Pull to refresh

Как демонстрировать свой стартап

Reading time8 min
Views1K
Original author: Michael Arrington
Перевод: Роман Юрьев, toodoo– социальная сеть сайтофанантов, специально для Хабрахабра.

Соучредитель и генеральный директор Weblogs Inc., Джейсон Калаканис (Jason Calacanis) недавно прослушал демо 200 компаний в качестве запросов на участие в приближающейся конференции TechCrunch50. Я соглашаюсь со всеми приведенными ниже позициями на основе собственного опыта общения с тысячами представителей стартапов за последние три года. Если вы проталкиваете компанию в прессе, на конференции, перед потенциальным инвестором или работодателем, отметьте как-то для себя эти пункты. Иначе пожалеете, что не сделали этого.



Самые большие шансы на успех есть у тех, кто предлагает интересный продукт. Это очень важно, поскольку потребитель может легко понять, в чем заключается услуга, и насколько четко вы представляете себе возможные трудности в работе.

А вот и письмо Джейсона к просителям.


«На протяжении последних 10 дней я прослушал 200 демо-роликов с запросами на участие в конференции TechCriunch50. Эти ролики в основном записываются на протяжении 10 минут с помощью телефона или ПО для онлайновых конференций вроде WebEx или нового сервиса Connect от Adobe.

Выслушав 2500 демо (на протяжении 40 часов) только в этом году, я понял, что же важно делать, чтобы демо-ролик вышел удачным (или ужасным). Так как запись своей предпринимательской идеи таким образом – ключ к успеху предприятия, я решил поделиться своими наработками с будущими бизнесменами.

Эти подсказки можно использовать при необходимости привлечь инвестора, партнера, а также и при создании демо-презентации. Конечно, каждая ситуация индивидуальна, но в принципе эти директивы могут оказаться очень полезными.

История вопроса: конференция TechCrunch50 проводится с 8 по 10 сентября в Сан-Франциско. Я и Майк Аррингтом (Mike Arrington) организовали это мероприятие в прошлом году. В его ходе 50 стартапов получают шанс запустить свои продукты без необходимости вносить плату. (В отличие от конференции DEMO, где каждый стартап платит 18500 долларов за запуск.) В организации мероприятия принимают участие Google, Microsoft, Yahoo и Sequoia Capital.

1. Показывайте свой продукт в первые 60 секунд презентации. В основном народ начинает рассказывать о сегменте рынка, который они хотят покорить, предоставляет раздутые описания своих компаний, делится философским подходом к работе, проводит скучные презентации в PowerPoint о рабочих процессах.

Чем дольше времени они тратят на вступление, тем хуже, как правило, оказывается сам продукт. Те же, чей продукт – «бомба», не тратят время на подготовку почвы, они не могут дождаться, чтобы показать свой продукт. Их презентация начинается с демонстрации главной страницы сайта и взаимодействия с пользователями. Если картина может рассказать тысячу историй, то демо продукта поведает миллион. Показывайте продукт сразу, а если его у вас нет, не отнимайте наше время.

2. Хорошему продукту не требуется более 5 минут не презентацию. За последние 10 лет лучшие продукты никогда не презентовались дольше 5 минут. Ларри и Сергею не понадобилось много времени для представления Google: вот поле ввода текста, вы печатаете в нем и получаете результат. Стив Джобс (Steve Jobs) с плеером iPod также долго не рассказывал о нем: подсоединяете к сети, вставляете диски, он синхронизирует музыку, вы включаете плеер и выбираете треки с помощью колесика. Крис ДеВулф (Chris DeWolfe) мог бы так рассказать о MySpace: регистрируетесь, заполняете страничку о себе, добавляете друзей и некоторые виджеты в качестве бонуса.

Думаю, идея вам понятна. Чем интереснее продукт, тем короче его демо-презентация. Если она длится дольше 5 минут, скорее всего продукт окажется негодным. Все мелкие детали, важные для вас, можно пропустить, презентуя свой стартап. Ларри и Сергей не стали бы рассказывать о расширенном поиске и списке операторов, которых вы бы могли использовать в Google.

Стив Джобс на самом деле любит детализировать презентации, но мы с вами – не Стив Джобс. Есть только один Стив Джобс и только одна компания Apple. Вы не собираетесь создавать что-то подобное детищу Стива, следовательно, нет необходимости рассказывать о своем продукте 5-10 минут.

3. Пусть слушатели желают узнать больше. Если вы прислушались к моему совету № 2, слушатели будут либо заинтригованы продуктом, либо просто восхищены им. Если такой реакции не наблюдается, вам нужно менять продукт.

Когда я представлял инвесторам стартап Mahalo, у меня было пять страниц информации с результатами поиска. Я положил их все на стол и спросил, какая из страниц лучше. Конечно, я знал, что мои результаты поиска были лучшими, но моя простая демонстрация привела к серьезной дискуссии: как была создана страница, сколько времени ушло на ее создание, сколько это может стоить, как часто ее нужно обновлять, как можно расширить бизнес, сколько страниц нужно создать для покрытия расходов?

Лучше, если слушатели разузнают о деталях продукта самостоятельно. И это в ваших руках – создать такой неотразимый продукт, о котором они захотят узнать больше.

4. Говорите о том, что вы уже сделали, а не о том, что собираетесь делать. Создатели слабых стартапов спешат рассказать, что же он будут делать далее вместо фокусирования на основном продукте. Все могут сказать, что собираются добавить версию для мобильного телефона, фильтрацию для каждого из пользователей, рекламную сеть, визуализацию, центр обмена идеями, плагин для браузера, браузер и социальную сеть. На самом деле существует разнообразие ПО с открытым исходным кодом и готового ПО в совокупности с огромным количеством профессиональных программистов. Благодаря им все эти идеи можно интегрировать в сервис через пару недель после создания.

Никому не интересно, как вы хотите расширять свой продукт. Что на самом деле важно – так это его ключевая функциональность.

Стив Джобс стал самым великим бизнесменом в мире, потому что всегда рассказывал о достижениях Apple. Он не тратит время на повествования о том, какие у компании планы, он говорит о том, что есть здесь и сейчас. Ранняя стратегия Microsoft заключалась в том, что ее команда рассказывала о своих планах. Но им приходилось идти на попятную, если планы менялись.

5. Знайте своих конкурентов – настоящих и прошлых. В этом году три стартапа продемонстрировали мне идею группового обмена смс сообщениями. Но практически ни один не знал, что уже есть компания UPOC.com (сервис обмена групповыми сообщениями Гордона Гулда (Gordon Gould), который существует уже пять лет). За последние пару лет на конференциях TechCrunch50 мне встретились три или четыре компании, которые напомнили мне о Third Voice – противоречивом сервисе комментариев в Интернете еще из Web 1.0. [Примечание: мне самому так нравилась концепция Third Voice, что я даже думал о создании подобной компании и приобрел имя домена annotated.com.]

Когда я рекламировал идею Weblogs, Inc. Марку Кубану (Mark Cuban), Йосси Варди (Yossi Vardi) и Джеффу Безосу (Jeff Bezos), я понял работу всего нишевого email-маркетинга и рекламных компаний начала и конца 90-х. Я изучил, как они действовали и почему потерпели неудачу, я знал какие и кем были куплены. Когда я рекламировал Mahalo компании Sequoia Capital, я уже знал историю социально-ориентированного поисковика и каталогов вроде DMOZ, Yahoo Directory и LookSmart.

Если вы не знаете своих конкурентов и тех, на кого будете опираться, инвесторы не захотят тратить на вас свое внимание и средства.

6. Отвечайте кратко. На вопросы о своем продукте вам следует отвечать кратко. Это очень непросто для многих людей (и для меня, кстати, тоже). Если вы похожи на меня, вы, скорее всего, продумывали все возможные ответы на вопросы, и не в одном экземпляре. Когда я играю в покер, я обдумываю каждый возможный сценарий не только для своих карт, но и для карт моих соперников. (Это нормальное поведение среди умелых игроков в покер, но попытки предугадать все возможные варианты могут свести с ума.)

Весь фокус в том, что наши мысли могут при изложении показаться хаотичными умозаключениями, попробуй мы объяснить их собеседнику. То есть, отвечать нужно кратко и по существу. Например, когда вас спросят: «что будет, если в ваш рынок проникнет Google?», отвечайте так:

— Google уже проникала на многие рынки, но компанией №1 она является только в сфере поиска. Хотя она и пыталась конкурировать с MySpace и Facebook в сфере социальных сетей, в области классифицированных объявлений с Craiglist, в новостной сфере с Yahoo и AOL, в сфере электронной почты и мгновенных сообщений с Microsoft, AOL и Yahoo.

— Не уверен, что Google проникнет на наш рынок. Но надо надеяться, что мы уже к тому времени расширим наш продукт до серьезного бизнеса.

— Возможно, Google и проникнет на наш рынок в какой-то момент. И если это произойдет, или сама корпорация, или ее конкуренты задумаются о том, чтобы выкупить нас, предлагая немалые суммы.

— На данный момент Google является действительно крупной компанией и обладает большими капиталами. Эту позицию ей и надо сейчас защищать. Ей никогда не справиться с нашим бизнесом на таком уровне фокуса. Мы переплюнем ее команду в своей сфере на всех фронтах.

Это просто отличные ответы (я сам их придумал). Каждый из них можно сформулировать менее чем за минуту. Но если попытаться использовать все, получится около пяти минут.

7. Презентация в PowerPoint – погибель. Не нужно демонстрировать много слайдов, описывая все прелести вашего продукта – это очень-очень скучно. Увлекательные слайды Powerpoint/Keynote состоят из табличек, изображений продукта, описания его свойств и тому подобного. То, что может описать идею легко и не нагружая слушателей, должно стать вашим выбором. А вот маркированные списки и так очевидных фактов показывают, что вы не можете создать привлекательное описание продукта и не думаете о тех, кто вас слушает. Я не большой фанат веселых слайдов или большого количества графики ради графики. Вы представляете свою компанию не для того, чтобы насмешить инвесторов. Ваша цель – получить финансирование, заключить партнерскую сделку.

8. Как использовать этот незнакомый прибор – телефон. При проведении презентации по телефону нужно пользоваться только наземной линией связи и стационарным телефонным аппаратом. Звук при проведении презентации с помощью мобильного, просто ужасный в 95% случаев, а связь часто прерывается. Если уж вы презентуете свою компанию, отнеситесь к этому серьезно. Ваше время ограничено, нельзя терять ни минуты.

Телефоны с громкоговорителями также никуда не годятся. И это просто неуважение заставлять человека выслушивать такую презентацию. Ему слышны все шорохи, разговоры на заднем плане и сильное эхо. При проведении демо потрудитесь взять трубку и поговорить, а громкоговоритель оставьте для сессии вопросов и ответов.

Наушники используйте только если они очень высокого качества, а микрофон находится у самого вашего рта. Также, жевать, пить или тяжело дышать в микрофон нельзя, вы можете издавать звуки как животное. У меня, например, есть отличная гарнитура Plantronics, а еще я люблю зеленый чай. Но когда я пью, обязательно отключаю звук в микрофоне.

Я знаю, обсуждать то, как надо пользоваться телефоном, кажется сумасшествием. Но большинство молодых людей полагают, что это приемлемо пару раз отключиться во время беседы. На самом деле это не так.

9. Как отвечать на вопрос, ответа на который вы не знаете. После того, как вы проведете презентацию, вам могут задавать вопросы. Вот некоторые подсказки тем, кого вопросы инвесторов загнали в тупик.

Подумайте над ответом. Можете даже сказать что-то вроде «Ммм… Хороший вопрос. Дайте подумать». Слушатели ценят, что вы мыслите, прежде чем отвечать.

Если ответа нет, так и скажите. Есть много способов сделать это. Например: «Не знаю. Позвольте мне подумать и вернуться к вам с ответом». Или: «Честно говоря, не знаю. А вы что думаете?»

Не стесняйтесь думать вслух и обсуждать варианты со слушателями. Можете сказать: «Я никогда не задумывался об этом. Может, вы уточните вопрос, и мы подумаем об этом вместе?»

Если не знаете ответа, всегда можете сказать что-то вроде: «Я еще не знаю, как мы справимся с внезапным подорожанием полосы частот. Нужно собрать больше информации и решить проблему впоследствии. Я уверен, что это фактор риска, с которым можно справиться».

Худшее, что вы можете сделать, если не знаете ответа – назвать вопрос ахинеей. Никто не ведает ответов на все вопросы, так что лучше просто признаться, что вы чего-то не знаете. Слушатели воспримут вас как честного и скромного человека.

10. Всегда подтверждайте вашу встречу, и приходите за 15 минут до назначенного времени. Люди бывают очень заняты, и со встречами может произойти настоящая путаница. Я подтверждаю каждую встречу дважды – по электронной почте и в день самой встречи. Вам это не будет стоить ничего, но зарекомендует как ответственного человека. Можете отправить простое электронное письмо вроде: «Жду встречи с вами завтра в такое-то время в таком-то месте. Если что-то изменится, пожалуйста, свяжитесь со мной по такому-то номеру».

Также, приходить стоит пораньше. Особенно если вы встречаетесь с человеком, который может профинансировать ваш бизнес, заключить с вами сделку. Вы продемонстрируете свое уважение, если появитесь в холле его компании или будете на связи во время беседы по селектору за 15 минут до установленного времени. Раньше приходить тоже не стоит – можете показаться навязчивым.
Tags:
Hubs:
+32
Comments16

Articles