Pull to refresh

Вам всего 25 и у вас за плечами уже четыре компании — что с вами не так?

Reading time 6 min
Views 4.4K

Эта заметка может быть интересна молодым специалистам в IT а также рекрутерам, которые хотят понять поколение Z соискателей лучше. Здесь не будет советов, как найти работу, тут будет описана моя история с намёком на то, почему молодому специалисту надо быть внимательным к происходящему вокруг и никому не верить.

Предисловие


Как, пожалуй, многих других айтишников, «в тему» я вошёл ещё в начале средней школы. Какие-то эксперименты с играми для мобильников на Java ME, шаманство с прошивками под первые Android, основание и ведение одного ныне покоящегося варез-портала по этой платформе, помощь знакомым и себе в решении разных компьютерных вопросов.

К моменту поступления в ВУЗ я имел за плечами опыт системного администрирования Linux и Windows, знания аппаратной части PC, а благодаря изучению с пристрастием домашнего ADSL-модема и трудов Таненбаума — зачатки сетевых знаний. Бонусом оказались пройденные курсы программирования на языке С.

Куда податься дальше — ответ на этот вопрос был найден после скрупулёзного изучения возможных ВУЗов, программ обучения на разных специальностях и даже опроса в соцсетях молодых выпускников интересующих специальностей, с некоторыми из которых я до сих пор поддерживаю общение. В общем, подался я в телеком на молодую специальность, предусматривающую очень сильное влияние в 21 веке IT на связь. Как можно сказать уже сейчас, программа обучения была построена с акцентом на инженеров OSS/BSS.

О местах


Первое рабочее место я нашёл уже на 2 курсе, это был довольно крупный интернет-провайдер, и благодаря своим знаниям я сразу же оказался на поддержке 2 уровня с доступом на Access и Aggregation в режиме RW и R на Core уровни сети. Довольно быстро освоившись, из заявок начал подмечать частые проблемы, и в конце концов автоматизировал их решение буквально 10 кнопками с несколькими полями ввода, располагающимися на 1 веб-странице. Заявок на наш уровень стало приходить куда меньше, высокое начальство было довольно и учитывая этот и другие успехи предложило пройти собеседование с руководителем отдела в сопряжённый отдел, занимающийся развитием инфраструктуры. Основным требованием было знание статической маршрутизации и английского языка (говорю fluent), однако руководительница «засадила» меня вопросом про эрланги, которые изучают в конце 3 курса и гуглятся за 5 минут, на чём разговор прекратился. Также было упомянуто, что негоже человеку без высшего образования с инженерами сидеть и вообще есть сомнения, буду ли я справляться совмещать университет и работу. Учитывая тот факт, что на текущем месте я уже «прокачался» по-максимуму, и следующей ступеньки ждать ещё пару лет до окончания вуза, я принял решение не засиживаться и уйти.

Дальше было ещё три компании — где-то я удалённо поддерживал клиентов нашего датацентра, где размещались приложения на Linux серверах, за доступность приложений, кстати, мы также несли ответственность; где-то работал в поддержке клиентов IoT системы с акцентом на топливную отрасль, были компании с проектами в области AI в AWS, было в конце концов то, что сейчас модно называть DevOps: Ansible, Jenkins, скриптинг, деплой и траблшутинг веб-приложений.

Почти всё это время я был студентом очного отделения, и вопреки пророчеству руководительницы из первой компании всё успевал и даже основал кружок любителей покопаться в сетевом железе, доселе пылившемся на кафедре. Помогал преподавателям с лабами, университетской сетью, а студентам из кружка — советами что можно делать, чтобы не оказаться после университета на 2 года на убыточном заводе. [спойлер, никто на завод не попал]

Так вот, отчего же я уходил с трёх последующих компаний? Пожалуй, на первом месте — действия людей, расходящиеся с их же словами. На втором — порой неприятные старшие коллеги.

Как я уже сейчас понимаю, видя молодого специалиста с огнём в глазах и реальными знаниями, велик соблазн наобещать ему много-много в надежде на то, что он в процессе привыкнет и забудет.

На одном месте в случае успехов, критерии которого строго описаны в корпоративном своде правил, который был продемонстрирован ещё на интервью, сотруднику было обещано перемещение по лестнице с одного уровня на другой: скажем, с уровня сотрудника поддержки до младшего администратора с полностью своим вверенным парком машин. В итоге критерии были достигнуты мною где-то чуть больше чем за полгода, зарплата честно повышена, но я всё так же оставался сотрудником поддержки со сменным графиком работы по 12 часов. Даже для 19-летнего это очень трудно. Разговоры с руководством и напоминание данных обещаний о росте ни к чему не привели, да и один из старших администраторов, довольно экспрессивно «учивший жить» почти каждую дневную смену раздражал, поэтому я покинул их, дав целый месяц на поиск замены себе.

Где-то солидные люди с парком серверов на несколько миллионов долларов и инвестиций на десятки говорили мне о переводе инфраструктуры на DevOps рельсы и собственно перевода в них всех текущих Operations, чтож, первые месяцы всё так и было, однако курс видения инвесторов резко сменился и кто-то решил, что должны быть IT/Operations/DevOps (в компании в принципе не было IT, т.к. локальная инфраструктура была кот наплакал, а все специалисты были не ниже Middle и даже бухгалтера могли сами решить свои проблемы). Меня «на разговор» позвал руководитель управления, рассказал, какой я классный, и что мне надо перейти в IT как самому молодому в команде, частично занявшись настройкой локальной инфраструктуры под росший в арифметической прогрессии штат в новом офисе. На возражения, что в IT я не хочу и отлично справляюсь с DevOps — тасками, зачем использовать дорогого меня-линуксоида-кодера, если можно нанять 40-летнего «администратора с опытом управления 500 клиентскими Windows системами и 1 сервером», было отвечено, что такого как я не найти, а студентов брать опасно — цена их потенциальной ошибки будет больше их экономии на замене меня. Ту компанию я покинул, не желая за большие деньги выполнять задачи от смены винчестеров в локальных RAID и админя пару цисковских железок, до смены батареек в мышках появляющимся в коллективе блондинкам-секретарям — ведь я приходил туда не за тем и при трудоустройстве на это не соглашался.

Была ещё компания, в которой на словах все были дружны и круты, критерии роста также очевидны и расписаны во внутренних документах. Однако её я покинул, когда узнал, что трёхмесячный испытательный срок мне продлили без моего ведома по причине недостаточной *эмпатии* к проблемам клиентов. С которыми, кстати, я по сути работы и задач никогда не общался никак кроме электронной почты, и оценки за решённые задачи они мне ставили хорошие, да и график решённых тасков рос быстрее, чем графики нанятых синхронно со мной коллег. По вопросам технической компетенции при этом меня высоко оценивали, особенно это бесило опытного дядьку-коллегу. Трудно быть молодым и умным в коллективе с людьми, с которыми разница в возрасте может достигать 20 лет. Её я покинул ещё и потому, что рабочий инструмент — монитор был крайне дешёвый TN+Film, и глаза после дня работы за ним буквально «вытекали». Просьбы выдать новый игнорировались. Тут на моём карьерном пути был интересный переход — я уходил с более высокой зарплаты на более низкую (на 30%), только ради опыта и жажды развиваться.

Был ещё большой ентерпрайз-мастодонт, в котором моё управление после двух недель моей работы уволило моего непосредственного руководителя, который грыз подноготную софта компании в течении всех прошлых шести лет своей работы и единственный, кто в компании кроме собственно руководителя управления шарил в методологиях DevOps и собственно искал себе правую руку, вместе с которой планировал начать разгребать устоявшийся годами уклад цикла разработки. По сути я остался один, и, как случилось, ввиду сильно неукомплектованного штата меня стали загружать совсем непрофильной работой менеджера внутренних проектов, которые были по факту бесхозными. Оказавшись «владельцем этих сервисов» поневоле, на которые в компании было завязано многое, я заказывал и отслеживал корректность выполнения правок на железе и софте самых разных отделов. Корпоративным шиком считалось проводить совещания по каждой правке, отвлекая от работы множество людей. Нигде больше, как в этой компании я не проводил и не присутствовал на стольких совещаниях. За пару месяцев работы там я поучаствовал во многих полезных для развития активностях в роли проектного менеджера, по профилю DevOps лишь оживил несколько Jenkins — инстансов с джобами, умершими после увольнения руководителя моего отдела, поучаствовал в развитии нескольких проектов.

Несколько раз объяснив высокому руководству, почему в компании нельзя делать DevOps, пока не решены более земные проблемы вроде дикой текучки, странных увольнений и нежелания старожилов компании внедрять DevOps инструменты вроде статических анализаторов кода, ушёл, предварительно получив предложение стать менеджером проектов уже официально.
Было заманчиво и думал я долго, но в итоге пришёл к выводу, что в 22 управлять людьми, которые не интересуются ничем кроме технологий и методолгий, в которых они варятся уже лет двадцать, да и которые старше меня, не очень-то эффективно и продуктивно.

Итак, что же теперь? Уже пару лет я работаю DevSecOps-ом в широко известной в узких кругах компании, решающей проблемы телекоммуникационного домена любой сложности, в департаменте разработки. Решаемые задачи и условия работы соответствуют обсуждённым на интервью, бытовые вопросы и вопросы по рабочему железу отсутствуют, руководство максимально открыто и, по их же словам, страхи, которые были при приёме меня с богатой историей смены мест работы к ним, позади.

Мир всем, и, в качестве эпилога оставлю цитату одного встретившийся мне во время своего карьерного пути менеджера, очень уважаемого мною:

-Не привыкайте!
Tags:
Hubs:
-6
Comments 4
Comments Comments 4

Articles