Pull to refresh

Что сегодня авторы предлагают инвесторам? Разбор полетов

Reading time 4 min
Views 778
Давно уже собирался отписаться по результатам инвестиционного предложения, но не оформлялась мысль. Вот пришла, благодаря этому посту, про ошибки соискателей на инвестиции.

С недавней инвестсессии «Полигон» получил в общей сложности порядка 80 проектов, может, чуть больше. В один мы вложились, но думаю, всем полезно будет оценить, что в общем предлагают и о чём думают сегодня начинающие «предприниматели».

Услуга третьего рода

Во-первых: очень много ненужного. Просто до*уя. Тем более — в кризис. Видать, посетители Хабра — унылые мечтатели, потому что почти все веб-проекты, которые к нам пришли на запрос инвестиций (их было 62) — это очередная услуга третьего рода, а не нормальный продукт. И практически все веб-проекты хотят отбиваться с помощью рекламы.

А потом мы удивляемся: “Почему это реклама заполонила телевизор, интернет, улицы и ваще весь мир?” Потому и заполонила, что горе-бизнесмены не способны придумать другую финансовую модель. Какую-то более честную. Сервисную, хотя бы, хотя тоже не айс.

Типичный проект: а вот мы сделаем портал, на котором можно будет [чего-то делать], потом дадим рекламу, посещаемость вырастет, мы сами будем продавать рекламу и на этом разбогатеем.

Пи*дец.

Знаете, что такое услуга третьего рода? Первого рода — это прямая услуга для потребителя: «Жена, приготовь поесть — сейчас, милый». Второго рода — это услуга для услуги: «Наша новая суперсковорода поможет вам готовить быстрее и вкуснее». Третьего рода — это услуга для услуги для услуги: «А вы умеете выбирать правильную сковороду? Заходите на наш портал superskovoroda.ru»

В *опу это все. Продукт должен решать ПРОБЛЕМУ! Какая проблема у хозяйки? Выбрать правильную сковороду? Нет. Быстро и вкусно приготовить? Нет! Ее проблема — ГОЛОДНЫЙ МУЖ! А они, вместо того чтобы решать проблему, лишь усугубляют ее своими «порталами по правильному выбору сковороды».

Решатель проблем

Вот я прихожу в супермаркет. Где проблема? Выбор из 20 сортов зеленого горошка? Да похер, на самом деле, они все одинаковые, сегодня этот возьму, завтра другой. Тогда где проблема? А вот например, оплатить, если наличных не хватает. Это уже ближе, но тоже не ново. Что еще? Не знаете?

Самая вкусная проблема — это когда заявленная концепция НЕ РАБОТАЕТ, и ее надо починить. Концепция супермаркета говорит: «Вам теперь не нужно тыкать продавцу на нужные продукты — берите сами что нравится», подразумевая при этом, что нам больше не придется стоять в очередях. Казалось бы, удобно… На деле, я пару минут набираю корзину, а потом 30 минут толкусь у кассы.

Очередь у кассы — узкое место, реальная проблема. Решите ее!

Или, например, оформление любых документов. Почему лично? Почему опять очереди? Почему паспорт? Сделайте кто нибудь подачу документов онлайн — это решит РЕАЛЬНУЮ проблему. Портал с кучей информации вида «Как подать вот такие документы» ее не решает. Наоборот, к старой головной боли с документами прибавляется новая боль — с запоминанием правильного метода их подачи, избегания узких мест и прочего.

Не учите меня ничему. Сделайте за меня. Снимите с меня проблему, а не вешайте новую — и будет отлично.

Немного о хорошем

Проект, в который мы в итоге и вложились: интернет-провайдер в Новоуральске (город-спутник Екб). Целый город сидит через АДСЛ, скорость отвратительная, платят по 4000 руб/мес не пойми за что. Проблема! Мы пришли в администрацию, сказали «Хотим дать вам нормальный безлимит, 1-2-4mbps» — нам тут же все разрешения дали и все бумаги подписали. Вот как людей за*бало переплачивать наглому провадеру за отвратительную связь.

Была проблема — нет проблемы. Вот так надо.

А вы со своими “порталами”.

Как дети, честное слово.

Что нельзя говорить инвесторам

Вот, посмотрите, может кто не видел еще: выступление на тему “Что нельзя говорить инвестору”. Может, это как-то для кого-то прояснит ситуацию, и он поправит свое понимание мира, прежде чем идти к очередному инвестору со своим суперпроектом.

Выступление Павла Черкашина (главы представительства Adobe Systems в России и СНГ)

Краткая цитата, для тех, кто “ниасилил” (по-любому есть такие):

  1. “У нас нет денег на то, чтобы сделать прототип”. Неудачники, до свидания. Если они даже не могут придумать, как извернуться в такой ситуации, как они потом собираются управлять большим бизнесом, когда он вырастет?
  2. “Нам нужны инвестиции на рекламу, чтобы привлечь побольше пользователей, чтобы им продавать рекламу”. Понятна ущербность модели, да? Вы фактически продаете рубль за девяносто пять копеек.
  3. “Мы не можем раскрывать детали, потому что у нас суперсекретная идея. Пока не подпишете что-нибудь или денег не дадите – мы вам ничего не расскажем”. Тоже понятно. С такими людьми потом договориться будет нереально. Инвестору неинтересно.
  4. “Наш проект убьет кого-нибудь”. Фраза “убьет” сразу убивает идею встречи. У людей нет своих идей, они пытаются кого-то… перевалить ответственность на других.
  5. “У нас сложности между авторами”, “Дайте нам денег, нам нужно выкупить Васю, потому что он больше в бизнесе не участвует”. Всё, инвестор сразу собирает вещи. Грызитесь сами.
  6. “У меня есть еще несколько интересных проектов”. Такая фраза в конце встречи сразу убьет весь эффективный потенциал, который вы могли построить в процессе этой встречи. Никогда ее не говорите на встрече с инвесторами.
  7. Ну и, конечно, фраза, которая тоже убивала несколько раз мое общение – это когда после долгого интересного обсуждения – всё хорошо, всё интересно, а потом человек говорит: «Ну вы понимаете, что я сам-то не смогу этим бизнесом заниматься. Я только учредитель. Мы потом наймем профессионального директора, который этим будет заниматься». А что ж ты пришел-то тогда?


Давайте, удачи в бизнесе. И будьте умными.
Tags:
Hubs:
+106
Comments 182
Comments Comments 182

Articles