Pull to refresh

ЕГЭ изнутри (глазами админа)

Reading time11 min
Views20K
Злободневная тема, много топиков и на хабре (вот и вот)
Совершенно не собираюсь останавливаться на законности эксперимента, содержании КИМ (контрольно измерительных материалов) и прочем. Постараюсь сконцентрироваться непосредственно на технологическом аспекте подготовки и проведения экзамена.
Почему мне можно верить – опыт работы 2004-2007 в РЦОИ Московской области (системное администрирование, сбор данных, координация с разработчиками и регионами, проведение обучений, консультации и прочее). Все это время мы работали по технологии КРОК (см. ниже), в 2009 года технология изменилась в приказном порядке на ЦТ. Итак, по порядку

Технологии


До недавнего времени были две технологии организации и проведения ЕГЭ: Федеральный Центр Тестирования (далее ЦТ, www.rustest.ru) и КРОК (ЗАО КРОК www.croc.ru, далее просто КРОК).
Технологии различаются принципиально. Я максимально подробно остановлюсь на технологии КРОК и в конце укажу моменты, почему это было лучше, нежели ЦТ (личное профессиональное мнение мое, коллег и руководства).
КРОК – MS SQL 2000 в качестве сервера баз данных и WIN 2000 (2003) в качестве сервера приложений. Сервера разнесены по разным машинам, на WIN 2000 стоял дополнительно AD для внутренней локальной сети.
На сервере приложений стоит серверная часть программного комплекса (далее АИС), на клиентских машинах соответственно клиентская часть, пользователь логинится через AD в домен, работа через интерфейс браузера (обязательно IE6). По правилам безопасности никакое другое ПО на клиента ставить нельзя (я ставил еще офис, rar и radmin – запароленные и только для группы администраторов). Весь софт 100% лицензионный (винды, офисы, серверные программы и подобное).
В качестве дополнения по комментариям по объемам на дисках: 7 гигов несжатый дамп базы (полный) и 90 гигов архив картинок всех экзаменов. Общее количество человеко\экзаменов около 120 000

Вся локальная сеть с базой данных и любыми данными экзамена ФИЗИЧЕСКИ отсоединены от сети интернет (во избежание утечки данных).

На уровне АИС существует распределение прав пользователей по доступу к системе (настраивается очень гибко, чекбоксами отмечаются нужные привилегии для группы пользователей). Соответственно на любую клиентскую станцию можно авторизоваться через AD с нужными правами и работать как требуется.

Структура сети для проведения экзамена на 50 000 человек (у нас это была максимальная нагрузка, данные необходимо обработать и передать на проверку максимум на 4-й день после экзамена) в итоге состояла из:
1 – 3 сервера (баз данных, сервер АИС, файловый архив отсканированных картинок)
2 — 12-17 станций сканирования
3 – 20-25 станций верификации
2 – 1-2 станции администратора для постоянного мониторинга узких мест.

Все остальное время года клиенские станции сканирования\верификации работают в штатном режиме у других пользователей. На время экзаменов накатывался образ с готовой системой и изымаются в наше пользование.
Станции сканирования — высокоскоростные сканеры ДС-300 производства ЛОМО, PANASONIC типа KV-S3105C и маломощные Fujitsu. ДС работали через сеть, KV и Fujitsu через скайзи. Скорость работы первых двух машин впечатляет (по первости) – 90-120 листов в минуту в черно-белом формате порядка 200 dpi. При сканировании бланк режется на кусочки (по реперным меткам), моментально проходит распознавание и файлы перемещаются на файловый сервер. Весь софт – разработка КРОК (в их субподряды не вмешивался).

Сбор данных.


Подготовка к экзаменам начинается с октября (примерно) и продолжается весь год. Включает в себя следующие этапы:
1 – выверка сведений по образовательным учреждением, административных справочников, уточнение ответственных за проведение экзаменов (обычно один человек от района Московской области, но если район большой и\или человек мало подкован к компьютерах – двое, один технарь, один управленец). Муниципальные координаторы – вообще отдельная тема, им бы памятник поставить. Обычно это женщины из органов управления образованиям.

2 – сбор данных по выпускникам ОУ (максимально полная карта, ФИО, паспорт, планируемые для сдачи экзамены). Сбор осуществляется специализированным клиентским ПО (программа без инсталляции) с весьма наглядным интерфейсом. Возможности ПО значительно шире – помимо базового сбора данных это и сбор аналитических данных для стат. Анализа. К примеру – данные по учителю (стаж, специализация, дата курсов), годовые оценки по предмету, учебник и много другого. Эти данные заполняются в течении всего года (ибо очень большой объем информации необходимо собрать и внести).

3 – выверка паспортных данных выпускников (на бумажных носителях за подписью руководителя ОУ)

4 – с публикации точных дат экзаменов окончательный сбор данных по регистрации на экзамены и последующая выверка (на бумажных носителях за подписью руководителя ОУ и подписью ученика рядом с собственными паспортными данными и выбранными экзаменами). Срок этого этапа очень сжат, потому что от приказа с датами экзаменов и крайним сроком подачи данных в вышестоящие органы крайне мало времени. Зачем так строго – для печати необходимого количества КИМ

С выверками вообще очень интересные вещи творились. Ученики на протяжении всего года должны были минимум 2-3 раза видеть списки с своими данными и по необходимости исправлять (фио, паспорта). Мало того, что каждая выверка приносила порядка 5-10% изменений в БД (это все вносится руками операторами центра), так и на экзаменах выходило множество форм с коррекцией. Дети совершенно невнимательно относятся к своим данным, а ведь из-за этого и у них могут быть проблемы с получением результатов (коррекция данных проходит через ФЦТ и это очень долго и сложно для нас).

Итак, все данные собраны, выверены, переходим к экзамену.

Проведение экзамена


За несколько дней до экзамена из ФЦТ получаем заказанное количество КИМ (с некоторым лимитом на случай брака либо недокомплекта аудитории). Все очень серьезно – запечатано, принимается по описи руководителем центра.

Печать материалов на экзамен
P1000740.jpg - upload images with Picamatic В центре печатаются комплекты для каждой аудитории и ППЭ (пункта проведения экзамена). Печатали на HP в диком потоковом режиме, с второго года наловчились одновременно печатать с двух клиентов на два принтера сразу. Распечатанный комплект вынимается из принтера, подписывается ведомость и запечатывается в так называемый секьюрпак. После пачки комплектуются для каждого района\ППЭ и складируются в специальном помещении (с кодовым замком). Картриджи меняются каждые 3-4 часа, пыль столбом, легкие медленно умирают от 3-4х одновременно работающих HP-шников.

За сутки до экзамена приезжают муниципальные координаторы – по описи происходит выдача пакетов, сверка количества и общих данных. Часов в 18-19 последний пакет выдан, по коньячку и спать, ибо следующие 3-4 дня как страшный сон.

День экзамена


С 8 утра (время вскрытия пакетов на местах) в центре находились мы с начальником – ответы на все возможные вопросы в течении экзамена и нервное ожидание брака в КИМ (было и такое, на стадии печати брак, приходится ребенку оформлять смену варианта), ошибок при регистрации детей на экзамен (несколько раз муниципальные координаторы забывали внести ученика на экзамен, а он спокойно не расписывался на ведомостях выверки). Некоторое затишье после 10 утра (экзамен пошел).

Примерно с 14 дня начинается привоз материалов из ППЭ. Приемка происходит следующим образом:
1 – сверка пакетов начальником центра

Прием и сканирование после экзамена
P1000753.jpg - upload images with Picamatic 2 – муниципальный координатор и оператор станции сканирования «уединяются» в зале и попакетно сканируют, после обработки каждого пакета аудитории сверяются данные (машинной обработки) с ведомостями, ни один бланк не должен быть утерян. На этом этапе несколько раз встречались случаи, что в ППЭ забыли бланк. В таком случае прием данного района приостанавливается до выяснения. На уровне клиентской машины ведется строгий подсчет количества бланков выданных и отсканированных по каждой аудитории. Подмена невозможна. Бланки именные и с уникальным кодом, при сканировании идет сверка всех полей.

Был курьезный случай, когда в ППЭ ученик вышел в туалет с нерешенной частью С и смыл бланк в унитаз (хорошо не спустил воду). При приемке обнаружили, отправили гонца в пункт, тот в туалете выловил бланк и зажав нос привез нам, пришлось так и обрабатывать.

3 – я как администратор, в промежутках между решением текущих вопросов, проверяю обработанные аудитории, если количество выданных\принятых бланков сошлось – перевожу аудиторию на проверку.

Документы с большого района, Одинцовский район (коллеги напомнили), ждут очереди на сканирование, в этой пачке бланки 2500 участников
P1000775.jpg - image uploaded to Picamatic 4 — после этого бланки с работами проходят верификацию. Верификация дело тонкое – каждая клиентская машина с базой верификации самообучаема. Если оператор 2 раза подтвердит значение одного поля – оно попадает в словарик и с вероятностью 99% будет автоматически отработано. Занятие весьма нудное, потому заканчивается обычно много позже сканирования (2-6 часов ночи). Вот на этом этапе и происходит обработка «случайных» ошибок. Если ребенок поставил в части А ответ в 5-ю клетку (она зарезерервирована), заполнены лишние\служебные поля – все это попадает верификатору.

5 – администратор – ведет общий мониторинг работы системы, исправляет любые ошибки по ведомостям и прочее. Отслеживаются случаи простановки метки «ученик не явился» и заполнненного бланка (система показывает подобные случаи), иначе работа не будет засчитана. Потерянные бланки – система не смогла распознать отсканированный номер и не прикрепила бланк к аудитории.

6 – после окончания верификации можно распечатывать пакеты для работы экспертов. Они приступают с 10 утра следующего дня экзамена. Потому часов с 8-9 вечера запускаются минимум 2 станции печати работ С. Выдача строго случайна – бланки неименные, эксперт не знает кого он проверяет, каждая работа отдается двум экспертам, если расхождении в их оценках выше заданной отметки – работа показывается как требующая дополнительной проверки и распечатывается для «третьего эксперта». Третий эксперт не может быть из числа двух уже проверявших, назначается вручную с указания председателя комиссии проверки.

Проверка части С длится 3-4 дня. Как только все данные обработаны и ни один бланк не потерян – формируется CSV с результатами. Данный файл шифруется на сервере (Crypto Pro, ключи хранятся на отдельном носителе в сейфе и выдаются под роспись) и по зашифрованному каналу через специальную программу отправляются в ФЦТ на оценку.

Про шкалирование рассказывать не буду, кому интересно найдут выкладки. Достаточно сложная математическая модель, строится в ФЦТ при получении результатов с всей России.

Через 3-5 дней обработанные результаты с оценками приходят из ФЦТ в CSV, загружаются в БД и распечатываются протоколы (каждый за подписью печатью министра образования области) и выдаются в каждый район. Последние годы стали разрешать публикацию данных через сайты, в этом году мы на нашем сайте Мособласти сделали такой же функционал (чем вызвали рост посещаемости и положили сервер хостера )).
В принципе в общих чертах все. В режиме реального времени, когда экзамены проходят с промежутком 3-5 дней и\или 2-3 экзамена в один день, это выливается в 2-3 недели 100% присутствия на работе без выходных по 25 часов в сутки. Но когда знаешь, что за нашими спинами 50000 нормально сдавших экзамен детей и довольные родители — того стоит.

Апелляции


Апелляций по проведению экзамена я не припомню (хотя иногда и стоило бы, но дети уставшие и не сразу понимают ситуацию). По результатам – порядка 500 штук на 50 000.

Для апелляции собирается специальная комиссия, распечатываются распознанные бланки, копии оригиналов, происходит сверка на предмет машинной ошибки распознавания и эксперты по предметы с ребенком и родителем пошагово проходят по всем заданиям. Апелляции делятся на категории: отклоненные и рассмотренные. 99% рассмотренных апелляций проходит с повышением балла (редко когда оправданно, обычно цветы, конфеты, слезы). Пару раз особо «наглым» понижали балл. Порядка 40% остаются при том же результате, то есть апелляция отклоняется. Отдельно хочется сказать отличникам – если вам в вуз не хватает 1-2 балла – обязательно подавайте апелляцию, такие случаи (их немного) всегда положительно рассматриваются.

Узкие места всей процедуры:


1 – банальная невнимательность на уровне районов и школ. Координаторы теряют\забывают детей, дети не обращают внимание на свои паспортные данные и выбранные даты экзаменов. Создает множество проблем нам при выверке данных и детям в случае осложнений.

2 – низкая компьютерная грамотность координаторов. Ни в коем случае не хочу их винить, но факт остается фактом. Не в каждом районе могут найти специалиста для решения технических вопросов (обычно заключаются в работе с электронной почтой, excel, word, ПО для сбора информации). Оттуда и мой анекдот про «красненький и синенький интернет».

3 – отсутствие интернета в органах управления образованием. Многие работают через модем, с домашних компьютеров отправляют нам данные. Про школы просто молчу – редко редко есть сеть, обмен данных через дискеты обычно (!!!!)

4 – полный хаос в взаимоотношениях с ФЦТ. Пара примеров. Они пишут и утверждают с представителями КРОК и министерства формат базы данных. По факту мы обнаруживаем расхождение – утвердили одно, выгрузили данные в CSV, а в базу ФЦТ они не загружаются – очередность полей изменилась, формат данных и прочее. Идет ругань, крок судорожно пишет хак для своей базы, чтобы подогнать якобы утвержденный формат по новые требования (никем нигде не высказанные). Далее – выдача результатов, по како-либо причине наш файл ими не принимается (формат ошибочный либо другое) – тишина полная с их стороны, только по звонку (а дозвониться к ним ох как сложно) оказывается что имеет место косяк. Опять же это время, нервы нас и детей\родителей. При общении создается впечатление классического «совкового» магазина из анекдотов. Очень, очень напрягает такие факты, вроде бы общее дело делаем, а тут такие подлянки.

5 – еще больший хаос на более высоком уровне. Несоответствие приказов действительности, одно постановление противоречит другому и подобное. Вечная слава нашему шефу, что не жалея седин утрясал такие вопросы максимально оперативно (хоть совершенно не наш уровень)

6 – и, пожалуй, самое главное – НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ и НЕЗНАНИЕ правил при проведении экзамена в пункте. Мы круглый год проводим обучение специалистов каждого ППЭ, готовы постоянно ответить на любой вопрос. После оказывается, что они не знаю с какой стороны открыть пакет и оформить ведомость.

Положительные аспекты технологии


1 – очень и очень доброжелательный софт (не без грехов, но по сравнению с софтом ФЦТ – рай на земле). Спецы по внедрению отвечали почти на любой вопрос. Много собственных наработок (грешен, писал на php пару приблуд для быстроты однотипных процедур). Единый комплекс, гибкий и расширяемый, разработан одной конторой. Софт же ЦТ был собран из разных кусочков разных разработчиков, на базе ABBYY. В работе неинтуитивен, неудобен и на мой взгляд просто крив.

2 – удобство конечной конфигурации системы в центре, отлаженность технологии буквально до нитки. Когда центр перевели на ФЦТ – трудозатраты при проведении выросли в разы (как и уровень рисков)

3 – высокая безопасность данных. Из центра и из ППЭ в дни проведения ни единой капли информации потеряно не было. Кроме администратора никто физически не может внести изменения в БД, на уровне клиента все мониторится и сохраняется. Возможность сделать «бяку» есть только у админа. Пару раз правда приходили лично к мне с тихим предложением денег :) но безуспешно. Насколько мне известно — на уровне районов подобные случаи тоже не проходили.

4 – почти 100% удобство для конечного пользователя – ученика. Бланк именной, с указанием школы, ППЭ, только подпись ставить и решай задачи (у ЦФТ нужно еще и ФИО вписывать – лишний повод для ошибки)

5 – огромные возможности для проведение статистического анализа не только ЕГЭ но и всей образовательной системы. Массив данных это позволял (при условии 100% заполнения на местах). Нами использовался SQL Analyze Server с веб-компонентами (модуль аналитики — разработка того же КРОК). Ну и напрямую из базы запросами тягались особо интересные показатели. Сравнивать можно почти все что угодно – оценка от продолжительности изучения предмета в совокупности с учебником, соответствие оценки ЕГЭ и готовых показателей на кривой роста итогового балла с 5-го класс. Множество чудесных вещей, подобных данных не было нигде ранее. На практике же накрывалось медным тазом, хоть и для статистической работы был отдельный центр при министерстве.

Итоги (по опыту работы) – процент ошибок машинной обработки – 0,1 %, процент ошибок верификатора – 2 случая на 50 000 человеко\экзаменов. То есть с нашей стороны все чисто.

Повторюсь – все написанное – мое личное мнение по опыту работы на данной технологии и опыт солидарных коллег нашего центра в период работы до 2007 года. И простите за язык изложения — чукча не писатель, чукча читатель.

UPD информация от ведущего разработчика системы


1 — на чем написано: на C# (ASP.Net) — апп. серверная часть, T-SQL — клиентская часть, Active-X (С++, VB6, C#) + VBScript — клиент.
2 — как происходит выдача вариантов для аудитории: достаточно сложный алгоритм, который достаточно равномерно размазывает варианты КИМ по аудиториям ППЭ, стараясь не выдвать одинаковые варианты соседям по \«крестику\» (влево-вправо-вверх-вниз)

Если заинтересуют отдельные, нераскрытые, аспекты технологии – пишите, постараюсь дополнить. Ну а если нет аккаунта на хабре — пишите в комменты в блоге
Рабочее место админа ))
P1000772.jpg - image uploaded to Picamatic
Tags:
Hubs:
+278
Comments234

Articles