0,0
рейтинг
18 марта 2009 в 12:40

Управление → Фриланс — практика

В наше время в сети достаточно легко найти «12 правил фрилансера», или «20 советов фрилансеру», а то и «библию фриланса».
У всех разное отношение к этому явлению, разный опыт или предубеждения. Немало, кстати, негативных мнений.
Мне бы не хотелось писать очередное руководство «как заработать 10000$ в месяц». Поделюсь своим небольшим, но положительным опытом в роли «Фрилансера» и кое-какими выводами. Этот опыт сделал для меня работу на фрилансе комфортной и прибыльной.



Все началось несколько месяцев назад. То что прозвали «Кризисом», ослабило поток заказов и притормозил деятельность внутренних проектов студии. Тратить время впустую я давно разучился, а вот его как раз стало много.

У меня появился выбор: занять время «творческим полетом», либо найти дополнительные оплачиваемые заказы. Но честно говоря, отказываться от дополнительных денег совсем не хотелось.

Заказы есть всегда, это факт. Даже в войну рисовали плакаты. Кстати, я забыл немного расказать о себе: я дизайнер-график. Веб, мультимедиа, анимация и даже полиграфия — это все обо мне. Собственно, я всегда любил анимацию, в частности, flash. Этим то я и решил заняться, успокоив, тем самым, и свою жадность и творческую совесть.

Заказы есть всегда. Их нужно только найти. Так как обычные источники на время заморозились, я отправился туда, где их можно найти быстро и много — на фриланс. Точнее, на «биржи заказов». Вообще, для меня это первый подобный опыт, наверное поэтому, мой уровень специалиста с лихвой был обнулен отсутствием опыта на фрилансе.

ПЛОЩАДКА.

За неделю были просмотрены пару десятков всевозможных форумов, на которых наивные ремесленники ожидали увидеть проекты, и вполне приличные порталы с солидной публикой.
Вместе с выбором «источника» передо мной встал выбор «ореола обитания». Работать: ли мне в России или же заглянуть «туда».

Начал я с Российских ресурсов. Из «наших» отмечу free-lance.ru и weblancer.net. Причем, сложилось впечатление, что на первом заказы интереснее, да и функция привью работ из портфолио в «ставках» бывает решающей при выборе фрилансера, но об этом позже. Встречались мне и откровенные фрики от индустрии, например, web-lancer.com где главная страница, завалена спамом или freelancejob.ru, где после платной регистрации наблюдаешь за унылым появлением 1-3 проектов в неделю.

Вообще, вот дополнительная информация по фриланс-ресурсам: habrahabr.ru/blogs/freelance/27177

Общение с зарубежными порталами не сложилось. И дело даже не в языке, который у меня пока слабоват для свободного общения по телефону. При большем объеме проектов, более высокая конкуренция из стран 3-го мира. Демпинг цен. Я пользовался getafreelancer.com, жутко не удобно. Нет, как такового, портфолио, или я не нашел?.. Только список работ, выполненных через этот сервис. А в самом начале, даже у спеца таких нет. За 2 недели я покинул сервис ничего там не выловив.

СТАРТ.

Итак. Я остановился на фри-ланс и параллельно зарегистрировался на веблас.

Накидал работ получше в портфолио. Не так уж мало, есть те, которыми гордишься. Активно заявляюсь в проекты, пишу напрямую работодателям…

Одна, две недели, а эффект нулевой. Вот тут задумаешься: то ли ты не вышел чем-то, то ли ты чего то не понимаешь. Ситуацию нужно как-то разруливать, подумал я. Покопался в старых работах «с прошлых веков», и закинул их в портфолио. Работ не меньше чем у «гуру», качество вроде тоже ниче-так. А заказов нет!

Я начал париться о текстовом содержании своих ставок. Составлял мини-коммерческие предложения. В наглую копировать и подгонять тексты других фрилансеров (да простят меня конкуренты)… даже просто отмечался в проекте без текста. Ситуация менялась незначительно. Я уже подумывал о том, чтобы забросить эти телодвижения.

«PRO», «VIP», «GOLD».

Заветное «GOLD» напротив имени фрилансера, преисполняется заказчиков священного трепета — перед ними профи. И не важно что стоит это прибл 20$ в месяц и ни как не связанно с профессиональными качествами. Заказчики упорно продолжают доверять «про», хотя, по большей части, это лишь знак приверженности сервису, чем показатель серьезности работника. 60% рейтинга и всяких регалий на сервисах создаются не за счет профессионализма, а деньгами и использованием специфических сервисов.

С этим просто нужно смириться. Деньги не большие и окупаются за пару часов. Поняв это, я стал получать первые заказы. Собственно, тут же я осознал еще одну специфику — клиент любит глазами и кошельком. Он хочет сразу увидеть картинки из вашего портфолио и цены. И Больше НИЧЕГО! И не стоит его заверять в том, что вы потомственный коневод, и кобылы ваши лучшие в «Старом Свете». У клиента 2 секунды выловить вас из потока. Уже потом, он почитает ваше резюме, посмотрит отзывы.

Кстати, из всех фриланс-сервисов, только на free-lance.ru можно выставлять примеры работ в заявке в виде привью картинок. Судя по изменению потока моей работы, это очень удобно клиентам — им не нужно лезть на 30 страничек резюме, достаточно увидеть пару картинок. Заявки без привью срабатывают хуже. С привью можно даже не писать ничего.

2 фактора: скорость принятия решения и конкуренция.

ПОРТФОЛИО.

Это ваше лицо. 90% решения будет принято исходя из работ в портфолио. У меня сложилось впечатление, что заказчики оценивают не опыт в целом, а конкретные работы: «вот это мне у вас нравится», «без подобных работ в портфолио не обращаться». У вас может быть 10 невероятных презентаций, но если у вас нет в портфолио самого хиленького банера, то заказа вам не видать, как собственных ушей. Вот тут то и начинаешь задаваться вопросом: нужно ли выкладывать на всеобщее обозрение все, либо только лучшее? Мало работ в портфолио скажет о вашей лени и что у вас мало работ. Были прямые вопросы — почему мало работ? Все опять из-за скорости и конкуренции. У человека мало времени на выбор исполнителя (их там много), а его неграмотность в вопросе усугубляет ситуацию — он ищет в ваших работах то, что ему нужно в итоге.

Совершенно случайно я провел эксперимент: имея 2 аккаунта на разных сервисах, я заполнил полностью портфолио на том, где купил «про», а на втором поставил только ссылку на первое портфолио. Результат — с первого сервиса постоянный поток заказов, со второго полный штиль, вообще, ноль!

Никто не смотрит ссылки. Пользуются внутренним портфолио сервиса, потому что, оно имеет единую структуру для всех фрилансеров. И не нужно лезть в дебри индивидуализма. А сайты разных специалистов часто отличаются оригинальностью подачи. В данном случае это вред. Так что, не ленитесь заполнять портфолио на сервисе. А сторонний личный сайт пусть будет как дополнение к общей картине.

ЦЕНЫ.

Вообще, в первые дни, отчаявшись получить хоть какие то заказы, я стал демпинговать. И слава богу, что я быстро от этой практики ушел, тем более, что на получение заказов это повлияло мало. Набрал бы копеечных, и работал бы как негр.

Ставить нужно хорошие, нормальные адекватные Вам цены. Занижать смысла нет. Ваш клиент найдется рано или поздно, и если цена адекватна, покроет простои. Ваша цена, это еще и знак самоуважения, это срабатывает на подсознательном уровне, тем более когда единственный доступный пониманию критерий качества — цена. Ну, или работайте «как негр на плантации».Завышать относительно вашей работы в какой-нибудь студии можно. Оплачивая работу студии, заказчик платит за работу вам и 10-ти ребятам. Платя только вам, но с бонусом, он все равно экономит.

Как поставить адекватную цену? Я считаю по своим запросам в месяц. Делю сумму на количество рабочих часов, и потом цену за час умножаю на объективно необходимое время на проект (с задержками, утверждением и т.п.). Вообще, много полезного можно найти тут: habrahabr.ru/blogs/blog_sersh/53702

КЛИЕНТЫ.

Прежде всего, нужно понять, что клиенты на фриланс-сервисах имеют свою специфику. Они все разные, у них разное образование, воспитание (!), опыт. Описывать всех смысла нет. Но у них есть общее: все они пришли за низкими ценами, и часто, в последнюю минуту.

Вообще, тут все как вне фриланса, только скорость принятие решения выше (сроки жмут) и всепроникающая конкуренция.

Как и во внефрилансерской практике, заказчики делятся на неадекватных и вменяемых. Первые, либо имеют малые бюджеты и большие запросы, либо большие запросы и полное непонимание что им нужно. Под «что им нужно» я не подразумеваю конечный продукт, а осознание работы профессионала. Все как обычно, только реагировать на них стоит иначе.

Вменяемые заказчики знают куда обращаются, сколько реально стоят услуги и как вести сотрудничество. Таких меньше, но это потенциальные «постоянные клиенты». Их сообщения вы не будете игнорировать после завершения работ. А если вы честно проделали свою работу, они вас правильно оценят и запомнят на будущее/ посоветуют другим.

«НЕАДЕКВАТНЫЕ» КЛИЕНТЫ.

Они могут иметь большой кошелек. Их проекты потенциально могут стать украшением портфолио. Но. Все это может обернуться большими потерями времени, и как результат, денег.
Часто, неадекватность заказчика идет от незнания специфики работы. От страха. Ему приходиться обращаться к новым людям, доверить им свои кровно заработанные, свое «лицо». Человек боится, а лучшая защита — нападение!

Заканчивается это нередко «самоутверждением», в виде безосновательной критики всего и вся (авось и заденешь слабое место), а раз поругал, изволь проследить чтобы поправили. А непонимание рынка приводит к тому, что заказчик заплатив хорошую (не завышенную) цену, начинает думать что купил душу и тело фрилансера, и может делать с ними что хочет. И подкрепляет он это все фразами типа: «Я заплатил как за Ролс-ройс, а парень из с. Федоровка берется сделать это за треть цены!». Кроме страха, заставить вмешаться в работу специалиста может собственный нереализованный творческий потенциал. А за такую работу нужно «молоко за вредность давать».

Не стоит забывать. Заказчик пришел к фрилансеру — парню на том конце провода, а не в студию с хорошим офисом и приветливым персоналом. Уровень уважения на первом этапе разный.

Общение с «неадекватами», спровоцированное какой-либо нуждой, оборачивается головной болью и потерями. Платят за такое общение сами заказчики, получив «кособокий» продукт, и дизайнеры, тратящие кучу сил на сбалансирование всего «этого». Сроки срываются 10-ю вариантами, общение все время проходит на грани хлопаний дверьми. Повторно общаться не хочется.

Но мы то на фрилансе! Там еще таких 10! Пара дней поисков (которые потеряете на «креативе» заказчика) может дать другой заказ.

КАК ВЫЛОВИТЬ НЕАДЕКВАТА?

Рецепт простой: слушайте что вам говорят.

Вот «тревожные фразы»:

«Прошлые дизайнеры меня подвели» — он изначально настроен что вы его можете подвести, не оценил портфолио, не верит что вы специалист который «может».
«Я очень требовательный» — равносильно «я вас еще достану», опять же, не верит что вы можете сами сделать как надо, будет постоянно вмешиваться.
«Этот цвет говорит о трауре, шрифты мелкие, и вообще, почитайте самизнаетекого» — классика, клиент умнее вас, оставьте его в одиночестве творить, по доброму. Иначе закончиться все взаимными оскорблениями.
«Бюджет 500$, а если впечатлите, то 1000$» — Это деньги, их жалко, поэтому, вы никогда не впечатлите так, чтобы вам выплатили 1000$. С вами играют, а нужно работать.

Работать, по идее, нужно уметь и с теми, и с другими. Тем более, что нередко одни кажутся по-началу другими. А взяв на себя обязательства и предоплату, вы уже будете вынужденны с ними работать. А предоплату можно еще и потратить и потерять возможность развернуться.

Но если не фильтровать заказчиков, то вы будете тратить половину своего времени на трудные, изматывающие или не приносящие дохода заказы. Никогда не стоит забывать: найти замену «неугодному» фрилансеру часто бывает просто (скорость принятия решения и конкуренция), в итоге останетесь ни с чем.

Не бойтесь свободного времени, потратьте его на отдых и самосовершенствование, в итоге будет полезнее. Тем более, что в «свежем» состоянии вы будете работать быстрее и лучше. Да и вообще — делайте по возможности только то, что вам нравиться. Внутренняя борьба с собой только вредит. Поток заказов на фрилансе всегда большой, завтра выловите новый заказ. Мне пришлось делать заказ, этика которого стояла под вопросом. Работу сделал, клиент, да и я довольны. Но в портфолио не положишь, да и переживания во время работы истощали.

ОБЩЕНИЕ С КЛИЕНТАМИ.

Собственно, это половина успеха. Это нужно понять.
Представиться полностью при общении это хорошо. Ник — плохо. Хотя на самом портале называйтесь как вам угодно.
О том как именно стоит общаться не скажу — не уверен что я Гуру в этой области, обратитесь к тем, кто думает иначе. Скажу лишь, что не стоит бояться. Mail лучше внутреннего мессенджера портала (почту то точно посмотрят), icq лучше mail, Skype лучше icq, Телефон лучше Skype, а встречу ничто не заменит. Вообще, более открытое общение может позволить раздвинуть рамки бюджета. Сторонникам удаленной анонимной работы — задуматься.

ПОЧЕМУ НУЖНА ПРЕДОПЛАТА?

Частенько, заказчики жалуются что фрилансеры «помешаны» на предоплате, пример: habrahabr.ru/blogs/freelance/28230
Не слушайте их. Они сами, со своими клиентами работают по принципу «утром деньги, вечером стулья».
Предоплата — ваш единственный «щит». Предоплата, порою, «склеивает» проект — заставляет обе стороны повременить с разрывом, позволяя, тем самым, его завершить. Как минимум, стоит пользоваться «безопасными сделками», если клиент боится получить откровенный шлак. Опять же, лично я в самом начале натыкался на нескольких «конкурсников».

Конкурс фрилансеров, вообще отдельная тема. Клиент за «сущие копейки» получает, в среднем 100 макетов, 20% которых вменяемы. Бюджеты таких конкурсов, как правило, минимальны, да и фрилансеры редко тратят на очередной логотип более одного вечера. 3-4 часа, с возможностью получить 200$ вполне заманчиво. Но выбор падает чаще на самую «никакую» работу. Поэтому, редко встретишь там достойного дизайнера, либо они сливают в конкурсы свои старые эскизы.

Клиенты «конкурсники» очень ушлые ребята. Они создают конкурс эскизов, «забывая» сказать об этом фрилансерам. Да, тогда я был «зеленый» фрилансер. Я привык больше к прямому общению с конечным клиентом. Но на фрилансе таких единицы, чаще заказчики сами исполнители, и им нужно предоставить своим заказчиком Ваши наработки. Так вот, «конкурсник» дает вам и 5-ти фрилансерам одно задание, вы тратите день на эскиз, а с вами перестают общаться, сказав: «не подошло». Вроде бы все честно, с одной стороны, ну не попал «в тему». Но о конкурсе вас никто не предупредил. Вы потратили день своей работы, каждый час вашей работы стоит денег. На решение конечного заказчика может влиять все что угодно, погода, например. Дело может быть даже не в качестве эскиза. Иногда нужно просто «нащупать» нужное решение. Но у вас просто нет возможности «оправдаться» — клиент ушел.
Предоплата отсеивает всех любителей «тендеров».

Скажете, нужно уметь бороться? За вас борется «тот парень», провал эскиза будет на его совести. Так что успокойте свою и не связывайтесь.

ОПЛАТА.

Я столкнулся с технической стороной оплаты на первом же проекте. Достаточно распространенные валюты на фрилансе WM и Яндекс-деньги.
Грубо говоря, получить сумму на WM кошелек, это еще не получить их в «живое пользование», если конечно вы не интегрировались в веб среду настолько, что наличность вам не нужна.

Пришлось потратить нервы и время чтобы узнать о способах обналички всех этих электронных валют, а еще там есть и проценты за обналичку, порою, существенные. Денежные переводы типа «Контакт» тоже способны попортить кровь. В городе заказчика могут быть не все виды переводов, так что будете получать по какому нибудь непопулярному, единственный филиал которого находится на другом конце города. А это не всегда удобно. Жители обеих столиц со мной согласятся.

Для удобства заказчиков можно пользоваться разными типами переводов, электронных валют. Но в один прекрасный момент может получиться так, что на 3-х ваших «кошельках» лежит, в целом, средняя сумма, но по отдельности суммы малозначительны. У каждой системы свой тип обналички, вот и будете мотаться по городу… как я. Можно конечно все переводить в одну валюту, благо, электронных обменных пунктов полно. Но это опять проценты. После случая, когда мне пришлось собирать по копейкам гонорар из разных систем, я выбрал одну валюту + подобрал 2 типа переводов, самых распространенных в СНГ и пункты которых рядом с домом.

ПРОВАЛЫ.

Были. Неприятно. Но хватило ума отказаться при первой возможности. Подарил промежуточный вариант, чтобы заказчик мог забить прореху на время. Не получил гневного отклика, не попортил «лицо». Был у самого опыт общения с фрилансерами, завтраки и откровенно плохие эскизы только усугубляют положение заказчика. Да и денег не получишь. Лучше дать людям шанс найти другого и исправить положение как можно раньше.
Вот, кстати, полезный материал, где тема раскрыта: habrahabr.ru/blogs/freelance/48818

ГРАФИК.

Нужен, однозначно. Считайте время на сон и отдых, спать нужно не менее 6-ти, а лучше 8 часов в сутки, а еще лучше, в одно и то же время. В идеале, при достижении стабильности потока заказов, ограничиться в 6 или 7 работы часов в день. Работать в «стрессе» долго нельзя, предел исчисляет днями, свалитесь от какой нибудь простуды во время истощения, проболеете неделю.

НАГРУЗКА.

Был момент, когда взял 2 заказа разом. Оба были интересные, в итоге, чуть не завалил оба. Справился, но потом отсыпался сутки и еще сутки не хотелось ничего делать.
Лучше сделать один заказ хорошо, чем «слить» два. Составляйте график работ, если заказов несколько, оставляйте между ними 2 дня минимум (форсмажеры никто не отменял).


ЧТО МОЖНО ИМЕТЬ НА ФРИЛАНСЕ?

Мой ответ — все что хочет востребованный на рынке специалист. Главное не тратить время зря на потенциальные «тормоза» вроде заказчиков, которых нужно убалтывать. Всегда нужно помнить о скорости принятия решений и конкуренции, как фрилансеров, так и заказчиков. Я не стану называть конкретных сумм, они могут полностью соответствовать хорошей оплате в студии, соответствующей уровню специалиста.

Что делать невостребованным специалистам не знаю. Например, заказ на промышленное моделирование видел 1 раз. Возможно, стоит подобрать иную, более востребованную, сферу деятельности.

Собственно говоря, если я решу остановиться на роли специалиста, вариант фриланса будет рассматриваться мною как вполне приемлемый.

P.S. Хотелось бы отметить, что многое из этой статьи не подойдет новичку на пути специалиста. Хороший постоянный поток заказов, возможность отказываться и выбирать, могут быть только у достигшего определенного уровня профессионала. Новичок должен брать все что попадается, желательно тоже фильтровать заказы, но даже «плохой» опыт хороший. Потерянные по молодости 500 руб. сэкономят в будущем 500 000 руб. Считаю, даже, противопоказанным пытаться найти себя на фрилансе, когда нет опыта «офисной» работы. Лучше начать работу с любой, даже самой мелкой, компании. Постоянный контакт с живыми людьми, обмен опытом незаменимы. Вот так не надо: habrahabr.ru/blogs/f1/49807 Только если в виде редкой практики.
Ласточки Константин @lasto4kin
карма
34,7
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Управление

Комментарии (96)

  • +4
    >Если кто-то решит материал достойным тематического блога, подскажите пожалуйста какого.
    Однозначно в фриланс, статья отличная.
  • +5
    вопрос скорее не к автору топика, а к фриланс-публике.
    как мне быть, если из порядка 20 проектов, которые я когда-либо делала, 19 закрытые? то есть по сути, нечего мне в портфолио показывать. а так хочется :(
    • 0
      Показывайте Принтскрины старые. Укажите что проект закрыт чтобы не возникало вопросов. Я сам был немного шокирован, когда понял что по веб-дизайну у меня практически не осталось на данный момент действующих проектов. Оно и понятно, средняя продолжительность жизни проекта — 2-3 года.
      • 0
        Поддерживайте и развивайте свои проекты, вот они и не будут умирать. А для всего остального достаточно пары скринов, или можно на хостинге организовать тестовые сайты.
        • 0
          да, тоже начинаю подумывать о том что-бы все проекты дублировать на своей площадке, кстати вдруг (по крайней мере у меня) появились клиенты с одинаковым запросом (дайте демо вход в какой-нить ваш прошлый проект)
          • 0
            Я все время забываю что кроме дизайнеров есть и другие специалисты :) Мой совет насчет принтскринов относиться именно к дизайнерам. Для наших работ достаточно часто чисто визуального представления.
        • 0
          Ну не все хотят платить за поддержку. А делать это за бесплатно. Вы сами согласитесь поддерживать 19 проектов бесплатно.
          • +1
            Я 12 проектов поддерживаю бесплатно, зато за счет постоянного потока новых задач, доделок, переделок набираюсь опыта, «прокачиваю» cms, которая сейчас уже во многом не уступает именитым платным системам типа битрикс. А также расту профессионально. А профи на дороге не валяются, уж поверьте.
            • 0
              Согласен! с каждым словом! Время, потраченное на опыт и мастерство, всегда приносит «дивиденды». И те кто этого не понимаю, в большинстве прозябают. И искренне желаю удачи!
    • 0
      Сделайте пару проектов для себя +) Они никогда не закроются (пока вы их поддерживаете). Не важно о чем они будут, важно как будут сделаны.
    • 0
      >вопрос скорее не к автору топика, а к фриланс-публике.
      >как мне быть, если из порядка 20 проектов, которые я когда-либо делала, 19 закрытые? то
      >есть по сути, нечего мне в портфолио показывать. а так хочется :(

      Можно класть в качестве портфолио описание работ, какие проблемы встретились, какие решены, какие технологии использовались. Это для программиста, правда — у меня 100% работ закрытые, например.
      • +2
        извините, не уточнила. да, я программист. спасибо большое за советы.
        вот уже полгода подумываю о фрилансе, но боязно. мне, как будущей маме семейства, очень важно иметь СТАБИЛЬНЫЙ доход. а во фрилансе, такое возможно не сразу, да и шишек надо понабивать, прежде чем придет осознание кто есть кто и драгоценный опыт.
        в общем пока читаю статьи, развиваюсь и морально готовлюсь.
        когда-то надо начать.
        спасибо еще раз всем ответившим.
        • +1
          Извините, но СТАБИЛЬНОСТЬ — это иллюзия. Фирма даёт иллюзию стабильности, фриланс — нет. В фирме Вас могут в любой момент уволить по не зависящим от Вас причинам, во фрилансе всё зависит только от Вас.

          Недостатки фриланса по сравнению с работой в офисе относятся не к стабильности (как зачастую кажется на первый взгляд), а к тому, что во-первых придётся работать (а в офисе довольно часто можно только вид делать, что работаешь), и во-вторых придётся помимо основной профессиональной деятельности заниматься кучей других вопросов — получение проектов, общение с клиентами, перевод денег, налоги, etc. (и неумение/нежелание делать хоть что-то из этого на минимально приемлемом уровне ставит крест на всей затее с фрилансом).
          • 0
            Хорошее дополнение, ктстати, это объясняет почему стоимость работы фрилансера должна быть выше чем оплата работника в студии. Фрилансер сам себе и начальник и менеджер и бухгалтер. А эту работу тоже нужно оплачивать.
        • 0
          Скажу сразу — многие фрилансеры работают дома, когда им никто не мешает — дети, родственники.
          Некоторым приходится арендовать офис чтобы от этого избавиться — многие родственники не понимают и не хотят понимать, что если вот я в данный момент сижу за компом дома — то я не «сижу в инетике/чятике/асечке» и могу в любом момент подняться и пойти помыть посуду, вынести мусор или погулять с собакой «тебе что, сложно? ну ты ж все равно за компом сидишь», а, например, работаю с сервером, который находится на другом континенте, и если меня отвлечь, я могу уложить работу всего офиса.
          Так что смотрите сами.
  • 0
    Спасибо, статья хорошая.
  • 0
    Отличная статья. Спасибо!
  • 0
    Отличная статья! Думаю, Ваш опыт пригодится не только дизайнерам, но и другим коллегам-фрилансерам.
  • 0
    интересно было бы подобный анализ почитать про odesk.com
    • 0
      Поддреживаю. Уже не раз слышал об этом проекте. Но хотелось бы услышать детали.

      Правда насколько я понял он несколько неудобен, в том плане, что ставится спец программа на комп, которая фоткает твой экран с каким-то промежутком, и потом за проработанное время платят. Я могу в любой момент отвлечься — и сфоткают не то что нужно :)
      • 0
        да есть там такое.
        нужно к концу биллингового периода отредактировать свой work log поудаляв левіе скриншоты и прокомментировать релевантные типа «делаю экскиз»
      • +1
        По мне, перебор. А что мне мешает часами возить мышку без особой цели? И буду, и не поймете )
        Слышал историю, как на знаменитом ВАЗе платили программистам посимвольно. Стоит ли говорить, что это были самые большие программы в мире?
        • 0
          Зависит от одекватности клиента. А вообще нафиг самому возить мышку, у компа руки не устают, да и не надоедает ему.

          ЗЫ: 3 года назад работал там в составе одной из компаний. Через месяц после моего ухода, народ написал автогонялку:-)
          • 0
            сейчас новая фича — обязательная вебкамера и софтина снимки «натуры» шлет заказчику, так сейчас мой знакомый работает… вы меня извините, но это имхо полное неуважение к профессии и человеку, ну и факт что все самые классные мысли у меня, например, рождаются на курилке (вернее рождались пока курил), а сейчас на балконе за чашечкой кофе… и че?
      • 0
        Видимо эти проекты рассчитаны на несчастных индусов, их вообще на западе за людей не держат, прочитал ниже в комментах про камеру — ужас!

        p.s. У меня на половине скриншотов наверно был бы Хабр))
      • +1
        Ну лично меня этот контроль не напрягает, а если заказчик адекватный (мне повезло, ага :)), то он и не смотрит эти скриншоты, ты ему результат показываешь, отчет пишешь в конце дня о проделанной работе, а он еженедельно платит. Уже год работаю с одним и тем же заказчиком на oDesk (Astrology.com), очень доволен. У себя в городе я бы никогда такой интересной и хорошо оплачиваемой работы бы не нашел.
  • +2
    Отличная статья, толковая и структурированная! Даже орфографические ошибки не раздражают.

    Еще пишите!
    • +1
      Я настолько был увлечен статьей, что даже не заметил эти ошибки :)
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +2
      Да, для того чтобы дальнейшие усилия не проходили даром :) Выбор на самом деле большой, конечно же, эту неделю я не только искал, я регистрировался, изучал интерфейсы, да и вообще специфику ресурсов, как я писал, у меня никогда не было фриланс-опыта. Я считаю, что эта неделя была одна из самых продуктивных.
    • 0
      «день потерять, потом за пять минут долететь» (с) мультег
  • 0
    при неадекватных понравилось… таких правда много
    • +1
      из личного опыта, есть клиент прошлый — неадекват полный, проект довели на честном слове, «постоянно на грани хлопанья дверью» — теперь говорит: «заходит новый проект буду только у тебя», по его словам — я единственный кто его выдержал и не завалил проект (как оказалось, по его словам, трое до меня бросали проект на середине), я не уверен что но мне надо, но я к тому что не всегда все так однозначно.

      П.С. никогда серьезно не работал с биржами, те-же проблемы что и у Вас вначале, — сейчас, в основном, клиенты из «офисного» прошлого и их «знакомые» но теперь подумаю, может действительно pro-аккаунт многое изменит ;)
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • 0
    Я пользуюсь odesk.com — мне очень нравится из зарубежных.
    • +2
      А как там дела с выплатами? Расскажите по подробнее, если можно :)
      • 0
        Если оплата почасовая (там есть почасовая ставка и фиксированная. Но выплата фиксированной ставки не гарантируется, вроде) — выплаты еженедельно, через 10 дней после конца рабочей недели.

        То есть, если вы работали с понедельника по воскресенье, то в следующий понедельник вам приходит письмо с логами затраченного времени, где вы можете добавить офф-лайн время или убрать нежелательные скриншоты (один скриншот — 10 минут).

        Во вторник логи со временем утверждает заказчик, а в среду деньги списываются с его счета и уже в следующую среду поступают вам.

        oDesk выступает гарантом почасовой оплаты. Конечно, заказчик может обжаловать вашу работу, вы можете пожаловаться на заказчика, и oDesk это как-то будет решать. Но у меня таких случаев не было.
  • +2
    >заказчики делятся на аутентичных и вменяемых
    Гм… Не стоит пользоваться словами, значения которых вы не знаете :).
    Аутентичный — прил. 1. Исходящий из первоисточника, соответствующий подлиннику; подлинный
    • –2
      Жаргон делает чудеса. Половина истинных значений слов забыта. Я пользуюсь понятными массе формулировками :)
      • 0
        А кто-нибудь кроме вас понимает это слово именно в таком значении? А то я в растерянности — никогда не слышал ничего подобного.
        • +1
          Убедили, поменял на более понятное и менее спорное, тем более что в дальнейшем в статье использовал именно это определение (даже стилистически было не правильно). Хм, а у вас есть еще стилистические замечания? Я на самом деле очень переживаю за развитие стиля и подачи в своей речи, поэтмоу крайне благодарно воспринимаю любую критику.
  • +1
    статья супер!
    хотелось бы чтобы нечто подобное написал веб-программер
    думаю это многим было бы интересно почитать,. в частности ответы на вопросы по портфолио — что делать если мой сайт уже закрылся, что выкладывать и т.д.
  • 0
    хорошо написал! респект, многое на заметку.
  • +1
    Интересный взгляд, спасибо. Как частый заказчик на фрилансе и веблансере могу сказать, что про превьюшки+цены вы мыслите абсолютно правильно. Это главный «первичный» признак отсева. Для меня по умолчанию безрук фрилансер, не умеющий показать свои работы и не уважающий своих заказчиков. И цены — я очень люблю когда в портфолио прописано «3 дня, 250$» — сразу дает понимание сроков/качества/цены данного человека.

    Про «pro» и «vip», мне кажется, вы ошибаетесь. Заказы пошли после оформления портфолио, а не появления приставки «pro». Портфолио важно, а не буковки у ника.

    Про неадекватных клиентов — за всех не скажу, но знаю некоторых заказчиков, да и самому приходилось звереть от потока спама «сделаем все в лучшем виде» и «обращайтесь», и после этого либо видишь идеальное портфолио со всей информацией, либо сильно жмешь на фрилансера чтобы снять все мельчайшие сомнения в его адекватности. И вы правильно заметили, что вопрос адекватности обеих сторон часто снимается после общения.
    • 0
      Самое забавное, что «про» и отображение картинок часто связаны :)

      А портфолио все-таки я оформил до «про».
      • 0
        Хмм, значит вот как монетизируются фриланс сайты :) Хочешь удобное портфолио и много заказов — плати :)
        • 0
          Да, именно. С другой стороны, людям, заинтерисованным в серьезной работе, предоставляется «зазор» для продвижения.

          Я еще не затронул тему рекламы фрилансеров на сервсиасах, но, я сам пока не покупал платные объевления, поэтому не могу сказать какой это дает эффект. Пока что просто не нуждался в ней. Если будет опыт, обязательно поделюсь.

          P.S. Блин, надо брать деньги с сервисов за описание…
  • 0
    Можно ссылку на ваше порфтолио? Ни на фри-ланс, ни на веблансере я вас не нашел.
    • +4
      )))) я очень скрытен :)

      Я уважаю других ребят с фриланса, хабраэффект сейчас поднимет мою анкету, а заказов мне и так вперед на недели :)
      Я есть.
  • 0
    спасибо, очень познавательно
  • 0
    Читать понравилось, спасибо.
    Немного от себя —

    > И дело даже не в языке, который у меня пока слабоват для свободного общения по телефону
    за три года фриланса на западе мне ни разу не приходилось общаться голосом, т.е это плюс но не обязательный

    > КАК ВЫЛОВИТЬ НЕАДЕКВАТА?
    мне вот говорит. У вас такой рейт в час, у меня работники в питере берут в два раза меньше(я из донецка).
    Вывод: я так и не понял при чем тут я, если его не устроил мой рейт сразу, какого было меня звать на собеседование.

    Еще на начальном этапе можно выловить неадеквата, к примеру когда ждешь ответ больше дня на заданные вопросы по проекту.
    • 0
      Да, совсем недавно был случай, когда заказчик отвечал сутками, в итоге слился. Вообще, крайне важна интуиция, все хорошо, н отчо то напрягает, лучше уйти сразу.
    • 0
      Да, совсем недавно был случай, когда заказчик отвечал сутками, в итоге слился. Вообще, крайне важна интуиция, все хорошо, н отчо то напрягает, лучше уйти сразу.
  • 0
    Скажите, а что заносят фрилансерам в трудовую и платят ли они налоги? Интересно просто…
    • 0
      Механизмы все есть. Например, ИП.
    • +1
      А у них есть трудовые? Они их куда-то носят? )
    • 0
      не знаю как в России, а в Украине — деятельность по СПД (ФОП) считается в трудовой стаж, единый налог 200грн (уже < 25$ получается) и с него платятся отчисления (копеечные :)) в пенсионный.
      • 0
        Да, я именно так и работаю, есть лицензия, заключаю договора, открыл счет в банке. Так скать официально не безработный (например для банков, и можно будет брать кредиты) хотя 100% рабочего времени — фриланс. Даж можно кого-то взять на работу еси сильно захотеть :) Ну и плюс, что заказчики больше доверяют, предоплату в 50% без вопросов дают. И все это всего за 200 грн налога.
        • 0
          какая лицензия? лицензированию наша деятельность вроде не подлежит…
          • 0
            имею ввиду свидетельство про регистрацию СПД + свидетельство плательщика единого налога, где прописываються направления коммерческой деятельности предпринимателя (до 5 направлений)
            • 0
              ну это не лицензия, это просто область деяйтельности, лицензия дополнительная требуется на алкоголку, перевозки людей, еще что-то… там все писец как сложнее и геморнее.
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • –4
    Только у меня сложилось ощущение присутствия скрытой рекламы?
    • 0
      у меня сложилось впечатление, что вы туго мыслите, вы можете еще крупных фриланс сайтов посоветовать?
  • +1
    Еще к фразам стоит добавить «Давайте на этот заказ сделаем скидку, но у меня еще много проектов, если этот хорошо сделаете, то дальше будем сотрудничать».
    Это просто классика)
    • 0
      о да, эту фразу наслышал не один раз, кроме как улыбки ничего не вызавает.
  • +2
    Думал, что будет очередная «статья о фрилансе», рад что всё же прочитал.
    Просто шикарно, согласен практически со всеми тезисами, несмотря на то, что я программист.
    И самый главный вывод — опыт решает.
  • +1
    >КАК ВЫЛОВИТЬ НЕАДЕКВАТА?
    Стоило бы добавить классическое «А вот Вася Пупкин за эту же работу хочет в два раза меньше». При это несовершенно не понимая, что та работа которую делает Вася и делаю я совершенно разные. Буквально недавно возникал такая ситуация когда сторонние люди привлеченные для написания одного из модулей системы просто тупо повредили часть контента.

    Говорю с програмерской точки зрения, может для дизайнеров это и не актуально.
  • +1
    если не секрет, сколько получает фрилансер при полной занятости (часов по 8 в день х 5 дней в неделю)? (Не налоговая)
    • +1
      Посмотрите например на фрилансе, в рейтинге фрилансеров, они пишут сколько они берут за час, наверно из этого можно сделать какие то выводы, а так мне тоже лбопытно))

      p.s. по моему так больше всего получают черные спамеры-СЕО-шники.
      • 0
        с пс думаю точно, особенно если учесть что там работает железяка с софтиной, я вся работа сводится к подливанию ей новых заданий и наблюдением за процессом
        • +1
          Ну ничего, спам/СЕО вроде как довольно унылое занятие, так что можно утешать себя мыслью что спамеры никаких положитеьных эмоций от работы не получат ;)
    • +1
      суммы у все разные, как понимаете, но 99% что больше чем в офисе (если именно фуллтайм) и причин тому много, начиная от несколько иной производительности — причем очень сильно иной, x2 просто и заканчивая иным тарифом, все-же офис до 100% вашей ставки имеет издержек (аренда, амортизация техники, всякие плюшки, тренинги, обеды, мед страховки и т.п.)
  • 0
    Хорошая статья для тех, кто начинает свой нелегкий путь фрилансера: но все как, то скомкано и такое ощущение, что автор торопился… мое скромное мнение что — Фриланс вреден для здоровья, но без него не стать специалистом…
    • 0
      Автор действительн оторопиться, ему нужно сдать обещанный макет.
      Вы считаете фриланс необходим для становления специалиста? А как быт ьс теми, кто никогда к нему не прибегал?
      • 0
        Да! Именно специалиста, но не профессионала. Не всем достается работа в рекламном агентстве или дизайн студии, где есть поток разной работы. Фриланс более демократичен в этом смысле и конечно не обходим. Он учит самостоятельности, смелости, расширяет круг возможностей, и учит общению и главное дает попробовать свои силы, если вы хотите в будущем идти к самостоятельной работе, то этот опыт необходим. Те кто избегает этого, значит не хочет развиваться…
        • 0
          «Не всем достается работа в рекламном агентстве или дизайн студии, где есть поток разной работы. Фриланс более демократичен в этом смысле и конечно не обходим.» Не согласен. Работа в студии достается всем кто действительно хочет и может стать специалистом — проффесионалом. Просто все боятся обратиться, за уши нужно тянуть. Да и, не все кто пришел в студии становиться в итоге хорошим спецом.

          А демократизм фриланса… миф, и не более, все что низкооплачиваемое, это не работа специалиста-профессионала (разницы в словах кстати нет особой). Да и специалисту найти работу не так то просто. Хотя тоже можно.

          Для новичков, например дизайнеров, работа на фрилансе, в потоке дешевых закаов, сравнима с работой в городской полиграфии. Там уровень требования и зарплаты бывают такими же. И берут туда всех у кого смелости хватило порог переступить.
          • 0
            Несколько вопросов:
            Если вы работали в студии, вы сами решали, что делать, а что нет?
            Мой ответ нет! Кто пришел с заказом, извольте выполнять работу вам платят зарплату за это!

            Много существует мест, в которых из вас сделают профи.?
            Мой ответ не больше 10 на всю Россию!

            Много студий заинтересованы в воспитании, своих сотрудниках?
            Мой ответ не больше 10 на всю Россию!

            Демократизация это не заработок. Это прежде всего «свобода выбора», если конечно понимаете основы слова демократия.

            Для начинающего это очень важно, иметь возможность выбрать и попробовать, даже если он не получит за это денег. Фриланс -это опыт, основанный на собственных пробах и ошибках (о чем прямым текстом написано, в статье), что может быть более демократично.
            Знаю, профессиональных фрилансеров, которые сделали себя сами, без опыта работы в студии, и которые зарабатываю больше, чем средняя студия в Москве. Да и работа в студии и работа на себя, ни когда не будит шелковой. И еще конкуренция — побеждает либо лучший или кто предлагает большее, за меньшее, свободный рынок.
            • 0
              Работа в студии имеет свои стороны. Это и обязательность заказа. Я не пропагандирую что нужно делать впринципе что вам нравиться, но на фрилансе не стоит без особых условий заниматься тем, что вам не нравиться.

              Да есть фрилансеры, «сделавшие себя сами». Их единицы. Вас послушать, так если ты не попал в топовую студию, так все, крест на карьере :) Опыт нужен работы в команде.

              А учиться только на своих ошибках трудно. И неправильно. Лучше у команды.
              • 0
                Ну, понятно… я вообще про начинающих, которые хотят все попробовать, ну неважно… и в команде можно поработать, имея интернет и современные средства связи… Учится без ошибок не возможно, такого не бывает… ну если ты не гений, хотя и у них тоже бывает…
  • –5
    >Занижать смысла нет. Ваш клиент найдется рано или поздно

    Весьма оптимистичное заявление — вам просто везло. На самом деле, будь вы хоть артемием простигосподи лебедевым, демпинговать все равно придется, ибо заказов крайне мало, а на каждый заказ по 30-50 претендентов. Лучше делать каждый день заказы по 10-20 баксов (или даже за отзыв), и окупать свое существование, чем неделю-другую бездельничать, ожидая пока добрый дядя поверит, что вы делаете лучше остальных и пообещает $100-200.
    • +1
      Я делюсь опытом. Не берусь рассматривать чужие случаи. На каждый случай влияют разные факторы: опыт, пол, возраст, востребованность, объем портфолио, умение общатся, голос, внешность… да все что угодно.

      Самизнаетекто, несколкь олет назад работал от 25000$ за проект :)

      А по поводу отзывов… лучше сделать что-то для себя, так сказать «некомерческое», чем заниматься проектом без бюджета. Там и требования будут соответсвющие, да и общий уровень такой работы будет невысок, мотивация может творить разные вещи.

      Лучше работать «за еду», чем «за отзыв»
  • 0
    Скажите пожалуйста, какой у вас был опыт работы до фриланса? Любопытно))
  • +1
    Спасибо большое :)
    На фрилансе около года, всего на 3 проекта брали… :)) попробую заполнить портфолио и про купить, надеюсь поможет :))
  • +1
    не согласен с пунктом про предоплату — в лучшем случае поэтапная оплата на больших проектах, 3 года во фрилансе ни разу не брал предоплату (правда и в биржах не участвовал), обычно порядочность порождает порядочность (тьфу-тьфу) один клиент мне после успешного проекта признался что его приятно удивил факт отсутствия предоплаты и стал решающим именно в смысле доверительного отношения.
    • +1
      Доверять в этой жизни можн отокл ьо маме и папе, все остальное бизнес и политика )
      • 0
        видимо дело в специфике, в программировании заказчик на 100% доверяется исполнителю, даже после сдачи проекта никто ему не сможет гарантировать как отсутствие багов непреднамеренных так и бекдоров заложенных, поэтому тут не убедили :) доверие = доверие
        • 0
          Ну, я описывал реальные случаи, когда предоплата оберегеает. Да и специфика есть, В сфере дизайна, для многих заказчиков все слишком нематериально а это рождает кучу проблем в понимании конечных стоимостей, и что «простой» визуально вариант не всегда простой в разработке. КОгда предоплаты нет, можно и развернуться, кинув исполнителя. НО то плохая ситуация.

          А вообще, заказ начинается с того, что исполнитель первым рискует своим рабочим временем, поэтому, вполне логично, что он тоже имеет право на гарантии.
  • 0
    Почитал статью очень понравилась, все доступно и главное жизненый опыт на лицо. Жаль не написано про неадекватных исполнителей, такие тоже часто встречаются. Спасибо за статью.
    • 0
      Я только рад если она полезная… ну, про неадеватных исполнителей должны писать заказчики ;)
  • 0
    Спасибо, актульно…
  • 0
    Прочитал полностью, мне понравилась Ваша статья. Актуально и достаточно подробно. Спасибо!
  • +1
    Отлично! Хотелось бы увидеть еще парочку ваших статей на эту тематику )
    Намного полезней чем "«12 правил фрилансера», или «20 советов фрилансеру»" ))
  • 0
    Как специалист, которому постоянно приходится взаимодействовать с фрилансерами могу сказать, что фраза «Прошлые дизайнеры меня подвели» — возникает не от того, что заказчик ужасный козел, и с ним невозможно работать, а от того, что большинство публики на фрилансе совершенно безответственные и ленивые особи, все остальные фразы вроде: «Я очень требовательный», «я вас еще достану» и т.п. обусловлены тем же самым.
    Что касается «Бюджет 500$, а если впечатлите, то 1000$» — это вполне реально, многие люди готовы хорошо платить за хорошую работу.
    Можете минусить, но факт остается фактом «среднестатистический фрилансер — безответственный, непрофессиональный лентяй», разумеется существуют исключения, но тем не менее…
    • 0
      Вполне понятная точка зрения, имеет под собой основу. Но:

      1. Узнав что вас подвел прошлый фрилансер, новый задумается о том что вы, возможно, слишком придирчивый. Как минимум, всплывет образ «того парня», от которого отказались: сидит он без заказ и денег голодный и злой :) Собственно, а на что расчитывает заказчик сказав такое? Что его пожалеют и будут утешать, будут упахиваться чтобы загладить рану в душе клиента? Тут не телефон доверия, тут работу делают.

      2. Если вас подставляют фрнилансеры, если они безответсвенные лентяи, вопрос к вам: а зачем вы с такими работаете? Нужно тщательнее выбирать и жестче ставить условия по таймингу и контролю качества, только не запугиванием, а конкретными условиями. Поверьте, если условия разумны, их поймет любой разумный фрилансер, все понимают что вы тоже человек и рискуете, а значит, хотите гарантий.

      3. Не работайте с фрилансерами с плохими отзывами, с маленькими ценами и сомнительным портфолио. Скупой платит дважды.

      4. Плавающий бюджет это несерьезно. Тем более, если степень «колыхания» зависит от настроения заказчика. Каждый фрилансер это чувствует «подкоркой», и относиться к вам так, лишь бы получить свои 500$ и пойти общаться со следующим заказчиком. Определите изначально концепцию, согласуйте приемы, утрясите бюджеты, и никто вас не захочет кинуть, да и у вас будут конкретные механизмы контроля. Это всем всем будет удобно.

      Фрилансеры, такие же люди как и заказчики. Есть вменяемые и неадекватные, учитесь «фильтровать» :)
      • 0
        От себя, крайне раздражаюсь при общении с заказчиками «пугаными», которых кидали, или которые наслушались как кидают. Они хотят видеть «что мы получим», что выражается в готовых эскизах, а еще и «постаплата»… Блин, а почему никто не задумывается о моих гарантиях?

        Просто вежливо прощаюсь с такими с пожеланиями найти более сговорчивый вариант. И волосы от этого у меня длинные и шелковистые.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.