Pull to refresh

Жизненные советы от владельцев веб-студий: как повысить рентабельность и снизить риски. Часть 2

Reading time 7 min
Views 11K
Как и обещала, публикую вторую часть статьи, написанной на основе обсуждений, наблюдений и опыта партнеров UMI.CMS. Напомню, что было интересно собрать воедино и поделиться практическими рекомендациями и приемами владельцев веб-студий, позволяющими минимизировать риски и ускорить процессы на каждом этапе разработки интернет-проекта.

В первой части мы поговорили о «фишках» на этапе поиска клиентов и заключения договора. Сегодня — о дизайне, собственно разработке (внедрении) и сдаче проекта.

3. Разработка и утверждение дизайна


Дизайн – чаще всего самое узкое место с точки зрения принятия проекта заказчиком. Именно в дизайне заказчик принимает наиболее активное участие, дает рекомендации и пожелания, просит предоставить различные варианты. Приемка дизайна нередко может привести к затяжным доп. работам, невыгодным для студии. Чаще всего это также невыгодно и для заказчика.

3.1. Личная презентация

Крайне важно презентовать дизайн в первый раз лично. Ни в коем случае нельзя отправлять первые варианты дизайна по e-mail. Если заказчик находится в другом городе и личная встреча невозможна, то можно договориться о телефонных переговорах и одновременно переслать макеты. Это нужно прежде всего для того, чтобы вы могли обосновать и аргументировать свою работу. Для заказчика – это тоже полезно. Ведь для веб-студии дизайн — это часть специализации, в которой она профессионал. Веб-студия делает десятки и сотни сайтов, а заказчик – единицы, поэтому чаще всего веб-студия предлагает качественный продукт, действительно выгодный для заказчика. Но в его работу должно входить и объяснение своего продукта, т.к. он в достаточной степени сложен, чтобы быть очевидным неподготовленному пользователю.

Основной момент здесь в том, чтобы заказчику не пришлось составлять свое первое впечатление о дизайне самостоятельно. Оно должно быть составлено с помощью автора.

3.2. Участие заказчика

Заказчик обязательно должен участвовать в процессе разработки дизайна, т.к. для него это тоже творческий процесс и он имеет право принимать в нем участие. Можно сказать даже больше — часть тех денег, которые он платит, он психологически отдает за свое творческое участие. Задача разработчика в этом случае – направить энергию клиента в правильное с профессиональной точки зрения русло.

«Пожалуйста, обратите внимание на цвет звездочки для специальной акции. У нас есть несколько вариантов, без вашего участия мы не можем определиться, какой будет лучше.»

Практика от студии веб-дизайна Webprofy
Участие заказчика в проекте логично и справедливо до тех пор, пока это не вредит качеству интернет-проекта и не ведет к убыткам или снижению заложенной прибыли для разработчика. Бесконечный и увлекательный процесс приемки дизайна, бывает, остановить невозможно. В этом случае страдает и заказчик, и разработчик.
Поставить точку на этом этапе поможет «Список финальных замечаний», оформленный на фирменном бланке компании. В нем описываются все замечания, которые заказчик просит внести в дизайн, и они подкрепляются его подписью. По выполнению этих замечаний, даже если этот документ не был оформлен как приложение к договору, оснований продолжать работы по дизайну ни у заказчика, ни у исполнителя, как правило, уже нет.

4. Верстка, внедрение CMS, программирование



4.1. Использование коробочной CMS

Практический опыт компании «Кинетика», г. Барнаул, ген. директор Алексей Самойлов:
«Мы рассматриваем переход на коробочную CMS очень прагматично и с точки зрения бизнес-процессов. Как владельцы студии, мы ничего не потеряли. Просто раньше фактически мы платили за каждую установку CMS зарплату своим программистам, а теперь соизмеримые деньги идут на «аутсорс». Иначе говоря, теперь мы платим зарплату программистам Юмисофт, но при этом не несем никаких расходов по их содержанию, управлению и т.п.

С другой стороны, это выгодно и нашим программистам. Во-первых, теперь они избавлены от необходимости развития студийной CMS, что их никогда особо не радовало ввиду большого объема несвойственной им работы по описанию функционала новых модулей, юзабилити-тестирования, документации для пользователей и т.п. Во-вторых, что наиболее ценно, теперь на этапе продажи их не дёргают менеджеры с расспросами типа: «можем ли мы это реализовать и сколько времени на это уйдет». Стандартные модули UMI.CMS задают понятные ограничения для менеджеров по продажам, но с другой стороны, сами клиенты лояльны к такому строго описанному функционалу — помогает маркетинговая политика «коробочников».

Стоит отметить, что фонд оплаты труда разработчиков не уменьшился после перехода на коробочную CMS, а даже и по прежнему сохраняет тенденцию к росту, т.к. увеличились не только продажи, но и оборачиваемость бюджетов по проекту — теперь корпоративный сайт мы можем сделать в 2-3 раза быстрее. За счет чего это происходит?

Ситуация №1:
Я работаю на собственной CMS и беру за этап программирования и верстки $1000. В фонд оплаты труда (всем — от программиста до администрации), например, уходит 60%, т.е. я как бизнесмен заработаю $400, как только «отгружу товар», т.е. закрою этот этап актами. «Путь от кассы до склада» в этом случае достаточно долог — от недели до месяца в зависимости от проекта. Т.е. я месяц держу в оборотке рискованные средства.

Ситуация №2:
Я работаю на коробочной CMS и беру за этап программирования $1000. Скидка с CMS + сокращённые расходы на разработку (если раньше «стандартный» корпоративный сайт создавался 5 дней, то теперь — 3) дают мне тех же $400 прибыли, но теперь товар на как минимум половину суммы я «отгружаю» мгновенно – продажу системы я могу актом закрыть мгновенно! В случае хорошего потока, речь идет о существенных суммах в разрезе оборотов нашего бизнеса.

И клиенту ситуация №2 тоже выгоднее — получив мою собственную CMS, и подписав акт, он вынужден и программирование на ней у меня купить, т.к. другого выхода у него уже нет. Т.е. товар он получает «виртуальный» в некоторой степени. А вот получив «коробку», он получает реальный товар — ведь передать его для дальнейшей работы может сотням разработчиков».

4.2. Создание стандартных шаблонов для основных видов интернет-проектов

Опыт интернет-агентства Gekos, генеральный директор Артем Геращенков.
Соберите несколько типов проектов, на которых специализируется студия – например, сайт-визитки для компании, работающей в сфере услуг, сайт с каталогом товаров и т.д. Задайте таким сайтам-шаблонам структуру с точки зрения дизайна, структуру с точки зрения контента и наполните некоторое количество страниц типовой информацией. Такие сайты-шаблоны можно сделать на основе реальных сайтов, которые делались для заказчика и которые являются типовыми для вашей компании.
Что это дает:
— уже на следующий день после получения заказа вы можете показать заказчику первый прототип;
— Готовый сайт-шаблон может сократить себестоимость создания сайта минимум на 50%;
— разработка сайтов встает на поток — увеличение объемов производства и оборота при сохранении расходной части (ускоряется процесс производства за счет его упрощения и стандартизации ) = рост рентабельности.

Данная практика будет актуальна при низких и средних бюджетах и больших объемах. Очевидно, что при работе с крупным заказчиком, высокими бюджетами и индивидуальным интернет-проектом она не применима.

4.3. Использование систем для коллективной работы над проектом (Task-, Project- Collaboration-management)

Как правило, внедрение таких систем в компании с нуля вызывает сильное отторжение сотрудников, заканчивающееся игнорированием этого инструмента. Решить эту проблему чаще всего помогают показательные штрафные санкции к одному из сотрудников, после чего остальные начинают использовать инструмент. Как правило, после этого они уже могут оценить повышение эффективности внутренних коммуникаций по проекту и в дальнейшем уже сами становятся инициаторами его использования для новых сотрудников в компании.

Практика интернет-агенства ЮМИ Студия и Artics Internet Solutions
На РИТ-2008 на тему систем управления проектами прозвучал отдельный доклад от руководителей этих компаний — «Как директора веб-студий СУП выбирали». Его можно скачать здесь.

Практика интернет-агентства TRINET
Для клиента заводится отдельный аккаунт в системе Task-To-Do (собственная разработка интернет-агентства для нужд управления проектами), для того чтобы он мог следить за ходом проекта «изнутри». В этом случае, правда, необходимо регламентировать для сотрудников компании характер использования системы, чтобы в ней не появлялись комментарии, не предназначенные по форме или содержанию для ушей и глаз заказчика.

5. Сдача проекта


Практика от студии веб-дизайна Webprofy
Размещение сайта в Сети происходит только после полной оплаты проекта и подписания актов.
Думаю, что все плюсы очевидны и комментировать не нужно.

Практика от компании, пожелавшей остаться неизвестной
Проект может быть размещен в Сети и до полной оплаты и подписания актов. Парадоксально, но это может быть выгодно, если заказчик не хочет принимать проект. Несмотря на то, что формально он не сдан и не принят, он уже в Сети и представители заказчика начинают работу с ним. На каком-то этапе, когда разработчик уже не видит причин, по которым проект отказываются принимать и оплачивать, он предлагает заказчику «вынуть» проект из Сети, т.к. он не принят. И разработчик абсолютно прав – если акты не подписаны и работы в полной мере не оплачены, значит, продукта нет. Чаще всего при таком развитии событий заказчик либо окончательно согласовывает адекватные доработки, после которых проект будет сдан, либо принимает его «как есть» (в случае, если не может четко сформулировать претензии). В конечном итоге в любом случае он получает проект, удовлетворяющий его.

Практика от компании Gekos
Основная задача разработчика – удержать заказчика и после сдачи проекта, предоставляя различные услуги по его дальнейшему сопровождению (реклама, SEO, техподдержка, копирайтинг, юзабилити-аудит и т.д.). Для этого можно использовать традиционные для других видов бизнеса дисконтные системы. Например, если сайт разрабатывался в вашей компании, в дальнейшем вы можете предоставить скидку на рекламу, и наоборот, для рекламодателей предоставить скидку на разработку сайта. Для заказчиков, воспользовавшихся несколькими услугами можно предоставить «оптовую» скидку.

Ну и напоследок хочу еще раз отметить, что эти советы не стоит воспринимать буквально. Исходя из вашей конкретной компании, ситуации нужно решать, стоит ими пользоваться или нет. Но в любом случае считаю, что иметь представление о таких приемах не повредит никому. И конечно же, будет здорово, если вы в комментариях также поделитесь своими профессиональными «секретами» :)
Tags:
Hubs:
+38
Comments 39
Comments Comments 39

Articles