Pull to refresh

Войны клонов

Reading time3 min
Views528

Предисловие


В августе прошлого года, я запустил свой первый стартап ОченьХочу.ру, анонсировал его на хабре, получил кучу комментов относительно сырости версии, но самое главное меня упрекали в клонировании сервиса wishlist.ru. Основной моей мыслью в тот момент было — wishlist не развивается (у них и сейчас последнее обновление в блоге годичной давности), я их сделаю напористостью, новыми фичами, гениальными решениями, все будет круто.
Прошло чуть больше полу года, у меня появился параллельный проект. Ожидаемого мной всплеска посещаемости я не получил, планируемые бизнес-модели без серьезного количества пользователей еще не могут вступить в действие. А вишлист.ру каким-то странным образом начал расти, причем очень быстро и объемно, я полагаю что за счет RSS и других сервисов :)

Самое интересно, что и сейчас делаются подобные сервисы с незначительными отличиями или вообще полные клоны, с разницей в домене и дизайне. Не буду рекламировать конкурентов, но они есть, и я знаю с десяток рунетных (не считая десятки доткомовых) вишлистовых сервиса помимо моего.

Суть проблемы


Случай с вишлистами конечно не единичный. Таких тематических стартапов дублирующих друг друга пугающее количество, самый ближайший пример, который я вижу снова и снова системы проджект-менеджмента, я сходу могу назвать 7, если поискать легко наберется 20, и новые продолжают создаваться, с учетом того что уже есть сильные игроки, завоевавшие рынок и вряд ли собираются кануть в лету просто так.

Конечно каждый из них до потери пульса будет бить себя в грудь с криками «Мы все равно лучше» и только 1-2 станут успешными — завоюют рынок, сформируют уникальные торговые предложения, которых нет у конкурентов.

В пустую теряются огромные финансовые и временные ресурсы.


Возможные варианты решения


Что тут можно поделать и вообще в чем цель этой статьи?

1. Рассматривая проблему со своей колокольни (начинающего стартапчика) я могу предположить, что одним из вариантов будет объединение усилий. На каких условиях? Хороший вопрос. Ну например (дальше идут идеи), если при переговорах происходит понимание, что вы близки по духу, можно организовать общую компанию, поровну разделив в ней доли, зарегать оба домена на эту компанию, объединить базы пользователей, поделиться наработками и еще интересный момент «соревноваться внутри компании» в продвижении на разных целевых сегментах.
Или еще вариант, кому-то более слабому продаться более сильному на взаимовыгодных условиях, как например сделали МТС и региональные операторы (типа «Регион GSM»)
Минусы этой идеи:
— сложно договориться, особенно с незнакомыми людьми
— есть же все-таки куча поисковиков, почтовых сервисов, видеохостингов, которые имеют весомую долю на рынке, монополии нет

2. Трезво оценить свои силы и либо бросить, либо с большим рвением продолжать, определив свои уникальные торговые приемущества, сильно развивать маркетинговую составляющую, не зацикливаясь на чуть более красивом дизайне и сомнительно лучшем юзабилити, но уйдя в сторону, например, на другую целевую аудиторию.
Плюсы:
+ поняв что от конкурента вы сильно отстаете, и конкурентная борьба отнимет слишком много времени, можно хладнокровно расстаться с проектом (что всегда очень тяжело) и другим заняться более перспективным начинанием
+ четко определив конкурентные приемущества можно увидеть дальнейший путь развития, поэтому заниматься этим вопросом необходимо
Минусы:
~ здесь минусов я не вижу, если вы видите, поделитесь

3. Ничего не делать. Конкуренция была, есть и будет есть. Выживает сильнейший, а слабый забывается через неделю. НО стартапер — это человек, который стремиться изменить привычный ход вещей, оставить след в истории, сделать что-то выдающееся, может и сегодня мы можем придумать новую бизнес-модель, web 3.0. или способ при котором всем хорошо и выигрывают все (я про ситуацию win win). Поэтому пункт 4:

4. Ваш вариант / видение решения
Не зря я написал эти мысли именно на хабре, т.к. уверен что сообщество имеет свои мысли по этому поводу и прошу не стесняясь их высказывать, попробуйте не на долго забыть про карму и сказать все что думается, возможно этот вопрос один из самых основных и решение его поможет значительно улучшить понимание рунетных стартапов самими стартаперами.
Tags:
Hubs:
Total votes 34: ↑26 and ↓8+18
Comments55

Articles