Pull to refresh
0
Philtech Initiative
Общественное благо через цифровые технологии

Марвин Мински «The Emotion Machine»: Введение

Reading time 8 min
Views 11K
Original author: Marvin Minsky
image

Нора Джойс мужу Джеймсу: «Почему бы тебе не написать понятную людям книгу?»
Я надеюсь эта книга будет полезна интересующимся работой человеческого мышления, тем, кто хочет совета по его развитию или пробует конструировать умные машины. Она будет полезна и тем, кто хочет узнать больше об искусственном интеллекте. А также психологам, неврологам, специалистам по информатике, философам, так как развивает новые идеи, над которыми они работают.

Все мы восхищаемся достижениями в науке, искусстве и литературе, но редко признаем наши достижения в повседневной жизни. Мы распознаем то, что видим, понимаем смысл услышанного и можем применить накопленные знания и опыт для решения новых задач.

Мы также способны на то, что не может ни одно другое живое существо: как только наш образ мышления терпит крах, мы начинаем думать над своими мыслями — такое рефлексивное мышление помогает найти ошибку в рассуждениях и помогает изобрести новые, более эффективные образы мышления. Однако мы все еще очень мало знаем о том, как наш мозг с этим справляется. Как работает воображение? Что такое сознание? Что такое эмоции, чувства, мысли? И в конце концов как мы думаем?

Сравните это с прогрессом в естественных науках. Что такое твердые тела, жидкости и газы? Что такое цвет, звук и температура? Что такое сила, давление и деформация? Какова природа энергии? Сегодня почти все подобные загадки объяснены несколькими простыми законами — уравнениями Ньютона, Максвелла, Эйнштейна и Шредингера.

Неудивительно, что психологи пытались подражать физикам в поиске законов, объясняющих происходящее в мозге. Однако в этой книге утверждается, что это потерпит неудачу, потому что нет таких законов, потому что в каждом мозге есть сотни частей, развивающихся для выполнения определенного вида работ: какие-то части определяют ситуацию, другие отдают сигналы мышцам, третьи формируют цели и планы, четвертые накапливают и используют знания. И хотя мы не знаем как работает каждая часть, мы знаем, что их строение основано на информации, содержащейся в генах. Таким образом, каждая часть мозга действует под влиянием разных законов.

И раз мы понимаем насколько сложно устроен мозг, нужно поступить не так как физики, а наоборот — вместо поиска простых объяснений самых известных мыслительных процессов, найти сложные.

Например, значения слов «чувства», «эмоции» или «сознание» кажутся настолько естественными, ясными, человеческими, что непонятно с чего начать рассуждение. Но в этой книге говорится, что каждое их этих слов описывает эффекты процессов в крупных сетях внутри мозга. В главе 4 показано, что «сознание» имеет отношение к более, чем 20 подобным процессам.

Можно подумать, что мы делаем только хуже все усложняя, вместо того, чтобы упрощать. Но в крупном масштабе эта возросшая сложность облегчит нашу задачу. Как только мы разделим старую загадку на части, мы заменим старую, большую проблему несколькими малыми — сложными, но решаемыми. Кроме того, в главе 9 утверждается, что отношение к себе как к сложной машине не умаляет чувства собственного достоинства и повышает наше чувство ответственности.

Разделение этих больших задач на более мелкие начнется с изображения обычного мозга, содержащего очень много частей, которые мы будем называть «ресурсами»[1].



Мы будем использовать эту картинку при объяснении какого-либо мыслительного процесса (Гнев, Любовь, Стыд), пытаясь показать, как каждое состояние разума может быть результатом действия определенных мыслительных ресурсов. Например то, что мы называем «Гнев» похоже задйствует ресурсы, которые заставляют нас реагировать с необычной скоростью и силой, одновременно подавляя ресурсы, заставляющие нас планировать и действовать осмотрительно. Таким образом Гнев заменяет осторожность агрессивностью, а сочувствие на вражду. Аналогично состояние «Страх» задействует ресурсы для отступления.

Гражданин: Иногда мне все кажется веселым и радостным. А в другой раз (хотя ничего не меняется) все окружающее кажется мрачным и грустным, а друзья говорят, что я «подавлен»" или «в депрессии». Откуда у меня подобные состояния сознания — или настроение, чувства, характер — в чем их причина?

Одни из популярных ответов — «Все дело в химии мозга» или «Это результат действия стресса» или «Это из-за негативного образа мыслей». Тем не менее данные утверждения ничего не говорят о фактической работе этих процессов, тогда как идея выбора набора ресурсов может предложить более конкретные способы, которыми меняется наше мышление. Часть 1 предлагает поразмышлять над следующим фактом:

Когда знакомый вам человек влюблен, кажется что его будто подменили — меняется его мышление, цели, приоритеты. Будто кто-то щелкнул переключателем — и запустил другую программу.

Что может вызвать подобные изменения в мозге? В данной книге применяется следующий подход:

Каждое из основных «эмоциональных состояний» является результатом включения определенных ресурсов, в то время как другие ресурсы выключены — таким образом меняя способы работы мозга

Но что активирует наборы ресурсов? В следующих частях показано, что в мозге должны быть ресурсы, отвечающие за «Критику» — каждый из которых распознает определенное состояние и активирует определенный набор других ресурсов. Некоторые Критики врожденные — страх, гнев, голод и жажда, они помогали нашим предкам выжить. Так Гнев и Страх развились для защиты, а Голод и Жажда — для питания.



По мере взросления и обучения мы развиваем способность к активации иных наборов ресурсов, таких состояний, которые мы считем более «интеллектуальными» или «эмоциональными».

Например как только вы сталкиваетесь со сложной задачей, ваш разум переключается между разными Образами Мышления — выбор различных наборов ресурсов помогает разделить задачу на меньшие части или найти подходящие аналогии или найти решение в воспоминаниях — или даже попросить кого-нибудь помочь. Другими словами:

Каждый из основных Образов Мышления — это результат включения или выключения определенных ресурсов — таким образом меняются способы работы мозга.

Оставшаяся часть книги утверждает, что это переключение может быть тем, что присуще нашему виду — уникальным творческим потенциалом. Например, в первых частях мы постараемся показать, как это объясняет такие состояния ума как Любовь, Привязанность, Горе и Депрессия, с точки зрения того как они используют наши ресурсы. В последующих главах рассматриваются более «интеллектуальные» виды мышления.

Гражданин: Странно, что вы одинаково объясняете эмоции и обычное мышление. Мышление в основном рационально — сухое, отстраненное, логическое — тогда как эмоции оживляют наши способы мыслить, добавляя иррациональные чувства и предубеждения.

Традиционный взгляд на эмоции состоит в том, что они добавляют красок обычным простым мыслям, так же, как художники используют цвета, чтобы усилить эффект от черно-белых рисунков. Тем не менее, в этой книге вместо этого утверждается, что многие из наших эмоциональных состояний приводят к тому, что некоторые конкретные способы мышления начинают подавлять наше использование определенных ресурсов! Например, в Главе 1 будет изображено «увлечение» как условие, в котором мы подавляем некоторые ресурсы, которые мы могли бы использовать для распознавания ошибок у кого-то другого. Кроме того, я думаю, что это миф о том, что существует такая вещь, как чисто логическое рациональное мышление, потому что наше мышление всегда зависит от наших предположений, ценностей и целей.

Гражданин: Мне все еще кажется, что вы сильно все упрощаете. Например, эмоциональные состояния, такие как страх и отвращение, включают как тело, так и мозг: мы чувствуем дискомфорт в груди или животе, сердцебиение или слабость, нас бросает в дрожь или пот.

Я согласен с тем, что это мнение может показаться слишком экстремальным, но иногда, чтобы исследовать новые идеи, нам нужно отложить наши старые представления, по крайней мере временно. Например, распространено мнение, что эмоции глубоко связаны с состоянием тела. Тем не менее, в главе 7 описана противоположная точка зрения, рассматривая наши части тела как ресурсы, которые мозг может использовать для изменения (или поддержания) своего психического состояния! Например, вы иногда можете заставить себя сохранять определенное выражение лица.

Итак, хотя эта книга называется «Машина эмоций», она утверждает, что эмоциональные состояния не особенно отличаются от процессов, которые мы называем «мышлением»; эмоции — это определенный образ мысли, который мы используем, чтобы увеличить наш творческий потенциал, и в том случае, если страсти не обманывают нас, это разнообразие образов мышления должно быть такой значительной частью того, что мы называем «интеллектом», которую, возможно, мы должны называть «изобретательностью». И это касается не только эмоциональных состояний, но и всей нашей умственной деятельности:

Если вы «понимаете» что-то только одним способом, то вы почти ничего не понимаете, потому что, вам некуда деваться, если у вас нет решения. Но если вы представляете что-то различными способами, тогда, если вы довольно расстроены, вы можете переключаться между различными точками зрения, пока не найдете ту, которая работает!

Соответственно, когда мы разрабатываем машины для имитации ума, то есть для создания искусственного интеллекта, нам нужно убедиться, что эти машины также снабжены достаточным разнообразием:

Если программа работает только одним способом, то, когда этот метод терпит крах — программа перестает работать. Но программа, у которой есть несколько путей для продолжения работы, может затем переключиться на другой подход или найти подходящую замену.

Эта идея является центральной темой этой книги, и она абсолютно не совпадает с популярным мнением о том, что у каждого человека есть центральное ядро ​​- какой-то невидимый дух или самость, из которого исходят все умственные способности. Ибо это кажется унизительной идеей — что все наши добродетели являются вторичными, или что мы не заслуживаем признания за наши достижения, потому что они приходят к нам в качестве подарков из какого-то другого источника. Вместо этого я вижу наше достоинство в том, что составляет каждого из нас: колоссальная коллекция различных способов борьбы с различными ситуациями и трудностями. Вот это разнообразие и отличает нас от большинства других животных — и от всех машин, которые мы построили в прошлом, — и каждая глава этой книги рассмотрит некоторые из источников нашей уникальной человеческой изобретательности.

  • Часть 1. Мы рождаемся с множеством ментальных ресурсов.
  • Часть 2. Учимся взаимодействовать с другими.
  • Часть 3. Эмоции — это разные Образы Мышления.
  • Часть 4. Учимся думать о недавних мыслях.
  • Часть 5. Учимся думать на различных уровнях.
  • Часть 6. Накапливаем колоссальный опыт.
  • Часть 7. Переключаемся между различными Образами Мышления.
  • Часть 8. Находим различные пути представления вещей.
  • Часть 9. Строим различные модели себя.

На протяжении веков психологи искали способы объяснить наши повседневные мыслительные процессы, но многие мыслители по-прежнему считают природу ума тайной. В самом деле, по-прежнему широко распространено мнение, что разум состоит из ингредиентов, которые могут существовать только в живых существах, что ни одна машина не сможет чувствовать или думать, ни беспокоиться о том, что может с ней произойти, или обладать самосознанием, не сможет написать картину или сочинить симфонию.

Эта книга преследует все эти цели сразу: предлагает описание работы мозга и описывает машины, которые могут чувствовать и думать. Затем мы можем попытаться применить эти идеи как для понимания себя, так и для развития искусственного интеллекта.

Как следует читать цитаты в книге


Если цитата в кавычках принадлежит реальному человеку, указаны дата публикации и источник.

Марсель Пруст, 1927 г.: «Читатель читает прежде всего самого себя. А произведения писателя — не более чем оптический прибор, врученный им читателю, позволяющий последнему различить в себе самом то, что без этой книги он, вероятно, не смог бы разглядеть.»

Если цитата без кавычек, это вымышленный комментарий, который мог бы возникнуть у читателя:

Гражданин: Если обычное мышление так сложно, почему оно кажется таким просты

Большинство ссылок — это обычные библиографические цитаты, такие как

Шенк 1975: Роджер К. Шенк, обработка концептуальной информации, издательство Elsevier Science 1975. ISBN: 0444107738.

Некоторые ссылки относятся к страницам в Интернете

Lenat 1998: Дуглас Б. Ленат, Размеры контекстного пространства, www.cyc.com/doc/context-space.pdf

Некоторые другие ссылки относятся к группам новостей в Интернете, например

McDermott 1992: Дрю Макдермотт. В comp.ai.philosophy, 7 февраля 1992.

Чтобы получить доступ к таким новостным группам (вместе с контекстом, в котором они были написаны), можно поискать в Google «comp.ai.philosophy McDermott». Также я попытаюсь сохранить их копии на своем веб-сайте по адресу www.emotionmachine.net и прошу читателей отправлять мне вопросы и комментариями через этот веб-сайт.

[1] Обратите внимание, что в этой книге используется термин «ресурс», тогда как в предыдущей книге «Общество разума» использовался термин «агент». Я изменил термины, потому что слишком многие читатели предполагали, что «агент» — это нечто похожее на человека (например, туристический агент), который может действовать независимо, словно агенты в мозге могут сотрудничать так же, как люди. Напротив, большинство ресурсов специализируются на [выполнении] определенных видов работы для некоторых других ресурсов и не могут напрямую взаимодействовать с большинством других ресурсов человека. Подробнее о том, как соотносятся эти две книги, см. Статью Push Singh 2003, которая помогла развить многие идеи в этой книге.

За перевод спасибо urticazoku, которая откликнулась на мой призыв в «предыдущей главе». Кто хочет помочь с переводом — пишите в личку или на почту magisterludi2016@yandex.ru

Кстати, мы запустили перевод еще одной крутейшей книги — «The Dream Machine: История компьютерной революции».
Tags:
Hubs:
+19
Comments 3
Comments Comments 3

Articles

Information

Website
philtech.global
Registered
Founded
2018
Employees
11–30 employees
Location
Россия