Пользователь
0,0
рейтинг
4 августа 2009 в 16:35

Маркетинг → Веб-аналитика: анализируй это! Часть 1. Вступление

Часть 1. Вступление.
Часть 2. Сбор данных.
Часть 3. Базовые метрики.
Часть 4. От статистики к аналитике
Часть 5. Разделяй и думай
Часть 6. Action!
Счетчики посещаемости знакомы всем пользователям интернета уже много лет. Многие владельцы сайтов ставят сразу несколько иконок разных счетчиков, и день за днём цифры на них растут и всё больше радуют хозяина.



Далеко не все знают, какую информацию можно извлечь из статистики сайта, кроме цифр посещаемости и, иногда, источников посетителей. Однако, современные системы статистики предоставляют куда больше возможностей для подсчета, обработки и анализа данных посещаемости. Их даже стали по-другому называть: «инструменты веб-аналитики»!

Сейчас большинство успешных коммерческих сайтов уделяет огромное внимание сбору и анализу статистических данных. В частности, крупнейший международный онлайн-магазин Amazon.com создал целый культ аналитики. Один из первых сотрудников Amazon Джеймс Маркус рассказывает:
«Прошло время неточных приближений и фокус-групп, анекдотичных подгонов и дыма, поднимающегося из отдела маркетинга. Такая компания, как Amazon, могла записать каждый шаг посетителя, каждый клик и движение мышкой, и делала это.

По мере того, как данные сваливались в виртуальные кучи, холмы и горные массивы, вы могли сделать самые разные выводы об этом неизведанном создании — потребителе. В этом смысле, Amazon был не просто магазином, но и колоссальным хранилищем фактов. Все, что нам было нужно — подключить к этим фактам правильные формулы.»
Передовые российские онлайн-ритейлеры тоже успели осознать важность анализа статистики: например, в Ozon.ru есть аналитический отдел, который занимается анализом и оптимизацией ключевых показателей сайта. Ничего удивительного: как только речь заходит об эффективности, без аналитики не обойтись.

Благодаря результатам анализа статистики сайта можно увеличить прибыль, выбрать правильное направление развития или найти новые источники клиентов. В тот момент, когда начинающий веб-бизнесмен радуется окончанию разработки сайта, опытный маркетолог только начинает настоящую работу: анализ, оптимизацию, тестирование, снова анализ… Ещё бы: анализ поведения пользователей на сайте позволяет «выжать» из рекламного бюджета больше, ещё больше, увеличив главный показатель работы сайта: прибыльность, или возврат инвестиций.

Роста прибыли можно добиться за счет нескольких факторов. Если не вдаваться в психологию принятия решения, то любой онлайн-продавец должен решить три задачи для того, чтобы его бизнес был успешен:
  1. Привлечение пользователей на сайт (реклама)
  2. Конвертация пользователей в клиентов (продажа)
  3. Удержание пользователей (повторные продажи).




Эти задачи чаще всего отображаются в виде воронки. Аналогия популярная, но не совсем верная: если в обычной воронке ничего не теряется, то сужение воронки продаж символизирует «утечку» пользователей по мере того, как они проходят по ней. Лишь небольшая доля пользователей становится клиентами.

Задача веб-аналитики заключается в поиске возможностей:
  1. уменьшения стоимости привлечения посетителя в воронку и повышения его релевантности.
  2. «расширения» воронки — повышение процента конвертации пользователей в клиенте.

Итогом и будет уменьшение стоимости клиента!

Как же этого добиться? Что ж, пройдёмся не спеша, покрывая все стадии обучения. Я условно выделяю три таких стадии.
  1. «Школьная». Понимание основных цифр, отличие «уников» от «просмотров страниц», знание понятия «реферрер».
  2. «Институтская». Умение выделять проблемные страницы и переходы на сайте, «качественные» и «некачественные» источники трафика.
  3. «Бизнес». Оптимизация бизнеса и принятие решений с помощью данных аналитики. Проведение тестирования, подсчет ROI для каждого источника трафика, е-мерчендайзинг. Умение просчитать достоверность выборки данных.

Прохождением всех стадий по очереди мы и займемся, а я пока жду в комментариях интересных, нетривиальных вопросов, кейсов и советов :)
Alex @payalnik
карма
248,3
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Маркетинг

Комментарии (39)

  • +10
    Думаю, не стоило отрывать предисолвие от стадий обучения. Ждем продолжения. По вступлению вопросов пока нет.
    • +1
      Спасибо. Очень хотелось так и сделать, но статья вышла весьма длинной, и комкать не хотелось. Нужна же мотивация читать всё остальное :)
  • 0
    интересно было бы почитать. Не могли бы вы уточнить когда выйдут статьи?
    По поводу пожеланий: хотелось бы побольше примеров и конкретики.
    • +1
      В ближайшие дни буду по очереди выпускать. Пожелания учту, спасибо!
      • +1
        Чего зачастую не хватает в бизнес-литературе (к примеру Маркетинг Менеджмент Котлера и Келлера), так это кейсов о недачных решениях. А ведь это тоде опыт, причем овольно интересный. Будет интересно почитать, если что-то такое найдете
        • 0
          Обычно неудача в аналитике — это лишь упущенные возможности. Подумаю, но будет сложно.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      Ну с аналитическими программа сложно по той причине, что данные одних категорий, одинаковые по показателям, для разных сфер деятельности будут давать разные выводы. Поэтому сделать что-то универсальное для всех бизнесов — сложно. Думаю до создания ИИ будет наиболее эффективна схема опытный_аналитик+инструменты_обработки_статистки
  • –1
    недавно открыл для себя гугланалитикс и прифигел
    • +1
      аналагично, почитал документацию(хелп) и узал про полезные возможности, про которые не знал ранее, но сложилось впечатление, что там есть еще много такого, про что я и не догадываюсь.
      Так что пожелание к автору: описывать какие показатели стоит анализировать и как лучше получить информации о них.
      • 0
        а если аналитикс соединить с Google weboptimizer различными сервисами контекстной рекламы, то картина становится все яснее и яснее.
        Вообще говоря про показатели, вам лучше всего понятно из контекста вашего сайта, что важнее, а вообще самый важный показатель, как говорилось выше -ROI (Return of Invetsment) а дальше вы его сегментируете, какие категории пользователей дают доход выше относительного среднего какие меньше, а может у вас цеь не доход а какие то определенные действия пользователей и тд…
    • 0
      я тоже подумал, что будет про гугланалитикс
      пост ни о чем
      • 0
        Про гугланалитикс обязательно будет, и много.
  • 0
    С удовольствием почитаю статьи.

    Давно пользуюсь гугл аналитиком но только недавно открыл для себя его полный функционал.

    • 0
      я тоже давно пользуюсь, и тоже недавно открыл, но, мне кажется, ещё далеко не полный :)
  • 0
    Вопрос, будут ли затрагиваться вопросы применения веб-аналитики для некоммерческих сайтов?
    На собственной шкуре знаю какая это разница между заказал и оставил комментарий.
    И еще мне кажется стоило бы сделать тематический блог на эту тему.
    • 0
      Интересный вопрос. Уж очень разные бывают цели у некоммерческих сайтов. Можете дать пример?
      • 0
        Примеры из моей практики:
        — Сайт благотворительной организации, помогающей детским домам.
        — Блог без рекламы, где автору важно только что бы его читали и комментировали.

        При желании можно сконструировать масса вариантов, где конечная цель действие онлайн или оффлайн, которое не приносит коммерческую выгоду.
  • 0
    Интересует анализ географии аудитории: М и Ж, возраст
    • 0
      Можно сделать анализ посещённых страниц (через неприкрытый пока анализ цвета ссылки a:visited, на сайты с чёткой разделением аудитории) и передавать в гугл аналитику в реальном времени дополнительные факторы.
    • 0
      Соцдемографика тоже будет
  • 0
    какие бы книги околотематические посоветовали бы почитать, типа психология принятия решения ну и тд
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • 0
    Хотелось бы видеть примеры отслеживания эффективности изменений на сайте. Как определить, какой элемент страницы расположен неудачно, и как проанализировать и сравнить эффективность разных дизайнов и вообще содержимого страниц входа.
    • 0
      Google Website Optimizer
      • 0
        Это всем известная тулза.
        Я ж спрашиваю про примеры — готовые кейсы. Почитать чужой опыт, почерпнуть что-то новое, чтобы не терять время и не наступать на всем известные грабли.
        • 0
          youtube://website optimizer
        • 0
          Обязательно
  • 0
    Да, очени интересно. Статистика вещь вообще зверская
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • 0
    а вот я, как бывший руководитель аналитического отдела ozon.ru, могу дать ссылку на то, как работают системы веб-аналитики на основе JS и куки:
    JS счетчики
    • 0
      Спасибо! Приятно было посетить Вашу секцию на КИБе.
  • +1
    чтобы процесс обучения читающих сей материал стал более эффективным предлагаю ввести практические задачки для совместного решения. Могут быть реализованы в виде:
    1) постановка задачи-вопроса ( для обсуждения и посика ее решения)
    2) постановка задачи-вопроса уже решенного кем-то на практике ( с публикацией данного решения в следующей статье или в комментах, например через пару суток.)
    • 0
      После ликбеза для отстающих задумаюсь об этом
  • 0
    Хорошую тему начали. Скоро популярной будет :)

    мои 5 копеек:

    использую связку google analytics + woopra + webvisor

    google analytics — просто бомба, если хорошо в ней разбираться
    woopra — отличный сервис, но не для крупных проектов (не справляется с высокой посещаемостью)
    webvisor — сыроват, имхо, но выжать интересные вещи можно (по юзабилити сайта особенно)

    В итоге всем рекомендую из бесплатных сервисов только google analytics.
    Для real time аналитики — woopra или chartbeat (до 5000 юзеров/онлайн)
    • 0
      Спасибо, полезный опыт! А для чего вы используете именно realtime аналитику, если не секрет? Какие здесь цели решаются?
  • 0
    Цели в основном технического характера. Сейчас я работаю с сайтом, на котором постоянно происходит изменение товарных групп. Иногда очень важно определить как ведет себя пользователь при размещении тех или иных групп и позиций.
    Бывает нужно отследить тот или иной IP, определить что именно он делал на сайте и не из-за него ли те или иные проблемы, например ;)
    И, наконец, техотделу очень интересно бывает, почему вдруг увеличивается нагрузка на сервер.
    Сейчас работаю с еще одной realtime системой — getclicky.com. Очень нравится. Рекомендую.
  • 0
    "… 1. уменьшения стоимости привлечения посетителя в воронку и повышения его релевантности.
    ..."
    Долго думал над фразой… Посетитель-то привлекается не в воронку, воронка — это вроде как метафора. Релевантность посетителя? Термин претендует на крутость: не можете вы посетителем манипулировать, все-таки это иллюзия. Посетитель — скорее, как вода которая ускользает сквозь пальцы. Релевантность все-таки к информации относится.
    Это мелочи, но такие мелочи есть детали из которых складывается общее понимание — что же куда течет и где чего уменьшается…
  • 0
    Часть 2. Сбор данных.
    Часть 3. Базовые метрики.
    Часть 4. От статистики к аналитике.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.