За последнее время ситуация с типографическим оформлением сайтов потихоньку начинает улучшаться, но «средняя температура по больнице» растёт очень неуверенно. И в беседах с разными людьми я не раз слышал вопрос: «А зачем вообще заморачиваться с типографикой на сайте?»
Я попробую ответить на этот вопрос. Если резюмировать и быть честным, то с типографикой нужно заморачиваться далеко не всегда.
Давайте попробуем посмотреть в самый корень. Для чего вообще нужен сайт? Можете поправить меня в комментариях, но по моему устойчивому мнению сайт — это только средство передачи одного или многих сообщений от создателей или пользователей другим посетителям сайта. Корпоративный сайт или промо-сайт — средства передачи маркетинговых сообщений: имиджа, услуг, продуктов, позиционирования. Сайт сообщества — средство а) передачи сообщений от пользователей пользователям и б) средство передачи сообщений от создателей: рекламы, самого факта наличия сообщества, и так далее. Сплог — средство передачи сообщений от создателей к поисковым роботам.
У каждого сообщения есть своя цель, а основная задача создателя любого сайта — сделать так, чтобы сообщения были донесены до реципиента с максимальной эффективностью. Именно эффективность донесения сообщений является ключевым мерилом качества сайта, а не качество дизайна или структура сайта (которые являются лишь следствиями решения задачки на эффективность). Причём сообщения могут транслироваться не только посредством сайта, но и через другие каналы: RSS, почтовые рассылки, трансляции в Twitter и так далее.
Итак, возвратясь от истоков к типографике, мы видим, что уделять ей внимание необходимо в одном-единственном случае: если типографика способствует эффективности донесения сообщений с помощью сайта. А в этом русле качественная типографика работает в двух направлениях: увеличения эффективности текстовых сообщений живым людям (ниже я объясню, почему) и донесения имиджевого сообщения «Мы настолько круты и профессиональны, что уделяем внимание любым мелочам».
Имиджевое сообщение «Мы уделяем внимание мелочам» очень важно на корпоративных и промо-сайтах крупных компаний (а также мелких компаний, которые хотят казаться крутыми профессионалами), Интернет-магазинах дорогих товаров и предметов роскоши, а также порталах и контент-проектах, рассчитанных на богатых или разборчивых посетителей. Весьма вероятно, что это имиджевое сообщение абсолютно не является приоритетным в кустарно сделанном сайте сообщества любителей бабочек-махаонов.
Что же касается эффективности донесения любых текстовых сообщений до людей, роль типографики в этом вполне очевидна. Любой текст ещё со времён Гутенберга обладает тремя характеристиками:
Также стоит отметить, что вложение усилий в увеличение эффективности сообщений разумно только в том случае, если эти вложения окупятся: деньгами, ресурсами, тем же имиджем. В некоторых случаях (например, внутренний сайт студенческой учебной группы или Интернет-магазин с уникальными торговыми предложениями, рассчитанными на очень узкую аудиторию) эти вложения будут экономически неоправданы.
Итак, качественная типографика — это всего лишь средство, а не самоцель. И уделять ей внимание нужно лишь в двух случаях (которые, впрочем, чрезвычайно распространены):
Так что думайте сами, решайте сами — типографировать или нет. И не забывайте о том, что типографика — это не священная корова, не панацея, но и не бесполезная снобская приблуда. Эффективных вам сайтов!
Я попробую ответить на этот вопрос. Если резюмировать и быть честным, то с типографикой нужно заморачиваться далеко не всегда.
Давайте попробуем посмотреть в самый корень. Для чего вообще нужен сайт? Можете поправить меня в комментариях, но по моему устойчивому мнению сайт — это только средство передачи одного или многих сообщений от создателей или пользователей другим посетителям сайта. Корпоративный сайт или промо-сайт — средства передачи маркетинговых сообщений: имиджа, услуг, продуктов, позиционирования. Сайт сообщества — средство а) передачи сообщений от пользователей пользователям и б) средство передачи сообщений от создателей: рекламы, самого факта наличия сообщества, и так далее. Сплог — средство передачи сообщений от создателей к поисковым роботам.
У каждого сообщения есть своя цель, а основная задача создателя любого сайта — сделать так, чтобы сообщения были донесены до реципиента с максимальной эффективностью. Именно эффективность донесения сообщений является ключевым мерилом качества сайта, а не качество дизайна или структура сайта (которые являются лишь следствиями решения задачки на эффективность). Причём сообщения могут транслироваться не только посредством сайта, но и через другие каналы: RSS, почтовые рассылки, трансляции в Twitter и так далее.
Итак, возвратясь от истоков к типографике, мы видим, что уделять ей внимание необходимо в одном-единственном случае: если типографика способствует эффективности донесения сообщений с помощью сайта. А в этом русле качественная типографика работает в двух направлениях: увеличения эффективности текстовых сообщений живым людям (ниже я объясню, почему) и донесения имиджевого сообщения «Мы настолько круты и профессиональны, что уделяем внимание любым мелочам».
Имиджевое сообщение «Мы уделяем внимание мелочам» очень важно на корпоративных и промо-сайтах крупных компаний (а также мелких компаний, которые хотят казаться крутыми профессионалами), Интернет-магазинах дорогих товаров и предметов роскоши, а также порталах и контент-проектах, рассчитанных на богатых или разборчивых посетителей. Весьма вероятно, что это имиджевое сообщение абсолютно не является приоритетным в кустарно сделанном сайте сообщества любителей бабочек-махаонов.
Что же касается эффективности донесения любых текстовых сообщений до людей, роль типографики в этом вполне очевидна. Любой текст ещё со времён Гутенберга обладает тремя характеристиками:
- Удобочитаемость. Высокая удобочитаемость важна для длинных текстов (от абзаца), предназначенных для сплошного чтения. Текст должен быть не слишком мелким, должен контрастировать с фоном, знаки не должны «слипаться» или «разбегаться», колонка текста должна быть не слишком узкой и не слишком широкой, вертикальный промежуток между строками должен также быть не слишком большим и не слишком маленьким.
- Различимость. Высокая различимость важна для заголовков, в условиях краткости времени, которое пользователь тратит на «сканирование» страницы. Надпись должна быть достаточно крупной и заметной.
- Заметность. Важна в тексте, который должен привлекать к себе внимание. Например, это текст, который несёт наиболее важное сообщение. Такой текст мы сначала видим, а потом читаем.
Также стоит отметить, что вложение усилий в увеличение эффективности сообщений разумно только в том случае, если эти вложения окупятся: деньгами, ресурсами, тем же имиджем. В некоторых случаях (например, внутренний сайт студенческой учебной группы или Интернет-магазин с уникальными торговыми предложениями, рассчитанными на очень узкую аудиторию) эти вложения будут экономически неоправданы.
Резюме
Итак, качественная типографика — это всего лишь средство, а не самоцель. И уделять ей внимание нужно лишь в двух случаях (которые, впрочем, чрезвычайно распространены):
- Сайт должен создавать имидж высокого профессионализма владельца, внимательного к любым мелочам.
- Сайт должен с максимальной эффективностью транслировать сообщения живым посетителям с помощью текста.
- не нужно создавать имидж,
- контент настолько уникален, что в настоящее время не идёт разговор об эффективности сообщений,
- сообщения доносятся с помощью медиа, а не текста, или
- ресурс транслирует сообщения роботам,
Так что думайте сами, решайте сами — типографировать или нет. И не забывайте о том, что типографика — это не священная корова, не панацея, но и не бесполезная снобская приблуда. Эффективных вам сайтов!