Pull to refresh

Разработка макетов: а давайте в этот раз не будем спрашивать уборщицу?

Reading time4 min
Views4.3K
Мало кому приходит в голову указывать программистам, как писать код (хотя некоторые умудряются указывать даже проектировщикам баз данных), но уж показать дизайнеру как нужно рисовать — прямо очередь выстраивается.

Это происходит потому, что все «специалисты» знают: дизайн — это красивая картинка.

Дизайн лишь на 20% искусство, на 80% — это точная наука. И вы будете удивлены, когда узнаете, из чего на самом деле состоит каждая картинка.



О, каждый второй проект начинается с того, что мне присылают утвержденный макет главной страницы сайта.
— Как интересно… У вас, наверное, уже есть требования к сайту?
— Нет, нету.
— А пришлите мне, пожалуйста, хотя бы карту сайта.
— Ее нет.
— Ok, а что с аудиторией и целями? Что это и для кого?
— Мы еще не думали об этом.

Почему так происходит? Неужели они не понимают?!
Нет, не понимают. А происходит это от того, что все “специалисты” знают: дизайн — это красивая картинка.

Но мы-то с вами знаем, что это не так.

Дизайн — это математика


Любой макет — это результат решения некоторой задачи. Людей, которые рисуют по наитию или руководствуются чувством прекрасного, нужно вывозить за МКАД и расстреливать.

Дизайн. Это. Решение. Задачи.

Если нет задачи, закройте “Фотошоп” и идите ее искать!

Дизайн — это процесс


“Девять суток на тракторе по снежной степи — красота никогда не давалась легко”
– БГ

Дизайн лишь на 20% искусство, на 80% — это точная наука. И вы будете удивлены, когда узнаете, из чего на самом деле состоит каждая картинка.

7 составляющих дизайна, который работает
(картинку нарисовал sinner. спасибо, sinner!)

Бизнес-цели ресурса + потенциальный пользователь и его потребности + требования контента + функциональные требования + проектирование структуры ресурса + проектирование навигации + разработка графического дизайна – вот 7 составляющих дизайна, который работает.

Рассмотрим их поближе.

Бизнес-цели ресурса


Сделать мир лучше, укрепить репутацию, занять новую нишу, заработать все деньги мира с помощью вызывающих эпилепсию баннеров — все это бизнес-цели. И именно они в первую очередь определяют конечное решение. Так, например, бизнес-цель определяет порядок расположения блоков на главной странице или смысловые акценты (или структуру ресурса, или отсутствие/наличие интернет-магазина, или...).
Постоянное возвращение к бизнес-целям помогает избавить себя от необходимости разрабатывать избыточный функционал (“Ну это же так здорово!” — “Да, но вы хотели выйти на рынок нано-раскрасок для детей, причем здесь блэкджек и шлюхи?”).

Потенциальный пользователь и его потребности


Пользователь со своими потребностями так же важен, как бизнес-цели. Признайтесь честно, каждый раз когда вы говорите “Все это прекрасно, но пользователям это не понравится”, на самом деле вы сводите личные счеты с зеленым цветом, плашечками, селекторами и понятия не имеете о том, кто ваши пользователи и что им нравится.
(Даже если после “… пользователям это не понравится” вы способны на пространную речь о мировых тенденциях в проектировании интерфейсов и недавно проведенных исследованиях.)

Вы собираетесь сделать продукт (не важно, сайт это или унитаз), которым будут пользоваться люди. Кто они? Чем они живут? Какие проблемы перед ними стоят? О чем они думают? Что едят на ужин? Каким классом летают в жаркие страны и летают ли они туда вообще? Почему они захотят потратить на ваш продукт свое время и деньги?
Чем больше вы знаете о своих пользователях, тем проще предугадать их поведение, тем проще предложить то, что им действительно нужно.
А это, уж поверьте, намного проще, чем заставить покупать ненужные вещи.

И запомните: 21-35 лет, успешные, москвичи и блаблабла это не аудитория, это средняя температура по больнице, которую стыдно показывать даже безмозглым рекламодателям.

Между двадцатилетними и тридцатилетними лежит огромная пропасть и вы это прекрасно знаете.

Требования контента


Скорее всего такое случалось и с Вами. Вы усердно собирали требования, написали хорошее, подробное техническое задание, нарисовали под него красивый дизайн, сверстали все это кросс-браузерно, разработали в срок (ути-пуси!), исправили все критические баги, передали разработку в опытную эксплуатацию и… все сломалось. В макетах красиво, в жизни гадко. Как же так?

А вот так! Дизайн — это красивая (или не очень) оболочка для сути. Если разрабатывать дизайн в отрыве от данных, которые в нем будут потом жить, получится как всегда. Редакторский, рекламный, user-generated — подумайте как следует что и как будет у вас на сайте и решите (хотя бы в первом приближениии) как это будет выглядеть. А если текст будет коротким? А если картинок не будет? Хорошенько подумайте над этим — в жизни всякое случается.

Требования к продукту


Что пользователь сможет делать на сайте? По каким принципам будет обновлятся содержимое главной страницы? Будет ли подписка на новости? А RSS? А...? Тут вам придется вспоминить и записать все свои фантазии. Даже самые… ээээ… смелые.
“И добавьте еще какой-нибудь прикольной движухи”, — как любил говорить один мой заказчик.

Проектирование структуры ресурса


Дизайн — это всего лишь способ представления информации. С тем, что показать пользователю, вы определились на этапе “Требования контента”, осталось решить как ему это подать.
Ваша задача отсортировать информацию и разбить ее на однородные группы, с которыми потом можно работать дальше. Разбивать на разделы или оценивать их удельный вес с точки зрения потенциальных пользователей или бизнес-задач.
Надо же как-то решать, что будет в правом верхнем углу, а что в нижнем левом.
Не на камень-ножницы-бумагу же, в самом-то деле…

Проектирование навигации


Хуже отсутствия навигации может быть только очень плохая навигация.
На данном этапе Вам предстоит определить принципы навигации для ресурса, проработать основную и дополнительную навигацию, определить принципы перехода между разделами.
Бумажные прототипы страниц очень помогают.

Разработка графического дизайна


Ну что ж. Теперь мы понимаем что, для кого и с какой целью собираемся производить. Кроме того, мы определились с тем, что и как мы покажем пользователю.
И вот только теперь НАКОНЕЦ-ТО! можно взяться за производство картинок.

Подробнее о процессе производства картинок я расскажу в заметке “Процесс разработки графических макетов с точки зрения менеджера проектов”.
Tags:
Hubs:
+122
Comments166

Articles