0,0
рейтинг
31 января 2009 в 18:33

Управление → Как «готовить» вашего заказчика

Ваш проект это пьеса (надеюсь что не трагедия)

20.37 КБ

Какая цель вашей пьесы?
Цель — сделать счастливым заинтересованных лиц.
Meet stakesholders expectations.

Это не только зрители (заказчики которые хотят все сегодня и за бесплатно), но и сама труппа (ваши программисты, которые хотят попробовать новую игрушку, ничего не хотят документировать, художники которые спят и видят как рисуют космос), но и члены семей труппы (муж дома в 17.30 дома и не уставший по дороге забрал из сада ребенка).

Ваша работа это «make everyone a winner» [Boehm, 1989]. До тех пор пока происходит то, что ожидается — все счастливы. Наш CEO, умный дядька в очках, постоянно говорит: all you need is to make the customers happy. Он о заказчиках, вам же нужно думать и обо всех других.

У каждого кто-то вовлечен в пьесу есть свой интерес. Это либо желания, либо страхи. Желания это получить по быстрому клевенькое симпатичное приложение для аппсторе к какому-то евенту и проверить насколько это была клевая мысль. Желания это интерес что-то получить, страх связан с интересом что-то не допустить.

Зрители слишком сложные существа, чтобы можно было легко определить их страхи и желания. Сами зрители плохо их понимают. Интересы зрителей труппы и членов их семей, слишком противоречивы чтобы можно было легко в одной пьесе «впихнуть невпихуемое», говоря словами ниваловцев. Хороший разработчик это лидер для своего заказчика, в том смысле что, после общения с ним заказчик лучше понимает что хочет.



Зрители они не говорят вам напрямую, что они хотят или чего боятся. Вместо этого они пишут требования. Requirements. Требование «использовать .net который вы не знаете», или «все что угодно, только не мультик», что за этим действительно стоит? Что произойдет, если вы опоздаете на неделю или отрежете фичу н – у вас закончится лицензия на Бэтмана как это случилось у EA, или вы просто потеряете лицо. У вас все повязано на .net или у вас просто был негативным опыт с .net-ками индусами? Или может вы так устали от одинаковых диснеевских мультиков, что считаете, что никто не способен изменить ваше мнение. Когда вы, будите выходить из кинотеатра после просмотра WALL-E вы, как и 90% зала, не будите воспринимать это как мультик, это будет произведение искусства, которое тронуло вашу душу. Именно этого вы и хотите, а не «только не мультик». Вы хотите, чтобы было клёва, чтобы было интересно. Чтобы сделать WALL-E вам нужно нечто большее чем Бондарчук и 36,5млн денег. Всё это «лишь» вопрос открытого и постоянного общения с заказчиком. Не говорите мне, что это в agile придумали. Это здравый смысл.

Любую идею можно довести до результата, вопрос только во времени. С любым заказчиком можно работать. Слишком часто мы это видели когда ценной невероятных усилий из какашек (гавно-концепты) делали пристойные продукты. Это, тем не менее, не значит, что нужно играть для любого зрителя, предлагать всем ваш WALL-E. К выбору заказчиков и идей, нужно так же аккуратно подходить, как к другим ключевым аспектам проекта. Не с каждым заказчиком нужно связываться, имейте волю отказаться от «типа выгодного предложения», дороже выйдет.

Грустно наблюдать за противостоянием труппы и зрителей. Разработчиков и заказчиков. «Голивуд не способен ничего достойного создать, для них есть только деньги». Работа и семья, паблишер и разработчик, все это не примеры перманентных неразрешимых конфликтов. Не позволяйте неудачникам и их примерам на вас влиять. Цинизм это самозащита. Каждый хочет сотворить своего WALL-E, где everyone a winner. Как говорил Маслоу зрелый человек находит синергию там, где другой неразрешимый конфликт заказчик/разработчик. Пусть перед вами будет пример Pixar-a и их WALL-E. Ориентируйтесь на это. Может быть когда-нить, что-то похожее получится.

Мы с одной стороны, смеемся над собой когда, например, Денис Петелин рассказывает про «приготовление бутиков», или когда ниваловцы рассказывают про «юбисофт ежиков и как они делали 5-ых героев». С другой, в молодом неокрепшем уме, которые еще продолжает все впитывать, может возникнуть опасная мысль, что это норма. Там где зрелый человек увидит «странно, нивал не сработался с юбисофтом», неокрепший увидит «юбисофт казлы», или «руп отстой».

Make everyone a winner in your Play.
Что бы к этому приближаться, вам нужно много практиковаться и прочитать уйму книг, в названии которых не будет слов RUP, или SCRUM. Чем раньше вы поймете что, что пора выкинуть MS Project (или какую вы там игрушку используете вместо него) и начнете всерьез общаться с очень сложными существами – людьми, командой, заказчиками, пользователями, тем лучше.

P.S. У меня жена, постоянно ноет, как у нее плохо на работе. И хотя я понимаю суть происходящего, мне невероятно сложно не пытаться «исправить проблему» (я думаю что она хочет этого), а дать ей «психологический кислород», уменьшить ее стресс просто говоря о проблеме (то что на самом деле хочет она).
Подумайте, если возможно не понимание в таких казалось бы мелочах, что может стать с вашим проектом, если у вас не будет хорошего контакта с вашим заказчиком, если вы не поймете какова природа их желаний и страхов относительно вашего проекта.

Любой заказчик хороший, «вы просто не умеете его готовить».

Денис Войханский @DenisVaihanski
карма
73,5
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Управление

Комментарии (13)

  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • 0
    Ох, чуйствую, у автора наболело, все верно, согласен, хоть текст довольно сложен для восприятия.

    Вся проблема в языке. В смысле, что мы не всегда им пользуемся, и не всегда вовремя. Отсюда недопонимание, злоба и бессилие… Блин, написал какую-то абстракцию. Действительно, как током и кратко объяснить?
  • +2
    Поясни чув,
    Лучше упорядочить, сча похоже на поток сознания?
  • +1
    Многовато пространных рассуждений, а вот как раз конкретики бы хотелось побольше. Примеров, советов.
    • 0
      Договорились.
      Это будет в других постах.

      Много конкретики есть у меня в жж (см в профиле)
  • +3
    Набор несвязанных мыслей… в целом размышления толковые, но действительно, надо бы привести всё это в порядок, и, конечно, подача мыслей — это нечто… хватит нам уже ваших тренингов «Как стать успешным» и тому подобных… Вы, черт возьми, обращайтесь в своем воззвании к управляющим IT-проектами, а не гербалайф продаете…
  • 0
    вы в общем правы.
    единственное — я бы сказал что я обращаюсь к людям которые думают стать пм-ом, либо только в начале пути.
    эмоции — важная вещь в жизни менеджера и таким стилем я это попытался показать.
  • +2
    Да, подача мыслей — каша.
    Пример со зрителями хорош. :)
    • –1
      Согласен.
      Но мне всегда жалко времени чтобы мысли причесывать, я лучше 2 новых заметки напишу.

      И думается что когда-нибудь нужно будет отойти от этого :)
  • +2
    Денис, пишем новую книгу о пм? )

    Вот вам идея: счастье, это эмоция возникающая при преодолении известных препятствий на пути к известной цели. (с) не мой.

    Пример — я хочу сайт, но у меня мало опыта и цель его существования плохо формулируется… приходит Мастер… раз два, все по полочкам прояснил… я смог сформулировать цель, которая прошла «проверку»- зажгла кого-то кроме меня. счастье.

    Потом Вы ПОКАЗАЛИ мне какие препятствия нужно преодолеть… барьеры дизайна, чудеса кода, дебри архитектуры. У потом раз, раз и Ваша команда демонстрирует шаг за шагом успешные результаты… но это не будет МОЕ счастье. это будет счастье команды. Но тоже кусочек счастья…

    Ваш кодер заставил что-то правильно мигать в ИЕ6 при отключеных JS? Посмотрите — он счастлив!

    Вы не сразу, но смогли понять мою мысль? Но смогли же! Что вы чувствуете?

  • 0
    Как вы меня однако раскусили :)
    Я действительно собираю материал, пишу заметки — статьи, и думаю когда-нибудь написать книгу.

    Про эмоции я писал вчера
    www.dtf.ru/blog/read.php?id=54316

    Не уверен что это будет хорошая статья для хабры.

    Я вообще очень плохо понимаю хабру, что хорошо пойдет на хабре.
    Поэтому постить на хабру буду очень аккуратно :) и мало :)
  • 0
    Текст для меня оказался бесполезным: нет рекомендаций, четких примеров. И еще трудно читать, когда пропущены знаки пунктуации.
  • 0
    Отличный текст, человека который понимает о чем говорит! от МП — МП.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.