Пользователь
0,0
рейтинг
17 марта 2009 в 18:54

Разработка → Asterisk – система компьютерной телефонии уровня предприятия

Я хочу рассказать о свободном решении для компьютерной телефонии от компании Digium. Asterisk – это ATC созданная хакерами (в первоначальном смысле этого слова), а точнее, это супер конвергентная платформа компьютерной телефонии, распространяемая по лицензии GNU GPL, изначально разрабатываемая Марком Спенсером (Mark Spenser), позже ставшим президентом и техническим директором компании Digium. Благодаря коммерческой поддержке Его компании и лицензии GNU GPL Asterisk активно развивается и поддерживается тысячами людей со всей планеты.


Asterisk поддерживает


Протоколы


Аудио кодеки

Название Скорость передачи, Кбит/с Необходимость лицензии
G.711 64 Не нужна
G.726 16, 24, 32 или 40 Не нужна
G.729A 8 Нужна (не нужна для транзита)
GSM 13 Не нужна
iLBC 13,3 (кадры по 30 мс) или 15,2 (кадры по 20 мс) Не нужна
Speex Переменная между 2,15 и 22,4 Не нужна
G.723.1 6.4 Кбит/с (кадр имеет размер 189 битов, дополненных до 24 байтов) и 5,3 Кбит/с (кадр имеет размер 158 битов, дополненных до 20 байтов). Режим работы может меняться динамически от кадра к кадру Нужна (не нужна для транзита)
MP3


Видео кодеки


Asterisk может работать как с аналоговыми линиями (FXO/FXS модули), так и цифровыми (ISDN BRI и PRI — потоки Т1/E1). С помощью компьютерных плат (наиболее известными производителями которых являются Digium, Sangoma, OpenVox, Rhino, AudioCodes) Asterisk можно подключить к высокопропускным линиям Т1/E1, которые позволяют работать с десятками и сотнями телефонных линий. По материалам Википедии

Asterisk работает с ОКС-7 (Общеканальная сигнализация №7, в Европе известной как SS7 – Signaling System №7) — это набор сигнальных телефонных протоколов, для организации мультисервисной (интеллектуальной) сети.

Презентация освещающая работу с SS7 с astricon.net Автор Мэттью Фредриксон (Matthew Fredrickson)An introduction to SS7 and its support in Asterisk — pdf


Важные моменты для выбора

Производительность Asterisk систем

Опытные данные производительности систем представлены на форуме [ru] и оригинальный текст [en].

Основные рекомендации такие1
Назначение Кол-во каналов Минимальная конфигурация
Любительская система не более 5 400 MГц, 256 МБ RAM
SOHO-система от 5 до 10 1 ГГц, 512 МБ RAM
Малая бизнес система до 25 3 ГГц, 1 ГБ RAM
Средняя или большая система более 25 2 ЦП или несколько серверов в распределенной архитектуре

ОС


Asterisk – может работать практически на любой платформе Linux плюс некоторых других ОС, таких как Solaris, BSD, MacOS X и есть даже проект Asterisk for Win32. По поводу выбора ОС для Asterisk развивать холивар не хочу и предлагаю выбрать Вам самим, при этом не мешает прочитать ветку форма посвященному этому вопросу. В заключении, скажу, что сам использую CentOS – популярный дистрибутив, используемый с Asterisk (собран из сырцов RedHat) версии 5.2.
Подробное руководство по установке CentOS 5.2 из блога Linuxoid.
Иксы рекомендую не ставить, так как с Asterisk они будут конкурировать за ресурсы.

Установка и настройка Asterisk


Asterisk в базовой комплектации включает три основных пакета доступных к загрузке на официальном сайте:
  • Сам Asterisk, доступна версия 1.6.0.6;
  • Драйверы телефонии DAHDI – акроним Digium Asterisk Hardware Device Interface, бывший zaptel + DAHDI Tools;
  • PRI – библиотеки Libpri.
ссылки на 32-bit версии, но доступны и 64–bit

Если планируется использовать только VoIP, то достаточно пакета Asterisk, но рекомендуется установить все пакеты.

Дополнительно, можно установить

  • Asterisk GUI 2.0;
  • Modules and addons, содержит модули для работы с MySQL и проигрывания mp3 – файлов, ИМХО не вошло в официальный дистрибутив и не надо. К примеру, Asterisk установлен с поддержкой ODBC и при установке аддона для работы с MySQL система может не работать, поэтому одновременно рекомендуется использовать только один из драйверов и отключить другой. Проигрывание mp3 – файлов, в свою очередь, вызовет дополнительную нагрузку на систему т.к. проигрываемый файл необходимо будет разжать.

Необходимые пакеты Linux

  • GCC 3.x;
  • ncurses-devel;
  • libtermcap-devel;
  • Kernel Development Headers;
  • GCC C++ 3.x;
  • OpenSSL (опционально) ;
  • newt-devel (опционально) ;
  • zlib-devel (опционально) ;
  • unixODBC; unixODBC-devel (опционально) ;
  • libtool (рекомендуется) ;
  • GNU make (версия 3.80 и выше).
В моем случае все уже содержалось в системе, я лишь обновил ядро (пусть это никому не кажется страшным).

Небольшое отступление


Против всего выше описанного, существует также программный продукт AsteriskNOW доступна бета 1.5 – это специализированный дистрибутив Linux уже включающий Asterisk со всем необходимым ПО, плюс web–based GUI. Этот дистрибутив также распространяется по лицензии GNU GPL и свободен для скачивания 32-bit и 64-bit.
Скриншоты можно посмотреть на официальном сайте.

Особой популярностью и любовью пользуется дистрибутив Trixbox — это программный комплекс, основанный на CentOS и Asterisk, основной задачей которого является создание в кротчайшие сроки сервера IP телефонии.
На данный момент доступна версия 2.6.2. Этапы установки можно подсмотреть на сайте voiceip.com.ua.

Дистрибутив Elastix от PaloSanto Solutions по функциональности не намного обходит Trixbox Community Edition. Распространяется по лицензии GNU GPL. Основой Elastix послужил CentOS 5 с ядром 2.6.18. Основу системы VoIP составляет Asterisk 1.4.18, разработчики дополнили его утилитами собственной разработки и модулями сторонних производителей. В качестве системы биллинга использован переработанный A2Billing. В поставку входит и сервер Openfire 3.4.2 обеспечивающий обмен сообщениями по протоколу XMPP/Jabber. Также в комплекте дистрибутива поставляются две CRM (Customer relationship management) — SugarCRM и VTigerCRM
Обзор и установку можно подсмотреть в статье Linuxoid.

Продолжим


Загружать статью общими вопросами установки и настройки Asterisk не буду, тем более, что в сети есть замечательные статьи, подробно рассказывающие о каждом из этапов. Не смотря на то, что статьи написаны 3 – 4 года назад, поверьте, они не теряют своей актуальности, не спорю, версии сменились с 1.2 аж до 1.6, сменилось даже название телефонного драйвера и функционал существенно расширился, но Вас это не должно пугать.

Моя рекомендация – MUST READ:


Статьи о Asterisk в журнале «Системный администратор»
Автор Михаил Платов:

Примечание: в статьях используются утилиты zaptel, который сменил название на DAHDI
ztcfg -> dahdi_cfg
ztmonitor -> dahdi_monitor
ztscan -> dahdi_scan
ztspeed -> dahdi_speed
zttest -> dahdi_test
zttool -> dahdi_tool
zapconf -> dahdi_genconf ранее известная, как genzaptelconf)

И изменились пути:
  • Системный файл конфигурации был переименован из /etc/zaptel.conf в /etc/dahdi/system.conf
  • Утилита dahdi_cfg теперь может использоваться для выбора эхо-подавителя для каждого из канала или группы каналов на основании настроек из файла конфигурации: system.conf; Полный перечень изменений на svn-транке разработчиков или по-русски на сайте voip.rus.net.

Asterisk: организуем автоматическое распределение поступающих вызовов – рассматриваются вопросы организации очереди обработки вызовов, так необходимой в службах работающих с клиентами. Автор Сергей Яремчук

Марк Спенсер: «Это Asterisk привлекает пользователей к Linux, а не наоборот!»
Интервью с Марком Спенсером 2006 год, текст: Дмитрий Шурупов, фото: Йон Холл

Вопросы безопасности Asterisk обсуждаются в статье Безопасный Asterisk Автор Максим Литницкий — ПРОШУ УДЕЛИТЬ ЭТОМУ БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ

К сожалению, в статьи по разным причинам, не вошли важные аспекты Asterisk, поэтому попробую обратить Ваше внимание на них.

AGI, EAGI, DeadAGI и FastAGI


Asterisk Gateway Interface (AGI) – это шлюзовой интерфейс посредством которого внешние программы(сценарии) могут влиять на логику диалплана Asterisk. Сценарии AGI (по аналогии с CGI для http серверов) могут быть написаны практически на любом языке программирования, взаимодействуют с Asterisk посредством описателей файлов STDIN (стандартный ввод), STDOUT(стандартный вывод) и STDERR(стандартная ошибка) и реализуют расширенную логику работы с БД и внешними ресурсами.
EAGI – это AGI, который помимо всего дает возможность сценарию читать входящий аудиопоток, к примеру, для нужд распознавания речи.
DeadAGI – это AGI который корректно исполняется для «мертвого» — разъединенного канала.
FastAGI – позволяет запустить удаленный AGI сценарий через TCP сокет – это уменьшает нагрузку системы и перекладывает её на другой сервер, к примеру, множество серверов Asterisk, могут использовать единые AGI – сценарии.

Наиболее популярными языками программирования для AGI являются Perl, Python и PHP.
Скажу только, то, что для этих и других языков программирования существуют “обёртки” – фрэймворки, позволяющие абстрагироваться от логики запрос-ответ AGI и программировать на более высоком уровне абстракции.

AMI


Asterisk Manager Interface (AMI) – это программный интерфейс, позволяющий соединиться с Asterisk через TCP/IP и полностью контролировать Asterisk, используется для связи c CRM–системами.

AJAM


Aynchronous Javascript and XML (AJAM) – доступен с Asterisk версии 1.4, предоставляет web-браузеру или любому другому приложению связаться с AMI через HTTP. Используется в web–based GUI для Asterisk плюс в том, что он использует библиотеку Prototype, что избавляет разработчиков от многих кросбраузерных проблем.

Интеграция с Базами Данных


Важным моментом является способность Asterisk хранить свою конфигурацию и состояние в БД. Эта ключевая особенность позволяет строить, по истине, потрясающие распределенные телефонные системы.

Asterisk архитектуры реального времени

Это метод хранения конфигурационных файлов не в файловой системе, а в таблицах Базы Данных. Существуют два типа архитектур реального времени:
  • Статическая – аналогична методу хранения в конфигурационных файлах, но чтение данных происходит из БД и любое изменение опций конфигурации влечет за собой необходимость перезагрузки сервера Asterisk;
  • Динамическая – используется для хранения конфигураций файлов SIP, IAX2, голосовой почты и загружает данные по необходимости и соответственно не требует перезагрузки.
Подробный материал [ru] и [en – оригинал].

Хранение файлов CDR в Базе Данных


Call Detail Records (CDR) – файл записи параметров вызовов прошедших через систему. Asterisk позволяет хранить CDR файлы в:Важная часть диалплана, обеспечивающая ему мощь и динамичность – это func_odbc, она позволяет создавать и применять в диалплане функции извлечения и использования информации из БД.

IVR


Interactive Voice Response (IVR) – это уже неотъемлемая часть любой платформы и бизнеса занимающимся обслуживанием клиентов. Стоимость коммерческих IVR систем (Avaya, Cisco, Genesys, Nortel или Dialogic) достаточна, высока, а Asterisk просто создан для этого.
К сожалению, русского женского голоса для Asterisk нет (бесплатного). После инсталляции Asterisk говорит с нами голосом Эллисон Смит (Allison Smith) — это порядка 300 промтов, плюс еще 600 в дополнении asterisk–sounds.

Доступен текстовый перевод голосовых промтов для Asterisk версий 1.4, 1.6А также мужской русский голос от romik_g для Asterisk 1.4.

На ресурсе ivrvoice.ru можно скачать и использовать в любых мирных целях, включая бизнес, русские промты для Asterisk.

Если Вы решитесь самостоятельно записать промты, то основное требование – это нормализация записей до -3дБ с паузами в начале и завершении записи. Для конвертации аудио файла используется утилита SoX (Sound eXchange).

Однако, системы IVR – это “не только ценный мех” и DTMF, но и системы Automatic Speech Recognition(ASR – системы распознавания речи) и Text–to–speech(TTS) движки речевого воспроизведения. Правда, с русским тут пока туго.
Но знать должны:Не могу не сказать про, замечательный пример применения всего этого — ZoIP от Симона Дитнера (Simon Ditner). Это порт популярной игры Zork c механизмом полной поддержки речи, работающим на Asterisk.

Видео и Asterisk


Ссылки по работе с Видео в Asterisk [ru] и [en – оригинал].

Интересный ресурс sip.fontventa.com, жаль, что последнее обновление 19 января 2007 года, содержащий исходный код библиотеки для работы с протоколом H.324 использующимся в UMTS 3G видео звонках.

DUNDi


Distributed Universal Number Discovery(DUNDi), создан Марком Спенсером – “это одноранговая система для поиска интернет–шлюзов в сервисы телефонии, является полностью распределенным и вообще не имеет никакой централизованной службы”. В некотором роде – это протокол маршрутизации для VoIP.
DUNDi – позволяет запрашивать у равноправных участников сети альтернативный VoIP маршрут к добавочному номеру или телефонному номеру ТфОП. DUNDi можно использовать как в локальной сети – для упрощения управления добавочными номерами в системах Asterisk крупной компании, так и в глобальной сети, но тут для доступа нужно подписать Общее Пиринговое Соглашение (General Peering Agreement — GPA), его также можно найти в подпапке исходного кода doc/. GPA имеет обязательную юридическую силу, для защиты участников сети от людей злоупотребляющих протоколом.

Для изучения рекомендую статью How to use DUNDi to distribute calls among the DUNDi Peering Network.

Подробности — это темы будущих статей.



Книги


1[en] Asterisk: The Future of Telephony, Авторы: Jim Van Meggelen, Jared Smith, Leif Madsen
или на books.google.ru
[ru] к сожалению, книга вышла не так давно, но все ж и за это БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
Можно заказать на books.ru в 2-х вариантах:Свободный перевод глав книги Asterisk: The Future of Telephony
(Максим, чтоб мы без тебя делали ;)

[в последний момент нашел ru] Asterisk: будущее телефонии — DRAFT-copy

[en] trixbox Without Tears The Dumb-Me guide — свободна для скачивания

Видеоматериалы


[en]Free Video Tutorials for trixbox FreePBX and Asterisk Systems

Информационные ресурсы


Форумы (малый список)


Магазины (малый список)



Компании предлагающие Asterisk — решения


Для интересующихся вопросами сертификации и лицензирования телекоммуникационных платформ, прошу на форум Астериск и сертификация, где i1 – Ваш покорный слуга.

Официальный mailing lists для тех, кому интересен Asterisk.

Asterisk — это FUN !!!

iv1 @iv1
карма
54,6
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Разработка

Комментарии (67)

  • +5
    замечательная статья, спасибо!
    • +2
      Приятно это слышать от line24.ru ;)
      • +3
        Коллега, это наиболее интересный и объемный материал, который появлялся за последние несколько лет в ru. «Asterisk — это fun» — новый тренд :) Просто сделаем ссылки сюда из всех наших блогов и форумов :)
  • 0
    Возможно, был бы смысл разбить статью на несколько частей и вот по пунктам, которые в конце статьи как-то детально рассказать?
    Тема интересная, даже очень, и было бы просто замечательно еще и какое-то руководство по запуску всего этого добра с нуля увидеть и не искать по разрозненным ресурсам.
    За статью спасибо. Познавательно.
  • +1
    Мне нравится за то что работает на всём чем угодно, хоть на айфоне. Я польую на своей любимой убунте с FreePBX поверх. Стоит упомянуть про FreeBSD-flavored Askozia. Да и название говорит само за себя. * — это всё. Для вдохновения при внедрении послушайте FLOSS со Спенсером.
  • +3
    Динамика этого проекта просто потрясающая. Open source, огромное сообщество.
    Статья полезная, спасибо.
  • +1
    Пол года назад эта статья оочень помогла бы моему коллеге, спасибо за материал, очень актуален!
  • +1
    Спасибо за статью и за потраченное время ))) Спасибооо :-)
  • +1
    Каша полная, iv1, Вы не производите впечатление эксперта.
    • +2
      Спасибо за критику — каша действительно, есть куда развиваться, но дискламер статьи был такой: «Я не знаю всего, но я знаю где это найти», карму Вам приподнял.
  • 0
    Интересно, а какие клиентские программы под Linux/Windows поддерживают передачу голоса-видео через Asterisk? Если делать эдакий офисный сервер для коммуникаций?
    • 0
      В Windows (поправьте меня если ошибаюсь), встроен клиент поддерживающий набор h.323: просто кликаете по имени в адресной книге и звонок начинается. В Linux есть всё.
    • +1
      Любые софтовые и не только VOIP телефоны.
    • 0
      Сервер внутри-офисных коммуникаций — одна из маленьких, типовых задач для Asterisk :) ПО много. Сходу вспоминаются 5-7 софт-фонов про линакс 2-3 на мак.
    • +1
      И нужно заметить, что Asterisk сам и является клиентом. То есть им можно звонить используя OSS или ALSA.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      К сожалению сейчас этих модемов, а тем более по 10 баксов не найти. У меня лежит пачка, но с доставкой в свое время они достались по 20 долларов с лишним. И кстати связь вполне приемлемая получается.
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
        • 0
          В продаже б/у аналогов X100P я не видел (там важен чип модема: Ambient, Intel или моторолла, марку точно не скажу). Софт использовался asterisk+zaptel плюс эхоподавление через oslec. Думаю что гугл по ключевым словам из моего сообщения даст более чем достаточно информации.
  • 0
    Астериск это серьезно, но если подумать — поднимать линух, ставить астериск, ставить GUI, а это обычно включает в себя апач, MySQL, PHP, потом платы FXS, настраивать все это. Админ на полставки не потянет. Не у всех есть даже подобие серверной где поставить саму железку. Поэтому для малосреднего бизнеса сейчас все становится hosted — CRM, task manager, связь (hosted PBX). И потом — привязка к месту и к телефонной линии не в духе VoIP. Ну вы понимаете, я про нашу hosted АТСку :) octopusline.ru
    • 0
      Когда уже у вас будет выход в skype и google-talk? Когда я смогу выкинуть свои Asterisk-и?
      • 0
        Проблема с выходом в skype в том, что всё это неофициально и негарантированно. Хотя каждый может организовать выход с любого! sip номера в skype через opensky

        А вот, неужели, действительно нужен выход в google talk? Так много людей им пользуется?
    • 0
      Не так все плохо :-) Мускуль необязателен. PHP ненужен. Если связь с провайдером по SIP, то не нужны и платы FXS. Необходимо только собрать и установить asterisk и asterisk-gui. asterisk-gui в конце установки говорит, какие опции в каких конфигах нужно установить/поменять. Остальное конфигурируется в браузере. Методом тыка можно разобраться что и как… Так что было бы желание.
    • 0
      В hosted АТС есть как плюсы — быстрота, так и минусы — как-то бесконтрольно. Да и взять и сразу все существующие коммуникации перевести на VOiP не очень реально минимум для средней компании.
      А Астер можно отдать на поддержку нормальному админу — зарабатывающем себе на этом деньги.
  • +1
    Спасибо за статью) Вы очень старались и у вас всё получилось:-)
  • 0
    Из нашего опыта,

    AJAM пока лучше не использовать, идут некорректные обрывы соединений.

    Багов в софте немало, и их правят после репортов не очень быстро.
  • 0
    С системными требованиями Вы явно перегнули. Проц сильно грузится только на транскодинге (если нужно на лету перекодировать из одного формата в другой).
    Так же несколько вводит в заблуждение «количество каналов» в таблице. Это количество звонков в одно и то же время. Реальное количество пользователей (экстеншенов) можно смело считать как количество одновременных звонков * 10.
    Ссылки, что Вы привели, довольно старые. asterisk 1.6 там нигде даже не упомянается (а в ней хорошо поработали над производительностью).
    • 0
      Основные рекомендации взяты из источника 1, но по производительности Вы правы, поэтому собственно и привел ссылки на эмпирические данные.
    • 0
      Полностью согласен, да и для транскодига цифры занижены. Сейчас идёт борьба уже за тысячи одновременных соединений.
  • +1
    в статье не мешало бы упомянуть и дистрибутив www.elastix.org/, собираемый на базе CentOS и предоставляющий Asterisk, FreePBX и openFire соединенные web-интерфесом собственной разработки.

    Все настройки дистрибутива предполагается производить через веб морду
    • 0
      Спасибо, добавил в статью.
  • +1
    Спасибо за статью. Конечно есть неточности (производительность, с кодеками не всё чисто). Лучше бы такие материалы держать в wiki для доступа ко всеобщему редактированию и исправлению.
    • 0
      Готов исправлять
      • 0
        Первое, что можно исправить — добавить 723 кодек и убрать заметку о том что «gsm — cfvый любимый кодек». С этим кодеком встречаются проблемы, а самый любимый в плане экономичности CPU будет sln или sln16
        • 0
          fixed
  • 0
    Если не сложно, как нибудь осветить GUI конфигурялки (web) если такие есть нормальные.
    Просто подсаживатся на конкретный дист не хочется, хотя уже думается так поступить.
    • 0
      Главное подсесть ;), а там уже разберетесь, тем более, что людей уже подсевших не мало, но на просьбу постараюсь откликнуться.
      • 0
        просто я часто имею дело с разным набором дистов, в основном gentoo/suse/centos (sles/rhel)

        и многие в фирме хотят попробовать, но не хотят выделять отдельную машину.
        Я конечно астериск начинаю только затрагивать, и трогать буду на уровне конфигов, но иногда надо решение на уровне =) чайников.

        Из всего, что я пробовал понравилось Trixbox, но вот можно было бы как то гуй выдернуть -)

        Хотя еще раз, я не очень пока еще разбираюсь в этом =)
        • +2
          Та часть гуя Trixbox с которой приходится работать больше всего называется FreeBPX. Этого достаточно для небольших проектов. Есть ещё Asterisk-GUI как часть дистрибутива AsteriskNOW, но поскольку в современной версии они перешли на FreePBX не вижу особого смысла её изучать.
          • 0
            СПС буду смотреть в сторону FreePBX
        • 0
          > Из всего, что я пробовал понравилось Trixbox, но вот можно было бы как то гуй выдернуть -)
          Погляди AstPbx asteriskpbx.ru/wiki/AstPbx — это обычный астер с уже готовыми настройками на уровне .conf файлов, хорош для освоения Asterisk.
  • +1
    Классно! Даже и не думал, что можно поднять под Win. Нашел себе занятие на несколько дней :))
  • +1
    Интервью с автором полугодовой давности во FLOSS Weekly:
    twit.tv/floss38
  • +1
    Не особо согласен с основными рекомендациями. Два проца с 2-4 гигами памяти в придачу — это уже для для транскодирования и нагрузки в 100 и более клиентов. По крайней мере из вашей же ссылки можно сделать такой вывод.

    А за статью спасибо! Сам сейчас активно изучаю «матчасть» в этом направлении и думаю как предложить начальству идею ip-телефонии. Просто самому очень хочется ручками собрать sip-сервер.

    Есть в наличии центральный офис в Москве. Филиалы в каждом регионе страны. Количество человек в филиалах от 15-… Проводятся селекторные совещания примерно раз в месяц, а то и больше. Про бюджет таких совещаний и междугородних звонков в Москве не знаю, но думаю очень немалый. В нашем филиале примерно 20к на междугородние по телефонии уходит.

    Во сколько может обойтись установка своего sip-сервера, обеспечение достаточного канала(в плане качества, скорее всего что-то типа VLAN у сибирьтелекома брать для этого придется), закупка шлюзов для всех филиалов с минимумом 2 канала. Кто-нибудь может оценить примерно? Чтобы начинать общаться с начальством по этому вопросу.
    Думаю одноразовая закупка и установка этого всего окупит себя раньше, чем через год.
    • 0
      Оценить точно могу в компаниях которые описаны, они скажут свои цифры — ну а там уже прикидывайте.
    • +1
      GreenDay, попробуйте для начала просто по public интернету связать офисы, скорее всего, VPN от телекома не понадобится ;-)
      • 0
        Думаю, хлюпать будет в нагрузке на канал. QoS ведь здесь решает и решает на уровне провайдера. Поэтому я и думаю, что только VLAN может решить эту проблему.
    • 0
      Про сибирьтелеком: он тут совершенно не поможет. Говорю как его работник. :) Возможно организовать IPVPN с гарантированной скоростью только внутри филиала. С Москвой придётся бороться с качеством связи публичного интернета. В какой-то степени может помочь связь по VPN. Надо будет лишь обеспечить QoS внутри филиала (802.1q/p) и на выходе в интернет.

      Вообще я бы предложил поставить сервер на чём прийдётся в Москве, подключить как тест по несколько абонентов из филиалов. В один прекрасный день продемонстрировать PoC решения. К тому моменту как тестовая схема будет собрана, думаю с ценой решения ты сможешь определиться самостоятельно.
      • 0
        Было бы очень хорошо, но есть одно но. Админы в Москве менее заинтересованы в своей работе и совершенно не инициативны(хотя, я их понимаю, мне за инициативу тоже уже не раз попадало). Работают ибо надо и за это деньги получают. А я не могу на месте стоять и все время пытаюсь развиваться.

        Это во-первых. Во вторых, чтобы организовать связь нужны минимальные затраты, ну или не минимальные, смотря каким путем пойти.
        1. Купить уши с микрофоном. Но этот вариант на любителя, так сказать, люди в возрасте(а начальство все такое) не оценят.
        2. Купить Digium железку с FXO-интерфейсом для сопряжения с офисной АТС. А это уже тянет на 10к деревянных(да еще и под заказ железки, у нас таких нет), которые явно в мое распоряжение не попадут за неясностью(в глазах начальства) для чего это все надо.

        И вообще, как вариант, с нашей стороны проще на наш сименс хайпаз купить плату ip-шлюза.

        Могу только у себя собрать серв на чем-либо. Для друзей, у кого есть уши с микрофоном сделать акки и попробовать побеседовать через паблик-сеть. Это, думаю, будет пока что единственным вариантом действий.
  • 0
    Спасибо за статью
  • +1
    i1, отличный рейд «галлопом по европам».
    Только насчет требований к железу ты ей-богу перегнул, или ты под TrixBox писал? ;-)
    Обычному Asterisk без тяжелых надстроек железо намного скромнее требуется.
    • 0
      Галоп необходим, чтобы в дальнейшем можно было общаться на одном языке при условии, что будут новые статьи по Asterisk.
      • +1
        Я ж не критикую! :-)
      • 0
        Я бы даже предложил блог по астериску сделать, если найдутся еще авторы статей. Сам может после освоения данного продукта тоже бы пробу пера сделал. :)
        • 0
          Сейчас думаю создать блог Asterisk.
        • 0
          А блог то уже существовал :) — перенес статью туда
        • 0
          Призываю всех писать в общем блоге — asteriskpbx.ru/blog!
          Намного больше всеобщей пользы, если все авторы будут не разрознены, а объединены. Представляете, какой сайт получится! К тому же можно делать кросс-посты, на своем личном блоге и там.
  • 0
    Когда-тоя пробовал поиграться с астериском, но потерпел неудачу…
    Возможно вы могли бы вернуть меня на путь истинный?

    Была у меня идея фикс, но денек копания в доках не привел меня к результату…

    Идея была в том, что бы перенапрявлять входящие звонки с мобильного по блютузу на софтовый телефон. Всё вроде получалось, кроме одного момента — при получении входящего звонка астериск хватал трубку и только потом начинал звонить софтовый телефон. Мне же хотелось что б я на софтовом телефоне мог увидеть входящий номер и только после этого принимал (или нет) звонок.

    Это вообще в принципе возможно?
    • 0
      Проблема видимо аналогична FXO порту. Вместо bluetooth можно использовать цифровой GSM-SIP шлюз, который будет пробрасывать сигнализацию прозрачно.
  • 0
    Хотелось бы подробнее узнать про железо. Почем нынче порт(FXO и FXS) для Asterix?
    • 0
      Цена порта зависит от способа его подключения и числа портов.
      Способы:
      — через SIP шлюз
      — через платы типа Digium, платы могут быть оригинальными Digium, а могут быть более дешевыми клонами.
      Все в рамках одного ответа не охватить, к тому же я представляю проект www.pbxware.ru, и мы занимаемся только Digium, поэтому явно буду тянуть одеяло в сторону Digium :-)
      • 0
        А может подскажите, в книге астериск будущее телефонии приведен красивый рисунок (в самом начале), все имеющиеся аппараты подключены в один банк каналов, туда же заходит с городской атс, и астериск по т1 с этим банком. Все ни как понять не могу что под банком каналов подразумевается?
        • 0
          Банк каналов (channel bank) — это такая хрень, где с одной строны E1/T1, а с другой FXO/FXO каналы. Популярен в USA. Раньше не было SIP гейтов на много портов аналоговых, и в американские офисы подавали линии по T1. А чтобы из T1 вытащить линии, использовали банк каналов.
          • +1
            Ага спасибо, так понятнее, собственно в итоге нашел пачку моделей забугорных за безумные деньги и одну нашу, по деньгам проще но тоже перебор. Жалко, выходит астериск нам не светит вообще ни как, дороже выходит чем просто атс. То есть, если бы с нуля разворачивали то светил бы.

            Весело на самом деле, спецов по астериск днем с огнем, соответственно на начальном этапе ставиться железная атс и начинается порочный круг — хотелось бы программную атс, но выходит дороже чем наращивать существующее, простите, дерьмо. Вообще ощущение что архитектуру для атс разрабатывают марсиане для своих марсианских нужд, а документацию пишут аборигены Австралии.
            • 0
              > Весело на самом деле, спецов по астериск днем с огнем
              Тут искали asterisk-support.ru ??

              Насчет сравнений. Что же Вы сравниваете с ценой тупого аналогового порта? :-)
              Вы считайте все! Сколько стоят платы DISA, VoiceMail, Меню, записи, очередей, VoIP…
              Станция, набитая всем этим хламом, чтобы по функционалу приблизилась к Asterisk, стоить будет намного больше!
              • 0
                Все утыкается что уже есть оборудование, есть аппараты. Стоит в серверной атс и вот и всё, там она и будет стоять, пока цена за переход будет больше чем докупить еще портов, потом через год будет дешевле докупить воис, потом еще что то, понятно что в итоге все всё равно сильно дороже будет, но вот такие реалии.
  • +1
    Первый раз слышу о этом. Спасибо за обзор.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.