Pull to refresh

Техническая организация хостинга

Reading time4 min
Views16K
В прошлый раз я рассказал о том, как не нужно строить организационную часть хостинга. Сейчас я расскажу о том, как можно организовать техническую.

Есть шесть вещей, на которые опирается любой хостинг-провайдер: Сервер, Панель, Домены, Бухгалтерия, Поддержка, Юридическая организация. Сейчас я расскажу основные варианты выбора.

Сервер.

Четыре варианта:
Реселлинг — недорого, не нужно заниматься настройкой сервера. Но Вы зависите от вышестоящего хостера больше, чем в других случаях. Везде, кроме cpanel нельзя создавать саб-реселлеров (Не завидую таким клиентам). Качественный реселлинг обычно стоит от 10-15$ за гигабайт.
VDS или Виртуальный выделенный сервер — нужно заниматься настройкой сервера, полная свобода выбора, что и как делать. Если что-то поломаете, придется исправлять самим. К тому, же есть небольшая зависимость от владельца VDS-ноды. Стоимость от 30$ за VDS с 368 Мб RAM (Меньше никак нельзя, пожалейте клиентов)
Выделенный сервер в аренду — Те же плюсы, что и у VDS, но если что-то подвиснет, нельзя перезагрузить или быстро переставить через удобную панельку. Правда, иногда предоставляют reboot-панели. Стоимость сильно зависит от страны.
Выделенный сервер на colocation — Практически то же самое, что и предыдущий пункт, но дешевле плата за месяц, можно быстро забрать и поставить в другое место. Если сломается железо, никто новое забесплатно не поставит. Цена сервера — от двух тысяч долларов, размещение в месяц — от двух тысяч рублей за юнит.

Цены на аренду очень сильно отличаются от страны.
Россия — максимальная скорость из России, но дороже, чем везде. Пинг до сервера из Москвы в Москве не более 10 Мс.
Германия — хорошая скорость и низкие цены. Пинг из Москвы около 60 Мс.
США — недорого, скорость около 100-200 Кб/с. Пинг из Москвы около 150 Мс (Океан всё-таки).
Голландия — средние цены, скорость около 300 Кб/с, пинг 60-80. Мне чем-то очень нравится.

Так же нужно сделать выбор панели.
cPanel — Монстр, есть много функций, побросанных в кучу и иногда сделанных нелогично. Дорогая, требует от 512 Мб RAM у VDS. Если клиентская часть более-менее удобна, то администраторская и реселлерская требует каждый раз поиска функции. Неплохая для работы через SSH. Русификация есть, но она ужасна.
DirectAdmin — Выглядит хорошо, функции удобно и логично структурированы. Не имеет всех функций cpanel и поддерживается чуть меньшим количеством биллинг-панели. Официальной русификации нет.
ISPManager — Достаточно молодая панель, выглядит красиво, нет некоторых функций. Забугорными биллингами не поддерживается, зато русификация есть уже в комплекте. Когда я ею пользовался, она достаточно сильно глючила.

Панель лучше брать у того, у кого размещаете сервер, так как внутренние лицензии гораздо дешевле. У DA есть Code 500 (5$) а у cPanel внутренняя лицензия стоит в пределах 20$. У ISPManager есть золотые партнеры, которые продают лицензии чуть ли не в два раза дешевле.

Домены

Рано или поздно клиент захочет зарегистрировать у Вас вместе с хостингом домен. Есть множество регистраторов, которые предлагают программы для реселлеров. Сейчас ситуация сильно изменилась, поэтому я ничего сказать не могу. Год назад можно было получить реселлинг доменов по цене 120 — 150 рублей за штуку без особых проблем.
Здесь есть два правила — всегда регистрируй домен на клиента и ищи биллинг, совместимый с регистратором.

Биллинг

Есть несколько русифицированных систем.
bPanel — Панель от хостинга AdvantA.org. Из-за достаточно низкой цены стоит у большинства хостеров в СНГ. Если переделать шаблон и переписать языковые файлы — может смотреться прилично.
ClientExec или русская версия CEpanel — Панель, русифицированная хостером MIRhosting.com. Стоит недорого, но внутри была не очень удобной, хотя и достаточно логичной.
WHMCS (русская версия) — Классная вещь, но стоит дорого. Если не отпугивает высокая цена — можно брать.
rootpanel — Хороша тем, что у многих есть версия с открытым исходным кодом. Давно её не видел, поэтому ничего сказать не могу.

Поддержка

e-mail — просто, дешево, неудобно.
ICQ — не лучшая идея, если вас больше одного человека. Синхронизации истории еще не придумали, ICQ легко угоняются и иногда бывают проблемы с AOL.
Тикетница — штуковина, которая будет обрабатывать входящие письма и преобразовывать их в билеты, на которые может ответить любой сотрудник. Есть бесплатные и платные, как-нибудь напишу обзор. В некоторых биллингах есть встроенные.
Live-chat — сотрудник сидит либо в веб-приложении, либо в программе для компьютера. Когда клиент нажимает кнопку на сайте, он может проконсультироваться у сотрудника. По серьезным вопросам всё равно обычно направляют по e-mail.

Форма ведения бизнеса

Нелегально — ничего не говорить о себе, не заводить юридического лица. Так поступают многие, не знал случаев, чтобы таких людей сажали. Люди не очень хорошо к таким относятся из-за потенциальной низкой надежности.
Юрлицо без лицензии — Сделать юрлицо, но не оформлять лицензию. Либо составляется хитрый договор (Если хостинг предоставляется бесплатно, то лицензия не нужна. Если Вы — дизайн-студия и поддерживаете сайты, всё должно быть хорошо. Некоторые предоставляют «консультационные услуги).
Юрлицо с лицензией — Дорогой и мучительный путь. Сервер должен быть только Dedicated и только в России (Можно поставить серверы в другой стране и один в России). Также нужно оформлять узел связи. Всё вместе займет около полугода и 100 тысяч рублей в фирме. Готовая фирма стоит 250 — 400 тысяч.
По договору — Можно заключить партнерский договор с более крупной фирмой. У них лицензия, а вы продаете их хостинг. Таким я не интересовался, честно говоря, поэтому ничего сказать не могу.

Вот, кажется, и всё. В комментариях отвечаю на любые вопросы.
Tags:
Hubs:
+22
Comments104

Articles