Pull to refresh

Как «готовить» вашего заказчика

Reading time 3 min
Views 1.6K
Ваш проект это пьеса (надеюсь что не трагедия)

20.37 КБ

Какая цель вашей пьесы?
Цель — сделать счастливым заинтересованных лиц.
Meet stakesholders expectations.

Это не только зрители (заказчики которые хотят все сегодня и за бесплатно), но и сама труппа (ваши программисты, которые хотят попробовать новую игрушку, ничего не хотят документировать, художники которые спят и видят как рисуют космос), но и члены семей труппы (муж дома в 17.30 дома и не уставший по дороге забрал из сада ребенка).

Ваша работа это «make everyone a winner» [Boehm, 1989]. До тех пор пока происходит то, что ожидается — все счастливы. Наш CEO, умный дядька в очках, постоянно говорит: all you need is to make the customers happy. Он о заказчиках, вам же нужно думать и обо всех других.

У каждого кто-то вовлечен в пьесу есть свой интерес. Это либо желания, либо страхи. Желания это получить по быстрому клевенькое симпатичное приложение для аппсторе к какому-то евенту и проверить насколько это была клевая мысль. Желания это интерес что-то получить, страх связан с интересом что-то не допустить.

Зрители слишком сложные существа, чтобы можно было легко определить их страхи и желания. Сами зрители плохо их понимают. Интересы зрителей труппы и членов их семей, слишком противоречивы чтобы можно было легко в одной пьесе «впихнуть невпихуемое», говоря словами ниваловцев. Хороший разработчик это лидер для своего заказчика, в том смысле что, после общения с ним заказчик лучше понимает что хочет.



Зрители они не говорят вам напрямую, что они хотят или чего боятся. Вместо этого они пишут требования. Requirements. Требование «использовать .net который вы не знаете», или «все что угодно, только не мультик», что за этим действительно стоит? Что произойдет, если вы опоздаете на неделю или отрежете фичу н – у вас закончится лицензия на Бэтмана как это случилось у EA, или вы просто потеряете лицо. У вас все повязано на .net или у вас просто был негативным опыт с .net-ками индусами? Или может вы так устали от одинаковых диснеевских мультиков, что считаете, что никто не способен изменить ваше мнение. Когда вы, будите выходить из кинотеатра после просмотра WALL-E вы, как и 90% зала, не будите воспринимать это как мультик, это будет произведение искусства, которое тронуло вашу душу. Именно этого вы и хотите, а не «только не мультик». Вы хотите, чтобы было клёва, чтобы было интересно. Чтобы сделать WALL-E вам нужно нечто большее чем Бондарчук и 36,5млн денег. Всё это «лишь» вопрос открытого и постоянного общения с заказчиком. Не говорите мне, что это в agile придумали. Это здравый смысл.

Любую идею можно довести до результата, вопрос только во времени. С любым заказчиком можно работать. Слишком часто мы это видели когда ценной невероятных усилий из какашек (гавно-концепты) делали пристойные продукты. Это, тем не менее, не значит, что нужно играть для любого зрителя, предлагать всем ваш WALL-E. К выбору заказчиков и идей, нужно так же аккуратно подходить, как к другим ключевым аспектам проекта. Не с каждым заказчиком нужно связываться, имейте волю отказаться от «типа выгодного предложения», дороже выйдет.

Грустно наблюдать за противостоянием труппы и зрителей. Разработчиков и заказчиков. «Голивуд не способен ничего достойного создать, для них есть только деньги». Работа и семья, паблишер и разработчик, все это не примеры перманентных неразрешимых конфликтов. Не позволяйте неудачникам и их примерам на вас влиять. Цинизм это самозащита. Каждый хочет сотворить своего WALL-E, где everyone a winner. Как говорил Маслоу зрелый человек находит синергию там, где другой неразрешимый конфликт заказчик/разработчик. Пусть перед вами будет пример Pixar-a и их WALL-E. Ориентируйтесь на это. Может быть когда-нить, что-то похожее получится.

Мы с одной стороны, смеемся над собой когда, например, Денис Петелин рассказывает про «приготовление бутиков», или когда ниваловцы рассказывают про «юбисофт ежиков и как они делали 5-ых героев». С другой, в молодом неокрепшем уме, которые еще продолжает все впитывать, может возникнуть опасная мысль, что это норма. Там где зрелый человек увидит «странно, нивал не сработался с юбисофтом», неокрепший увидит «юбисофт казлы», или «руп отстой».

Make everyone a winner in your Play.
Что бы к этому приближаться, вам нужно много практиковаться и прочитать уйму книг, в названии которых не будет слов RUP, или SCRUM. Чем раньше вы поймете что, что пора выкинуть MS Project (или какую вы там игрушку используете вместо него) и начнете всерьез общаться с очень сложными существами – людьми, командой, заказчиками, пользователями, тем лучше.

P.S. У меня жена, постоянно ноет, как у нее плохо на работе. И хотя я понимаю суть происходящего, мне невероятно сложно не пытаться «исправить проблему» (я думаю что она хочет этого), а дать ей «психологический кислород», уменьшить ее стресс просто говоря о проблеме (то что на самом деле хочет она).
Подумайте, если возможно не понимание в таких казалось бы мелочах, что может стать с вашим проектом, если у вас не будет хорошего контакта с вашим заказчиком, если вы не поймете какова природа их желаний и страхов относительно вашего проекта.

Любой заказчик хороший, «вы просто не умеете его готовить».

Tags:
Hubs:
+15
Comments 13
Comments Comments 13

Articles