Высшее техническое образование

    Прочитав вот этот топик, я сперва откомментировал а потом озверел… нет, сперва я все же озверел, и только потом — откомментировал его, а вот после этого я решил, что хочу написать об этом. Поэтому приведу здесь свой комментарий почти без купюр и правок. (для справки — в оригинальном топике автор со множеством ошибок, как орфографических, так и фактических, пишет о необязательности образования вообще и технического образования — в особенности).

    Во-первых, сразу означу свою способность говорить о поднятой автором теме — мне 26 лет, я закончил университет в 2006 году, и сейчас работаю в крупной известной IT компании. Кому интересно — в профиле есть детали, но так или иначе — в теме я немного разбираюсь. Я закончил 6 факультет Самарского Государственного Аэрокосмического Университета, наверняка не лучшего в стране, но точно лучшего в Самаре, и, вероятно, во всем Поволжье технического учебного заведения.

    Как вы думаете, чему вас учат в университете? Нет, если вы пошли в какой-нибудь экономический или юридический, с целью убить восемь с половиной зайцев — я не ручаюсь за факт того, что там вас вообще чему-то научат, но чему же учат на ИТ-факультетах?

    1. Математика. Мать всех наук, без знания математики немыслимо понятие инженера, она является основной практически для всего, о чем только можно подумать применимо к computer science.

    2. Теория вероятностей, матстатистика, анализ случайных процессов. Вообще не вижу необходимости объяснять, зачем это надо.

    3. Физика. Не буду говорить о важности физики как таковой, но на мой взгляд, помимо своих собственных знаний, она дает студенту первый пример того, как можно применять математический аппарат к решению задач реального мира. Вероятность того, что физика пригодится будущему инженеру — весьма высока, я бы оценил ее в 15-20%

    4. Группа «низкоуровневых» предметов — электротехника, схемотехника, интерфейсы, и кульминация — курс «Микропроцессоры». Извините, но инженер-программист обязан понимать, как это все работает — а лучше понимать как работает то, что он использует в данный момент и еще пара альтернатив. Если вы будете связаны с железом — это ваш хлеб насущный, в противном случае — вреда от этого знания точно не будет (мне пригождалось неоднократно).



    5. Базы данных. Без комментариев — это надо знать, даже если с ними ты работаеть не будешь. Причем знать надо не SQL и не «access», как велеречиво выразился автор, а понимание как это все работает, как это устроено на нижнем уровне, что такое индекс, зачем он нужен, какой он бывает, что такое транзакция, что такое целостность — и так далее. Без понимания этих концепций мне представляется крайне сомнительным тот факт, что будущий программист сможет правильно их использовать.

    6. Группа «высокоуровневых» предметов. Список может различаться, но как правило, это теория формальных грамматик, логика, функциональные и декларативные языки программирования. Невероятно расширяет сознание, и очень возможно, что пригодится в дальнейшем.

    Все это готовит студента к…

    Нет, не к диплому. К реальной жизни. В жизни инженеру почти наверняка придется сталкиваться с задачами, которые приходится решать в супер-сжатые сроки, в условиях жесточайшего давления и жесточайшей же нехватки информации — учеба позволяет ему пройти все эти круги ада, приобрести этот опыт, а если он еще и работал во время учебы — то и научится выполнять чертову уйму дел одновременно, расставлять приоритеты, выбирать, в конце концов, «жертву» — что-то, чем можно, в данных обстоятельствах, пренебречь. Именно это умение быстро учиться, «переваривать» дикие объемы информации в предельно сжатые сроки, делать выводы в условиях недостаточных данных (где-то что-то слышал про это, но не помню что, а экзамен-то уже идет — хрен с ним, по логике это должно работать вот так:… ) – все оно и делает инженера-универсала, человека, который способен работать в своей области, может быстро переключиться на смежную, не чужд научному методу, умеет получать новые знания практически из воздуха и применять их в своей деятельности.

    Вот зачем нужно Высшее Техническое Образование — именно оно делает из школьника — инженера. Есть самоучки, не спорю — но они действительно пробьются сами, нам же, простым смертным, это очень сильно поможет (помогло, и будет помогать) решать наши реальные задачи.

    P.S. перенес в блог оригинального топика. Я понимаю, что перечислил не все дисциплины, жизненно важные для инженера — поэтому дополняйте в комментариях.
    Поделиться публикацией
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 385
    • +4
      Все предметы перечисленные вами изучаются за первые 2-3 курса. Ну и многие это знают, по крайней мере 1,4,5.
      • +4
        Ну насчет математики я с вами, пожалуй, не соглашусь — освоить, например, ряды, преобразования Лапласа и дифуры самому будет очень сложно
        • +1
          Ряды, преобразования лапласа и дифуры первых уровней освоить не особо сложно, если человек неплохо знает школьный курс математики. Кстати, насчет операционного исчисления. Это же вообще простой курс, тем более на таком уровне, на каком он идет у большинства программистов.
          П.С.
          Мы основы рядов в школе проходили еще.
          • +4
            Ну фигня-то в том, что в математике все завязано друг на друга, и изучать надо последовательно и все — а не выборочно кусками. Другой вопрос — с какой глубиной это надо изучать.
            • +22
              Фигня в том, что для того, чтобы знать математику выше чем средний выпусник вуза, достаточно прочитать вдумчиво вузовский учебник и выполнять упражнения после каждой главы)
              • +11
                Упражнения же еще надо проверять кому-то.
                А еще фигня в том, что «для себя» математику никто учить не будет)
                • +1
                  ну я самостоятельно изучал, такая вот фигня… т.е. трех лет спецшколы при СПбГУ оказалось достаточно, чтобы изучать ВУЗовские учебники самостоятельно. к сожалению, на лекции в универе ходил плохо.
                  • +4
                    «тот, кто в 15 лет убежал из дома, вряд ли поймет того, кто учился в спецшколе»…
                • +1
                  А чем это отличается от учебы в ВУЗе?
                  • 0
                    Тем, что ты сам контроллируешь свой учебный процесс.
                    • +3
                      Фигня в том, что как раз с этим обычно ба-а-а-альшие проблемы ;)
                      • +6
                        Если вы в состоянии самостоятельно проконтролировать свой учебный процесс и используя лишь книги, пройти программу шести (пяти) курсов самостоятельно — то вы гений! Я рад за вас, Ломоносов бы вами гордился, срочно бегом за Нобелевской премией! :)

                        А мы тут, не гении, не идиоты — обычные люди — будем учиться и работать, работать и учиться, и университет стал, станет, является первой ступенькой в этом долгом пути на всю жизнь.
                        • –5
                          Я не способен полностью проконтролировать учебный процесс. Поэтому я проучился 3 курса. Считаю 2 курса было бы достаточным, остальное хочу получить после 30-ти лет.
                          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                            • 0
                              Ну я много не пью и не курю, так что может и сможется) Тем более у меня база то есть, я сейчас на третьем курсе. Я хочу просто после 30-ти лет получить хорошее, и даже очень хорошее образование.
                              • +3
                                ЭЭэээ, честно говоря, немного странно звучит.
                                Т.е. до 30-ти лет мы знать ничего не хотим, будем страдать фигней, закалачивать бабки и кадрить симпатичных девчонок, а потом вот так у нас все проблемы пропадут, мы откроем учебник «Микросхемотехника» и будем получать «очень хорошее образование», когда этим можно было заниматься лет десять назад?
                                • 0
                                  Я ушел с 5-го курса, т.к. не выдержал маразма преподавателя, которого держат только из-за того, что замены нет. Получил диплом о неоконченном высшем. Доучиваться собираюсь когда приспичит. Сейчас получаю больше, чем мои некоторые сокурсники, которые сдавали курсовые тем, что перепечатывали старые методички и таблицы для определения координат по небесным телам.
                                  • +1
                                    Опыт показывает, что гонка за высокой стартовой з/п не всегда положительно сказывается на будущем карьерном росте.

                                    1) Скажем, вместо практики на заводе курсе на 3-м, где з/п будет ~10к руб, можно пойти продавцом в какой-нибудь магазин на з/п 15к руб, тем самым вы кагбэ будете получать больше своих сокурсников, но загоните свой карьерный рост в тупик.
                                    2) Само отсутствие диплома может сильно сказаться на карьерном росте. Скажем, вот эти самые «перепечатывалки старых методичек» по иронии судьбы могут стать вашими начальниками, несмотря на то, что они тупы как пробка (что, кстати, дааааалеко не всегда, ибо учеба не показатель).
                                    3) Поиск нормальной работы по всяким там job.ru часто подразумевает наличие у соискателя ВО. Как где-то тут в ветке было написано — отсев кандидатов по адекватности. Т.е. вы можете быть хоть пятьсот раз спецом в своем деле, с вами даже разговаривать не будут.

                                    Я бы и еще написал несколько пунктов, но, думаю, мысль ясна. Конечно, можно открыть фирму самому, работать по знакомству и т.д., но таких людей все равно существенно меньше, чем обычных соискателей.

                                    ЗЫ: у Билли Гейтса тоже неоконченное ВО :)
                                    • 0
                                      Работаю по специальности, программистом. Возможность карьерного роста есть и я этим уже успел воспользоваться ;)
                                      С остальным полностью согласен, поэтому бегу от начальников которые хоть как-то меня не устраивают.
                                      • 0
                                        Это очень хорошо, но, к сожалению, в наше время встречается редко.
                                        Вам же желаю прокачиваться дальше ;)
                                      • 0
                                        <hr />
                                        2) Само отсутствие диплома может сильно сказаться на карьерном росте. Скажем, вот эти самые «перепечатывалки старых методичек» по иронии судьбы могут стать вашими начальниками, несмотря на то, что они тупы как пробка (что, кстати, дааааалеко не всегда, ибо учеба не показатель).


                                        Подтверждаю, ориентируясь на статистику своего курса. «Переписыватели методичек» в своем большинстве трезво оценивали свои способности и налегали на возможность поруководить. Общее понимание предмета и нажим на скил «организаторские способности» позволил им пробиваться в руководители. Способные глубоко разбираться в предмете стали исполнителями или фрилансерами.
                                        • 0
                                          По секрету скажу, что я тоже пользовался (пользуюсь) чаще скиллом «организаторские способности», который позволил мне пробиваться в руководители :)
                                          Так уж сложилось, что моя специальность дико загружена действительно технической туфтой (инженер-технолог), разобраться в которой порой невозможно даже с пол-литром :) Я как-то сразу расставил приоритеты в пользу нематериальной сферы и управлении в частности.
                                      • 0
                                        А как можно получить диплом с неоконченным высшим? Задолбало на 5-ом курсе сдавать гидродинамику и ректификационные колонные :\. (вечерка — учиться 6 лет)
                                        • 0
                                          Насколько я знаю, там не совсем диплом дают, а что-то вроде выписки «Вася проучился в *институт* 5 лет», что подтверждает неоконченное высшее.

                                          С другой стороны, Вам не так уж и много осталось — можно потерпеть, зато диплом ВО будет.
                                        • 0
                                          " чем мои некоторые сокурсники"
                                          хотя всё очень уж относительно.
                                          удачи вам, побольше левел-апов
                                        • 0
                                          Я имел ввиду насчет программирования. Программировать научится можно и без вышки. А в 30 лет напрограммировавшись, получаем другое образование, более специализирование, либо управленца.
                                          • 0
                                            Ну, на путь программирования многие встают лет в 14, т.е. там даже и знаний математики нормальных нет. Да и можно всю жизнь программировать, не зная вышки — все зависит от поставленных задач.

                                            Просто в 30 лет могут быть совершенно другие проблемы, с учебой в вузе никак не совместимые :)
                                            А пока можно и программировать, и получать высшее — нужно заниматься обоими.
                                            • 0
                                              Высшее образование это ведь не 5 лет просиженных в универе. Это научные работы, исследования, стройная система знаний в голове. В раннем возрасте занимают немного другие вопросы. Мне не нужна бумажка о том, что я в течение 5-ти лет иногда присутствовал в универе. Я хочу осознанно получить определенный набор знаний. А пока я не сформировался полностью, я даже не знаю кем я буду работать через лет 10, я считаю высшее образование не таким уж необходимым. Колледж — это тема конечно для такого возраста.
                                        • +7
                                          life's too short, чувак… не стоит тянуть.

                                          в 30 лет — образование, а в 35 — уже без работы, потому что опыта — ноль, трудовая книжка пуста и кругом полно молодых и наглых.
                              • +3
                                Слепому десятипальцевому методу печати тоже научиться несложно — нужно просто выполнять упражнения. Только как правило действительно _десятью_ пальцами печатают те, кто заплатил за курсы машинописи 8)
                                • 0
                                  Годик поруководить ГВ в РО – и при четко поставленной цели (делать это исключительно 10-и пальцевым методом) успех приходит быстро. %)
                                  • +2
                                    пара лет в аське — и вуаля: слепой десятипальцевый метод освоен безо всяких сомнительной полезности курсов, программ и тренировок ;)
                                    • +2
                                      Это кажется.

                                      На самом деле, если присмотреться, то вы используете только 4-6 пальцев.

                                      По факту, это медленнее, чем слепой десятипальцевый. Хотя, он тоже слепой.
                                      • –1
                                        Плохо себе представляю как это всепую печатать 4-6 пальцами. Либо не слепой, либо таки десятипальцевый. Научиться нажимать кнопки мизинцами проще, чем переноситьруку или неестественно изгибать безымянный-средние. Хотя чуть меньше, чем десятью вслепую печатать можно — у меня как-то один мизинец месяц в гипсе был — девятью пальцами вслепую печатал влёгкую, хотя и медленне, чем 10-ю. На курсах не учился, программу Шахиджаняна осилил чуть более, чем наполовину. Всякие там два года в аське — фигня всё. Само не получиться, тут надо осознано и последовательно учиться.
                                      • +2
                                        Жена в аське уже лет 6 — но набор у неё до сих пор ни слепой, ни десятипальцевый. Но очень быстрый, это да %)

                                        Я осилил слепой десятипальцевый когда устроился на первую работу в Канаде. Клавы с русскими буквами в конторе почему-то не оказалось, а наклейки — не по-джедайски :)
                                        • 0
                                          Та же фигня, и кстати тоже в Канаде. Хотя, конечно, не десятипальцевый — так, максимум 5-6, но мне в принципе хватает.
                                          • +1
                                            А мне так коллеги подсунули клаву без русских букв… хотели наверно поржать, а хренушки — я это заметил только когда домой собирался )))
                                            Освоил набор где-то за месяц.
                                            • +1
                                              А у меня при отсутствии на клаве русских букв почему-то включается «зрячий шестипальцевый». То бишь на позиции клавиш смотреть таки организм требует. :)
                                              • 0
                                                Особенно тяжело набирать пароли типа "{f,hf[f,h" и смотреть на клавиатуру. Лучше уж не смотреть :)
                                                • +1
                                                  Ну для тех, кто знает русскую раскладку (вслепую) проблема с паролями гораздо проще — поскольку запомнить бессмертное ltcznmnsczxj,tomzyd;jgeceyekb,fyfy становится задачей довольно простой =)
                                                  • +1
                                                    все верно говорите.

                                                    у данного вида паролей есть один минус — тяжело набирать на телефоне даже с qwerty-клвиатурой
                                                    • 0
                                                      О да, я на айфоне с такими паролями намучался. Хорошо что хоть теперь c copy/paste можно из 1Password (который синхронизируется с большим братом) скопировать и вставить в окошко ввода.
                                                    • 0
                                                      проблема может быть в другом — в наборе того же пароля на мобильном устройстве. клавиатура телефона знаете ли выглядит по-другому )
                                              • 0
                                                На двести контактов в асе именно десятипальцевым набором владеет человек 5.
                                                • +2
                                                  пара лет в емаксе и слепой одиннадцатипальцевый метод освоен :)
                                                • +1
                                                  и шахиджанян
                                            • –1
                                              Кто нить раскажите реальную задачу на операционные исчесления?.. кроме того что они нужды для решения дифуров…
                                              • 0
                                                … а дифуры используются в хреновой туче практических задач? :)
                                                • 0
                                                  А я, наивный, думал что решения, в том числе и всякие численные. Ну, бывает, пойду подучу матчасть.
                                                • +1
                                                  операционнОЕ исчислениЕ.

                                                  Оно используется в голове, как пример того, как можно сводить одну задачу к другой, более хорошо изученной/понятой. Такое применение сойдёт?
                                              • +10
                                                У меня только что закончился курс высшей математики длинной в два семестра. Итоговый балл — 96/100, лучшая оценка на потоке. Все индивидуальные задания решал сам, контрольные тоже, ещё и половине группы помогал. Ни копейки преподователью не заплатил. Но вот самого предмета я не знаю. Ну тоесть чуть более чем совсем не знаю. Имею общее представление что такое ряды, о преобразовании Лапласа помоему и не слышал, дифуры решить могу, но медленно и со справочником в руках.
                                                Кстати, аналогичная ситуация со всеми предметами, кроме дискретной математики, программирования и теории алгоритмов — тут, я считаю, все оценки (выше 90 баллов) заслуженные.
                                                Зато я уверен, что если столкнусь с чем-то из вышеперечисленного в реальной жизни, в реальном заказе, то у меня уйдёт не болльше одной ночи, что бы разобраться с этим. ИМХО. В моём теперешнем понимаии вуз служит одной цели — найти в голове мозг, если он вообще там существует. За неимением такового несчастный получает трёхбальный диплом и сочуственные взмахи рукой, олицетворяюбщие проводы в реальную жизнь. Те же, кто мозг имеют, замечательно научаться пользоваться лекциями, что бы прочитать ещё одну главу в учебнике по С++ (или РНР, или илюбому другому языку программирования/технологии), а практики — что бы «на практике» проверить полученные на лекции знания (тут совпало :))
                                                • 0
                                                  По своему опыту знаю, что реальное понимание приходит только с практикой. Я по-настоящему осознал матан и начала алгебры (группы-кольца-поля) только к четвёртому-пятому курсу. Причём это случилось как-то внезапно, просто вдруг осознал, как это устроено и зачем нужно. До этого просто механически запоминал.
                                                • +1
                                                  Дифуры, по-моему, самое простое в курсе вышки, не считая самых основ…
                                                  • 0
                                                    это если зубрить только сами методы, не понимая, что откуда растёт
                                                    • 0
                                                      ссовершенно не правда.
                                                      • 0
                                                        Как раз очень всё просто, если понимать, откуда что растёт. Скажем, если САМ заметил и прочувствовал аналогию с линейной алгеброй…
                                                  • 0
                                                    И еще. Частно без понимания физики процесса очень сложно понять электротехнику, схемотехнику — и далее по цепочке.
                                                    • +3
                                                      Что-то у нас особо на физику не налегали при изучении электротехники. Естественно нужно немного её знать, но не настолько, чтобы её учить полтора года.
                                                      П.С.
                                                      Сам сейчас учусь на 3-м курсе у себя в Уфе. Планирую получить что-нибудь более приближенное к реальности где-нибудь в европе, а может в японии.
                                                      П.П.С.
                                                      Не точно выразился, многие программисты без ВО знают электротехнику на уровне выпускников программистских факультетов Вузов.
                                                      • +2
                                                        физику не знаю до сих пор. Не смогу даже рассчитать резистр для диода на выходе микросхемы.

                                                        Тем не менее красный диплом ПТУ. Специальность — электротехника.
                                                        • +4
                                                          ПТУ — ништяк название)
                                                          Я сам физику не особо знаю, плохая память на формулы. Да и в примере скорее электроника, чем физика. А электронику я знаю еще хуже.
                                                    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                      • +1
                                                        Ну я знаю на начальном уровне. Схему прочитать электрическую смогу, хотя и очень далек от этой сферы _в данный момент_.
                                                        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                          • 0
                                                            Ээ знал, да, было дело. Наверное, смогу даже быстро вспомнить, если припрет. (вот кстати еще один плюс — вспоминать, если приперло, всегда в разы проще чем учить заново)
                                                            • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                              • 0
                                                                Ага, именно так. То есть — кругозор.
                                                    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                      • 0
                                                        Ну почему политех сразу. Я не политех заканчивал совсем даже. Если вы хотите работать в айти — то надо определиться, где именно вы хотите работать. Наверное, для того, чтобы стать сисадмином нужно что-то другое (например, курсы Red Hat), но я говорю именно об инженерах-программистах — тут к вашим услугам целая плеяда технических ВУЗов разных направленностей — и, разумеется, мат-мехи университетов.
                                                        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                          • +1
                                                            Да не секрет, конечно. Ведущий разработчик в группе геоинформатики Yahoo! (Yahoo! Geoinformatics). По продуктам — например, developer.yahoo.com/geo/placemaker — одно из моих «детищ» (хотя писал его не только я, и даже далеко не только я). Сейчас занимаюсь machine learning для нужд наших проектов.

                                                            Закончил специальность… дай Б-г памяти… автоматические системы реального времени.
                                                            • +2
                                                              И еще. Диплом не стал бы основным критерием. Но — специалист, у которого есть хорошее образование, всегда более развит в своей и смежных областях. Если придет человек с умнейшей головой, который проходит на сто процентов и без диплома — да отлично! Берем! Но вот стать таким человеком гораздо проще имея базовое образование.
                                                              • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                • 0
                                                                  В смысле — политически правильная? ;-)
                                                                  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                          • 0
                                                            Книги в руки и пара друзей-инженеров тебе в помощь.
                                                            • +1
                                                              Да вот не все по книгам можно освоить. Вернее, освоить можно все — но получить систему знаний (если ты не гений) все же гораздо проще в университете.
                                                              • 0
                                                                Я второй пункт не зря указал. У меня, например, есть пара людей, которые объяснят то, что я навряд ли освою по книгам.

                                                                Про систему знаний, пожалуй, да, проще. Но кому как.
                                                              • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                            • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                              • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                • 0
                                                                  Это обязательно. У нас по-моему рассказывали в одном курсе — вообще без привязки к конкретной системе, а в другом — на примере QNX (специализация была — системы реального времени).
                                                                • 0
                                                                  Ну у нас его разбили на два курса — собственно МП и интерфейсы (хотя вел их один человек, и драл нас дай Боже...)
                                                                  • 0
                                                                    А где учились, если не секрет?
                                                                    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                  • +14
                                                                    Основная проблема наших университетов в том что они дают огромную теоретическую базу в отрыве от практической базы. Поэтому часто выпускник знает много умных слов но не знает как их применить на практике.
                                                                    • 0
                                                                      Вообще нечего возразить. Знаю, так оно и есть. Надеюсь, для сегодняшних абитуриентов хоть что-то поменяется.
                                                                      • 0
                                                                        Да мало что меняется. Если раньше это компенсировалось распределением по производствам, то сейчас как правило не компенсируется только самим студентом и его общей разумностью.
                                                                        • +2
                                                                          Многие студенты идут работать, будучи курсе на втором-третьем уже. Правда, у многих это идет в ущерб учебе — и хорошего в этом нифига ничего нет.
                                                                          • 0
                                                                            Идти то идут. Но многие профильные знания не применяют.
                                                                            • 0
                                                                              А это зачастую очень сложно сделать.
                                                                              Могу судить по примеру того, чему учили меня. Факультут многоканальной электросвязи. Формально мы изучали различные системы передачи — от воздушки (В-3) до PDH и SDH.
                                                                              Но практически мы кроме этой В-3 на лабах ничего не видели. Изучая SDH сугубо теоретически и по рекоментациям ITU-T примернить эти, вроде как профильные, знания на практике почти невозможно.
                                                                              • 0
                                                                                Факультут многоканальной электросвязи. Формально мы изучали различные системы передачи — от воздушки (В-3) до PDH и SDH.

                                                                                Только изучение, не разработка?
                                                                                • 0
                                                                                  Мы изучали принципы построения самих систем и принципе построения сетей и магистралей связи на их основе. Назвать это «разработкой» у меня язык как-то не поворачивается.
                                                                                  Большинство курсовых, да и дипломных работ, сводилось к расчетам системы передачи и/или магистральной линии связи между А и В. Имхо, это разработкой можно назвать лишь с некоторой натяжкой.

                                                                                  Чтобы студенты окончательно не теряли интерес, курсе на третьем декан рассказывал, что первая радиорелейная линия связи в Монголии была построена по дипломной работе монгольского студента, который учился в нашем вузе :)
                                                                                  • 0
                                                                                    Эмм. Это конечно важная штука, но вот как-то IMHO на ВО не тянет. Вам не кажется? o_O
                                                                                    • 0
                                                                                      Я привел лишь пример оторванности преподаваемой теории от практики. Фундаментальные знания при этом закладывались, если конечно хорошо учиться, достаточные для того, чтобы понять и проектировать по сути любую систему.

                                                                                      По поводу тянет на ВО или нет. По-вашему, что именно в области связи потянуло бы на ВО?
                                                                                      • 0
                                                                                        Разработка таких систем. Принципы построения самих систем и принцип построения сетей и магистралей можно и в виде среднего специального давать.
                                                                                        • 0
                                                                                          Давайте для примера возьмем простую систему передачи PDH с 30 каналами. Для простоты будем называть ее Е1, хотя Е1 предполагает определенный тип сигнализации, а не методы каналообразования. Но мы немного упростим все для наглядности.

                                                                                          Допустим на входе 30 аналоговых каналов. Таким образом задача сводится к тому, чтобы сначала эти каналы дискретизировать, квантовать, закодировать, а затем сформировать транспортную структуру потока с синхросигналами и т.д.
                                                                                          Параллельно нужно решить задачи линейного кодирования этого потока и мощности передающей системы, чтобы на приемной стороне сигнал можно было принять и восстановить после ошибок передачи или хотя бы эти ошибки передачи обнаружить.
                                                                                          Это в упрощенном виде половина системы передачи Е1, вернее, ее передающая часть. Принимающая часть по сути делает почти тоже самое, но в обратном порядке.

                                                                                          Чтобы студент понял, как все это работает он должен хорошо знать как минимум математику, физику, теорию кодирования сигналов. Все то, что ему преподавали примерно в течении первых двух-трех лет обучения.

                                                                                          Задачу разработать такую систему с нуля перед ним ставить, если не глупо, то минимум не практично. Все подобные системы были изобретены до того, как он поступил в ВУЗ, и принципе их построения описаны не в одном учебнике.
                                                                                          Со временем меняется элементная база, появляются новые компоненты, на основе которых можно собрать систему передачи более оптимально, однако принципе ее построяния в своей фундаментальной основе особо не меняются.

                                                                                          Задачи реализации системы передачи на основе компонентов (микропроцессоры и тд) не рассматриваются, потому что по сути это уже не задачи области связи, а сугубо прикладные задачи из области микроэлектроники.

                                                                                          Под разработкой я лично понимаю независимое решение поставленной задачи. В данном случае это будет сводиться к тому, чтобы придумать систему передачи 30 голосовых каналов связи. Это хорошая задачка для студента, чтобы потренировать мозг, но она в принципе не имеет особого смысла, так как в будущем студенту нигде подобные системы заново изобретать не понадобится. Если только в аспирантуре в рамках научной работы, но это отдельная тема со своими больными моментами.

                                                                                          Я бы хотел понять, что именно вы вкладываете в понятие «разработка» таких систем.
                                                                                          • +1
                                                                                            Чтобы студент понял, как все это работает он должен хорошо знать как минимум математику, физику, теорию кодирования сигналов. Все то, что ему преподавали примерно в течении первых двух-трех лет обучения.

                                                                                            Теперь объясните зачем ему поинмать как это приобразовывается если:

                                                                                            Все подобные системы были изобретены до того, как он поступил в ВУЗ, и принципе их построения описаны не в одном учебнике.


                                                                                            Таким образом задача сводится к тому, чтобы сначала эти каналы дискретизировать, квантовать, закодировать, а затем сформировать транспортную структуру потока с синхросигналами и т.д.
                                                                                            Параллельно нужно решить задачи линейного кодирования этого потока и мощности передающей системы, чтобы на приемной стороне сигнал можно было принять и восстановить после ошибок передачи или хотя бы эти ошибки передачи обнаружить.

                                                                                            Это интересно и важно если вам необходимо разработать новую систему связи. Если вы ее просто строите, то вы берете готовые совместимые компоненты и соединяете их. Для диагностики требуется меньше знаний так-как сейчас есть много различных автоматических средств диагностики.

                                                                                            Задачу разработать такую систему с нуля перед ним ставить, если не глупо, то минимум не практично.

                                                                                            Т.е. новые системы связи разрабатывать не требуется? :)

                                                                                            Под разработкой я лично понимаю независимое решение поставленной задачи. В данном случае это будет сводиться к тому, чтобы придумать систему передачи 30 голосовых каналов связи. Это хорошая задачка для студента, чтобы потренировать мозг, но она в принципе не имеет особого смысла, так как в будущем студенту нигде подобные системы заново изобретать не понадобится.

                                                                                            Под разарботкой я понимаю тоже самое. А вот то что она не имеет особого смысла, потому что все придумано до нас не есть хорошая постановка целей.
                                                                                            • 0
                                                                                              ВУЗ ставит перед собой задачу подготовки специалиста, способного как эксплуатировать существующие системы (вплоть до низкого уровня), так и разрабатывать при необходимости новые системы.

                                                                                              Для этого он дает фундаментальные знания, необходимые для решения этих двух задач.
                                                                                              Разница между средне-специальным техническим и ВО в данном случае в том, что специальное техническое образование позволит студенту научиться работать с существующими системами, а ВО позволит студенту не только работать с ними, но и понимать, как они работают.

                                                                                              Что касается конктерного ВУЗа, который я заканчивал, то с фундаментальными знаниями там все относительно хорошо. Плохо с практическим их применением, о чем я собственно выше и писал.

                                                                                              Насчет разработки того, что уже придумано до нас, я не совсем корректно выразил свою мысль. Я хотел сказать, что разработка в прицнипе имеет смысл тогда, когда разрабатывается нечто новое, отличное от существующего хотя бы по какому-то параметру.
                                                                                              Это немного выходит за рамки дипломных и/или магистерских работ студентов. По сути это уже задачи не первой ступени ВО, а уже задачи уровня аспирантуры.
                                                                                              • 0
                                                                                                Главное что разработка все же подразумевается.
                                                                                                • 0
                                                                                                  Подразумевается, но за пределами первого ВО. В пределах первого ВО даются предпосылки и знания, необходимые для дальнейшей разработки.
                                                                            • 0
                                                                              есть-то надо что-то. Да и не только есть ;)
                                                                          • 0
                                                                            Поменяется. Будущим «иженерам» на экзаменах будут делать, как говорит наш препод, «гуманитарную надбавку».
                                                                          • +3
                                                                            >Основная проблема наших университетов в том что они дают огромную теоретическую базу в отрыве от практической базы. Поэтому часто выпускник знает много умных слов но не знает как их применить на практике.

                                                                            Девиз университета, который я закончил (НГУ): «Мы не сделаем вас умнее, мы научим вас думать». И, надо, сказать, он делает именно это. Да, после окончания я не знал, как применять свои знания на практике, но учёба в универе была такой мощной прокачкой мозга, что осваивать практические знания после окончания не представляет никакого труда.
                                                                            • 0
                                                                              Рад за вас. Обычно же применять на практике знания по выходу из универа мало кто умеет.
                                                                              • 0
                                                                                Так речь не идёт о применении знаний. Речь идёт об осваивании новых. Опыт работы с литературой, например (конспектирование, выделение главного, просмотр по диагонали с выделением важнейших моментов и т.д.)

                                                                                Или умение компактно, чётко и ясно излагать свои мысли.

                                                                                Математический формализм хорошо вправляет мозги.
                                                                                • –1
                                                                                  Речь идет как раз о применении. Нет толка от новых знаний если не знаешь как их применить.
                                                                                  • 0
                                                                                    Я имел в виду применение только что полученных знаний. Человек только что вышел из вуза, у него вполне может не быть пригодного для непосредственного применения опыта. Однако он может быстро освоить практически что угодно.
                                                                            • 0
                                                                              Основная проблема наши студентов в том что они считают что где-то там далеко всё иначе :) Сразу вспоминается статья Steve Yegge, где он упоминал о том какие выпускники приходят устраиваться в гугл/амазон/где он там ещё работал, вроде и Ph.D и выпустились из МТИ, а даже базовых знаний то не особо.
                                                                              • 0
                                                                                Ну IBM отправляла выпускников доучиваться еще год :)
                                                                              • 0
                                                                                А по идее для решения проблемы достаточно просто перевернуть наизнанку систему образования. Давать дипломный проект на первом курсе и пусть студент себе пять лет мозг имеет, покусочкам решая ЗАДАЧУ изучая методики и совершенствуя результат. И один и тот же проект будет решен несколько десятков раз с все возрастающей сложностью, в итоге будет вылизан и доведен до совершенства, а сам студент будет ДОСКОНАЛЬНО знать обьект проектирования. До мелочей.
                                                                              • +5
                                                                                Я придерживаюсь правила, если я что-то не знаю и мне это необходимо знать, то я это найду и изучу. Изучать всё и вся это очень увлекательно, интересно, но не эффективно.
                                                                                • 0
                                                                                  На это у меня есть только одно возражение — чтобы что-то изучить, надо знать, что оно существует. Возникни у вас, скажем, необходимость изучить… ну, скажем, SVM — с нуля, используя базовое школьное образование, я сильно сомневаюсь, что это у вас бы получилось.
                                                                                  • –1
                                                                                    1. Если мне нужно решить какую-то задачу и я не знаю как её решить сначала спрошу какие решения известны гуглу. Потом уже либо воспользуюсь имеющимися методами либо разработаю свой.

                                                                                    2. Ещё до окончания школы я прекрасно владел asm, c, c++. Прекрасно писал математические библиотеки с использованием тогда еще mmx, sse, sse2, 3dNow. Которые эффективно решали весьма сложные пространственные и физические задачи.

                                                                                    Нет ничего недостижимого.
                                                                                    • +6
                                                                                      Вы знаете, я вот на С++ тоже немного пишу. Ну так, слегонца. Сколько там? Восемь лет пишу, ну и тоже в школе еще начал учить (но это не в счет).

                                                                                      Так вот. Я не «овладел» С++, и тем более — «прекрасно». Какой же вы молодец, что еще в школе им уже «овладели»! Побольше бы нам таких программистов, которые успешно решают весьма сложные пространственные и физические задачи, не зная ни физики, ни программирования!
                                                                                      • –3
                                                                                        Почему вы считаете что что-то не возможно если у вас этого не получилось? Считаете что вы самый талантливый и образованный?

                                                                                        И вы знаете за 8 лет можно уже хотя бы стать уверенным в себе программистом, а не знать что-то слегоца.

                                                                                        Языки программирования я знал, алгоритмическая база была хорошей, математика тоже на уровне 3-4 семестров среднестатистического вуза России. Геометрию пространства изучал в процессе работы, ну а физики мне хватило школьной, чтобы смоделировать основные законы физики и создать с 30-ку свойств у объектов, на основании которых они подчиняются законам.
                                                                                        • +4
                                                                                          Просто я адекватно оцениваю свои силы и знания, и знаю, что всегда есть люди, которые что-то знают лучше меня. И я знаю этих людей.
                                                                                          • –1
                                                                                            Ну и в чем тогда спор?
                                                                                            • +5
                                                                                              … а вот вы свои — неадекватно!!! Правда, классно?! По моему все очень просто — я признаю, что я не самый крутой и не знаю С++ как Б-г, но адекватен — а вы считаете, что «овладели» им в совершенстве, но при этом неадекватны и, вообще говоря, ошибаетесь!
                                                                                              • +3
                                                                                                Расслабьтесь. Их много. На всех нервов точно не хватит ;)

                                                                                                Я сам тоже «не владею» С++, хотя последние 6 лет успешно зарабатываю им себе на хлеб с маслом (а общий стаж «знакомства» — лет 9, наверно). А уж сколько кода приходилось переписывать после всяких «владеющих», которые «ещё в школе овладели в совершенстве»… %)
                                                                                                • 0
                                                                                                  А уж сколько кода приходилось переписывать после всяких «владеющих», которые «ещё в школе овладели в совершенстве»


                                                                                                  !!!

                                                                                                  Не дай Б-г… радует только то, что на текущей работе шанс столкнуться с такими шыдеврами и их авторами, вообще говоря, невелик (идиотов не держат) — гораздо больше шанс нарваться на перл какого-нибудь самородка, который от нечего делать написал веб-приложение на этом самым С++, причем веб-сервер он тоже написал с нуля. Тоже фан тот еще…
                                                                                                  • 0
                                                                                                    >Не дай Б-г… радует только то, что на текущей работе шанс столкнуться с такими шыдеврами и их авторами, вообще говоря, невелик....

                                                                                                    Повезло ;)

                                                                                                    Как раз сейчас сижу и думаю, с какого бока подходить к модулю в >20 KLOC, автор которого слыхом не слыхивал о принципах OOD, и обращение к одной сторонней библиотеке происходит напрямую в двадцати разных местах %)
                                                                                                    • 0
                                                                                                      А что полезли в чужой код? И обвиняете в некомпетентности? Докажите делом напишите правильно. И лучше не давайте другому смотреть а то и про вас такое скажут.
                                                                                                      • +1
                                                                                                        > не давайте другому

                                                                                                        А как же code revision?
                                                                                                        • 0
                                                                                                          code review, я хотел сказать
                                                                                                          • –1
                                                                                                            Да всегда найдется тот кто сможет лучше. И в результате другой человек тоже будет над ним смеяться.
                                                                                                            • 0
                                                                                                              Такой взгляд на ващи присущ только закомплексованным людям. Есть большая разница между кодом, над которым будут смеяться (или плакать) и не идеальным кодом.
                                                                                                              • –1
                                                                                                                да задается автор слишком вот чего хотел сказать
                                                                                                                • 0
                                                                                                                  И это говорит тот, кто чуть выше заявляет, что он «ещё до окончания школы прекрасно владел asm, c, c++»…

                                                                                                                  >_<
                                                                                                                  • –1
                                                                                                                    В данном случае я неправильно изложил свою и я это понял. И комментирующий мне это доказал.

                                                                                                                    И причем тут мои успехи. Они вам покоя не дают?
                                                                                                                    • 0
                                                                                                                      Да. Очень плохо сплю по ночам.
                                                                                                        • +1
                                                                                                          Знаете, мне начинает казаться, что вы не просто дурак, а еще и из тех деятельных дураков что «этот класс работает дерьмово, я щас все перепишу — за два часа. Ну за день от силы». Мда. «освоили» вы «прекрасно» я смотрю, и программирование, и вообще разработку.
                                                                                                          • –1
                                                                                                            Не все проекты в моей компании не делаются за 2 часа на коленках. Мы уважаем своих клиентом и продаем и качественный продукт.

                                                                                                            Не уловил связь в предыдушем посте на основании которого можно сделать такой вывод?

                                                                                                            С кокого такого хрена вы меня называете дураком? Вы здоровы простите? Или у вас какие-то проблемы? И просто недостаток воспитания?
                                                                                                            • –2
                                                                                                              Идите-идите, молодой человек — вам там еще гордиться надо своим овладеванием языка ассемблера и С++! А тут общаются умные дяди с хорошим образованием — вам тут будет неинтересно.
                                                                                                              • –6
                                                                                                                Вы простите конечно но моё образование куда выше чем ваше.
                                                                                                                • –6
                                                                                                                  Не заметил.

                                                                                                                  Иди, кому сказал!!!
                                                                                                          • +2
                                                                                                            >А что полезли в чужой код?

                                                                                                            С превеликим удовольствием бы не лазил. Но есть такое слово: «надо».
                                                                                                            Этот замечательный модуль нужно слегка переделать, чтобы он использовал не эту библиотеку, а некую другую. Весело? :)

                                                                                                            «А теперь обхватываем голову руками и так с чувством „Ой бля-я-я-я-я....“» ©

                                                                                                            >И обвиняете в некомпетентности?

                                                                                                            Да. Человек, спроектировавший модуль таким образом, что для замены бэкенда нужно перелопачивать код на всех уровнях — некомпетентен. Точка.

                                                                                                            >Докажите делом напишите правильно.

                                                                                                            Чем и придётся заняться.

                                                                                                            >И лучше не давайте другому смотреть а то и про вас такое скажут.

                                                                                                            С удовольствием выслушаю критику в свой адрес.
                                                                                                            • 0
                                                                                                              С вами приятно общаться. Четко и по делу.
                                                                                                    • –5
                                                                                                      Вы меня не знаете и работ моих не видели. И вам меня не судить.
                                                                                                      И кто вы такой что бы говорить что я не адекватный? Мне довелось выиграть множество олимпиад как по математике так и по программированию и я этим гордился тогда и горжусь сейчас. В своем ответе я писал что «прекрасно им овладел» и перевирать мои слова не надо, это не этично. Я убедился что вы не умеете читать и понимать написанное. Вы видели лишь то что хотели видеть. Я всего навсего хотел показать что если хотеть можно много добиться не взирая на возраст и прочие препятствия.

                                                                                                      Вы неуверенный в себе хам.
                                                                                                      • +1
                                                                                                        Гордитесь! Вы — молодец!!!

                                                                                                        (не, серьезно, гордитесь-гордитесь, чем больше вы и такие как вы будете гордиться, тем меньше будет конкуренция на рынке труда)
                                                                                                        • 0
                                                                                                          Я вашу работу не забираю. У нас разные рынки труда. Вы как я понял трудитесь в другой стране.
                                                                                      • –6
                                                                                        «Академические педерасы не понимают этого нифига. Для них наука застыла в 1930-х годах, в лучшем случае. Все, что было после этого — ниибацца до чего сложно и непонятно. И поэтому университетская программа по математике в России не менялась с 1920-х. А вот если из той хуйни, которой мучают студентов, удалить совсем уж бессмысленную и никому нахуй не нужную тупую хуйню, типа взятия интегралов, оставшимся вещам можно обучить нормальных школьников за год-два, либо на первом курсе. А дальше учить людей полезному, коммутативной алгебре, группам Ли, топологии и прочим простым и красивым наукам, без которых математик это не ученый, а просто гнида».
                                                                                        Михаил Вербицкий

                                                                                        Все что пригодится, можно выучить самому. Сами преподаватели, когда их спрашивают: «Зачем это нам надо?», не могут найти ответ. Некоторые применяют фразу: «Мы вас учим учиться!» Ну это уже как раз для ненастоящих айтишников и вообще профессионалов, которых надо заставлять что-то учить. Если профессия нравится, то не нужен никакой вуз и специалист будет учиться быстрее и работать качественнее тех «мальчиков с корочками». Правительство любит оперировать биомассой а не людьми… А кто ты?
                                                                                        • +8
                                                                                          Вот вы прям щас сильно удивитесь… вот ну просто очень сильно… но такие вещи как начала анализа, линейная алгебра, комбинаторика и теория вероятностей по большей части не менялись уже лет сто. Если не больше.
                                                                                          • 0
                                                                                            Начала анализа — дифференциалы и производные, интегралы — изобрели Иссак Ньютон и Готтфрид Лейбниц (помните формулу для определённого интеграла? Так и называется, формула Ньютона-Лейбница). Эти люди жили и работали в конце семнадцатого века.

                                                                                            Линейная алгебра — заложена Рене Декартом в начале 17 века (с изобретением системы координат)

                                                                                            Так что «лет сто» — это вы определённо недобрали :)

                                                                                            • 0
                                                                                              Ну я так, с потолка примерно сказал — сто лет чтобы не ошибиться и не сесть в лужу ;)
                                                                                              • 0
                                                                                                А формулу Лейбница я помню, да, и даже уравнения Эйлера вспомню если напрягусь ;)
                                                                                            • –2
                                                                                              В первую очередь что должен научить делать университет это то как приложить весь этот вагон теории к практике. А вот это в наших универах наблюдается мало.
                                                                                              • +10
                                                                                                Немного дополню и попытаюсь раскрыть свою мысль. Можно мериться корочками и заниматься хрен знает чем, но это удел тех, кто пришел «за компанию», из-за «непыльной» работы, за зарплатой.

                                                                                                Настоящий специалист сам всему научится и будет изучать то, что ему интересно и заниматься тем, что ему интересно. Не надо мне рассказывать истории для рабов.

                                                                                                Учиться надо всю жизнь, а не пять лет. Это общечеловеческая глупость считать, что получив свою корочку и забыв устаревший или неиспользуемый материал, можно считаться человеком «высшего сорта» и претендовать на более высокую оплату. Наука не должна так сильно переплетаться с остальной жизнью, иначе популяризация приводит к такому плачевному результату. Единицы вырастают выдающимися учеными, и многие из них презирают высшее.

                                                                                                А применение на практике усваивается не в университете, ибо выпускников «доучивают» на работе. Хотите знаний и практических навыков? Тогда берите книги и читайте. Усвоите материал — идите младшим высокооплачиваемым подмастерьем в компанию. Настоящий профессионал за две недели перестанет быть обузой для компании и начнет быстро расти.

                                                                                                Я не навязываю вам свое видение. Если вам нравится жить во сне — пожалуйста: ваш удел — школа, ВУЗ, работа, пенсия, ..., профит!
                                                                                                • 0
                                                                                                  Да, учиться нужно. А университет дает именно умение учиться. Если что, я не про заборостроительные, а именно про Университет.
                                                                                                  Не знаю ни одного человека без высшего образования, который мог бы построить анализ неизвестной ему области и представить внятный доклад по теме. Ни одного.
                                                                                                  Разумеется, есть много тех, кто и с «вышкой» на такое неспособен, но образование тут условие необходимое. Оно структурирует мозги и обеспечивает навыки работы с информацией.
                                                                                                • +4
                                                                                                  Про цитату промолчу, это абассака.

                                                                                                  > Все что пригодится, можно выучить самому

                                                                                                  Ты не знаешь, что тебе пригодится. Или ты предлагаешь тратить рабочее время на изучение того, что должен знать любой выпускник ВУЗа?

                                                                                                  > Сами преподаватели, когда их спрашивают: «Зачем это нам надо?», не могут найти ответ.

                                                                                                  Говно преподаватели.

                                                                                                  > Некоторые применяют фразу: «Мы вас учим учиться!»

                                                                                                  А так и есть.

                                                                                                  > Ну это уже как раз для ненастоящих айтишников и вообще профессионалов, которых надо заставлять что-то учить.

                                                                                                  Мощный вывод, сорвал покровы, лол.

                                                                                                  > Если профессия нравится, то не нужен никакой вуз и специалист будет учиться быстрее и работать качественнее тех «мальчиков с корочками».

                                                                                                  =)))))))))))))
                                                                                                  У автора этого высера, очевидно, психическая травма на почве отсутствия образования.

                                                                                                  > Правительство любит оперировать биомассой а не людьми… А кто ты?

                                                                                                  Аааахахахахах =))))
                                                                                                • +4
                                                                                                  Так, я сформулировал недостаток наших университетов. По крайней мере моего.
                                                                                                  Из нас делают не специалистов, а журналистов но без хорошего знания русского языка. То есть мы много о чем знаем, о многом можем поддержать разговор, но в реальности ни шиша не умеем)
                                                                                                  • +4
                                                                                                    «в реальности ни шиша не умеем» — это нормально для студента, до каких-то пор. Но если к 4-му или 5-му курсу он не попытался сделать что-либо по своей специальности самостоятельно — то дело просто в том, что он неправильно выбрал свою специальность. Она ему слишком сложна, неинтересна, или даже противна — и поэтому никаких практических навыков у него не будет.
                                                                                                    У нас на кафедре те, кто хотел «чему-то научиться» — либо на кафедре чем-то научным занимались, либо параллельно где-то ещё работали по специальности.


                                                                                                    А когда в я техникуме учился, мы полный цикл создания печатных плат проводили — от принципиальной схемы, до монтажной, а далее — каждый чертил на текстолите дорожки, вытравливал их, впаивал элементы, и в результате получалось что-то, что даже работало :) И это было ценно. В реальности технология на порядок сложнее, все роботизировано — но эта практика очень многое нам дала.
                                                                                                    • –1
                                                                                                      Вопрос в том, что обязательно ли тратить 5-6 лет на обучение, если основную часть придется осваивать самому?
                                                                                                      • +1
                                                                                                        По-моему тут подход разный: человека _должны учить_, или человек _должен учиться_.
                                                                                                        Человек всегда учится сам, даже во время обучения в институте.
                                                                                                        Никто не может вложить в него навыки силой, если он постоянно ищет способа не учиться, схалявить, забить на пару, сдать зачет на удачу, списать на экзамене…

                                                                                                        Меня в универе учили расчитывать дебит скважин, проектировать и подбирать нефтедобычное и буровое оборудование (исходя из сотни условий), считать нагрузки и т.п.
                                                                                                        Но мне это было совсем не интересно, я учился «лишь бы сдать» — и поэтому еле еле получил «вышку». Но другие люди, которые хотели работать по специальности — они все эти знания потом применяли на практике, и с отличной теоретической подготовкой работают в российских и зарубежных нефтегазовых компаниях.
                                                                                                        • +1
                                                                                                          А лучше вообще обходиться без слова «должен». Кому должен?
                                                                                                          • 0
                                                                                                            Никому, только себе, наверное. Просто зачем получать ВО, если специальность неинтересна?
                                                                                                        • 0
                                                                                                          В институте преподаватели, у которых можно спросить и халявная библиотека. ИМХО, это важно и позволяет ускорить обучение.
                                                                                                          • +1
                                                                                                            Против халявной библиотекине поспоришь. Насчет преподавателей, мне с этим не повезло.
                                                                                                            • 0
                                                                                                              А у нас отлично по большей части. Всегда помогут, подскажут литературу.
                                                                                                              Я даже с деканатом договорился в институт забегать после выпуска.
                                                                                                              • 0
                                                                                                                Везет вам) У меня самого плохой характер, да и универ много грантов выигрывает, так что преподы заняты.
                                                                                                        • +1
                                                                                                          господи, я этим занимался с 7го по 9ый класс в радиокружке (:
                                                                                                        • +3
                                                                                                          Что значит «из вас делают»? Каждый сам делает себя. Вуз только помогает, даёт нужный настрой и свободное время )
                                                                                                        • 0
                                                                                                          >>много о чем знаем, о многом можем поддержать разговор, но в реальности ни шиша не умеем — значит, тебе дорога в начальники :)
                                                                                                          • +1
                                                                                                            Важно не только что учится, но и как учится. Смысл обсуждать то, что учится в случае наших ВУЗов, если их главная проблема — то, как оно учится.
                                                                                                            • +8
                                                                                                              где-то что-то слышал про это, но не помню что, а экзамен-то уже идет — хрен с ним, по логике это должно работать вот так

                                                                                                              О… Это один из главных навыков, которые я получил в институте. Сколько теорем я выводил прямо за столом учителя. Как сейчас просто доказывать свои идеи прямо за столом переговоров…
                                                                                                              • +2
                                                                                                                О! Мы друг друга понимаем ;)))
                                                                                                                • 0
                                                                                                                  нас этому еще в школе научили ;) я тут, кстати, так пару дней назад экзамен сертификационный здал )))) ну тест, вообщем как обычно, более чем на половину вопросов я ответил именно таким способом, и уверенно получил свой pass )))
                                                                                                                • +7
                                                                                                                  На данный момент я наблюдаю такую плачевную тенденцию — из моей группы более-менее нормальными программистами (хотя специальность «вычислительные машины, системы, комплексы и сети», но изучаем мы, в основном, С и совершенно немного С++ (пока что без ООП)) смогут на данный момент стать 2 человека. Я себя к таковым не отношу, т.к. я больше «веб-эникейщик», которому интересно все, что связано с интернет.
                                                                                                                  Из группы так же люди очень плохо знают математический анализ, теория вероятностей далась с огромным трудом совершенно всем, а курс уже никто и не может вспомнить. В группе работает по будущей специальности только 2 человека (это я и мой друг), а остальные пытаются сдавать на электронику, которой совершенно не знают. И кто из этих людей будет действительно востребованным специалистом по своей специальности? От силы 3-5 человек. Из 19. Остальные пойдут работать либо в мелкие компании, либо попытаются открыть свой бизнес за незнанием куда подасться. И такая ситуация не только в моем университете. Такая ситуация проявляется в каждом университете или институте не зависимо от его престижа. Все зависит от качества преподования, от студентов, которые хоть что-то хотят. Да, я не знаю матанализ. Но я не претендую на данный момент на высококвалифицированного (или даже нет — просто квалифицированного) специалиста в своей области. Но это не помешало найти мне высокооплачиваемую (по меркам студента второго курса), интересную, полезную в плане постоянного карьерного роста и постоянных бесплатных тренингов от ведущих производителей сетевого оборудования (zyxel, dlink).
                                                                                                                  Так же мои знания, полученные во внеурочное время (в частности php+mysql+html+css+javascript) очень помогают мне в обучении. Ведь правда приятно, когда к тебе обращается преподователь со словами — «Я слышал, что вы увлекаетесь php? Не могли бы вы помочь мне с одним сайтом, а мы бы решили вашу проблему со сдачей долгов по моему предмету?».
                                                                                                                  Я понимаю — все это звучит несколько глупо, но обучение по своему желанию, а не по современной системе обучения в ВУЗах приносит мне больше пользы, чем, если я зазубрю и пойму не интересные лично мне лекции про p-n-p переходы. Я применяю знания, полученные за 2 года в университете лишь изредка. Но все равно — без обучения в ВУЗе я бы не стал изучать все это. Просто мне это было бы не интересно. Поэтому я и пошел в технический вуз. Потому что мне нужен был «волшебный пендель», чтобы изучить все прелести программирования и что это может действительно приносить деньги.
                                                                                                                  • +6
                                                                                                                    Кстати, позволю себе совет. Разбивайте текст на абзацы или пустые строки через каждые 500-600 символов, тогда его будет очень легко воспринимать, и прочтет примерно на 60% людей больше.
                                                                                                                    А написали вы, кстати, очень правильно :)
                                                                                                                    • +1
                                                                                                                      Хорошо. В следующий раз так и сделаю :)
                                                                                                                    • –3
                                                                                                                      На самом деле для программирования знать мат анализ не обязательно, а иногда даже вредно ;)
                                                                                                                      • +4
                                                                                                                        это для «кодинга» оно не нужно, а для программирования почти наверняка. Как только встанет вопрос требующий мат аппарата, скорее всего матан будет в том числе =)
                                                                                                                        • 0
                                                                                                                          Ну так речь в топике шла именно об инженерах, в самом лучшем, изначальном понимании этого слова. Думал, что на Хабре-то нет необходимости объяснять — «кто такой инженер».
                                                                                                                          • 0
                                                                                                                            Программист — это в первую очередь инженер. Именно в изначальном смысле этого слова. И неважно, какое у него образование — техническое или академическое, если у него не инженерный склад ума, ему место в вузе или институте, или в науке. Но не на производстве.