • 0
                                                                        В этой ветке обсуждаем 30 лет назад, а не 15-20.
                                                                        • +2
                                                                          30 лет назад вместо компьютера, помню, изучал программирование на калькуляторе Электроника Б3-34, а код программ читал в журнале Техника молодёжи в публикуемой частями фантастической повести Путь к Земле (там электронщик Александр Перепёлкин и пилот Михаил Коршунов летят с Луны на Землю на крохотном лунолёте «Кон-Тики»). Эх…
                                                                          • 1988 год?
                                                                            Вовсю уже программировал. ДВК-2, потом Агат
                                                                            • 0
                                                                              Насчет ДВК-2 вам очень сильно повезло. В 88м только у счастливчиков у кого родные на заводе в АСУП или в институте был доступ к таким аппаратам.
                                                                              А с агатов в школе мое айти и началось. Только каждый месяц ломались и чинились подолгу. А через год и чинить перестали.
                                                                              • или в институте был доступ к таким аппаратам.


                                                                                У нас был списанный из вычислительного центра аппарат.
                                                                                А к году 1990 подтянолась из того же ВЦ списанная DEC (не СМ-ЭВМ, а фирменная)
                                                                                • 0
                                                                                  Целых две списанных персоналки!
                                                                                  Да одна импортная!
                                                                                  Да еще работающие!
                                                                                  Да вы олигарх!
                                                                                  Для того времени, конечно…
                                                                                  • Целых две списанных персоналки!

                                                                                    + класс Агатов-2. Полный класс Агатов-2
                                                                                    А ДВК-2 была не одна, а с терминалами, то есть работало более 1 человека.
                                                                                    • +1
                                                                                      Вытирая скупую слезу: Да вы издеваетесь
                                                                                      • 0
                                                                                        Два класса Агатов (7 и 8, вроде, в разные годы или замена одного на другой — не помню), 2 класса БК, класс PS/2.
                                                                                        С БК-0010Ш даже кружок был, позволивший прикоснуться к замечательному языку Фокал(«а во втором классе, представляете!, даже клавиатуры не нарисованные, а настоящие»), Агаты тоже были сравнительно доступны, PS уже почти в конце обучения появились (главное разочарование — 5.25" там бесполезны и нужно искать эти новые 3.5", а без них там даже Бейсика в ПЗУ нет, зато с ними — TP, TC и Clipper).
                                                                                • 0
                                                                                  И я о чем говорю. Но что у нас было на ДВК? Фреймворки? Системы контроля версий?

                                                                                  Нет, была простенькая RT11SJ, простой бейсик и не слишком сложный, особенно по текущим меркам ассемблер.
                                                                                  И требования к программам на компьютере, где нет графического режима — невысокие.
                                                                                • 0
                                                                                  В журнале Техника Молодежи, именно в то же время также постилась рубрика «БК за рога» с различными приемами для БК-010-01, а чуть позже и что-то для Спектрума.
                                                                                • 0
                                                                                  В этой ветке обсуждаем 30 лет назад, а не 15-20.

                                                                                  Мало помню, было два года. Но лет в 6 была книжка по алгоритмам для детей, там учили рисовать блок схемы, все перемежалось красочными картинками с изображением компьютера в виде человека в разных ситуациях.
                                                                            • 0

                                                                              Я когда учился в школе в 90-е был записан во все библиотеки своего города и просто охотился на практически любую литературу по программированию. Но так как я жил в Казахстане не в областном центре, то такой литературы было очень мало. Попалась мне более мене стоящая книжка по Паскалю, ПЛ1 и какая-то совсем простая по Бейсику. Всё остальное были мануалы по досу, нортон коммандеру и т.д. Как-то получилось съездить в областной центр и я там в местной библиотеке удачно нашёл книгу по QBasic, но прочитать успел только несколько страниц. В это время я программировать толком не научился, писал только самые простые программы. Полноценно учится программированию я начал только 10 лет спустя.

                                                                              • +5
                                                                                С одной стороны юниоры ноют, что не берут, с другой стороны пересмотрел за год около 1500 резюме -простой sql запрос мало кто может написать. Какая то пустота в глазах — берите на испытательный, учите, да и еще некоторые умудряются спросить оплачивается ли тестовое часовое задание. Уровень очень низкий.
                                                                                • 0
                                                                                  Вот тут как раз рекрутеры и нужны, а не там где их применяют. Вот тут как раз нужно фильтровать вменяемых их кучи.
                                                                                  Ну и очень мало компаний имеют программы работы с джунами. Что довольно странно — как раз у них сейчас к сениору ставят в требования коммуникативные навыки и пачку soft-skills. А как миддл может вырасти до сениора, если не будет работать с джунами.
                                                                                  В крупной компании не может быть вменяемого управления талантами и развития сотрудников без стабильного притока джунов.
                                                                                  • +2
                                                                                    > А как миддл может вырасти до сениора, если не будет работать с джунами.

                                                                                    А какая связь между ростом до сениора и работой с джунами? Я же верно понял, что речь не о сениор-воспитателе в детском саду?
                                                                                    • 0
                                                                                      Нет, но в обязанности сениора входит работа с мидлами. Это весьма специфичные взаимоотношения — когда ты должен быть примером другим, проявлять некоторое наставничество не будучи при этом руководителем. Повторюсь, речь идет о крупных компаниях, и там как правило нельзя просто подойти и сказать — э, слышь, уася, так не делай, так делай, сосулька башка попадет. Бывает даже вообще просто сказать что где-то ошибка нельзя, нужно «правильно подбирать слова в соответствии с политикой компании». Научится всему этому можно только на реальном опыте. Миддл может его получить только работая с джунами.
                                                                                      К слову говоря, когда миддлы приобретают такой опыт сами, они гораздо лучше работают с сеньорами, для них процесс передачи знаний перестает быть односторонней процедурой.
                                                                                      • 0
                                                                                        > Это весьма специфичные взаимоотношения — когда ты должен быть примером другим, проявлять некоторое наставничество не будучи при этом руководителем.

                                                                                        Энто ведь все в рамках рабочего времени? Ну, типа «я сегодня никаких тасок не выполнил, потому что наставничал с Васей, проходили с ним наследование». Работает же так? Ежели да, то окей.

                                                                                        > Повторюсь, речь идет о крупных компаниях, и там как правило нельзя просто подойти и сказать — э, слышь, уася, так не делай, так делай, сосулька башка попадет.

                                                                                        Согласитесь, это проблема конкретной компании, а не сениора. В нормальных компаниях принято говорить как есть. Ну потому что это банально эффективнее.
                                                                                        • +1
                                                                                          Энто ведь все в рамках рабочего времени? Ну, типа «я сегодня никаких тасок не выполнил, потому что наставничал с Васей, проходили с ним наследование». Работает же так? Ежели да, то окей.

                                                                                          В той компании где я работал, там были требования, но не было возможностей. Потому я там больше не работаю, ибо это бред. Но на уровне тимлидов была официальная «статья» расхода времени, управление командой. И на нее можно было списывать определенное количество времени в месяц, да. Хотя и не очень много.
                                                                                          Согласитесь, это проблема конкретной компании, а не сениора. В нормальных компаниях принято говорить как есть. Ну потому что это банально эффективнее.

                                                                                          Нет, это не проблема компании. Потому что это не эффективнее. Ты быстрее передаешь свое сообщение и даешь обратнуюсь связь, по этому кажется что это проще, и в каких-то отдельных случаях или сработаных командах это работает. Но не в масштабах крупной компании. Мало сообщить человеку что он ошибся, надо это сделать так, что бы он остался этим доволен, как это не парадоксально это звучит. В крупняке все держится на горизонтальных связях. Ты скажешь Васе что он накосячил, а он в следующий раз отправит тебя официально оформлять заявку на его работу. А ближайший общий руководитель у вас CEO и заявка пойдет через директоров департаментов, если они между собой договорятся. Нет — через вицепрезидентов. Вопрос который может быть решен за пять минут будет решатся пару недель или месяцев, в зависимости от того, насколько многим людям вы неаккуратно успели высказать свое мнение.
                                                                                        • –2
                                                                                          Нет, но в обязанности сениора входит работа с мидлами. Это весьма специфичные взаимоотношения — когда ты должен быть примером другим, проявлять некоторое наставничество не будучи при этом руководителем.
                                                                                          Это где такие «обязанности»? Что, так прямо в job description и записано? :) Я работал (и работаю) в нескольких весьма крупных американских и транснациональных компаниях, но ни разу подобных «обязанностей» не встречал. И, скажу, жутко бы удивился, встретив подобное… «пионэрское отношение», скажем так.

                                                                                          Это что, в России так крупные компании работают? Пережитки развитого социализма у руководства? ;)
                                                                                          • +1
                                                                                            В вакансии этого не пишут, просто потому что смысла нет. Таких кандидатов просто нет, а вакансии закрывать надо. Без этих навыков наймут без проблем, даже на сениора. Но повышение вы не получите. Конкретно та американская компания в которой я работал имеет довольно широкую линейка чисто технических позиций и сениор это что-то в районе середины. И да, для каждой позиции прописаны компетенции, и hard skills там занимает только несколько строчек и прописаны весьма абстрактно, в духе «миддл владеет одним фреймворком, а сениор несколькими». Подавляющее число компетенций это именно soft skills. К слову, что забавно, таблицу эту почему то рядовым сотрудникам не показывают, и доступна она была только директорам департаментов, которые непосредственно участвуют в повышениях, тимлидам только по секрету. Так что не исключено что до вас такие вещи просто не доводили. Я практически уверен что в любой компании >1000 сотрудников >10 лет на рынке есть такие таблицы компетенций.
                                                                                            При всем при этом в компании не было никаких программ повышения этих самых soft skills. Сейчас работаю в отечественной компании, где наиболее продвинутое обучение сотрудников на локальном рынке. Хотя тоже на поток не поставлено.
                                                                                            • –2
                                                                                              Вы не ответили на мой вопрос. Я вас не про таинственную таблицу спрашивал (но про которую обязательно, для повышения хабровского ЧСВ, нужно заметить, что «до вас такие вещи не доводили» :) ), а про ваши обязанности (если, конечно, вы работаете senior software engineer) — входит ли в них, официально или не официально требование «быть примером другим, проявлять наставничество» (например, ваш менеджер подошел и сказал вам: «Константин, ты поопекай да поучи наших джунов»).

                                                                                              Замечу, что мой опыт работы (за 25 лет только в Штатах) наверняка намного больше, чем ваш, и в крупных и очень крупных компаниях (в США) я работал в несколько раз чаще, чем вы (если очень интересно, могу в личке рассказать), но нигде и никогда никто не ставил задачи «опекать и учить джунов и/или интернов»!

                                                                                              Учатся здесь в колледжах и университетах, а в компаниях, обычно, занимаются бизнесом, работают. А позиции открываются под конкретный проект и конкретные задачи, а не «а не взять ли нам senior software engineer вообще, пусть наших джунов подучит», и уж что-что, а заниматься сеньору уж есть чем.

                                                                                              Еще замечу, что, во-первых, обычно уровень начинающих разработчиков, с которыми мне приходилось сталкиваться, довольно высок (даже студентов-интернов), а во-вторых, никогда я не видел отношения к ним, как к «джунам», что описывают некоторые тут. Наоборот, обычно менеджмент (team lead или project manager) всегда неоднократно подчеркивает, что «все мы — команда высококлассных экспертов», хотя на деле это далеко не так. В-третьих, западные молодые люди очень не любят непрошеных «учителей» (коими, как я по топику заметил, любят быть выходцы из России или россияне), чувство собственного достоинства и независимости в людях очень сильно развито, и при подобном отношении «морду лица» вам бить не будут, конечно (не тот менталитет и воспитание), но вот менеджеру обязательно пожалуются, хотя могут даже и публично, на митинге. «Наставнику» будет очень стыдно в этом случае.

                                                                                              Учатся же на работе люди сами: реализовывая задачи и проекты от простых к сложным, учась работать над code review (по обе стороны — ведь ревьювить код от гуру не менее поучительно, чем выслушать его замечания касательно собственного кода), во многих крупных компаниях существуют программы по повышению образования и квалификации, так что желающий может за корпоративный счет пройти курсы, получить сертификаты, поучаствовать в семинарах и «хакатонах», или даже вообще, выучиться на MBA (но это уже не для программистов). Было бы желание, как говорится.

                                                                                              Но, подчеркну, нигде и никогда я не встречался с официальными или неофициальными требованиями (цитирую) «ты должен быть примером другим, проявлять некоторое наставничество»!
                                                                                              • +1
                                                                                                Упоминание таблицы было не для ЧСВ, оно и было ответом на ваш вопрос, который вы проигнорировали. Да, это совершенно точно было требованием, черным по белому прописанным в списке компетенций по моей позиции. И это было не официально, так как (я уже сказал и вы снова на ЧСВ приписали) это вообще странным образом доводилось до сотрудников.
                                                                                                Возможно, разница в вашем восприятии связана с тем, что вы работаете в американских компаниях, как я понял, в самой Америке? Я то работаю исключительно в России. Тут есть, знаете ли, некоторый дефицит с высококлассными экспертами, уж очень велик спрос и миграция. Ну а про непрошенность — я вроде вполне немало обернул тему наставничества разными условиями, что бы стало понятно, что речь не идет о том что бы лезть и тыкать человека носом в его ошибки. Но смысл — вы же все проигнорировали, да?
                                                                                                • –3
                                                                                                  Каким «ответом»? Перестаньте отвечать на выдуманные вами же вопросы, и ответьте прямо на мой: кто и когда потребовал от вас «ты должен быть примером другим, проявлять некоторое наставничество»? Ваш менеджер, таинственная таблица, должностные инструкции, памятка сотрудника (employee handbook)?

                                                                                                  Я то работаю исключительно в России.
                                                                                                  Вот это, скорее всего, и является ответом — да, похоже, это чисто российская специфика плюс менталитет «страны советов».
                                                                                                  • +1
                                                                                                    Особенно занятен металитет страны советов у американского руководства в американских компаниях, да.
                                                                                                    Вопрос был — входило или нет, я на него более чем подробно ответил.
                                                                                                    Если уж теперь вы спрашиваете кто — непосредственный руководитель. Как на собеседовании так и в процессе работы. При том это было не в одной компании. Звучит это обычно приблизительно так: «Ищем сильного разработчика. У нас есть хорошая команда, ребята молодцы, но все мидлы, нужен кто-то опытный что бы за ними присмотрел». Формулировка от компании к компании отличается в соответствии с реальными обстоятельствами, но смысл остается.
                                                                                                    Таблица компетенции — это спускалось уже из головного офиса в силиконовой долине. Бывало как-то даже HR при найме указывал как рекомендацию по конкретному сотруднику при его найме, в устной форме. Не знаю, может и записывали это куда, у меня к их делам не было доступа.
                                                                                                    Так вполне конкретно?
                                                                                                    • –4
                                                                                                      Нет у американского руководства американских компаний подобного совкового менталитета, я тут это твержу уже 100500 раз! Не требуют тут «воспитательства», «обучательства», «присмотрения» — лишено всяческого смысла, и бизнес-перспектив.

                                                                                                      Если уж теперь вы спрашиваете кто
                                                                                                      С чего это вы решили? Я спрашиваю то, что спрашивал с самого начала. На мой вопрос можно ответить либо «да», либо «нет». У вас проблемы с пониманием?

                                                                                                      Ну, и про пресловутую «таблицу» (которая, судя по приведенному маразму «миддл владеет одним фреймворком, а сениор несколькими» существует только в вашем воображении — в жизни не поверю, чтобы вменяемый человек с нормальным умом и здравой памятью мог подобное сочинить!) и ЧСВ, процитирую:
                                                                                                      К слову, что забавно, таблицу эту почему то рядовым сотрудникам не показывают, и доступна она была только директорам департаментов, которые непосредственно участвуют в повышениях, тимлидам только по секрету. Так что не исключено что до вас такие вещи просто не доводили.
                                                                                                      — не нужно быть дипломированным психологом, чтобы понять, для чего написана эта фраза :) И, кстати, только одной это фразой вы раскрылись полностью — ну, да Бог вам судья…
                                                                                                      • +1
                                                                                                        Это уже слишком толсто, сдаюсь.
                                                                                                        • –2
                                                                                                          "- Рабинович, ну почему вы всегда отвечаете вопросом на вопрос?
                                                                                                          — Это я отвечаю вопросом на вопрос?!" :P
                                                                                              • 0
                                                                                                Вы все-таки ответьте на исходный вопрос. Если к концу недели вы скажете, что не решили ни одной задачи, т.к. занимались «менторством», то это будет ок? К вам не будет предъявлено каких-либо претензий?
                                                                                                • 0
                                                                                                  Будет точно также, как если вы выберите любую другую не приоритетную задачу и будете заниматься ей одной, а все остальное будете игнорировать — определенно не ок. Хотя, если у вас вдруг, по какой то причине выдалась неделя без работы (а такого там не бывало), то это не было бы проблемой. Да и не очень понятно, как вы собрались тратить на менторство целую неделю? Ментор — не тренер, и не учитель, это не отнимает много времени.
                                                                                                  Я не помню, сколько точно отводилось времени, но вроде что-то около 10% в месяц, и оно включало в себя некоторую организационную беготню вроде сдачи месячной отчетности, встреч один на один и плановых ревью (например испытательного срока). Этого было вполне достаточно.
                                                                                                  В той компании где я работаю сейчас, есть такое понятие как idle, состояние между проектами. В него тебя привлекают либо к внутренним проектам компании, либо ты тратишь его на обучение. Период может составлять несколько недель. Менторство идет фоном, по аналогичной схеме, но без формализации. Вроде за него, я слышал, даже доплачивают, но я пока еще не вписался. На нашем проекте что-то забуксовало.
                                                                                                  • –1
                                                                                                    > Будет точно также, как если вы выберите любую другую не приоритетную задачу и будете заниматься ей одной, а все остальное будете игнорировать — определенно не ок.

                                                                                                    То есть менторством следует заниматься тогда, когда нет приоритетных задач? Вы же понимаете, что де-факто это значит «не заниматься никогда»?

                                                                                                    > Ментор — не тренер, и не учитель, это не отнимает много времени.

                                                                                                    А что вы понимаете под менторством тогда, давайте определимся?
                                                                                                    • 0
                                                                                                      То есть менторством следует заниматься тогда, когда нет приоритетных задач? Вы же понимаете, что де-факто это значит «не заниматься никогда»?

                                                                                                      Если в вашей компании неприоритетные задачи не делаются никогда, то и о менторстве думать несколько преждевременно. Как я выше писал очень немногие компании вообще готовы к этому. Для этого должны быть грамотно выстроены процессы, и, несомненно, решены вопросы выживания бизнеса как факт.
                                                                                                      А что вы понимаете под менторством тогда, давайте определимся?

                                                                                                      Ментор — наставник, который корректирует и направляет развитие. Его задача не обучать, а направлять обучение, помочь срезать дорогу в развитии. Подсказать какую книгу лучше почитать, какую технологию освоить, и как лучше к ней подступится. Другими словами ментор не учит, а помогает в обучении, что бы оно шло быстрее и качественнее.
                                                                                                      • 0
                                                                                                        > Ментор — наставник, который корректирует и направляет развитие.

                                                                                                        Я не вижу, чем «наставник» отличается от «учитель». Человек направляет обучение, то есть обучает, значит, он учитель. Давайте вы попробуете на примере каком-то объяснить разницу?
                                                                                                        • 0
                                                                                                          Обучать и направлять обучение это две большие разницы. Процесс обучения требует активного вовлечения. Условно говоря, учитель тебе рассказывает технологию и как ей пользоваться, а ментор отправляет читать документацию или книгу, уточнив на что стоит обратить внимание, а на что забить. Учитель читает лекции, а ментор нет. Работа с ментором предполагает самостоятельное обучение. Учитель при этом тоже может присутствовать. Например ментор за получением каких либо знаний может отправить к учителю(тренеру, коучу) по определенному направлению или технологии, если в этом есть смысл.