Пользователь
0,0
рейтинг
22 апреля 2009 в 12:22

Дизайн → Диджеинг в Ableton Live

Доброго времени суток уважаемые хабрапользователи! Спешу поделиться с вами отличной статьей, которую написал товарищ Jackarus (TriminghamDJ Trimingham). Сам он к сожалению запостить не смог, поэтому пришлось это сделать мне. Так что если кто-то захочет поблагодарить автора статьи, помните что автор — Jackarus (надеюсь он объявиться в комментариях), а не я, помните кого плюсовать ;)

P.S. Заодно, пользуясь случаем, хочу извиниться перед автором статьи за огромную задержку в публикации.

Первоначально этот текст предназначался для участников музыкального форума www.beatsfactory.net, где я тружусь администратором, но потом я решил, что надо поделиться и с хабралюдьми ;)

Сразу хочу оговориться, что данный мануал ни в коей мере не претендует на то, чтобы являться исчерпывающим справочником и уж тем более истиной в последней инстанции. Я всего лишь сделал попытку обобщить собственный опыт, советы и рекомендации, которыми со мной любезно поделились коллеги-диджеи, а также информацию, почерпнутую из различных сетевых и печатных источников. Любая конструктивная критика будет принята с благодарностью.

Так как это руководство могут читать люди с самым разным уровнем подготовки, я постараюсь построить его по принципу «от простого к сложному», однако исхожу при этом из предположения, что все читатели уже хотя бы немного знакомы с Ableton Live. Если это не так, я рекомендую сначала ознакомиться с учебным видео от GrooveBoxMusic или от AskVideo.

DJ Trimingham
jackarus (гав-гав) gmail dot com

Часть 1. Быстрый старт.


Куда сувать, когда в первый раз?
(Из запросов к Яндексу)

Общие настройки.


Каких-то особых настроек для диджеинга Ableton Live практически не требует, можно выделить лишь три момента:
  1. Идем в Options – Preferences – Record Warp Launch и отключаем Auto-warp Long Samples. Beatwarping – это операция, проведение которой, по моему мнению, доверять нельзя никому.
  2. Там же ставим Default warp mode в режим Complex – хотя этот режим является приблизительно в 10 раз более ресурсоемким, чем все прочие, именно он дает наилучший результат в случае сложного музыкального материала. Напомню, что при необходимости изменить режим Beatwarping'а для любого клипа можно в Sample Box.
  3. В Options – Preferences – Look Feel – Colors меняем дефолтный скин на какой-нибудь более контрастный. Дело в том, что в Session view существует 3 основные зоны фокуса – Browser, Clip view/Track view и Mixer drop area. Одна и та же клавиатурная команда в зависимости от текущего фокуса может вызывать разные действия, или не вызывать никаких; поэтому дефолтный скин, который, на мой взгляд, является недостаточно информативным, лучше заменить. Лично я предпочитаю скин Nautic, но это, естественно, дело вкуса.

Session View и Arrangement view.


Как вам без сомнения известно, в Ableton Live есть 2 режима: Session View и Arrangement view. Обычно для работы «вживую» используется Session View, а в Arrangement view осуществляется пошаговая, «оффлайновая» запись миксов. Хотя и существуют диджеи, работающие «вживую» в Arrangement view, это, на мой взгляд, удовольствие на любителя.

Global Quantization.


Применительно к диджеингу параметр Global Quantization отвечает за то, когда начнется воспроизведение запущенного клипа. Если установить его равным 1 такту, то воспроизведение начнется с началом следующего такта. Если установить его равным 2 тактам, то воспроизведение начнется с началом следующего нечетного такта. Если установить его равным 4 тактам, то воспроизведение клипа начнется на такте из ряда 5, 9, 13 … и так далее.

Чем больше параметр GQ, тем больше времени есть у диджея на принятие решения, зато небольшое значение GQ оставляет больший простор для творчества. Как правило, GQ ставится равным одному или двум тактам, хотя, разумеется, никаких жестких правил здесь нет и быть не может.

1. Подготовка Материала.


Принципиальным отличием Ableton Live от «традиционных» диджейских программ (Тraktor/Virtual DJ/Dekadance и т.д.) является то, что все используемые треки должны быть специальным образом подготовлены; другими словами, Вы не можете взять первый попавшийся аудиофайл и тут же использовать его в миксе (исключение составляют разве что «атмосферные» сэмплы, не имеющие определенного темпа). Необходимость предварительной подготовки материала многих отпугивает, однако поверьте — данный процесс окупается сторицей.

1.1 Beatwarping.


Ableton live был первой DAW, в которой была реализована концепция эластичного аудио (Elastic audio). Суть ее заключается в том, что аудиофайл разбивается на произвольное количество фрагментов, каждый из которых можно растягивать или сжимать во времени, не меняя при этом частоты (т.е. высоты) звука. Другими словами, мы как бы принудительно указываем: «Такое-то музыкальное событие должно произойти тогда-то». Практически это означает, что мы можем идеально синхронизовать по темпу любой музыкальный материал – танцевальные треки, записи живых выступлений, барабанные лупы и так далее ни секунды не тратя при этом на beatmatching – основу основ традиционного диджеинга и главного камня преткновения для начинающих. Для этого используется процесс, который называется Beatwarping.

1.1.1 Beatwarping – «классический» способ.


  1. Загружаем нужный трек в любой слот и устанавливаем темп сета приблизительно равным темпу трека, который мы хотим обработать.
  2. Ставим параметр Global Quantization равным двум тактам – это поможет нам быстро перемещаться по треку, используя кнопки Nudge. На эти кнопки удобно назначить горячие клавиши; о том, как это сделать, рассказано в разделе «Управление».
  3. Нажимаем в окошке Sample Box кнопку Warp, при этом на волновой форме появляется желтый Warp-маркер с цифрой 1.
  4. От точности позиционирования первого Warp-маркера в значительной степени зависит успешность всего beatwarping'a, поэтому этот маркер необходимо поставить как можно точнее на нужный бит, для чего используется зум. Горячие клавиши – серый «+» (zoom in) и серый «-» (zoom out).

    Вопрос: Куда лучше ставить первый Warp-маркер?
    Ответ: Пытаться найти нужное место на «атмосферном» вступлении — занятие практически безнадежное; ставьте Warp-маркер на первый перкуссионный даунбит (в идеале — на первую бочку) — не ошибетесь. Если Вы хотите использовать такое вступление в миксе, то после проведения beatwarping'а всего трека Start-маркер следует поставить на «отрицательный» Grid-маркер, соответствующий даунбиту.
  5. В окошке Sample Box нажимаем кнопку Loop и совмещаем начало петли с первым Warp-маркером. Туда же ставим Start-маркер. При необходимости используем зум.

  6. Устанавливаем длину петли равной 4 тактам.

  7. Включаем метроном и запускаем воспроизведение. Скорее всего, к концу петли Вы услышите небольшую «перебитовку» — петля будет расходиться по темпу с метрономом. Кстати многие диджеи предпочитают использовать не метроном, а барабанный луп (обычно просто бочку), запущенный на соседней аудиодорожке.
  8. «Ухватываем» мышью Grid-маркер, соответствующий началу 5-го такта и, двигая его влево или вправо, добиваемся идеальной синхронизации петли и метронома. При необходимости используем зум и контролируем синхронизацию визуально.

  9. Щелчком по Loop brace (полоска над волновой формой) выделяем петлю и нажимаем Ctrl-Up. При этом длина петли удваивается (Ctrl-Down производит обратное действие).

  10. Повторяем пункт 8 для Grid-маркера, соответствующего началу 9-го такта (для быстрой навигации в пределах петли используем кнопки Nudge). Если петлю не удается синхронизовать с метрономом, значит, темп на треке очень сильно «плавает» и длину петли нужно уменьшить до 4 тактов, а затем перейти к пункту 12.

  11. Повторяем пункты 9-10, пока длина петли не будет соответствовать 32 тактам.

  12. Двойным щелчком превращаем Grid-маркер, соответствующий началу 33 такта (или 5/9/17 – в зависимости от колебаний темпа на треке), в желтый Warp-маркер. Теперь он останется на месте, даже если мы будем передвигать другие маркеры.

  13. Щелкаем по Loop brace и нажимаем Up. При этом петля сдвигается с позиции 1-33 на позицию 33-65.

  14. Корректируя позицию Grid-маркера 65-го такта, добиваемся синхронизации петли и метронома (используем зум). Если этого сделать не удается, значит, длину петли нужно уменьшить до 16 или менее тактов.

  15. Двойным щелчком превращаем Grid-маркер 65-го такта в Warp-маркер.

  16. Повторяем пункты 13-15, пока не достигнем конца трека (последняя петля может быть меньше 32 тактов и ее длину потребуется уменьшить).
  17. Ставим Global quantization равным 8 тактам и, используя кнопки Nudge, «пролистываем» трек под метроном от начала до конца для окончательной проверки.
  18. Если все в порядке – нажимаем Save.



1.1.2 Beatwarping – практический способ.


Описанный выше метод Beatwarping'а с небольшими вариациями кочует из статьи в статью и из учебника в учебник. Но давайте подумаем – а что мы, собственно говоря, делаем? А делаем мы следующее: разбиваем трек на дюжину фрагментов и каждому из них присваиваем независимый темп, чтобы Ableton знал, с какой скоростью какой фрагмент проигрывать. Это безусловно необходимо для композиций с плавающим темпом – например, записей живых выступлений или виниловых рипов (как в примере выше). Но зачем c потрясающим упорством некоторые диджеи это делают на треках со стабильным темпом — сграбленных с CD или купленных на Beatport'e mp3-шках? Не знаете? Вот и я не знаю.

На самом деле все, что нужно сделать в таких случаях – это указать первый бит и точно определить темп всего трека. Делается это очень легко, вся процедура занимает 30-40 секунд.
  1. Загружаем нужный трек в любой слот и устанавливаем темп сета приблизительно равным темпу трека.
  2. Нажимаем в Sample Box кнопку Warp, при этом на треке появляется Warp-маркер.

  3. Находим подходящий даунбит и совмещаем с ним Warp-маркер. Это единственный Warp-маркер, который необходимо поставить! Напоминаю, что от точности позиционирования первого Warp-маркера зависит успешность всего beatwarping'а. На это же место ставим Start-маркер.

  4. Включаем метроном, запускаем воспроизведение и, ухватив Grid-маркер, скажем, девятого такта синхронизуем трек с метрономом. Еще раз подчеркиваю — не нужно превращать этот Grid-маркер в Warp-маркер! Другими словами — не делайте его желтым!

  5. Используя Scrub area, переходим куда-нибудь ближе к последней трети трека (например, первый даунбит после зависалова), ухватываем любой из Grid-маркеров (не делая его желтым!) и снова выравниваем темп относительно метронома.

  6. Переходим в конец трека и повторяем при необходимости предыдущую операцию, окончательно определяя темп. Понятно, что чем ближе к концу трека мы находимся, тем более прецизионные изменения темпа мы делаем, для чего используется зум.

  7. Не забываем нажать кнопку Save.


Вопрос: Я все сделал, как написано, но трек расходится с метрономом!
Ответ: Еще раз обратите внимание на точность позиционирования первого Warp-маркера, как правило, причина кроется в этом. Другая распространенная ошибка – сдвинутые относительно даунбита Start-маркер и/или петля.

1.2. Расстановка меток


На мой взгляд, у Ableton, как у диджейской программы, всего два существенных недостатка – невозможность сохранения множественных Start-маркеров (соответствующим cue -меткам на CD-деке) и отображение лишь одной волновой формы в режиме Session View.
Второй недостаток на сегодняшний день является, насколько мне известно, неустранимым (разве что написать какой-нибудь хитрый VST-плагин, может кто-нибудь из хабралюдей возьмется?), а вот с первым можно и нужно бороться. Делается это так:
  1. В режиме Session View создаем аудиодорожку и перетаскиваем из браузера в первый слот нужный трек (предполагается, что beatwarping на нем мы уже сделали).

  2. Нажимаем несколько раз Ctrl-D (по количеству меток, которое Вам необходимо). При этом созданный клип дублируется соответствующее количество раз.

  3. Последовательно переходя от первого клипа к последнему, устанавливаем Start-маркеры в нужных нам местах.



  4. Даем созданным клипам понятные Вам названия. Первый клип, соответствующий началу трека, я обычно не переименовываю, чтобы было понятно, что сейчас играет.

  5. А теперь самое главное: выделяем все созданные клипы и перетаскиваем их обратно в браузер, в специально подготовленную для этого папку:


При этом происходит сразу несколько событий:
— Создается папка ­Название_аудиодорожки_Project с фирменной иконкой AL.
— В папке ­Название_аудиодорожки_Project создается папка Samples.
— В папке Samples создается папка Imported, куда копируется исходный трек.
— В папке ­Название_аудиодорожки_Project создается файл ­Название_аудиодорожки.als (Ableton Live set).

Это то, что видно из браузера Ableton. Если мы перейдем в проводник Windows, то увидим еще три созданных объекта – папку Ableton Project Info, а в ней файлы Project.cfg и AProject.ico.
Файл ­Название_аудиодорожки.als переименовываем в ­Название_трека.als; папку Название_аудиодорожки_Project тоже переименовываем – можете дать ей любое понятное название, например, наименование музыкального стиля или имя исполнителя.

В эту переименованную папку можно скидывать неограниченное количество подготовленных подобным образом треков, при этом исходные треки будут копироваться в папку Imported, а в корне папки будут появляться новые файлы *.als.

Теперь мы можем в любой момент перетащить любой файл *.als обратно на аудиодорожку (не пугайтесь, что Ableton при этом заново отрисует волновые формы клипов – это произойдет лишь в первый раз) и вуаля – наши клипы с заранее расставленными Start-маркерами снова в строю. Используя несколько клипов со Start-маркерами в разных местах можно «на лету» делать recut-версии треков.
Кроме Start-маркеров таким образом можно сохранять петли, follow action и так далее.

Часть 2. Создание диджейского темплейта.


Темплейты для диджеинга в AL могут быть чрезвычайно навороченными – содержать несколько аудиодорожек для треков, MIDI-дорожки с VST-инструментами и клипами автоматизации, аудиодорожки с лупами, сэмплами, клипами-«болванчиками» (dummy clips), всевозможные аудио — и MIDI-эффекты и так далее и тому подобное.
Однако речь обо всем этом пойдет впереди, а для начала давайте попробуем воспроизвести классический диджейский сетап – две вертушки и микшер с кроссфейдером и трехполосными эквалайзерами.

Вариант первый. Использование внешнего (железного) микшера.


Данный вариант имеет свои преимущества – он прост, как валенок и надежен, как АК-47. Ableton Live в этом случае используется только для запуска треков, а cueing (предварительное прослушивание) и собственно микширование производится с помощью обычного диджейского микшера.
  1. Создадим две аудиодорожки, для аутентичности назовем одну Deck 1, а другую – Deck 2.

  2. Для того чтобы аудиодорожки не переименовывались всякий раз, когда мы перетаскиваем на них файл *.als, в Track view каждой дорожки загружаем, а затем отключаем любой аудиоплагин (их можно найти в разделе браузера Live Devices). Вместо аудиоплагина можно загрузить Audio Effects rack, его, естественно, можно не отключать.

  3. Направляем Deck 1 в один выход аудиокарты, а Deck 2 — в другой (для этого может потребоваться активировать пункт In/Out в меню View).

  4. Сохраняем темплейт под каким-нибудь подходящим названием и производим соответствующую физическую коммутацию микшера и аудиокарты.


Вариант второй: Использование внутреннего (программного) микшера.


Этот вариант не требует наличия внешнего микшера, а вот без MIDI-контроллера с поворотными и ползунковыми регуляторами обойтись будет сложно.
  1. Начинаем так же – с создания двух аудиодорожек, обе оставляем направленными в Master.

  2. В браузере в разделе Live Devices выбираем EQ Three и перетаскиваем его в Track view обеих аудиодорожек. Оба эквалайзера переименовываем (используем для этого контекстное меню на заголовке девайса) – один, скажем, в Deck 1 EQ Three, другой, соответственно – в Deck 2 EQ Three; это помогает быстро понимать, на каком канале микшера сейчас стоит фокус.

  3. В меню View включаем Crossfader (или нажимаем Ctrl-Alt-F), при этом в мастер-секции появляется соответствующий элемент управления.

  4. В нижней части микшера находим секцию Crossfader assign. Нажимаем на дорожке Deck 1 кнопку А, а на Deck 2 – B.

  5. В мастер-секции переключаем кнопку Solo/Cue в режим Cue.

  6. Там же, в мастер-секции, направляем Cue Out в один выход аудиокарты, а Master Out – в другой.

  7. Сохраняем темплейт. Выход ½ используется для предварительного прослушивания через наушники (при убранном фейдере громкости и нажатой кнопке Cue на соответствующем канале), а выход ¾ — для вывода звука в эфир.


Часть 3. Управление.


Нет ничего скучнее, чем наблюдать за диджеем, который сидит за ноутбуком и возит туда-сюда мышку по коврику. Как написал один журналист — «Осталось непонятным, что именно делал диджей: то ли проверял свою почту, то ли играл в «Сапера».
Создание полностью «безмышевого» темплейта AL – задача вполне выполнимая, но требующая отдельного разговора; я планирую посвятить этой животрепещущей теме вторую часть руководства. На текущий момент давайте условимся, что загрузку треков мы будем осуществлять мышью, а их запуск и прочее управление – с помощью клавиатуры или MIDI-контроллера.

1. Запуск клипов. Вариант 1 — Использование клавиатуры.


В принципе, переходить на нужный клип можно с помощью курсорных клавиш, а запуск производить клавишей Enter, но это, на мой взгляд, не слишком удобно. Лучше назначить каждому из слотов нашего темплейта отдельную клавишу для запуска. Практику показывает, что редко на каком-то треке используется более пяти Start-маркеров, поэтому для простоты давайте назначим слотам на дорожке Deck 1 клавиши 1- 5, а на дорожке Deck 2 – 6-0. Делается это так:
  1. Нажатием на кнопку “KEY” в правом верхнем углу (клавиатурная команда – Ctrl-K) включаем режим Key map, при этом элементы управления, на которые можно назначить горячие клавиши, подсвечиваются красным цветом.

  2. Кликом выделяем нужный слот:

  3. Нажимаем на клавиатуре нужную клавишу, при этом ее обозначение появляется на выделенном слоте:

  4. Повторяем пункты 2 и 3 до полного удовлетворения:

  5. Отключаем режим Key map повторным нажатием на кнопку KEY и сохраняем темплейт.

Между прочим, отличный вариант контроллера из категории «дешево и сердито» — купить дополнительную клавиатуру за 10 долларов, выломать из нее все ненужные кнопки, а нужные, для большей информативности, покрасить в разные цвета.
Вопрос: Клавиша Space останавливает воспроизведение всех запущенных клипов, но при повторном ее нажатии воспроизведение начинается не с момента остановки, а снова со Start-маркеров. Как этого избежать?
Ответ: Для того чтобы воспроизведение началось с того же момента, где была сделана остановка, используется команда Shift-Space.

Вариант 2. Использование MIDI-контроллера.


Запуск клипов с помощью MIDI-контроллера реализуется абсолютно аналогично:
  1. Включаем режим MIDI Map нажатием на кнопку MIDI в правом верхнем углу (клавиатурная команда – Ctrl-M), при этом элементы управления, на которые можно назначить MIDI-команды, подсвечиваются синим цветом.

  2. Кликом выделяем нужный слот:

  3. Нажимаем нужную кнопку (клавишу) на MIDI-контроллере, при этом обозначение MIDI-команды появляется на выделенном слоте:

  4. Повторяем пункты 2 и 3 до победного конца:

  5. Отключаем режим MIDI Map повторным нажатием на кнопку MIDI и сохраняем темплейт.

Не так давно был анонсирован MIDI-контроллер AKAI APC 40, который поддерживает AL «из коробки». Девайс выглядит очень привлекательно, ну а как он покажет себя в реальной работе – узнаем чуть позже, когда контроллер поступит в продажу.

3.2 Кроссфейдер, канальные фейдеры и эквалайзер.


Здесь, естественно, речь идет только о MIDI-контроллере. На клавиатуру компьютера можно повесить разве что kill buttons эквалайзера.

Установка соответствия этих элементов управления регуляторам на MIDI-контроллере осуществляется так же, как и в предыдущем случае: включаем режим MIDI map, кликом мыши выделяем элемент управления и шевелим нужную ручку на MIDI-контроллере:

В использовании EQ3 есть одна тонкость: дело в том, что, как видно из рисунка выше, точки 0 dB в нем сделаны не на 12 часов, как обычно, а где-то на 15.30. На известных мне MIDI-контроллерах эти точки никак не обозначены и ручки на них не фиксируются. Ловить 0 dB «на глаз», особенно в условиях реальной работы – удовольствие небольшое. Выйти из положения можно двумя способами:
  1. При работе выворачиваем ручки эквалайзера до упора вправо (что соответствует 6 dB), а у канального фейдера устанавливаем лимит -6 dB (в режиме MIDI map в открывшейся таблице в колонке «Max» в соответствующей строке введите «-6»), что в итоге дает 0 dB.

  2. Опять-таки выворачиваем при работе ручки эквалайзера до упора вправо, но нулевой лимит устанавливаем для самих полос эквалайзера, т.е. крайне правое положение будет соответствовать 0 dB.



Ну вот, в общем, и все. Have a nice mix! :)
Титов Антон @Tyrann0s
карма
36,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Дизайн

Комментарии (62)

  • 0
    Молодец, похожу ни книгу!
  • +1
    Кстати, поискал по Хабру человека под именем Jackarus — такого нет. Может быть у кого-нибудь найдется безхозный инвайт для него?
    • 0
      Инвайт отменяется, автор тут
  • +3
    Интересны ли сообществу статьи по написанию музыки в Ableton Live?
    • +2
      интересны, кстати.

      отличный текст, спасибо
      • +2
        Хорошо, постараюсь на выходных написать небольшую (ну или как получится) статейку.
    • 0
      Да.
    • 0
      Интересны.
      Я сейчас использую Эйблтон только для написания музыки, а в статье рассказывается об использовании программы для, так называемых, лайвов.
      Это направление, лично для меня, очень интересно. Поэтому буду с нетерпением ждать новых статей.

      И за эту статью большое спасибо. Буду дома экспериментировать с MIDI-клавой.
      • 0
        В статье даже скорее не про лайвы, а про ди-джей сеты с расширенным функционалом =) Видел я, как работают лайверы — это просто нечто!
    • +1
      Да. Способам и возможностям «по нотам» создавать дорожки (например, ударные) тоже можно уделить внимание.
    • 0
      Нужны, если только они будут достаточно подробны и охвативающие многие аспекты самого процесса создания музыки ИМЕННО В Ableton Live.
      • 0
        Ок, Ваше пожелание принял.

        Если у кого есть ещё пожаления к статьям — пишите, не стесняйтесь. Может кому интересно про какую-то функцию из Ableton Live узнать — спрашивайте.
        • 0
          Могу помочь с созданием статьи по написанию музыки в эйбле. Есть уже небольшой опыт. Да и несколько треков, созданных в этой проге, вот вот выйдут релизами.
          • 0
            Да, вполне возможно это обсудить! Напишите мне в скайп: rinat_crone
    • +1
      А я вот отказался от подобных вещей и купил винил…
      • 0
        ну винил всё равно когда-нибудь умрёт…
        Да, я сам люблю играть на виниле для души. Но CDJ-2000 как-то более функционален :)
    • 0
      Да!
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      Да, пожалуй интересно будет почитать.
      Может тогда я пойму, почему некоторым это действительно нравится делать в аблетоне.
    • 0
      Да! Сам недавно начал изучать Аблик — готовлю миксы в нем для радишоу. Чесно-говоря, удивился как увидел здесь статью про Аблик. Думал за минусуют как обычно такое. :)
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      У меня был такой контроллер. В чём возникают проблемы? Automap — просто прелестная вешь!
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
        • 0
          Лучше Скайп: rinat_crone
  • +1
    > jackarus (гав-гав) gmail dot com

    Одного меня выводят из себя подобные извращения? :(

    А статья очень хорошая. И блог себя вполне оправдал! :) Сам статейку потихоньку пишу сюда, которую в свое время реквестировал при открытии блога. Про электронные барабанные установки и работу с ними на компе.
    • 0
      О! Это гуд, жду с нетерпением. Как раз заинтересовался в последнее время электро-ударными.
  • 0
    Господи, какое счастье! Вторую неделю думаю о том где найти хороший мануал по сведению в Live!
    Будем изучать
  • 0
    Народ, если возникают вопросы по ableton live, можете обращаться ко мне в скайп: rinat_crone. Кодовое слово: «Лайвохабр!» =)
  • +1
    Я играл на live где-то три года назад. На самом деле очень легко научится и без мануалов (в то время я ничего не мог найти). Главное время и упорство.
    Даже без особой подготовки и без кью-поинтов можно синхронизировать на лету. Отличная вещь, но она меня напрягает… теперь каждый второй думает, что он может стать диджеем. Это как с фотографией, после того, как появилась цифра и цена фотоаппаратов упала до ширпотребного уровня.
    • –1
      Ну и пусть себе каждый второй думает, что он диджей, вам то что от этого?
      А решать, слушать или не слушать их «творения» это уже наша задача.
      И разве сейчас нету профессиональных фотографов, которые делают шедевральные фото, несмотря на то что у каждого есть цыфромыльницы, и у очень многих причем полу профессиональные.
      • +1
        Нам? Напряжно. Много мусора. Люди, скачав крякнутый айблтн, фотошоп, купив за пару сотен фотоаппарат, начинают считать себя веб-дизайнерами, фотографами и диджеями.
        Моя задача в качестве потребителя фильтровать всё это говно :) А не наслаждаться искуством… хотя что-то в этом есть: найдя хорошее, начинаешь наслаждаться этим вдвойне.
        • 0
          Великими не рождаются, велики становятся.
          И я склонен считать, чем больше людям доступно инструментов для творчества, тем больше шансов у потенциальных гениев сотворить что-то стоящее. Глядишь, из тысячи скачавших крякнутый айблтн, найдутся пару талантов, раскрутятся, станут известными, богатыми, заплатят за лицензию :-) и все будут про них говорить: «Вот, чуваки творят новое современное искусство!» А если бы не скачал, и не попробовал поятгать мышкой треки, никогда бы может и не понял, что это именно его призвание!

          Да и конкуренцию в творчестве пока никто не отменял!
        • +2
          Этот текст тоже был мной в свое время написан для beatsfactory.net и раз уж тема всплыла — закросспостю его тут.

          На мой взгляд, и винил, и компакт-диск и компьютер – это всего лишь разные инструменты, каждый со своими выразительными средствами, и профессионал может пользоваться тем, что ему больше нравится. Однако если взглянуть на проблему шире, то компьютер действительно изменил диджеинг, но не совсем в том смысле, как это обычно понимается.
          Давайте вспомним, через какие препятствия приходилось проходить человеку 10 лет назад, если он решал стать диджеем:
          — Вложиться в оборудование: 1300-1400 долларов за пару вертушек, 300-500 долларов за пульт, 100 долларов за иглы. Плюс к этому 10 долларов за каждую пластинку (а их по минимуму нужно было 30-40 штук одномоментно и еще 8-10 каждый месяц). Итого набегает где-то две с лишним тысячи долларов. Напомню, что в 1998 году две тысячи долларов — это были очень большие деньги, неплохая однокомнатная квартира в Москве стоила 13-14 тысяч.
          — Научиться сводить пластинки. Винил – это наиболее сложный инструмент для диджеинга; я много раз видел, как диджеи, игравшие всю жизнь на виниле, переходили на CD без какого-либо адаптационного периода и много раз я видел, как диджеи, начинавшие уже с CD, матерились, пытаясь изобразить что-то на виниле. Опять-таки, одно дело научиться хорошо сводить пластинки в условиях собственной комнаты, а совсем другое – в клубе, с дикой реверберацией от голых стен, с ходящим ходуном танцполом и с «плывущими» вертушками.
          — Найти спрос на себя любимого. Да, 10 лет назад конкуренция была существенно ниже, чем сейчас но и рынок сбыта был гораздо меньше; сейчас диджей есть в каждом приличном кафе (во всяком случае, в Москве), а тогда все московские клубы можно было объехать за одну ночь особо не напрягаясь.
          Вывод из всего вышесказанного очевиден: случайных людей в диджеинге 10 лет назад было очень мало – они быстро отсеивались и оставались лишь фанатики, которые, пройдя через все эти сложности, становились настоящими профессионалами.
          Что происходит сейчас – объяснять не нужно. Всякий «альтернативно одаренный», узнавший о существовании функции Auto Beatmatch в Тракторе, называет себя диджеем, и, что самое печальное, подавляющему большинству посетителей клубов стало по большому счету все равно, кто стоит за пультом. Возможно, это взаимоиндуцируемые процессы: чем ниже средний уровень диджеинга, тем ниже становится уровень потребностей слушателей, что, в свою очередь, вызывает очередное падение уровня диджеинга (хотя, по-моему, ниже, чем сейчас – падать уже некуда).
          Напрашивается аналогия с тем, что произошло не так давно в фотографии; наверное, уже не все помнят, что такое пленочная фотография – не дешевая кодаковская подделка, а та, настоящая, с бачками, кюветами, монстроподобным увеличителем «Беларусь» и надписью «Не входить – идет процесс»!» на двери ванной комнаты. Тогда фотограф был почти полубог, а сейчас фотографом мнит себя каждый, купивший зеркалку за 300 баксов. Не так давно один мой знакомый фоторепортер высказал любопытный тезис, что количество хороших фотографий 20 лет назад и сейчас осталось неизменным, а вот количество фотографов возросло в сотни, если не в тысячи раз.
          Возвращаясь к музыке, еще один любопытный аспект – это то, как относятся диджеи-компьютерщики к выбору материала. Когда-то в одной книжке по диджеингу я встретил гениальную в своей простоте мысль: «Покупайте только те пластинки, без которых Вы не можете жить». Этому совету не так сложно следовать, когда платишь за каждую пластинку по 8-10 долларов, а потом ждешь месяц, пока она приедет. А вот когда любой трек на recordings.ru стоит 20 центов, и ты его можешь скачать за 10 секунд, очень легко впасть в соблазн «пускай лежит, запас карман не тянет». В результате через полгода на винте образуется 100 гигов музыки, в которых невозможно ориентироваться, и из которых 90 гигов – полный трэш. Как это сказывается на качестве подбора материала для сета – объяснять не нужно.
          В общем, дела обстоят на сегодняшний день вот так:)
          • 0
            Я бы сказал так, особенно в наше время — неважно на чем ты сводишь, главное как ты это преподносишь публике. Я умею играть и на 100тках, в основном играю на 1000чниках, ничего сложного нет. Иногда играю на Тракторе + VCI-100 и планирую плавно переходить на такие штуки. Это просто вопрос времени для меня — выбрать оптимальный путь в этом, а именно: трактор или аблик, какой контроллер, какой звук и очень важный вопрос — как организовать коллекцию музыки.

            Последний пункт, наверное, самый важный. :) Все треки на СД не запишешь — ОБЛОМ и потеряешься. Я недавно прошелся по всей коллекции, все отсортировал и удалил много «левой» музыки. Осталось 30 гб самых классных хаус треков, начиная с 2003 года где-то. :)

            Кстати, очень интересная тема организации коллекции музыки — это смарт плейлисты iTunes, которые может подсасывать Трактор. Но я еще не раздуплял эту тему. Может как-то раздуплю, да напишу статейку. :)
            • 0
              Да, отошел немного от темы. Хотел добавить — все это дает свободу для творчества во время игры! Винил, не винил — я еще соглашусь, что винил катит для легкой хаус музыки. Но если вы играете какую-то жесть, аля електрошит или шминимал или течхаус, то так или иначе там можно добавлять всякие электронные звучки, эфекты и прочее. А на винилах такого уже не сделаешь. Представляете себе того же Жакима или Забиеллу, играюшего на виниле?))) гагага )))) И я не представляю.

              Лично меня парит стоять за пультом и сводить трек, постоянна ища нужный момент, выставляя БПМ. В итоге я мало работаю с публикой и у меня нет времени на творчество: семлы, эффекты, акапеллы ляляля. Но зато я классно свёл трек! Молодец! Но 90% публике фиолетово как ты его свёл ))))))))))))))) ей важно что ты играешь и как ты им это преподносишь.

              В общем, каждому своё. Я уже давно не видел джедая, которых пришел бы и поразил меня игрой за винилом — хорошими треками и хорошим звучанием.
            • 0
              Поделитесь опытом, Вы beatmatching на VCI-100 руками делаете или просто жмете Sync в Тракторе? И какая у вас версия железки?
              Почему спрашиваю — я был одним из первых, кто в России купил VCI-100 и был жестоко разочарован, когда понял, что от фейдера tempo нельзя добиться шага меньшего, чем 0,1 bpm. На официальном форуме вестакса народ их тогда поливал такими матюгами, что я прямо краснел, когда читал.
              Вестакс все грозился выпустить новую версию firmware, но очень долго тянул, а потом я прикрутил к своим техниксам Traktor scratch и думать про это все забыл.
              • 0
                SYNC конечно. Иначе, я не вижу особого смысла покупать эту железку. Для меня 50% её смысла — не парится с битмачингом. Да и подгонка там херовая. Джоги конечно не те, что на 1000чниках — их не чувствуется да и стандартные настройки для Трактор Про от вестакса слабоваты — подогнать трек почти нереально (если без синхронизации).

                но! есть один тип с Англии, он там прошивочку свою сделал. Уже более пол года разрабатывал, тестировал, люди оставляли каменты и т.п. Вот недавно вышла финальная версия и я жду её анонса да буду пробовать. Потом отпишу у себя в блоге ( darchik.com ) и сюда, если не забуду.

                А какая версия — не знаю. Я в прицнипе еще год назад его купил, относительно тоже из первых, как только вышел. :)
                • 0
                  А что за тип с прошивкой? Очень интересно, а то как-то обидно не использовать половину функционала контроллера.

                  У меня вообще один из первых выпущеных VCI-100, он ко мне приехал по предварительному заказу из Голландии. Потом были выпущены улучшенные контроллеры, на которых есть наклейка «1.2», но даже на них проблема полностью не решена.

                  • 0
                    Вот здесь www.djtechtools.com/midi-map/
                    Только финал версию еще не выложили. была только рассылка на мейл. :)
                    • 0
                      Хм, как я понял, там надо для апдейта прошивки заказывать что-то типа программатора. Будете заказывать?
                      • 0
                        Нет. Я так и до конца не понял зачем эта прошивка нужна была и что по-сути она исправляет. Насколько я понял, то она влияла на работу с Трактором 3. А в данном случае идет речь от Трактор Про и здесь уже прошивка не нужна — просто загружаешь настройки и все. Настройки уже доступны, в принципе. Под них в ближайшее время делается layers, который можно будет заказать. Наклеиваешь и вперед (там просто местами в корне все кнопки изменены). :)
  • 0
    супер, то что надо! матералов по данной теме действительно немного.
  • 0
    Большое спасибо за статью! Сам прошлым летом захотел освоить Live и столкнулся с нехваткой материалов. Очень обрадовался, увидев на хабре статью, посвященную Ableton. Надеюсь на продолжение!
  • +3
    Автор — это, собственно, я :)

    Буду очень благодарен всем за обратную связь — что понравилось, что не понравилось, что осталось непонятным, что хотелось бы узнать.

    В ближайших планах:

    1. «Безмышевой» диджеинг в AL. В свое время я сломал себе мозг, пытаясь организовать управление AL исключительно посредством MIDI-контроллера (включая выбор и загрузку треков); в конце концов мне это удалось. Тема очень интересная, хотя, возможно, в свете выхода контроллера AKAI APC 40, она несколько утратила свою актуальность (я его еще не щупал, так что наверняка сказать нельзя).
    2. Использование эффектов.
    3. Клипы — «болванчики» (dummy clips).
    4. Гармоническое сведение (по кварто-квинтовому кругу). Эта тема относится не только к AL, но и к диджеингу в целом, однако только AL позволяет «жульничать» на лету, благодаря чему возможности диджея значительно расширяются.

    Если есть еще какие-то предложения — пишите :)
    • 0
      Во, объявился :)
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +2
      Вы описали случай, когда Ableton все сам правильно посчитал (то есть если маркер 288-го такта попал точно на нужный бит), что характерно для аудиофайлов, которые проходили исключительно цифровой тракт.
      В этом случае темп на треке не плавает, и второй warp-маркер не нужен вообще (см. второй вариант ворпинга у меня в тексте), более того, он там просто вреден (хотя в подавляющем большинстве случаев этого не будет заметно — неразмеченный хвостик в конце остается совсем маленький).

      Достаточно просто совместить любой Grid-маркер в конце трека с соответствующим битом.

      Но для для многих виниловых рипов такой вариант не пройдет. Придется добавлять warp-маркеры через каждые 16-32 такта, и исходя из моего опыта, это лучше делать слева направо.

      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +2
    Вы меня улыбаете:)
    Проделайте простой эксперимент — зайдите на juno.co.uk и посмотрите, сколько там эксклюзивных виниловых релизов. Или просто спросите у любого диджея, играющего, скажем, dnb.

    Алсо, существуют еще записи живых выступлений, а также композиции, в которых темп меняется по замыслу продюсера.

    Кроме прогрессив-транса есть еще много хорошей и разной музыки;)
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • +3
        Вот с таких заявлений и начинаются холивары;)
  • 0
    Можно было поподробнее описать методы варпинга. Многие подкасты сейчас сводятся в AL с использованием метода «beats», характерный признак которого — «прерывистость» звука. Меня лично это раздражает, поэтому — соглашусь с автором — лучше пользоваться методом «complex», хотя он немного опускает самые высокие частоты. Можно еще использовать «re-pitch», если ритм трека несильно отличается от ритма микса.
    • 0
      Ну я просто старался осветить те моменты, которые обычно не рассматриваются в обучающих видео, про методы ворпинга туториалов много. Но если кому интересно — могу написать маленький аддон.
  • 0
    А такой вопрос:

    Неужели Аблик так плохо определяет начало битов?! Вроде серьезная программа и т.д. и они до сих пор не могут сделать более хороший алгоритм ворпинга?!

    Я там смотрел в настройках — есть вроде кнопочка режим HQ анализа семпла. После него все отлично. Почти. :) Мелкая корректировка и все отлично.

    Почему в сраном Тракторе кнопка SYNC работает как часы, а тут приходиться парить мозг? :)
    • 0
      p.s.: наверное, стоит уточнить — я работаю в 98% случаев с треками в цифровом формате (не винил рип) и это house.
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      >Почему в сраном Тракторе кнопка SYNC работает как часы, а тут приходиться парить мозг? :)

      Почему на Canon Marк II нет зеленого режима?:)

      >Я там смотрел в настройках — есть вроде кнопочка режим HQ анализа семпла.

      Если Вы имеете в виду кнопку HQ в Sample Box, то насколько я знаю, она никакого отношению к Beatwarping'у не имеет — это режим высококачественной интерполяции при транспонировании сэмпла (применительно к диджеингу — изменение тональности трека).

      В Аблетоне ОЧЕНЬ хороший алгоритм ворпинга, один из лучших (из того, что я видел — лучше разве что в восьмом протулзе).
      Но если темп трека стабилен, то ворпинг, по сути не нужен. Все, что нужно — это точно указать темп (см. второй вариант у меня в тексте). Это в самом деле делается очень быстро — не могу сказать, что у меня на это уходит 10 секунд, как у GoR2, но в 30-40 секунд укладываюсь.

      Вот здесь можно посмотреть в real time:
      rapidshare.com/files/224729224/3.rar.html

      • 0
        Спасибо за видео. Действительно все просто :)
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      Эффекты применительно к диджеингу или к production'у?
  • 0
    многим пригодится стартовый шаблон для лайвсета: Belvario's Live Smart Mixer
  • 0
    Отлично!!! Давно хочу научиться, но никак руки не доходили. Теперь есть Quick Start Guide для прочтения :)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.