Pull to refresh

Имеет ли веб-типографика значение?

Reading time4 min
Views2.2K
За последнее время ситуация с типографическим оформлением сайтов потихоньку начинает улучшаться, но «средняя температура по больнице» растёт очень неуверенно. И в беседах с разными людьми я не раз слышал вопрос: «А зачем вообще заморачиваться с типографикой на сайте?»

Я попробую ответить на этот вопрос. Если резюмировать и быть честным, то с типографикой нужно заморачиваться далеко не всегда.

Давайте попробуем посмотреть в самый корень. Для чего вообще нужен сайт? Можете поправить меня в комментариях, но по моему устойчивому мнению сайт — это только средство передачи одного или многих сообщений от создателей или пользователей другим посетителям сайта. Корпоративный сайт или промо-сайт — средства передачи маркетинговых сообщений: имиджа, услуг, продуктов, позиционирования. Сайт сообщества — средство а) передачи сообщений от пользователей пользователям и б) средство передачи сообщений от создателей: рекламы, самого факта наличия сообщества, и так далее. Сплог — средство передачи сообщений от создателей к поисковым роботам.

У каждого сообщения есть своя цель, а основная задача создателя любого сайта — сделать так, чтобы сообщения были донесены до реципиента с максимальной эффективностью. Именно эффективность донесения сообщений является ключевым мерилом качества сайта, а не качество дизайна или структура сайта (которые являются лишь следствиями решения задачки на эффективность). Причём сообщения могут транслироваться не только посредством сайта, но и через другие каналы: RSS, почтовые рассылки, трансляции в Twitter и так далее.

Итак, возвратясь от истоков к типографике, мы видим, что уделять ей внимание необходимо в одном-единственном случае: если типографика способствует эффективности донесения сообщений с помощью сайта. А в этом русле качественная типографика работает в двух направлениях: увеличения эффективности текстовых сообщений живым людям (ниже я объясню, почему) и донесения имиджевого сообщения «Мы настолько круты и профессиональны, что уделяем внимание любым мелочам».

Имиджевое сообщение «Мы уделяем внимание мелочам» очень важно на корпоративных и промо-сайтах крупных компаний (а также мелких компаний, которые хотят казаться крутыми профессионалами), Интернет-магазинах дорогих товаров и предметов роскоши, а также порталах и контент-проектах, рассчитанных на богатых или разборчивых посетителей. Весьма вероятно, что это имиджевое сообщение абсолютно не является приоритетным в кустарно сделанном сайте сообщества любителей бабочек-махаонов.

Что же касается эффективности донесения любых текстовых сообщений до людей, роль типографики в этом вполне очевидна. Любой текст ещё со времён Гутенберга обладает тремя характеристиками:
  • Удобочитаемость. Высокая удобочитаемость важна для длинных текстов (от абзаца), предназначенных для сплошного чтения. Текст должен быть не слишком мелким, должен контрастировать с фоном, знаки не должны «слипаться» или «разбегаться», колонка текста должна быть не слишком узкой и не слишком широкой, вертикальный промежуток между строками должен также быть не слишком большим и не слишком маленьким.
  • Различимость. Высокая различимость важна для заголовков, в условиях краткости времени, которое пользователь тратит на «сканирование» страницы. Надпись должна быть достаточно крупной и заметной.
  • Заметность. Важна в тексте, который должен привлекать к себе внимание. Например, это текст, который несёт наиболее важное сообщение. Такой текст мы сначала видим, а потом читаем.
Легко понять, что правильный выбор значений этих характеристик для разных блоков текста, а также средств достижения этих значений (я уж не говорю о гармоничном сочетании этих характеристик для всех блоков текста в рамках сайта) увеличивает эффективность донесения сообщений. И эта деятельность является непосредственной вотчиной типографики.

Также стоит отметить, что вложение усилий в увеличение эффективности сообщений разумно только в том случае, если эти вложения окупятся: деньгами, ресурсами, тем же имиджем. В некоторых случаях (например, внутренний сайт студенческой учебной группы или Интернет-магазин с уникальными торговыми предложениями, рассчитанными на очень узкую аудиторию) эти вложения будут экономически неоправданы.

Резюме


Итак, качественная типографика — это всего лишь средство, а не самоцель. И уделять ей внимание нужно лишь в двух случаях (которые, впрочем, чрезвычайно распространены):
  • Сайт должен создавать имидж высокого профессионализма владельца, внимательного к любым мелочам.
  • Сайт должен с максимальной эффективностью транслировать сообщения живым посетителям с помощью текста.
В других случаях, когда:
  • не нужно создавать имидж,
  • контент настолько уникален, что в настоящее время не идёт разговор об эффективности сообщений,
  • сообщения доносятся с помощью медиа, а не текста, или
  • ресурс транслирует сообщения роботам,
типографике можно внимание не уделять. Правда, поскольку Интернет очень пластичен, уникальность контента — вопрос времени, и не очень большого. А при конкуренции ресурсов с одинаковым контентом в конечном счёте победит более эффективный. Типографика — одна из граней этой эффективности.

Так что думайте сами, решайте сами — типографировать или нет. И не забывайте о том, что типографика — это не священная корова, не панацея, но и не бесполезная снобская приблуда. Эффективных вам сайтов!
Tags:
Hubs:
Total votes 55: ↑41 and ↓14+27
Comments56

Articles